День рождения Республики Марий Эл» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

День рождения Республики Марий Эл»

2019-11-18 457
День рождения Республики Марий Эл» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(утренник)

Под марийскую музыку дети входят в зал.

Ведущий 1

Поро кече, йоча-влак, пагалыме уна-влак! Таче мемнан йочасадыште пайрем.

Ведущий 2:

Добрый день, ребята, дорогие наши гости! Сегодня наша республика отмечает праздник - своё день рождения!

 

Чтец 1:

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Вам говорим мы сейчас.

Всех поздравляем мы с праздником

В этот торжественный час!

 

Чтец 2:

Родина наша Россией зовется.

Пусть мирное небо сияет над ней.

Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,

Пусть песни поют миллионы людей.

 

Чтец 3:

Широка ты, родная Россия,

Высоки над тобой небеса

И под ветром шумят вековые

В разноцветном убранстве леса.

 

Чтец 4:

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

 

(звучит песня о России»Росиночка – Россия» музыка Е. Зарицкой слова И. Шевчука)

 

Ведущий 1:

 Россия – это наша большая Родина.

(задаёт вопросы детям)

-А как называется наша малая Родина? (Марий Эл)

- Как называется столица нашей республики? (Йошкар- Ола)

- Как называется наш район? (название своего района)

 

Ведущий 2:

Над полями, над лугами

Гимн несется в синеву.

Нет земли родней, прекрасней.

В Марий Эл, друзья, живу!

 

Ведущий 1:

А сейчас, ребята, прозвучит гимн республики Марий Эл.

(Звучит гимн Республики Марий Эл)

 

Чтец 5:

Вот и осень больше половину

Срока своего прошла.

Заглянул в окошко месяц,

Что зовется ноябрем.

 

Чтец 1:

И у нас сегодня праздник.

Мы собрались вместе все,

Чтоб отметить День рождения

Любимой Республики Марий Эл.

 

Чтец 2:

Марий Эл- шочмо эл

Сылнын пеледалт.

Марий Эл- шочмо эл

Шерге пеш улат.

 

Чтец 3:

Илышым да вийым

Пуэнат мылам.

Куш ом кай, ом мие –

Тый декет толам.

 

Чтец 4:

Нур кава умбалне

Чучкалта турий.

А чашкер лонгаште

Шушпык шып ок лий.

 

Чтец 5:

Люблю тебя, мой край родной!

Ты так хорош зимой и летом!

Из года в год ты все цветешь

И звонко мы поем об этом!

 

(звучит песня про родной край»Шочмо мланде», сл. И. Осмина, муз. В. Осипова).

 

Теве тумо, теве корно,

Теве курык, теве ер.

Ер воктеке толын шордо,

Толын шордо пеш чевер!

Ой, пеш сылне,

Ой, пеш ямле!

Шордо вудым подылеш.

Тиде мыйын шочмо мланде.

Шочмо мланде сылне пеш!

Тыште муро, тыште модыш,

Чыла уло йочалан.

Ужам тендам йочасадыш

Тидым ужыда шкеак.

Ой, пеш сылне,

Ой, пеш ямле,

Шонанпыл йочасадна.

Тиде садыш кажне кечын

Куанен ме коштына.

 

Ведущий 2:

Наш прекрасный марийский край богат не только лесами, реками, и чистыми родниками. Марий Эл славится своими людьми. Они умеют и работать, и от души повеселиться. Давайте и мы с вами потанцуем.

(под марийскую песню «Шошо кумыл» («Весеннее настроение») дети танцуют марийский танец)

Ведущий 1:

Лес - это самое большое богатство нашей республики. Сегодня, ребята, я приглашаю вас в наш красивый лес. А для этого нам нужно произнести волшебные слова:

Я на ножке покручусь,

В лесу волшебном окажусь.

Вот мы и на месте.

Как прекрасен осенний лес!

Давайте послушаем, о чем шепчутся листья?

(звучит фонограмма звуков леса).

Ведущий 1:

Ой, ребята, послушайте, к нам кто- то спешит.

(Звучит музыка, в зал входит паучок.)

Паучок:

Здравствуйте, ребята. Я - паучок-почтальон. У меня для вас есть письмо

(паучок достает письмо и отдает ведущему).

Ведущий 2:

Давайте посмотрим, от кого же оно?

«Я - Пампалче. Помогите мне, спасите от злой и коварной ведьмы Вувер-Кувы. Сижу я на высокой сосне, а Вувер-Кува рубит под корень сосну. Отвлеките злую ведьму, спасите меня!».

Ведущий 1:

Ребята, поможем Пампалче? (Да).

Где же только искать эту сосну и Вувер – Куву? Может лес нам поможет? Давайте послушаем.

(звучит фонограмма стука топора)

Ведущий 2:

Слышите стук? Это Вувер – Кува. Давайте позовем ее в гости и отвлечем от злой работы.

Все:

Вувер – Кува!

(входит Вувер – Кува с топором)

Вувер-кува:

Кто вы такие? Откуда родом будете? Узнали меня?

Ведущий 1:

Мы – друзья природы.

Вувер- кува:

Вы – друзья природы? Ой, не могу!

Ведущий 2:

А мы тебе сейчас докажем. Наши ребята расскажут как нужно вести себя в лесу.

(дети перечисляют правила поведения в лесу)

- нельзя шуметь, а ты шумела;

-нельзя ломать ветки, а ты ломала;

-нельзя рубить деревья, а ты рубишь;

Вувер- кува:

Ладно, как будто я вам поверила. Надоели вы мне, да и заболталась я с вами, пойду, у меня еще дела.

Ведущий 1:

Погоди, погоди, Вувер- кува. Мы же к тебе в гости пришли.

Вувер- кува:

Я вас в гости не звала.

Ведущий 2:

По традиции ты должна нас накормить, напоить, развеселить.

Вувер-кува:

Накормить, пожалуйста (достает мухомор). Самый красивый, самый полезный, самый вкусный гриб. Себе оставила, да придется вас угостить. Берите, не стесняйтесь, угощайтесь.

Дети:

Это ядовитый гриб, его есть нельзя!

Ведущий 1:

Наши дети знают все грибы. Могут тебе рассказать о грибах, которые можно есть и нельзя.

Вувер- кува:

Не может быть!

Ведущий 1:

А ты проверь!

Вувер-кува:

А что? И проверю! Ну-ка, ребята, скажите-ка мне, что это за грибы?

(загадывает загадки)

1. Рыжие ушки с лисьей макушки (лисички).

2. Он в красной шапочке растет

среди корней осиновых,

его узнаешь за версту,

зовется (подосиновик).

3. Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый как Петрушка

Ядовитый (мухомор).

4. Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу

Как веснушки на носу (опята).

5. Под берёзой старичок,

На нем бурый колпачок,

И пиджак с пестринкой,

А сапожки - с глинкой (подберезовик).

6. Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (белый гриб)

 

Ведущий 1:

Ну как, удостоверилась?

Вувер –кува:

Ага. Какие умные ребята! А знаю я одну интересную игру и хочу с вами в нее поиграть.

Мы сейчас все в круг встаем и вопросы узнаем. Тут- то точно не отгадаете.

(игра»Кого лапоть поймает»)

Лынги-лунги, йыж-выж йыдалемым пордыктем.

Тыкыс-тукыс, пылт-полт йолдам куча йыдалем!

(кидает в руку ребёнку лапоть и задаёт вопрос, он должен правильно ответить, если не ответит, то его «лапоть поймал»)

1. Какие деревья растут в моем лесу?

2. Какие животные живут в лесу?

3. Какое животное любит лакомиться желудями?

4. Какие птицы живут в лесу?

5. У какой птицы красная грудка?

6. Хозяин леса, который впадает в спячку.

Вувер- Кува:

Ох-ох-ох, и здесь все отгадали

Ведущий 2:

Вувер - Кува, а ты знаешь, как называется наш детский сад?

Вувер- Кува: Мухомор.

Дети:

Нет.

Вувер- Кува:

Ягодка.

Дети:

Нет.

Вувер-Кува:

Березка.

Дети:

Нет

Ведущий 1:

Ребята, давайте все вместе скажем название нашего детского садика.

Дети:

Шонанпыл.

Вувер- кува:

Да-а, молодцы, ребята. Совсем с вами забылась, мне же надо идти.

Ведущий 2:

Вувер-Кува, мы к тебе в гости, а ты все куда-то спешишь, ну куда это годится?

Вувер-Кува:

 Ну, что еще? Угостить - угостила мухомором, сами отказались от угощения. Что еще вам надо?

Ведущий 1:

Развесели нас.

Вувер-Кува:

Как? Я ничего не умею делать, только вредничать умею.

Ведущий 2:

А вот вредничать очень плохо. Ты лучше нашу загадку отгадай.

Угадаешь - будет тебе сюрприз!

А теперь тебе загадку

Ты позволь нам загадать.

Отгадаешь, будут дети

Вам частушки исполнять.

«Что за время, будто в сказке

Водит осень листья в пляске.

И качаются, летят,

Под ногами шелестят.

Вувер- кува:

Это же осень!

Ведущий 1:

Правильно. А теперь наши девочки исполнят для тебя частушки.

(Девочки поют частушки)

 

1. Муралтена мо вара? 2. Изи улам, изи улам

Чучкалтена мо вара? Киса кайык гай улам.

Муралтена, чучкалтена Киса кайык гай улам да

Йолна ден тавалтена! Йочасадыш мый коштам.

3. Муралтенат кертына, 4. Ой корно сай, корно сай

Кушталтенат кертына. Олыкышто корно сай.

Мураш, кушташ веле огыл. Ой илыш сай, илыш сай

Пашаланат кертына. Садикыште илыш сай.

5. Сита ынде мурышна,

Сита ынде куштышна.

Изи йолна нояле,

Изи йолна нояле!

 

Ведущий 2:

Вувер- Кува, может ты перестанешь вредничать, и станешь доброй?

Вувер- Кува:

Замуж звал меня Водяной владыка.

Но отказ мой получил и в злую ведьму превратил.

Ведущий 1:

Мы с ребятами готовы тебе помочь, и знаем как. Нужно три раза повторить волшебные слова и Вувер-Кува станет доброй.

«Осал, осал мемнан деч кай, лиеш Кува сай деч сай»

(дети повторяют слова и Вувер-Кува становится доброй)

Вувер-Кува:

Спасибо вам, ребята, за помощь.

Ведущий 2:

Вот и пришла нам пора прощаться с лесом и Вувер- Кувой.

Вувер-Кува:

Погодите, погодите! За ваше доброе дело вот вам угощение! (Вувер- Кува достает угощение и отдает ведущему)

Вувер-Кува:

Вот теперь можно и прощаться. До свидания, ребята!

Дети:

До свидания!

(Вувер-Кува уходит)

Ведущий1:

И нам, ребята, пора возвращаться в наш детский сад.

Ведущий 2:

Пусть все народы России живут дружно, в мире и согласии. Пусть наш марийский край становится еще богаче и краше.

Чтец 1:

Шочмо мланде, Марий Эл,

Ужарала волгалтат.

Эн куатле, эн чевер.

Мыланемже тый улат.

Чтец 2:

Калыкем пеш поро

Да ура чонан.

Таче тиде мурым

Полеклем тудлан.

Песня»Толза мемнан дек унала»

(поют дети старших и подготовительных групп)

Ведущий 2:

На этом, дорогие ребята, наш утренник заканчивается. Благодаря этому празднику, мы теперь все знаем, что каждый год 4 ноября наша любимая родина – Республика Марий Эл отмечает свой очередной день рождения. А когда вы вырастите, вы будите стараться делать для своей родины всё самое хорошее: хорошо учиться, затем много работать, чтобы наш марийский край процветал и становился всё краше и богаче!

 

6.»С юбилеем, родная республика!»

(вечер-встреча)

(на сцене фон с изображением природы Марийского края)

 

Ведущий 1:

- Добрый вечер, Республика!

- Добрый вечер, (название населённого пункта)!

- Скоро 4 ноября. А это значит, добрый праздничный день.

- С днем рождения, Республика Марий Эл!

 

(Звучит гимн Марий Эл)

Ведущий 2:

Если скажешь слово Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

Ведущий 1:

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

Ведущий 2:

У каждого листочка,

У каждого ручья.

Есть главное на свете –

Есть Родина своя.

Ведущий 1:

А там, где мы родились,

Где весело живем,

Страну свою родную мы Марий Эл зовем!

 

(звучит марийская мелодия)

Ученик:

Марийский край родной

На карте мира

Ты даже меньше, чем кленовый лист.

У нас в сердцах

Мой край, марийский милый,
Ты, как цветок, прекрасен, юн и чист.

2ученик:

Ах, сколько звезд на небе светят вместе.

Ах, сколько звезд!

Я счет им не веду.

Свою звезду найду среди созвездий

Счастливую марийскую звезду!

3ученик:

Она других не больше, но поныне

Она всех ярче, всех милее мне.

Ее всегда я видел на чужбине

В своем раздумье и тревожном сне.

4ученик:

Зеленым эхом лес наполнит утром

Луна вздымает бархат росных трав.

В моем краю приветливом и мудром

Восходит солнце, мир теплом обдав.

 

(звучит стих – перекличка):

Марийский край, марийский край родной!

1. ученик: Шумят леса.

2. ученик: И луч цветет.

3. ученик: И речка вдоль спеша течет.

4. ученик: Поет гармонь.

5. ученик: Свирель поет

Вместе: Красив ты, край родной!

(звучит марийская мелодия)

Ведущий 1:

Республика Марий Эл занимает 23 тысячи квадратных километров. Население республики более 750 тысяч человек. Живут здесь люди 50 – ти национальностей.

Чтец 1:

Живут здесь братьями земли

Не только русский и мари.

Своим считают город наш

Удмурт, татарин и чуваш.

Чтец 2:

Родимый, любимый марийский народ,

Послушай душевную песню мою.

В ней каждое слово от сердца идет,

Взращенный тобою, тебя я пою.

Ведущий 2:

Столица Марийской республики – город Йошкар – Ола.

Этот город – город удивительной судьбы, где гармонично соседствует старое и новое, остро ощущается время, идущее от прошлого к будущему.

Чтец 1:

Много есть на земле городов,

Но навеки ты сердцу мила,

Разодета в золото садов,

Дорогая столица – Йошкар – Ола.

Чтец 2:

Мотор ола кумда туня умбалне

Тужем тусан, тужем луман гынат,

Тый эн сорал улат, тый эн вучен ужат,

Моткоч Марий луман – Йошкар - Ола.

Чтец 1:

Люблю тебя, Йошкар – Ола,

Ты хороша зимой и летом.

Цветком ты красным расцвела

И звонко я пою об этом.

(звучит песня об Йощкар-Оле)

Ведущий 1:

Ныжыл марий муро гае

Шочмо мландем, вер – шорем.

Тыйын пелен чонлан сае

Улат илыш шулдырем.

Ведущий 2:

Модын лунга шурнывече,

Тыдым ончен, шер ок тем.

Вуй умбалне чучка кече,

Ял калыкемым моктен.

 

(исполняется марийский танец)

Ведущий 1:

О, Родина! Как мне тебя не любить,

И как на колени не встать пред тобой,

Как звучную песнь тебе не сложить,

Земля моих предков, мой край дорогой!

Ведущий 2:

Твоя в моем сердце сияет краса

И в грозах сражений, и в счастье труда,

Я вижу луга твои, вижу леса,

Она предо мною везде и всегда.

Ведущий 1:

Березы и пышные липы стоят,

Прекрасны осенней своей красотой.

Дубки молодые и вязы шумят,

Играют, качая багряной листвой.

Ведущий 2:

О, Родина! Ты и весной и зимой-

В сыновнем пылающем сердце моем!

Куда не пойду я, ты вечно со мной,

И все мои думы – о крае родном!

 

(звучит песня о марийском крае)

 

Ведущий 1:

Среди берез, дубрав и пашен

Стоит обычное село.

Здесь знаете каждую тропинку,

Здесь вам родиться повезло.

Ведущий 2:

Не утолить вовеки жажды

Его водою ключевой,

Вам жить его теплом сердечным,

Его негромкой красотой.

Ведущий 1:

Дорогие односельчане! Согласитесь, (название поселения) - это как бы частичка нашей республики Марий Эл. Оно, как веточка большого дерева, украшает его развесистые кроны. И сегодня на празднике нашем мы хотим вспомнить историю развития и становления нашего поселения и рассказать о людях удивительной судьбы.

 

(звучит песня «Деревенька моя» в исполнении Ольги Воронец, сл. В. Гундарева, муз.Н. Кудрин)

(ПОКАЗ СЛАЙДОВ О РОДНОМ ПОСЕЛЕНИИ)

Ведущий 1:

Каждое российское село – большое или малое, имеет свою историю, которая созвучна с историей Великой России.

Наши предки в течение многих веков жили своими заботами, интересами, в тяжком труде добывали хлеб насущный, растили детей.

Случалось, наши предки воевали, часто испытывали нужду. Они отмечали праздники, радовались щедрым урожаям, устраивали свадьбы и оплакивали умерших, но старались сохранить для потомков самое дорогое – Родину.

Ведущий 2:

Давайте и мы с вами вспомним страницы истории нашего поселения, жители которого прошли через тернии и испытания многострадальной России.

Ведущий 1:

Из воспоминаний старожилов, дошедших до нас, наше поселение было  образовано в ….. году.

Люди, которые поселились здесь, очень любили свой край, эту землю. В истории поселян было хорошее и плохое, но они достойно несли свой крест, верно служили своему народу, Родине.

Ведущий 2:

У нас сегодня в зале собралось много очевидцев тех лет.

(представление старожилов поселения)

Мне бы хотелось их спросить, есть ли душа у деревни? Я думаю, что есть, потому что жива еще деревня-матушка.

Согласитесь, малая родина – это не только природа в деревне, но и еще человеческие взаимоотношения, уклад жизни, традиции, язык и вера населяющих эту деревню людей.

Ведущий 1:

А у человека есть душа, которой хочется духовной пищи. И вместе с ароматом свежего хлеба мы всегда будем помнить запах скошенных лугов, утреннюю прохладу жаркого лета – и все это будет рождать в нашей душе прекрасные и чувственные воспоминания.

Ведущий 2:

Сегодня на нашем празднике хотелось бы вспомнить, кто же стоял у истоков нашего народного хозяйства?

(слово предоставляется  главе поселения).

Ведущий 1:

В чем секрет крестьянской души? В чем секрет крестьянской терпеливости? Главное, ради чего стоит жить, что может сделать человека счастливым? Конечно, любовь к людям и к труду. Только любящий работать человек, может сказать себе, что живет не напрасно.

Ведущий 2:

Дорогие односельчане! Мы провели небольшую поисковую работу, прошли по семьям своих земляков и отметили, кто и за что был награждён государственными наградами.

(слово предоставляется землякам, которые расскажут, за что они получили награды)

Ведущий 1:

Рассказ о замечательных людях можно было бы продолжать очень долго. У каждого своя интересная биография, свои победы. Но сегодня нам бы очень хотелось услышать от вас слова-наставления молодому поколению.

(слово предоставляется заслуженным людям поселения)

Ведущий 2:

Дорогие наши ветераны!.. Мы убедились, что наша земля богата замечательными тружениками.

Ширь полей, даль лесов, синь небес.

Цвет лугов – это все Родина, добрая земля моя!

С нею связано все.

Все, что было и есть и сбудется.

Все в ее священной памяти, в ее грядущем дне!

Ведущий 1:

Милая деревня, ты всему начало:

На руках качала, выводила в жизнь.

В праздники и в будни землю эту любим

Всем хорошим людям в пояс поклонясь.

 

Большое спасибо всем, кто сегодня пришёл к нам на праздник! Здоровья вам всем и всех благ! До новых встреч!

 

(звучит лирическая мелодия, гости покидают зал)

 

Цвети, мой край родной»

(литературно-музыкальная композиция)

(Звучит песня «Марий Эл республика моя» дети в национальных костюмах исполняют танцевальную композицию, по окончании выстраиваются полукругом).

(Ведущие выходят в национальных марийских костюмах)

Ведущая 1:

Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой,
И с необъятными полями!
Привет тебе, народ родимый
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
(С.Д. Дрожжин)

 

Ведущая 2:

Сегодня, 4 ноября, когда вся страна отмечает «День независимости» наша Республика празднует свое день рождение.
Ведущая 1:

Республика Марий Эл входит в состав Российской Федерации, нашей большой Родины - России
Чтец 1:

У России величавый,
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(В. Степанов)
(звучат гимны России и Республики Марий Эл)
Чтец 2:
Простор полей и красота лесной поляны
Богатство нив и колокольный звон церквей.
Улыбки детские, и веером фонтаны,
Как доброта живущих здесь людей.
Чтец 1:
Исконный край отечества – марийский,
Из глубины веков история твоя.
Наш край лесов родной и близкий,
Мы навсегда с тобой, российская земля!
Чтец 2:
Здесь тишина озер, благоухают травы,
А в поднебесье – птичьи голоса.
И в майский день отцовской славы
Оркестров радуга и первая роса.

(Исполняется песня «Марий Эл», сл. В. Изиляновой, муз. В. Захарова)

Ведущая 2:

На карте России Республика есть,
О ней рассказать вам мне выпала честь

Зовется она – Марий Эл и всегда,
О ней говорю с удовольствием я.

Ведущая 1:

Взгляните на карту Республики Марий Эл и вы увидите на ней 14 районов и 4 города.
А сейчас мы с вами проведем небольшую викторину и посмотрим, что вы знаете о нашем крае.
Викторина
1. Что мы называем Малой Родиной?
2. Как называется наш район?
3. Назовите города нашей Республики?
4. Какой город является столицей нашей Республики?
Ведущая 2:

Много есть на земле городов,
Но навеки ты сердцу мила,
Разодетая в зелень садов,
Дорогая Йошкар-Ола

 

Ведущая1:

Современная Йошкар-Ола – красивый и нарядный город. Живописные рощи окружают его со всех сторон. Все лето на площадях, бульварах, скверах растут розы, шумят листвою клены, березы, тополя.
(Девочки исполняют танец с полотенцами «Марий солык»)
Ведущая 2:

Марийский край – это удивительная по красоте и разнообразию природа. На протяжении 155 километров по нашей Республике протекает Волга – самая длинная и многоводная река Европы. Среди лесов и болот берут начало сотни родников и ключей, которые питают реки и озера нашего края, а так же Волгу. А как красив родной язык. Он несет информацию из глубины веков, это живая связь, соединяющая поколения народа в одно великое историческое целое. В языке нашего народа сокрыты все его думы и чаяния, его характер, его стремления.
Очень красиво о нашем крае в своем стихотворении пишет марийский поэт Семен Вишневский.
(Выходят дети и читают стихотворение)

Шочмо мланде

1 чтец:
Илышим да вийым
Пуэнат мылам.
Куш ом кай, ом мие –
Тый декет толам.

2 чтец:
Нур кава умбалне
Чучкалта турий.
А чашкер лонгаште
Шушпык шып ок лий.

3 чтец:
Икте-весышт дене
Нуно танасат…
Мыйын вер-шоремым
Мокталтем мурат.

4 чтец:
Шочмо мланде веле
Лишыл мыланем.
Лачак тудын дене
Чон канен илем.

5 чтец:
Канде шинча семын
Койыт ер-влакет.
Чылт ужар посто гай
Тыйын олыкет.

6 чтец:
Калыкем пеш поро
Да ура чонан.
Таче тиде мурым
Полеклем тудлан

 

(звучит песня «Авай, молан кенеж шортеж» сл. В. Абукаева, муз. С. Макова)

Звучат гусли
Ведущая 1:

Ребята вы слышите эти волшебные звуки?

В это время в зале появляется Пампалче в руках у неё туесок.
Пампалче:

Поро кече! Добрый день ребята! Я Пампалче, вы меня узнали? Из какой я марийской сказки?
Ответы детей: «Ший пан, ший Пампалче»…
Пампалче:

Правильно, молодцы. Я уже давно за вами наблюдаю, слушала, как вы читаете стихи, поете песни, вот не удержалась и решила к вам на огонек заглянуть.
Ведущая 2:

Это хорошо, что ты к нам заглянула, сегодня мы прославляем и восхваляем в стихах и песнях наш Марийский край.
Пампалче:

Шочмо мланде-кидкопаште шегре, это пословица говорит о том, что «Родная земля и в горсти мила»
Ведущая 1:

А наши ребята тоже знают пословицы о родной земле (называют пословицы)
- Родная земля – мать, чужая – мачеха.
- Кто, где родился, там и пригодился.
- На родной стороне и камни кланяются.
- На Родине тебе и дерево улыбнется.
- На родине и пасмурный день светел.
Пампалче:

Молодцы ребята, пришла я к вам не с пустыми руками, вот туесок, в нем лежат предметы народного быта, то чем пользовались наши бабушки и дедушки, я буду загадывать вам загадки, а вы, если отгадаете, я вам его покажу.
Зубов много,
А ничего не ест. (Гребень)

Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею. (Веретено)

Привяжешь — пойдут,
Отвяжешь — останутся. (Лапти)

Чтобы себя одеть и прокормить, нашим предкам приходилось очень много работать, но и отдыхать они умели.

 В праздники собирались на посиделки, пели песни, играли в игры. А вы любите играть?
Тогда мы сейчас с вами поиграем в народную игру «Лапти»

(Проводиться игра «Лапти»)
Описание игры: дети встают по кругу, ведущий в центре в руках размотанные лапти, ведущий крутит лаптями возле ног игроков, кто не успевает подпрыгнуть и наступает на лапти, тот выбывает из игры.

Модына веселан
(Дети исполняют песню «Модына веселан» сл. Ю. Исакова, муз. С. Макова с шумовым оркестром на припеве).

Ведущая 2:

 Ребята, я вам уже рассказывала как жили наши предки и мы даже побывали (виртуально) в музее Т.Евсеева который находится в нашей столице.
Пампалче:

Молодцы ребята, сегодня мы с вами совершим еще одно путешествие в один из городов нашей республики - город Космодемьянск. В этом городе есть один замечательный музей под открытым небом, туда мы с вами и отправимся.
(Дети вместе с Пампалче совершают виртуальный тур в музей под открытым небом.

 В ходе мероприятия демонстрируются слайды, виртуальное путешествие  сопровождается небольшим рассказом).
О музее: коллекции музея состоят из хозяйственных построек: ветряной мельницы, кузницы, жилой избы, амбаров, бани по-черному, бани по-белому и других построек.

Площадь музея составляет более пяти гектаров. На его территории расположено более 60 различных объектов и строений, собрано свыше 2000 экспонатов - предметов труда и быта горных мари.

Пампалче:

Вам понравилось путешествие? Чем оно вам запомнилось?
(Ответы детей)
Пампалче:

Спасибо вам ребята за прекрасное время, которое я провела вместе с вами. Мне хотелось бы вас поблагодарить, для вас выступит ансамбль…..Встречайте!
А теперь мне, ребята, пора попрощаться,  до новых встреч!
Ведущая 1:

Марий Эл! Тебе все поздравления,
Дружная республика моя!
Поздравляем с днем тебя рождения.
Мира тебе, добрая земля!
(Звучит марийская народная музыка)

Ведущая 2:

Нас покинула наша гостья, но праздник мы ещё не закончили. Мы сегодня говорим о нашей с вами Родине – Республике Марий Эл. Давайте проведем небольшую викторину!

1. Как называется наша Республика?

2. Как называется столица нашей Республики?

3. Какие звери обитают в наших лесах?

4. Какие ягоды растут в наших лесах?

5. Какие реки текут по нашей Республике?

Ведущая 1:

Ребята, а кто знает стихи о родине?

(Дети читают стихотворения)

Леса и рощи с детства сердцу милые

О чем-то шепчут, шелестя листвой.

Луга цветущие, поля красивые,-

Все это – милый сердцу край родной.

И песни соловья, что душу трогают,

И родниковый звон, и неба высь,

И солнце на закате розовом

Мы не забудем. Здесь мы родились!

(автор Куклина Л.П.)

(под звучание песни «Марий Эл», сл. В. Изиляновой, муз. В.Захарова, в зал входит дед Трифон, увешанный народными музыкальными инструментами).

Дед Трифон:

Здравствуйте, ребятки! Вижу, у вас здесь народу много собралось, видно, праздник отмечаете, а я не с пустыми руками пришел! Смотрите, сколько народных инструментов принес! (показывает)

Эх!.. Ждут вас песни, игры, смех и шутки,

Я не дам сидеть вам ни минутки!

К нам на праздник, народ, собирайся,

Веселей танцуй и развлекайся!

(Появляется Бабка с сундучком в руках).

Бабка:

Вот бездельник! Тебе только веселиться, да на инструментах играть! А ну, пошли домой!

Ведущая 1:

Бабушка, у нас сегодня праздник — День рождения Республики! Что же это за праздник без гармоники? Пусть дедушка останется, да и ты не уходи, с нами вместе попляши!

(праздник продолжается, звучат песни, танцуют танцы)

 

Гордимся всегда тобой

И поём, Марий Эл, о тебе»

(литературно-музыкальная композиция)

 

(звучит песня «Марий Эл», сл. С. Вишневского, муз. Е.Волкова.)

Чтец:

От берегов Финского залива до Тихого океана, от холодных морей Северного Ледовитого океана до теплого Черного моря раскинулась наша Родина – Россия.

Есть среди необъятных её пространств такой уголок земли, который человеку ближе всего. Это место, где он родился. Для нас таким уголком стал марийский край.

Чтец:

Тебе, Республика моя,

Цветущий край лесов зеленых,

Скажу, я нежные слова:

С рожденья мы с тобой знакомы.

О, край любимый мой родной!

Мы связаны одной судьбой.

Здесь отчий дом и все мои друзья,

Марийский край, Республика моя.

3 чтец:

4 ноября 1920 года в Москве был подписан декрет об образовании

Марийской автономной области.

С1936 года она была преобразована в Марийскую автономную советскую

социалистическую республику.

С 1992 года стала называться Республика Марий Эл.

Утвержден флаг, герб республики.

Сегодня флаг, герб выглядят вот так (на слайде показаны флаг и герб).

Ребята, а вы знаете, сколько районов в нашей республике?

Сколько городов, назовите их?

С какими республиками и областями граничит Марий Эл?

4 чтец:

В марийской народной песне поется:

Марийский край,

Прекрасный край.

И, действительно, он прекрасен.

Марийский край богат лесами и полями, реками и озерами. На красоту его

лесов смотришь–не насмотришься, сладкую родниковую воду пьешь – не напьешься, а поля, как щедрая скатерть-самобранка, одаривают и хлебом, и

овощами.

Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к деревне,

из города в город пролегли дороги и тропинки. Они так и зовут в путь-дорогу, так

и манят пройти и проехать по прекрасному марийскому краю, по земле, которую

народ мари называет земля Онара.

Хотя про эту землю пишут в газетах и журналах, говорят по радио, показывают по телевидению, я уверен, что не многие из вас хорошо знают марийский край.

Я приглашаю вас совершить путешествие по земле Онара.

Приглашаю от всей души:

«Добро пожаловать, дорогие друзья!

 Пагален ужына, шерге тан-влак!».

На белом свете есть немало способов путешествовать по краям. Один из них -  пройти по неведомым дорогам за волшебным клубком.

Катись, катись, клубочек, разматывайся, серебряная нить, протянись по земле ясной дорожкой. Начинайся, наш правдивый рассказ о земле Онара!

Ребята, как вы думаете, откуда мы начнем наше путешествие?

... Да, серебряный клубочек покатился по-нашему самому прекрасному

любимому городу Йошкар-Ола.

5 чтец:

Люблю тебя, Йошкар-Ола,

Ты хороша зимой и летом.

В мои ты годы расцвела

И звонко я пою об этом.

Люблю тебя, Йошкар-Ола,

Твои мосты, фонтаны, парки.

Блестят крестами купола,

К тебе ведут пути-дорожки.

Горжусь тобой, Йошкар-Ола,

Любуясь зеленью, садами.

Я знаю, город будет мой

Еще прекраснее с годами.

(звучит песня «Йошкар–Ола», муз. В.Данилова, сл. В.Абукаева и В. Данилова).

Чтец:

У самой столицы Республики нашей

Ты крылья расправил, Медведевский край.

Здесь все нам родное, и нет тебя краше,

С людьми золотыми живи, расцветай!

Славим район дорогой и любимый:

Мирное небо, леса и поля.

Край наш Медведевский, неповторимый –

Близкая сердцу земля.

Имя народного писателя Республики Марий Эл Н. Арбана тесно связано с развитием современного национального искусства и литературы. Его комедия «Кенеж йуд» («Летняя ночь») приобрела широкую популярность среди читателей и зрителей, долго не сходила с подмостков театра.

(звучат стихи о родном крае поэтов этого района)

1чтец:

Среди лесов родной земли марийской

На тихих берегах Ошлы-реки

Есть уголок, что с детства сердцу близкий–

«Оршанский край» зовут его все земляки.

Земля отцов и родина Шкетана,

Делами сыновей не зря горда –

Их верный труд и подвиг ветеранов

Прославили район наш навсегда.

Пуял, Орша, Табашино и Шулка –

Селений древних нам близка судьба.

Бок о бок здесь живут мариец, русский–

Жнут хлеб, растят детей, как прежде, как всегда.

 

Ребята, а вы знаете что связано в нашем городе с именем Шкетана?

(марийский национальный театр носит имя этого писателя)

(звучат стихи о марийском крае этого района)

Чтец:

Серебряный клубочек привел нас в Советский район.

Сторона моя неприметная,

Ни великих рек, ни озер,

Но люблю тебя беззаветно я,

Всей душой люблю с давних пор.

За оврагами, за пригорками

Деревень у нас не сочтешь.

И по Кундышу, и над Ронгою

Разбрелись стада, зреет рожь.

Лег асфальт до любой окраины,

И автобус быстрей стрелы

Нас домчит и в Оршу, и в Чкарино,

К ярким окнам Кельмаксолы.

(звучат стихи о родном крае поэтов этого района)

3 чтец:

Словно две голубые руки

Обнимают Торъял две реки.

И садов изумрудный красивый наряд

И ласкает, и радует взгляд.

Утром солнце лишь только встает –

На ногах мой рабочий народ.

И горит, разгорается день трудовой

Над Шукшаном и светлой Немдой.

Возле окон шумят тополя,

За домами поля и поля.

Мой Торъял, моя Родина, славная Русь–

Я землей, где родился, горжусь.

(стихи о родном крае поэтов этого района)

4 чтец:

За серебряным клубочком мы оказались в Куженерском районе.

Куженер кундем, Куженер мландем,

Куан ден ойгемы тый декет кондем.

Шушпыклан ломбер, кукулан куэр,

Мыланем эн лишыл лачак Куженер.

 

Куженерская земля—малая родина многих известных людей, снискавших

глубокое уважение и широкое признание не только в Республике Марий Эл, но и

за еѐ пределами. Они отличаются духовной щедростью, неустанной творческой

деятельностью во благо родного народа. Среди них поэты В. Регеж-Горохов,  А.Иванова, З.Каткова, наш земляк профессор И.Г. Иванов уроженец деревни

Чодраял и другие.

(звучат  стихи о родном крае поэтов этого района)

5 чтец:

И еще один поворот серебряного клубка – в Сернурский район.

Эн шерге лук туняште –шочмо вер:

Лач тыште кечыжат эре чевер,

Лач тыште тамле пеш чыла саска,

Лач тыште чонлан куштылго, ласка.

Эрвелне Лаж энер –яндар, кумда,

Йудвелне удыр гай лыжга Немда.

Пасу мемнан ден шурнылан поян,

Тор олыкыш миет–южшат муян.

Сернурский район богат знаменитыми людьми. Это Й.Кырля–поэт, писатель,

киноартист.Он сыграл главную роль Мустафы в п


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.411 с.