Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-11-19 | 129 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Деятельность - это вид активности, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое. Деятельность является особенностью человеческого бытия, что отличает его от животного мира. Если поведение свойственно и человеку, и животному, то деятельность присуща только человеку. Деятельность характеризуется как специфически человеческая форма активного отношения к миру, содержание которой составляет целенаправленное и осознанное воспроизведение, изменение и преобразование природного и социального мира. Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов: субъекта, объекта, средств, цели и результата.
Первым видом активности каждого человека является игра. В широком смысле игра предполагает не только специализированные ее виды - детские, спортивные, карточные, но и возможность превращения любой деятельности в игру. В этом случае целью становится сам процесс, а не его результат. В игре утверждаются человеческие способности и умения, приобретаются знания, формируется духовный мир.
Общение - такой вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию (материальную или духовную, информационную). В структуре общения и коммуникации различаются субъект (тот, кто является инициатором общения, или коммуникации), предмет передачи (сообщение), средства и получатель сообщения. Духовное общение выполняет определенные социальные функции. Это обмен информацией, передача опыта, объединение и управление людьми. Наряду с социальными функциями, общение выполняет психологические функции, т.е. осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека. По используемым средствам общения. Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д. Опосредованное — с помощью специально приспособленных или изобретенных средств — газета, компакт-диск, след на земле и т. д. Прямое — личные контакты и непосредственное восприятие друг друга. Косвенное — через посредников, которыми могут выступать другие люди.
|
По субъектам общения: между реальными субъектами; между реальным субъектом и иллюзорным партнером у которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.); между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека; между воображаемыми партнерами — художественными образами произведений.
В видах человеческой деятельности часто выделяют труд как разновидность социальной деятельности человека, направленной на преобразование среды его существования. Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Использование орудий труда является специфически человеческой особенностью. Только люди способны опосредствовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда - это различные устройства, служащие для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека. Причем человеческая деятельность не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление, совершенствование, хранение и многократное использование.
Основываясь на различии видов деятельности по их объектам и результатам, выделяют материальную и духовную деятельность.
|
Материальная (практическая) деятельность связана с созданием материальных ценностей - вещей, необходимых для удовлетворения потребностей людей. Сложная палитра производственных отношений и производительных сил в сфере экономики является предметом изучения политической экономии, разнообразных новых направлений, появившихся в рамках экономической науки на современном этапе (экономика труда, экономическая теория, микро- и макроэкономика и т. д.).
Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. Материальными носителями этих ценностей являются книги, картины, различные произведения искусства и культуры и т. д.
Цель и смысл жизни человека
Целью жизни называют некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Смысл существования человека раскрывается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию.
Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализация); будущее (проспекция).
Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.
К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.
Концепции смысла жизни
Наименование концепции | Ее сущность |
Аскетизм (от гр. askeo — упражняюсь) | Жизнь — это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов |
Гедонизм (от гр. hedone — наслаждение) | Жить — значит наслаждаться |
Прагматизм (от гр. pragma — дело, действие) | Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения |
Утилитаризм (от гр. utilitas — польза) | Жить — значит из всего извлекать пользу |
Эвдемонизм (от гр. eudaimo-nia — блаженство, счастье) | Жизнь — стремление к счастью как подлинному назначению человека |
Этика долга | Жизнь — это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу |
Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.
|
Другими словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.
Проблема смысла жизни человека | |
Объективная сторона | Субъективная сторона |
Каждый человек — биологическое существо. В этой сущности он является носителем жизни и должен стремиться к ее сохранению и воспроизведению. Жизнь как биологическое явление изначально целесообразна, и смысл жизни, следовательно, коренится в самой жизни | Человек осознает принадлежность к конкретно-историческому типу общества, стремление наполнить биологическое существование социально значимым содержанием. Смысловое оправдание своей деятельности человек ищет в разных направлениях: в творчестве, познании, выполнении долга? творении добра и др. |
Ценности
Ценности - значимость явлений и предметов для человека. Основной ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и их влияние на развитие человека. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте и не относится к предмету самому по себе. Духовные ценности - это своеобразный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который возрастает. Речь, прежде всего, идет о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека, в других системах ценностей. Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. Гедонизм, аскетизм, утилитаризм (польза - цель жизни).
Духовный мир человека
Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
Структура духовного мира человека
|
• Познание — потребность в знаниях о себе, об окружающем миро, о смысле и назначении своей жизни формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
• Эмоции — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).
• Чувства — эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).
• Мировоззрение — система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
Структура мировоззрения: знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.
Можно выделить следующие особенности мировоззрения:
1.Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.
2.В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.
3.Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Пути формирования мировоззрения — стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов). Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем выражается мироощущение людей. Оно может быть оптимистическим или пессиместическим.
С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения:
— обыденное (или житейское) — является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;
— религиозное — связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);
— научное — теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Менталитет (позднелат. mentalis — умственный) — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!