Целое и части, комплексность и появление — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Целое и части, комплексность и появление

2019-11-28 145
Целое и части, комплексность и появление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мы уже больше не верим в идею о собрании скандх. Но я думаю, этот вопрос на самом деле очень важен, потому что для многих из нас, - а я сталкивался с большим количеством вопросов на эту тему за последние годы, - большая часть проблемы понимания отношений между собственной сущностью и скандхами относится к идее целого и частей. В частности, как мы объясним кажущееся магическим качество сознания у собственной сущности?

Я бы хотел коснуться этого вопроса, потому что, как вам может быть известно, мы являемся к сожалению очень линейными существами, чей мозг эволюционировал, чтобы быть способным функционировать, в африканской саванне десять тысяч лет тому назад.Наш мозг и наши умы не очень хороши для занятий чем-то комплексным и нелинейным, а сознание является именно таким явлением. Мы видели это ранее. Если вы посмотрите на историю науки, существует так много кажущихся загадочными явлений в естественном мире, которые люди не могли объяснить, и потому прибегли к «магическим» объяснениям. Но с прогрессом науки мы поняли, что эти «магические» объяснения не только не верны, но и излишни. Возможно, вы видите в этом сходство с тем, как мадхьямака опровергала «магическое» объяснение непрерывности, или связующего, к которым прибегли субстанциальные буддийские школы. Например:

- Флогистон. Нет сомнений, что способность контролировать огонь ранними людьми 600 тысяч лет тому назад явилась поворотным моментом в человеческой социальной и культурной эволюции. Если посмотреть на огонь, то он выглядит волшебством. Вы поджигаете кусок дерева, и появляется огонь, как будто из ниоткуда. Какова природа огня? До 18-го века учёные считали, что для объяснения явления огня нужно что-то особенное, и они придумали специальный элемент огня, назвав его «флогистоном». До достижений современной физики и химии люди не могли принять, что огонь может быть объяснён с точки зрения качеств материи. В своём неведении они чувствовали, что им нужно придумать что-то магическое, что-то особенное и дополнительное.

- Эволюция. До 19-го века никто не знал как объяснить многообразие жизни. Как может быть столько форм жизни? Как могло что-то, например, такое комплексное как глаз, произойти от какого-то существа без глаз? Никто не мог себе этого представить. Мы думали, нам нужен создатель, Бог, пока Дарвин не выдвинул теорию эволюции. Но даже и в 21-м веке неприятие идей Дарвина живёт и здравствует. Сторонники теории сотворения мира в штате Коннектикут в Америке построили реплику Ноева ковчега за 100 миллионов долларов в попытке доказать, что библейскую историю потопа можно понимать буквально. Мышлении магии не так-то легко победить.

- Эфир. Подобно этому, до 19-го века люди не могли объяснить, как передаётся свет. Они знали, что свет должен как-то путешествовать от солнца, чтобы достичь Земли. Он должен каким-то образом передаваться, но мы знаем, что космос представляет собой почти вакуум. Как же перемещается свет? Буквально тысячелетия люди склонялись к представлению об «эфире» для объяснения этого. Но в 19-м веке мы обнаружили, что это не так.

- Элан виталь. Также, вплоть до 19-го века люди считали, что живые существа обладают чем-то особенным, что они объясняли как элан виталь, или «жизненная сила». Люди чувствовали, что есть что-то особенное, что отличает живые явления от неживых. Представление о том, что жизнь может быть возникающим качеством чего-то материального выглядела нелепой. Я думаю, для многих из нас даже сейчас это по-прежнему ощущается как несоответствующее нашему внутреннему чувству. Жизнь ощущается как что-то очень особенное, больше чем что-то материальное. И мы все знаем, что когда кто-то умирает, все их материальные элементы по-прежнему присутствуют, однако эта волшебная дополнительная вещь, - эта жизнь, или что бы это не было, - её больше нет. Есть отсутствие чего-то магического, и нет сомнений, это сыграло большую роль в том, почему люди пришли к разным идеям, подобным представлению о «душе». Кажется ясным, что во время смерти что-то покидает тело, потому что так выглядит и интуитивно ощущается, как будто жизнь имеет какое-то особое качество. Но, как и со всеми другими кажущимися необъяснимыми явлениями, мы знаем сейчас, что элан виталя нет. Нам не нужны магические объяснения.

 

Конечно, Чандракирти был бы в полном согласии со всеми этими опровержениями магического мышления. Он не верит, что нам нужно какое-то основание для объяснения этих кажущимися мистическими явлений. И сейчас, когда мы говорим о предполагаемой загадке сознания в 21-м веке, большое количество людей чувствует потребность в каком-то основании для объяснения сознания. Им нужен какой-то дополнительный элемент, им хочется чего-то, что объяснило бы эту кажущуюся тайну, или магию. И, тем не менее, по всей вероятности, будет также, как и со всеми предыдущими теориями. Как и с флогистоном, эфиром, элан виталем и представлением о самой жизни, нам не нужно ничего дополнительного. Нам не нужно никакой магии для объяснения сознания.

Давайте вернёмся к представлению о собрании скандх, о котором мы можем подумать как об идее о целом и о частях. Есть два совершенно разных способа, которыми части могут составить целое, и чтобы это продемонстрировать, я бы хотел для примера показать чем отличается составная картина-загадка от компьютера.

- Составная картина-загадка(мозаика). Тем, которые когда-либо собирали детскую картину-загадку известно, что она состоит из множества маленьких совпадающих кусочков неправильной формы, и когда вы их правильно складываете, они образуют картинку. Если вы не поставили пару кусочков, вы всё равно представляете себе, как выглядит изображение. Вы можете убрать один кусочек, и всё ещё видеть картинку. Это пример первого способа составления целого из частей, - подобно мозаике.

- Компьютер. Есть другой способ, где отношения между частями и целым подобны компьютеру и его электрическим цепям. Если вы должным образом собрали все части цепей, тогда у вас получится работающий компьютер. Но, в отличие от мозаики, если вы уберёте из цепи одну какую-то часть, весь компьютер перестанет работать. Что бы ни представляло собой эту «магическую» сущность «функционирующего компьютера», мы его потеряли. Как только мы убираем хотя бы один чип, или даже его часть, явление «функционирующего компьютера» пропало.

В итоге, если вы теряете часть мозаики, вы всё равно можете ясно видеть картинку, и у вас остаётся почти идеальная мозаика. Но если вы потеряете одну часть цепи из вашего компьютера, то у вас нет больше компьютера; у вас есть бесполезный кусок металла и пластика.                   

 

Комплексность и появление

 

Таким образом, есть два способа соединения частей в одно целое. При первом способе части составляют целое, относящееся к тому же порядку, что и части. Это тот же самый уровень функциональности. Части составляются таким образом, что они по сути добавляются друг к другу, что соответствует математическому термину «линейный». Новый тип явления при этом не создаётся. Это то, что Чандракирти называет «собрание», или «совокупность» частей, хотя и особого «очертания» (в строфах 6:155-6:156 он опровергнет представление, что собственная сущность – это очертание собранных частей).

При втором способе, где в качестве примера используется компьютер, когда его части собраны правильно, появляется новый уровень функции, новый порядок. Части собираются вместе чтобы дать новое качество, и математик определил бы этот способ как «нелинейный». Это так называемое «появление». Одно из определений этого слова дал экономист Джеффри Голдштейн:

«Появление есть возникновение новых и последовательных структур, штампов, и качеств во время процесса самоорганизации комплексных систем».

Это действительно важно, потому что наше современное понимание собственной сущности заключается в том, что она является появляющимся новым качеством: она подобна компьютеру; она не похожа на мозаику. Но как это видно из вышеуказанного определения, любое вновь возникающее качество является самоочевидным образом возникающим зависимо: оно не существует в действительности, или независимо, и поэтому не может являться для Чандракирти объектом опровержения.

Это немного проблематично, потому что опровержения Чандракирти направлены против оппонентов, которые придерживаются редукционистского воззрения, очень похожую на мозаику модель собственной сущности. Поэтому мы можем находить, что подобного рода опровержение не очень помогает против потенциальных оппонентов из современной философии сознания. Я говорю это как предупреждение, а не для того чтобы сказать, что его аргумент больше не имеет силы в своём заключении. Дело просто в том, что его оппоненты были очень незамысловатыми по сравнению с нашими сегодняшними оппонентами.               

Возвращаясь к вопросу о появлении, есть два разных вида появления:

- Слабое появление. Этот термин описывает ситуации, когда части создают целое путём, который может быть смоделирован и предсказан, например, движение стаи птиц. Если вы когда-нибудь наблюдали полёт стаи птиц, вы, возможно, удивлялись, как отдельные птицы координируют свои движения, чтобы сохранять коллективное очертание стаи, их полётный строй. Если бы мы увидели это у людей, то предположили бы, что у них есть кто-то старший, и есть какой-то централизованный контроль. Но на самом деле оказывается, что с помощью некоторых очень простых правил, как отдельные птицы сохраняют одинаковую скорость, направление и расстояние друг от друга, вы можете предсказать очертание всей стаи.

- Сильное появление. В противоположность первому, при сильном появлении вы не можете имитировать, или предсказать, что появится при соединении частей. Редукционистское объяснение системы невозможно. Здесь классическим примером является молекула воды Н2О. Великий учёный-экспериментатор Генри Кавендиш обнаружил в начале 1780-х годов, что молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного кислорода. Мы знаем части, которые составляют целое. И хотя мы знаем этот факт уже более двух столетий, и даже понимая сейчас в деталях физические и химические качества водорода и кислорода в отдельности, мы совершенно не в состоянии понять, или объяснить, или предсказать качества воды, просто глядя на её составные части — индивидуальные атомы водорода и кислорода. Появляется что-то новое, что возникает при соединении этих атомов и образовании молекулы воды. Есть новые качества, - вновь появляющиеся качества, - которые просто невозможно предсказать с точки зрения того, что мы знаем о предшествующем уровне. Вода не подпадает под редукционистское объяснение.

И видя какое сильное появление мы имеем даже в одной из самых простых и обыденных субстанций в неодушевлённом мире, кажется неизбежным, что понимание появления такого комплексного явления как ум, сознание и самоосознание будет ещё важнее.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.