Преследование шаманов в годы Советской власти — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Преследование шаманов в годы Советской власти

2019-11-18 297
Преследование шаманов в годы Советской власти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

http://xn--80afg3aiou.xn--p1ai/sources/repression/repression-x=001.php?fbclid=IwAR32ROBWW7WpfQGjcP2waZ2-xNhItXxTOV_mHmCMHRxwtQCjIGBTeFWUFu8

 

 

Государство в любом своём виде – институт, ограничивающий права человека в пользу (или не в пользу) общества. В истории СССР ограничительная функция государства приобрела крайнюю форму – репрессии. Коренные малочисленные народы севера Хабаровского края ощутили этот страшный железный пресс не в меньшей степени, чем хабаровчане-славяне. В рамках одной статьи трудно в полной мере осветить историю репрессий по отношению к коренным народам Хабаровского края, поэтому остановимся на одном аспекте: преследование шаманов в годы советской власти.

13 сентября 1927 года на страницах газеты «Тихоокеанская звезда» появилась маленькая заметка под фантастическим для того времени названием: «Шаманы хотят иметь избирательные права». Воспроизведу это интереснейшее сообщение полностью:

«Четыре шамана-нигидальца (так в газете – Т. М.) из Амгуно-Кербинского района были лишены, по советской конституции, прав в советы. Шаманы подали протест в Крайисполком с просьбой о восстановлении их в избирательных правах. В своем заявлении шаманы указывали, что занятие шаманством для них не является источником существования, так как они наравне с прочими туземцами занимаются охотой и рыбной ловлей. Они, по их заявлениям, не используют шаманство в целях эксплуатации населения и получения материальных выгод».

В 1932 году в Ульчско-Негидальском туземном районе из 11 хозяйств, лишённых избирательных прав, три были определены как кулацкие, а девять принадлежали шаманам. Избирательных прав были лишены ульчские и нивхские шаманы: Конт Шура, 30 лет, из села Кадаки, Дзятака, 68 лет, из села Кадаки, Каутым, 34 года, из села Ухта, Пачи Павел, 46 лет, Чурбаш Иннокентий из села Пад, Вальдю Степан, Дажку Александр, Бодя Борис. Согласно письму Уданского сельского Совета от 9 января 1934 года в Удане проживали три шаманки нетрудоспособного возраста, лишённые избирательных прав.

Давление на шаманов было таково, что они сами отказывались от обрядовой политики и сдавали свои шаманские принадлежности. 16 июля 1933 года на заседании Кербинского райисполкома рассматривалось заявление В. Д. Максимова об отказе от шаманства и сдаче шаманского костюма. Постановили принять заявление шамана, а «костюм сдать на хранение в склад РИКа».

Лишение избирательных прав автоматически вело к исключению из рядов колхоза и лишало средств к существованию. Так, Павла Киле лишили прав как сына шамана-кулака и выгнали с работы. Отдельные сельские Советы принимали решения о выселении шаманов из села. 24 августа 1935 года общее собрание Болонского сельсовета и колхоза «Нанайский партизан» постановило выселить шамана Одзяла Исунги (Василия) «из территории Болонского сельского совета». До этого решения шаман неоднократно предупреждался сельским советом и партийными органами, и даже подвергался денежному штрафу в размере 50 рублей, но продолжал заниматься обрядовой политикой.

Обязанность борьбы с шаманством была возложена на советские, партийные и комсомольские органы.

Коммунисты и комсомольцы ходили по сёлам, отбирали и сжигали атрибуты шаманов (как выразился один из коммунистов, «сжёг барабаны»). Лишь в отдельных случаях конфискованные шаманские атрибуты попадали в музеи. Например, в 1930 году в фонды Хабаровского краевого краеведческого музея были переданы «шаманский компас» и «шаманское знамя», отобранные туземным советом у шамана Кешки Оненко из стойбища Дондон «при манифестации его по стойбищу на 29 января 1930 года».

В докладной записке 1937 года «Об итогах проверки работы Дадинского сельского Совета и правления колхоза» записано: «Плохой работой сельского Совета и правления колхоза воспользовались шаманы. С новой Конституцией они активизировали работу. Если в 1935 году работал один шаман Бельды Пельха, то сейчас активно работают девять шаманов: Бельды Пельха, Заксор Ога, Геккель Башля, Геккель Еголи, Бельды Кенго, Бельды Тайпи, Бельды Ольга, Бельды Сенчена, Бельды Ацюнга.

Шаман Бельды Пельха (единоличник) своим влиянием на отдельных колхозников разлагает колхоз. Колхозник Бельды Ингену имеет тесную связь с шаманом Бельды Пельха, под его влиянием Бельды Ингену с двумя сыновьями Дема и Декембу и звеньевым бригадиром Оненко Пуктанга ушли из колхозной рыболовецкой бригады в другой чужой водоем и не выполняют план рыбодобычи (вместо 35 ц. сдали 5 ц. И остальную продают).

Сельский Совет и комсомольская организация, по существу, не вели никакой борьбы с шаманством, как, например, родители председателя сельского Совета Киле Анатолия и секретаря комсомольской организации Бельды Ивана справляют поминки (июль 1937 года) с шаманами».

«Слабая борьба» с шаманами являлась в те годы одной из причин снятия с работы. Упоминаемого выше председателя Дадинского сельсовета Анатолия Киле в 1938 году сняли с должности, в том числе за связь с шаманами. Кона Пассара при увольнении с поста председателя Джонкинского сельсовета обвиняли в том, что он снабжал продуктами «до последних шаманских дней контрреволюционера Богдана Оненко».

Однако антишаманские действия не оказали большого влияния на степень распространения шаманства. В середине 1937 года в Нанайском национальном районе был 71 шаман. По другим данным – 130 шаманов. Первого председателя Нанайского национального райисполкома Б. Ходжера в 1937 году обвиняли в том, что он «скрывал и защищал шаманов, давал сведения в Райком, что шаманов в районе шесть человек, а при проверке выявлено 130 человек».

В 1992 году автор статьи записала некоторые сообщения по данной теме в ходе этнографической экспедиции в Уличский район Хабаровского края. По воспоминаниям К. К. Сыны, «…в 1938 году запрещали шаманить, грозили, что арестуют. Приезжали власти, пугали. Объявили, что шаманить нельзя, шаманы врут, если будут шаманить, то арестуют». По свидетельству Ф. Н. Дечули, после 1937 года в Удан приезжали представители милиции из Мариинского, забрали у шамана бубен. Так же поступили с шаманкой Енака Ангиной (Росугбу). По доносу приехали милиционеры из районного центра, забрали все шаманские принадлежности, но вернули – в конце Великой Отечественной войны. Е. Ангина даже болела после этого. Как говорила Ч. Г. Вальдю, «…комсомольцам поручили не давать шаманам шаманить. Они ходили, наблюдали, поэтому шаманы, когда надо было шаманить, начинали поздно, часов в 12 ночи. Комсомольцы мешали шаманить». По свидетельству Г. П. Вальдю, «…свои же, молодёжь, как услышат где бубен звучит, идут туда, палку просовывают в окно и гоняют бедных старушек». Были случаи, когда дети шаманов, вступившие в комсомол, отбирали у родителей шаманские атрибуты. Например, Павел Тумали забрал у своего отца Подя Тумали бубен, пояс, и утопил в Амуре, при этом он сказал: «Не позорь нас». Дети запрещали матери Т. Н. Чекур шаманить, говорили, что стыдно смотреть на людей, ходить на людях. Чтобы избежать преследования комсомольцев, шаманы и все заинтересованные в проведении шаманского обряда уезжали на луга, и там шаманили. В селе собирались потихоньку, но, как выразилась информант, – «…разве скроешь, если бабушки идут в одну избу».

Шаманом был отец А. П. Надеиной, негидалец Порфирий Никифоров. В годы Великой Отечественной войны его сэвэнов (фигурки из дерева, кожи), одежду, бубны сожгли. Коммунисты и комсомольцы села (русские – «лоча», как уточнила потом информант) пришли к нему в дом, всю одежду взяли, фигурки сэвэнов, и сожгли во дворе дома. «Лоча» говорили всё время про НКВД. А. П. Надеина утверждала, что сожгли не только шаманские атрибуты П. Никифорова, но и его дом. Однажды во время болезни информант видела сон: приехала она якобы на Дуки (там жил отец) обратилась к фигуркам: «Я болею, почему вы мне не можете помочь». Они говорят: «Как мы тебе поможем, видишь, от нас остались только части, половинки». Мачеха прокомментировала этот сон так: «Так и было на самом деле, остались только части от фигурок». После переезда во Владимировку П. Никифорова продолжали преследовать: постоянно приезжали и проверяли. Вместе с тем отец информанта не прекратил помогать людям, но лечил не всех, а только тех, кто заболел и обратился к нему за помощью, деньги за лечение не брал.

Отдельные амурские шаманы были арестованы. Так, шамана Оненко Богдана Лондовича, 1872 г.р., из села Найхин, арестовали 12 сентября 1937 года и расстреляли 21 октября 1937 года.

После окончания Великой Отечественной войны преследования шаманов не прекратились. А. Н. Бельды рассказывала, что в 1960-е годы в Нанайском районе Хабаровского края шаманов за проведение обрядов штрафовали, но они продолжали шаманить, занавешивая окна. Чем ближе к годам перестройки, тем больше постановления Хабаровских крайкома и крайисполкома направлены на регулирование деятельности районных организаций по соблюдению законодательства о религиозных культах и усилении атеистической пропаганды. В справках первой половины 1980-х годов о состоянии религиозной обстановки в Хабаровском крае шаманы даже не упоминались. Косвенным намёком на продолжавшуюся борьбу с шаманством служит сообщение, что Хабаровское издательство в 1982 году подготовило к публикации книги по атеистической тематике, среди которых названа «Повесть о последнем шамане» А. А. Пассара.

Кратко рассмотренный в данной статье один из аспектов в истории репрессий против коренных народов Хабаровского края, а именно шаманов, требует дальнейшего тщательного исследования, однако смеем предложить для обсуждения следующие этапы развития репрессивных мер Советской власти по отношению к шаманам на данных Хабаровского края.

1. этап – лишение шаманов избирательских прав (середина 1920-х – начало 1930-х годов): шаманы включены в одни списки с православными священниками.

2. этап – насильственное уничтожение шаманского снаряжения и атрибутов (середина 1930-х годов), исключение из рядов колхозников, снятие с работы.

3. этап – аресты (конец 1930-х годов). Следует отметить, что массовых масштабов данного вида репрессий в отношении шаманов не выявлено.

4. этап – запрет на шаманскую деятельность не отменяется (1945–1980-е годы), но степень его соблюдения со временем снижается, и в 1970–1980-е годы носит скорее формальный, «бумажный» характер атеистической пропаганды, хотя ещё в 1960-е годы были случаи применения к действующим шаманам административных мер (штрафы).

 

Т. В. МЕЛЬНИКОВА, к. и. н.,

ГМДВ, г. Хабаровск

 

История

Иван Брюховецкий: зачем первый гетман Запорожской Сечи отдал Малороссию Москве                       https://cyrillitsa.ru/history/85458-ivan-bryukhoveckiy-zachem-pervyy-getman.html

И. РОЩЕПИЙ

Ивана Брюховецкого, кошевого атамана Запорожской Сечи и гетмана Войска Запорожского, некоторые украинцы считают Виктором Януковичем своего времени. Параллелей в их судьбах действительно много. Оба – алчные и властолюбивые правители, боящиеся народного недовольства и неспособные доказать правильность своих решений. Обоих свергли окружавшие их элиты – якобы за предательство собственных интересов.

Вот только если действиям второго история ещё не успела дать оценку, то действиям первого – вполне. Что сподвигло Брюховецкого подписать московские статьи, якобы один их самых позорных договоров, подписанных казаками, и как стоит к этому относиться?

 

Взлёты и падения

Середина XVII века – едва ли не самое беспокойное время для Левобережья. Начавшееся в 1648 году восстание казаков против короля Речи Посполитой, поддержанное крестьянами, слишком затянулось, переросло в русско-польскую войну 1654–1667 годов. Не помогала установлению мира и постоянная борьба за власть между влиятельными сечевиками.

На этом фоне Иван Брюховецкий, выступавший против богатых и заступавшийся за бедных казаков, обещавший крестьянскому населению возвратить былые права и уничтожить дворянство, быстро набирал популярность. В 1659 году его единодушно избрали кошевым атаманом Сечи, а в 1663 году он так же легко победил на выборах гетмана Его Царского Пресветлого Величества Войска.

 

 

К моменту его избрания гетманом боевые действия в Левобережье начали постепенно сходить на нет, что давало Брюховецкому шанс приступить к обещанным преобразованиям. Однако вопреки заявлениям при новом руководителе казацкая старшина продолжила богатеть.

Воспользовавшись изгнанием поляков она начала захватывать освободившиеся земли вместе с живущими на них крестьянами. Как пишет историк Андрей Дикий, Брюховецкий и сам не был исключением. Гетман не только прибрал себе солидные участки, но и закреплял новые владения за элитой своими универсалами. Уже тогда его поддержка среди рядового казачества начала медленно таять.

 

Из подданного в холопы

Проблема такого обогащения заключалась в том, что, согласно «Мартовским статьям», которые юридически оформили в 1654 году автономное положение Войска Запорожского в составе Русского государства, никто не может отнимать казацких имений, равно как и «все пожитки с тех земель». То есть у старшины фактически не было прав на новые земли.

Ко всему прочему, элита, в том числе и Брюховецкий, боялась, что возмущение населения может перерасти в беспорядки. Чтобы обезопасить себя, глава Сечи постарался заручиться поддержкой русского царя. В 1665 году он первым из гетманов отправился в Москву, где предложил государю подписать статьи, сильно меняющие административный статус Малороссии.

Согласно «Мартовским статьям» политические права войска Запорожского ограничивались, увеличивалась его финансовая и военно-административная зависимость от России. Кроме того, гетману запрещалось вступать в дипломатические сношения с иностранными государствами. Выборы самого руководителя, согласно документу, могли проходить только с разрешения царя. Но самое главное – малороссийские земли и города провозглашались прямыми владениями царя, а значит, налоги теперь шли в русскую казну, а киевская метрополия переходила в подчинение к Московскому патриархату.

Свою выгоду получил и Брюховецкий. С одной стороны, передача земель России позволяла казакам юридически закрепить за собой право на новые владения: теперь достаточно было грамоты государя, чтобы считать их своей собственностью.

Подписание статей дало гетману и другое преимущество – в Малороссии увеличивалось число царских войск, благодаря чему он мог чувствовать себя в большей безопасности. К тому же в Москве ему жаловали звание боярина, там же он женился на дочери стольника Дмитрия Алексеевича Долгорукого, получив для себя дополнительные гарантии.

Но, с другой стороны, заключение договора лишь усилило недовольство гетманом. В Малороссии с ропотом встретили московских воевод, которые явились для переписи населения. Подписавшись под статьями «холопом», а не «верным слугой и подданным», как это делали его предшественники, Брюховецкий лишь ускорил своё свержение. В 1668 году, после нескольких лет предательств и измен, он был схвачен своими оппонентами и казнён.

 

 

История гражданской войны

 «Товарищ Артём»: тайна гибели «красного карателя»

https://russian7.ru/post/tovarishh-artyom-tayna-gibeli-krasno/

 

Его ждала блестящая партийная карьера в Москве – как-никак он был одним из немногих, кто мог называть себя близким другом Иосифа Сталина. Однако пламенный революционер Фёдор Сергеев, вошедший в историю под партийной кличкой «товарищ Артём», не дожил до конца Гражданской войны.

 

Начало пути

Сын строительного подрядчика из Курской губернии Фёдор Сергеев окончил реальное училище, и в 1901 году продолжил учёбу в Императорском московском техническом училище. Однако в том же году 18-летний студент вступил в партию РСДРП, а на следующий год впервые попал в тюрьму за участие в демонстрации. Во время революции 1905 года Сергеев возглавил крупный бунт в Харькове, который был подавлен. В 1906 году на IV съезде РСДРП он впервые познакомился со Сталиным.

В течении нескольких лет революционер занимался партийной работой в разных городах европейской части России, пока в 1909 году власти не выслали его в Сибирь. Оттуда молодой человек бежал за границу. Сергеев побывал в Японии, Корее, Китае и Австралии, везде пропагандируя марксистские идеи.

 

Участие в Гражданской войне

Вернувшись в Россию в 1917 году, «товарищ Артём» включается в работу большевистской партии в Харькове. Тогда же возобновляется его тесное общение с будущим «отцом народов».
В начале 1918 года Фёдор Сергеев встал во главе Донецко-Криворожской советской республики – уникального территориального образования, созданного не по национальному признаку, как другие советские республики, а, как заявлялось большевиками, «по особенностям экономически-хозяйственного быта». Впрочем, вскоре эти районы были оккупированы немцами. На фронтах Гражданской войны «товарищ Артём» руководил многими мероприятиями, в частности, возглавлял военный отдел Временного рабоче-крестьянского правительства Украины.

 

Красный каратель

Харизматичный и интеллигентный, Фёдор Сергеев всё же оставил о себе недобрую память во многих местах, в частности, в Башкирии. В феврале 1920 года здесь поднялось восстание против советской власти, которое получило название «Восстание чёрного орла». Башкирские крестьяне сначала взбунтовались против продразвёрсток, но постепенно движение получило также религиозный характер. Мусульманские руководители благословили верующих на джихад против безбожной власти.

Для подавления восстания в Башкирию были посланы около семи тысяч красноармейцев. «Товарищ Артём» руководил операцией в качестве уполномоченного ВЧК по Башкирской АССР. Как считают современные историки, поволжские сёла буквально утопили в крови.
«Восстание было подавлено беспощадным образом. Только по официальным данным потери повстанцев составили свыше 3 тысяч человек убитыми и ранеными. Соотношение потерь со стороны советских войск и повстанцев составляло 1:10 и более, – пишут исследователи Пётр Алешкин и Юрий Васильев.

 

Гибель

24 июля 1921 года Фёдор Сергеев участвовал в испытании аэровагона – дрезины с винтом, созданной конструктором Валерианом Абаковским. Это уникальное по тем временам транспортное средство было способно развивать скорость до 140 км/ч. По дороге из Тулы в Москву, под Серпуховом, аэровагон слетел под откос. Вместе с видным большевиком погибли его иностранные коллеги по коммунистическому движению – Оскар Гельбрих из Германии, Джон Фриман из Австралии и ещё четыре человека.

Эта авария до сих пор вызывает массу вопросов. Например, по одной из версий, на пути аэровагона кто-то умышленно навалил груду камней. Не исключено, что катастрофа была подстроена по приказу Троцкого – политического противника «товарища Артёма». Считалось, что Международный союз горнорабочих, который создавал Фёдор Сергеев, должен ослабить влияние Троцкого. Однако по официальной версии революционер погиб из-за плохого состояния пути и неполадок в конструкции самого вагона.

Сына погибшего, Артёма Сергеева, родившегося за пару месяцев до гибели отца, взял на воспитание Иосиф Сталин – такова была воля его соратника. Впоследствии приёмный сын Сталина дослужился до звания генерал-майора и занимал высокие командные должности.

 

История Отечества

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.