Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-11-28 | 167 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Программа «В стране озер и рудных скал Урала Русь отражена» патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Актуальность программы. Одной из актуальных задач в системе современного дошкольного образования является духовно-нравственное воспитание детей через включение их в познание истории, культуры, национальных традиций родного края, то есть той малой родины, где человек рождается и проводит годы своего культурного становления. Для детей, проживающих в г. Магнитогорске такой Малой родиной является Южный Урал, который славен своей удивительной природой, богатыми кладовыми редчайших руд и самоцветных камней, разнообразием национальных культур. Однако главное богатство уральской земли –это люди, прославившие родной край своими трудовыми достижениями и результатами своего творчества. Среди имен известных уральцев свое почетное место занимает имя магнитогорской поэтессы Людмилы Константиновны Татьяничевой. Её стихотворение «Гордое имя Урал» является визитной карточкой программы «В стране озер и рудных скал Урала Русь отражена» (далее Программа), нацеленной на духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки – сини,
Горы – сини, и в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, тайга… Берёт отсюда
Начало изумрудный цвет,
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!
Приобщение дошкольников к культурному наследию Южного Урала является одним из приоритетных региональных направлений в системе дошкольного образования Челябинской области. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В МДОУ «Детский сад № 29 присмотра и оздоровления» г. Магнитогорска эта задача решается посредством создания такого образовательного пространства, в котором дети во взаимодействии с взрослыми взаимно обогащают друг друга, приобщаясь к культурным ценностям прошлого и настоящего.
|
Дошкольный возраст, как самобытный и самоценный период в жизни растущего человека, имеет потенциальные возможности для духовно-нравственного воспитания детей и развития у них важных человеческих качеств, среди которых одним из наиболее значимых является многогранное по своему содержанию чувство патриотизма, проявляющееся в любви к родным местам, своим близким, в гордости за людей труда и искусства, в ощущении человеком своей неразрывной связи с окружающим миром, в желание приобщиться к истокам своей культуры и своему краю. Развитие чувства патриотизма при реализации программы «В стране озер и рудных скал Урала Русь отражена» способствует формированию у детей ценностного отношения к окружающему миру, воспитанию нравственных чувств, повышению уровня этического, гражданско-патриотического, культурно эстетического развития. Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому человеку образы: род – родители – мать и отец, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к родителям сродни любви к Родине, которая является одним из признаков чувства патриотизма.
Воспитание патриотизма у дошкольников – сложный и длительный процесс, который играет огромную роль в становлении личности. Патриотизм проявляется не только в любви к родине. Начинается рождение этого чувства с воспитания любви к детскому саду, к родному городу и родному краю. Знакомство детей с родным краем: с его историческими, культурными, национальными, географическими, природными особенностями способствует формированию у них таких черт характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей страны, так как, яркие впечатления, полученные в детстве, как доказывают многие психологи, остаются в памяти человека на всю жизнь.
|
Следовательно, одна из базовых задач в системе патриотического воспитания дошкольников – помогать растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого, то есть в ближайшем окружении; расширять круг представлений детей о родном крае, давая детям доступные для них знания; показывать всё, что свято чтут живущие рядом с ними люди, то есть раздвигать перед детьми горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к родному краю.
Решению этих задач посвящена образовательная программы «В стране озер и рудных скал Урала Русь отражена», предназначенная для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (далее Программа). При этом учитывается, что развитие патриотических качеств у детей дошкольного возраста возможно только при условии организации их эмоционально и практически активного взаимодействия с окружающим миром в формах, соответствующих возрастным особенностям детей дошкольного возраста: через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности.
Ведущим принципом Программы является учет этнокультурной ситуации развития детей, что в полной мере согласуется с требованиями регионального компонента федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования (далее ФГОС ДОО). Данный принцип является основополагающим и для такого образовательного направления в системе дополнительного образования детей как краеведение, которое является одним из важных средств развития детей дошкольного возраста; учит их видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве. Именно с этими впечатлениями в сознании человека на всю жизнь связываются незабываемые образы родного края. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, с особенностями её природы, а также особенностями экономических, культурных и других условий существования способствует формированию у детей основ мировоззрения.
|
Основная часть
Цель Программы определяется содержанием национально-регионального компонента ФГОС ДОО – способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помогая им войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием; формировать у детей интерес и ценностное отношение к «малой» Родине – Южному Уралу.
Отсюда вытекают задачи Программы:
- формировать у детей общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире региона) и позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Южного Урала;
- давать детям знания о географическом положении, природе и животном мире, символике и достопримечательностях Челябинской области;
- развивать эмоциональную отзывчивость на красоту Южного Урала;
- воспитывать чувство патриотизма через изучение исторического прошлого Южного Урала;
- стимулировать интерес к родному городу, его достопримечательностям, а также формировать чувство гордости за принадлежность к своему городу;
- формировать у детей эмоционально-положительного отношения к этнокультурному наследию региона через приобщение к уральским традициям, которые передаются из поколения к поколению (сказам, легендам, народным играм, танцам), и к народным промыслам (каслинскому литью, златоустовской гравюре, камнерезному искусству, уральской росписи и др.)
- развивать умения творчески и самостоятельно отражать этнокультурные особенности национальных традиций народов Южного Урала в разных видах творческой деятельности.
Формы организации занятий
Основной формой организацииобразовательного процесса по Программе являются заочные путешествия по родному краю, игры, в том числе народные подвижные, беседы, праздники, экскурсии и т. д.
Методы реализации Программы
- наглядные методы (наблюдение, демонстрация, иллюстрация и пр. с использованием современных мультимедийных технологий);
|
- словесные метод (беседа, рассказ, устное изложение, объяснение, речевой показ);
- практические методы (повторение, дидактические игры, игровые упражнения, развивающие игры, изготовление газет, атрибутов к празднику и пр. т. п.);
- комплексно-игровые методы (игра-путешествие в сопровождении игрового персонажа, создание сюрпризных ситуаций).
Содержание программы
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Тема «Народы Южного Урала»
1. Беседа «Народы Южного Урала и их традиции» (конспект беседы сопровождается презентацией «Костюмы народов Южного Урала». См. приложение).
2. НОД «Культура и традиции русского народа» (см. конспект занятия в приложении).
3. Посещение музея детского сада «Русская изба» (см. фотоотчет в приложении).
4. НОД «Волшебные узоры Урала» (знакомство с домовой росписью) (см. конспект занятия в приложении).
Январь
Февраль
Март
Тема «Уральский фольклор»
1. Познавательная беседа «Широкая Масленица» (конспект беседы сопровождается презентацией «Широкая Масленица». См. приложение).
2. Праздник «Веселая Масленица». (фотоотчет см. в приложении).
2. Разучивание с детьми хороводов, народных песен, игр (фотоотчет см. в приложении).
3. Музыкальное развлечение «Сороки» (см. конспект занятия в приложении).
3. НОД «Знакомство с устным народным творчеством» (см. конспект занятия в приложении).
4. Досуг, посвященный 8-му марта, с использованием уральского народного фольклора.
Апрель
Май
Тема «Семья и природа»
1. Развлечение «Родной Урал» (см. конспект занятия в приложении).
2. Оформление совместно с родителями тематической выставки на тему: «Родной Урал – красив и светел».
3. Праздник с родителями «Святая Троица» (см. конспект занятия в приложении).
Заключение
Заключение
Дошкольный возраст – это один из важнейших периодов детства
растущего человека, в которой у детей закладываются предпосылки формирования гражданских качеств, появляются первые представления о человеке, обществе, культуре, поэтому одной из важнейших воспитательных задач является привитие детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Как показывает опыт реализации образовательной программы «В стране озёр и рудных скал Урала Русь отражена…», её педагогическая эффективность состоит в сохранении и развитии у детей светлого и доброго взгляда на историю, культуру, в формировании у них умения жить дружно, принимать и уважать культуру народов Южного Урала, поэтому данная Программа может использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений региона как в полном виде, так и частично – через реализацию отдельных тем Программы.
|
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Урал полюбить и узнать.
Как важно – не опоздать!
Список используемой литературы:
1. Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск, АБРИС, 2014. – 255 с.
2. Перспективное планирование образовательной работы по программе «Наш дом – Южный Урал»: методическое пособие для воспитателей детского сада / ред. Е. С. Бабуновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 45 с.
3. Содержание и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста: науч.-методич. пособие / под ред. Е. С. Бабуновой. – 2008. – 318 с.
4. Актуальные проблемы патриотического воспитания молодежи: сборник / сост.: Т. В. Самсонова, А. В. Карташов, Н. А. Ануфриева. – Саранск: МО РМ, МРИО, 2005. – 99 с.
5. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Н. Г. Комратова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 76 с.
6. Ковалева, Г. А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ / Г. А. Ковалева. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.
7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru или http://static.government.ru (дата обращения: 12.03.2019).
8. Закон «Об образовании РФ» [Электронный ресурс]. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 12.03.2019).
Программа «В стране озер и рудных скал Урала Русь отражена» патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Актуальность программы. Одной из актуальных задач в системе современного дошкольного образования является духовно-нравственное воспитание детей через включение их в познание истории, культуры, национальных традиций родного края, то есть той малой родины, где человек рождается и проводит годы своего культурного становления. Для детей, проживающих в г. Магнитогорске такой Малой родиной является Южный Урал, который славен своей удивительной природой, богатыми кладовыми редчайших руд и самоцветных камней, разнообразием национальных культур. Однако главное богатство уральской земли –это люди, прославившие родной край своими трудовыми достижениями и результатами своего творчества. Среди имен известных уральцев свое почетное место занимает имя магнитогорской поэтессы Людмилы Константиновны Татьяничевой. Её стихотворение «Гордое имя Урал» является визитной карточкой программы «В стране озер и рудных скал Урала Русь отражена» (далее Программа), нацеленной на духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки – сини,
Горы – сини, и в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, тайга… Берёт отсюда
Начало изумрудный цвет,
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!
Приобщение дошкольников к культурному наследию Южного Урала является одним из приоритетных региональных направлений в системе дошкольного образования Челябинской области. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В МДОУ «Детский сад № 29 присмотра и оздоровления» г. Магнитогорска эта задача решается посредством создания такого образовательного пространства, в котором дети во взаимодействии с взрослыми взаимно обогащают друг друга, приобщаясь к культурным ценностям прошлого и настоящего.
Дошкольный возраст, как самобытный и самоценный период в жизни растущего человека, имеет потенциальные возможности для духовно-нравственного воспитания детей и развития у них важных человеческих качеств, среди которых одним из наиболее значимых является многогранное по своему содержанию чувство патриотизма, проявляющееся в любви к родным местам, своим близким, в гордости за людей труда и искусства, в ощущении человеком своей неразрывной связи с окружающим миром, в желание приобщиться к истокам своей культуры и своему краю. Развитие чувства патриотизма при реализации программы «В стране озер и рудных скал Урала Русь отражена» способствует формированию у детей ценностного отношения к окружающему миру, воспитанию нравственных чувств, повышению уровня этического, гражданско-патриотического, культурно эстетического развития. Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому человеку образы: род – родители – мать и отец, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к родителям сродни любви к Родине, которая является одним из признаков чувства патриотизма.
Воспитание патриотизма у дошкольников – сложный и длительный процесс, который играет огромную роль в становлении личности. Патриотизм проявляется не только в любви к родине. Начинается рождение этого чувства с воспитания любви к детскому саду, к родному городу и родному краю. Знакомство детей с родным краем: с его историческими, культурными, национальными, географическими, природными особенностями способствует формированию у них таких черт характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей страны, так как, яркие впечатления, полученные в детстве, как доказывают многие психологи, остаются в памяти человека на всю жизнь.
Следовательно, одна из базовых задач в системе патриотического воспитания дошкольников – помогать растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого, то есть в ближайшем окружении; расширять круг представлений детей о родном крае, давая детям доступные для них знания; показывать всё, что свято чтут живущие рядом с ними люди, то есть раздвигать перед детьми горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к родному краю.
Решению этих задач посвящена образовательная программы «В стране озер и рудных скал Урала Русь отражена», предназначенная для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (далее Программа). При этом учитывается, что развитие патриотических качеств у детей дошкольного возраста возможно только при условии организации их эмоционально и практически активного взаимодействия с окружающим миром в формах, соответствующих возрастным особенностям детей дошкольного возраста: через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности.
Ведущим принципом Программы является учет этнокультурной ситуации развития детей, что в полной мере согласуется с требованиями регионального компонента федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования (далее ФГОС ДОО). Данный принцип является основополагающим и для такого образовательного направления в системе дополнительного образования детей как краеведение, которое является одним из важных средств развития детей дошкольного возраста; учит их видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве. Именно с этими впечатлениями в сознании человека на всю жизнь связываются незабываемые образы родного края. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, с особенностями её природы, а также особенностями экономических, культурных и других условий существования способствует формированию у детей основ мировоззрения.
Основная часть
Цель Программы определяется содержанием национально-регионального компонента ФГОС ДОО – способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помогая им войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием; формировать у детей интерес и ценностное отношение к «малой» Родине – Южному Уралу.
Отсюда вытекают задачи Программы:
- формировать у детей общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире региона) и позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Южного Урала;
- давать детям знания о географическом положении, природе и животном мире, символике и достопримечательностях Челябинской области;
- развивать эмоциональную отзывчивость на красоту Южного Урала;
- воспитывать чувство патриотизма через изучение исторического прошлого Южного Урала;
- стимулировать интерес к родному городу, его достопримечательностям, а также формировать чувство гордости за принадлежность к своему городу;
- формировать у детей эмоционально-положительного отношения к этнокультурному наследию региона через приобщение к уральским традициям, которые передаются из поколения к поколению (сказам, легендам, народным играм, танцам), и к народным промыслам (каслинскому литью, златоустовской гравюре, камнерезному искусству, уральской росписи и др.)
- развивать умения творчески и самостоятельно отражать этнокультурные особенности национальных традиций народов Южного Урала в разных видах творческой деятельности.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!