Новый взгляд на проблему. Ядро и три уровня герметизма. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Новый взгляд на проблему. Ядро и три уровня герметизма.

2019-11-18 131
Новый взгляд на проблему. Ядро и три уровня герметизма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Герметический корпус, при всей своей внешней противоречивости, несет в себе ряд идей, которые делают его единым и систематичным. Задача данной главы именно в том, чтобы показать единство и систему в религиозно-философском герметизме, опираясь на имеющиеся источники. К сожалению, наука не располагает полным собранием сочинений Гермеса, а то, что их было множество, нет сомнений. Египетский жрец Манефон писал о 36525 книгах Гермеса(скорее всего это приписано к солнечному году, по мифу бог Тот установил точное количество дней и часов), Климент Александрийский упоминает 42 книги, Кирилл Александрийский называет 15 книг, которые нам почти неизвестны, Ямвлих говорил о 20000 (даже если убрать пару нулей - все равно много).[178] У нас же только 17 книг Герметического корпуса, 1 полный герметический большой трактат «Асклепий» и 3 неполных больших трактата, а также множество фрагментов от недошедших до нас текстов.[179] Еще к этому числу добавились 3 текста из Наг-Хаммади. К слову скажу, что один из них «Молитва благодарения» из VI кодекса, предположительно герметический текст, несет интересные комментарии переписчика: «Одно сочинение, (которое) ему (принадлежит), я переписал. Ведь было много (его сочинений), которые попали мне в руки. Я их не переписал, предполагая, что они (уже раньше) к вам попали. Даже (и теперь), переписывая для вас эти (сочинения), я сомневаюсь, а не попали ли они (уже) к вам, и (тогда) это обременило бы вас. Ведь поскольку [его] сочинения, которые ко мне попали, многочисленны...»[180] Допустимо, в этой заметки говорится о Гермесе Трисмегисте и его многочисленных книгах, но с точностью сказать не возможно, так как в состав этого кодекса входили и другие книги, в том числе отрывок из «Государства»[181] Платона. Тем не менее, нам приходиться исходит из тех источников, что есть в наличии, но основные мотивы герметического учения вполне представлены в сохранившейся литературе. Что общего есть во всех трактатах герметизма? Попробуем отыскать эти звенья. Ведь найдя единство, легче будет отыскать решения противоречий.

A. Ядро учения Гермеса.

В таком многообразии различных герметических воззрений сложно не запутаться. Но можно выделить три главных «объекта» учения это – Бог, Мир и Человек. Не всюду, конечно, в текстах встречается концепция «трех богов», но целью для герметического гнозиса они являются.

О Боге все предельно ясно, у него только два эпитета Отец и Благо. Первый указывает на способность творить и на связь с творением, второй говорит нам о том, что Бог не может быть Злом и является самой придельной Истиной, к которой нужно стремиться. Бог считается невидимым, но он виден через творение. С этими постулатами не поспорит не один из участников герметических диалогов, и даже где не упоминается это напрямую, то подразумевается, безусловно.

О Мире герметистами сказано достаточно много, и большинство из этого сложно считается друг с другом. Но Мир имеет два аспекта: он сотворен и сам творит. С сотворением Мира дело обстоит сложно, это как уже стало ясным из разбора «Поймандра» и Герметического корпуса в целом является тем почти неразрешимым вопросом, который повлек за собой дальнейшие противоречия. Но то что Мир творит, и в нем рождается и перерождается Всё, это неоспоримый факт для герметизма. Мир также посредник между Богом и Человеком. Мир имеет в себе Порядок, что делает его Космосом, и Судьбу, по принципам которой все в мире происходит. Мир как Космос воспринимается герметистами, как состоящий из Земной сферы, из Семи сфер Управителей и Восьмой сферы. При этом Мир является Живым и имеет сферическую форму[182]. А также он прибывает в Боге, но является ли частью Бога или Бог запределен, или Бог и есть Мир сказать точно исходя из трактатов невозможно. Еще добавлю относительно момента творения мира, он творится Логосом из Материи и имеющихся в ней 4 элементов стихий.[183]

О Человеке точно можно сказать, что он существо двух природ. Одной счастью он принадлежит к Богу, другой к Миру. Здесь все противоречия герметизма сходятся в противоборство, так как вопрос об отношениях этих природ не ясен. Человек соответственно наделен Душой и Телом и бывает обоих полов. Человек отличается от животных, наличием Разума и Речи, а также способен расти и размножатся, мыслить и чувствовать.[184] Главное Зло для человека есть Незнание. В дополнениях к вышесказанному трактаты дают разную трактовку иногда противоречивую. При этом первый Человек был андрогинном и состоял только из Духовной природы.

Теперь разберем несколько специфических аспектов учения Гермеса.

Учение об Уме. Ум представляется как некая связь с Богом, которая является частью и Человека и Бога. При этом эта связь достигается, человеком, но не изначально в нем раскрыта в полной мере. По средствам Ума человек получает Знание, прежде всего о Боге, а значит и о Мире и о Человеке. Ум самое чистое, что есть в человеке. Разум же считается умом низшей категории, который создан наравне с чувствами для обыденного восприятия Мира. Часто герметизм называют «религией Ума», так как концепция природы и функции Ума была разработана последователями Гермеса, самым подробным образом.

Учение о Знании. Так как герметизм по духу своему гностический, учение о Высшее истинном Знании не возможно обойти стороной. Знание - прежде всего о Боге, Мире, Человеке. Но задача этого Знания освободить человека от Незнания и тем самым раскрыть ему Истинный Путь, освободив его от оков забвения. Причины незнания кроются в падении первого человека. Но есть два Пути Гнозиса. Первый ведет к освобождению в Мире, второй ведет к освобождению от Мира. Но наука, как неоднократно выделялось, разделяет диаметрально противоположно два этих Пути.

Учение о Движении. Всё Движется, Бог - Неподвижен. Через движение или, иначе, изменение герметисты объясняют большинство процессов, которые происходят в Мире и Человеке, а также в их взаимодействии между собой и Богом. Но Движение может быть и в Боге если Бог есть Всё, это одно важных противоречий.  

Учение о перерождении. Ничего в Мире не умирает, все только изменяется. Оценивается перерождение Души человека[185], совершенно по-разному, но именно этот аспект наиважнейший для герметизма. О нем я более подробно буду говорить ниже.

Учение о Благе. Не раз уже поднимался этот аспект. С точностью сказать можно только о том, что Истинное Благо в Боге. Все остальные герметические рассуждения вызывают полемику.

Учение о демонах и богах. Этот политеистический аспект изначально дается еще в «Поймандре», где речь идет о Семи богах Управителях. Притом боги понимались, как планетарные сущности и звенья Мирового Порядка. Учение о демонах пришло уже из низшего герметизма. Но в высшем герметизме некоторым демонам было приписано Злое начало. Но признавались и демоны добрые, и не имеющие злой или благой природы. 

Этическое учение. Нужно бороться с пороками и прививать себе добродетели – вот главный постулат. Не испытывать чрезмерной любви к плотскому, но знать всему меру. Аскеза больше воспринималась как духовная практика, хотя не исключено что в герметической общине были и другие виды аскетического поведения. Запрета на брак не было, более того рождение детей поощрялось как угодное Богу.

Герметические ритуалы и форма распространения доктрин. Это самая неопределенная тема в герметизме. Вероятно, несколько раз в день воздавалась хвала Богу, как минимум дважды на восходе и на закате Солнца. Был обряд духовного посвящения в Тайны, быть может, он имел несколько уровней. Жертвы Богу приносились словесные в молитвах. Возможно, были другие виды поклонения планетарным богам и земным демонам. Также проводились духовные беседы в форме диалогов ученика с учителем, при этом они были индивидуальные и всеобщие (присутствовало два или более учеников). Индивидуальные были в форме устной и письменной[186]. Могли читаться и проповеди, обращенные к народу или ученикам неофитам. О праздниках в герметизме мы можем только догадываться, скорее всего, они были связаны с солнечным циклом[187], но возможно и с лунным[188] тоже. В герметической общине практиковалась магия, в частности - астрология, алхимия, герметическая медицина, мантика, теургия, сотворения амулетов и многое другое.[189]                     

Так кратко можно разобрать основы герметизма. Они будут находиться во всех текстах в той или иной мере, но если в каком-либо трактате отсутствует точная прорисовка одного из аспектов или его просто там нет, то это не означает, что он не подразумевается, ведь многие герметические книги раскрывают один или несколько сторон учения. Я же предоставил предельно обобщенную картину герметических представлений. Сами герметисты в поздних трактатах пытались сделать подобное, раскрыв все основы в одном единственном тексте. В силу этого и появились такие обширные трактаты как «Асклепий», «Гермес к Тату», «Гермес к Аммону» и «Дева Мира». Далее пойдет речь о каждом из них.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.