Многообразие видов и форм деятельности — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Многообразие видов и форм деятельности

2019-11-19 129
Многообразие видов и форм деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельность - это вид активности, направленный на та­кое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое. Деятельность является особенностью человеческого бытия, что отличает его от животного мира. Если поведение свойственно и человеку, и животному, то деятельность присуща только челове­ку. Деятельность характеризуется как специфически челове­ческая форма активного отношения к миру, содержание которой составляет целенаправленное и осознанное воспроизведение, изменение и преобразование природного и социального мира. Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимо­связь следующих компонентов: субъекта, объекта, средств, цели и результата.

Первым видом активности каждого человека является игра. В широком смысле игра предполагает не только специализи­рованные ее виды - детские, спортивные, карточные, но и возможность превращения любой деятельности в игру. В этом случае целью становится сам процесс, а не его результат. В иг­ре утверждаются человеческие способности и умения, приоб­ретаются знания, формируется духовный мир.

Общение - такой вид деятельности, при котором проис­ходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, вклю­чая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию (материальную или духовную, информационную). В структуре общения и коммуникации различаются субъ­ект (тот, кто является инициатором общения, или коммуникации), предмет передачи (сообщение), средства и получатель сообщения. Духовное общение выполняет определенные социальные функции. Это обмен информацией, передача опыта, объеди­нение и управление людьми. Наряду с социальными функциями, общение выполняет психологические функции, т.е. осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека. По используемым средствам общения. Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д. Опосредованное — с по­мощью специально при­способленных или изо­бретенных средств — га­зета, компакт-диск, след на земле и т. д. Прямое — личные кон­такты и непосредствен­ное восприятие друг друга. Косвенное — через по­средников, которыми могут выступать другие люди.

По субъектам общения: между реальными субъек­тами; между реальным субъектом и иллюзорным партнером у которому приписываются не­свойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.); между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний го­лос»), в диалоге с образом другого человека; между воображаемыми парт­нерами — художественны­ми образами произведений.

В видах человеческой деятельности часто выделяют труд как разновидность социальной деятельности человека, на­правленной на преобразование среды его существования. Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготов­ления орудий труда. Использование орудий труда является специфически человеческой особенностью. Только люди спо­собны опосредствовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов те­ла. Средства труда - это различные устройства, служащие для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека. Причем человеческая деятельность не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий тру­да, а означает их систематическое изготовление, совершенст­вование, хранение и многократное использование.

Основываясь на различии видов деятельности по их объ­ектам и результатам, выделяют материальную и духовную де­ятельность.

Материальная (практическая) деятельность связана с созда­нием материальных ценностей - вещей, необходимых для удовлетворения потребностей людей. Сложная палитра произ­водственных отношений и производительных сил в сфере эко­номики является предметом изучения политической экономии, разнообразных новых направлений, появившихся в рамках эко­номической науки на современном этапе (экономика труда, экономическая теория, микро- и макроэкономика и т. д.).

Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. Мате­риальными носителями этих ценностей являются книги, кар­тины, различные произведения искусства и культуры и т. д.

 

Цель и смысл жизни человека

Целью жизни называют некий мыс­ленный ориентир, к которому уст­ремляются дела и поступки челове­ка. Смысл существования человека раскрывается через разумность и осознанность жизни. Если че­ловек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно оп­ределяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию.

Смысл жизни можно рассматривать в трех временных из­мерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализа­ция); будущее (проспекция).

Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются на­личие демократических свобод, гуманных целей и соответст­вующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.

Концепции смысла жизни

Наименование концепции Ее сущность
Аскетизм (от гр. askeo — уп­ражняюсь) Жизнь — это отречение от ми­ра, умерщвление плоти ради искупления грехов
Гедонизм (от гр. hedone — на­слаждение) Жить — значит наслаждаться
Прагматизм (от гр. pragma — дело, действие) Цель жизни оправдывает лю­бые средства ее достижения
Утилитаризм (от гр. utilitas — польза) Жить — значит из всего из­влекать пользу
Эвдемонизм (от гр. eudaimo-nia — блаженство, счастье) Жизнь — стремление к счастью как подлинному на­значению человека
Этика долга Жизнь — это самопожертво­вание, альтруизм во имя слу­жения идеалу

Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориен­тируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.

Другими словами, смысл жизни человека — в самореали­зации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.

Проблема смысла жизни человека

Объективная сторона Субъективная сторона
Каждый человек — биоло­гическое существо. В этой сущности он является но­сителем жизни и должен стремиться к ее сохране­нию и воспроизведению. Жизнь как биологическое явление изначально це­лесообразна, и смысл жиз­ни, следовательно, коре­нится в самой жизни Человек осознает принадлеж­ность к конкретно-историческо­му типу общества, стремление наполнить биологическое су­ществование социально значи­мым содержанием. Смысловое оправдание своей деятельности человек ищет в разных направ­лениях: в творчестве, познании, выполнении долга? творении добра и др.

 

Ценности

Ценности - значимость явлений и предметов для человека. Основной ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и их влияние на развитие человека. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте и не относится к предмету самому по себе. Духовные ценности - это своеобразный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который возрастает. Речь, прежде всего, идет о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека, в других системах ценностей. Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. Гедонизм, аскетизм, утилитаризм (польза - цель жизни).

 

Духовный мир человека

Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных цен­ностей.

Структура духовного мира человека

• Познание — потребность в знаниях о себе, об окружаю­щем миро, о смысле и назначении своей жизни формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способ­ностей, прежде всего способность получать новую информа­цию на основе той, которая у человека уже имеется.

• Эмоции — субъективные переживания по поводу ситу­аций и явлений действительности (удивление, радость, стра­дание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

• Чувства — эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предмет­ный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; ин­теллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

• Мировоззрение — система взглядов, понятий и пред­ставлений об окружающем мире. Оно обусловливает направ­ленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно неза­висимых от текущей ситуации.

Структура мировоззрения: знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.

Можно выделить следующие особенности мировоззрения:

1.Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживае­мыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.

2.В мировоззрении могут проявляться догматизм, скеп­тицизм, разумный критицизм.

3.Мировоззрение всегда связано с убеждением — устой­чивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлени­ем воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Пути формирования мировоззрения — стихийный (на ос­нове обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов). Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем вы­ражается мироощущение людей. Оно может быть опти­мистическим или пессиместическим.

С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения:

— обыденное (или житейское) — является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

— религиозное — связано с признанием сверхъестествен­ного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религи­озные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);

— научное — теоретическое осмысление результатов на­учной деятельности людей, обобщенных итогов человеческо­го познания.

Менталитет (позднелат. mentalis — умственный) — это совокупность всех итогов познания, оценка их на осно­ве предшествующей культуры и практической деятельнос­ти, национального сознания, личного жизненного опыта.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.