Схема ритма традиционных праздников года по календарю — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Схема ритма традиционных праздников года по календарю

2019-11-19 112
Схема ритма традиционных праздников года по календарю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Праздники создают пространство духовно-нравственной культуры. Подготовка к ним включает различные виды детской деятельности, взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, членов их семей – родителей, младшее и старшее поколение).

Весь образовательный процесс основан на четырех календарных кругах:

 

Использование годового круга календаря позволяет соблюдать все принципы воспитания, указанные в проекте, задействовать все части человеческой природы. Праздники всегда вызывают радость. Проверенные многолетним народным опытом, их структура и содержание находятся в единстве.

Годовой круг календаря – цикличная система жизнедеятельности человека, основанная на смыслах и ритмах природно-материальной жизни. Ее использование имеет широкий спектр применения (от детского сада до вуза), сближает с семьей, восстанавливает прерванную культурную традицию.

Цикл – универсальная форма внутренней динамики макросоциокультурного объекта, этноса, общества, цивилизации. Ритм – закономерный объективный способ организации жизни человека и человеческого общества (Хоруженко К.М.).

Годовой круг календаря совпадает с естественными жизненными ритмами:

 

Природный ритм

 

 

ЗИМА

ВЕСНА
 

ОСЕНЬ

ЛЕТО

 

Трудовой ритм

 

Подготовка к севу

Посев, посадка
 

Сбор урожая

Уход

 

Физиологический ритм

 

 

Рождение, детство

Юность
 

Старость, смерть

Зрелость

 

Религиозный ритм

 

Рождество Христово

Пасха (Воскресение Христово)
 

Рождество Богородицы

Троица, Вознесение Христово

 

Годовой круг календаря способствует гармонии в отношениях между детьми и взрослыми, работе с одаренными детьми, с лидерами в детском и педагогическом коллективах, формированию образа жизни.

Праздник для ребенка – это не только удовлетворение игровых, двигательных, эмоциональных и социальных потребностей, но и важнейший пример для подражания. Здесь непосредственно представлена традиция социальной общности, ответственности и справедливости, благодарности и почитания, хлебосольства и гостеприимства – лучших черт русской духовности. Праздник вводит детей в интимное соприкосновение с природой и оставляет глубокий след этих переживаний в душе.

Годовой ритм праздников не только наполняет жизнь богатыми переживаниями. Но и является одним из важнейших методов воздействия на здоровье ребенка: он гармонизирует организм с помощь ритма.

 

Схема ритма традиционных праздников

 


Подготовка праздника

Ожидание праздника и подготовка к нему являются составной частью годового ритма и образом движения в будущее. Жизнь ребенка наполняется радостью и смыслом, он испытывает уверенность в завтрашнем дне. Процесс подготовки дает возможность включить в педагогический процесс разные виды детской деятельности.

Планирование совместной работы педагогов, детей и их родителей происходит на родительских встречах, в совместной деятельности воспитателей и специалистов с детьми следующим образом:

- информирование о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональное наполнение праздника,

- доклады и дискуссии на педагогические темы,

- творческая часть (обсуждение и изготовление подарков для детей, использование приемов творческой терапии),

- практическая часть (разучивание текстов песен, хороводов),

- техническая часть (обсуждение технических деталей, дополнительная информация, установление сроков мероприятий, выбор ответственных),

Активное соучастие педагогов, детей и их родителей в подготовке к празднику, в настраивании на него происходит по ходу текущей жизни и может включать в себя: традиционные игры и хороводы, связанные с приближающимся праздником, уборку и изменение интерьера к празднику, украшение помещений, блок творческого изобретательства, подготовка подарков.

Неповторимая эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников: педагогов, родителей и детей. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства. Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретенный опыт и совестные переживания детей и взрослых становятся базой для поддержания народных традиций в семье и образовательном учреждении.

 

Этапы проведения праздника

 

В проведении праздника можно выделить пять организационных этапов, каждый из которых имеет свою особую духовную атмосферу и эмоциональную окраску в зависимости от характера праздника.

1. Создание атмосферы праздника на основе совместной деятельности детей и взрослых. Виды деятельности: украшение помещения, подготовка праздничного стола, выступление в спектакле или исполнение роли на празднике, изготовление небольших подарков, поделок или сюрпризов.

2. Совместные игры. Совместные игры проводятся в помещении и на улице в зависимости от праздника. Это могут быть как игры в общем кругу при ведущей роли педагога, так и отдельные небольшие аттракционы, за каждый из которых отвечает взрослый. Этот этап включает музыкально-ритмический круг, который проигрывается ежедневно в течение всего периода подготовки праздника.

3. Праздничная трапеза. Трапеза – праздник внутри праздника, который сопровождается хоровым пением, шутками, загадками. Важно обратить внимание на то, как оформлен стол, использовать особые атрибуты угощения в соответствии с данным временем года и характером праздника.

4. Спектакль-сказка или детский утренник по специально подготовленному сценарию. Это желательный элемент праздника, который стоит включать с целью обобщить представления детей о народном празднике и связанных с ним обычаях, показать родителям исполнительские возможности детей, закрепить с детьми народные игры, учить их правильному движению кукольных персонажей, выразительному исполнению своих ролей.

Принципом воспитания на Руси являлось посильное включение ребенка во все виды деятельности семьи: и через общение, и через труд, и через празднично игровые ситуации. Но сегодня большинству семей в налаживании подобных отношений чаще всего необходима помощь. Где может найтись место для такой помощи со стороны детского сада?

Естественнее всего современное дошкольное воспитание может ненавязчиво вступить в сотрудничество с родителями через возрождение семейного празднования народных праздников. В национальных праздниках предстают красота родной природы и любовь к земле, неповторимость человека. Чувство справедливости и совестливости, творчество, задушевность и хлебосольство.

Традиционные праздники могут стать основой духовно-нравственного становления личности, основой культуры здоровья. Жизненным стержнем для современного родителя – горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.

Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой, связан с определенным моментом в кругообороте года. Деление года определяют дни весеннего и осеннего равноденствия, когда день равен ночи, зимнего и летнего солнцестояния – самый короткий и длинный день в году. Издавна эти переломные моменты года отмечались праздниками, затем получили новую христианскую окраску.

На Руси это Пасха, День Ивана Купалы, осенний праздник, связанный с окончанием большинства сельскохозяйственных работ – Кузьминки, Покров Пресвятой Богородицы и Рождество Христово.

Неразрывная связь человека с природными процессами может по-своему выражаться в ожидании праздника как духовного события. Нашей задачей становится наполнить детскую жизнь в семье и в детском саду соответствующими переживаниями.

 


Приложение №1

Перспективно-календарный план интегрированной работы по подготовке к народным праздникам

(для детей старшего дошкольного возраста)

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.