Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-11-28 | 230 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Глава 2
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ: СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ
ПОНЯТИЕ «ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ»
Стойкость наших верований, представлений и мыслей дробит наш творческий потенциал, самовыражение как представителей пола и всего рода человеческого.
Фрэнк Д. Карделл
Интерес к проблеме гендерных стереотипов обозначился в западной социологии в 1970-е гг. и сохраняется до настоящего времени. Работы по гендерным стереотипам в трудах западных, прежде всего американских исследователей-феминисток, в значительной степени стимулировали дальнейшее развитие общей теории стереотипа.
Социальный стереотип (от греч. $1:егео$ — твердый и (уро$ — отпечаток) — стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о социальном объекте [85].
Понятие стереотипа было введено американским журналистом У. Липпманом в работе «Общественное мнение» (1922). Липпман понимал под стереотипами создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку. Он трактовал стереотипы как избирательный и неточный способ восприятия действительности, ведущий к ее упрощению и порождающий предрассудки. Вместе с тем Липпман высказал идею о том, что стереотипы неизбежны, так как они — необходимое условие взаимодействия человека с окружающей действительностью и проекция на мир его собственных чувств, ценностей.
Социальные стереотипы проявляют себя как стереотипы мышления и поведения личности. Индивид может, не имея достаточно сведений об объекте, выносить свое суждение о нем, подкрепляя это суждение чувствами и действиями. В результате вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение — так рождаются стереотипы.
|
Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 21
В конце 1970-х гг. американский ученый Г. Тэшфел, обобщив теоретические и эмпирические данные в области изучения социального стереотипа, сформулировал следующие выводы.
• Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
• Социальные стереотипы изменяются в соответствии с социальными, политическими и экономическими изменениями, но этот процесс происходит крайне медленно.
• Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения у них ясных представлений о тех группах, к которым они относятся [5, с. 95].
Выполняя положительные функции, стереотипы существенно облегчают человеку жизнь. Они ускоряют восприятие, задают критерии для оценок, приобретают форму полезного знания, ориентируют в социальных ценностях. Они также лежат в основе общего взгляда людей на различные проблемы и создают благоприятную почву для взаимопонимания. Одновременно с этим стереотипам присуща и реакционно-искажающая роль: они сужают восприятие, формируют неточное или даже ложное мнение.
В настоящее время гендерные стереотипы как часть социальных стереотипных представлений находятся в центре внимания ученых самых разных специальностей — социологов, психологов, политологов и т. д.
Однако, несмотря на немалое количество ценных работ, где затрагивается эта тема, серьезных трудов, в которых бы рассматривались универсальные механизмы гендерной стереотипизации и функционирования гендерных стереотипов в российском обществе, пока недостаточно.
В определении гендерных стереотипов нет единства. Ряд исследователей в своих определениях делают упор на личностные характеристики мужчин и женщин. Гендерные, или полоролевые, стереотипы — это схематизированный набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин [123]; стандартизированные представления о моделях поведения, чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [53].
|
В другой группе определений акцент приходится на гендерные отношения. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин [43].
22 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
Наконец, еще одна группа определений берет за основание сами концепты маскулинности и фемининности. Тендерные стереотипы — это схематизированные, обобщенные образы маскулинности и фемининности [161].
Некоторые авторы высказывают мнения о том, что гендерные стереотипы — это, в сущности, социальные нормы, предписывающие различные типы поведения, убеждения и интересы людям в соответствии с их биологическим полом [135].
По мнению Т. Б. Рябовой [94], наиболее корректным является определение, данное Р. К. Унгер (R.K. Unger): «Гендерные стереотипы — это социально конструируемые категории „маскулинность" и „фемининность", которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов; которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально желаемой манере и ощущать свою целостность, непротиворечивость» [169].
В определении указано происхождение гендерных стереотипов, они социально сконструированы. Оно охватывает содержание тендерных стереотипов — социальные представления о мужских и женских качествах, поведении мужчин и женщин, занятиях и социальных ролях. Также оно отражает роль гендерных стереотипов в формировании и сохранении идентичности личности. И наконец, оно учитывает присутствие в концепте «гендер» не только социальной, но и культурно-символической составляющей, предполагающей соотнесение с мужским и женским началами вещей, свойств и отношений, непосредственно с полом не связанных. Например, феминизации или маскулинизации могут подвергаться нация или страна, социальный класс, политический противник [93], элементы ландшафта и т. д. В дальнейшем мы намерены придерживаться этого определения.
|
Пол
Гендерный идеал женщины, %
Сопоставить традиционно-культурный идеал человека и идеал женщины не представляется возможным (набор качеств неидентичен), однако очевидна их содержательная близость. И там и там ценятся верность, преданность, скромность, бескорыстие и жертвенность. От идеальной женщины ожидается принесение жертв ради семьи, а в случае, когда тендерные различия не имеют значения, — ради высокой цели.
Отметим еще одну особенность женских тендерных идеалов, выявленных Н. А. Нечаевой (традиционно-патриархальный и про межуточный). Они не содержат качеств, соответствующих традиционным стереотипам фемининности: слабость, пассивность, зависимость, сексуальная привлекательность и пр. Напротив, они включают тендерные моральные стереотипы фемининности и маскулинные качества (сила, трудолюбие, ум).
Отрицательной стороной такого взгляда на женщину является продуцирование' образа «сильной женщины», которая «может сделать все». При этом, согласно стереотипным представлениям, такой образ «сильной женщины» нередко дополняется образом слабого мужчины. Неудивительно, что в народе подхватили и часто повторяют некрасовское: «коня на скаку остановит...». Русский фольклор, сказки содержат женские образы, обладающие качествами «сильной женщины»: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Хозяйка Медной горы и другие. Следует заметить, что все перечисленные образы присутствуют в «мужских» сказках, то есть сказках, где главное действующее лицо — мужчина и где в символической форме описан путь становления мужчины.
Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции 47
«Сильная женщина» преуспевает на работе, счастлива в семей-; ной жизни, справляется с домашними обязанностями, воспитывает детей и помогает людям. Она надежна, и на нее во всем можно положиться. В условиях бывшего СССР в массовое сознание внедрялись образы: «женщина-труженица», «женщина-общественница», «женщина-героиня». Такие образы накладывают на женщину обязанности, которые она физически не в состоянии выполнить. Мужчины, находясь под влиянием такого стереотипа, ожидают от женщины чересчур многого и, сталкиваясь с реалиями жизни, неизменно приходят к разочарованию, что порождает конфликты, разрыв отношений, от чего страдают все — и женщины, и мужчины, и их дети.
|
Структура, содержание и степень распространения традицион но патриархального (60%) и переходного (33%) идеалов женщины в российском менталитете указывают на тесную связь восприятия роли и предназначения женщин с нашими культурными корнями, традициями, идущими из прошлого. Женский идеал близок общекультурному идеалу человека, который имеет ту же культурно-историческую специфику. Если в рамках отечественной культуры почти половина населения (44%) не считает столь ценными и значимыми прагматизм, индивидуализм, приоритет личных целей над коллективными и не отождествляет его с идеалом человека (независимо от пола), то, когда речь заходит о тендерных различиях, процесс отрицания этих качеств усиливается в отношении женщин.
Завершая раздел о стереотипе идеальной женщины в российской культуре, следует упомянуть еще один факт, выявленный Н. А. Нечаевой. Уменьшение числа приверженцев патриархального взгляда на женщину происходит за счет увеличения количества приверженцев переходного типа, а не феминистского. В этом следует видеть проявление российской культурно-исторической специфики.
Теперь обратимся к мужскому идеалу в рамках российской ментальное™.
Совокупность качеств, входящих в традиционный канон маскулинности, — это сила, стремление к лидерству, амбициозность, властность, ответственность, объективность, умение принимать решения, ум, реализм, доминантность, авторитетность. Однако, согласно мнениям разных исследователей, единого канона маскулинности, который обнаруживался бы повсюду, не существует [133]. Тендерные характеристики переплетаются с культурно-историческими, классовыми и национальными отношениями. В этой связи
48 Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник лля вузов
интересен стереотипный образ мужчины в российском коллективном сознании, в особенности его двойственный характер: сочетание в себе полярных (маскулинных и фемининных) характеристик.
С одной стороны, мужской идеал включает традиционные мужские качества (сильный, умелый, ответственный за благо семьи). С другой стороны, в коллективном сознании российский мужчина часто представляется набором таких характеристик, как непрактичность, простота, граничащая порой с глупостью, бескорыстие, отсутствие прагматизма, стремление полагаться на «авось», доверчивость, непоследовательность. Последнее качество коррелирует с идеей о «загадочной русской душе». Вторая группа качеств в большей степени имеет отношение к женщине, нежели к мужчине. Женоподобие в мужчинах, равно как и любые проявления психологических качеств, традиционно расцениваемые как «женские», воспринимаются обыденным сознанием скорее с долей иронии, чем негативно.
|
Происхождение «немужественного» в стереотипном образе российского мужчины исследователи связывают с культурно-исторической спецификой.
Во-первых, это долгое существование крепостного права, заставлявшего русского мужика учиться покорности и терпению, а не умению рисковать и добиваться желаемого.
Во-вторых, позднее осознание значимости и ценности всего «частного» в общинной России, в которой индивидуальное веками подавлялось семейно-родовым, патриархатным [81].
В-третьих, социально-психологическая структура традиционной русской семьи, где существовало особое почтение к женщине-матери, рядом с которой отец и муж часто выглядел слабым, несостоятельными, и его маскулинность проявлялась в деструктивной форме — бесшабашной удали, пьянстве, драках и пр.
В-четвертых, структура сакрального (символы, персонажи, сюжеты и действия, служащие примером), воплощенная в фольклорных текстах, в которых отчетливо прослеживается наделенность мужских образов «женскими» характеристиками.
Для психологии большой интерес представляют волшебные сказки. Сказочный материал предлагает определенный набор требований, составляющих в совокупности модели ожидаемого тендерного поведения, в данном случае — мужского. Сказки как фольклорные произведения содержат основные модельные, а значит, идеальные образцы жизненных сценариев, на которых воспитались многие поколения россиян.
.... _ _ _____ ______ |
Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции
49
Сегодня еще недостаточно социально-психологических исследований, посвященных особенностям стереотипного образа (идеала) российского мужчины. В связи с этим обратимся к работе известного отечественного историка, ведущего специалиста Института этнологии и антропологии РАН Н. Л. Пушкаревой [82] и проследим логику ее рассуждений об истоках неоднозначного мужского идеала в российском менталитете. Подробный анализ мужского образа в русской сказочной традиции и входящие в него характеристики, выявленные Пушкаревой, вполне могут стать отправной точкой для серьезных социально-психологических изысканий.
Не вдаваясь в подробности этиологии и морфологии сказок, Пушкарева предлагает свою версию, которая позволяет объяснить истоки «немужественного» в стереотипном образе российского мужчины. Весь сказочный материал она разделила на три группы, в соответствии со способом «достижения жизненного успеха».
Первая группа включает сказки о героях-богатырях, с детства наделенных и храбростью, и силой, и смышленостью и выгодно отличавшихся от своих братьев или соперников. Чтобы получить награду-приз за такое «правильное» соответствие стереотипному мужскому образу, героям требовалось только проявить свои умения — сразиться с Вихрем, Чудом-Юдом или иными волшебными силами, победить их и получить «вознаграждение» (невесту, царевну). Таковы сказки «Два Ивана солдатских сына», «Медное, серебряное и золотое царство» и многие другие [11]. По мнению Пушкаревой, не эти или, точнее, не только эти тексты характеризуют самую устойчивую часть русской сказочной традиции — поэтому особое внимание она обращает к двум Другим группам.
Вторую группу сказок (наиболее популярных в русской традиции) объединяет присутствие мужских образов, которые типичны именно для русского фольклора: Иван-царевич из сказки «О Царевне-лягушке», Иванушка-дурачок, Емеля и многие другие, рисующие образы «молодцев» — немужественных мужчин.
В третьей группе сказок действуют слабый молодец и сильная героиня-богатырша (Марья-Моревна, Синеглазка, Царь-девица), «являющие собой смещение или даже „выворачивание наизнанку" традиционной модели распределения семейных ролей» [82].
Иванушки-дурачки или молодцы (во всех сказках герои достаточно молоды, они младшие сыновья: то есть через их внешний инфантилизм подчеркивается «неиспорченность») начинают свой
50
Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник для вузов
жизненный путь как аутсайдеры, но непременно выигрывают в конце жизни. Будучи «последним», в русских сказках Иванушка-дурачок оказывается избранником высших сил, которому изначально суждено стать первым. Проанализировав образы героев второй и третьей групп сказок, Пушкарева выявила объединяющие их общие черты.
Во-первых, герой обладает кротким нравом. В сказке о Царевне-лягушке Иван-царевич «кроткий да ласковый» не в пример старшим братьям: «Федор — старшой сын — с норовом, да прям, Петр — средний сын — умен, да упрям...» Во-вторых, ему свойственны «простота» и «глупость», которые в русском фольклоре есть видоизмененная форма «необычности». В-третьих, герой плаксив (в сказках герои-мужчины проливают море слез). Четвертая черта — вежливость, она позволяет понять, почему герою постоянно везет. «Много молодцев проезжало тут, — говорит Баба Яга в сказке «Марья-Моревна», — да немного из них вежливо разговаривали». Привязанность, близость к природе — пятое, в большей степени ассоциируемое с женщиной качество. Умение разговаривать с травами и птицами чаще всего приписано в сказках именно женским персонажам. Сказочные молодцы доверчивы — шестое, опять женское качество. Жалость и сострадание к слабым — седьмая характеристика (в сказке о Царевне-лягушке Иван (как ни голоден) не решается убить ни медведя, ни утки, ни зайца — и все они впоследствии помогают ему). Восьмая характеристика молодцев — прекрасная внешность. Все они — на подбор, «молодцы», «молодцы прекрасные», за исключением Емели. Даже если внешняя привлекательность молодцев сразу не очевидна, впоследствии она так или иначе проявляется.
Девятое качество сказочных молодцев — леность. О ней следует сказать подробнее. Лень в русских сказках имеет тендерную окраску. В русских сказочных текстах нет ни одной положительной героини-ленивицы, но масса мужских образов ленивцев, к которым и повествователь, и слушатель испытывают симпатию. Известно, что ни в одной фольклорной традиции мира нет такого количества образов нетрудолюбивых мужиков, которые в финале вознаграждаются именно за неактивность и за нетрудолюбие.
Для объяснения этого феномена автор исследования обращается к таким понятиям в русском языке, как «успех» и «удача», и к отражению их смысла в пословицах. Они не полные синонимы. Успеха добивается тот, кто «поспевает», «успевает», то есть прикладывает усилия, чтобы добиться успеха. Однокоренным словом для «успеха»
Глава 2. Генлерные стереотипы: солержание, классификация и функции 51
является лексема «спесь» — гордость того, кто успеха добился. Удача может быть вполне случайной. Русская поговорка убеждает: «Резвый сам набежит, а на тихого Бог нанесет», другой вариант: «Счастье придет, и на печи найдет». Избранникам-молодцам в русской сказке успех не очень-то и нужен: кто рассчитывает на удачу — тому не к спеху! «Дурак спит, а счастье в головах лежит», — утверждает пословица [42, с. 48]. Другие пословицы вторят ей: «Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит», «Счастье дороже ума, богатства...». Лень в русской фольклорной традиции приписана именно тем героям, которых (помимо нее) отличают великодушие, бескорыстие, доброта и нестяжательство, то есть безусловно человеческие качества. Противопоставляя лень неуемному использованию собственных сил, сказка показывает, что такое «надсаждение» может быть саморазрушительным, и дает много примеров наказаний за жадность, стяжательство.
Итак, сказочные и иные фольклорные сюжеты воссоздают нетипичный образ маскулинности, слабо соотносимый с традиционными западными образами. Западный образец маскулинности, как правило, тяготеет к гегемоническому типу: сексуально активный гетеро-сексуал; профессионал, выполняющий мужскую и только мужскую работу; финансово самостоятельный, жестко отделяющий себя от мира семьи, эмоций и т. д. [46, с. 446]. Такая нормативная модель «мужественности» не имела достаточно шансов воплотиться в России, где веками были скованы возможности свободного волеизъявления и независимого действия, где общинно-родовое начало было сильнее индивидуального и определяло индивидуальное и коллективное сознание и самосознание.
Подводя итоги своего исследования, Н. Л. Пушкарева делает следующие выводы. Российские культурные традиции сделали значимыми иные, но весьма важные и ценные категории для русского человека. Умение сострадать, сопереживать, отрекаться от внешнего, заботиться о ближнем представлены русским фольклором как значимые, вполне «мужские» качества. Они являются особенно привлекательными и более важными, чем расчет, физическая сила, и сот ставляют идеал «мужского». Сказочные сюжеты с героями-молодцами показывают, как «слабость» (немужественность) трансформируется в «силу», и этот переход представляется российскому человеку понятным и естественным. С помощью сюжетов со «слабым героем», которому удается в итоге достичь большего, чем его умным
52 Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник лля вузов
братьям, сказка настойчиво подчеркивает значимую в российской ментальности характеристику мужчины — способность к состраданию и любви. Сказка конструирует мужской образ через оказание помощи, поддержки (спасение в ситуации беды) и «награждает» не обладателя силы, агрессивного, идущего напролом, а упорного и готового в этом упорстве проявить «женские» качества для достижения цели (кротость, терпеливость, вежливость до угодливости, гибкость и проч.). Обращение к таким средствам достижения цели, как показывает сказка, не умаляет мужского достоинства. Этих качеств не стыдятся «настоящие мужчины».
Здесь мы вновь видим прямую смысловую связь тендерного идеала (теперь мужского) и общечеловеческого идеала, о котором упоминалось выше. Мужской идеал включает качества, соотносимые с концептами и мужественности, и женственности, которые не сопоставимы с категориями индивидуального успеха, прагматичности и расчетливости, составляющими традиционный канон мужественности западного образца. Категории «немужественного» в российском мужском тендерном идеале имеют позитивную ценность, обусловленную социально-историческими и культурными традициями России. В их воплощении в общечеловеческом и мужском идеалах, как это представлено в русской культурной традиции, «следует видеть черты искомого сейчас многими тендерного баланса» [46, с. 446].
Тендерные идеалы как часть культурных представлений о значимых мужских и женских качествах, образах и поведении не являются чем-то самодостаточным. Они органически связаны с социальными, историческими, культурными и национальными контекстами. Не существует единого стереотипного идеала мужчины (женщины). Совокупность качеств, входящих в традиционный, престижный канон маскулинности, характеризует лишь часть мужчин, тех, кто стоит на вершине тендерной иерархии. Как правило, такой образ создается и поддерживается определенными социальными институтами (но даже его признаки исторически и культурно изменчивы). Современные исследования стереотипных представлений, проводимые в разных странах, социальных и культурных контекстах, которые по сути своей неоднородны и многомерны, заключают, что стереотипы «истинного» (значит, «идеального») мужчины и «идеальной» женщины имеют смысл только в определенной системе взаимосвязанных социальных представлений.
Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции
53
Основу российского идеала человека составляет «женское», ассоциируемое с душевностью, милосердием, бескорыстием, служением. Соединение же в тендерных идеалах россиян мужских и женских характеристик позволяет увидеть пути гармонизации крайних, слишком радикальных тендерных взглядов.
ФАКТОРЫ ТЕНДЕРНОЙ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ
Помимо расовых и этнических факторов, влияющих на тендерную стереотипизацию, исследователи выделяют пол человека, его возраст, профессиональный статус и ряд других. Это означает, что тендерные стереотипы разделяются мужчинами и женщинами не в равной мере, во-первых, и по-разному оцениваются, во-вторых.
Возраст является одним из значимых факторов, который влияет на стереотипизацию. Исследования в этой сфере проводились с разными целями. Одни авторы при изучении стереотипных образов мужчин и женщин уделяли внимание их личностным особенностям, другие — поведенческим характеристикам, третьи исследовали стереотипы о предназначении мужчин и женщин.
В России исследование стереотипных представлений о личностных характеристиках мужчин и женщин проводили В. Е. Каган (1989), Т. И. Юферова (1985), Т. А. Арканцева и Е. М. Дубовская (1999) и др.
В. Е. Каган опрашивал подростков (учеников 7-10-х классов) в трех регионах страны на предмет того, как они представляют себе большинство мужчин и женщин. Стереотипы мужественности у девочек и женственности у мальчиков оказались во многом схожими. Оба стереотипа включали отзывчивость, справедливость, честность, самостоятельность, обаяние и доброту. По ряду признаков было обнаружено сходство образа мужчины у мальчиков и образа женщины у девочек. Женщинам часто приписывались «мужские» качества (решительность, энергичность, уверенность), а мужчинам — «женские» (доброта отзывчивость, обаяние). Таким образом, характеристики мужчин и женщин у подростков в исследовании В. Е. Кагана получились скорее андрогинными [50].
Автор отметил еще ряд закономерностей. Стереотипы феми-нинности у мальчиков и девочек более сходны, чем стереотипы маскулинности. Негативные стереотипные характеристики (непривлекательный, враждебный, раздражительный, черствый, эгоистичный, несправедливый, неискренний) включены в стереотип своего пола, причем в основном это выражено у мальчиков.
54 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
Исследование представлений взрослых людей (всего было опрошено 1008 человек в возрасте от 16 до 65 лет) о предназначении женщины и мужчины, проведенное методом стандартизированного интервью, позволило выявить следующее. На степень согласия или несогласия с традиционной ролью женщины влияют следующие факторы: пол, образование, род деятельности, должностная позиция [23].
Все категории мужчин придерживаются более традиционного взгляда на «основное предназначение женщины». В целом 67% мужчин отводят женщине только роль хранительницы домашнего очага. Наиболее традиционное отношение к роли женщины выявлено у мужчин-рабочих (80%), мужчин-студентов (80%), мужчин-предпринимателей (76%).
У женщин на степень стереотипизации оказывает фактор образования. Чем выше уровень образования, тем в большей степени они выражают несогласие со стереотипной ролью женщины (она не должна работать, ее предназначение — семья, муж, дети): 66% женщин-руководителей, 60% женщин, занятых в сфере бизнеса, 50% женщин, работающих в области образования, здравоохранения, науки, культуры, 48% студенток, 47% женщин-ИТР, 34% женщин-рабочих.
Представления о предназначении мужчин отличаются высокой степенью однородности и традиционностью. Независимо от пола, возраста и образования подавляющая часть мужчин и женщин считают, что работа — главное в жизни мужчины (85 и 81% соответственно).
Выход женщины за пределы традиционной роли жены и матери породил ряд предубеждений. Суть этих убеждений сводится к тому, что профессиональная занятость не совместима с ролью матери и что работа оказывает отрицательное влияние на детей и отношения в семье. Подобные стереотипы могут препятствовать профессиональной реализации женщин. Л. Ю. Бондаренко [23] выясняла, насколько эти стереотипы разделяют мужчины и женщины.
Стереотип 1. Если женщина работает, это оказывает негатив ное влияние на ее детей. Среди опрошенных разделяют такое мнение 51% мужчин и 37% женщин. Мужчины-руководители выражали свое согласие с этим мнением в два раза чаще, чем женщины-руководители (58 и 29%).
Исследование влияния работающих матерей на развитие детей в целом обнаруживает позитивные эффекты [77, с. 153]. Материнская занятость оказывает позитивное влияние на детей и подростков, в особенности на дочерей; они более уверены в себе, получают более высокие
Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 55
оценки и с большей вероятностью выбирают нетрадиционную карьеру, в отличие от дочерей неработающих матерей. Как отмечает Б. Фридан, результаты разных исследований показывают, что дети работающих матерей в меньшей степени впадают в крайности (они не так агрессивны и не заторможены), лучше успевают в школе, обладают более развитым чувством достоинства по сравнению с детьми домохозяек [107].
Американские психологи Р. Андерсен Кульман и М. Палуди исследовали взаимосвязи между работой и ролью в семье у работающих матерей. Они оценивали, как фактор работы матери (полная и неполная занятость, удовлетворенность работой и преданность работе) влияют на сплоченность семьи и вероятность возникновения конфликтов. В выборку были включены матери-одиночки и замужние работающие матери в возрасте от 20 до 42 лет, служащие. Существенных различий между одинокими и замужними женщинами исследователи не обнаружили. На конфликты в семье влияло напряжение, связанное с выполнением женщинами своей роли матери, если эта роль угнетала женщину. Чем меньше напряжение испытывала работающая мать по отношению к своей роли дома, тем реже в семье возникали конфликты. Удовлетворенность работой у работающих матерей оказалась фактором, определяющим сплоченность семьи: чем больше мать была удовлетворена работой, тем более дружной была семья и тем ниже был их уровень напряжения, обусловленный выполнением ею материнской роли [77, с. 151].
Стереотип 2. Женщины, стремящиеся сделать карьеру, заслужива ют неодобрения. С этим стереотипом согласились 50% мужчин И 25% женщин. На степень согласия с таким мнением влияют возраст (молодые люди в меньшей степени разделяют данный стереотип) и образование: чем выше уровень образования, тем меньше люди придерживаются этого мнения. Среди мужчин-руководителей 51% согласны с этим убеждением, среди женщин-руководителей — только 18%.
Стереотип 3. Существует прямая связь между занятостью жен щин на работе и ростом преступности в обществе. С этим согласилось одинаковое количество мужчин и женщин (39 и 34,8% соответственно). Данный стереотип распространен главным образом среди людей пожилого возраста.
Стереотип 4. Женщина не может быть хорошим руководителем. Его поддерживает наименьшее число опрошенных (24% мужчин и 17% женщин). Чем старше человек, тем в большей степени он разделяет это мнение.
56
Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник лля вузов
Одинаковое число мужчин и женщин (более четверти опрошенных) негативно относятся к тому, чтобы их начальником на работе была женщина, положительное отношение к этому высказали почти каждая третья женщина и каждый пятый мужчина. По данным санкт-петербургского центра «Женщины в управлении», на вопрос, сформулированный в режиме дихотомического выбора, «Кого вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину?», 84% респондентов ответили, что мужчину [13]. Для сравнения следует привести результаты опроса, проведенного в США институтом Гэллапа в 1988 г.: они показали, что 50% работников не придают значения полу руководителя, однако другая половина предпочла работать под началом руководителя-мужчины.
Стереотип 5. Женщины, даже при наличии способностей, не стремятся занимать управленческие должности. Однако исследования показывают другую картину: у женщин существует установка на руководящую должность. Каждая третья женщина выразила свое желание стать руководителем, если такая возможность представится (среди мужчин согласился каждый второй). На степень согласия и у мужчин, и женщин повлиял уровень образования, а у женщин — еще и наличие детей. Среди женщин, имеющих детей, выразили согласие стать руководителем 23%, а среди не имеющих — 38%.
Стереотипы о различиях в интеллектуальных способностях обоих полов порождают мнения о том, что мужчины и женщины имеют разные шансы для профессионального роста и продвижения. 70% мужчин и 66% женщин считают, что у мужчин больше интеллектуальных и физических возможностей для занятия высокооплачиваемых должностей. Наименьший процент согласных с этим мнением в группе женщин, занимающихся бизнесом (51%), у студенток (49%), у женщин-руководителей (46%). Женщины, выразившие согласие с тем, что у мужчин по сравнению с женщинами больше интеллектуальных и физических способностей для занятия престижных должностей, объясняли это «генетическими» особенностями полов. У женщин, не согласных с этим мнением, были другие объяснения: не интеллектуальные и физические возможности мужчин и женщин, а исторически сложившееся разделение труда препятствует женщине быть равной с мужчиной в социальном плане.
До сих пор речь шла о субъектах стереотипизации, то есть о том, как люди воспринимают стереотипизируемый объект — мужчин и женщин вообще. Следует также отметить, что содержание тендерных
Глава 2. Генлерные стереотипы: солержание, классификация и функиии 57
стереотипов во многом зависит от качеств стереотипизируемых объектов, то есть от дополнительной информации, которую получают субъекты стереотипизации. Такой информацией может быть и возраст. Считается, что с возрастом женщины становятся более активными, деятельными, поэтому в стереотип женственности вносятся исправления, связанные с оценкой ее деятельности и социального положения. Другим фактором может выступать сексуальная ориентация. Данные социологов свидетельствуют о том, что мужчинам-гомосексу-алам приписывают фемининные характеристики. Социальный статус женщины тоже будет влиять на то, как ее воспринимают. Женщин из низшего класса часто описывают как более пассивных, безответственных по сравнению с женщинами из среднего класса.
Любая дополнительная информация о различиях в статусных позициях женщины и мужчины снижает роль тендерных стереотипов в восприятии конкретного человека. Например, на восприятие женщины-юриста влияют и существующие в определенной культуре образы женщины, образы юриста, соответственной национальной и возрастной групп и т. д. В зависимости от контекста тот или иной образ может выступить на первый план. Более того, одни и те же люди воспринимаются по-разному в зависимости от ситуации: женщину-офицера могут сравнивать и с мужчиной-офицером, и с женщиной — сестрой милосердия; роль тендерных стереотипов в этих двух случаях будет различной. От контекста зависит и оценка стереотипических качеств: так, «женская слабость» может оцениваться позитивно или негативно в зависимости от того, употребляется ли этот маркер в отношении женщины-политика или женщины-домохозяйки. При этом содержание такого стереотипа может восприниматься самими женщинами и негативно, и позитивно [94].
Содержание тендерных стереотипов позволяет говорить о двух подходах к восприятию мужчин и женщин: патриархальном и эгалитарном. Патриархальный взгляд фиксирует иерархическое разделение мужских и женских ролей и доминирует в коллективном сознании. Эгалитарный подход утверждает равные права, способности и возможности. Этот взгляд еще недостаточно распространен. Изменение тендерных стереотипов — процесс длительный и сложный. Еще в начале XX в. американский социолог У. Липпман отметил, что любое посягательство на стереотип представляется посягательством на основы мироздания. Тем-не менее сегодня можно найти ряд свидетельств о том, что происходит постепенная трансформация
58 Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник для вузов
тендерных взглядов в сторону эгалитаризации, хотя этот процесс нелинейный и неоднозначный. Данная трансформация отражает, с одной стороны, перемены в общественной позиции женщин, с др
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!