Вайшнава-ачарьи о «Дамодараштаке» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Вайшнава-ачарьи о «Дамодараштаке»

2019-11-19 265
Вайшнава-ачарьи о «Дамодараштаке» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ачарьяпада Шри Гопала Бхатта Госвами в «Шри Хари-бхакти-виласе» перечислил виды деятельности, которые необходимо совершать в этот месяц Он предписал преданным каждый день поклоняться Шри Шри Радха-Дамодаре и петь «Шри Дамодараштаку» — восемь молитв во славу Господа Дамодары. Он говорит:

радхикам пратимам випрах пуджайет картике ту йах

тасйа тушйати тат притйаи шриман дамодаро харих

'дамодараштакам'- нама стотрам дамодарарччанам

нитйам дамодаракарши патхет сатйавратодитам

«Хари-бхакти-виласа», 16.95-96

«О ученые брахманы! Если в месяц кортика человек поклоняется Шри Радхике, желая удовлетворить Её, он доставляет удовольствие Господу Шри Дамодаре, Хари. Если человек поклоняется Шри Дамодаре, воспевая стотру "Шри Дамодараштака" Сатьявраты Муни, он привлечёт к себе Самого Господа Шри Дамодару».

«Шри Дамодараштака»-стотру, которая является частью «Падма-пураны», произнес Шри Сатьяврата Муни в беседе со Шри Нарадой, Шаунакой и другими мудрецами. Шрила Санатана Госвамипада утверждал в тике (комментарии) на эту стотру, что это — вечносовершенная (нитья-сиддха) молитва, и потому она способна привлечь Шри Дамодару-Кришну. Составив обширные комментарии к ней, Шрила Санатана Госвами подробнейшим образом разобрал эти молитвы и обогатил их своим пониманием

Долгое время меня не оставляло желание опубликовать «Шри Дамодараштаку». Я считал это особенно важным после того, как мы начали ежегодно собираться вместе во время месяца картика, следовать обетам дамодара-враты и петь эти молитвы. Преданные захотели понять глубже эти шлоки. Многие расспрашивали меня об их смысле. В конечном итоге мы опубликовали восемь санскритских стихов «Дамодараштаки», анваю (пословное разъяснение каждого из них) и «Диг-даршини-тику», санскритский комментарий Шрилы Санатаны Госвамипады. Для читателей, не знакомых с санскритом, мы включили в издание бенгальский перевод с комментариями.

В наше время многие псевдоинтеллектуалы смотрят на санскрит как на «мертвый язык». Однако я считаю, что издание «Дамодараштаки» принесет благо всем людям. Что касается учёных Бенгалии, им было бы полезно помнить о своих корнях: наш родной бенгальский язык произошел от санскрита, и именно с ним связано развитие бенгальской литературы. Лингвисты, изучающие и совершенствующие бенгальский язык, допускают серьезную ошибку, пренебрегая санскритом. Приходилось встречать их произведения — хаотичная, в лучшем случае излишне вычурная речь. Бенгальский язык всегда был зависим от санскрита и вторичен по отношению к нему. Ошибаются те, кто считают бенгальский язык абсолютно самостоятельным и независимым. Бенгальский язык — пара-тантра (зависимый, находящийся в подчинении у другого), а санскрит — сва-тантра (независимый от других, самодостаточный).

С таким пониманием мы и представляем эту книгу на суд ученой аудитории.

«Дамодараштака», записанная Шрилой Вьясадевой, представляет собой идеальный пример духовной литературы. Она построена совершенным образом: содержит глубокий философский анализ и удивительным образом раскрывает сущность божественной лилы. Составляя тику к ней, джагад-гуру Шрила Санатана Госвамипада сравнил и выявил различия между трансцендентными настроениями в царстве садханы. Этим он утвердил превосходство ватсалья- и мадхура-расы над всеми остальными.

Госвамипада хотел показать неуместность публичных обсуждений раса-хилы, без понимания должной последовательности и различий между её категориями. Его целью было разоблачить взгляды пракрита-сахаджиев, которые не опираются на выводы шастр и не понимают природы трансцендентных рас. Госвамипада предусмотрительно пишет в конце комментария к восьмому стиху: «В заключении своей божественной молитвы (стути) автор желает описать превосходную раса-лилу и другие мадхурья-лилы Шри Кришны и Шри Радхики. Однако помня о том, что эти игры являются вершиной всех сокровенных тем, он не решается открыто их описать. Он придерживается принципа, выраженного в афоризме мадхурена самапайед ити: «Все начинания должны завершаться приятно». Автор лишь намекает на эти сокровенные игры и предлагает им свои поклоны — намо 'нанта-лилая: «Я почтительно склоняюсь перед Твоими лилами, которым не конца».

 

Картика-врата

Я хотел бы привести слова Шрилы Бхактивиноды Тхакура из небольшой статьи, посвященной теме картика-враты, В этой статье он определяет сроки соблюдения обетов:кто начинает в рату в день экадаши, должен завершить её также в последний экадаши месяца; тот, кто начинает в двадаши или пурниму, то есть на двенадцатый день или в день полнолуния, должен завершить врату в те же дни через месяц. Бхактивинода Тхакур утверждает, что соблюдение картика-враты является одной из главных обязанностей вайшнавов.

ашвинасйа ту масасйа шуклаикадаши бхавет

картикасйа вратаниха тасйам курйад-атантритах

Врата должна начаться на растущей луне, в день шукла-экада ши, который следует за виджая-дашами месяца ашвина. Завершением враты должен стать день уттхана-экадаши. Врата, исполняемая в течение месяца от шукла-экадаши до уттхана-экадаши, называется нияма-сева.

Правила нияма-севы таковы. Каждый день в течение всего месяца необходимо просыпаться во время последнего часа ночи и совершать мангала-арати Господу Кришне. После утреннего омовения необходимо проводить арчану Дамодаре. Вечером нужно зажигать дипы (лампадки на гхи или растительном масле) и помещать их в мандире (храме), под деревцем туласи и под открытым небом. В месяц картика необходимо есть лишь прасад Бхагавана и вегетарианские блюда. Нужно отказаться от переедания и чрезмерного сна, исключить из рациона горчичное масло, мёд и не пользоваться бронзовой посудой. После прасада-севы необходимо в обществе вайшнав ов слушать или читать вслух такие священные писания, как «Шримад-Бхагаватам». День должен сопровождаться харинама-киртаной. Нужно помнить и постоянно петь святое имя. Проведя месяц согласно этим правилам, в последний день (уттхана-экадаши) необходимо соблюдать полный пост, исключая даже воду, и не спать всю ночь, слушая и рассказывая кришна-катху. На следующее утро, приняв омовение и совершив хари-киртану, необходимо раздать прасад Бхагавана своим друзьям- вайшнавам, после чего почтить прасад самому. Ночь этого дня считается завершением враты

Главная цель урджджа-враты — доставить удовольствие Шри Радха-Дамодаре. Имя Шримати Радхарани — Урджешвари, царица урджджа-враты. Поэтому в конце своих молитв Сатьяврата Муни произносит: намо радхикаяи твадия прияяи. «Я смиренно склоняюсь перед Той, кого Ты любишь больше всех, — перед Шри Радхикой». Этим он провозглашает, что исполнение дамодара-враты есть поклонение Шри Радха-Дамодаре.

Среди шестидесяти четырех анг (составляющих) бхакти, которым следуют гаудия-вайшнавы, мы находим и урджджа-врату. Если садхака следует обетам чатурмасьи, ему необходимо совершить поклонение урдждже, которая является её неотъемлемой частью. Некоторые преданные придерживаются мнения, что поскольку чатурмасья не является одной из шестидесяти четырех анг бхакти, нам достаточно один месяц соблюдать урджджа-врату, и незачем ограничивать себя различными правилами на целых четыре месяца. Так многие из тех, кто стремится совершать бхаджану, но не обладает глубоким пониманием шастр, потакают своему желанию избежать духовной дисциплины. Шриман Махапрабху учил нас Своим примером: даже в путешествиях Он всегда соблюдал чатурмасья-врату. Мы не можем причислить к разряду чистых вайшнавов тех, кто не способен следовать наставлениям Махапрабху и Его примеру. Поскольку пракрита-сахаджии не могут испытать вкус раса-лилы, они не являются возвышенными преданными, достойными почитания. Бхакти трансцендентно к материальному бытию, поэтому раса-лила и другие духовные предметы не могут вместиться в тесные рамки понимания, доступного обитателям трех материальных миров. Пракрита-сахаджии склонны думать, что материя способна приобретать качества духа, то есть становиться сознательной (чит), и будто бы с помощью садханы человек может материальными глазами увидеть Бхагавана. Они говорят, что точно так же, как бронза, если к ней добавить ртуть, превращается в золото, материальное тело (пракрита) становится трансцендентным (апракрита) благодаря силе бхаджаны. В это время, согласно их мнению, Бхагаван дарует садхаке Свой даршан, поэтому Господа можно видеть материальными глазами. Шрила Санатана Госвами в «Брихад-бхагаватамрите», а также в «Диг-даршинитике» однозначно опроверг подобные домыслы.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.