Диагностика школьной тревожности (младший школьный возраст) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Диагностика школьной тревожности (младший школьный возраст)

2019-11-19 227
Диагностика школьной тревожности (младший школьный возраст) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Настоящая методика относится к числу методик проективного типа. Она была разработана нами на основе методики E. Amen (Amen E. W., Renison N., 1954) в 1980—1982 гг., но до настоящего времени не публиковалась.

Методика предназначена для учащихся 6—9 лет.

Экспериментальный материал — 2 набора по 12 рисунков размером 18×13 см. в каждом. Набор «А» предназначен для девочек, набор «Б» — для мальчиков (см. картинки). Номера картинок ставятся на обороте рисунка.

Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик.

Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед некоторыми рисунками даются дополнительные инструкции.

Инструкция

«Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, на них нет лиц. Все — и взрослые, и дети нарисованы без лиц (предъявляется картинка № 1). Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен будешь придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лица у нас веселые, радостные, счастливые, а когда плохое — грустные, печальные. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо — веселое, грустное, или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него такое лицо»

Выполнение задания по картинке 1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

265

Затем последовательно предъявляются картинки 2—12. Перед предъявлением каждой повторяется вопрос: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Перед картинками 2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем.

Все ответы детей фиксируются.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Оцениваются ответы на 10 рисунков (2—11). Рисунок 1 — тренировочный. Рисунок 12 выполняет «буферную» функцию и предназначен для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Вместе с тем, следует обратить внимание на редкие случаи (по нашим данным, не более 5—7%), когда ребенок на 12 карточку дает отрицательный ответ, Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны рассматриваться отдельно.

Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на рисунке 6 — выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

266

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Аболин Л. М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. дис... докт. психол. наук. — М., 1989.

Активные методы обучения педагогическому общению / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. — М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1983.

Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: Познание и врачевание от древности и до наших дней. — М.: Прогресс — Культура, 1995.

Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). — М.: Наука, 1976.

Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М.: Медицина, 1993.

Аминов Н. А., Азаров В. Н. Изучение индивидуальных различий в предрасположенности к состоянию тревоги в концепции двух сигнальных систем // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. X. — М., 1981.

Ананьев В. А. Психологическая характеристика тревоги у больных с предъязвенным состоянием и язвенной болезнью: Автореф. дис... канд. психол. наук. — Л., 1988.

Андреева А. Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. — М., 1988.

Андреева А. Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников: Дис... канд. психол. наук. — М., 1989.

Антология мировой философии. Т. 1. — М.: Мысль, 1969.

Астапов В. М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги в напряженных условиях деятельности: Автореф. дис... канд. психол. наук. — М., 1986.

Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Медицина, 1988.

Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности: структура, основы интерпретации, некоторые области применения. — М.: Фолиум, 1994.

Бернс Д. Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений. — М.: Вече. Персей. Аст, 1995.

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.

Божович Л. И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

291

Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. № 1.

Былкина Н. Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматической патологии (на материале язвенной болезни двенадцатиперстной кишки): Дис... канд. психол. наук. — М.: МГУ, 1995.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Педагогика, 1991.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Винникотт Д. В. Разговор с родителями. — М.: Независимая фирма «Класс», 1995.

Возрастные особенности эмоциональных состояний подростков в зонах радиоактивной загрязненности: Материалы исследования / Отв. ред. Л. Н. Рожина. — Минск, 1992.

Выготский Л. С. Соч.: В 6 т. Т. 3, 4. — М.: Педагогика, 1983, 1984.

Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Дис... канд. психол. наук. — М., 1990.

Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б. Групповая психотерапия неврозов с соматическими масками // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 2.

Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. — СПб.: АО «Сфера» 1994.

Глассер У. Школы без неудачников. — М.: Прогресс, 1991.

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Голушко А. А. Соотношение результативности деятельности и уровня тревожности (на примере экзаменационной ситуации) // Вопросы прикладной психологии. — Новокузнецк, 1995.

Гордецова Н. М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2. — Пермь, 1978.

Готвальд Ф. Т., Ховланд В. Помоги себе сам: Медитация. — М.: СП «Интерэксперт», 1992.

Гриндер М. Исправление школьного конвейера // Линда Ллойд. Школьная магия. Майкл Гриндер. Исправление школьного конвейера. Серия: НЛП в педагогике, 1994.

Гроф С. За пределами мозга: Рождение, Смерть и Трансценденция в психотерапии. — М.: Центр «Соцветие», 1992.

Гроф С. Духовный кризис: Статьи и исследования. — М.: МТМ, 1995.

Грэхем Дж. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. — М.: Независимая фирма «Класс», 1993.

Данилова Е. Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9—11 лет: Дис... канд. психол. наук. — М., 1990.

292

Данилова Е. Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга: Практическое руководство. — М., 1992.

Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

Дементьева Н. Ф. Аффект тревоги в клинике психических заболеваний: Методические рекомендации. — М., 1981.

Детство идеальное и настоящее. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.

Джемс У. Психология. — М.: Педагогика, 1991.

Доронина О. В. Страх перед компьютерами: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. 1993. № 1.

Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. — М.: Педагогика, 1991.

Дусавицкий А. К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1982. № 3.

Екимова В. И. Феномен «Чернобыльского следа»: Психологический аспект // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. — М., 1994.

Забродин Ю. М., Бороздина Л. В., Мусина И. А. Оценка временных интервалов при разном уровне тревожности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 4.

Забродин Ю. М., Бороздина Л. В., Мусина И. А. К методике оценки уровня тревожности по характеристике временной перцепции // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 5.

Залученова Е. А. Соотношение самооценки и уровня тревожности и его влияние на личностные особенности: Автореф. дис... канд. психол. наук. — М., 1995.

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л.: Медицина, 1982.

Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. — Л.: Медицина, 1988.

Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. — СПб.: Гиппократ, 1995.

Захаров А. И. Что снится нашим детям: Как избавиться от страхов. — СПб.: Дельта, 1997.

Захарова Л. Н., Сергиюк П. И., Кузьминова М. Л. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учителя // Психология человека в условиях социальной нестабильности. — М., 1994.

Ибн-Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. — М.: Мысль, 1980.

Изард К. Эмоции человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Имедадзе Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. — Тбилиси, 1966.

Исурина Г. Л. и др. «Трудные» подростки в массовой школе // Патохарактерологический опросник для подростков. — Л., 1976.

293

Камю А. Бунтующий человек. — М.: Политиздат, 1990.

Кант И. Соч.: В 6 т. Т. V. — М., 1966.

Категории человеческого существования. Вып. 1. Страх: рефераты. — М., 1989.

Кисловская В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане): Дис... канд. психол. наук. — М., 1972.

Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.

Кляйн М. Ребенок, который не мог спать // Знаменитые случаи из практики психоанализа. — М., 1995.

Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992.

Кондаш О. Шкала классического социально-ситуационного страха, волнения. — М.: ВЦП, 1973.

Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 1988.

Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей // Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только любовь. — М.: Знание, 1992.

Кьеркегор С. Страх и трепет. — М.: Республика, 1993.

Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага: Авиценна, 1984.

Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1.

Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М.: Политиздат, 1977.

Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современные западные философии. — М.: Политиздат, 1990.

Леонова А. Б. Психодиагностика и регуляция функциональных состояний учащихся // Учителям и родителям о психологии подростка. — М., 1990.

Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. — М.: Прогресс, 1970.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.

Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет. — М.: Педагогика, 1992.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.

LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. — М.: Изд. группа «Прогресс» — «Культура», 1993.

Локк Дж. Соч.: В 3 т. Т. 1. — М., 1983.

Лубовский Д. В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. — М., 1992.

294

Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. — М.: Знание, 1978.

Манова-Томова В. С., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. — София: Медицина и физкультура, 1981.

Мампория Ж. Ф. Некоторые вопросы патогенеза бронхиальной астмы у детей: Автореф. дис... канд. психол. наук. — Тбилиси, 1976.

Масгутова С. К. Психологическая реабилитация детей, перенесших железнодорожную катастрофу // Вопросы психологии. 1990. № 1.

Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986.

Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов и др. — М.: Просвещение, 1984.

Михал В. Проективное интервью: Диагностическая техника детской психологической практики. — М.: ВЦП, 1986.

Молоканов М. В., Хайруллина З. Р. Психологическая обоснованность использования знаний клиента об отклонениях при его рождении в качестве психотерапевтической метафоры // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 4.

Монтень М. Опыты. — М., 1960. Т. 1. Гл. XVIII.

Морган У. П., Эликсон К. А. Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии. 1990. № 3.

Мороз М. П., Вязовец Н. В. Изменение показателей РЭГ и ЭЭГ у студентов с состоянием беспокойства-тревоги в процессе экзаменов // Проблемы умственного труда. Вып. 6. — М., 1983.

Мурзенко В. А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых «трудных детей» в условиях массовой школы: Автореф. дис... канд. психол. наук. — Л., 1979.

Мусина И. А. Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени: Дис... канд. психол. наук. — М., 1993.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.

Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1979.

Наенко Н. И. Психическая напряженность. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

Нежнова Т. А., Филиппова Е. В. Различие в эмоциональном отношении к школе и учению у детей 6-летнего и 7-летнего возраста // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1971.

Неймарк М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. — М., 1961.

Неймарк М. С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972.

295

Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.

Новикова Е. В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков // Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников. — М., 1985.

Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса: Методические рекомендации / Сост. М. Ш. Магомед-Эминов и др. — Харьков, 1990.

Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов. Кн. 1. — М.: Просвещение, 1993.

Общение и формирование личности школьника / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. — М.: Педагогика, 1987.

Одаренные дети / Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991.

Организация Всесоюзного научно-методического центра по оказанию социально-психологической помощи детям: Научный отчет по Государственной программе «Дети Чернобыля». — М.: НИИОПП АПН СССР, 1991.

Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1988.

Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. — М.: Педагогика, 1988.

Отчет по государственной программе «Дети Чернобыля», ВНЦПЗ, 1991.

Отчет по государственной программе «Дети Чернобыля», НИИ физиологии детей и подростков. РАО, 1992.

Панин Л. Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. — Новосибирск: Наука, 1981.

Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А. Е. Личко, Н. Я. Иванова. — Л.: Изд. Ин-та им. В. М. Бехтерева, 1981.

Перлз Ф. С. Гештальттерапия дословно // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 3.

Перлз Ф. С. Внутри и вне помойного ведра. Перлз Ф. С. и др. Практикум по гештальттерапии. — СПб.: Петербург — XXI век, 1995.

Плотников В. В., Андрияшик Д. Ю. Значение уровня беспокойства — тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе // Проблемы умственного труда. Вып. 6. — М., 1981.

Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Дис... канд. психол. наук. — М., 1977.

Прихожан А. М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. — М., 1987.

296

Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. — М., 1990.

Прихожан А. М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10—12 лет: Программа курса занятий // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками. — М.-Тула, 1993.

Прихожан А. М. Игры и задания для занятий с подростками: Личностное развитие // Психологическая реабилитация детей и подростков. — Калуга, 1994.

Прихожан А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М.: ТЦ «Сфера», 1997.

Психические расстройства в общей медицинской практике: Диагностика и лечебно-профилактические мероприятия. — Женева: Всемирная организация здравоохранения, 1996.

Психологическая диагностика и коррекция личности школьника / Отв. ред. И. Ф. Мягков. — Воронеж: ВГПИ, 1991.

Психологическая помощь в меняющемся мире: Материалы II Международной конференции психологических служб и Телефонов Доверия. — Пермь: Пермский центр социально-психологической адаптации и терапии «Доверие», 1995.

Психология травматического стресса сегодня. — Киев, 1992.

Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Пуховский Н. Н. Клиника тревожных расстройств и некоторые гуморальные корреляты тревоги при гипоталамических поражениях: Автореф. дис... канд. мед. наук. — М., 1971.

Развитие личности ребенка / П. Х. Массен и др. — М.: Прогресс, 1987.

Раттер М. Помощь трудным детям. — М.: Прогресс, 1987.

Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. — СПб.: Восточно-Европейский Институт психоанализа, 1995.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Прогресс, 1979.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М.: Мир, 1994.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. — М.: Прогресс-Универс, 1994.

Роттенберг Б. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. — М., 1984.

Рудестам К. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: теория и практика. — М.: Прогресс, 1990.

Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н. К. Асановой. — М.: Владос, 1997.

Савенко Ю. С. Тревожные психотические синдромы (клинико-экспериментальное исследование): Автореф. дис... докт. мед. наук. — М., 1974.

297

Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций: тексты. — М: Изд-во, МГУ, 1984.

Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. — М.: Педагогика, 1989.

Сиваков В. И. Методика физического воспитания младших подростков, имеющих повышенный уровень тревожности, агрессивности (на примере школ-интернатов): Дис... канд. пед. наук. — М., 1993.

Славина Л. С. Трудные дети. — М.-Воронеж, 1998.

Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

Соколова Е. Т., Чеснова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения родителей // Вопросы психологии. 1986. № 2.

Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983.

Столин В. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей. — М.: Физкультура и спорт, 1983.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М.: Прогресс, 1982.

Субботин С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: Дис... канд. психол. наук. — Пермь, 1993.

Тиллих П. Мужество быть // Пауль Тиллих. Избранное: Теология культуры. — М., 1995.

Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. — М.: Медицина, 1986.

Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. — М.: Госиз, 1929.

Фейдемен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1. — М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994.

Философская энциклопедия. В 5 т. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1969—1970.

Флоренская Т. А. Социологизация фрейдизма в теориях развития личности К. Хорни и Г. С. Салливэна: Дис... канд. психол. наук. — М., 1974.

Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1989.

Фролова Н. В. Влияние рассогласования когнитивного стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников: Автореф. дис... канд. психол. наук. — Бийск, 1995.

Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. — М., 1991.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М.: Педагогика, 1993.

298

Фрейд А. Норма и патология детского развития // А. Фрейд, З. Фрейд. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. — СПб., Восточно-Европейский Институт психоанализа, 1997.

Фрейд З. Страх. — М.: Книжн. изд-во «Современные проблемы», 1927.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1991(а).

Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. — Минск, 1991(б).

Фромм Э. Искусство любить // Э. Фромм. Душа человека. — М., 1992.

Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1980.

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. — М.: Республика, 1993.

Хамблин Д. Формирование учебных навыков. — М.: Педагогика, 1986.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Тт. 1, 2. — М.: Педагогика, 1986.

Хелус З. Понимаете ли вы ученика? — М.: Педагогика, 1987.

Хорни К. Собр. соч.: В 3 т. — М.: Смысл, 1997.

Цукерман Г. Л., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М.: Интерпракс, 1995.

Человек в экстремальной производственной ситуации / Под ред. Е. И. Головаха. — Киев: Наукова думка, 1990.

Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. — М., 1995.

Чеснова И. Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка: Автореф. дис... канд. психол. наук. — М., 1987.

Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

Шибутани Т. Социальная психология. — М.: Прогресс, 1969.

Шкала явной тревожности для детей 8—12 лет (CMAS) / Перевод и адаптация А. М. Прихожан. — М., 1994.

Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1994.

Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. — Л., 1991.

Щур В. Г. Методика изучения представления ребенка об отношении к нему других людей // Психология личности: Теория и эксперимент. — М., 1982.

Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. — М.: Знание, 1981.

Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс: Природа и лечение. — М.: Медицина, 1985.

Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 1996(а).

Эриксон Э. Детство и общество. — СПб, 1996(б).

Юферева Т. И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников: Дис... канд. психол. наук. — М., 1977.

Ярушкин В. Ю. Гигиена окружающей среды и здоровье детского населения в районах размещения пирометаллургических производств цинка // Автореф. дис... канд. мед. наук. — Иркутск, 1991.

299

Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Изд-во политической литературы, 1991.

Amen E. W., Renison N. A study of relationship between play pattern and anxiety in young children // Genetic Psychology Monograph. 1954. V. L.

 

302

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

3

 

Глава 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ

8

 

1.1. Тревожность, тревога и страх

8

 

1.2. Тревожность и страх: историко-философский контекст

15

 

1.3. Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии

26

 

1.4. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии

38

 

1.4.1. Страх в классических теориях эмоций

38

 

1.4.2. Тревожность и страх в теории научения

42

 

1.4.3. Тревожность и страх в классическом психоанализе

50

 

1.5. Психологические причины тревожности и способы ее преодоления

65

 

1.5.1. Тревожность и стресс

66

 

1.5.2. Тревожность как функция межличностных отношений

70

 

1.5.3. Тревожность и внутренний конфликт

80

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОГИ И СТРАХИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

87

 

2.1. Динамика уровня тревожности учащихся (1—11-й классы). Половозрастные различия

87

 

2.2. Содержание страхов и тревог у детей разного возраста

93

 

2.3. Характер переживания страхов и тревог. Формы проявления тревоги

104

 

2.4. Влияние тревоги на успешность деятельности

118

 

Глава 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК УСТОЙЧИВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

128

 

3.1. Распространенность устойчивой тревожности у детей и подростков в 1970—1990 гг. Половозрастные различия

128

 

303

3.2. Стабильность состояния тревожности как личностного образования

136

 

3.3. Виды тревожности. Общая и частная тревожность

147

 

3.4. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности

153

 

Глава 4. О ПРИЧИНАХ ТРЕВОЖНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

165

 

4.1. Эмоциональный опыт тревожных детей и подростков

165

 

4.2. Внешние источники тревожности

179

 

4.2.1. Особенности семейного воспитания

179

 

4.2.2. Школьная успешность, взаимоотношения с учителями и сверстниками

190

 

4.2.3. Посттравматический стресс и экология. Природные предпосылки тревожности

201

 

4.3. Внутриличностные источники тревожности

210

 

ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ (вместо заключения)

223

 

Приложение 1. ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ ЯВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (CMAS)

233

 

Приложение 2. ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10—16 ЛЕТ

242

 

Приложение 3. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И РОДИТЕЛЬСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

252

 

Приложение 4. Методика «МЕЧТЫ, НАДЕЖДЫ, СТРАХИ И ОПАСЕНИЯ»

260

 

Приложение 5. ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (младший школьный возраст)

264

 

Литература

290

 

304

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.245 с.