Предыстория написания «Прамея-ратнавали» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Предыстория написания «Прамея-ратнавали»

2019-11-28 221
Предыстория написания «Прамея-ратнавали» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Господь Чайтанья принял духовное посвящение в цепи учеников, идущей от Мадхвачарьи, и можно сказать, что это было в значительной степени формальностью. Господь Чайтанья Сам принес уникальное учение о наивысшей преданности Господу Кришне в настроении врин-даванских пастушек гопи. Кроме того, Он широко распространил эффективнейший среди всех методов духовного совершенствования - повторение Харе Кришна маха-мантры - который предписан для поклонения Господу в эту эпоху. Несмотря на эти очевидные факты, во времена Баладевы Видьябхушаны, последователи Рамануджачарьипоставили под вопрос авторитетность учения Шри Чайтаньи. Они ссылались на то, что у последователей Шри Чайтаньи не было собственного комментария к «Веданта-сутре», который был необходимым фундаментом для основания духовной сампрадаи. Когда Баладева Видьябхушана был поставлен перед этим вопросом, он обратился с молитвами к божествам Шри Радха-Говинды, ранее принадлежавшим Рупе Госвами, которые установлены ныне в Джаяпуре. Тогда Господь Говинда явился Баладеве во сне и велел ему составить собственный комментарий к «Веданте». За несколько дней Баладева, уполномоченный Господом, написал уникальный комментарий, который, по его словам, был фактически продиктован ему Самим божеством Говиндаджи, поэтому этот комментарий известен сегодня, под названием «Говинда-бхашья». Этот комментарий рассеял все сомнения в ученых кругах ведантистов об авторитетности учения Господа Шри Чайтаньи. За составление этого комментария Баладева был удостоен особого ученого титула - Видьябхушана. «Говинда-бхашья» является очень обширным трудом на санскрите, трудным для понимания обычных людей, не слишком сведущих в методологии Веданты. Поэтому Баладева Видьябхушана изложил его суть в сжатом виде в таких своих произведениях, как «Веданта-шьямантака» и «Прамея-ратнавали».

    

Девять прямей — фундаментальных постулатов философии Мадхвы

Постулаты философии называются - праманами. Когда они веско обоснованы и доказаны с помощью цитат из священных писаний, праманы становятся утвержденными и тогда их называют прамеями. В своих трудах Шри Мадхвачарья изначально утвердил девять прамей столпов всей его системы философии. В свою очередь, Баладева Видьябхушана написал обширный труд «Прамея-ратнавали» (ожерелье из прамей) чтобы показать, что в учении Шри Чайтаньи, в основных чертах, сохранены те же самые девять прамей, которые ранее были постулированы Шри Мадхвачарьей. Следует отметить, что в интерпретации Баладевы есть некоторые расхождения с объяснениями, которые давал сам Мадхвачарья. Особенно это заметно в отношении шестой прамеи, теме о градации джив, которую в интерпретации Мадхвы едва ли можно понять с точки зрения привычной логики. Следующий стих, составленный Баладевой Видьябхушаной, является изложением всех девяти прамей Мадхвачарьи.

 

шри-мадхва праха вишнум паратамам акхиламнайа-ведйам ча

 вшивом сатйам бхедам ча джйвйн хари-чарана-джушас

 таратамйамш ча тешам мокшам вшинв-ангхри-лабхам

 тад-амала-бхаджанам тасйа хетум

 праманам пратйакшади-трйам чети

 упадишати харих кршна-чаитайа-чандрах

 «Господь Хари в облике Шри Кришны Чайтаньи несет духовные истины, которые ранее провозгласил Шри Мадхва. Эти истины таковы:

1)  Господь Вишну (Кришна) есть Верховная Личность Бога.

2) Все ведические писания служат подтверждением этой истины.

3) Сотворенный Богом материальный мир реально существует.

4)  Отличия между Богом, душами {дживами) и неживой материей вечно существует.

5) Все дживы по своей изначальной природе являются слугами лотосоподобных стоп Верховного Господа Вишну.

6)  Среди душ существует градация, основанная на различии в их уровнях преданности Богу.

7)  Освобождение - есть достижение Господа, и обретение высшего счастья в служении Ему.

8)  Средство для достижения освобождения - чистая преданность Богу.

9) Для обретения истинного знания есть три пути: прямое чувственное восприятие, логическое рассуждение и свидетельства священных писаний.

Далее в этой главе с большими или меньшими подробностями представлены разъяснения каждой из девяти прамей на основе трудов Мадхвачарьи и Баладевы Видьябхушаны.

 

 

Прамея первая

 «Господь Хари — Верховная Личность Бога»

Мадхвачарья обобщенно описал положение Верховного Господа, в следующей молитве:

 

нарайанайа парипурна-гунарнавайа

 вишводайа-стхити-лайоннийати прадайа

 джнана-прадайавибудхасура-саукхйа-духкха-

сат-каранайа витатайа намо намасте

 «Я предлагаю почтительные поклоны Господу Нараяне, в котором во всей полноте проявлены все божественные качества! Он является единой причиной сотворения, поддержания и уничтожения всего мироздания. Он дарует божественное знание. Своим преданным и полубогам Он ниспосылает счастье, а демонам дает возможность вкусить горькие плоды их порочных деяний. Таким образом, Он источник всего благого, Он беспредельный Господь!»

 По этому поводу Баладева Видьябхушана проводит анализ, из которого видно, что, хотя все прямые экспансии Господа полны, среди них особенно выделяется Господь Шри Кришна. Об этом говорится в Шримад-Бхагаватам: эте чамша-калах пумсах кршнас ту бхагаван свайам - «Все экспансии Вишну являются полными частями Господа, но Кришна есть Сам Господь». Господь нисходит в этот мир, принимая различные облики, также и Лакшми неизменно сопутствует Ему, принимая множество обликов вместе с Господом.

 Далее, Баладева Видьябхушана говорит, что так же, как Кришна - изначальный Господь, Шри Радха является источником всех экспансий Лакшми. Мадхвачарья также дает интересные объяснения этой темы, в двадцатой главе своей книги-пересказа «Махабхараты». Этот радел «Махабхараты» называется «Дханйашчарйопакхйана». В нем, на примере истории рассказанной мудрецом Нарадой, достоверно описывается верховное положение Господа Кришны (предмет первой прамейи), а также возвышенное положение вечной супруги Господа, изначальной Шри Лакшми.

 

«Просветляющее повествование об Удивительном и Непревзойденном»

«Дханйашчарнопакхнана» (М.Бх.Т.Н. 20.63 — 79)

63.

эвам кришне дварака-самстхе гирим бхупа раиватакам самайайух

 дурйодханадйах пандаваш чаива сарве нанадешйа йе ча бхупала-сангах

 «Однажды во время пребывания Господа Кришны в Двараке, цари из разных частей света собрались на горе Райвате. Среди них были и сыновья Дхритараштры, возглавляемые Дурьйодханой, и братья Пандавы».

64.

атманам тан драштум абхйагатан са кршно гирау райвате дадарша

намас крте сарва-нарендра-мукхйаих кршне ваидарбхйй саха дивйасана-стхе

 « Эти лучшие из правителей мира пришли повидать Шри Кришну, и Господь явил Себя их зрению, восседая на божественном троне вместе со Своей царственной супругой Рукмини-деви. Все цари тогда предложили Господу Кришне поклоны».

65 - 66.

этйакашан парадах кришнам аха

 сарвоттамас твам твадришо насти кашчит

итй ашчарйо дханйа итй эва гйабда-двайе тукте васудевас там аха

дакшинабхис сакам итй эва кришнам папраччхур этат ким итй сма бхупах

нарайано мунимуче вадети шринудхвам итй аха са нарадо 'пи

 «В этот момент с небес нисшел мудрец Нарада и прославил Кришну так: «О Господь, Ты - Верховный и Независимый, никто не может сравниться с Тобой!» При этом Нарада описал божественные качества Кришны лишь в двух словах, он сказал: Ты ашчарья — самый удивительный и Ты дханья - самый богатый, обладатель всего сущего! В ответ Господь Васудева сделал замечание Нараде: «Не только Я Сам таков, но и Мои Дакшины!» Цари тогда спросили Кришну: «Пожалуйста, объясни, что означают эти Твои слова»? Господь Нараяна (Кришна) сказал мудрецу Нараде: «Ты объясни», - и Нарада в ответ поведал следующую историю».

ПРИМЕЧАНИЕ: Вадираджа-Тиртха объясняет расширенный этимологический смысл этих двух слов. В слове ашчарйа буква а означает самантат - непосредственно; шчарйа - означает сукха-чарана-йогйах дживах йасмат правартанте - «достойные души дживы, идущие по духовному пути к вечному счастью, достигают успеха по милости Господа». Слово дханйа означает: Верховный Господь, который поддерживает весь мир и, который не доступен для понимания псевдо-философов.

67-69.

  курмо дршто вишну-падйам майоктас

твам уттамо пасти самас тавети

уче гангим уттамам са джалешам умамуче притхиви-намикам сах

йа мадриша девах cap ваш ac та дхртас тайа пратхитатват притхивйа

шивам шешам гарудам чаха сопи параванат парвата-намадхйан

таир эвахам мат-самаш чаива девйо дхрйанта

итй эва таучире 'тха брахманам эвоттамам аха

со 'пи ведатмикам пракртим вишну-патним

 «Однажды в водах реки Ганги я увидел божественную черепаху Курму, божество благочестивых деяний. Я тогда сказал ему: „Ты -верховный, нет равного тебе!" («Ты ашчарья и Ты дханья!»)

Курма ответил: „Хоть я и имею божественные полномочия, мое положение относительно, поскольку я сам живу в водах Ганги и завишу от нее, поэтому богиня священной реки Ганги выше меня».

 Нарада тогда отправился к Ганге и сказал ей: «Ты - ашчарья и Ты - дханья, нет равного тебе!» Ганга ответила: «Я впадаю в океан и океан (бог морей Варуна), будучи моим супругом, несомненно, выше меня».

 Нарада пришел к океану и сказал: «Ты - ашчарья и Ты - дханья, нет равного тебе!»

Океан ответил: «Я конечно велик, но даже я покоюсь на Земле (Притхиви), поэтому богиня Земля гораздо могущественнее меня».

 Второй смысл: «Выше меня богиня Ума, супруга Шивы, которую тоже называют Притхиви. Она поддерживает многих нижестоящих полубогов, подобных мне, Варуне».

 Нарада отправился к богине Притхиви и сказал: «Ты - ашчарья и Ты - дханья, нет равного тебе!»

 Земля ответила: «Я сама держусь на великих вселенских горах - парватах, поэтому они выше меня».

 Второй смысл: Ума сказала: «Я ниже своего супруга Господа Шивы, а также ниже равных ему божеств Шеши и Гаруды. Поскольку они защищают и поддерживают все другие живые существа, их тоже называют парватами (поддерживающими все сущее «горами»)».

 На обращение Нарады к Шиве, Шеше и Гаруде, те ответили: «Наш отец четырехглавый Господь Брахма выше нас, он божество великого принципа махат-таттвы, из которого изошло все сущее во вселенной».

 Наряда пришел к Брахме и сказал: «Ты - ашчарья и Ты - дханья,

нет равного тебе!»

 Брахма ответил: «Нет, богиня Вед, экспансия супруги Господа Шри

Лакшми выше меня, ибо она моя мать!»

ПРИМЕЧАНИЕ: Черепаха, встреченная Нарадой, является олицетворением Пушкары - божества благочестивой кармы, которое управляет островом в космическом пространстве, называемым Пушкара-двипа. Для правильного совершения ведических ритуалов необходимо иметь чистую освященную воду, иначе невозможно следовать даже элементарным стандартам чистоты. Воды Ганга в этом повествовании приняты за идеал священных вод, пригодных для поддержания чистоты следования религиозным принципам. С древних времен последователи Вед селились по берегам священных рек, воду которых они использовали не только для поддержания жизни, но и для совершения благочестивых религиозных обрядов.

70.

сайка деви баху-рупа бабхаше йукта йадахам джнена нарайанена

 йаджна-крийаманини тадоттама тат-правешат тадакхйа

Наряда обратился к Веда-Лакшми и имеющая множество обликов Лакшми ответила: «Нет, я не верховная в облике Веда-Лакшми. Когда я становлюсь богиней ведических жертвоприношений, я достигаю единения с Гьей (Господом Нараяной) и тогда меня называют Ягья-Лакшми. В ее облике я занимаю более высокое положение, вследствие прямой связи с Господом Вишну, через процесс жертвоприношения». Нарада пришел к Ягья-Лакшми и сказал: «Ты - ашчарья и Ты - дханья, нет равного тебе!»

71.

вишнв-авишта йаджйа-намни тад-анка-стхита соче

 кешаво хй уттамо 'лам на тот самаш чадхико ' max

 кутах сйад рише сатйам нанйатхети сма бхунах

 Ягья-Лакшми ответила: «Нет, я не верховная, у меня (Лакшми) есть еще более высокое положение. Когда я сижу на коленях своего божественного Супруга, или же когда я как жена нахожусь слева от Него, то тогда меня называют Дакшина - «та, справа (дакш) от которой находится любимый супруг (ина)» - Верховный Господь Кришна. Положение Дакшины действительно высочайшее среди всех других ипостасей Лакшми».

Дакшина-Лакшми в ответ на прославления Нарады сказала: «Мой супруг Кешава (Кришна) воистину Верховный, никто и никогда не может с Ним сравняться, поэтому в абсолютном смысле лишь Он - ашчарья и лишь Он - дханья!»

Комментарий Вадираджа-Тиртхж:

 Супруга Господа Шри Лакшми принимает множество образов для служения Господу, тем не менее, во всех своих образах она является одной и той же личностью. Однако с внешней точки зрения разные ее экспансии могут занимать либо более высокое, либо менее высокое положение, в зависимости от того, насколько близко Она находится к личностной форме Господа. Здесь может быть приведен пример царственного принца, который едет на быке, на коне или на слоне. С внешней точки зрения, чем больше животное, тем принц выглядит внушительнее, однако принц всегда остается принцем, независимо от его средства передвижения. Лакшми Вед занимает более отдаленное положение от Господа, поскольку иногда гимны Вед могут воспроизводиться материалистичными брахманами чисто механически или ради соблюдения формальностей мирских ритуалов.

 Ягья-Лакшми (повелевающая жертвоприношениями) занимает более высокое положение, поскольку все ведические жертвоприношения в конечном счете предназначены для удовлетворения Верховного Господа и потому, при правильном их совершении, Господь Сам проявляется в процессе жертвоприношения, ягьи.

 Дакшина буквально означает пожертвование, которое получают жрецы по окончании жертвоприношения. Без дакшины ни одно жертвоприношение не может считаться полным или завершенным, такова ее исключительная важность. Жрецы могут совершать жертвоприношение ради обретения мирского благочестия или ради прочих благ, однако дакшина дается ягьяманом (заказчиком жертвоприношения) просто с верой и ради удовлетворения Верховного Господа. Она должна быть отдана без ожидания плодов, ради полного завершения процесса жертвы - ягьи. Кроме того, дакшина является самой приятной завершающей составляющей ягьи, которая приносит жрецам окончательное удовлетворение от совершенного ими служения. Божеством дакшины является непревзойденная верховная богиня Лакшми, которая восседает рядом с Верховным Господом. Дакшина и означает - «Та, справа от которой находится Сам Господь Хари».

 Помимо утверждения верховного положения Господа и Его супруги, на примере этого повествования можно разобрать другой важный аспект философии Мадхвы, девата-таратамью - градацию божественности, относящуюся к шестой прамее. Идущая по возрастающей, эта градация божеств такова: Пушкара, Ганга, Варуна, Ума, Шива (Шеша и Гаруда). Брахма, Веда-Лакшми, Ягья-Лакшми, Дакшина-Лакшми, Верховный Господь Кришна.

Здесь можно также проследить джада-таратамью - градацию среди управляемых этими божествами компонентов материи. Она такова: тело божества благочестия Пушкары (черепахи Курмы) поддерживают священные воды Ганги (без чистой освященной воды невозможно совершать ведические ритуалы, дарующие благочестие). Гангу поддерживают воды океана. Земля поддерживает океан, землю поддерживают вселенские горы, эти горы формирует управляемая Брахмой махат-таттва, суть Брахмы - звуковая вибрация гимнов Вед, суть Вед - жертвоприношение Ягья, самая важная часть Ягьи - пожертвование по ее завершению - Дакшина.

72 — 73.

  тайокто 'хам наватарешу кашчид

вишеша итй эва йаду-правирам

сарвоттамо 'ситй авадам са чаха на кевалам ме 'нкагайах шрий o 'хам

садоттамах ким ту йода ту са ме вамардха-руна дакшина-нйма-дхейа

йасмат тасйа дакшинатах стхито 'хам

тасмйн намни дакшинетй эва са сйат

 Наряда продолжил: «О цари, по велению Дакшина-Лакшми я пришел сюда и восславил Шри Кришну из династии Яду, ибо лишь Он - Господь полный во всех Его формах - аватарах.

Однако Кришна отметил следующее: «Я Верховный Господь, но, когда Лакшми в облике Дакшины становится левой половиной Моего тела, то в этом положении Она также Верховная по отношению ко всем другим божествам, начиная от Пушкары и вплоть до Ягья-Лакшми. Поскольку Я нахожусь прямо справа от Нее, поэтому Ее и называют Дакшиной».

74-75.

  са дакшина-манини девата на сача стхити баху-рупа мад-ардха

вамардхо ме тат-правешто хи тато 'хам сйам ардха-нарайанйкхйах

тадапй асйа уттамо 'хам супурно на мадришах кашчид астй уттамо ва

итй эвавадид дакшинабхис сахети

сарвоттаматвам дакшинанам смаран сах

 «Имеющая множество обликов Лакшми в своем высшем проявлении является божеством дакшины ведических жертвоприношений, и потому она также носит соответствующее имя - Дакшина. Она входит в левую часть Моего тела и поэтому Меня иногда называют Ардха-На-раяной - Наряной, владеющим лишь половиной Своего тела.

 Однако даже в таком положении Дакшина-Лакшми ниже Меня во всех отношениях, Я же полный и Верховный Господь, никто не может быть равным или превосходить Меня!»

Наряда продолжил: „Вот такой смысл вложил в Свои словя Господь Кришня, скязав, что Он Верховный вместе с Его Дакшинами. В этот момент Он с любовью подумал о верховном положении Своей супруги Рукмини-деви по отношению ко всем, кроме Него Самого"».

76.

  табхиш чаитабхир дакшинабхис саметад

вариштхо 'хам джагатах сарвадаива

мат-самартхйан наша чананта-бхаго

 дакшинанам видйате нарадети

Кришна далее сказал Нараде: «Вместе со Своими Дакшинами, ипостясями Лакшми, такими как Рукмини и Сатьябхама, Я вечно занимаю положение Верховного Господа. Все же, если сравнивать могущество Дакшина-Лакшми с Моим личным, Я безгранично превосхожу ее».

ПРИМЕЧАНИЕ: Говоря «вместе со Своими Дакшинами», Господь использовал грамматическую форму существительного дакшина во множественном числе творительного падежа. Это означает, что когда Лакшми проявляется для личного служения Господу в таких обликах, как Радхарани, Рукмини, Сатьябхама и прочих, все эти ее облики относятся к высшей ипостаси Лакшми, называемой Дакшина.

77.

уктам кршненапратимена бхупа

 анйоттаматвам дакшинанам ча шашват

 сейам бхаишмй кешаво 'йам тасйах

 шрештхах пашйата раджа-сангхах

 Нарада сказал: «О цари, смотрите же, это дочь царя Бхишмаки Рукмини-деви, которая является вечно верховной богиней Дакшиной, а это Ее непревзойденный супруг Верховный Господь Кешава (Кришна)!»

78.

                                       пратйакшам во вирйам асйапи кунтйа

                         йудхе 'ртхитах кешаво варйам асйаи                                      

адаршайат пандаван дхартараштран бхишмо дрона-драуни-крипанса-карнан

нирайудхамш чакра эках кшанена лока-шрештхан даиватаир апй аджейан

 «Вы сами стали свидетелями непревзойденной силы Кришны, когда тетя Кунти, мать Пандавов, однажды попросила Его явить Свою полную силу в состязании. В мгновение ока Кришна выбил оружие из рук всех ста сынов Дхритараштры, а так же из рук Пандавов, Бхишмы, Дроны, Крипы и Ашватхамы. Он сделал это без малейшего усилия, несмотря на то, что все эти лучшие воины мира были столь могущественны, что даже боги не могли бы противостоять им в битве!»

79 - 80.

вратам бхимасйасти наивабхи-кришнам

ийамити смаджнайа тасйа вишнох чакрамратхасйаграхит    

са пранамйа кришнам са там кешаво 'пахарач ча эвам криданто ' пй

атма-шактйа прайатнам курвантас те виджитах кешавена

 «Бхима дал обет, что он никогда не вступит в бой против Господа Кришны. Все же, когда Кришна Сам приказал Бхиме выходить на состязание, Бхима из почтения к словам Господа взял в руки колесо от колесницы, но в битву так и не вступил. Тогда, чтобы явить Свою верховную силу, Кришна выхватил это колесо из рук Бхимы и забросил его далеко в сторону. Так некогда все величайшие воины оказались беспомощны в сражении с Господом Кришной».

 Выслушав эти объяснения мудреца Нарады, все великие цари мира вновь почтительно склонились перед Верховным Господом Кришной. Нарада же, перед тем, как вознестись на планету Брахмы, еще раз прославил Рукмини-деви и преподнес ей в дар цветок с небесного древа желаний Париджаты.

 Так верховное положение Господа Хари описано в трудах Шри Мадхвачарьи.

 

 

 

Прамея вторая

 «Все Веды славят Верховного Господа»

 В «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит: «ведайш ча сарваир ахам эва ведйа» - «все тексты Вед описывают лишь Меня, Верховного Господа». С поверхностной точки зрения может создаться впечатление, что в этом утверждении Господа есть некоторое преувеличение, поскольку большинство гимнов древнейших четырех Вед посвящены описанию всевозможных ритуалов, направленных на обретение мирского благочестия. Однако секрет заключается в том, что каждый текст Вед несет в себе помимо поверхностного смысла разнообразные скрытые значения. Таким образом, прямо или косвенно каждый текст Вед воспевает славу Господа, которая беспредельна. Насколько же мы сможем постигнуть Его славу через священные писания, зависит от дарованной нам Господом способности к пониманию. Иллюстрацией к этому может послужить история, описанная в начале шестой главы «Мадхва-виджаи». Там повествуется, как в собрании ученых брахманов Мадхвачарья привел убедительные доказательства тому, что каждый стих из Вед имеет как минимум три значения. Каждый стих из «Махабхараты» имеет десять значений, а каждое святое имя Господа вгимне «Вишну-сахасра-нама» («Тысяча имен Господа Вишну») имеет сто различных значений.

 Мадхачарья сказал:

вишну-савоттаматвам эва маха-татпарйам сарвагаманам

  «Величайшим и самым сокровенным смыслом во всех текстах Вед является прославление верховного Господа Вишну».

 

  мукхйатах cap в a -шабдаиш ча вачйа эко джанарданах

 авйактах карма-вачйаиш са вачйа эко 'митатмаках

  «Господь Джанардана (Кришна) - Всевышний, поэтому все слова Вед в первую очередь описывают Его. Господь вездесущ и безграничен, поэтому все предписания Вед о благочестивой кармической деятельности тоже, в скрытом контексте, прославляют лишь Его!»

 Чтобы более глубоко постичь смысл священных писаний, существует целая наука. В своем труде «Махабхарата-татпарья-нирная» Мадхвачарья объясняет, что в ведических санскритских текстах употреблены три основных стиля языка (бхаша) повествования.

 Три стиля повествований санскрита таковы:

1) Самадхи-бхаша - если о верховной славе Господа Вишну повествуется прямо, то такое повествование называется Самадхи. (укто йо махима вишнох са тукто хи самадхина) Пример Самадхи-бхаши: насти нарайана-самам на бхутам на бхавишйати - «Господь Нараяна Верховный, нет Ему равного, не было и никогда не будет».

2) Даршана-бхаша - если повествование прямо не раскрывает в себе трансцендентное величие Верховного Господа, но, в тоже время, несет в себе какие-то поучительные наставления - шикшу, то такое повествование называется Даршана.

 Примеры Даршана-бхаши:Иногда в повествованиях Вед и Пуран могут встречаться высказывания из философии (даршана) последователей Шивы, которые провозглашают Шиву Верховным Богом. Там можно встретить рассказы о том, что даже Господь Кришна совершал аскетический подвиг ради удовлетворения Шивы, ездил в паломничество в обитель Шивы на гору Кайлас и т.п. В писаниях есть места, где говорится, что Господь поклонялся мудрецам, полубогам или людям и просил у них благословения. С поверхностной точки зрения, все такие повествования явно противоречат истине о верховном положении Господа.

 Вот ещё один пример, в «Рамаяне» говорится, что Господь Рамачандра совершил обряд подношения воды и зерен кунжута своему усопшему отцу. Господь вечный и нерожденный, Он не нуждается в родителях, чтобы явиться в этот мир. Поэтому прямой смысл здесь совсем не раскрывает истины.

 Мадхвачарья объясняет, что все подобные тексты писаний следует понимать так: мудрецы и полубоги, поведавшие эти священные тексты, произносили свои речи в стиле, легко воспринимаемом сознанием мирских людей. Во всех таких повествованиях прямой смысл не следует принимать буквально, так как он противоречит истинному положению вещей. Однако приемлемым смыслом здесь могут быть заложенные в этих повествованиях наставления (шикша) о принципах благочестивой жизни. Обычные люди склонны руководствоваться примерами из жизни великих личностей. Господь Кришна говорит об этом в третьей главе «Бхагавад-гиты». Поэтому Сам Господь, явившись на Землю в человеческом облике, ради блага обычных людей подает совершенный пример следования всем религиозным предписаниям Вед. Так Он способствует постепенному духовному развитию даже материалистичных людей.

3) Гухна-бхаша - если повествование лишено свойств обоих вышеупомянутых стилей, но, в тоже время, несет в себе некий скрытый или иносказательный смысл, то такое повествование называется Гухйа.

 Пример Гухйа-бхаши:

 

уччхиштам шива-нирмалйам вантам ча мрита-карпатам

кака-виштха-самайуктам панча путани бхарата

Прямой перевод:

 «О потомок царя Бхараты, пять вещей считаются чистыми: уччхишта - объедки, шива-нирмалйа - гирлянда с головы полубога Шивы, ванта - пища, вышедшая с рвотой, мрита-карпата - тело мертвого насекомого и кака-виштха-самайукта - то, что содержится в стуле ворон».

 В данном случае прямой смысл является явно абсурдным, теперь посмотрим истинный смысл.

Гухна-бхаша - иносказательный смысл:

 «Всегда чистыми считаются пять вещей: (1) уччхишта - молоко коровы (хотя и оставшееся после кормления теленка); (2) шива-нирмалйа - воды священной реки Ганги, которая ниспадает на голову Шивы; (3) ванта - а) мед (цветочный нектар), который пчелы изрыгают из своего желудка в соты, не оскверняя его б) подношение в жертвенный огонь на язык бога огня, которое сам он не вкушает, но доносит по предназначению до указанных жрецами Божеств; (4) мрта-карпата - кокон шелковой гусеницы, из которой изготовляется самая чистая ткань - шелк; (5) кака-виштха-самайукта - семя священного дерева баньян (ашватха), которое прорастает только если оно прошло через пищевод вороны, съевшей зрелый плод баньяна.

 Далее Мадхвачарья приводит три основных вида смысла (атрха), который может быть заложен в тексте санскритских писаний.

 

Три основных вида смысла (атрха) ведических текстов:

1) Астика - смысл писаний, достоверно указывающий на существование души и Бога. Помимо этого, в свете смысла астика, герои и события повествований должны быть восприняты как реально существовавшие в истории, а не как некие вымышленные или аллегорические. Это означает, к примеру, что Господь Кришна, описанный в писаниях, реально существующая личность, что братья Пандавы существовали, ичто все связанные с ними события действительно имели место в истории.

2) Манвади -смысл символически иллюстрирующий (на примерах конкретных героев или персонажей) различные принципы цивилизованной человеческой жизни, изначально представленные прародителем человечества Ману.

  Примеры Манвади:

 Ниже перечислены некоторые герои «Махабхараты» и олицетворяемые ими качества:

Царь Юдхиштхира - олицетворение религии дхармы.

 Бхима олицетворяет десять благих качеств: преданность Богу, знание, отрешенность, разум, прозорливость, усердие, стойкость, йога - духовная связь с Богом, прана - энергия жизни, физическая сила.

Арджуна олицетворяет слушание, анализ и усвоение наставлений от духовного учителя. Арджуна - сын царя небес Индры, а Индра сопоставим с умом, центром деятельности всех пяти чувств.

 Дроначарья олицетворяет слух, он воплощенный учитель богов Брихаспати, божество ведического слушания.

Карна олицетворяет глаза, зрение, он - сын Солнца управляющего глазами.

Бхишма - речь, он полубог Васу - представитель управляющего речью бога огня.

Абхиманью - ум, он воплощение управляющего умом бога Луны.

 Накула и Сахадева - обоняние, они - божества обеих ноздрей Ашвины. Кроме того, Накула олицетворяет собой примерный характер (шила), а Сахадева - культуру и порядочность (винайа).

Ашваттхама - воплощенный Шива, олицетворяет управляемое Шивой ложное эго.

 Дурьйодхана - воплощенный Кали, олицетворяет невежество, иллюзию, гордыню и другие пороки.

Шакуни - демон, олицетворяющий материализм.

Все братья Дурьйодханы олицетворяют различные пороки, такие как вожделение, гнев, гордость, ненависть и др.

3) Сарвонаричара - обобщающий смысл, в свете которого зримо или незримо слава Верховного Господа звучит во всех повествованиях ведических писаний. М.Бх-Т.Н. (2.141)

 

нарайанасйа намани сарвани вачанани ту

тат самартхйабхидхайини там аупаричарам видух

 «Все слова Вед по изначальному своему предназначению являются именами Господа Нараяны. Поэтому они всегда незримо несут в себе славу Господа. Так мудрые обозначили смысл Сарвопаричару».

 Тот же самый вывод приводится в «Маха-вараха-упанишад»:

 

мукхйам ча сарва-веданам татпарйам шри-патех парам

 «Главным и самым сокровенным смыслом всех текстов Вед является описание славы Верховного Господа, супруга Шри Лакшми».           

 Так Мадхвачарья систематически объяснил, каким образом все тексты ведических писаний служат для прославления Верховного Господа.

 

Прамея третья

                          

«Материальный мир реально существует — вишвам сатйам»

 Последователи Будды, а также философы -майявади ложно утверждают, что этот материальный мир в реальности не существует, и что он является лишь иллюзией и фантасмагорией. Мадхвачарья категорически опровергает эту концепцию. Он представляет следующие доказательства:

 Мир сотворен Верховным Господом, а Господь извечно истинен и совершенен, следовательно, и Его творение должно быть наделено качеством реальности бытия. Объекты материального мира можно считать иллюзорными лишь в том смысле, что их существование временно. Однако одна лишь временность их существования не может служить доказательством отсутствия реальности их бытия. Мир покоится на энергии Господа, которая вечна и лишь внешне претерпевает изменения, трансформации из одной формы бытия в другую, подобно тому, как вода может переходить из жидкого состояния в газообразное, но при этом молекулы воды не исчезают, они лишь меняют расположение.

 Философы майявади ссылаются на некоторые тексты Вед, якобы указывающие на нереальность мира, в котором мы живем. Мадхвачарья на это отвечает, что если философский вывод полностью противоречит практическому опыту жизни, он несовершенен, ибо закон логики гласит:

 

на чанубхава-виродхе агамасйа приматам

 «Утверждения писаний, не имеющие подтверждения в практическом опыте жизни, не могут быть приняты в слепую».

 Мы не должны считать, что мир является иллюзорным, ибо он стабильно существует независимо от нас. Просыпаясь, каждый день утром мы вновь и вновь убеждаемся в реальности существования мира, ибо он продолжает существовать в той же самой форме, в которой уже существовал раньше. Он не похож на иллюзорное сновидение. Во сне человек может видеть одну за другой сменяющиеся фантасмагории, которые однажды являются перед ним, а затем уходят в небытие навсегда. Однако мир, который мы наблюдаем после пробуждения, наделен качеством стабильности, независимо от нас, он поддерживается по воле Верховного Господа. Это является веским доказательством того, что мир реально существует.

 Кроме того, в шестнадцатой главе «Бхагавад-гиты» Господь Кришна говорит:

асатйам апратиштхам те джагад ахур анишварам

 «Лишь материалистичные демоны склонны думать, что материальный мир полностью иллюзорен, и что Бога в нем нет».

 Так Мадхвачарья доказал реальность бытия материального мира.

 

Прамея четвертая

«Истинность различий между духовными и материальными категориями»

 В нижеприведенных стихах Мадхвачарья кратко объясняет, какие различия являются истинными, а какие нет. М.Бх.Т.Н. (1.68 - 71)

 

сатйа вишнор гунах сарве сатйа дживейшайор бхеда

сатйо митхо джива-бхедах сатйам ча джагад идришам

 « Все божественные и совершенные качества Господа Вишну извечно истинны. Отличие души (дживы) от Бога - безоговорочная истина. Различия в занимаемом положении среди всех душ - истина. Существование этого мира - неоспоримая истина».

 

асатйах свагато бхедо вишнор нанйад асатйакам

 джагат-правахах стайо 'йам панча-бхеда-саманвитах

 « Не истинными являются представления о том, что между формами Бога (полными воплощениями) существуют различия в занимаемом положении. Также неистинны различия между частями трансцендентного тела Господа, ибо все части Его тела равнозначно божественны. Это единственная не истина!»

 Что же касается сотворенного мира, то он полностью истинен и пять делений внутри него (указанные ниже), также являются незыблемой истиной.

 

дживешвайор бхида чаива джива-бхедах параспарам

 джадешайор джаданам ча джада-джива-бхида татха

  Пять истинных различий:

1) любая душа (джива) отлична от Бога

2) одна джива отлична от другой

3) неживая материя отлична от Бога

4) один материальный объект (или же элемент) отличен от другого

5) все дживы отличны от неживой материи

 

панча-бхеда име нитйах сарвавастхасу cap ваш ax

муктанам ча на хийанте таратамйам ча сарвада

 « Вышеуказанные пять различий вечны, они остаются неизменными при любых обстоятельствах. Даже среди душ, достигших освобождения, различия в положении продолжают сохраняться вечно. Такова градация душ - таратамйа».

Прамея пятая

 «Все дживы - вечные слуги Бога»

 Господь является верховным и независимым - сватантра. В отличие от Него все дживы являются вечно зависимыми существами - асватантра. Души можно сравнить с искорками, которые, отлетая в сторону от огня, тут же угасают. Душа, отделенная от Бога, утрачивает свои изначальные божественные качества, ее подлинная природа покрывается оболочками всевозможных материальных иллюзий. Истинное и изначальное предназначение каждого - служить полному целому, то есть, Верховному Господу. В этом душа обретает совершенство счастья, разделяет блаженство безграничного Господа. Покрытые материальной иллюзией души забыли о своем истинном предназначении, служении Богу. Обуреваемые ложным эго, они пытаются подражать Богу и стремятся занять положение верховного наслаждающегося хотя бы на короткое время в этом ми


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.