Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-11-19 | 112 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Праздники создают пространство духовно-нравственной культуры. Подготовка к ним включает различные виды детской деятельности, взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, членов их семей – родителей, младшее и старшее поколение).
Весь образовательный процесс основан на четырех календарных кругах:
Использование годового круга календаря позволяет соблюдать все принципы воспитания, указанные в проекте, задействовать все части человеческой природы. Праздники всегда вызывают радость. Проверенные многолетним народным опытом, их структура и содержание находятся в единстве.
Годовой круг календаря – цикличная система жизнедеятельности человека, основанная на смыслах и ритмах природно-материальной жизни. Ее использование имеет широкий спектр применения (от детского сада до вуза), сближает с семьей, восстанавливает прерванную культурную традицию.
Цикл – универсальная форма внутренней динамики макросоциокультурного объекта, этноса, общества, цивилизации. Ритм – закономерный объективный способ организации жизни человека и человеческого общества (Хоруженко К.М.).
Годовой круг календаря совпадает с естественными жизненными ритмами:
Природный ритм
ЗИМА | ВЕСНА | |||
ОСЕНЬ | ЛЕТО |
Трудовой ритм
Подготовка к севу | Посев, посадка | |||
Сбор урожая | Уход |
Физиологический ритм
Рождение, детство | Юность | |||
Старость, смерть | Зрелость |
Религиозный ритм
Рождество Христово | Пасха (Воскресение Христово) | |||
Рождество Богородицы | Троица, Вознесение Христово |
|
Годовой круг календаря способствует гармонии в отношениях между детьми и взрослыми, работе с одаренными детьми, с лидерами в детском и педагогическом коллективах, формированию образа жизни.
Праздник для ребенка – это не только удовлетворение игровых, двигательных, эмоциональных и социальных потребностей, но и важнейший пример для подражания. Здесь непосредственно представлена традиция социальной общности, ответственности и справедливости, благодарности и почитания, хлебосольства и гостеприимства – лучших черт русской духовности. Праздник вводит детей в интимное соприкосновение с природой и оставляет глубокий след этих переживаний в душе.
Годовой ритм праздников не только наполняет жизнь богатыми переживаниями. Но и является одним из важнейших методов воздействия на здоровье ребенка: он гармонизирует организм с помощь ритма.
Схема ритма традиционных праздников
Подготовка праздника
Ожидание праздника и подготовка к нему являются составной частью годового ритма и образом движения в будущее. Жизнь ребенка наполняется радостью и смыслом, он испытывает уверенность в завтрашнем дне. Процесс подготовки дает возможность включить в педагогический процесс разные виды детской деятельности.
Планирование совместной работы педагогов, детей и их родителей происходит на родительских встречах, в совместной деятельности воспитателей и специалистов с детьми следующим образом:
- информирование о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональное наполнение праздника,
- доклады и дискуссии на педагогические темы,
- творческая часть (обсуждение и изготовление подарков для детей, использование приемов творческой терапии),
- практическая часть (разучивание текстов песен, хороводов),
- техническая часть (обсуждение технических деталей, дополнительная информация, установление сроков мероприятий, выбор ответственных),
Активное соучастие педагогов, детей и их родителей в подготовке к празднику, в настраивании на него происходит по ходу текущей жизни и может включать в себя: традиционные игры и хороводы, связанные с приближающимся праздником, уборку и изменение интерьера к празднику, украшение помещений, блок творческого изобретательства, подготовка подарков.
|
Неповторимая эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников: педагогов, родителей и детей. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства. Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретенный опыт и совестные переживания детей и взрослых становятся базой для поддержания народных традиций в семье и образовательном учреждении.
Этапы проведения праздника
В проведении праздника можно выделить пять организационных этапов, каждый из которых имеет свою особую духовную атмосферу и эмоциональную окраску в зависимости от характера праздника.
1. Создание атмосферы праздника на основе совместной деятельности детей и взрослых. Виды деятельности: украшение помещения, подготовка праздничного стола, выступление в спектакле или исполнение роли на празднике, изготовление небольших подарков, поделок или сюрпризов.
2. Совместные игры. Совместные игры проводятся в помещении и на улице в зависимости от праздника. Это могут быть как игры в общем кругу при ведущей роли педагога, так и отдельные небольшие аттракционы, за каждый из которых отвечает взрослый. Этот этап включает музыкально-ритмический круг, который проигрывается ежедневно в течение всего периода подготовки праздника.
3. Праздничная трапеза. Трапеза – праздник внутри праздника, который сопровождается хоровым пением, шутками, загадками. Важно обратить внимание на то, как оформлен стол, использовать особые атрибуты угощения в соответствии с данным временем года и характером праздника.
4. Спектакль-сказка или детский утренник по специально подготовленному сценарию. Это желательный элемент праздника, который стоит включать с целью обобщить представления детей о народном празднике и связанных с ним обычаях, показать родителям исполнительские возможности детей, закрепить с детьми народные игры, учить их правильному движению кукольных персонажей, выразительному исполнению своих ролей.
|
Принципом воспитания на Руси являлось посильное включение ребенка во все виды деятельности семьи: и через общение, и через труд, и через празднично игровые ситуации. Но сегодня большинству семей в налаживании подобных отношений чаще всего необходима помощь. Где может найтись место для такой помощи со стороны детского сада?
Естественнее всего современное дошкольное воспитание может ненавязчиво вступить в сотрудничество с родителями через возрождение семейного празднования народных праздников. В национальных праздниках предстают красота родной природы и любовь к земле, неповторимость человека. Чувство справедливости и совестливости, творчество, задушевность и хлебосольство.
Традиционные праздники могут стать основой духовно-нравственного становления личности, основой культуры здоровья. Жизненным стержнем для современного родителя – горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.
Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой, связан с определенным моментом в кругообороте года. Деление года определяют дни весеннего и осеннего равноденствия, когда день равен ночи, зимнего и летнего солнцестояния – самый короткий и длинный день в году. Издавна эти переломные моменты года отмечались праздниками, затем получили новую христианскую окраску.
На Руси это Пасха, День Ивана Купалы, осенний праздник, связанный с окончанием большинства сельскохозяйственных работ – Кузьминки, Покров Пресвятой Богородицы и Рождество Христово.
Неразрывная связь человека с природными процессами может по-своему выражаться в ожидании праздника как духовного события. Нашей задачей становится наполнить детскую жизнь в семье и в детском саду соответствующими переживаниями.
Приложение №1
Перспективно-календарный план интегрированной работы по подготовке к народным праздникам
(для детей старшего дошкольного возраста)
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!