Шкала личностной тревожности для учащихся 10—16 лет — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Шкала личностной тревожности для учащихся 10—16 лет

2019-11-19 278
Шкала личностной тревожности для учащихся 10—16 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Краткая характеристика шкалы

Настоящая шкала тревожности была разработана нами в 1980—1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является, на наш взгляд, то, что, во-первых, они позволяют, выделить области действительности, вызывающие тревогу и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т. е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Предлагаемый вариант шкалы прошел стандартную отработку. Поскольку первый вариант настоящей шкалы, опубликованный нами в 1984 г. (см. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной), без ведома автора и без ссылки на него был опубликован в книге Е. И. Рогова «Настольная книга практического психолога в образовании»1, а затем воспроизведен в ряде других изданий, обращаем внимание читателей на то, что первый вариант был нормирован в 1980—1982 гг. и соответственно не может быть использован в настоящее время. Публикуемый в данной книге вариант методики прошел всестороннюю отработку и апробацию в 1995—1998 гг2. Важным его отличием является то, что нормирование проходило не по классам, а по возрасту испытуемых, что связано с современной ситуацией в образовании,

243

когда в одном классе могут учиться дети различных возрастов. Работа включала современную экспертную оценку пунктов шкалы, психометрическую проверку и апробацию на различных половозрастных и региональных выборках. Всего в психометрической проверке участвовали около 1400 человек.

Первый вариант методики содержал три субшкалы, определяющих соответственно тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную), с ситуациями общения (межличностную) и с отношением к себе (самооценочную). Настоящий вариант дополнен шкалой мистических, магических страхов (магическую), поскольку она оказалась очень чувствительной и позволила отделить общую, генерализованную тревогу от вариантов частной, парциальной тревоги.

Описание методики

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма «А» предназначена для школьников 10—12 лет, форма «Б» — для учащихся 13—16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Инструкция (на первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.

Переверни страницу.

(На второй странице инструкция продолжается).

244

Твоя задача — представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.

(Далее следует текст методики).

Форма «А»1

 

 

Нет

Немного

Достаточно

Значительно

Очень

Пример. Перейти в новую школу

0

1

2

3

4

1.

Отвечать у доски

0

1

2

3

4

2.

Оказаться среди незнакомых ребят

0

1

2

3

4

3.

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

0

1

2

3

4

4.

Слышать заклятия

0

1

2

3

4

5.

Разговаривать с директором школы

0

1

2

3

4

6.

Сравнивать себя с другими

0

1

2

3

4

7.

Учитель смотрит по журналу, кого спросит

0

1

2

3

4

8.

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4

9.

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

0

1

2

3

4

10.

Видеть плохие сны

0

1

2

3

4

11.

Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету

0

1

2

3

4

12.

После контрольной, теста — учитель называет отметки

0

1

2

3

4

13.

У тебя что-то не получается

0

1

2

3

4

14.

Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна

0

1

2

3

4

15.

На тебя не обращают внимания

0

1

2

3

4

16.

Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4

17.

Тебе грозит неуспех, провал

0

1

2

3

4

18.

Слышать смех за своей спиной.

0

1

2

3

4

245

 

 

Нет

Немного

Достаточно

Значительно

Очень

Пример. Перейти в новую школу

0

1

2

3

4

19.

Не понимать объяснений учителя

0

1

2

3

4

20.

Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем

0

1

2

3

4

21.

Слышать предсказания о космических катастрофах

0

1

2

3

4

22.

Выступать перед зрителями

0

1

2

3

4

23.

Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других

0

1

2

3

4

24.

С тобой не хотят играть

0

1

2

3

4

25.

Проверяются твои способности

0

1

2

3

4

26.

На тебя смотрят как на маленького

0

1

2

3

4

27.

На экзамене тебе достался 13-й билет

0

1

2

3

4

28.

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4

29.

Оценивается твоя работа

0

1

2

3

4

30.

Не можешь справиться с домашним заданием

0

1

2

3

4

31.

Засыпать в темной комнате

0

1

2

3

4

32.

Не соглашаешься с родителями

0

1

2

3

4

33.

Берешься за новое дело

0

1

2

3

4

34

Разговаривать со школьным психологом

0

1

2

3

4

35

Думать о том, что тебя могут «сглазить»

0

1

2

3

4

36

Замолчали, когда ты подошел (подошла)

0

1

2

3

4

37

Слушать страшные истории

0

1

2

3

4

38

Спорить со своим другом (подругой)

0

1

2

3

4

39

Думать о своей внешности

0

1

2

3

4

40

Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах

0

1

2

3

4

246

Форма «Б»1

 

 

Нет

Немного

Достаточно

Значительно

Очень

Пример. Перейти в новую школу

0

1

2

3

4

1.

Отвечать у доски

0

1

2

3

4

2.

Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку

0

1

2

3

4

3.

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

0

1

2

3

4

4.

Слышать заклятия

0

1

2

3

4

5.

Разговаривать с директором школы

0

1

2

3

4

6.

Сравнивать себя с другими

0

1

2

3

4

7.

Учитель делает тебе замечание

0

1

2

3

4

8.

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4

9.

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

0

1

2

3

4

10.

Видеть плохие или «вещие» сны

0

1

2

3

4

11.

Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету

0

1

2

3

4

12.

После контрольной, теста учитель называет отметки

0

1

2

3

4

13.

У тебя что-то не получается

0

1

2

3

4

14.

Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил

0

1

2

3

4

15.

На тебя не обращают внимания

0

1

2

3

4

16.

Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4

17.

Тебе грозит неуспех, провал

0

1

2

3

4

18.

Слышать смех за своей спиной

0

1

2

3

4

247

 

Нет

Немного

Достаточно

Значительно

Очень

Пример. Перейти в новую школу

0

1

2

3

4

19.

Не понимать объяснений учителя

0

1

2

3

4

20.

Думаешь о своем будущем

0

1

2

3

4

21.

Слышать предсказания о космических катастрофах

0

1

2

3

4

22.

Выступать перед большой аудиторией

0

1

2

3

4

23.

Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других

0

1

2

3

4

24.

Ссориться с родителями

0

1

2

3

4

25.

Участвовать в психологическом эксперименте

0

1

2

3

4

26.

На тебя смотрят, как на маленького

0

1

2

3

4

27.

На экзамене тебе достался 13-й билет

0

1

2

3

4

28.

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4

29.

Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков)

0

1

2

3

4

30.

Не можешь справиться с домашним заданием

0

1

2

3

4

31.

Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи

0

1

2

3

4

32.

Не соглашаешься с родителями

0

1

2

3

4

33.

Берешься за новое дело

0

1

2

3

4

34.

Разговаривать со школьным психологом

0

1

2

3

4

35.

Думать о том, что тебя могут «сглазить»

0

1

2

3

4

36.

Замолчали, когда ты подошел (подошла)

0

1

2

3

4

37.

Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса

0

1

2

3

4

38.

Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях

0

1

2

3

4

248

 

Нет

Немного

Достаточно

Значительно

Очень

Пример. Перейти в новую школу

0

1

2

3

4

39.

Смотреться в зеркало

0

1

2

3

4

40.

Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого

0

1

2

3

4

Обработка результатов

Распределение пунктов шкалы по указанным выше субшкалам представлено в таблице 1. Ключ является общим для обеих форм.

Таблица 1

Ключ к шкале личностной тревожности1

 

Субшкала

Пункты шкалы

Школьная тревожность

1 5 7 11 12 16 19 28 30 34

Самооценочная тревожность

3 6 8 13 17 20 25 29 33 39

Межличностная тревожность

2 9 15 18 22 24 26 32 36 38

Магическая тревожность

4 10 14 21 23 27 31 35 37 40

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Первичная оценка переводится в шкальную (см. таблицы 2—6). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности,

249

по отдельным субшкалам — отдельных видов тревожности.

Перевод «сырых» баллов в стандартные оценки (стены)

Таблица 2

Общая тревожность

 

Половозрастные группы (результаты в баллах)

 

10—11 лет

12 лет

13—14 лет

15—16 лет

Стены

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девуш.

юноши

1

0—33

0—26

0—34

0—26

0—34

0—37

0—33

0—27

2

34—40

27—32

35—43

27—32

35—43

38—45

34—39

28—34

3

41—48

33—39

44—50

33—38

44—52

46—53

40—46

35—41

4

49—55

40—45

51—58

39—44

53—61

54—61

47—53

42—47

5

56—62

46—52

59—66

45—50

62—70

62—69

54—60

48—54

6

63—70

53—58

67—74

51—56

71—80

70—77

61—67

55—61

7

71—77

59—65

75—81

57—62

81—88

78—85

68—74

62—68

8

78—84

66—71

82—89

63—67

89—98

86—93

75—80

69—75

9

85—92

72—77

90—97

68—73

99—107

94—101

81—87

76—82

10

93 и более

78 и более

98 и более

74 и более

108 и более

102 и более

88 и более

83 и более

Таблица 3

Школьная тревожность

 

Половозрастные группы (результаты в баллах)

 

10—11 лет

12 лет

13—14 лет

15—16 лет

Стены

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девуш.

юноши

1

0—8

0—7

0—2

0—7

0—8

0—7

0—7

0—6

2

9—11

8—10

3—5

8—9

9—10

8—9

8—9

7

3

12—13

11—12

6—7

9—10

11—13

10—12

10—11

8

4

14—16

13—14

8—10

11—12

14—15

13—15

12—13

9

5

17—18

15—16

11—12

13

16—18

16—17

14

10

6

19—20

17—18

13—15

14—15

19—20

18—20

15—16

11

7

21—22

19—20

16—17

16

21—22

21—22

17—18

12—13

8

23—25

21—22

18—20

17—18

23—25

23—25

19—20

14

9

26—27

23—24

21—22

19—20

26—27

26—28

21—22

15

10

28 и более

25 и более

23 и более

21 и более

28 и более

29 и более

23 и более

16 и более

250

Таблица 4

Самооценочная тревожность

 

Половозрастные группы (результаты в баллах)

 

10—11 лет

12 лет

13—14 лет

15—16 лет

Стены

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девуш.

юноши

1

0—10

0—7

0—9

0—5

0—8

0—7

0—6

0—7

2

11

8—9

10—11

6—7

9—10

8—10

7—8

8—9

3

12—13

10

12—13

8

11—13

11—13

9—11

10—12

4

14

11—12

14—16

9—10

14—16

14—16

12—13

13—15

5

15—16

13

17—18

11—12

17—18

17—19

14—16

16—17

6

17—18

14—15

19—20

10—11

19—21

20—22

17—18

18—20

7

19

16—17

21—22

13—14

22—24

23—25

19—21

21—23

8

20—21

18

23—24

15

25—26

26—28

22—23

24—25

9

22—23

19—20

25—27

16—17

27—29

29—31

24—26

26—28

10

24 и более

21 и более

28 и более

18 и более

30 и более

32 и более

27 и более

29 и более

Таблица 5

Межличностная тревожность

 

Половозрастные группы (результаты в баллах)

 

10—11 лет

12 лет

13—14 лет

15—16 лет

Стены

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девуш.

юноши

1

0—8

0—7

0—8

0—8

0—6

0—8

0—6

0—7

2

9

8

9—10

9

7—9

9—11

7—8

8—9

3

10

9

11—12

10

10—12

12—14

9—11

10—12

4

11

10

13—14

11—12

13—15

15—17

12—13

13—15

5

12—13

11—12

15

13

16—17

18—20

14—15

16—17

6

14

13

16—17

14—15

18—20

21—23

16—18

18—20

7

15

14

18—19

16

21—23

24—26

19—20

21—23

8

16—17

15

20—21

17—18

24—26

27—29

21—23

24—26

9

18

16

22—23

19

27—29

30—32

24—25

27—28

10

19 и более

17 и более

24 и более

20 и более

30 и более

33 и более

26 и более

29 и более

Таблица 6

Магическая тревожность

 

Половозрастные группы (результаты в баллах)

 

10—11 лет

12 лет

13—14 лет

15—16 лет

Стены

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девуш.

юноши

1

0—7

0—6

0—7

0—4

0—5

0—6

0—6

0—5

251

Половозрастные группы (результаты в баллах)

 

10—11 лет

12 лет

13—14 лет

15—16 лет

Стены

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девуш.

юноши

2

8

7

8—9

5—6

6—7

7—8

7—9

6—7

3

9—10

8—9

10—11

8—10

9—10

10—11

8—9

4

4

11—12

10

12—13

8—9

11—13

11—12

12—14

10

5

13—14

11—12

14—15

10

14—15

13—14

15—16

11—12

6

15—16

13

16—17

11—12

16—18

15—16

17—19

13

7

17—18

14

18—20

13

19—21

17—18

20—22

14—15

8

19—20

15—16

21—22

14—15

22—23

19—20

23—24

16—17

9

21—22

17

23—24

16

24—26

21—23

25—27

18

10

23 и более

18 и более

25 и более

17 и более

27 и более

24 и более

28 и более

19 и более

На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого. Для этого может быть использована таблица 4 приложения 1.

252

 

 

Приложение 3

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.559 с.