Классификация гендерных стереотипов — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Классификация гендерных стереотипов

2019-11-28 230
Классификация гендерных стереотипов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 2

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ: СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ

ПОНЯТИЕ «ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ»

Стойкость наших верований, представлений и мыс­лей дробит наш творческий потенциал, самовыражение как представителей пола и всего рода человеческого.

Фрэнк Д. Карделл

Интерес к проблеме гендерных стереотипов обозначился в за­падной социологии в 1970-е гг. и сохраняется до настоящего времени. Работы по гендерным стереотипам в трудах западных, прежде всего американских исследователей-феминисток, в значительной степени стимулировали дальнейшее развитие общей теории стереотипа.

Социальный стереотип (от греч. $1:егео$ — твердый и (уро$ — отпечаток) — стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о со­циальном объекте [85].

Понятие стереотипа было введено американским журналистом У. Липпманом в работе «Общественное мнение» (1922). Липпман понимал под стереотипами создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку. Он трактовал стереотипы как избирательный и не­точный способ восприятия действительности, ведущий к ее упроще­нию и порождающий предрассудки. Вместе с тем Липпман высказал идею о том, что стереотипы неизбежны, так как они — необходимое условие взаимодействия человека с окружающей действительностью и проекция на мир его собственных чувств, ценностей.

Социальные стереотипы проявляют себя как стереотипы мыш­ления и поведения личности. Индивид может, не имея достаточно сведений об объекте, выносить свое суждение о нем, подкрепляя это суждение чувствами и действиями. В результате вероятностный ха­рактер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение — так рождаются стереотипы.


Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции                        21

В конце 1970-х гг. американский ученый Г. Тэшфел, обобщив теоретические и эмпирические данные в области изучения социаль­ного стереотипа, сформулировал следующие выводы.

• Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать об­ширные человеческие группы (или социальные категории) не­дифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.

• Социальные стереотипы изменяются в соответствии с социаль­ными, политическими и экономическими изменениями, но этот процесс происходит крайне медленно.

• Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми за­долго до возникновения у них ясных представлений о тех груп­пах, к которым они относятся [5, с. 95].

Выполняя положительные функции, стереотипы существенно облегчают человеку жизнь. Они ускоряют восприятие, задают кри­терии для оценок, приобретают форму полезного знания, ориенти­руют в социальных ценностях. Они также лежат в основе общего взгляда людей на различные проблемы и создают благоприятную почву для взаимопонимания. Одновременно с этим стереотипам присуща и реакционно-искажающая роль: они сужают восприятие, формируют неточное или даже ложное мнение.

В настоящее время гендерные стереотипы как часть социальных стереотипных представлений находятся в центре внимания ученых самых разных специальностей — социологов, психологов, политоло­гов и т. д.

Однако, несмотря на немалое количество ценных работ, где затра­гивается эта тема, серьезных трудов, в которых бы рассматривались уни­версальные механизмы гендерной стереотипизации и функционирова­ния гендерных стереотипов в российском обществе, пока недостаточно.

В определении гендерных стереотипов нет единства. Ряд иссле­дователей в своих определениях делают упор на личностные харак­теристики мужчин и женщин. Гендерные, или полоролевые, стерео­типы — это схематизированный набор представлений о персональ­ных характеристиках мужчин и женщин [123]; стандартизированные представления о моделях поведения, чертах характера, соответствую­щие понятиям «мужское» и «женское» [53].

В другой группе определений акцент приходится на гендерные от­ношения. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристи­ки мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин [43].


22                     Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов

Наконец, еще одна группа определений берет за основание сами концепты маскулинности и фемининности. Тендерные стереоти­пы — это схематизированные, обобщенные образы маскулинности и фемининности [161].

Некоторые авторы высказывают мнения о том, что гендерные стереотипы — это, в сущности, социальные нормы, предписывающие различные типы поведения, убеждения и интересы людям в соот­ветствии с их биологическим полом [135].

По мнению Т. Б. Рябовой [94], наиболее корректным является определение, данное Р. К. Унгер (R.K. Unger): «Гендерные стерео­типы — это социально конструируемые категории „маскулинность" и „фемининность", которые подтверждаются различным в зависи­мости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов; которые поддержи­ваются психологическими потребностями человека вести себя в со­циально желаемой манере и ощущать свою целостность, непротиво­речивость» [169].

В определении указано происхождение гендерных стереоти­пов, они социально сконструированы. Оно охватывает содержание тендерных стереотипов — социальные представления о мужских и женских качествах, поведении мужчин и женщин, занятиях и со­циальных ролях. Также оно отражает роль гендерных стереотипов в формировании и сохранении идентичности личности. И наконец, оно учитывает присутствие в концепте «гендер» не только соци­альной, но и культурно-символической составляющей, предполага­ющей соотнесение с мужским и женским началами вещей, свойств и отношений, непосредственно с полом не связанных. Например, феминизации или маскулинизации могут подвергаться нация или страна, социальный класс, политический противник [93], элементы ландшафта и т. д. В дальнейшем мы намерены придерживаться этого определения.

Пол

Гендерный идеал женщины, %

 

патриархальный переходный феминистский Мужчины 73 24 3 Женщины 48 42 10

                                                                          

                                                                      

Сопоставить традиционно-культурный идеал человека и идеал женщины не представляется возможным (набор качеств неиденти­чен), однако очевидна их содержательная близость. И там и там це­нятся верность, преданность, скромность, бескорыстие и жертвен­ность. От идеальной женщины ожидается принесение жертв ради семьи, а в случае, когда тендерные различия не имеют значения, — ради высокой цели.

Отметим еще одну особенность женских тендерных идеалов, выявленных Н. А. Нечаевой (традиционно-патриархальный и про­ межуточный). Они не содержат качеств, соответствующих традици­онным стереотипам фемининности: слабость, пассивность, зависи­мость, сексуальная привлекательность и пр. Напротив, они включа­ют тендерные моральные стереотипы фемининности и маскулинные качества (сила, трудолюбие, ум).

Отрицательной стороной такого взгляда на женщину является продуцирование' образа «сильной женщины», которая «может сде­лать все». При этом, согласно стереотипным представлениям, такой образ «сильной женщины» нередко дополняется образом слабого мужчины. Неудивительно, что в народе подхватили и часто повто­ряют некрасовское: «коня на скаку остановит...». Русский фольклор, сказки содержат женские образы, обладающие качествами «силь­ной женщины»: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Хозяйка Медной горы и другие. Следует заметить, что все перечисленные образы присутствуют в «мужских» сказках, то есть сказках, где главное действующее лицо — мужчина и где в символи­ческой форме описан путь становления мужчины.


Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции                      47

«Сильная женщина» преуспевает на работе, счастлива в семей-; ной жизни, справляется с домашними обязанностями, воспитывает детей и помогает людям. Она надежна, и на нее во всем можно поло­житься. В условиях бывшего СССР в массовое сознание внедрялись образы: «женщина-труженица», «женщина-общественница», «жен­щина-героиня». Такие образы накладывают на женщину обязанно­сти, которые она физически не в состоянии выполнить. Мужчины, находясь под влиянием такого стереотипа, ожидают от женщины чересчур многого и, сталкиваясь с реалиями жизни, неизменно при­ходят к разочарованию, что порождает конфликты, разрыв отноше­ний, от чего страдают все — и женщины, и мужчины, и их дети.

Структура, содержание и степень распространения традицион­ но патриархального (60%) и переходного (33%) идеалов женщины в российском менталитете указывают на тесную связь восприятия роли и предназначения женщин с нашими культурными корнями, традициями, идущими из прошлого. Женский идеал близок обще­культурному идеалу человека, который имеет ту же культурно-исто­рическую специфику. Если в рамках отечественной культуры почти половина населения (44%) не считает столь ценными и значимыми прагматизм, индивидуализм, приоритет личных целей над коллек­тивными и не отождествляет его с идеалом человека (независимо от пола), то, когда речь заходит о тендерных различиях, процесс отри­цания этих качеств усиливается в отношении женщин.

Завершая раздел о стереотипе идеальной женщины в российской культуре, следует упомянуть еще один факт, выявленный Н. А. Не­чаевой. Уменьшение числа приверженцев патриархального взгляда на женщину происходит за счет увеличения количества привержен­цев переходного типа, а не феминистского. В этом следует видеть про­явление российской культурно-исторической специфики.

Теперь обратимся к мужскому идеалу в рамках российской мен­тальное™.

Совокупность качеств, входящих в традиционный канон ма­скулинности, — это сила, стремление к лидерству, амбициозность, властность, ответственность, объективность, умение принимать решения, ум, реализм, доминантность, авторитетность. Однако, со­гласно мнениям разных исследователей, единого канона маскулин­ности, который обнаруживался бы повсюду, не существует [133]. Тендерные характеристики переплетаются с культурно-историче­скими, классовыми и национальными отношениями. В этой связи


48                     Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник лля вузов

интересен стереотипный образ мужчины в российском коллектив­ном сознании, в особенности его двойственный характер: сочетание в себе полярных (маскулинных и фемининных) характеристик.

С одной стороны, мужской идеал включает традиционные муж­ские качества (сильный, умелый, ответственный за благо семьи). С другой стороны, в коллективном сознании российский мужчина часто представляется набором таких характеристик, как непрактич­ность, простота, граничащая порой с глупостью, бескорыстие, отсут­ствие прагматизма, стремление полагаться на «авось», доверчивость, непоследовательность. Последнее качество коррелирует с идеей о «загадочной русской душе». Вторая группа качеств в большей степе­ни имеет отношение к женщине, нежели к мужчине. Женоподобие в мужчинах, равно как и любые проявления психологических качеств, традиционно расцениваемые как «женские», воспринимаются обы­денным сознанием скорее с долей иронии, чем негативно.

Происхождение «немужественного» в стереотипном образе рос­сийского мужчины исследователи связывают с культурно-историче­ской спецификой.

Во-первых, это долгое существование крепостного права, за­ставлявшего русского мужика учиться покорности и терпению, а не умению рисковать и добиваться желаемого.

Во-вторых, позднее осознание значимости и ценности всего «частного» в общинной России, в которой индивидуальное веками подавлялось семейно-родовым, патриархатным [81].

В-третьих, социально-психологическая структура традицион­ной русской семьи, где существовало особое почтение к женщине-матери, рядом с которой отец и муж часто выглядел слабым, несо­стоятельными, и его маскулинность проявлялась в деструктивной форме — бесшабашной удали, пьянстве, драках и пр.

В-четвертых, структура сакрального (символы, персонажи, сю­жеты и действия, служащие примером), воплощенная в фольклор­ных текстах, в которых отчетливо прослеживается наделенность мужских образов «женскими» характеристиками.

Для психологии большой интерес представляют волшебные сказ­ки. Сказочный материал предлагает определенный набор требований, составляющих в совокупности модели ожидаемого тендерного поведе­ния, в данном случае — мужского. Сказки как фольклорные произведе­ния содержат основные модельные, а значит, идеальные образцы жиз­ненных сценариев, на которых воспитались многие поколения россиян.

....  _ _      _____    ______ |


Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции


49


Сегодня еще недостаточно социально-психологических исследо­ваний, посвященных особенностям стереотипного образа (идеала) российского мужчины. В связи с этим обратимся к работе извест­ного отечественного историка, ведущего специалиста Института эт­нологии и антропологии РАН Н. Л. Пушкаревой [82] и проследим логику ее рассуждений об истоках неоднозначного мужского идеа­ла в российском менталитете. Подробный анализ мужского образа в русской сказочной традиции и входящие в него характеристики, выявленные Пушкаревой, вполне могут стать отправной точкой для серьезных социально-психологических изысканий.

Не вдаваясь в подробности этиологии и морфологии сказок, Пушкарева предлагает свою версию, которая позволяет объяснить истоки «немужественного» в стереотипном образе российского муж­чины. Весь сказочный материал она разделила на три группы, в со­ответствии со способом «достижения жизненного успеха».

Первая группа включает сказки о героях-богатырях, с детства наделенных и храбростью, и силой, и смышленостью и выгодно отличавшихся от своих братьев или соперников. Чтобы получить награду-приз за такое «правильное» соответствие стереотипному мужскому образу, героям требовалось только проявить свои уме­ния — сразиться с Вихрем, Чудом-Юдом или иными волшебными силами, победить их и получить «вознаграждение» (невесту, царев­ну). Таковы сказки «Два Ивана солдатских сына», «Медное, сере­бряное и золотое царство» и многие другие [11]. По мнению Пуш­каревой, не эти или, точнее, не только эти тексты характеризуют самую устойчивую часть русской сказочной традиции — поэтому особое внимание она обращает к двум Другим группам.

Вторую группу сказок (наиболее популярных в русской тради­ции) объединяет присутствие мужских образов, которые типичны именно для русского фольклора: Иван-царевич из сказки «О Царев­не-лягушке», Иванушка-дурачок, Емеля и многие другие, рисующие образы «молодцев» — немужественных мужчин.

В третьей группе сказок действуют слабый молодец и сильная героиня-богатырша (Марья-Моревна, Синеглазка, Царь-девица), «являющие собой смещение или даже „выворачивание наизнанку" традиционной модели распределения семейных ролей» [82].

Иванушки-дурачки или молодцы (во всех сказках герои до­статочно молоды, они младшие сыновья: то есть через их внешний инфантилизм подчеркивается «неиспорченность») начинают свой


50


Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник для вузов


жизненный путь как аутсайдеры, но непременно выигрывают в кон­це жизни. Будучи «последним», в русских сказках Иванушка-дурачок оказывается избранником высших сил, которому изначально сужде­но стать первым. Проанализировав образы героев второй и третьей групп сказок, Пушкарева выявила объединяющие их общие черты.

Во-первых, герой обладает кротким нравом. В сказке о Ца­ревне-лягушке Иван-царевич «кроткий да ласковый» не в пример старшим братьям: «Федор — старшой сын — с норовом, да прям, Петр — средний сын — умен, да упрям...» Во-вторых, ему свойствен­ны «простота» и «глупость», которые в русском фольклоре есть видоизмененная форма «необычности». В-третьих, герой плаксив (в сказках герои-мужчины проливают море слез). Четвертая чер­та — вежливость, она позволяет понять, почему герою постоянно везет. «Много молодцев проезжало тут, — говорит Баба Яга в сказке «Марья-Моревна», — да немного из них вежливо разговаривали». Привязанность, близость к природе — пятое, в большей степени ас­социируемое с женщиной качество. Умение разговаривать с травами и птицами чаще всего приписано в сказках именно женским персо­нажам. Сказочные молодцы доверчивы — шестое, опять женское ка­чество. Жалость и сострадание к слабым — седьмая характеристи­ка (в сказке о Царевне-лягушке Иван (как ни голоден) не решается убить ни медведя, ни утки, ни зайца — и все они впоследствии по­могают ему). Восьмая характеристика молодцев — прекрасная внеш­ность. Все они — на подбор, «молодцы», «молодцы прекрасные», за исключением Емели. Даже если внешняя привлекательность молод­цев сразу не очевидна, впоследствии она так или иначе проявляется.

Девятое качество сказочных молодцев — леность. О ней следует сказать подробнее. Лень в русских сказках имеет тендерную окраску. В русских сказочных текстах нет ни одной положительной героини-ленивицы, но масса мужских образов ленивцев, к которым и пове­ствователь, и слушатель испытывают симпатию. Известно, что ни в одной фольклорной традиции мира нет такого количества обра­зов нетрудолюбивых мужиков, которые в финале вознаграждаются именно за неактивность и за нетрудолюбие.

Для объяснения этого феномена автор исследования обращает­ся к таким понятиям в русском языке, как «успех» и «удача», и к от­ражению их смысла в пословицах. Они не полные синонимы. Успеха добивается тот, кто «поспевает», «успевает», то есть прикладывает усилия, чтобы добиться успеха. Однокоренным словом для «успеха»


Глава 2. Генлерные стереотипы: солержание, классификация и функции                      51

является лексема «спесь» — гордость того, кто успеха добился. Удача может быть вполне случайной. Русская поговорка убеждает: «Рез­вый сам набежит, а на тихого Бог нанесет», другой вариант: «Сча­стье придет, и на печи найдет». Избранникам-молодцам в русской сказке успех не очень-то и нужен: кто рассчитывает на удачу — тому не к спеху! «Дурак спит, а счастье в головах лежит», — утверждает пословица [42, с. 48]. Другие пословицы вторят ей: «Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит», «Счастье дороже ума, богатства...». Лень в русской фольклорной традиции приписана именно тем геро­ям, которых (помимо нее) отличают великодушие, бескорыстие, до­брота и нестяжательство, то есть безусловно человеческие качества. Противопоставляя лень неуемному использованию собственных сил, сказка показывает, что такое «надсаждение» может быть само­разрушительным, и дает много примеров наказаний за жадность, стяжательство.

Итак, сказочные и иные фольклорные сюжеты воссоздают нети­пичный образ маскулинности, слабо соотносимый с традиционными западными образами. Западный образец маскулинности, как прави­ло, тяготеет к гегемоническому типу: сексуально активный гетеро-сексуал; профессионал, выполняющий мужскую и только мужскую работу; финансово самостоятельный, жестко отделяющий себя от мира семьи, эмоций и т. д. [46, с. 446]. Такая нормативная модель «мужественности» не имела достаточно шансов воплотиться в Рос­сии, где веками были скованы возможности свободного волеизъяв­ления и независимого действия, где общинно-родовое начало было сильнее индивидуального и определяло индивидуальное и коллек­тивное сознание и самосознание.

Подводя итоги своего исследования, Н. Л. Пушкарева делает следующие выводы. Российские культурные традиции сделали зна­чимыми иные, но весьма важные и ценные категории для русского человека. Умение сострадать, сопереживать, отрекаться от внешне­го, заботиться о ближнем представлены русским фольклором как значимые, вполне «мужские» качества. Они являются особенно при­влекательными и более важными, чем расчет, физическая сила, и сот ставляют идеал «мужского». Сказочные сюжеты с героями-молодца­ми показывают, как «слабость» (немужественность) трансформиру­ется в «силу», и этот переход представляется российскому человеку понятным и естественным. С помощью сюжетов со «слабым геро­ем», которому удается в итоге достичь большего, чем его умным


52                     Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник лля вузов

братьям, сказка настойчиво подчеркивает значимую в российской ментальности характеристику мужчины — способность к сострада­нию и любви. Сказка конструирует мужской образ через оказание помощи, поддержки (спасение в ситуации беды) и «награждает» не обладателя силы, агрессивного, идущего напролом, а упорного и го­тового в этом упорстве проявить «женские» качества для достиже­ния цели (кротость, терпеливость, вежливость до угодливости, гиб­кость и проч.). Обращение к таким средствам достижения цели, как показывает сказка, не умаляет мужского достоинства. Этих качеств не стыдятся «настоящие мужчины».

Здесь мы вновь видим прямую смысловую связь тендерного идеала (теперь мужского) и общечеловеческого идеала, о котором упоминалось выше. Мужской идеал включает качества, соотноси­мые с концептами и мужественности, и женственности, которые не сопоставимы с категориями индивидуального успеха, прагматично­сти и расчетливости, составляющими традиционный канон муже­ственности западного образца. Категории «немужественного» в рос­сийском мужском тендерном идеале имеют позитивную ценность, обусловленную социально-историческими и культурными тради­циями России. В их воплощении в общечеловеческом и мужском идеалах, как это представлено в русской культурной традиции, «сле­дует видеть черты искомого сейчас многими тендерного баланса» [46, с. 446].

Тендерные идеалы как часть культурных представлений о зна­чимых мужских и женских качествах, образах и поведении не явля­ются чем-то самодостаточным. Они органически связаны с социаль­ными, историческими, культурными и национальными контекстами. Не существует единого стереотипного идеала мужчины (женщины). Совокупность качеств, входящих в традиционный, престижный ка­нон маскулинности, характеризует лишь часть мужчин, тех, кто сто­ит на вершине тендерной иерархии. Как правило, такой образ соз­дается и поддерживается определенными социальными институтами (но даже его признаки исторически и культурно изменчивы). Совре­менные исследования стереотипных представлений, проводимые в разных странах, социальных и культурных контекстах, которые по сути своей неоднородны и многомерны, заключают, что стереотипы «истинного» (значит, «идеального») мужчины и «идеальной» жен­щины имеют смысл только в определенной системе взаимосвязан­ных социальных представлений.


Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции


53


Основу российского идеала человека составляет «женское», ас­социируемое с душевностью, милосердием, бескорыстием, служе­нием. Соединение же в тендерных идеалах россиян мужских и жен­ских характеристик позволяет увидеть пути гармонизации крайних, слишком радикальных тендерных взглядов.

ФАКТОРЫ ТЕНДЕРНОЙ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ

Помимо расовых и этнических факторов, влияющих на тендер­ную стереотипизацию, исследователи выделяют пол человека, его возраст, профессиональный статус и ряд других. Это означает, что тендерные стереотипы разделяются мужчинами и женщинами не в равной мере, во-первых, и по-разному оцениваются, во-вторых.

Возраст является одним из значимых факторов, который вли­яет на стереотипизацию. Исследования в этой сфере проводились с разными целями. Одни авторы при изучении стереотипных образов мужчин и женщин уделяли внимание их личностным особенностям, другие — поведенческим характеристикам, третьи исследовали сте­реотипы о предназначении мужчин и женщин.

В России исследование стереотипных представлений о личност­ных характеристиках мужчин и женщин проводили В. Е. Каган (1989), Т. И. Юферова (1985), Т. А. Арканцева и Е. М. Дубовская (1999) и др.

В. Е. Каган опрашивал подростков (учеников 7-10-х классов) в трех регионах страны на предмет того, как они представляют себе большин­ство мужчин и женщин. Стереотипы мужественности у девочек и жен­ственности у мальчиков оказались во многом схожими. Оба стереотипа включали отзывчивость, справедливость, честность, самостоятельность, обаяние и доброту. По ряду признаков было обнаружено сходство об­раза мужчины у мальчиков и образа женщины у девочек. Женщинам часто приписывались «мужские» качества (решительность, энергич­ность, уверенность), а мужчинам — «женские» (доброта отзывчивость, обаяние). Таким образом, характеристики мужчин и женщин у подрост­ков в исследовании В. Е. Кагана получились скорее андрогинными [50].

Автор отметил еще ряд закономерностей. Стереотипы феми-нинности у мальчиков и девочек более сходны, чем стереотипы ма­скулинности. Негативные стереотипные характеристики (непривле­кательный, враждебный, раздражительный, черствый, эгоистичный, несправедливый, неискренний) включены в стереотип своего пола, причем в основном это выражено у мальчиков.


54                     Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов

Исследование представлений взрослых людей (всего было опро­шено 1008 человек в возрасте от 16 до 65 лет) о предназначении жен­щины и мужчины, проведенное методом стандартизированного ин­тервью, позволило выявить следующее. На степень согласия или не­согласия с традиционной ролью женщины влияют следующие факто­ры: пол, образование, род деятельности, должностная позиция [23].

Все категории мужчин придерживаются более традиционного взгляда на «основное предназначение женщины». В целом 67% муж­чин отводят женщине только роль хранительницы домашнего оча­га. Наиболее традиционное отношение к роли женщины выявлено у мужчин-рабочих (80%), мужчин-студентов (80%), мужчин-пред­принимателей (76%).

У женщин на степень стереотипизации оказывает фактор обра­зования. Чем выше уровень образования, тем в большей степени они выражают несогласие со стереотипной ролью женщины (она не долж­на работать, ее предназначение — семья, муж, дети): 66% женщин-руководителей, 60% женщин, занятых в сфере бизнеса, 50% женщин, работающих в области образования, здравоохранения, науки, культу­ры, 48% студенток, 47% женщин-ИТР, 34% женщин-рабочих.

Представления о предназначении мужчин отличаются высокой степенью однородности и традиционностью. Независимо от пола, воз­раста и образования подавляющая часть мужчин и женщин считают, что работа — главное в жизни мужчины (85 и 81% соответственно).

Выход женщины за пределы традиционной роли жены и матери породил ряд предубеждений. Суть этих убеждений сводится к тому, что профессиональная занятость не совместима с ролью матери и что работа оказывает отрицательное влияние на детей и отноше­ния в семье. Подобные стереотипы могут препятствовать профес­сиональной реализации женщин. Л. Ю. Бондаренко [23] выясняла, насколько эти стереотипы разделяют мужчины и женщины.

Стереотип 1. Если женщина работает, это оказывает негатив­ ное влияние на ее детей. Среди опрошенных разделяют такое мне­ние 51% мужчин и 37% женщин. Мужчины-руководители выражали свое согласие с этим мнением в два раза чаще, чем женщины-руко­водители (58 и 29%).

Исследование влияния работающих матерей на развитие детей в целом обнаруживает позитивные эффекты [77, с. 153]. Материнская за­нятость оказывает позитивное влияние на детей и подростков, в осо­бенности на дочерей; они более уверены в себе, получают более высокие


Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции                        55

оценки и с большей вероятностью выбирают нетрадиционную карьеру, в отличие от дочерей неработающих матерей. Как отмечает Б. Фридан, результаты разных исследований показывают, что дети работающих ма­терей в меньшей степени впадают в крайности (они не так агрессивны и не заторможены), лучше успевают в школе, обладают более развитым чувством достоинства по сравнению с детьми домохозяек [107].

Американские психологи Р. Андерсен Кульман и М. Палуди ис­следовали взаимосвязи между работой и ролью в семье у работаю­щих матерей. Они оценивали, как фактор работы матери (полная и неполная занятость, удовлетворенность работой и преданность ра­боте) влияют на сплоченность семьи и вероятность возникновения конфликтов. В выборку были включены матери-одиночки и замуж­ние работающие матери в возрасте от 20 до 42 лет, служащие. Су­щественных различий между одинокими и замужними женщинами исследователи не обнаружили. На конфликты в семье влияло напря­жение, связанное с выполнением женщинами своей роли матери, если эта роль угнетала женщину. Чем меньше напряжение испытывала ра­ботающая мать по отношению к своей роли дома, тем реже в семье возникали конфликты. Удовлетворенность работой у работающих ма­терей оказалась фактором, определяющим сплоченность семьи: чем больше мать была удовлетворена работой, тем более дружной была семья и тем ниже был их уровень напряжения, обусловленный вы­полнением ею материнской роли [77, с. 151].

Стереотип 2. Женщины, стремящиеся сделать карьеру, заслужива­ ют неодобрения. С этим стереотипом согласились 50% мужчин И 25% женщин. На степень согласия с таким мнением влияют возраст (мо­лодые люди в меньшей степени разделяют данный стереотип) и об­разование: чем выше уровень образования, тем меньше люди придер­живаются этого мнения. Среди мужчин-руководителей 51% согласны с этим убеждением, среди женщин-руководителей — только 18%.

Стереотип 3. Существует прямая связь между занятостью жен­ щин на работе и ростом преступности в обществе. С этим согласи­лось одинаковое количество мужчин и женщин (39 и 34,8% соответ­ственно). Данный стереотип распространен главным образом среди людей пожилого возраста.

Стереотип 4. Женщина не может быть хорошим руководителем. Его поддерживает наименьшее число опрошенных (24% мужчин и 17% женщин). Чем старше человек, тем в большей степени он раз­деляет это мнение.


56


Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник лля вузов


Одинаковое число мужчин и женщин (более четверти опрошен­ных) негативно относятся к тому, чтобы их начальником на работе была женщина, положительное отношение к этому высказали поч­ти каждая третья женщина и каждый пятый мужчина. По данным санкт-петербургского центра «Женщины в управлении», на вопрос, сформулированный в режиме дихотомического выбора, «Кого вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину?», 84% ре­спондентов ответили, что мужчину [13]. Для сравнения следует при­вести результаты опроса, проведенного в США институтом Гэллапа в 1988 г.: они показали, что 50% работников не придают значения полу руководителя, однако другая половина предпочла работать под началом руководителя-мужчины.

Стереотип 5. Женщины, даже при наличии способностей, не стремятся занимать управленческие должности. Однако исследо­вания показывают другую картину: у женщин существует установка на руководящую должность. Каждая третья женщина выразила свое желание стать руководителем, если такая возможность представится (среди мужчин согласился каждый второй). На степень согласия и у мужчин, и женщин повлиял уровень образования, а у женщин — еще и наличие детей. Среди женщин, имеющих детей, выразили согласие стать руководителем 23%, а среди не имеющих — 38%.

Стереотипы о различиях в интеллектуальных способностях обо­их полов порождают мнения о том, что мужчины и женщины имеют разные шансы для профессионального роста и продвижения. 70% мужчин и 66% женщин считают, что у мужчин больше интеллекту­альных и физических возможностей для занятия высокооплачивае­мых должностей. Наименьший процент согласных с этим мнением в группе женщин, занимающихся бизнесом (51%), у студенток (49%), у женщин-руководителей (46%). Женщины, выразившие согласие с тем, что у мужчин по сравнению с женщинами больше интел­лектуальных и физических способностей для занятия престижных должностей, объясняли это «генетическими» особенностями полов. У женщин, не согласных с этим мнением, были другие объяснения: не интеллектуальные и физические возможности мужчин и женщин, а исторически сложившееся разделение труда препятствует женщине быть равной с мужчиной в социальном плане.

До сих пор речь шла о субъектах стереотипизации, то есть о том, как люди воспринимают стереотипизируемый объект — мужчин и женщин вообще. Следует также отметить, что содержание тендерных


Глава 2. Генлерные стереотипы: солержание, классификация и функиии                        57

стереотипов во многом зависит от качеств стереотипизируемых объ­ектов, то есть от дополнительной информации, которую получают субъекты стереотипизации. Такой информацией может быть и воз­раст. Считается, что с возрастом женщины становятся более актив­ными, деятельными, поэтому в стереотип женственности вносятся ис­правления, связанные с оценкой ее деятельности и социального поло­жения. Другим фактором может выступать сексуальная ориентация. Данные социологов свидетельствуют о том, что мужчинам-гомосексу-алам приписывают фемининные характеристики. Социальный статус женщины тоже будет влиять на то, как ее воспринимают. Женщин из низшего класса часто описывают как более пассивных, безответствен­ных по сравнению с женщинами из среднего класса.

Любая дополнительная информация о различиях в статусных позициях женщины и мужчины снижает роль тендерных стереоти­пов в восприятии конкретного человека. Например, на восприятие женщины-юриста влияют и существующие в определенной культуре образы женщины, образы юриста, соответственной национальной и возрастной групп и т. д. В зависимости от контекста тот или иной образ может выступить на первый план. Более того, одни и те же люди воспринимаются по-разному в зависимости от ситуации: жен­щину-офицера могут сравнивать и с мужчиной-офицером, и с жен­щиной — сестрой милосердия; роль тендерных стереотипов в этих двух случаях будет различной. От контекста зависит и оценка сте­реотипических качеств: так, «женская слабость» может оцениваться позитивно или негативно в зависимости от того, употребляется ли этот маркер в отношении женщины-политика или женщины-домо­хозяйки. При этом содержание такого стереотипа может восприни­маться самими женщинами и негативно, и позитивно [94].

Содержание тендерных стереотипов позволяет говорить о двух подходах к восприятию мужчин и женщин: патриархальном и эга­литарном. Патриархальный взгляд фиксирует иерархическое разде­ление мужских и женских ролей и доминирует в коллективном со­знании. Эгалитарный подход утверждает равные права, способности и возможности. Этот взгляд еще недостаточно распространен. Из­менение тендерных стереотипов — процесс длительный и сложный. Еще в начале XX в. американский социолог У. Липпман отметил, что любое посягательство на стереотип представляется посягатель­ством на основы мироздания. Тем-не менее сегодня можно найти ряд свидетельств о том, что происходит постепенная трансформация


58                     Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник для вузов

тендерных взглядов в сторону эгалитаризации, хотя этот процесс не­линейный и неоднозначный. Данная трансформация отражает, с од­ной стороны, перемены в общественной позиции женщин, с др


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.