Архетипы и сценарии жизни. Типология личностных сценариев. Влияние сценария на жизненный путь личности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архетипы и сценарии жизни. Типология личностных сценариев. Влияние сценария на жизненный путь личности

2019-11-19 605
Архетипы и сценарии жизни. Типология личностных сценариев. Влияние сценария на жизненный путь личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как уже говорилось, Архетипы проявляются не только в общих для всех идеях и образах, но

 

и в архетипических сценариях. Эти сценарии проявляются как в культурных текстах всех народов (сказках, историях, мифах), так и в форме жизненных сценариев людей. И если мы говорим, что человек реализует сценарий Золушки или Спящей Красавицы – вовсе не обязательно, что на него повлияла сказка, прочитанная в детстве. Просто он выбрал сценарий жизни, который в этой сказке представлен лучше всего.

 

Существует огромное количество классификаций сценариев, но проще всего делить их на Победителя, Непобедителя и Неудачника (забегаем вперед, в Транзактный анализ).

 

1. Первая и самая архаичная версия сценария — это первичный «протокол», который воспринимается сознанием ребенка в том возрасте, когда окружающий мир для него еще мало реален. Можно предположить, что родители являются ему гигантскими фигурами, наделенными магической властью, вроде мифологических титанов, только потому, что они намного выше и крупнее его.

 

a. Гордость за предков. Пациент констатирует факт: «Мои предки былиирландскими королями» или «Мой прапрадедушка был главным раввином в Люблине». Ясно, что этот человек запрограммирован идти по стопам своих предков, т.е. желает стать выдающейся личностью.

a. Идеализация. Она может быть романтической или парадоксальной.Так,преуспевающий в жизни человек может сказать: «Моя бабушка была прекрасной хозяйкой», или «Мой дедушка дожил до 98 лет, сохранил все зубы и не имел ни одного седого волоска». Это ясно показывает: говорящий хочет повторить судьбу своих прародителей и исходит из нее в своем сценарии. Неудачники обычно прибегают к парадоксальной идеализации: «Моя бабушка была строгой, практичной женщиной, но в старости она сильно сдала». Здесь явно предполагается: хотя она и сдала, но была все же самой бодрой старушкой в доме престарелых. Скорее всего в этом же состоит и сценарий внучки: стать среди других старых людей самой бодрой старушкой.

 

b. Соперничество. Ответ: «Дедушка всю жизнь своей личностью подавлял бабушку» или «Дедушка был такой бесхарактерный, что любой человек делал с ним все, что хотел». Подобные ответы часто представляют собой невротическую реакцию, которую психотерапевты интерпретируют как выражение желания ребенка быть сильнее своих родителей.

34. Коллективные сценарии. Концепция и этапы «пути героя» по Д. Кемпбелу. Сторителлинг и его использование в коммуникации. Джоозеф Джон Кэммпбелл—американский исследователь мифологии, наиболее известный благодаря своим трудам по сравнительной мифологии и религиоведению.

 

Джозеф Кэмпбелл приобрёл большую популярность благодаря тому, что именно он со своей книгой «Герой с тысячью лицами», по словам Джорджа Лукаса, явился вдохновителем фильма «Звёздные войны».

 

В этой книге он доказал, что среди мифов всех культур, континентов и времен есть свои мифы о героях, и все они укладываются в одну и ту же схему. В ней 17 элементов, умещающихся в трёх фазах. Выглядят эти фазы примерно так:

 

• Сепарация (отделение) — герой покидает родной дом и добирается до границы обычного и неизведанного мира;

• Инициация — преодолев сопротивление «привратников» на границе миров,

 

герой путешествует по «волшебному» миру, побеждает всех врагов, отгадывает все загадки и завладевает главным сокровищем;

• Возвращение — герой решает вернуться в родной дом, чтобы поделиться сокровищем с родными.

 

Интересно написано здесь: https://www.mirf.ru/book/tysyachelikij-geroj-campbell

 

23. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

 

Категория «голода» как отражение идеи коммуникативных потребностей в транзактном анализе

 

Для Э.Берна «голод» был метафорой неудовлетворенного стремления человека к чему-либо.

 

43


Виды голода

 

С точки зрения коммуникации Э.Берн выделял следующие три вида голода:

 

1. Голод по телесным стимулам (желание получать телесную стимуляцию)

 

2. Голод по признанию (желания получать поглаживания в разных формах)

 

3. Голод по структуре (желание структурировать своё время и жизнь в целом)

 

4. Голод по позиции (желание подтвердить свою позицию в мире и отношениях)

 

Варианты структурирования времени

 

 

Уход в себя

 

 

Ритуалы

 

 

Времяпровождение

 

 

Процедуры

 

 

Игры

 

 

Близость

 

26. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ

 

Когнитивный диссонанс – понятие и примеры

 

Когнитивный диссонанс – состояние дискомфорта (фрустрации), вызванное одновременной актуализацией в сознании человека противоречащих друг другу ценностей, установок, идей и вариантов поведения.

 

Категория, предложенная психологом Леоном Фестингером в 1957 году.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.