Методика «мечты, надежды, страхи и опасения» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методика «мечты, надежды, страхи и опасения»

2019-11-19 257
Методика «мечты, надежды, страхи и опасения» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Настоящая методика относится к числу методов управляемого опроса. Она представляет собой проведенную нами модификацию известной психологической пробы «Мечты и опасения», широко применяемой практическими психологами при работе, как с детьми, так и взрослыми. К сожалению, автор исходного варианта нам неизвестен.

Предлагаемый вариант предназначен для учащихся 8—10-х классов.

I.

1. Какие надежды, мечты, страхи и опасения ты связываешь с будущим? Напиши об этом в течение 15 минут.

2. Когда, по-твоему, это может произойти (укажи соответствующую букву около каждого высказывания):

а) очень скоро — завтра, в ближайшие дни;

б) в течение одного-двух месяцев;

в) в течение года-двух лет;

г) через 3—5 лет;

д) в отдаленном будущем;

е) когда-нибудь; не знаю точно, когда; все равно, когда;

ж) скорее всего, никогда.

3. Насколько значимы для тебя эти события (поставь соответствующую цифру около каждого высказывания):

0 — совершенно не важны;

1 — не важны;

2 — не очень важны (скорее не важны, чем важны);

3 — достаточно важны (скорее важны, чем не важны);

4 — важны;

5 — очень важны.

4. Укажи (в процентах) вероятность исполнения (поставь соответствующий процент около каждого высказывания):

совершенно невероятно

 

обязательно случится

0%

25%

50%

75%

100%.

261

5. От кого или от чего зависит — сбудутся ли мечты, надежды, оправдаются ли опасения (поставь соответствующую букву около каждого предложения):

Я — от меня самого;

Д — от других людей (родителей, учителей, других взрослых, сверстников и т. п.): если хочешь, укажи, от кого именно;

О — от каких-либо обстоятельств;

С — от судьбы, рока.

II.

1. Сбылось ли к сегодняшнему дню что-нибудь, о чем ты мечтал, на что надеялся или чего опасался в прошлом? Напиши об этом в течение 15 минут.

2. Когда ты начал мечтать об этом или опасаться этого — укажи возраст; если всегда об этом мечтал — напиши букву «В»; если не помнишь, — букву «Н».

3. От кого или от чего это зависело (поставь соответствующую букву около каждого предложения):

Я — от меня самого;

Д — от других людей (родителей, учителей, других взрослых, сверстников и т. п.): если хочешь, укажи, от кого именно;

О — от каких-либо обстоятельств;

С — от судьбы, рока.

III.

Закончите предложения:

1. Мое прошлое кажется мне...

2. Мое будущее кажется мне...

3. В прошлом я...

4. В будущем я...

5. Когда я был /была/ маленьким /маленькой/...

6. Когда я буду взрослым...

ПРОВЕДЕНИЕ

Методика предназначена для учащихся VI—XI классов (оптимально VIII—XI). Может проводиться как коллективно, так и индивидуально. Желательно проведение на специальных бланках. Если бланков нет, то при коллективном проведении испытуемые переходят к следующему заданию только после того, как все закончили предыдущее.

Особое внимание следует уделить соблюдению времени и при выполнении первого задания I и II частей — 15 минут. На

262

выполнение остальных заданий время не ограничивается. Среднее время выполнения 5—7 минут.

ОБРАБОТКА

Обработка ведется преимущественно с помощью качественного анализа.

Определяется:

I.

1) уровень самопрезентации (сколько всего смог написать); особое внимание — случаям отказа, негативизму, шутовству и т. п.

Ориентировочные нормы:

• < 5 — низкий уровень;

• 5—9 — средний уровень;

• 10—14 — высокий уровень;

• > 14 — предельно высокий.

2) чего больше — надежд? опасений?

3) к какой области они относятся — можно ли выделить «зону надежд», «зону конфликта»?

4) значимость чего — надежд или опасений — является бо́льшей, в какой степени?

5) оценка вероятности надежд и опасений; зависимость вероятности от отдаленности событий;

6) время исполнения; соотношение времени исполнения надежд и страхов;

7) локус контроля — в случае надежд и опасений;

8) эмоциональная насыщенность ответов.

II.

9) относительно того, что сбылось, — чего больше — надежд? опасений?

10) к какому времени относится, отдаленность от настоящего момента?

11) локус контроля — в случае надежд и опасений;

12) эмоциональная насыщенность ответов.

III.

14) Ответы оцениваются в баллах: для позитивного восприятия — от 0 до +2;

263

для негативного восприятия — от —2 до 0.

Например:

Мое будущее кажется мне:

• черной дырой, мрачным, печальным: – 2

• серым, безотрадным: – 1

• неясным, неопределенным: 0

• вполне приличным: + 1

• радостным, многообещающим: + 2.

15) алгебраические суммы баллов по предложениям, относящихся к будущему и прошлому, сопоставляются соответственно с результатами I и II частей.

IV.

16) на основании обобщения результатов всех трех частей делается вывод об общем эмоциональном самочувствии школьника, о его восприятии своей жизни.

264

 

 

Приложение 5

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.