Основные темы, вынесенные на государственный экзамен — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные темы, вынесенные на государственный экзамен

2019-11-19 180
Основные темы, вынесенные на государственный экзамен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика обучения и воспитания в дошкольном образовании

Основные подходы к возрастной периодизации. Психологические школы о развитии (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Неравномерность психического развития. Понятие о кризисе развития и основные кризисы жизни в детском возрасте. Характеристика периодизации Д.Б. Эльконина: основные понятия, принципы построения, возрастные эпохи, стадии, периоды.

Роль биологических и социальных факторов в развитии ребёнка. Основные биологические и социальные факторы развития личности в период детства. Наследственность как предпосылка психического развития. Роль среды как социального фактора в развитии ребенка. Идеи о единстве биологического и социального в развитии ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение. Роль деятельности в развитии личности: развивающее значение различных видов деятельности, преодоление трудностей и успешность в деятельности.

Дошкольное образование на современном этапе. Содержание дошкольного образования и формы его организации. ФГОС ДО как совокупность требований к дошкольному образованию. Основные принципы, цели и задачи дошкольного образования, обозначение в ФГОС ДО. Основная образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Содержание дошкольного образования (краткая характеристика пяти образовательных областей). Видовое разнообразие образовательных программ для детей дошкольного возраста. Характеристика новых форм организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста: семейный детский сад; группы кратковременного пребывания, консультативный центр и другие формы).

Целостный педагогический процесс в дошкольной образовательной организации: своеобразие, структура. Понятие «педагогический процесс». Нормативные документы, являющиеся основанием для планирования и реализации педагогического процесса в ДОО. Суть педагогического процесса как создание условий для развития и воспитания детей. Цель и задачи целостного образовательного процесса ДОО. Функции образовательного процесса ДОО (стимулирующая, регулирующая, коррекционная, психотерапевтическая). Принципы организации целостного педагогического процесса в ДОО (целостности, гуманизации, индивидуализации, демократизации, педагогической рефлексии и др.).

Характеристика социальной ситуации развития детей дошкольного возраста. Понятие «социальная ситуация развития» по Л.С. Выготскому и её значение для возрастного развития личности. Социальная ситуация развития как система взаимодействий ребенка с окружающими его людьми (семьей, сверстниками, другими взрослыми). Особенности социальной ситуации развития в период дошкольного детства: противоречие между его потребностями и нормами, которые входят в его жизнь (от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил). Кризисы 3-х и 7-ми лет. Взаимосвязь социальной ситуации развития ребенка с микро- и макросредой.

Методы воспитания: понятие и классификация. Метод воспитания как система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Классификация методов воспитания: методы формирования сознания, формирования поведения, формирования чувств; методы организации и самоорганизации детского коллектива, взаимодействия, повседневного общения, педагогического воздействия и др. Выбор метода воспитания в зависимости от цели и задач воспитания, содержания воспитания, возрастных и личностных особенностей воспитанников, а также уровня педагогической квалификации воспитателя.

Специфика организации образовательной деятельности в ДОО. Понятие «образовательная деятельность». Формы организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса по СанПиН 2.4.1.3049-13 (пункт XI). Специфика выбора и применения общедидактических методов обучения в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.

Проектирование возрастосообразного педагогического процесса в ДОО. Возрастосообразность как педагогический принцип, находящийся во взаимосвязи с принципами природосообразность и культуросообразность. Возрастной классификация дошкольного детства: младенчество: от рождения до одного года жизни, раннее детство: от одного года жизни до трех лет, младший и средний дошкольный возраст: от трех до четырех-пяти лет, старший дошкольный возраст: от четырех-пяти до шести-семи лет. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения; и воспитания. Проектирование содержания образовательных программ для детей дошкольного возраста на основе возрастно-нормативной модели психологического развития.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. Развивающая предметно-пространственная среда как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника. Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии творческого потенциала дошкольников, поддержки инициативы и самостоятельности детей.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОО согласно концепции Петровского В.А. и Новоселовой С.Л. (дистанции, активности, зонирования, моделирования и др.). Требования ФГОС ДО к организации предметно-развивающей среды ДОО (психологические, эргономические, педагогические, эстетические). Создание комфортной социально-бытовой среды в ДОО. Эстетическая и педагогическая целесообразность содержания развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах ДОО.

Современные формы организации образовательной деятельности в ДОО. Понятие «образовательная деятельность». Формы организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Характеристика образовательной деятельности в ДОО: в режимных моментах, в организованной образовательной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей. Основные компоненты непрерывной образовательной деятельности. Требования к организации непрерывной образовательной деятельности: гигиенические, дидактические, организационные.

Характеристика игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. Определений понятий «игра», «игровая деятельность». Понятие ведущей деятельности. Функции игровой деятельности. Социальный характер детской игры. Игра как средство воспитания, как метод обучения и как форма организации жизнедеятельности детей. Современные проблемы развития игровой деятельности детей.

Классификация детских игр. Своеобразие каждого вида игры. Определение понятия «игра». Игра как деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Функции игры как вида детской деятельности. Классификация детских игр. Краткая характеристика основных видов игр: режиссерской, сюжетно-ролевой, театрализованной, подвижной, дидактической игры (структура игры, особенности протекания, видовое разнообразие, результат игры).

Психолого-педагогическая характеристика предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Характеристика предметных действий. Признаки предметного действия. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами. Способы употребления предметов-орудий. Техника предметных действий и ее усвоение детьми раннего и дошкольного возраста. Трудности овладения предметными действиями для детей раннего возраста.

Формы, методы и средства воспитания детей раннего возраста. Характеристика ведущих потребностей ребенка раннего возраста, средства их удовлетворения. Цель воспитания и образования детей раннего возраста. Характеристика и развитие основных видов деятельности ребенка раннего возраста по ФГОС ДО. Педагогические правила организации в оспитательной работы с детьми раннего возраста. Учет возрастных возможностей детей раннего возраста при подборе форм, методов и средств воспитания и обучения. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

Сенсорное развитие детей: задачи, условия, методика работы. Сенсорное развитие как основа дальнейшего умственного воспитания детей. Основные задачи сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста. Разновидности используемых дидактических игрушек и материалов, их многофункциональность. Процесс освоения сенсорных эталонов ребенком. Условия для сенсорного развития детей. Особенности организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей с дидактическими игрушками. Развивающий потенциал разных видов деятельности и их влияние на формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов. Методика сенсорного развития.

Планирование педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Понятие о планировании в педагогике и образовании. Принципы и этапы планирования педагогического процесса. Виды планов в дошкольной образовательной организации: стратегический, перспективный (годовой тематический), текущий. Линии планирования содержания образовательной программы для детей дошкольного возраста. Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС ДО. Проект как форма планирования. Этапы развития образовательного проекта. Цель проектной деятельности и формы организации совместной деятельности детей. Привлечение родителей к реализации образовательных проектов для детей дошкольного возраста.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Понятие «деятельность». Виды детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность: сущность понятия, структурные компоненты, содержание и формы организации в ДОО. Возрастные особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Компетентности, формирующиеся у детей в ходе познавательно-исследовательской деятельности. Характеристика основных средств, методов и приёмов развития познавательной деятельности дошкольников.

Организация общения детей дошкольного возраста: условия и методы развития коммуникативной деятельности детей. Задачи социально-коммуникативного развития детей по ФГОС ДО. Характерные особенности коммуникативной деятельности дошкольников. Взаимосвязь развития речи и эффективность коммуникаций ребенка. Познавательные, деловые, личностные мотивы общения ребёнка и взрослого. Методы (наглядные, словесные, практические), побуждающие детей к общению с различными субъектами деятельности. Среда как условие коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Организация совместной деятельности детей дошкольного возраста. Понятие «совместная деятельность». Отличие совместной деятельности от деятельности «рядом, но не вместе». Компоненты совместной деятельности: общие цели, мотивы, действия и результаты. Варианты мотивации, которые лежат в основе совместной партнерской деятельности: личная заинтересованность ребенка в деятельности, интерес к личности сверстника, общение и стремление к совместным действиям, и игровая мотивация. Влияние совместной деятельности детей на их взаимоотношения.

Развитие творчества и воображения детей дошкольного возраста. Основные направления развития воображения дошкольника. Развитие воссоздающего, творческого, непроизвольного, произвольного воображения. Зависимость воображения от опыта ребенка. Развитие функций воображения (гностическая, планирующая, защитная). Условия, пути и средства развития воображения. Обогащение опыта, создание предметной среды, создание проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения. Проблема социализации креативных детей. Условия и методы развития креативности в образовательном процессе ДОО.

Виды и формы организации детского труда в дошкольной организации и семье. Отличительные особенности детского и взрослого труда. Направления трудового воспитания в дошкольном образовании. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых и организация относительно самостоятельной трудовой деятельности дошкольников. Виды труда дошкольника, их специфика, значение и возможности включения детей разных возрастных групп. Формы организации труда дошкольников. Структура трудовой деятельности ребенка. Требования к организации детского труда: систематичность, посильность рабочей нагрузки, правильный подбор оборудования для труда, учет интересов и склонностей детей, единый подход со стороны детского сада и семьи.

Мониторинг развития ребенка в образовательном процессе ДОО. Понятие «мониторинг». Виды мониторинга. Основные принципы организации мониторинга. Организация системы мониторинга в ДОО: предмет и объект мониторинга (качество результатов деятельности ДОО, качество педагогического процесса, качество условий деятельности ДОО), организация мониторинга в ДОО. Этапы проведения мониторинга. Методы исследования, используемые в ходе проведения мониторинга. Отличие диагностики от мониторинга.

Характеристика примерной образовательной программы дошкольного образования. Стандартизация дошкольного образования в РФ. Дошкольное образование как уровень общего образования. Требования ФГОС ДО к структурным компонентам основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования: содержание целевого раздела ООП ДО: пояснительная записка и планируемые результаты освоения ООП ДО. Требования к обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО. Структура и содержание содержательного раздела ООП ДО. Организация инклюзивного образования в ДОО. Структура и содержание организационного раздела ООП ДО. Требования ФГОС ДО к дополнительному разделу ООП ДО.

Организация методической работы с педагогами в ДОО. Генезис методической работы в историко-педагогическом процессе. Функции, основные направления деятельности и нормативно-правовые основания методической работы в ДОО. Управление методической работой в ДОО. Информационно-аналитическая функция методической деятельности. Планирование и анализ образовательной деятельности в ДОО. Организация процесса методической работы. Формы методической работы в ДОО. Контроль и оценка результатов в образовательном процессе ДОО. Регулирование и коррекция процессов в методической деятельности. Стиль и методы работы с педагогическими кадрами

Понятие и структура готовности ребенка к обучению в школе. Сущность понятия «готовность к обучению в школе» с точки зрения разных авторов. Основные компоненты структуры готовности ребенка к школе (интеллектуальная, мотивационная, психологическая, социальная, физическая готовность к школе) и их характеристика. Причины неподготовленности детей к обучению в школе. Основные направления работы в ДОО по подготовке детей к обучению в школе.

Образовательные программы дошкольного образования: понятие, виды, отличительные особенности. Образовательные программы общего образования, требования к реализации основных образовательных программ на основании Закона «Об образовании в РФ». Понятие об основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования (понятийныйаппарат; ФЗ «Об образовании» в РФ № 273, ГЛ 1, ст. 2). Вариативность дошкольного образования и разнообразие образовательных программ дошкольного образования. Направленность программ. Разделы ООП ДО: целевой, содержательный, организационный, структура разделов. Характеристика одной из образовательных программ для дошкольников по выбору студентов («От рождения до школы», «Детство», «Детский сад – дом радости», «Мир открытий», «ОткрытиЯ» и др.).

Преемственность в воспитании детей в детском саду и школе. Характеристика принципа преемственности в образовании. Нормативно-правовые основания преемственности в образовании. Задачи и содержание взаимодействия детского сада и школы по реализации принципа преемственности. Адаптация первоклассника в школе. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в непрерывном образовании периода детства. Современные подходы к решению проблемы преемственности ООП дошкольного и начального общего образования.

Общая характеристика профессиональной деятельности воспитателя в ДОО. Специфика педагогической деятельности педагога дошкольного образования. Основополагающие принципы деятельности педагога дошкольного образования. Профессиональные функции педагога дошкольного образования: воспитательная, образовательная, развивающая. Характеристика требований к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

Взаимодействие педагога дошкольного образования с родителями: содержание, направления, формы. Понятие «взаимодействие», виды взаимодействия. Сотрудничество как одна из эффективных форм взаимодействия. Цели, содержание и основные направления взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в соответствии с ФГОС ДО. Принципы взаимодействия с родителями. Формы организации взаимодействия: традиционные и нетрадиционные. Общая характеристика традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия (по 2-3 формы из каждой группы на выбор). Показатели эффективного взаимодействия.

Воспитание у дошкольников культуры поведения, общения и деятельности. Понятие «культура поведения» и составляющие её компоненты: бытовая культура, культура общения, поведенческая культура, культура деятельности. Задачи и содержание воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста. Особенности воспитания бытовой культуры в дошкольном возрасте (формирование гигиенической культуры ребенка, обучение соблюдению правил здорового образа жизни, культуры обращения с предметами быта, игрушками, личными и общественными вещами). Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей. Обучение правилам культуры общения. Условия воспитания этикетного поведения у детей дошкольного возраста. Начала воспитания культуры деятельности в дошкольном возрасте. Обучение детей следованию элементарным правилам организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности, пользования инструментов и материалов.

 

Теории и технологии развития изобразительного творчества
детей дошкольного возраста

Теории и технологии развития музыкально-художественного творчества детей дошкольного возраста

Характеристика форм организации детской изобразительной деятельности. Виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Их специфика и взаимосвязь.

Подходы к организации детской изобразительной деятельности в отечественных и зарубежных научных школах. Взаимосвязь обучения и творчества в художественном развитии дошкольников. Задачи развития дошкольников в изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО. Организация занятий по изодеятельности детей. Цели, задачи, тематика занятий по изодеятельности в ДОО. Виды теоретических занятий: беседы, анализ произведений искусства, занятия связанные с усвоением знаний о предмете изображения. Интеграция образовательных областей в организации занятий по изобразительного творчества. Занятия по развитию речи, по ознакомлению с окружающей природой, по математике и др. как подготовительного этапа для занятий изобразительной деятельностью. Виды практических занятий, различающиеся по целям: занятия связанные с освоением техники изображения, материалов и инструментов; занятия связанные с освоением выразительных средств языка изобразительного искусства; занятия связанные с поиском и созданием образа. Виды практических занятий по материалам: рисунок, лепка, аппликация, моделирование.

Учет возрастных особенностей в организации занятий по изодеятельности, способы активизации творческого процесса. Особенности и возможности различных форм занятий: занятие-игра, занятие-образ, занятие-импровизация. Варианты анализа детских работ, оценка, организация выставок. Формы организации самостоятельной детской изобразительной деятельности.    Коллективные формы детской изобразительной деятельности, их значение для развития дошкольников. Возможности музейной педагогики в художественном развитии дошкольников.

Методическое руководство по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Понятие «творческие способности», «художественное творчество». Своеобразие детского художественного творчества. Роль воображения в художественном творчестве детей. Педагогические условия совершенствования творческого воображения дошкольников в художественной деятельности.

Этапы творческого процесса. Специфика методов и приемов развития художественного творчества дошкольников. Своеобразие методики развития изобразительного творчества в раннем детстве. «Границы творчества» в изобразительной деятельности дошкольников (творческие задания, самостоятельное творчество). Тематика детских работ.Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию у детей художественного творчества. Подходы к развитию художественного творчества дошкольников в отечественных и зарубежных научных школах. Современные технологии развития детского художественного творчества.

Произведения искусства (живопись, графика, скульптура, фотоискусство, архитектура, дизайн, ДПИ) как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности. Синтез искусств как фактор активизации детского художественного творчества. Организация творческих занятий по освоению ребенком изобразительных возможностей языка искусства: открытие выразительных возможностей цвета, линий, пятна, штриховки, ритма, масштаба. Развитие ассоциативности восприятия детей.

Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Планирование работы по изобразительной деятельности в детском саду с учетом преемственности в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учет работы по изобразительной деятельности — необходимое условие сознательного планирования. Диагностика художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Педагогическая готовность к руководству процессом художественного развития детей дошкольного воз­раста.

Художественно-педагогическое проектирование в русле личностно-ориентированного подхода. Структура и смысл понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическая технология». Этапы педагогического проектирования учебных процессов и ситуаций. Структура учебной ситуации на занятиях по изобразительной деятельности с дошкольниками. Цели, задачи, тематика занятий, формулировка художественно-изобразительной задачи занятия. Художественно-педагогическая интеграция. Цели, виды, формы. Анализ программ по изобразительной деятельности для детских образовательных учреждений.

Методическое руководство по формированию у дошкольников представлений о средствах выразительности изобразительного искусства. Специфика методов и приемов формирования у дошкольников представлений о выразительных и изобразительных возможностях художественных средств в процессе восприятия произведений различных видов пластических искусств (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Методы наглядно-практического обучения: показ способов действий, использование натуры, образца, моделей и схем в практической деятельности детей. Методика выполнения заданий дошкольниками с использованием наглядно-практических методов обучения. Словесные методы обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Особенности применения дошкольниками рисунка, цвета, композиции как средств выразительности изобразительного искусства. Анализ детских работ как словесно-наглядный метод обучения дошкольников изобразительной деятельности. Обучение детей анализу работ по изобразительной деятельности. Формы организации анализа детских работ. Игровые приемы обучения детей изобразительной деятельности. Характеристика методов и приемов формирования у детей представлений о средствах выразительности в современных методиках художественного образования дошкольников.

Методы развития предпосылок восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Значение искусства для эстетического и художественного развития детей дошкольного возраста. Специфика отражения действительности в разных видах пластического искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Эстетическое восприятие детьми произведений искусства, формирование эстетического отношения к ним. Эстетические чувства и оценки, особенности становления их у детей. Пути формирования эстетических чувств и оценок у детей дошкольного возраста.

Специфика восприятия произведений изобразительного искусства в зависимости от возраста ребенка по данным современной науки. Последовательность освоения ребенком изобразительных возможностей языка искусства: выразительных возможностей цвета, линий, пятна, штриховки, ритма, масштаба. Формы и методы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями искусства.

Методы и формы ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством. Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства, его особенности. Специфика образной структуры. Виды ДПИ. Место ДПИ в структуре предметного творчества. Составляющие художественного образа произведения ДПИ. Разница между иллюзорностью и декоративностью. Функция, форма, образ в декоративно-прикладном искусстве. Виды ДПИ по функциональному назначению, по материалу. Декоративное оформление предметов быта. Народность ДПИ, составные части традиции. Народные промыслы (история, центры, технология), методика ознакомления дошкольников с ними на основе декоративно-прикладного рисования. Организация декоративно-прикладной деятельности в детских дошкольных учреждениях.

Методы и формы ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства (графика). Художники-иллюстраторы детской книги. Особенности восприятия дошкольниками иллюстраций. Графика как основной способ иллюстраций. Виды графики по применению, по материалам. Характерные особенности рисунка и печатной графики. Выразительные и изобразительные средства графики. Линия, штрих, пятно – выразительные средства графики. Знаковые функции линии, Значение линии как выразительного средства (взгляды различных исследователей), значение штриха в выявлении свето-тоновых отношений. Пятно – использование максимального светлого контраста. Изобразительные и выразительные свойства линии в детском рисунке. Цвет в детском графическом изображении. Методическое руководство работы с дошкольниками по иллюстрации в творческих заданиях.

Методы и формы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства (живопись). Живопись: виды живописи (станковая, монументальная, декоративная). Жанры станковой живописи. Материалы живописи. Выразительные средства живописи. Цвет основное выразительное средство живописи. Физическая природа цвета. Уровни цветовосприятия: физиологический, психологический, социальный. Особенности восприятия детьми различных жанров живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетно-тематические картины. Методика ознакомления дошкольников с разными жанрами живописи.

Методы и формы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства (скульптура, архитектура). Скульптура: виды по материалам, по применению, жанры. Архитектура, организация пространства. Выразительные средства скульптуры. Передача ощущений и эмоций средствами пластики. Упражнения на передачу ощущений и эмоций средствами пластики. Соотношение пространства и объема в композициях. Композиционное значение соотношения пространства и объема. Особенности понимания дошкольниками скульптуры и методика ознакомления с нею. Архитектура – вид изобразительного искусства. Тройственная природа архитектуры (польза, прочность, красота). Особенности изобразительного языка архитектуры. Пространство в архитектурной композиции. Возможности ознакомления дошкольников с архитектурой.

Структура музыкальности и ее характеристика у детей дошкольного возраста. Понятие «музыкальные способности». Ведущая роль эмоциональной отзывчивости в структуре музыкальных способностей. Характеристика компонентов музыкальных способностей: музыкальная память, звуковысотный слух, способность к различению музыкального метро-ритма, слух гармонический, ладовый, тембровый, динамический – иными словами, музыкальный слух как способность к слуховой дифференциации музыкальной ткани. Особенности проявления музыкальных способностей в дошкольном возрасте.

Музыкальная одаренность в дошкольном возрасте. Музыкально-исполнительские дарования, связанные с природными задатками. Индивидуально-дифференцирован­ный подход к развитию музыкальных способностей. Важность поддержки одаренного ребенка в семье, признания ценности музыкально-творческих проявлений ребенка значимыми взрослыми (педагогами и родителями). Организация просветительской работы с родителями по развитию музыкальных способностей у дошкольников.

Занятие как основная форма музыкального развития детей: характеристика и требования к организации. Реализация основных задач музыкального воспитания в содержании занятия; соответствие возможностям детей данной возрастной группы цели, содержания занятия и воспитательных задач. Вид занятия (фронтальное, индивидуальное, по подгруппам); тип занятия (типовое, доминантное, тематическое, комплексное). Структура занятия: соотношение видов музыкальной деятельности, их чередование и взаимосвязь. Вариативность заданий на занятиях: упражнения на развитие музыкальных навыков, музыкально-дидактические игры, исполнение и слушание произведений, творческие задания и игры. Характеристика методов, используемых на занятии (наглядного, наглядно-зрительного, словесного, практического): их эффективность, соответствие поставленным целям и задачам. Характеристика музыкального репертуара: выполнение требований художественности, качественности исполнения (аудиозаписи), яркости музыкальных образов, доступности детскому восприятию, соответствия виду деятельности, слушательским и исполнительским возможностям детей. Подготовка к занятию: наглядные пособия, материалы, музыкальные инструменты и игрушки, использование ТСО. Эмоциональная драматургия занятия: начало, завершение, выстраивание эмоциональных кульминаций, разрядок, сбалансированность физических, умственных, эмоциональных нагрузок у детей.

Характеристика форм организации музыкальной деятельности детей в повседневной жизни детского учреждения. Задачи личностного развития детей при организации их музыкальной деятельности в повседневной жизни детского учреждения в контексте ФГОС. Значение участия родителей в этом процессе.

Особенности организации утренней гимнастики с музыкальным сопровождением с детьми разных возрастных групп. Характеристика организации структурных компонентов занятия по физической культуре, сопровождающихся музыкальными фрагментами. 

Тематика музыкальных праздников и развлечений, организованных с детьми дошкольного возраста. Требования к организации музыкальных праздников и развлечений с детьми разных возрастных групп. Возможности праздников в музыкально-творческом развитии детей. Организация взаимодействия педагогов, детей и родителей в процессе подготовки и проведения музыкальных праздников в ДОО.

Роль предметно-развивающей среды в развитии самостоятельной детской музыкальной деятельности. Организация музыкальных центров и студий в детском образовательном учреждении. Коллективные формы детского творческого музицирования, их значение для развития дошкольников: развитие музыкальных способностей, обогащение эмоциональной сферы, освоение детьми способов позитивного взаимодействия с окружающими.

Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей.     Распределение функций по реализации задач музыкального воспитания между заведующим, старшим воспитателем, музыкальным руководителем и воспитателем.

Обязанности музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании детей. Обязанности руководителей ДОО (заведующего и старшего воспитателя): планирование, организация, координация, контроль воспитательного процесса.

Планирование воспитательного процесса: задачи, основные этапы музыкального воспитания, требования к уровню подготовки детей, содержание программ, музыкальный репертуар, формы и методы организации детской музыкальной деятельности. Организация: ориентация в передовых достижениях науки и практики, обеспечение современным оснащением занятий (ТСО, музыкальные инструменты, дидактические игры, костюмы и т.д.), оборудование зала и музыкальных уголков, организация повышения квалификации педагогов-музыкантов и воспитателей, открытых занятий, выступлений педагогов на педсоветах для обмена опытом.

Контроль и своевременная координация воспитательного процесса, оказание методической помощи педагогам, владение мониторингом. Контроль фронтальный (оценка работы по музыкальному воспитанию в различных организационных формах – на занятиях, в быту, на праздниках) и тематический (проверка отдельных разделов работы, внедрение новых форм и методов музыкального воспитания).

Музыкальное воспитание в семье. Целевые ориентиры для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях семьи: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, определенных музыкальных предпочтений, интереса к музыке, обогащение музыкального опыта, багажа музыкальных впечатлений в различных видах музыкальной деятельности, первоначальных знаний о музыке, ее выразительных средствах.

Роль предметно-пространственной среды в семье в музыкальном развитии детей. Требования к подбору музыкальных игрушек, детской музыкальной литературы, музыкальных иллюстраций, музыкальных инструментов и др.

Методическое руководство родителям по организации в семье различных видов музыкальной деятельности и творческого музицирования детей. Значимость отбора музыкальных произведений, с которыми соприкасается ребенок, с точки зрения их художественной ценности и положительного влияния на психику. Важность постепенного внедрения в жизнь ребенка форм внимательного, серьезного общения с музыкой: в рамках посещения детской филармонии, музыкального театра, знакомства детей с детскими музыкально-литературными композициями. Роль движения в усвоении детьми музыкальных закономерностей. Приемы организации в семье музыкально-ритмического игрового самовыражения ребенка. Музыкальные дидактические игры и пособия по обучению детей пению и игре на инструментах в современных программах и методиках для дошкольников. Требования к подбору детских музыкальных инструментов и звучащих игрушек. Приемы организации с детьми темброво-шумовых импровизаций и интонационно-ритмических игр.

Методическое руководство по развитию музыкального восприятия детей в процессе слушания музыки. Слушание музыки как продуктивный творческ


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.