Как марксизм доказывает, что «базис определяет надстройку». — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Как марксизм доказывает, что «базис определяет надстройку».

2019-11-18 205
Как марксизм доказывает, что «базис определяет надстройку». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Классическую формулировку базиса и надстройки и их взаимоотношений Маркс дал в знаменитом предисловии к книге «К критике политической экономии» (1859). Маркс писал в этом предисловии: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис (действительное основание – И.А.), на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6—7).

Да, говорят марксисты, человек составляет план производства в своём воображении, в своём сознании. Но, когда это производство начинает действовать, то оказывается, что результаты его действия не только те, что были в планах человека. Действие этого производства принесло и другие результаты, которых человек не предвидел и которые вызывают изменения в структуре общества. В свою очередь, изменения в структуре общества вызывают изменения в общественном сознании.

С другой стороны, марксизм пытается убедить своих последователей в том, что на его основе возможно даже управление Природой. При этом они совершенно забывают о том, что «базис определяет надстройку». По их мнению, человек способен бороться с Природой и подчинять Природу своей воле. В этом случае неожиданные результаты человеческой деятельности вовсе не свидетельствуют о том, что человек не способен победить Природу. Более того, выходит, что Природа оказывает на человека действие гораздо меньшее, чем производительные силы общества и уровень развития производства материальных благ. Марксизм, в сущности, утверждает независимость от Природы!

Между тем, сама мысль о борьбе с Природой и возможности «победить» (что бы они ни вкладывали в это выражение) Природу во-первых, просто смешна, во-вторых, выдаёт марксистов как двуличных болтунов: ведь Природа, материя, первична – как же можно Природу «победить»? Стало быть, говоря о «победе» над Природой, они тайно принимают первичность сознания в самой глупой его форме – первичное сознание «побеждает» вторичную материю. И это тогда, когда человек сам есть только часть Природы и «побеждая» Природу, борясь с нею, человек борется не с Природой вообще, а с природой самого себя и самого себя побеждает. Очевидная глупость «победы» над Природой была хорошо известна ещё 2000 лет назад: Иисус Христос, отвечая своим политическим оппонентам на обвинение в том, что он, якобы, изгоняет бесов силой Сатаны, отвечает, что для этого царство Сатаны должно было бы разделиться в самом себе, что было бы для него гибельно.

 Итак, провозглашая якобы примат базиса над надстройкой, на самом деле марксизм выступает как идеализм последнего разбора, на деле принимая независимость этого самого базиса от Природы.

Сознавая очевидную нелепость утверждения Маркса, марксисты пытаются исправить положение: «Между базисом и надстройкой существуют отношения не только причины и следствия. Их связь носит диалектический характер. Раз возникнув на определенном базисе, надстройка начинает оказывать обратное воздействие на породивший ее базис и развитие общества в целом. При этом взаимодействии определяющую роль, конечно, играет базис». («Философская энциклопедия», т.1, ст. «Базис и надстройка», М., «Советская энциклопедия», 1960г,).

Для того, чтобы «соблюсти» принцип первичности материи в теории общественного развития, Маркс прячет дух, сознание в производительные силы, состоящие де из механизмов (орудий труда) и людей, непосредственных исполнителей, трудящихся. Но… Если бы даже он объявил движущей силой истории одни только механизмы, то и тогда ему не удалось бы избавиться от той части человеческого сознания, которая в них вложена. Итак, каким бы способом ни пытался марксизм увильнуть от признания духа как иной стороны материи, ему это сделать не удастся, всюду Маркс будет схвачен за руку и всюду обнаружится подлог. Как бы марксизм ни изворачивался, утверждая «первичность» материи, всюду материя будет оборачиваться духом и всюду дух будет превращаться в материю.

Г. Гегель пишет: «В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, хотя по своим целям он скорее подчинен ей». (Г. Гегель, соч., т. 6, с. 205).

Вот источник вдохновения Маркса – «усовершенствованный» Гегель! Но, во-первых, человек получает власть не над всей Природой, а только над её частью, во-вторых, чего Марксу не хочется, Гегель говорит, о том, что человек «по своим целям… скорее подчинён» Природе.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.