Три вида душ в учении Мадхвы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Три вида душ в учении Мадхвы

2019-11-28 169
Три вида душ в учении Мадхвы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Вучении Мадхвачарьи есть одна особая концепция, с трудом вписывающаяся в привычное понимание духовной философии. Это концепция о градации среди индивидуальных душ, основанная на изначальной устойчивой склонности каждой души к одной из трех гун материальной природы. Мадхвачарья представил эту концепцию в своих трудах, и поэтому вовсе не упомянуть о ней в этой книге было бы недостатком изложения. Мы должны представлять учение ачарьев таким, какое оно есть - таков принцип ученической традиции. К тому же, реальность бытия весьма многогранна и поэтому восприятие ее под разными углами зрения может разительно отличаться, подобно тому, как чудесный камень вайдурья под разными углами преломления света способен блистать совершенно разными цветами и оттенками.

 В дальнейшем философском анализе мы сделаем попытку разобраться, что же имел в виду Мадхва, говоря об индивидуальной склонности души к одной из трех гун природы.

Мадхва делает свое заключение, основываясь на писаниях. И частности, он цитирует по этому поводу стих из «Бхагавад-гиты» (17.2)

 

шри бхагаван увача

три-видхи бхавати шраддха дехинам са свабхава-джа

саттвики рйджаси чаива тамаси чети там шрину

Перевод по Мадхвачарье:

 «Верховный Господь сказал: У воплощенных душ бывает три вида веры, шраддхи. Это вера в благости, в страсти или в невежестве. Изначально вера каждого рождается из его духовной природы, свабхавы»

 Отсюда напрашивается вывод, что свабхава души также подчинена влиянию одной из трех гун природы. Это объяснение выглядит не слишком логичным, ибо в писаниях ясно сказано, что изначально каждая душа трансцендентна и существует абсолютно вне влияния трех гун.

 Но пойдем дальше, интересно рассмотреть, какое определение дает свабхаве души Мадхва (М.Бх.Т.Н. - 22.84):

 

свабхавакхай йогйата йа хатхакхйа йа 'нади-сиддха сарва-дживешу нитйа

 «Каждая душа имеет индивидуальную природу, называемую свабхавой. Эта природа есть предназначение души, которое называют словом йогйата. Природу души еще называют именем хатха. Это имя означает, что внутренняя природа души неизменна и вечна. По воле Господа, с незапамятных времен она совершенно выражена в виде конкретных личностных качеств».

 Далее Мадхва говорит:

 

са каранам пратхамам ту двитийам анади-кармаива татха тритийах

джива-прайатнах паурушакхйас тад этат трайам вишнор вашагам сарвадаива

 «Свабхава является первым и самым важным фактором в успехе деятельности человека. Вторым фактором является приобретенная человеком карма, а третьим фактором становятся усилия, которые человек прикладывает для достижения намеченных целей. Все эти три фактора, однако, всегда находятся во власти Верховного Господа». 

 Господь поддерживает природу души неизменной. Он следит, чтобы законы кармы соблюдались и, в конце концов, наделяет душу способностью совершать усилия.

 В данном случае нас интересует неизменность природы души, то, как она фактически проявляется. Объясняя это в следующем стихе, Мадхва говорит о градации, основанной на принципе неизменности (хатха) в природе всех душ.

 

хатхаш часау таратамйа-стхито хи брахманам арабхйа калиш ча йават

 «Неизменная природа индивидуальных душ хатха является основой иерархии воплощенных душ, высшее положение в которой занимает Брахма. Низшее положение в этой иерархии занимает Кали - самый низкий среди демонов-материалистов».

 В комментарии к этому стиху Вадираджа-Титха дает подробные разъяснения. Существует вертикальная линейная шкала градации всех душ, и эта шкала делится на три части:

1)  К верхней ее части относятся божественные души, которые достойны высшей цели уттама-гати, духовного царства Господа. В обусловленном состоянии они могут находиться под влиянием смеси трех гун природы с преобладанием благости, но после обретения освобождения они достигают чистой благости шуддха-саттвы, ибо царство Господа есть проявление шуддха-саттвы. Градация среди божественных душ в материальном мире строится с учетом их уровней преданности Богу и уровней их божественного знания. Среди освобожденных душ градация также есть, она основана исключительно на различиях в уровне их духовного блаженства.

2) К средней части шкалы градации относятся более приземленные души с мирскими склонностями, которых условно называют словом манушья - «люди», поскольку большинство членов этого класса душ живут в обществе людей. Природа каждого манушьи представляет собой смешанную комбинацию из добродетелей и пороков. Они пребывают под преобладающим влиянием гуны страсти, но вечной обители, состоящей из чистой гуны страсти, не существует. Поэтому удел манушьев - средний путь, мадхьяма-гати, постоянная жизнь в мире рождений и смертей, где им нравится вкушать поочередно плоды счастья и горя. Иерархия среди манушьев основана на различиях в уровне их добродетели и порока.

3) К низшей части шкалы градации относятся души с явными демоническими наклонностями. Их конечное предназначение - адхама-гати, путь в преисподнюю, вечный ад, который называется андха-тамас. Этот ад является проявлением чистой гуны невежества, и потому невежество играет главную роль в природе демонов. Демоны всегда исполнены ненависти к Богу, невежества и прочих пороков. Среди них также есть градация, те демоны, у кого пороков меньше, считаются лучшими. Низшими же из демонов считаются большие богоненавистники, а самым низшим из всех признан демон Кали - божество Кали-юги.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.