Объяснения Мадхвы о природе трех видов душ — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Объяснения Мадхвы о природе трех видов душ

2019-11-28 189
Объяснения Мадхвы о природе трех видов душ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 «Махабхарата-татпарья-нирная» (1.86-97)

86.

  три-видха джива-сангхас ту дева-мануша-данавах

 татра дева мукти-йогйа манушешуттамас татха

 « Все дживы делятся на три основные группы: души исконно божественного склада - дэвы, души среднего уровня — материалистичные люди манушьи, души низшего уровня - демоны данавы. Среди этих трех групп лишь души божественного склада или лучшие среди людей достойны освобождения».                                                                        

ПРИМЕЧАНИЕ: Это как раз то самое утверждение Мадхвачарьи, которое разительно меняет онтологический статус дживы, в его учении. С точки зрения общепризнанной духовной философии, с ним трудно согласиться. Однако, если брать практический опыт восприятия жизни, то это утверждение в значительной степени похоже на истину. В человеческом обществе всегда можно встретить несколько явных демонов. Лишь редкие души имеют склонность серьезно следовать духовным путем, а большинство людей слишком погружены в мирское, они занимают

промежуточное положение между божественным и демоническим лагерями. О том, насколько редко среди людей встречаются личности с божественными наклонностями, говорит Кришна в «Бхагавад-гите» (7.3):

 

  манушйанам сахасрешу кашчид йатати сиддхайе

йататам апи сиддханам кашчин мам ветти таттватах

  «Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня».

87.

  мадхйама мануша йе ту срити-йогйах садаива хи

 адхама нирайайаива данавас ту тамолайах

 « Души среднего уровня вечно претерпевают круговорот рождений и смертей. Демонам же предопределено жить во тьме вечного ада».

ПРИМЕЧАНИЕ: Комментарий Вадираджа-Тиртхи: «Существует два вида ада, первый из них временный, он называется тамисра, туда попадают обычные грешники за свои обычные грехи. Второй же ад вечный, он называется андха-тамисра. Он характеризуется исключительной, беспросветной тьмой и наивысшей интенсивностью страданий. Туда попадают истинные демоны, во главе которых стоит Кали». Рагхавендра-Тиртха пишет, что этот ад является проявлением стопроцентной гуны невежества, не смешаной ни с гуной благости, ни с гуной страсти.

В доказательство своего утверждения о судьбе демонов Мадхва приводит много цитат из писаний, одна из этих цитат - третья мантра из «Ишопанишад»:

 

асурйа нама те лока андхена тамасавритах

тамс те претйабхигаччханти йе ке чатма-хано джанах

Перевод по Мадхве:

 «Планеты, которые уготованы демонам, полны страданий и покрыты беспросветной тьмой. На них попадают после смерти те, кто из ненависти не желают знать Верховного Господа Вишну. (Так

демоны совершают духовное самоубийство.)»

 Слово асура (демон) имеет двоякий перевод. Если разделить его на два слога (асу - жизнь; ра - наслаждение), то смысл такой: асура это тот, кто видит смысл жизни в плотских удовольствиях. Если разделить слово на три слога - нет; су - совершенное; ра - счастье), то смысл будет: демоны

асуры полностью лишены духовного счастья.

 Комментарий Баладевы Видьябхушаны: Те, кто совершенно лишен знания о душе и о Боге, и кто очень привязан к материальным наслаждениям, такие люди после смерти входят в демонические миры, покрытые безграничной тьмой невежества андха-тамасам.

88.

  муктир нитйа тамаш чаива наврттих пунар этайох

 деванам нирайо насти тамаш чапи катханчана

 « Освобождение вечно и ад андха-тамас также вечен, достигнув либо одного, либо другого из этих двух предназначений, душа уже не возвращается назад, в мир рождений и смертей. Божественные души девы никогда не попадают во тьму вечного ада, это полностью исключено». 

ПРИМЕЧАНИЕ: Из этих стихов видно, что Мадхва описывает природу демонов как не подлежащую исправлению. Кроме того, на основе цитат из писаний он предопределяет для них мучения в вечном аду. Эта концепция об аде весьма походит на идеалистическую трактовку современных христиан о преисподней, уготованной для грешников. С поверхностной точки зрения, от нее веет духом преувеличения. Кажется, что такое понимание оспаривает всемилостивую природу Бога, иначе, почему бы Он был склонен посылать демонов в ад на вечные муки? Все же Мадхва имеет определенные основания для своих выводов. По его мнению, вечный ад является местом, совершенно удовлетворяющим природе демонов. Следует помнить что, повествуя об андха-тамасе, Мадхва говорит не об обычном аде для грешников, который действительно не вечен. Мадхва повествует о неком особом вечном месте страданий, которое составляет прямую противоположность исполненному духовного счастья освобождению.

 Здесь может возникнуть следующий вопрос. Во многих ведических историях роли выдающихся демонов были в действительности сыграны великими преданными Господа, которые вследствие проклятий или иных обстоятельств были вынуждены временно принять демонические тела. По этому поводу Мадхва проводит несколько разграничений. В первую очередь, рождение в семье демонов, как таковое, не определяет природу души. Душа может продолжать оставаться божественной и преданной Богу, как это было с Махараджей Прахладой, Махараджей Бали или Вритрасурой, рожденными в семьях демонов.

 Помимо этого, часто бывает, что в одном и том же теле одновременно воплощаются сразу две души, божественная и демоническая. Примером здесь могут послужить такие демоны, как Хираньякашипу и Хираньякша в которых одновременно присутствовали временно проклятые Джая и Виджая, привратники обители Господа Ваикунтхи. Мадхва говорит, что внутри Хираньякашипу и Хираньякпш демоны жили наряду с преданными. Таким же образом Мадхва объясняет преданность многих других личностей, пребывавших в демонических телах. Например, два сына Куверы Налакувара и Манигрива, которые родились двумя деревьями во дворе Махараджи Нанды. По словам Мадхвачарьи, в них также одновременно присутствовали два демона - Дхуни и Чаму.                

 По этому поводу у Мадхвы есть особое объяснение. Мадхва говорит, что если в таких случаях Господь убивает демона, то Он освобождает божественную душу от проклятия. Так эта достойная душа возносится в высшие миры. В то же время Господь отправляет демоническую душу в вечный ад, если ненависть этого демона по отношению к Богу достигла полной зрелости. В противном случае демон вынужден рождаться вновь и вновь, до тех пор, пока «совершенно» не возненавидит Бога и не станет «достойным» кандидатом для переселения в вечный ад. Так в телах многих демонов присутствовали какие-то полубоги или божественные души, которые разделялись с этими демонами лишь после смерти тела. Немало было и стопроцентных демонов, как, например Джарасандха - в прошлом демон Випрачити; Духшасана - Индраджит, сын Раваны: Пурочана - Прахаста, советник Раваны; Муштика - демон Кишора; Лакшана, сын Дурьйодханы - Акша, сын Раваны; Викарна - демон Атикая, и прочие. В их поведении не было даже малейшего намека на какую-либо божественность, поэтому составить суждение об их характерах вовсе не сложно.

89.

  насуранам татха муктих кадачит кеначит квачит             

манушанам мадхаманам нашаитад двайам опиате

                 

 «Демоны никогда, ни в коем случае и ни при каких обстоятельстване могут достичь освобождения, также не достигают его и души среднего типа манушьи. Для этих двух категорий джив освобождение совершенно недостижимо».

ПРИМЕЧАНИЕ: Подобное этому утверждение о судьбе демонов можно встретить в «Бхагавад-гите» (16.20).

асурйм йоним апанна мудха джанмани джанмани

мам апрапйаива каунтейа тато йантй адхамам гатим

 «Снова и снова рождаясь среди демонов, о сын Кунти, такие люди лишаются возможности приблизиться ко Мне (Кришне). Постепенно они опускаются все ниже и ниже, пока не достигнут адхама-гати — низшей цели (жизнь в вечном аду андха-тамасе)».

ПРИМЕЧАНИЕ: Интересно отметить, что по словам Бхактисидханты Сарасвати Госвами, даже самое милостивое воплощение Господа - Шри Чайтанья Махапрабху награждал Своей беспричинной милостью и любовью к Богу не каждого, а лишь тех, кто были наделены качеством саралта — простосердечием, которого как раз и лишены души демонического склада. Очевидно, что люди среднего типа в большей степени озабочены животными потребностями тела, поэтому трудно ожидать, что освобожденье придет к ним нежданно негаданно, как чудо.

90.

асуранам тамах-праптис тада нийамато бхавет

 йада ту джани-сад-бхаве наша грхнанти тат-парам

 тада муктиш ча деванам йада пратйакшаго харих

 «Когда у демонов появляется возможность получить истинное духовное знание, они никогда не соглашаются принять его в должном свете. Отсюда извечное правило - их путь лежит все глубже во тьму невежества. Божественная же душа, достигшая совершенства, обретает освобождение с того момента, когда Господь Хари воочию являет Себя ей».

91.

  сва-йогйайопасанайа танва тад-йогйайа татха

сарваир грнаир брахмана ту сам-упасйо харих сада

 «Те, кто имеет веру в Господа, обретают освобождение через тот уровень поклонения Богу, которому они фактически способны следовать. Чтобы даровать душе освобождение, Господь предстает перед ней в том облике, который она достойна лицезреть. Именно с этим образом Бога душа имела любовные взаимоотношения изначально. Среди всех божественных душ Брахма выделяется тем, что он всегда поклоняется Господу с любовью и преданностью».

92.

  анандо джнах садатмети хй упасйо манушаир харих

йатха крамам гунодрекат тад анйаир авиринчатах

 « Люди должны поклоняться Господу Хари, как Всевышнему - абсолютному источнику знания и блаженства. Более возвышенные живые существа (мудрецы и полубоги) способны поклонятся Господу на более и более высоких уровнях, вплоть до высшего уровня поклонения, на котором находится Брахма».

93.

  брахматва-йогйа рджаво нами девах притхак-ганах

 таир эвапйам падам тат ту наиванйаих садханаир апи

 « Положение Брахмы способны занять только представители высшего класса божественных душ, которых называют риджу. Это их исключительное право. В противном случае, никакая практика (садхана) не приводит к достижению высшего поста Брахмы».

94.

  эвам сарва-паданам ча йогйах санти притхак-ганах

тасмад анадй-анантам хи таратамим чид-атманам

 « Существуют различные классы джив, представители каждого из которых имеют квалификацию, необходимую для достижения определенных божественных или иных постов. Таким образом, градация среди душ - таратамья не имеет ни начала, ни конца, она беспредельна и существует вечно».

ПРИМЕЧАНИЕ: Этот стих, в действительности, подтверждает, что деление всех джив на три класса является весьма обобщенным видением реальности, которая гораздо более многогранна. Из-за ограниченности разума, человек всегда склонен мыслить в рамках определенной схемы. Говоря о делении джив на три класса, Мадхвачарья представил одну из таких схем чтобы в целом взглянуть на градацию индивидуальных душ. Схема может быть более точной или менее точной, но в любом случае, она может дать только относительное представление о реальности. В данном стихе Мадхва представил расширенный взгляд, он говорит, что среди душ существуют не только три класса. Напротив, существует бесчисленное разнообразие джив, и градации среди них нет ни начала, ни конца.

95.

  тач ча наиванйатхй картум шакйам кенапи кутрачит

 айогйам иччхан пурушах пататй эва на самшайах

 «Никто и никогда не способен служить Господу иначе, чем ему диктуют внутренние позывы собственной духовной природы. Если же человек загорается желанием обрести духовное положение, превышающее его истинное предназначение, то он, несомненно, падет с уровня, превышающего его внутренний статус».

96.

тасмад йогйанусарена севйо вишнух садаива хи

аччхидра-севанач чаива нишкаматвач ча йогйатах

 « Поэтому каждый должен служить Господу Вишну в соответствии со своим положением или способностями. Положение это определяется тем, насколько безупречно, а также насколько бескорыстно человек способен выполнять божественное служение Господу. В каждом заложено определенное предназначение, человеку следует понять его и действовать соответственно».

97.

драштум хйакйо харих сарваир нанйатха ту катханчана

нийамо 'йам харер йасман ноллнгхйах сарва-четанаих

сатйа-санкалпато вишнор нанйатха ту каришйати

 « Никто не способен познать или увидеть Господа Хари иначе, чем позволяет его внутренняя способность. Это правило установил Сам Господь Хари, и ни одно живое существо не в силах нарушить его. Господь Вишну есть сатья-санкалпа, все Его помыслы сбываются, и Он никогда не отклоняется от Своих решений».

ПРИМЕЧАНИЕ: Мадхвачарья завершает эту тему, говоря, что индивидуальная природа души закреплена волею санкалпы Господа. Судя по всему, это один из вселенских законов, поддерживающих все мироздание в строгом соответствии с незыблемым планом Господа Хари. Из этого описания градации душ видно, что Мадхва в своих выводах опирается на утверждениях священных писаний - шабда-праману. Практический опыт жизни, пратьякша-прамана также в значительной степени подтверждает объяснение Мадхвы. В принципе, этих двух праман достаточно, чтобы концепция имела место. Однако с точки зрения логики - анумана-праманы - в видении Мадхвы можно найти много противоречий» на которые трудно дать исчерпывающие ответы. Мадхвачарья был знаменит своей логикой, может быть он сам смог бы ответить на все вопросы, возникающие по поводу его концепции о делении душ на три класса? Как известно в учении Гаудия-вайшнавов, а так же и в других духовных школах каждая душа признана потенциально достойной царства Божьего. Поэтому проповедь повсеместно принята как главное средство спасения заблудших душ. Трактовка Мадхвачарьей вопроса о градации душ может вызвать сомнение в самой необходимости проповеднической деятельности, ведь если свабхава большинства душ не предусматривает освобождения как такового, то зачем им вообще о нем говорить? На это можно ответить, что в действительности, с точки зрения проповеди и практической деятельности философская концепция Мадхвы о делении душ на классы ничего не меняет. Дело в том, что свабхава живого существа скрыта глубоко внутри и поэтому по каким-либо внешним признакам природу души определить очень сложно, не имея совершенного духовного видения. Поэтому проповедовать и быть посланником Бога хорошо всегда, при любой возможности. Опыт показывает, что разные люди реагируют на проповедь по-разному. Те, кто имеет развитую склонность к духовному, очень быстро и легко принимают духовные наставления и перестраивают свою жизнь. Такие люди и являются главным объектом проповеди. Отыскать их среди широких масс людей - вот настоящая задача проповедника. Что же касается спасения всех падших душ, то это очень глобальная и идеалистичная задача. Исходя из практического опыта жизни, она в наших условиях едва ли осуществима. Можно конечно верить и надеяться, но факт остается фактом, с суровой реальностью не поспоришь. В этом состоит пратьякша-прамана, подтверждающая видение Мадхвачарьи. Конечно, если проповедник чрезвычайно влиятелен, то он, несомненно, способен приблизить к Богу более обширный круг людей и иметь ощутимый процент успеха. Даже если разные его последователи будут иметь очень разные уровни преданности, так или иначе соприкосновение с посланием Бога принесет благо каждому из них. Поэтому естественным образом проповедь - это абсолютное благодеяние для всех видов и уровней душ, за исключением, может быть, явных демонов.

 Большинство людей не слишком восприимчивы к духовным наставлениям. Причиной того может быть или их низкий уровень сознания или же их внутренняя природа, свабхава, вопрос это спорный, но факт духовной инертности большинства людей на лицо. Что же касается демонов по природе, то общая рекомендация всех ачарьев такова, что проповедовать им не следует, поскольку когда демоны слушают о Боге, их ненависть к Нему только увеличивается.

 Таким образом, в отношении проповеди позиция Мадхвачарьи ясна, он сам был видным проповедником и обратил в вайшнавскую веру многих людей из самых разных слоев общества. Известно также, что современные учители в цепи Мадхвы очень хорошо отзываются о широкой проповеднической деятельности ИСКОНа. Порою они даже выражают сожаление, по поводу собственной неспособности к такой проповеди вследствие закоснелого кастового сознания ортодоксальных брахманов из их религиозной группы.

 Проповедническое движение «Сознание Кришны» основано Шрилой Прабхупадой для того, чтобы предоставить возможность всем людям воспользоваться бесценным даром духовного знания. Это, по сути, есть высшее служение человечеству. Чтобы отвоевать обусловленные души у майи, порой приходится вступать в «бой» на полях проповеди. Верное знание - это оружие, которое помогает в достижении желанной цели. Поэтому, учитывая знание представленное здесь Мадхвачарьей, проповеднику легче будет сохранять дух непривязанности к результатам проповеди. К примеру, если кто-то не спешит претерпевать духовное преобразование, возможно причиной того является его природа - свабхава, которую Господь поддерживает неизменной, как вечное качество индивидуальности души. Таково описание градации индивидуальных душ в свете учения Мадхвачарьи.

Прамея седьмая

«Освобождение - это возвращение домой к Богу»

 В «Шримад-Бхагаватам» (2.10.6) дано фундаментальное определение освобождения:

 

муктир хитванйатха-рупам сварупена вйавастхитих

  «Освобождение мукти означает, что устремленная к Богу душа оставляет внешние формы бытия, связанные с жизнью в материальных телах. Достигнув освобождения, она существует в своей вечной и изначальной духовной форме».

 Баладева Видьябхушана, описывая освобождение в свете учения Мадхвы, дает ему следующее определение:

 

бахудха бахубхир вешаир бхати кршнах свайам прабхух

там иштва тат-паде нитйе сукхам тиштханти мокшинах

 «Изначальный Господь Кришна проявляет Себя во множестве совершенных форм-экспансий. Поклоняясь этим формам Господа, преданные Ему души обретают освобождение и счастливо живут в вечной духовной обители Господа».

 В одиннадцатой главе «Мадхва-виджаи» Нараяна Пандит весьма подробно описал освобождение в свете священных писаний. Мадхвачарья же указал на несколько важных условий, соблюдение которых необходимо для обретения освобождения (М.Бх.Т.Н., 1. 78 — 80):

 

  вишнур хи дата мокшасйа вайуш ча тад-ануджнайа

 мокшо джнанам ча крамашо муктиго бхога эва ча

 уттарешам прасадена нйчанам нанйатха бхавет

 сарвехйам ча харир нитйам нийанта тад-вахйах паре

  «Лишь Верховный Господь Вишну дарует освобождение Сам, Ваю же способен дать освобождение душе по велению Господа. Закон таков, что в процессе духовной эволюции освобождение, духовное знание и блаженство младшие преданные обретают по милости старших, и никак иначе. Этот процесс извечно контролирует Сам Господь Хари, таким образом, все души подчинены Его верховной воле».

 

таратамйам тато джнейам сарвоччатвам харес татха

 этад вина на касйапи вимуктих сайт катханчана

 «Таким образом, для обретения освобождения необходимо знать верховное положение Господа Хари, а так же таратамью - иерархию вышестоящих душ (полубогов, старших преданных и предшествующих учителей - ачарьев). Без этого освобождение недостижимо».

 

Прамея восьмая

«Чистая праданность — дорога к Богу»

  Определение чистой преданности по Мадхвачарье (М.Бх.Т.Н., 1.75):

 

  махатмйа-джнана-пурвас ту судридхас сарвато 'дхиках

 снехо бхактир ити проктас тайа муктир на чанйатха

 « Величайшая любовь, превосходящая все на свете, есть бхакти - чистая преданность Богу. Она возникает на платформе совершенного трансцендентного знания о величии Господа. Лишь обретя бхакти, человек способен достичь освобождения».                                          

ПРИМЕЧАНИЕ: Так как освобождение немыслимо без чистой преданности Господу, Шри Чайтанья Махапрабху весьма обоснованно указал, что преданность занимает более важное и первичное положение, чем следующее за ней освобождение.

 Мадхвачарья в своем труде о сути «Махабхараты» приводит ряд высказываний и цитат из писаний об исключительной значимости преданности Богу. Вот отрывок из этой книги.

 

«Поучения Мадхвы о преданности Богу» (М.Бх.Т.Н., 1.101-119)

Предварительное условие - духовное знание

101.

  там эвам видван амрита иха бхавати нанйах пантха айанайа видйате

 там эвам видитва 'ти-мритйум эти нанйах пантха видйате 'йанайа

 « Лишь познав величие Верховного Господа, человек достигает бессмертия. Нет другого средства для достижения вечной обители Господа. Духовное знание - верное средство для достижения духовного совершенства»!

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.