Когнитивная карта как субъективная модель реальности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Когнитивная карта как субъективная модель реальности

2019-11-19 646
Когнитивная карта как субъективная модель реальности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когнитивная карта как субъективная модель реальности

Человек принимает решения и действует, реагируя не на реальный мир, а на его карту,

 

модель, создаваемую его психикой. Такую карту\модель реальности мы будем называть субъективной реальностью личности.

 

Отличия карты от «территории»

 

1. Карта упрощает реальность => риск потери важной для принятия решения информации (см. «Фильтры восприятия»)

 

2. Карта отражает не только территорию, но и особенности картирующего субъекта

 

a. Личный жизненный опыт

 

b. Культурную среду, в которой воспитывался человек

 

c. Собственные проекции

 

d. Эмоциональные искажения

 

e. Проблемы и противоречия

 

3. Карта устаревает в момент ее создания

 

a. Мы строим отношения с прошлым, а не с настоящим (подробнее см. http://ig-romanov.livejournal.com/21833.html)

b. Общение с прошлым основано на механизме иллюзий восприятия.

 

Первый принцип психотехнологии и следствия из него

 

Однако – и это первый принцип психотехнологии–карта не есть территория. Это означает, что субъективная модель реальности отличается от самой реальности – так же, как меню отличается от пищи, в нем обозначенной.

 

Из этого принципа существует как минимум 2 следствия:

 

1. Карты разных людей различаются между собой.

 

2. Не бывает правильных и неправильных карт. Бывают более или менее эффективные.

 

Второй принцип психотехнологии (по Сартру)

 

Если Первый принцип психотехнологии звучит как «Карта не есть местность», то второй – «КАРТА НЕ ЕСТЬ Я». Каким быть, какую когнитивную карту считать своей – это такой же наш выбор, как и остальные выборы.

 

Другими словами, «я такой» - не является оправданием для своего выбора. «Быть собой» может быть для нас ценностью, но каждый при этом несет ответственность за свой выбор, каким ему быть. Каждый из нас может оценить свою когнитивную карту, свои ценности и убеждения и признать, что они ему не подходят.

 

 

Синдромы патологии коммуникации, связанные с неразличением «карты» и «территории».

 

Неразличение карты и территории приводит к синдромам патологии коммуникации:

 

1. Иллюзия «карт-клонов» («все карты такие же, как у меня»)

 

2. Иллюзия «правильной карты» («моя карта правильней твоей»)

 

3. Иллюзия «реальности номинализаций» («я вижу, что наша любовь ушла»)

 

4. Иллюзия «чтения мыслей» («ты меня не любишь, потому что поздно приходишь домой»)

 

5. Иллюзия «внешнего контроля» («ты меня расстраиваешь»)

 

3. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ (в результате фильтров восприятия появляется когнитивная карта).

 

Фильтры восприятия

 

1. Реальность представляет собой бесконечный объем взаимно трансформирующихся материи и энергии. Чтобы описать эту бесконечность, нужно бесконечное количество информации.

 

2. Человеческий мозг не может вместить бесконечность информации и вынужден фильтровать ее, оставляя для моделирования реальности только самую важную с точки зрения эволюции.

 

3. Фильтры – это механизмы восприятия,позволяющие выборочно сократитьколичество информации до объема,который способен переработать мозг

 

человека.

 

1. Фильтры формируются в течение исторически долгого времени, и не успевают за изменениями, происходящими быстро.

 

Виды фильтров

2. Выделяются три вида фильтр ов:

 

a. Биологические (источником являются особенности организма человека)

 

b. Социальные (источником является социум и культура)

 

c. Личностные (источником является уникальный личностный опыт человека)

 

Формирование субъективной реальности в результате действия фильтров

 

1. Фильтры не просто определяют, какую информацию будет, а какую не будет воспринимать человек. По сути, они определяют, что существует, а что не существует в реальности человека («не воспринимаю – следовательно, не существует»).

 

2. Таким образом, правила фильтрации определяют структуру и содержание когнитивной карты человека.

 

Личностный фильтр

 

Личностный фильтр – это механизм восприятия, источником которого является уникальный личностный опыт человека. Даже братья, растущие в одной семье, имеют принципиально разный личностный опыт: один – опыт старшего, а другой – младшего брата.

 

Формирование границ «Я»

 

1. У новорожденного ребенка в картине мира еще не различаются «Я» и «не-Я». Мир для него = мама, «отдельность» от которой он осознает не сразу.

 

2. Для того, чтобы произошел процесс «сепарации» (отделения), прежде всего необходим позитивный физический и эмоциональный контакт с матерью. Телесный контакт с матерью. В этом случае формируется первоначальное физическое ощущение границы собственного тела и собственной личности.

 

3. Нет рядом мамы – нет позитивного телесного взаимодействия – граница «Я не формируется = склонность к симбиотическим отношениям.

 

Варианты «анального» характера

 

1. Управление стулом, приучение ребенка к горшку – еще один ключевой этап, формирующий когнитивную карту ребенка. В зависимости от личностного опыта,

 

11


связанного с этими процессами, могут форрмироваться два разных типа характера.

 

2. Анально-удерживающий (анально-педантичный) тип формируется тогда,когдародители слишком жестко подходят к задаче приучения ребенка к туалету. Ребенок формирует инвариант «КОГДА ЧТО-ТО ИЗ МЕНЯ ВЫХОДИТ, ОСОБЕННО БЕСКОНТРОЛЬНО – ЭТО ПЛОХО». В результате доминирующими чертами становятся потребность в контроле и самоконтроле, упрямство, скупость, методичность, скрупулёзность, пунктуальность.

 

3. Анально-выталкивающий (анально-компульсивный) тип представляет собойдругую противоположность. Ребенок побеждает родителей в борьбе за право делать это когда и где угодно, формируя инвариант «КОГДА ЧТО-ТО ИЗ МЕНЯ ВЫХОДИТ, ОСОБЕННО БЕСКОНТРОЛЬНО – ЭТО ХОРОШО». В результате формируется личность с одной стороны – спонтанная, творческая, с другой стороны – хаотичная, бессистемная, импульсивная. В клинических случаях такой человек может испытывать радость от очернения других, удовольствие от того, что доставил другому неприятности.

 

Виды фильтров

3. Выделяются три вида фильтр ов:

 

a. Биологические (источником являются особенности организма человека)

 

b. Социальные (источником является социум и культура)

 

c. Личностные (источником является уникальный личностный опыт человека)

 

Виды голода

 

С точки зрения коммуникации Э.Берн выделял следующие три вида голода:

 

1. Голод по телесным стимулам (желание получать телесную стимуляцию)

 

2. Голод по признанию (желания получать поглаживания в разных формах)

 

3. Голод по структуре (желание структурировать своё время и жизнь в целом)

 

4. Голод по позиции (желание подтвердить свою позицию в мире и отношениях)

 

Варианты структурирования времени

 

 

Уход в себя

 

 

Ритуалы

 

 

Времяпровождение

 

 

Процедуры

 

 

Игры

 

 

Близость

 

26. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ

 

Когнитивный диссонанс – понятие и примеры

 

Когнитивный диссонанс – состояние дискомфорта (фрустрации), вызванное одновременной актуализацией в сознании человека противоречащих друг другу ценностей, установок, идей и вариантов поведения.

 

Категория, предложенная психологом Леоном Фестингером в 1957 году.

 

А 5 ключей к эффективности: ориентированность на цель, видеть условия, а не препятствия, чувствовать источник результата в себе, искать работу, а не ждать заданий, постоянно изменяться (совершенствоваться).

1. «Марсиане»
- Маргарита Серафимовна, вы поняли задачу?
- А… Да, конечно!
- Повторите, пожалуйста, что я сказал!
- А… Простите… А что вы сказали?
Нет, она не дура. При ней все: интеллект, два образования и большой опыт работы. А еще сын, который получил две двойки в четверти и шляется неизвестно где и неизвестно с кем, пока она тут сидит и слушает начальника. И бОльшая часть мозга у нее сейчас совсем не здесь, а там, с ребенком, пытается понять, помочь, оградить…
- А… Да, я все поняла, кончно…
Далеко не у всех «марсиан» эффективность заблокирована такой вот sos-доминантой. Большинство из них просто привыкли жить в другом измерении. Они флиртуют и обсуждают подробности чужого флирта, оттачивают мастерство интриги и устраивают своего ребенка в детский сад – и все это в рабочее время и на работе. Их здесь нет - даже если физически они здесь. Это настоящие марсиане. Они как бы здесь, на рабочем месте - и одновременно там, на иной планете.
Спрашивать с таких занятых людей результат работы смешно и неудобно.

2. «Прапорщики»
У моего друга как-то работал завхозом очень ответственный сотрудник, бывший прапорщик ВС. Вызывает его с утра: «Петр Егорыч, нужно привезти новую мебель». «Понял», - говорит. К вечеру, отрываясь от текучки, понимает - мебели нет. Звонит ему. «Как вы сказали, привез еще утром, стоит в холле нашего здания!» - «А почему не в офисе?!» - «Вы сказали привезти. Заносить и расставлять команды не было!»
«Прапорщики» похожи на велосипед: колеса движутся, пока вы крутите педали. Потом - стоп. «Команды не было» - для них необходимое и достаточное основание, чтобы ничего не делать. Если снег кончился - без команды лыжи не снимут.
Какое-то время такой подход устраивает руководство. «Зато человек надежный!» Потом усиливается ощущение тяжелой тачки, которая не катится, пока не толкнешь. Становится жалко времени - чем каждый раз объяснять задачу, проще сделать самому. Так происходит, пока очередное «команды не было» не переполнит чашу терпения.

3. «Пляжные девочки»
Как-то одна моя сотрудница в порыве откровенности спросила: «Игорь Владимирович, вы что, действительно думаете, что человек может вкалывать без отдыха весь рабочий день?» Она - не могла. Не только день, но и полчаса, через которые уходила курить - на столько же. Приходила и долго готовилась приступить к работе. Обдумывала - как она будет к ней приступать. Уставала и снова шла отдыхать. Естественно, при таком напряженном рабочем дне она долго не выдержала и перевелась на более спокойную работу.

Бессмысленностью своего существования в организации пляжные девочки напоминают марсиан. Ключевое отличие: марсиане постоянно в кипучей деятельности (бесполезной для фирмы). Пляжные девочки на работе отдыхают. Обсуждают сравнительные достоинства сортов клубники и автосалонов, переписываются по "аське" и сидят в чатах, часами курят, пьют чай и разговаривают по телефону.

Ключевая идея сотрудников такого типа в том, что восстанавливаться от работы нужно на работе, а не после нее. В принципе они правы: на работе вкалываешь, дома от работы отдыхаешь - а жить когда?!

4. «Психи»
Если вы думаете, что главное отличие «психа» в том, что он «психует», - вы ошибаетесь. Нет, конечно, по малейшему поводу здесь в наличии слезы, сжатые губы и целый букет «чеговыотменяхотите, почемуядолжна, большенемогутерпеть» и прочих «стакимотношениемксотрудникам». В общем, «сироту обидели».

Однако главное свойство «психа» - глубочайшее убеждение в том, что он не способен себя контролировать. «Я сейчас в таком состоянии, что лучше не надо со мной разговаривать!»

Истерика удобна для "психа" прежде всего тем, что это внутреннее разрешение себе самому быть неадекватным. Попробуйте отвести его в этот момент в сторону и, нежно глядя в глаза, сказать правду: «Знаешь, в рабочее время мне глубоко плевать на состояние твоей души. Если хочешь, чтобы я вытирал тебе сопли, - верни деньги, которые ты не заработал, пока психуешь, и заплати мне еще из собственной зарплаты за психотерапию. Или - улыбнись, сядь на рабочее место и наверстай до вечера все упущенное». Возможно, сработает. А возможно, вы получите полный аут с причитаниями на тему «Что себе позволяет этот зверь».

Причем будьте уверены - в глубине души сотрудник хорошо знает, что вы правы. Но - «неужели он не понимает, в каком я была состоянии?» С искренней уверенностью, что «в состоянии» - можно.

5. «Понтовые бездельники»
Пару лет назад звонит хороший знакомый. «Тебе повезло. Освободился хороший парень - можешь взять его директором по маркетингу…» Не очень задумываясь - нужен ли мне директор по маркетингу, назначил встречу.

Обаятельный парень, за три года - три места работы, везде начальник, отовсюду отличные рекомендации. «А что вы сделали на последнем месте?» - «Это было крупное издательство. Я организовал выпуск проспекта и встречу с читателями». - «За год?!» - «Это требовало очень серьезной подготовки…» Посмотрел проспект. Наши ребята такой выпускают за неделю. Про встречу с читателями не спрашивал - и так все ясно.

Понтовые бездельники - это новая рыночная номенклатура. Они владеют всего одной профессией - быть в обойме. У них настолько высокая самооценка, что легче поверить, чем усомниться.

Их основной инструмент - пребывание в тусовке, основной аргумент при приеме на работу - список статусных мест за плечами. «Вы не знаете Элеонору Козлову? Ну что вы, очень сильный специалист. Работала в торговом центре «Х», строительной компании «У», а сейчас занимается нефтянкой». Супер! Ощущение, что Элеонора Козлова как минимум скупает нефтяные компании. И уже как-то неудобно спрашивать - а что реально сделала госпожа Козлова, чтобы считать ее «очень сильным специалистом»?

6. «Железные дровосеки»
Этот сотрудник хорош всем - до времени. До времени, когда ситуация в вашем бизнесе потребует чего-то иного. И тогда вы услышите от «железного дровосека» заветную фразу: «Ну вот такой я. Работаю как умею. Если надо чего-то другого - найдите другого, это не ко мне».

Задача «железного дровосека» - честно и от души делать то, что он умеет. Единственный его недостаток - он не умеет меняться. Его железные руки и ноги движутся ровно по траектории, поределяемой стальными шарнирами в суставах.

Ты посылаешь его на семинары, он приезжает радостный: «Да мура это все. У нас круче». Ты подкладываешь ему последнюю, самую-самую книгу, он хмурится: «Да хочется почитать… Но некогда. Работать надо. План горит». Ты требуешь от него управленческой отчетности - он смотрит в сторону: «Знаете, тут или работать, или бумажки писать. Кто работать будет, если я два дня за отчетом просижу?»

И уходит, в глубине души убежденный, что начальник - мужик неплохой, только заморочный и требует сам не знает чего. И он прав. На сегодня. И на завтра тоже. А послезавтра вдруг оказывается, что конкуренты ушли далеко вперед.

7. «Интеллектуалы»
У моих друзей в крупной PR-компании есть креативный директор. То есть он называется «директор», хотя в его подчинении нет ни одного сотрудника. А должность ему дадена за то, что иногда (и в абсолютно непредсказуемые сроки) он может (а может и не) продуцировать очень неплохие идеи. И он давно стал бы генеральным, если бы мог еще хоть что-нибудь. Но генеральным он не станет никогда, поскольку относится к славному племени интеллектуалов.

Интеллектуалы - одна из самых симпатичных ошибок HR-эволюции. Они умны и обаятельны. У них потрясающий кругозор. У них широчайшие связи в профессиональной среде - все рады общаться с настолько продвинутым профи. Они знают себе цену.

Зомби

 

 подпольщики

 

прокуроры

Когнитивная карта как субъективная модель реальности

Человек принимает решения и действует, реагируя не на реальный мир, а на его карту,

 

модель, создаваемую его психикой. Такую карту\модель реальности мы будем называть субъективной реальностью личности.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.