X. Ключ. Оптимистический и дуалистический гнозис. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

X. Ключ. Оптимистический и дуалистический гнозис.

2019-11-18 167
X. Ключ. Оптимистический и дуалистический гнозис. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Ключ»[137], по моему мнению, самый неоднозначный трактат герметического корпуса, который следует поставить в один ряд с «Поймандром» и «Асклепием». Гермес в присутствии Асклепия поучает своего сына Тата основам герметизма. Упомянутое вначале,[138] сочинение «Общие положения», к сожалению, не сохранилось, известно лишь название, и что по списку оно стояло сразу после «Поймандра», а также было адресовано Асклепию, как старшему ученику. Но второй (десятый) общий трактат мы имеем в наличие. Почему Гермесу было необходимо излагать одно и то же дважды? Ответ на этот вопрос я предоставлю в последней главе своей работы, пока же остановимся на основных идеях десятого трактата.

Вступление относительно природы Бога очень похоже на те, что мы уже рассматривали: «Энергия Бога есть Его Воля; его сущность состоит в Желании того, чтобы мир был; ибо Бог-Отец-Благо есть не что иное, как существование всех вещей, даже тогда, когда их еще нет. Это существование вещей вот Бог, вот Отец, вот Благо, и ничто иное. Если мир, как и Солнце, есть отец всего сущего, потому что участвует в существе, то он не есть, однако, для живущих в такой же степени, как и Бог, Причина Блага и жизни; и если он есть причина, то только под воздействием Благой Воли Божией, без которой ничего не могло бы ни существовать, ни становиться».[139] Неразрывность Творение и Творца, сосчитается с раздельным восприятием Мира и Бога. Мир же не несет в себе Благо: «Это мир, который прекрасен, но не благ, ибо он материален и подвержен страданиям. Он первый из подверженных страданиям, но второй среди существ, он неполный (Менар: не обеспечивает сам себя). Он рожденный, хотя и существует всегда, но он в становлении и непрерывно рождается. Становление есть изменение в качестве и в количестве; все материальное движение есть становление».[140] И в тоже время его не следует считать полным источником Зла: «Он не только не благ, но даже плох, поскольку он смертен. Мир не благ, поскольку он подвижен; но, будучи бессмертным, он не плох, – и вновь понятие Зла вкладывается в природу человека, - Человек, будучи одновременно подвижным и смертным, плох».[141] Далее разворачивается концепция трех богов: «Итак, у нас для рассмотрения есть три существа: прежде всего, Бог-Отец-Благо, затем мир и, наконец, человек. Бог содержит в себе мир, мир содержит в себе человека. Мир есть сын Бога, человек есть отпрыск мира и, так сказать, внук Бога».[142]

Гермес же учит изначально Тата: «Но сейчас мы еще слишком слабы, чтобы достичь этого видения; очи нашего ума еще не могут созерцать неоскверняемую и непостижимую красоту Блага. Ты узришь ее тогда, когда тебе будет нечего сказать о ней; ибо Знание, созерцание это тишина и отдых всех чувств».[143] То есть высказать что-то о Благе с предельной точностью не возможно, это только постигается Знанием, снова иррациональный подход, который развевает проблемы рационального познания. Оптимистический гнозис и дуалистический гнозис переплетены и в этом тексте. Понятие Зла в Мире сводится только к человеку, а причина только в том, что «забытье делает ее порочной».[144] Суть Знания раскрыть истинную природу Бога и Мира, и указать путь для спасения человеческой Души. Естественно стремление к телесному и материальному, автором воспринимается негативно, поэтому дуалистический гнозис более отчетлив в данном тексте. Иначе бы Гермес не приводил, две модели спасения человеческой души от уз Мира, о них я буду упоминать в следующей заключающей главе. А «Ключ» в своем завершении раскрывает истинную природу человека: «И осмелимся сказать, что человек - смертный бог, а небесный бог бессмертный человек».[145] Таким образом, человек становится одним из правителей – Третьим Богом, который знает порядок небесный и владеет своей Судьбой. Но все ли люди суть боги? Гермес ответил бы, что Нет не все, но могут ими стать. При этом путь совершенствования себя до бога на земле, оптимистический по отношению к миру, не противоречит пути дуалистическому, когда человек возвращается к Богу после смерти. Здесь представляется нам еще одно решение поставленной проблемы: оптимистический гнозис необходим для нашей земной жизни, тогда как дуалистический гнозис больше подходит для мира загробного. В том и другом случае это Знание о Боге раскрывает истинную сущность Человека.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.