Методика обучения литературе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Методика обучения литературе

2019-11-28 778
Методика обучения литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  1. Методика изучения драматических произведений.
  2. Характеристика литературного героя в средних классах. Анализ образа-персонажа в старших классах.
  3. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Отличие школьного анализа от литературоведческого. Пути анализа художественного произведения в школе.
  4. Специфика курса литературы в старших классах.
  5. Обзорные темы в системе курса на историко-литературной основе. Методика их изучения и связь с монографическими темами.
  6. Монографические темы в курсе литературы в старших классах: цели, структура, пути изучения.
  7. Изучение биографии писателя в средних и старших классах.
  8. Анализ эпизода на уроках литературы в старших классах.
  9. Виды контроля на уроках литературы в основной школе. Контрольные уроки при изучении монографических тем в старших классах.
  10. Организация внеклассной работы по литературе. Уроки внеклассного чтения в системе школьного литературного образования.
  11. Методика обучения литературе в системе филологического образования. Связь методики с другими областями научных знаний.
  12. Основные этапы развития методики преподавания литературы как науки.
  13. Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования. Цели и задачи изучения литературы в современной школе.
  14. Содержание школьного литературного образования. Федеральный государственный стандарт общего среднего образования. «Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ» (2016).
  15. Учебно-методические комплексы по литературе: целевые установки, особенности их содержания, структура, принципы отбора литературных произведений.
  16. Этапы литературного образования в современной школе.
  17. Методы и технологии преподавания литературы. Классификация методов.
  18. Современный урок литературы. Требования к современному уроку литературы, его структура, основные этапы. Классификация уроков литературы. Особенности уроков литературы в средних и старших классах.
  19. Методика изучения эпических произведений.
  20. Методика изучения лирических произведений.

Практические задания по русскому языку

№ 1 Условие

На итоговом этапе урока русского языка в 9 классе учитель задает учащимся следующие вопросы:

· Каковы основные признаки назывного предложения?

· Чем отличаются назывные предложения от других односоставных предложений?

· Чем назывное предложение отличается от двусоставного неполного с пропущенным сказуемым?

· Почему в распространенных назывных предложениях, кроме главного члена, может быть только определение?

· Какую функцию выполняют назывные предложения в художественных текстах-описаниях?

· Какие назывные предложения вы использовали в сочиненном вами мини-тексте по картине И.И. Левитана «Вечерний звон»?

Задание

  1. Какова тема данного урока?
  2.  Сформулируйте не менее трех целей этого урока
  3. С какой методической целью, с вашей точки зрения, учащимся дается задание сочинить мини-текст по картине И.И.Левитана «Вечерний звон»? Варианты ответов:

а) проверка знаний учащихся;

б) проверка практических навыков по использованию назывных предложений;

в) развитие творческих способностей учащихся.

4. Какие из названных целей кажутся вам наиболее значимыми в практике преподавания? Почему?

№ 2 Условие

На итоговом этапе урока русского языка учитель задает учащимся следующие вопросы:

    • Что такое причастие?
    • Какие грамматические признаки глагола присущи причастию?
    • Какие признаки имени прилагательного повторяются в причастии?
    • По каким суффиксам можно опознать причастие?
    • С какими трудностями вы столкнулись, распознавая однокоренные причастия, глаголы и прилагательные (красный- краснеть- покрасневший)?

Задание

1. Какова тема данного урока?

2. В каком классе может быть урок на эту тему?

3. Сформулируйте не менее трех целей этого урока

4. Какие из названных целей кажутся вам наиболее значимыми в практике преподавания? Почему?

№3 Условие

На итоговом этапе урока русского языка учитель задает учащимся следующие вопросы:

    • Чем вызвана необходимость отделения знаками препина­ния однородных членов от обобщающих слов?
    • От чего зависит употребление тире и двоеточия при одно­родных членах с обобщающими словами?
    • Каковы интонационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах?
    • Какие трудности испытывали вы при постановке знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах?

Задание

1. Какова тема данного урока?

2. Сформулируйте не менее трех целей этого урока.

3. Какие из названных целей кажутся вам наиболее значимыми в практике преподавания? Почему?

№4 Условие

На итоговом этапе урока русского языка учитель задает учащимся следующие вопросы:

1. Что такое деепричастие?

2. Какие грамматические признаки глагола присущи деепричастию?

3. Какие признаки объединяют наречие и деепричастие?

4. По каким суффиксам можно опознать деепричастие?

5. С какими трудностями вы столкнулись, распознавая однокоренные причастия и глаголы (краснеть- покраснев)?

Задание

1. Какова тема данного урока?

2. Сформулируйте не менее трех целей этого урока.

3. Какие из названных целей кажутся вам наиболее значимыми в практике преподавания? Почему?

№5 Условие

Внимательно прочитайте текст.

Среди художников-пейзажистов Шишкину принадлежит одно из первых мест. Русская природа — основная тема в его творчестве. Он горячо любил родную природу и вдохновенно воспевал в своих картинах её могучую силу, девственную красу, её свежее дыхание, её необозримые просторы и богатства. Цветущие поля, сосны, освещённые солнцем, заповедные рощи, лесные дебри, сосновый бор, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще, дубовые рощи, лесные дали—всё это было близко и дорого сердцу замечательного художника. Шишкин рисовал русскую природу в различные времена года и в различные часы дня: летом и зимой, весной и осенью, рано утром на восходе и при солнечном закате. И всегда природа в его произведениях благоуханна и величественна в своей простоте.

  Задание

1. Определите, после изучения какой синтаксической темы можно использовать данный текст в качестве диктанта в 8 – 9 классе

2. Сформулируйте три дополнительных грамматических задания к тексту диктанта.

 

№ 6 Условие

Внимательно прочитайте текст.

Жаркий июльский полдень. На барской усадьбе словно всё вымерло. Не только досужие, но и рабочие люди разбрелись по углам и улеглись в тень. Собаки раскинулись под навесом громадной ивы, стоящей посреди двора, и слышно, как они хлопают зубами, ловя в полусне мух. Даже деревья, понурые и неподвижные, стоят, точно замученные. Все окна отворены настежь. Жар так и окачивает сверху горячей волной; земля, покрытая коротенькой опалённой травою, пылает. В светящейся мгле тонет барский дом, когда-то выкрашенный серой краской, а теперь побелевший, маленький палисадник перед домом, берёзовая роща, отделённая от усадьбы проезжей дорогой, пруд, ржаное поле, начинающееся сейчас за околицей. Ни звука. Только с кухни доносится дробное отбивание поварских ножей, предвещающее неизменную окрошку и битки за обедом. (По Салтыкову-Щедрину.)

Задание

1. Определите, после изучения какой синтаксической темы можно использовать данный текст в качестве диктанта в 8 – 9 классе

2. Сформулируйте три дополнительных грамматических задания к тексту диктанта.

№ 7 Условие

Внимательно прочитайте текст.

Хаджи Мурат выхватил пистолет из-за пояса, прибавил хода и направил лошадь прямо на заграждавших дорогу людей. Люди, стоявшие на дороге, разошлись, и Хаджи Мурат большой иноходью пустился вниз по дороге. Элдар большой рысью ехал за ним. Позади них щёлкнули два выстрела, просвистели две пули, не задевшие ни его, ни Элдара. Отъехав шагов триста, он остановил запыхавшуюся лошадь и стал прислушиваться. Сзади слышны были перекликающиеся петухи в ауле. Из-за этих звуков послышался приближающийся лошадиный топот и говор. Это были жители аула, решившие задержать Хаджи Мурата или скорее делавшие вид, что они хотят задержать его. Когда они приблизились настолько, что видны были в темноте, Хаджи Мурат остановился, бросил поводья и привычным движением левой руки отстегнул чехол винтовки, а правой вынул её. Элдар сделал то же. Жители остановились и позволили Хаджи Мурату, державшему винтовку в руке и грозившему им, спуститься в лощину.

 (По Л. Толстому.)

Задание

1. Определите, после изучения какой синтаксической темы можно использовать данный текст в качестве диктанта в 8 – 9 классе

2. Сформулируйте три дополнительных грамматических задания к тексту диктанта.

 

№ 8 Условие

Внимательно прочитайте текст.

Почти четыреста лет назад енисейские казаки вышли на берега громадного пресноводного озера Байкал, расположенного в Восточной Сибири, и заложили здесь село Лиственничное. Интересно это озеро, загадочно его происхождение. Оно занимает гигантскую тектоническую впадину, расположенную на высоте 453 метров над уровнем моря. Очевидно, здесь когда-то в юности нашей Земли произошла колоссальная подвижка земной коры. В результате в одних местах появились высокие скалистые складки, образовавшие горы, в другом месте со временем обнаружилась глубокая впадина, заполнившаяся затем водой. Это самое большое озеро из пресных озёр, имеющихся на континенте Азии и Европы. Длина его шестьсот шестьдесят километров, а ширина доходит местами до восьмидесяти пяти километров. В озеро Байкал впадают триста тридцать шесть рек и речушек. Самая большая река, впадающая в Байкал, это Селенга, берущая своё начало в далёкой Монголии, а затем река Баргузин. Впадает в Байкал рек много, а вытекает только красавица Ангара.

Задание

1. Определите, после изучения какой синтаксической темы можно использовать данный текст в качестве диктанта в 8 – 9 классе

2. Сформулируйте три дополнительных грамматических задания к тексту диктанта.

№9 Условие

Внимательно прочитайте текст.

Море, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чём шепчут неугомонные волны, сонно выползая на берег.

Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними.

Мы с Рагимом лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы. Мы варим уху из только что наловленной рыбы, и оба находимся в том настроении, когда всё кажется призрачным, одухотворённым, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.

(По М. Г о р ь к о м у)

Задание

1. Определите, после изучения какой синтаксической темы можно использовать данный текст в качестве диктанта в 8 – 9 классе

2. Сформулируйте три дополнительных грамматических задания к тексту диктанта.

№ 10 Условие

Вам необходимо составить памятку для учащихся, которая поможет им при обдумывании сочинения на заданную тему.

Внимательно прочитайте перечень возможных действий.

1. прочитать написанное и постараться оценить: удалось ли реализовать свой замысел, не нужно ли внести исправления, дополнения в содержание и использованные средства языка; усовершенствовать текст;

2. путем наблюдения, изучения, воссоздания в памяти и т. д. собрать конкретные сведения — с учетом темы, стиля, основной мысли, выбранных типов речи;

3. написать сочинение;

4. вдуматься в формулировку темы, выделить слова, указывающие границы темы, стиль речи, основную мысль будущего высказывания — если в формулировке такие слова есть;

5. систематизировать материал, уточнить план, обдумать построение каждой части, требования к средствам языка;

6. определить основную мысль, наметить ход ее развития, составить рабочий план.

Задание

  1. Укажите, в какой последовательности рекомендуется учащемуся выполнять данные действия при обдумывании сочинения на заданную тему.
  2. Какую помощь в работе над сочинением может оказать ваша памятка учащемуся?
  3. Какой еще может быть помощь учителя при написании сочинения?

№ 11 Условие

Вам необходимо составить памятку для учащихся, которая поможет им при обдумывании сочинения на заданную тему.

Внимательно прочитайте перечень возможных действий.

1. написать сочинение;

2. путем наблюдения, изучения, воссоздания в памяти и т. д. собрать конкретные сведения — с учетом темы, стиля, основной мысли, выбранных типов речи;

3. прочитать написанное и постараться оценить: удалось ли реализовать свой замысел, не нужно ли внести исправления, дополнения в содержание и использованные средства языка; усовершенствовать текст;

4. вдуматься в формулировку темы, выделить слова, указывающие границы темы, стиль речи, основную мысль будущего высказывания — если в формулировке такие слова есть;

5. определить основную мысль, наметить ход ее развития, составить рабочий план;

6. систематизировать материал, уточнить план, обдумать построение каждой части, требования к средствам языка.

Задание

  1. Укажите, в какой последовательности рекомендуется учащемуся выполнять данные действия при обдумывании сочинения на заданную тему.
  2. Какую помощь в работе над сочинением может оказать ваша памятка учащемуся?
  3. Какой еще может быть помощь учителя при написании сочинения?

 

№ 12 Условие

При выполнении упражнения учащиеся составили предложения, в которых есть грамматические ошибки. Проверьте упражнение, выполненное учащимися.

1. Соседи говорят о моей маме, что она прекрасный человек.

2. Выполнив домашнюю работу, у меня заболела рука.

3.  Роль и значение Л.Толстого в истории мировой литературы четко определена.

4. Столкнувшись лицом к лицу со смертью, Болконского перестает прельщать слава.

5. Это памятливое событие надолго осталось в моей памяти.

6. В рассказе И. Тургенева рассказывается о жизни молодого юноши.

7. Девочка одета в зеленую кофточку и в длинном сарафане.

Задание

  1. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
  2. Составьте предложения без ошибок.
  3. Как вы объясните учащимся, в чем их ошибки?

№ 13 Условие

На итоговом этапе урока русского языка в 9 классе учитель задает учащимся следующие вопросы:

· Каковы основные признаки безличного предложения?

· Чем отличаются безличные предложения от других односоставных предложений?

· Какую функцию выполняют безличные предложения в художественных текстах-описаниях?

· Какие безличные предложения вы использовали в сочиненном вами мини-тексте по картине И.И. Левитана «Вечер»?

Задание

  1. Какова тема данного урока?
  2.  Сформулируйте не менее трех целей этого урока
  3. С какой методической целью, с вашей точки зрения, учащимся дается задание сочинить мини-текст по картине И.И. Левитана «Вечер»? Варианты ответов:

а) проверка знаний учащихся;

б) проверка практических навыков по использованию безличных предложений;

в) развитие творческих способностей учащихся.

4. Какие из названных целей кажутся вам наиболее значимыми в практике преподавания? Почему?

 

№ 14 Условие

При выполнении упражнения учащиеся составили предложения, в которых есть грамматические ошибки. Проверьте упражнение, выполненное учащимися.

1. Вскоре люди поняли, что надо работать не в одиночестве, а в соединении.

2.  Князь Игорь сказал, что хочу умереть или напиться шлемом из Дона.

3. На картине изображены богатыри в кольчугах и брюках.

4. Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.

5. Вася ложит свой портфель на пол.

6. Написав домашнее сочинение, у меня заболела голова.

7.  Когда человек, не изучающий музыку, она ему покажется неинтересной.

Задание

  1. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
  2. Составьте предложения без ошибок.
  3. Как вы объясните учащимся, в чем их ошибки?

№ 15 Условие

При выполнении упражнения учащиеся составили предложения, в которых есть грамматические ошибки. Проверьте упражнение, выполненное учащимися.

1. Попечитель богоугодных заведений подлизывается к Хлестакову.

2. Мы все мечтаем о дешевых ценах.

3. На картине изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени.

4. Прочитав этот роман, у меня улучшилось настроение.

5.. Памятник изображен задумчивым.

6. Князь Игорь понял, что нельзя бороться за свою землю в одиночестве, надо защищать ее в соединении.

7. Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.

Задание

  1. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
  2. Составьте предложения без ошибок.
  3. Как вы объясните учащимся, в чем их ошибки?

№ 16 Условие

При выполнении упражнения учащиеся составили предложения, в которых есть грамматические ошибки. Проверьте упражнение, выполненное учащимися.

1. На картине изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени.

2. Памятник огорожен ажурной цепочкой в виде лепестков лавра.

3. Фонари передают старинную обстановку, в которой жил поэт.

4. Покатавшись на катке, у меня болят ноги.

5.. Памятник изображен задумчивым.

6. Памятник построен скульптором Акимовым, который является украшением главной площади города.

7. Он никогда не видел таких глаз, словно посыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской.

 Задание

  1. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
  2. Составьте предложения без ошибок.
  3. Как вы объясните учащимся, в чем их ошибки?

№ 17 Условие

При обучении русскому языку учителя часто используют следующую схему:

А: «П!»

Задание

  1. Напишите, что обозначает следующая схема.
  2. Приведите пример, иллюстрирующий данную схему.
  3. Объясните, для чего в обучении русскому языку нужны схемы.

 

№ 18 Условие

Вам необходимо оценить сочинение или изложение, в котором

1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допущено не более 2 недочетов в содержании, не более 3—4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Задание

  1. Какую оценку вы поставите за сочинение или изложение с приведенным количеством ошибок?
  2. Нужна ли работа над ошибками в такой работе?
  3. Какой она может быть?

№ 19 Условие

Вам необходимо оценить сочинение или изложение, в котором

    • допущены существенные отклонения от темы;
    • работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
    • беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
    • стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Задание

  1. Какую оценку вы поставите за сочинение или изложение с приведенным количеством ошибок?
  2. Нужна ли работа над ошибками в такой работе?
  3. Какой она может быть и как вы ее оцените?

№ 20 Условие

Прочитайте и сравните два текста

1. Сначала мы зажгли небольшую веточку, пушистую, но высохшую, с красными иголками. Она вспыхнула от одной спички. На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест-накрест, потом шалашиком. Постепенно пошли палочки потолще, еще потолще, и наша теплинка разгорелась ровным сильным огнем.

(В. Солоухин)

2.Складывают маленький шалашик или колодец из сухих тонких веток. Внутрь шалашика или колодца кладут растопку и зажигают с той стороны, откуда дует ветер. Когда костер загорится, в него подкладывают тонкие, а потом все более толстые сучья, сохраняя форму шалаша или колодца.

(Из журнала «Товарищ»)

Задание

Ответьте на следующие вопросы

1. В чем сходство и различие текстов?

2. При изучении какой темы по развитию речи мы можем использовать данные тексты?

3. Какие вопросы для учащихся вы можете сформулировать, чтобы проанализировать тексты?

Практические задания по литературе

№ 1 Условие

  1. Вам предстоит провести урок литературы в 10 классе, посвященный изучению цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника».
  2. Цели и задачи этого урока: а) познакомить учеников с жанровым понятием «цикл», с циклом рассказов И.С. Тургенева; б) учить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков; в) дать целостное представление об идейной и тематической направленности цикла.

Задание

Продумайте и объясните:

  1. Как вы организуете на таком уроке деятельность учащихся, если урок задуман в форме работы класса, разделенного на 4 группы.
  2. Какие задания вы предложите каждой группе?
  3. Какие вопросы могут соединить в конце урока работу всех 4-х групп, чтобы возникло целостное восприятие произведения? Какими принципами будете руководствоваться в оценивании работы каждого участника группы и группы в целом?

№ 2 Условие

Вам необходимо провести в 5-м классе урок внеклассного чтения по сказкам А.С. Пушкина.

Задание

  1. Какую подготовительную работу учителя и учеников надо организовать для проведения этого урока?
  2. В какой форме вы бы провели урок? Объясните свой выбор.
  3. Как вы распределите роли и организуете деятельность учителя и учащихся на уроке?
  4. В каком случае, по-вашему, урок можно будет считать успешным?

 

№ 3 Условие

Перед вами план лекции учителя на уроке, посвященном изучению биографии писателя в 10 классе:

  1. Размышления у портрета И.С. Тургенева с обзором писем и мемуаров современников.
  2. В день смерти Н.В. Гоголя (эпистолярная страница).
  3. Дружба с В.Г. Белинским (первая встреча, оценка критиком «Записок охотника»).
  4. Полина Виардо в жизни Тургенева (день знакомства – подробно, краткий рассказ о последующих взаимоотношениях).
  5. В журнале «Современник».
  6. Итоги жизни. Утро в Буживале под Парижем. Письмо-завещание Льву Толстому.

Задание

1. Определите тип урока. Объясните свой ответ.

Варианты ответа: а) очерк биографии писателя;

б) «живые страницы биографии писателя»;

в) цикл биографических справок.

2. Какой тип урока по биографии Тургенева выбрали бы вы? Почему?

3. Какие материалы наиболее эффективно, с вашей точки зрения, можно использовать на таком уроке? На какие факты биографии вы сделали бы акцент? Объясните свой выбор.

 

№ 4 Условие

Тема урока, который вам предстоит провести в 9 классе: «Поэты пушкинской поры».

Цели и задачи этого урока:

а) познакомить учеников с поэтами, которые были современниками А.С. Пушкина;

б) учить сопоставлять, анализировать основные темы и мотивы лирических стихотворений;

в) дать целостное представление об идейной и тематической направленности поэзии первой половины 19 века.

Задание

  1. Как вы организуете на таком уроке деятельность учащихся, если урок задуман в форме работы класса, разделенного на 4 группы.
  2. Какие задания вы предложите каждой группе?
  3. Как вы распределите время работы и отчета каждой группы, а также деятельности учителя?
  4. Какие вопросы могут соединить в конце урока работу всех 4-х групп, чтобы возникло целостное восприятие произведения? Какими принципами будете руководствоваться в оценивании работы каждого участника группы и группы в целом?

 

№ 5 Условие

Перед вами два варианта фрагментов поурочного планирования монографической темы «М.А. Булгаков» в 11 классе, посвященных изучению романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».

1 вариант – 3 часа (автор Г.В. Глушкова)

1 урок. «Молодость в огне». Введение в роман «Белая гвардия» (история создания, автобиографичность, проблематика и структура, традиции русской литературы в произведении).

2 урок. «Береги честь смолоду». Нравственные аспекты содержания романа.

3 урок. Художественные особенности романа «Белая гвардия».

 

2 вариант – 2 часа (автор Б.С. Локшина)

1 урок. Гражданская война в романе «Белая гвардия».

2 урок. Вечное и преходящее в романе. Тема Семьи, Дома, Любви как непреходящих ценностей. Символическое значение символов природы.

Задание

  1. Выберите оптимальный, с вашей точки зрения, вариант планирования.
  2. Обоснуйте свой выбор. Назовите критерии, положенные в основу вашего выбора.
  3. Если для вас очевидны недостатки обоих вариантов, предложите свой вариант.

 

№ 6 Условие

К «Повестям Белкина» в курсе литературы обращаются дважды: в основной школе читаются и анализируются отдельные повести, в основном «Метель» и «Станционный смотритель», в старших классах (9 или 10 в зависимости от программы, по которой работает учитель) – при изучении жизненного и творческого пути А.С. Пушкина.

Возможные варианты ответа:

· рассмотреть «Повести Белкина» как единое, целостное произведение с опорой на эпизоды из всех повестей;

· продолжить текстуальное знакомство с ранее непрочитанными повестями и их анализ с учетом возрастных особенностей школьников.

Задание

  1. Какой вариант работы с этим произведением вы предпочтете, основываясь на закономерностях изучения эпических произведений и возрастных особенностях ваших учеников? Почему?
  2. Какие цели литературного образования школьников могут быть достигнуты при изучении «Повестей Белкина» по избранному вами варианту?

 

№ 7 Условие

Вам предстоит дать урок в 5 классе по стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Задание

  1. Какой тип вступительного занятия наиболее целесообразен:

а) изложение биографических сведений о жизни Пушкина;

б) изложение истории создания произведения;

в) словарная работа;

г) активизация жизненных наблюдений и впечатлений учащихся;

д) ориентация в проблематике произведения.

Обоснуйте свой ответ аргументацией.

  1. Как бы вы организовали ход такого урока? Какие изобразительные средства можно использовать?

 

№ 8 Условие

Вам предстоит приготовить и провести 2 урока в 6 классе по произведениям И.А. Крылова.

Задание

  1. Какие произведения вы выберете для обсуждения на уроке, а какие для самостоятельной работы?
  2. Как организуете предварительную работу учащихся и работу на уроке?
  3. Составьте не менее трех карточек к уроку для общих, групповых или индивидуальных заданий.
  4. Какие обучающие, развивающие и воспитательные цели могут быть достигнуты на этих уроках?

№ 9 Условие

Вы впервые знакомите школьников 5 класса с небольшим по объему произведением (стихотворением, басней, сказкой, рассказом). Чье исполнение на этапе первичного знакомства с текстом наиболее оправдано в методическом отношении:

а) подготовленных учеников;

б) неподготовленных заранее учеников;

в) учителя;

г) мастера художественного чтения, записанное на учебную аудиокассету;

д) актера в видеозаписи.

Задание

  1. Объясните свой выбор, руководствуясь возрастными особенностями учеников, личным опытом, целесообразностью или еще какими-либо аргументами.
  2. Как может быть организована последующая работа на уроке над текстом произведения?

 

№ 10 Условие

При изучении лирики А.С. Пушкина в 9 (или в 10 классе по концентрическим программам) чаще всего используются следующие варианты: а) тематический, б) попутного изучения биографии и лирики, в) параллельного изучения лирики с биографией поэта по этапам творчества, г) целостный анализ отдельных стихотворений поэта.

Задание

  1. Какой из нижеперечисленных путей изучения, по вашему мнению, наиболее приемлем при работе над лирикой А.С. Пушкина? Объясните свой выбор. Прокомментируйте основные акценты, которые будут сделаны вами при изучении по выбранному вами варианту.
  2. Какие условия должны быть обязательно учтены при выборе учителем пути изучения?

 

№ 11 Условие

Учитель литературы одной из московских гимназий следующим образом поурочно спланировал в 10 классе изучение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1 урок. Социальный фон, на котором происходит действие и средства его передачи автором. Главы 1-4, 22.

2 и 3 уроки. Базаров и Кирсановы. Главы 1-11.

   2 урок. Внешний облик и первые представления друг о друге.

  3 урок. Политические и эстетические разногласия героев.

4 урок. Базаров и Одинцова. Главы 14, 19.

5 урок. Базаров и родители. Главы 20,21

6 урок. Второй цикл странствий Базарова и его роль в раскрытии идейно-художественной концепции произведения. Развязка взаимоотношений Базарова с П.П. Кирсановым и Аркадием. Главы 22, 26.

7 урок. Сцена болезни и смерти Базарова. Художественная сила этих сцен. Глава 27, эпилог.

8 урок. Замысел Тургенева и его воплощение. Отношение к роману современников (итоговый урок по Базарову).

Задание

Продумайте и объясните:

  1. Какой из вариантов изучения выбран учителем? Варианты ответа: пути – пообразный, «вслед за автором», проблемно - тематический, композиционный, синтетический (то есть соединяющий разные варианты).
  2. Какой из вариантов выбрали бы вы при изучении этого произведения в 10 классе. Почему? Обоснуйте свой ответ.
  3. Какие формы контроля вы бы выбрали для 2-х завершающих уроков по роману (исходя из расчета, что на изучение произведения отводится 10 уроков). Объясните их целесообразность.

 

№ 12 Условие

В Московском театре юного зрителя поставлен спектакль по драме А.Н. Островского «Гроза». Трактовка пьесы режиссером Г. Яновской резко отличается от общепринятой. В спектакле, например, делается попытка, если не оправдания, то иной, более мягкой оценки Кабанихи, иными перед зрителями предстают основные причины конфликта, который в основном сводится к любовному. Человеческого понимания и сочувствия требует и Дикой. Некий философский смысл приобретают реплики полусумасшедшей барыни и рассказы Феклуши о других странах.

Представьте, что ваши десятиклассники посмотрели этот спектакль самостоятельно или вместе с вами.

Задание

  1. Каковы будут ваши методические решения в сложившейся ситуации?

Возможные варианты ответа:

а) проигнорировать существование данной постановки,

б) категорически отвергнуть ее как противоречащую авторскому замыслу,

в) принять как одну из возможных трактовок при прочтении пьесы

г) в результате сопоставления со сложившейся в процессе анализа пьесы собственной интерпретацией обогатить свое понимание пьесы.

Объясните свой выбор.

  1. Если на спектакль всё же куплены билеты, на какой стадии изучения произведения, по вашему мнению, его целесообразнее всего посмотреть? Почему?
  2. Как при изучении драмы методически могут быть использованы учителем впечатления от просмотренного спектакля?

 

№ 13 Условие

Познакомьтесь с планом урока в 8 классе «Историческая и художественная правда в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

  1. Сообщение ученика «История Пугачевского бунта» как документальная основа «Капитанской дочки».
  2. Анализ соотношения исторических и вымышленных персонажей повести, характер из взаимодействий в сюжете (беседа с записью материала в тетради).
  3. Проблема «человек и история» в пушкинской интерпретации, историко – философское звучание повести. «Капитанская дочка» - «самое христианское произведение Пушкина» (обсуждение с элементами дискуссии).
  4. Обобщение учителя: прав ли В.О. Ключевский, писавший о том, что в «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта».

Задание

Продумайте и объясните:

  1. На каком этапе изучения художественного произведения (8 класс) возможно проведение такого занятия? Варианты ответа:

а) вступительное занятие,

б) чтение и ориентировочное занятие в тексте,

г) заключительное занятие.

  1. Какие вы видите положительные и отрицательные стороны урока подобного типа?
  2. Как бы вы спланировали урок по такой теме?

 

№ 14 Условие

На занятиях по изучению драматического произведения осуществляется анализ списка действующих лиц (афиши), предшествующего основному тексту пьесы.

Задание

  1. В чем значение этого методического приема? Варианты ответа:

а) подготавливает восприятие пьесы, являясь ее своеобразной экспозицией;

б) дает дополнительные сведения о персонажах;

в) углубляет представление о группировке персонажей;

г) способствует интерпретации учащимися пьесы.

2. Возьмите текст произведения и продемонстрируйте, как вы будете работать со списком действующих лиц на первом уроке по комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» в 11 классе. На что обратите внимание, какие вопросы зададите своим ученикам?

№ 15 Условие

Планируя изучение монографической темы «А.Н. Островский» в 10 классе, вы должны учесть, что в числе особенностей школьного литературного анализа можно отметить следующие:

а) многоаспектность рассмотрения художественного произведения;

б) избирательность;

в) вариативность;

г) воспитательная направленность;

д) опора на устоявшиеся литературные концепции;

е) выработка оригинальной исследовательской концепции.

Задание

  1. Какие из них станут для вас определяющими при планировании изучения драмы А.Н. Островского «Гроза»? Объясните свой выбор.
  2. Как эти особенности будут отражены непосредственно в планировании и проведении уроков?

№ 16 Условие

В реальной школьной практике преподавания литературы довольно часто используется комплекс следующих приемов:

- выявление предварительных впечатлений учащихся о прочитанном произведении;

- сопоставление первоначальных впечатлений с теми, которые формируются в ходе анализа и на итоговых занятиях;

- домашние задания опережающего характера;

- использование метода срезов.

Задание

  1. С какой методической целью, с вашей точки зрения, используются эти приемы:

Вариант


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.217 с.