Ресурсы и формы работы по развитию культурного туризма в молодежной среде — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Ресурсы и формы работы по развитию культурного туризма в молодежной среде

2019-11-18 151
Ресурсы и формы работы по развитию культурного туризма в молодежной среде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нетрудно заметить, что в жизни нашего общества культурно-познавательный туризм занимает одно из первых мест среди всех остальных видов туризма, именно этому виду туризма уделяется большое внимание и в деятельности библиотек. Культурный туризм открывает перед ними огромные возможности, поскольку объединяет молодежь вокруг решения различного вида социализирующих задач:

- обеспечивает развитие позитивной межличностной коммуникации в молодежной среде;

- формирует навыки исследовательской деятельности;

- расширяет кругозор и формирует картину мира;

- определяет направления интересного молодежного и семейного досуга.

 

Формирование ресурсной базы библиотеки – одна из ключевых задач

большинства программ, направленных на поддержку туризма внутри страны и развитие различных видов туризма. Среди возможных ресурсов, необходимых для развития туристического направления работы библиотеки, необходимо выделить следующие тематические блоки:

1. Ресурсы, расширяющие представления о туристической привлекательности отдельного региона, собственной страны и других стран. Безусловно, основным ядром ресурсной базы библиотеки становится краеведческий фонд, который может быть представлен следующими изданиями:

- литература о географическом положении края (страны) и его особенностях, природных и исторических достопримечательностях;

- легенды, народные сказания, поэтические сборники, посвященные знаковым местам;

- фотоальбомы, аудио- и видеоматериалы.

2. Ресурсы, помогающие ориентироваться в путешествии и чувствовать себя более  уверенно. Ориентирующими ресурсами являются:

- карты и путеводители;

- базы данных о туристической инфраструктуре региона (гостиницах, мотелях, точках питания и пр.);

- базы данных ссылок на сайты полезной для путешественника информации (например, форумы автостоперов, сайты гео-кешинга, клубов велопутешественников и др.).

3. Ресурсы, способствующие активному и позитивному отдыху. Эти ресурсы могут быть представлены широким спектром изданий и публикаций:

- художественная литература (в частности, издания небольшого формата, которые не трудно будет взять с собой в дорогу);

- периодические издания (Гео, Вокруг света, Чудеса и приключения и др.);

- энциклопедические и справочные издания (справочник туриста, путеводители для автотуристов, словари и др.).

4. Собственные ресурсы библиотеки, к числу которых можно отнести: информационные краеведческие материалы, тексты экскурсий, листовки, памятки, буклеты, электронные издания, видеоматериалы и др.

 

Примером целенаправленной работы библиотеки по формированию

информационной базы местного туризма может служить опыт Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского.

Цель реализованного библиотекой проекта «Краеведение+» – разработка новых актуальных направлений библиотечного краеведения. Основная работа по проекту была направлена на создание информационных краеведческих кейсов (ИКК) для представителей туристической сферы региона – туроператоров, турагентств, экскурсионных бюро, представителей малого и среднего бизнеса, широкой аудитории пользователей библиотек.

ИКК – это набор (портфель) краеведческих продуктов и услуг, который

может включать листовки, памятки, буклеты, электронные издания, аудиогиды, фото- и видеоматериалы, карты, консультации, справки, вспомогательные материалы (адреса гостиниц и точек общепита, маршруты проезда, контакты туроператоров, экскурсионных бюро и пр.), мультимедиа-приложения и т.п.

В основу формирования ИКК положена теория «взгляд туриста», которая заключается в использовании знаковых точек, «носителей картинки» (географические объекты, знаковые события, темы, знаменитости). Главная характеристика ИКК – готовность к употреблению краеведческих материалов, вариативность, адаптивность. ИКК позволяют увеличить ассортимент предоставляемых туристическими компаниями услуг (познавательный, креативный туризм, автотуризм); включить в состав услуг

эксклюзивные туры и маршруты; сократить временные и финансовые затраты на создание информационных материалов для экскурсоводов; расширить географию туров и экскурсий на всю территорию области.

В качестве научной основы была разработана программа исследования с описанием методологии проекта. Все мероприятия сгруппированы в виде четырех организационных модулей, которые отрабатываются одновременно:

- «контент-модуль»– инвентаризация краеведческих услуг, анализ их полноты, качества и потребительских свойств; моделирование и последующее формирование ИКК;

- «методический модуль» – определение тематических экспериментальных площадок проекта, организация их работы; подготовка методических материалов и методическое сопровождение проекта;

- «маркетинг-модуль»– проведение социологического мини-исследования, исследование рынка туроператоров области; анкетирование; позиционирование библиотеки как туристического объекта;

- «аналитический модуль» – сбор, анализ и обобщение материалов о ходе проекта на всех этапах его реализации, планирование развития проекта.

 

Все мероприятия проекта реализованы последовательно в виде

экспериментальных площадок, работающих по направлениям:

- событийный туризм (знаменательные даты – юбилеи городов, районов; значимые мероприятия – фестивали, форумы, карнавалы, национальные игры и пр.);

- городской туризм (достопримечательности);

- тематический туризм (исторический, литературный, паломнический);

- этнотуризм (культура, быт, традиции и современное состояние наций и народностей);

- экологический туризм (сохранение природных объектов);

- географический туризм (природные объекты и феномены как таковые).

 

Еще одним примером организации собственных ресурсов, нацеленных на развитие познавательного туризма, может служить опыт Пятигорской центральной библиотечной системы ЦГБ им. М. Горького, которая творчески подошла к подготовке туристического ресурса. Проект «Нескучное краеведение» представляет собой цикл занимательных прогулок по городам Кавказских Минеральных Вод конца ХIХ – начала ХХ вв.

В него включены прогулки: «С ветерком!»: будни лихих извозчиков

Кавказских Минеральных Вод, или Поединок частного извоза с городскими властями;   «Паблик рилейшенз» прошлого века: путешествие в курортную рекламу (торговля, развлечения, частные объявления и др.).

Деятельность библиотеки, безусловно, имеет собственную специфику, которая должна отражаться при планировании работы библиотеки в сфере развития туристической привлекательности местности и организации молодежного интеллектуального досуга. Основными формами массовой работы с пользователями библиотек являются выставки и викторины, литературные игры, реклама новых книг, конкурсы, фестивали, экскурсии, научно-исследовательские конференции, посещение музеев города или села, краеведческие прогулки. Одним из видов инновационной деятельности для библиотеки может стать литературный туризм.

Литературный туризм основан на осознании взаимосвязи культурно-исторических событий прошлого с жизнью и творчеством писателей и их окружения.

Главная цель литературного туризма – возрождение интереса к истории, культуре и литературе своего края, поднятие престижа чтения.

Одна из наиболее эффективных мотиваций для молодежи – возможность сделать своё, пусть и маленькое открытие, увидеть такое, что другим пока неизвестно – будь то биография известного земляка или история памятника архитектуры. Всё, что посильно юному исследователю и позволило бы ему утвердиться в своей возможности внести вклад в копилку информации о родном крае. Отметим основные цели и задачи библиотечного литературного туризма:

- формирование исторической памяти, осознание причастности к национальной литературе, истории и культуре, необходимости их изучения и сохранения;

- привлечение внимания подрастающего поколения к наследию выдающихся земляков, воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю;

- раскрытие конкретных тем в образовательном процессе (студенты, школьники) через историческую, литературную и культурную среду.

 

Экскурсия как основная форма работы в библиотечном туризме. Экскурсия является одной из самых популярных форм библиотечной работы и как форма организации досуга молодёжи приобретает всё большую актуальность. Экскурсионный процесс предполагает активное участие обеих сторон: как гида, так и экскурсантов. Сочетая в себе образовательную и воспитательную цели, экскурсия является одним из видов культурно-просветительской работы, обладая всеми признаками, функциями и

индивидуальной методикой. Экскурсия, будучи источником познания и эстетического сопереживания, объединяет все составляющие городской или сельской жизни, образующие неповторимый местный культурный стиль, который, в свою очередь, становится частью культуры страны в целом.

Экскурсия (от лат. excursion – «поездка») – целенаправленный процесс познания человеком окружающей действительности, построенный в естественных условиях по заранее подобранным объектам, которые служат раскрытию определённой темы.

Экскурсия как одна из форм туризма появилась в конце ХVIII века. Тогда под экскурсией понимались познавательные выезды на природу или в исторические места. Опираясь на опыт коллег, можно отметить, что библиотечные экскурсии сегодня различаются многообразием форм проведения:

- экскурсия-беседа – включает в себя встречу с человеком, чья деятельность имеет отношение к теме туризма и путешествий;

- экскурсия-прогулка – обычно проводится на природе и совмещается с изучением какого-либо туристического объекта и сбором информации;

- квест-экскурсия – сюжетная экскурсия в игровой форме, путешествие к определённой цели через решение различного вида заданий.

 

Ещё один инновационный и увлекательный вид туризма представлен Омским библиотечным техникумом. Студенты-библиотекари призывают горожан стать участниками беговой экскурсии – своеобразный микс познавательного и спортивного туризма, прекрасная альтернатива для поддержания своего тела и разума в тонусе. Для участников беговых экскурсий подготовлены несколько аудио-гидов с записями стихов, прозы, музыкальных произведений местных авторов. Особой популярностью среди

участников экскурсий пользуются научно-популярные беседы об истории города, содержащие интересные факты об отдельных улицах, строениях, памятниках, людях и событиях. При создании аудиогидов широко используются краеведческие издания, местная пресса, статьи известных краеведов.

Можно сформулировать несколько причин, по которым библиотекам стоит заниматься экскурсионной деятельностью, и попытаться определить степень влияния этой работы на привлечение населения к чтению.

Первое: если вы занимаетесь экскурсионной деятельностью, у вас есть

дополнительная возможность общения с большим числом потенциальных

пользователей. Поэтому экскурсии всегда заканчиваются приглашением в библиотеку, на сайт учреждения, распространением рекламной продукции, что помогает существенно расширить границы библиотеки и работать на привлечение новых пользователей.

Второе: зачастую знакомство с историей родного города начинается в библиотеке. Экскурсия помогает «вдохнуть атмосферу» в уже знакомые читателю объекты, воссоздать картины прошлого или будущего, побывать в местах, связанных с именами известных писателей, учёных, государственных деятелей, представителей культуры и искусства. И наоборот: бывает, что после знакомства с городскими достопримечательностями появляется потребность в получении краеведческой информации. И люди идут в

библиотеку, где им предлагают ознакомиться с краеведческой литературой, имеющейся в фонде.

Третье: библиотекари-экскурсоводы всегда используют возможность

продвижения краеведческой книги. Это происходит и в ходе разработки маршрута, поскольку используются разные краеведческие издания, и непосредственно в ходе экскурсии, поскольку в «портфель экскурсовода» входят материалы из книг, иллюстрирующих объекты маршрута.

Четвёртое: если библиотекарь-экскурсовод «глубоко в теме» – это помогает не только в подготовке просветительских мероприятий, но и в ежедневном общении с читателями. Можно удивить читателей знанием интересных фактов о родном городе, можно порекомендовать интересные краеведческие книги и публикации, можно организовать встречи с интересными людьми (краеведами), с которыми знаком лично.

С внедрением новых информационных технологий существенно изменился подход к экскурсиям, примером инновационной деятельности библиотек в области краеведения и туризма можно считать и виртуальные экскурсии.

Виртуальная экскурсия – это воображаемая форма посещения экскурсионных объектов с использованием современных телекоммуникационных и информационных технологий. На сегодняшний день такие экскурсии – один из самых эффективных и убедительных способов представления информации, ведь они создают у зрителя полную

иллюзию присутствия. По своей форме виртуальная экскурсия – это мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Но в отличие от обычной серии фотографий она обладает интерактивностью. Как и при разработке любого информационного продукта, в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит

определённый алгоритм действия, позволяющий добиться успешного результата.

К примеру, в Калужской областной научной библиотеке им. В.Г. Белинского успешно работает проект «Литературный туризм», в центре которого – судьба литературных произведений, связанных с Калужским краем. В ходе работы над проектом были подготовлены циклы виртуальных экскурсий для учащихся: «В полях забытые усадьбы», «Калужские следы «Пиковой дамы», экскурсия «За страницами «Войны и мира», рассказывающая и показывающая места городов Боровска, Малоярославца и

близлежащих деревень, в которых происходили события романа.

Центральная городская библиотека г. Минеральные Воды проводит для своих читателей виртуальное путешествие об истории Великого Шелкового пути, часть которого проходила по территории Северного Кавказ, и в частности – по Ставропольскому краю. Кроме театрализованного представления, презентаций, оно включает слайдовые викторины, выставки, игры. Участникам путешествия особенно интересно узнавать о той части Великого Шелкового пути, которая проходила по знакомым городам – Пятигорску, Кисловодску, Ессентукам.

Преимуществами таких экскурсий являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В некоторых случаях она позволяет получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Её составляющими могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты почётных горожан, фотографии с объектами и достопримечательностями

города. К описанным выше формам работы можно добавить: походы, походы выходного дня, экспедиции, туристские слёты, туристские соревнования, клубную деятельность.

Все эти виды деятельности интересны и легко осуществимы, однако, им необходим особый творческий настрой и понимание важности проводимых мероприятий.

Остановимся на их краткой характеристике и особенностях:

Поход – начинается с выбора места и района, изучения культурно-исторических объектов, подготовки документов (маршрутная книжка, разрешение на выход, взаимодействие с МЧС и поисково-спасательной службой, страховые полисы). Необходимо подготовить снаряжение, транспорт, закупить продукты. Но самое главное в походе – наличие экспедиционного задания: исследования в области истории и культуры

района/региона. Главное отличие похода от экскурсии заключается в том, что в походе преследуется цель наблюдения по широкой программе, встречающихся на маршруте объектов, тогда как экскурсия ставит перед собой задачу изучения строго отобранных объектов по специальной программе.

Поход выходного дня – наиболее доступный вид туристского похода, его продолжительность может составлять 1-3 дня. Поход выходного дня – это своеобразное мини-путешествие, он не требует особой физической подготовки. В сущности – это прогулка, которая для городского жителя становится увлекательным, запоминающимся путешествием. Участники похода знакомятся с родным краем – его жизнью, природой,

достопримечательностями, расширяют свой кругозор, получают начальные туристские навыки.

Экспедиция – цели бывают различные, но чаще областью исследования являются история, культура, уникальные природные объекты и явления. Проводя исследования в означенной теме экспедиции, группа погружается в целый ряд исторических событий, социальных процессов, этно-культурных особенностей, топонимики, влияний природы и рельефа региона. Участники экспедиции, изучая конкретные объекты, должны стремиться рассматривать их в комплексе всех аспектов прошлого, настоящего и будущего, выявляя

причинно-следственные связи и работая на результат.

Туристские слёты и туристские соревнования – позволяют познакомиться с участниками из других сёл, городов, регионов, дают широкий опыт взаимодействия и общения, условия для передачи опыта и культурных традиций. При этом молодёжь учится внутренней самодисциплине, создаётся определённый туристско-краеведческий социум,

объединённый общими целями и интересами.

Интересен опыт Донской государственной публичной библиотеки (ДГПБ), разработавшей партнёрский проект библиотеки «Малая академия туризма». Малая академия туризма юга России работает в рамках экологического туризма уже не первый год, школьники и студенты с интересом совершают экспедиционные поездки по знаменательным местам Дона и Северного Кавказа. При этом главная задача проекта – изучение большого массива краеведческой информации об экскурсионном объекте,

развитие информационной культуры подростков и молодежи, углубление знание школьников о регионе.

Массовое обслуживание читателей в библиотеках – самое главное направление, которое влияет на показатели эффективности работы в библиотеке, помогает развивать различные формы индивидуального творчества читателей. Новое время требует новых подходов и наполнения старых проверенных форм работы современным содержанием. Но и хорошо известные традиционные формы работы действуют весьма успешно. Кроме

них, предлагаем обратить внимание и на более привычные формы, которые можно переосмыслить и использовать в туристско-краеведческой работе.

Словарь-справочник «Библио-тур» подскажет вам варианты использования традиционных методик в массовой работе с читателями.

 

БИБЛИО-ТУР

Словарь-справочник

 

АУКЦИОН – интеллектуальная игра-состязание, разновидность викторины, в которой используются правила настоящего аукциона (т.е. публичной распродажи, когда покупателем становится тот, кто предлагает более высокую цену.) В туристическом аукционе «продаются и покупаются» знания о туризме, путешествиях. В ходе игры предлагаются вопросы, каждый их которых предполагает несколько правильных ответов. После оглашения вопроса в торги вступают знатоки и предлагают свои варианты ответов.

Победителем считается тот, кто даст наиболее точный и правильный ответ на вопрос. Примеры вопросов: перечислить названия книг, где говорится о туризме, путешествиях и путешественниках; на выставке аукциона определить, из какой страны привезены те или иные сувениры; назвать имена известных путешественников и рассказать о них.

ВЕЧЕР – комплексное мероприятие, сочетающее познавательные и занимательные элементы, межличностное общение участников. Специфика вечера в том, что тема освещается различными средствами, включая музыку, художественное слово, кино -, фотодокументами.

ВАРИАНТЫ: вечер вопросов и ответов (темы – туризм, путешествия, краеведение); вечер смеха и юмора (тема – интересные и необычные случаи из жизни путешественника); тематические вечера: вечер Италии, вечер Франции и т. д.

ВИКТОРИНА – интеллектуально-познавательная игра. Её главная цель – развитие познавательной активности.

ВАРИАНТЫ: видеовикторина, викторина-поиск, шанс-викторина (викторина-тест), где участнику даются варианты ответов, электронная викторина.

ВСТРЕЧА. Комплексное мероприятие, которое проводится в виде обсуждения, знакомства с новыми людьми или новой информацией. Эффективность встреч зависит от их организации. Поэтому участники встречи должны быть заинтересованы друг в друге, хотели бы получить что-то новое от этого общения. Говоря о туризме и туристической теме, здесь уместны встречи с путешественниками, которые открыли для себя еобычные

маршруты: путешествия автостопом, путешествия в одиночку, туризм экстремальный (выживание в пустыне, сплавы на горных реках и др.).

ИГРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ – вид массовой игры, основанный на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Как правило, в таких играх принимают участие несколько команд, которые отвечают на вопросы различной тематики.

ВАРИАНТЫ: брейн-ринг, интеллектуальный тир, ринг эрудитов.

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ – проводится по краеведческой, географической, исторической литературе. Обязательный элемент – целенаправленное движение группы участников по определённой схеме или маршруту, а также карта или маршрутный лист. В игре-путешествии читатели превращаются в группу путешественников, где у каждого своя

роль, на картах обозначены остановки, где и происходят основные действия сюжетов.

ВАРИАНТЫ: весёлый дилижанс, круиз в удовольствие, путешествие виртуальное, турне с настроением, фаэтон летний.

КВЕСТ (Библио-квест) - игра-приключение, игра-поиск, прохождение команд по определённому маршруту-сюжету.

ВАРИАНТЫ: библиокэшинг (поиск клада) с помощью карты и различных заданий); игра по станциям; маршрутная игра.

КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ – форма организации, объединяющая своих членов на основе общности интересов, сходства занятий для совместных действий, общения или отдыха на добровольной основе. Особенность клуба – большая подвижность связей, свободное вхождение и выход членов.

ВАРИАНТЫ: клуб путешественников, туристический клуб, клуб бардовой или туристической песни.

КОНКУРС – личное или командное соревнование. Может быть самостоятельной формой или составной частью мероприятия, праздника, игры.

ВАРИАНТЫ: конкурс лесных репортажей (экологический туризм), конкурс барона Мюнхаузена (конкурс рассказов о путешествиях с элементами юмора и выдумки).

ЛИТЕРАТУРНО-ТУРИСТИЧЕСКОЕ ТУРНЕ представляет собой круговое путешествие. Турне проходит по разным объектам с обязательным возвратом в место, где оно начиналось.

ВАРИАНТЫ: основой проведения турне могут стать книги русских и российских писателей о своих путешествиях: Афанасий Никитин «Хождение за три моря», Н. Карамзин «Письма русского путешественника», И. Гончаров «Фрегат «Паллада», Е. Гришковец «Записки русского путешественника». Просмотр фильмов, чтение отрывков из книг, беседы о путешествиях.

СТОРИТЕЛЛИНГ – рассказывание историй. Востребован на встречах, заседаниях клубов путешественников. Участники делятся своими впечатлениями, дают практические советы, обмениваются сувенирами из поездок и фотографиями.

ВАРИАНТЫ: простой сторителлинг; театрализованный сторителлинг – вариант, при котором рассказчик стремится превратить свой рассказ в некое действо; цифровой сторителлинг – рассказывание историй с использованием компьютерных технологий.

ФЕСТИВАЛЬ – массовый праздник, большое массовое мероприятие, включающее различные конкурсы, выставки, представления и выступления, демонстрирующие не только творческие достижения, но и пропагандирующие тему фестиваля. Это очень крупное мероприятие, поэтому библиотеки проводят их с помощью и поддержкой СМИ, крупных организаций или учебных заведений.

ЭКСКУРСИЯ – выход, поездка, коллективное посещение мест, как правило, культурно-просветительного или учебно-демонстрационного характера.

ВАРИАНТЫ: видеоэкскурсия, виртуальная экскурсия, литературная экскурсия, краеведческая экскурсия.

 

«ПРОГУЛКИ С ПЕЧОРИНЫМ»


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.