Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-11-19 | 180 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Методика обучения и воспитания в дошкольном образовании
Основные подходы к возрастной периодизации. Психологические школы о развитии (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Неравномерность психического развития. Понятие о кризисе развития и основные кризисы жизни в детском возрасте. Характеристика периодизации Д.Б. Эльконина: основные понятия, принципы построения, возрастные эпохи, стадии, периоды.
Роль биологических и социальных факторов в развитии ребёнка. Основные биологические и социальные факторы развития личности в период детства. Наследственность как предпосылка психического развития. Роль среды как социального фактора в развитии ребенка. Идеи о единстве биологического и социального в развитии ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение. Роль деятельности в развитии личности: развивающее значение различных видов деятельности, преодоление трудностей и успешность в деятельности.
Дошкольное образование на современном этапе. Содержание дошкольного образования и формы его организации. ФГОС ДО как совокупность требований к дошкольному образованию. Основные принципы, цели и задачи дошкольного образования, обозначение в ФГОС ДО. Основная образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Содержание дошкольного образования (краткая характеристика пяти образовательных областей). Видовое разнообразие образовательных программ для детей дошкольного возраста. Характеристика новых форм организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста: семейный детский сад; группы кратковременного пребывания, консультативный центр и другие формы).
|
Целостный педагогический процесс в дошкольной образовательной организации: своеобразие, структура. Понятие «педагогический процесс». Нормативные документы, являющиеся основанием для планирования и реализации педагогического процесса в ДОО. Суть педагогического процесса как создание условий для развития и воспитания детей. Цель и задачи целостного образовательного процесса ДОО. Функции образовательного процесса ДОО (стимулирующая, регулирующая, коррекционная, психотерапевтическая). Принципы организации целостного педагогического процесса в ДОО (целостности, гуманизации, индивидуализации, демократизации, педагогической рефлексии и др.).
Характеристика социальной ситуации развития детей дошкольного возраста. Понятие «социальная ситуация развития» по Л.С. Выготскому и её значение для возрастного развития личности. Социальная ситуация развития как система взаимодействий ребенка с окружающими его людьми (семьей, сверстниками, другими взрослыми). Особенности социальной ситуации развития в период дошкольного детства: противоречие между его потребностями и нормами, которые входят в его жизнь (от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил). Кризисы 3-х и 7-ми лет. Взаимосвязь социальной ситуации развития ребенка с микро- и макросредой.
Методы воспитания: понятие и классификация. Метод воспитания как система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Классификация методов воспитания: методы формирования сознания, формирования поведения, формирования чувств; методы организации и самоорганизации детского коллектива, взаимодействия, повседневного общения, педагогического воздействия и др. Выбор метода воспитания в зависимости от цели и задач воспитания, содержания воспитания, возрастных и личностных особенностей воспитанников, а также уровня педагогической квалификации воспитателя.
|
Специфика организации образовательной деятельности в ДОО. Понятие «образовательная деятельность». Формы организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса по СанПиН 2.4.1.3049-13 (пункт XI). Специфика выбора и применения общедидактических методов обучения в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
Проектирование возрастосообразного педагогического процесса в ДОО. Возрастосообразность как педагогический принцип, находящийся во взаимосвязи с принципами природосообразность и культуросообразность. Возрастной классификация дошкольного детства: младенчество: от рождения до одного года жизни, раннее детство: от одного года жизни до трех лет, младший и средний дошкольный возраст: от трех до четырех-пяти лет, старший дошкольный возраст: от четырех-пяти до шести-семи лет. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения; и воспитания. Проектирование содержания образовательных программ для детей дошкольного возраста на основе возрастно-нормативной модели психологического развития.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. Развивающая предметно-пространственная среда как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника. Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии творческого потенциала дошкольников, поддержки инициативы и самостоятельности детей.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОО согласно концепции Петровского В.А. и Новоселовой С.Л. (дистанции, активности, зонирования, моделирования и др.). Требования ФГОС ДО к организации предметно-развивающей среды ДОО (психологические, эргономические, педагогические, эстетические). Создание комфортной социально-бытовой среды в ДОО. Эстетическая и педагогическая целесообразность содержания развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах ДОО.
Современные формы организации образовательной деятельности в ДОО. Понятие «образовательная деятельность». Формы организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Характеристика образовательной деятельности в ДОО: в режимных моментах, в организованной образовательной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей. Основные компоненты непрерывной образовательной деятельности. Требования к организации непрерывной образовательной деятельности: гигиенические, дидактические, организационные.
|
Характеристика игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. Определений понятий «игра», «игровая деятельность». Понятие ведущей деятельности. Функции игровой деятельности. Социальный характер детской игры. Игра как средство воспитания, как метод обучения и как форма организации жизнедеятельности детей. Современные проблемы развития игровой деятельности детей.
Классификация детских игр. Своеобразие каждого вида игры. Определение понятия «игра». Игра как деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Функции игры как вида детской деятельности. Классификация детских игр. Краткая характеристика основных видов игр: режиссерской, сюжетно-ролевой, театрализованной, подвижной, дидактической игры (структура игры, особенности протекания, видовое разнообразие, результат игры).
Психолого-педагогическая характеристика предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Характеристика предметных действий. Признаки предметного действия. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами. Способы употребления предметов-орудий. Техника предметных действий и ее усвоение детьми раннего и дошкольного возраста. Трудности овладения предметными действиями для детей раннего возраста.
Формы, методы и средства воспитания детей раннего возраста. Характеристика ведущих потребностей ребенка раннего возраста, средства их удовлетворения. Цель воспитания и образования детей раннего возраста. Характеристика и развитие основных видов деятельности ребенка раннего возраста по ФГОС ДО. Педагогические правила организации в оспитательной работы с детьми раннего возраста. Учет возрастных возможностей детей раннего возраста при подборе форм, методов и средств воспитания и обучения. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.
|
Сенсорное развитие детей: задачи, условия, методика работы. Сенсорное развитие как основа дальнейшего умственного воспитания детей. Основные задачи сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста. Разновидности используемых дидактических игрушек и материалов, их многофункциональность. Процесс освоения сенсорных эталонов ребенком. Условия для сенсорного развития детей. Особенности организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей с дидактическими игрушками. Развивающий потенциал разных видов деятельности и их влияние на формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов. Методика сенсорного развития.
Планирование педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Понятие о планировании в педагогике и образовании. Принципы и этапы планирования педагогического процесса. Виды планов в дошкольной образовательной организации: стратегический, перспективный (годовой тематический), текущий. Линии планирования содержания образовательной программы для детей дошкольного возраста. Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС ДО. Проект как форма планирования. Этапы развития образовательного проекта. Цель проектной деятельности и формы организации совместной деятельности детей. Привлечение родителей к реализации образовательных проектов для детей дошкольного возраста.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Понятие «деятельность». Виды детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность: сущность понятия, структурные компоненты, содержание и формы организации в ДОО. Возрастные особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Компетентности, формирующиеся у детей в ходе познавательно-исследовательской деятельности. Характеристика основных средств, методов и приёмов развития познавательной деятельности дошкольников.
Организация общения детей дошкольного возраста: условия и методы развития коммуникативной деятельности детей. Задачи социально-коммуникативного развития детей по ФГОС ДО. Характерные особенности коммуникативной деятельности дошкольников. Взаимосвязь развития речи и эффективность коммуникаций ребенка. Познавательные, деловые, личностные мотивы общения ребёнка и взрослого. Методы (наглядные, словесные, практические), побуждающие детей к общению с различными субъектами деятельности. Среда как условие коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
|
Организация совместной деятельности детей дошкольного возраста. Понятие «совместная деятельность». Отличие совместной деятельности от деятельности «рядом, но не вместе». Компоненты совместной деятельности: общие цели, мотивы, действия и результаты. Варианты мотивации, которые лежат в основе совместной партнерской деятельности: личная заинтересованность ребенка в деятельности, интерес к личности сверстника, общение и стремление к совместным действиям, и игровая мотивация. Влияние совместной деятельности детей на их взаимоотношения.
Развитие творчества и воображения детей дошкольного возраста. Основные направления развития воображения дошкольника. Развитие воссоздающего, творческого, непроизвольного, произвольного воображения. Зависимость воображения от опыта ребенка. Развитие функций воображения (гностическая, планирующая, защитная). Условия, пути и средства развития воображения. Обогащение опыта, создание предметной среды, создание проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения. Проблема социализации креативных детей. Условия и методы развития креативности в образовательном процессе ДОО.
Виды и формы организации детского труда в дошкольной организации и семье. Отличительные особенности детского и взрослого труда. Направления трудового воспитания в дошкольном образовании. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых и организация относительно самостоятельной трудовой деятельности дошкольников. Виды труда дошкольника, их специфика, значение и возможности включения детей разных возрастных групп. Формы организации труда дошкольников. Структура трудовой деятельности ребенка. Требования к организации детского труда: систематичность, посильность рабочей нагрузки, правильный подбор оборудования для труда, учет интересов и склонностей детей, единый подход со стороны детского сада и семьи.
Мониторинг развития ребенка в образовательном процессе ДОО. Понятие «мониторинг». Виды мониторинга. Основные принципы организации мониторинга. Организация системы мониторинга в ДОО: предмет и объект мониторинга (качество результатов деятельности ДОО, качество педагогического процесса, качество условий деятельности ДОО), организация мониторинга в ДОО. Этапы проведения мониторинга. Методы исследования, используемые в ходе проведения мониторинга. Отличие диагностики от мониторинга.
Характеристика примерной образовательной программы дошкольного образования. Стандартизация дошкольного образования в РФ. Дошкольное образование как уровень общего образования. Требования ФГОС ДО к структурным компонентам основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования: содержание целевого раздела ООП ДО: пояснительная записка и планируемые результаты освоения ООП ДО. Требования к обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО. Структура и содержание содержательного раздела ООП ДО. Организация инклюзивного образования в ДОО. Структура и содержание организационного раздела ООП ДО. Требования ФГОС ДО к дополнительному разделу ООП ДО.
Организация методической работы с педагогами в ДОО. Генезис методической работы в историко-педагогическом процессе. Функции, основные направления деятельности и нормативно-правовые основания методической работы в ДОО. Управление методической работой в ДОО. Информационно-аналитическая функция методической деятельности. Планирование и анализ образовательной деятельности в ДОО. Организация процесса методической работы. Формы методической работы в ДОО. Контроль и оценка результатов в образовательном процессе ДОО. Регулирование и коррекция процессов в методической деятельности. Стиль и методы работы с педагогическими кадрами
Понятие и структура готовности ребенка к обучению в школе. Сущность понятия «готовность к обучению в школе» с точки зрения разных авторов. Основные компоненты структуры готовности ребенка к школе (интеллектуальная, мотивационная, психологическая, социальная, физическая готовность к школе) и их характеристика. Причины неподготовленности детей к обучению в школе. Основные направления работы в ДОО по подготовке детей к обучению в школе.
Образовательные программы дошкольного образования: понятие, виды, отличительные особенности. Образовательные программы общего образования, требования к реализации основных образовательных программ на основании Закона «Об образовании в РФ». Понятие об основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования (понятийныйаппарат; ФЗ «Об образовании» в РФ № 273, ГЛ 1, ст. 2). Вариативность дошкольного образования и разнообразие образовательных программ дошкольного образования. Направленность программ. Разделы ООП ДО: целевой, содержательный, организационный, структура разделов. Характеристика одной из образовательных программ для дошкольников по выбору студентов («От рождения до школы», «Детство», «Детский сад – дом радости», «Мир открытий», «ОткрытиЯ» и др.).
Преемственность в воспитании детей в детском саду и школе. Характеристика принципа преемственности в образовании. Нормативно-правовые основания преемственности в образовании. Задачи и содержание взаимодействия детского сада и школы по реализации принципа преемственности. Адаптация первоклассника в школе. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в непрерывном образовании периода детства. Современные подходы к решению проблемы преемственности ООП дошкольного и начального общего образования.
Общая характеристика профессиональной деятельности воспитателя в ДОО. Специфика педагогической деятельности педагога дошкольного образования. Основополагающие принципы деятельности педагога дошкольного образования. Профессиональные функции педагога дошкольного образования: воспитательная, образовательная, развивающая. Характеристика требований к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
Взаимодействие педагога дошкольного образования с родителями: содержание, направления, формы. Понятие «взаимодействие», виды взаимодействия. Сотрудничество как одна из эффективных форм взаимодействия. Цели, содержание и основные направления взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в соответствии с ФГОС ДО. Принципы взаимодействия с родителями. Формы организации взаимодействия: традиционные и нетрадиционные. Общая характеристика традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия (по 2-3 формы из каждой группы на выбор). Показатели эффективного взаимодействия.
Воспитание у дошкольников культуры поведения, общения и деятельности. Понятие «культура поведения» и составляющие её компоненты: бытовая культура, культура общения, поведенческая культура, культура деятельности. Задачи и содержание воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста. Особенности воспитания бытовой культуры в дошкольном возрасте (формирование гигиенической культуры ребенка, обучение соблюдению правил здорового образа жизни, культуры обращения с предметами быта, игрушками, личными и общественными вещами). Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей. Обучение правилам культуры общения. Условия воспитания этикетного поведения у детей дошкольного возраста. Начала воспитания культуры деятельности в дошкольном возрасте. Обучение детей следованию элементарным правилам организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности, пользования инструментов и материалов.
Теории и технологии развития изобразительного творчества
детей дошкольного возраста
Теории и технологии развития музыкально-художественного творчества детей дошкольного возраста
Характеристика форм организации детской изобразительной деятельности. Виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Их специфика и взаимосвязь.
Подходы к организации детской изобразительной деятельности в отечественных и зарубежных научных школах. Взаимосвязь обучения и творчества в художественном развитии дошкольников. Задачи развития дошкольников в изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО. Организация занятий по изодеятельности детей. Цели, задачи, тематика занятий по изодеятельности в ДОО. Виды теоретических занятий: беседы, анализ произведений искусства, занятия связанные с усвоением знаний о предмете изображения. Интеграция образовательных областей в организации занятий по изобразительного творчества. Занятия по развитию речи, по ознакомлению с окружающей природой, по математике и др. как подготовительного этапа для занятий изобразительной деятельностью. Виды практических занятий, различающиеся по целям: занятия связанные с освоением техники изображения, материалов и инструментов; занятия связанные с освоением выразительных средств языка изобразительного искусства; занятия связанные с поиском и созданием образа. Виды практических занятий по материалам: рисунок, лепка, аппликация, моделирование.
Учет возрастных особенностей в организации занятий по изодеятельности, способы активизации творческого процесса. Особенности и возможности различных форм занятий: занятие-игра, занятие-образ, занятие-импровизация. Варианты анализа детских работ, оценка, организация выставок. Формы организации самостоятельной детской изобразительной деятельности. Коллективные формы детской изобразительной деятельности, их значение для развития дошкольников. Возможности музейной педагогики в художественном развитии дошкольников.
Методическое руководство по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Понятие «творческие способности», «художественное творчество». Своеобразие детского художественного творчества. Роль воображения в художественном творчестве детей. Педагогические условия совершенствования творческого воображения дошкольников в художественной деятельности.
Этапы творческого процесса. Специфика методов и приемов развития художественного творчества дошкольников. Своеобразие методики развития изобразительного творчества в раннем детстве. «Границы творчества» в изобразительной деятельности дошкольников (творческие задания, самостоятельное творчество). Тематика детских работ.Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию у детей художественного творчества. Подходы к развитию художественного творчества дошкольников в отечественных и зарубежных научных школах. Современные технологии развития детского художественного творчества.
Произведения искусства (живопись, графика, скульптура, фотоискусство, архитектура, дизайн, ДПИ) как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности. Синтез искусств как фактор активизации детского художественного творчества. Организация творческих занятий по освоению ребенком изобразительных возможностей языка искусства: открытие выразительных возможностей цвета, линий, пятна, штриховки, ритма, масштаба. Развитие ассоциативности восприятия детей.
Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Планирование работы по изобразительной деятельности в детском саду с учетом преемственности в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учет работы по изобразительной деятельности — необходимое условие сознательного планирования. Диагностика художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Педагогическая готовность к руководству процессом художественного развития детей дошкольного возраста.
Художественно-педагогическое проектирование в русле личностно-ориентированного подхода. Структура и смысл понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическая технология». Этапы педагогического проектирования учебных процессов и ситуаций. Структура учебной ситуации на занятиях по изобразительной деятельности с дошкольниками. Цели, задачи, тематика занятий, формулировка художественно-изобразительной задачи занятия. Художественно-педагогическая интеграция. Цели, виды, формы. Анализ программ по изобразительной деятельности для детских образовательных учреждений.
Методическое руководство по формированию у дошкольников представлений о средствах выразительности изобразительного искусства. Специфика методов и приемов формирования у дошкольников представлений о выразительных и изобразительных возможностях художественных средств в процессе восприятия произведений различных видов пластических искусств (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Методы наглядно-практического обучения: показ способов действий, использование натуры, образца, моделей и схем в практической деятельности детей. Методика выполнения заданий дошкольниками с использованием наглядно-практических методов обучения. Словесные методы обучения дошкольников изобразительной деятельности.
Особенности применения дошкольниками рисунка, цвета, композиции как средств выразительности изобразительного искусства. Анализ детских работ как словесно-наглядный метод обучения дошкольников изобразительной деятельности. Обучение детей анализу работ по изобразительной деятельности. Формы организации анализа детских работ. Игровые приемы обучения детей изобразительной деятельности. Характеристика методов и приемов формирования у детей представлений о средствах выразительности в современных методиках художественного образования дошкольников.
Методы развития предпосылок восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Значение искусства для эстетического и художественного развития детей дошкольного возраста. Специфика отражения действительности в разных видах пластического искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Эстетическое восприятие детьми произведений искусства, формирование эстетического отношения к ним. Эстетические чувства и оценки, особенности становления их у детей. Пути формирования эстетических чувств и оценок у детей дошкольного возраста.
Специфика восприятия произведений изобразительного искусства в зависимости от возраста ребенка по данным современной науки. Последовательность освоения ребенком изобразительных возможностей языка искусства: выразительных возможностей цвета, линий, пятна, штриховки, ритма, масштаба. Формы и методы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями искусства.
Методы и формы ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством. Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства, его особенности. Специфика образной структуры. Виды ДПИ. Место ДПИ в структуре предметного творчества. Составляющие художественного образа произведения ДПИ. Разница между иллюзорностью и декоративностью. Функция, форма, образ в декоративно-прикладном искусстве. Виды ДПИ по функциональному назначению, по материалу. Декоративное оформление предметов быта. Народность ДПИ, составные части традиции. Народные промыслы (история, центры, технология), методика ознакомления дошкольников с ними на основе декоративно-прикладного рисования. Организация декоративно-прикладной деятельности в детских дошкольных учреждениях.
Методы и формы ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства (графика). Художники-иллюстраторы детской книги. Особенности восприятия дошкольниками иллюстраций. Графика как основной способ иллюстраций. Виды графики по применению, по материалам. Характерные особенности рисунка и печатной графики. Выразительные и изобразительные средства графики. Линия, штрих, пятно – выразительные средства графики. Знаковые функции линии, Значение линии как выразительного средства (взгляды различных исследователей), значение штриха в выявлении свето-тоновых отношений. Пятно – использование максимального светлого контраста. Изобразительные и выразительные свойства линии в детском рисунке. Цвет в детском графическом изображении. Методическое руководство работы с дошкольниками по иллюстрации в творческих заданиях.
Методы и формы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства (живопись). Живопись: виды живописи (станковая, монументальная, декоративная). Жанры станковой живописи. Материалы живописи. Выразительные средства живописи. Цвет основное выразительное средство живописи. Физическая природа цвета. Уровни цветовосприятия: физиологический, психологический, социальный. Особенности восприятия детьми различных жанров живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетно-тематические картины. Методика ознакомления дошкольников с разными жанрами живописи.
Методы и формы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства (скульптура, архитектура). Скульптура: виды по материалам, по применению, жанры. Архитектура, организация пространства. Выразительные средства скульптуры. Передача ощущений и эмоций средствами пластики. Упражнения на передачу ощущений и эмоций средствами пластики. Соотношение пространства и объема в композициях. Композиционное значение соотношения пространства и объема. Особенности понимания дошкольниками скульптуры и методика ознакомления с нею. Архитектура – вид изобразительного искусства. Тройственная природа архитектуры (польза, прочность, красота). Особенности изобразительного языка архитектуры. Пространство в архитектурной композиции. Возможности ознакомления дошкольников с архитектурой.
Структура музыкальности и ее характеристика у детей дошкольного возраста. Понятие «музыкальные способности». Ведущая роль эмоциональной отзывчивости в структуре музыкальных способностей. Характеристика компонентов музыкальных способностей: музыкальная память, звуковысотный слух, способность к различению музыкального метро-ритма, слух гармонический, ладовый, тембровый, динамический – иными словами, музыкальный слух как способность к слуховой дифференциации музыкальной ткани. Особенности проявления музыкальных способностей в дошкольном возрасте.
Музыкальная одаренность в дошкольном возрасте. Музыкально-исполнительские дарования, связанные с природными задатками. Индивидуально-дифференцированный подход к развитию музыкальных способностей. Важность поддержки одаренного ребенка в семье, признания ценности музыкально-творческих проявлений ребенка значимыми взрослыми (педагогами и родителями). Организация просветительской работы с родителями по развитию музыкальных способностей у дошкольников.
Занятие как основная форма музыкального развития детей: характеристика и требования к организации. Реализация основных задач музыкального воспитания в содержании занятия; соответствие возможностям детей данной возрастной группы цели, содержания занятия и воспитательных задач. Вид занятия (фронтальное, индивидуальное, по подгруппам); тип занятия (типовое, доминантное, тематическое, комплексное). Структура занятия: соотношение видов музыкальной деятельности, их чередование и взаимосвязь. Вариативность заданий на занятиях: упражнения на развитие музыкальных навыков, музыкально-дидактические игры, исполнение и слушание произведений, творческие задания и игры. Характеристика методов, используемых на занятии (наглядного, наглядно-зрительного, словесного, практического): их эффективность, соответствие поставленным целям и задачам. Характеристика музыкального репертуара: выполнение требований художественности, качественности исполнения (аудиозаписи), яркости музыкальных образов, доступности детскому восприятию, соответствия виду деятельности, слушательским и исполнительским возможностям детей. Подготовка к занятию: наглядные пособия, материалы, музыкальные инструменты и игрушки, использование ТСО. Эмоциональная драматургия занятия: начало, завершение, выстраивание эмоциональных кульминаций, разрядок, сбалансированность физических, умственных, эмоциональных нагрузок у детей.
Характеристика форм организации музыкальной деятельности детей в повседневной жизни детского учреждения. Задачи личностного развития детей при организации их музыкальной деятельности в повседневной жизни детского учреждения в контексте ФГОС. Значение участия родителей в этом процессе.
Особенности организации утренней гимнастики с музыкальным сопровождением с детьми разных возрастных групп. Характеристика организации структурных компонентов занятия по физической культуре, сопровождающихся музыкальными фрагментами.
Тематика музыкальных праздников и развлечений, организованных с детьми дошкольного возраста. Требования к организации музыкальных праздников и развлечений с детьми разных возрастных групп. Возможности праздников в музыкально-творческом развитии детей. Организация взаимодействия педагогов, детей и родителей в процессе подготовки и проведения музыкальных праздников в ДОО.
Роль предметно-развивающей среды в развитии самостоятельной детской музыкальной деятельности. Организация музыкальных центров и студий в детском образовательном учреждении. Коллективные формы детского творческого музицирования, их значение для развития дошкольников: развитие музыкальных способностей, обогащение эмоциональной сферы, освоение детьми способов позитивного взаимодействия с окружающими.
Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей. Распределение функций по реализации задач музыкального воспитания между заведующим, старшим воспитателем, музыкальным руководителем и воспитателем.
Обязанности музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании детей. Обязанности руководителей ДОО (заведующего и старшего воспитателя): планирование, организация, координация, контроль воспитательного процесса.
Планирование воспитательного процесса: задачи, основные этапы музыкального воспитания, требования к уровню подготовки детей, содержание программ, музыкальный репертуар, формы и методы организации детской музыкальной деятельности. Организация: ориентация в передовых достижениях науки и практики, обеспечение современным оснащением занятий (ТСО, музыкальные инструменты, дидактические игры, костюмы и т.д.), оборудование зала и музыкальных уголков, организация повышения квалификации педагогов-музыкантов и воспитателей, открытых занятий, выступлений педагогов на педсоветах для обмена опытом.
Контроль и своевременная координация воспитательного процесса, оказание методической помощи педагогам, владение мониторингом. Контроль фронтальный (оценка работы по музыкальному воспитанию в различных организационных формах – на занятиях, в быту, на праздниках) и тематический (проверка отдельных разделов работы, внедрение новых форм и методов музыкального воспитания).
Музыкальное воспитание в семье. Целевые ориентиры для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях семьи: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, определенных музыкальных предпочтений, интереса к музыке, обогащение музыкального опыта, багажа музыкальных впечатлений в различных видах музыкальной деятельности, первоначальных знаний о музыке, ее выразительных средствах.
Роль предметно-пространственной среды в семье в музыкальном развитии детей. Требования к подбору музыкальных игрушек, детской музыкальной литературы, музыкальных иллюстраций, музыкальных инструментов и др.
Методическое руководство родителям по организации в семье различных видов музыкальной деятельности и творческого музицирования детей. Значимость отбора музыкальных произведений, с которыми соприкасается ребенок, с точки зрения их художественной ценности и положительного влияния на психику. Важность постепенного внедрения в жизнь ребенка форм внимательного, серьезного общения с музыкой: в рамках посещения детской филармонии, музыкального театра, знакомства детей с детскими музыкально-литературными композициями. Роль движения в усвоении детьми музыкальных закономерностей. Приемы организации в семье музыкально-ритмического игрового самовыражения ребенка. Музыкальные дидактические игры и пособия по обучению детей пению и игре на инструментах в современных программах и методиках для дошкольников. Требования к подбору детских музыкальных инструментов и звучащих игрушек. Приемы организации с детьми темброво-шумовых импровизаций и интонационно-ритмических игр.
Методическое руководство по развитию музыкального восприятия детей в процессе слушания музыки. Слушание музыки как продуктивный творческ
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!