История зарубежной литературы XIX века (Реализм) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История зарубежной литературы XIX века (Реализм)

2019-11-11 501
История зарубежной литературы XIX века (Реализм) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История зарубежной литературы XIX века (Реализм)

Курс, 5 семестр

Преподаватель: Бурцева Е.А.

 

Лекций – 24 ч., практических занятий – 30 ч., КР, экзамен

Тематика лекционного курса:

1. Введение. Особенности реализма как художественного метода. Его влияние на развитие мирового искусство. Принципы реализма.

2. Французский реализм.

3. Творчество Ф. Стендаля. «Красное и черное».

4. Творчество Бальзака.

5. Творчество П. Мериме.

6. Творчество Флобера.

7. Шарль Бодлер. Артюр Рембо.

8. Английский реализм.

9. Творчество Диккенса.

10. Творчество Теккерея.

11. Творчество сестер Бронте.

12. Американский реализм.

 

Художественные тексты для обязательного прочтения

(читательский дневник к экзамену):

1. Стендаль «Красное и черное», «Ванина Ванина», «О любви», «Прогулки по Риму».

2. Бальзак «Отец Горио», «Гобсек».

3. Мериме. Новеллы.

4. Флобер «Мадам Бовари».

5. Ш. Бодлер «Цветы зла».

6. А. Рембо «Пьяный корабль» и другие стихотворения.

7. Диккенс «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист».

8. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия».

9. Ш. Бронте «Джейн Эйр», «Шерли».

10. Э. Бронте «Грозовой перевал».

11. Э. Гаскел «Мэри Бартон», «Жизнь Шарлоты Бронте».

12. Д. Элиот ««Миддлмарч».

13. Г. Гейне «Книга песен».

14. Г. Бичер-Стоу «Хижина дядя Тома».

15. У.Уитмен «Листья травы».

 

 

Тематика практических занятий

Практическое занятие № 1-3

Проблема молодого человека и ее решение Ф. Стендалем.

Общий обзор творческого наследия Стендаля; разнообразие его художественных пристрастий.

1. Мировоззренческие (атеизм, сенсуализм) и эстетические позиции писателя (анализ статей «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская»).

2. Идея создания романа «Красное и черное».

3. Композиция произведения, связь с жанровыми особенностями «романа-карьеры».

4. Тема формирования характера молодого человека в буржуазном окружении эпохи Реставрации – центральная для французской литературы 19 века.

5. Конфликт Жюльена Сореля со средой:

· выбор жизненного пути;

· панорама французского общества глазами Жюльена Сореля: провинциальный Верьер, духовная семинария Безансона, политико-аристократические круги Парижа;

· характер плебея Сореля: истоки его лицемерного поведения, взаимоотношения с женщинами, самооценка (внутренние монологи), авторская оценка поступков героя;

· борьба героя с самим собой; раздвоение, саморазрушение личности;

· трагизм финала: победа или поражение героя?

6. Особенности психологизма Стендаля; язык и стиль произведений Стендаля; функции детали в романе.

7. Возможные интерпретации названия романа «Красное и черное», связь названия с основным конфликтом.

 

Используя цитаты из текста романа Ф.Стендаля «Красное и чёрное» дайте письменную характеристику образов Ж.Сореля, мадам де Реналь, Матильды де ла Моль. Заполните таблицу, обратив внимание на то, как характеристика двух героинь помогает понять многое в образе Жюльена:

 

ГОСПОЖА де РЕНАЛЬ ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ МАТИЛЬДА де ЛА МОЛЬ
     
     

 

Литература:

1. Стендаль, Ф. Расин и Шекспир / Ф. Стендаль // Стендаль, Ф. Собр. соч. в 12 т. Т.7. - М., 1978.

2. Стендаль, Ф. Расин и Шекспир. Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская» // Зарубежная литература века XIX века. Реализм: хрестоматия историко-литературных материалов. - М., 1990.

3. Стендаль, Ф. Красное и черное / Ф. Стендаль // Стендаль, Ф. Собр. соч. в 12 т. Т.1-2. / Ф. Стендаль - М., 1978. и др. издания.

4. Андрие, Р. Стендаль, или Бал-маскарад / Р. Андрие. - М., 1985.

5. Бальзак, О. Этюд о Бейле / О. Бальзак // Зарубежная литература века XIX века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов. - М., 1990.

6. Виноградов, А. Три цвета времени / А. Виноградов. - М., 1957.

7. Гинзбург, Л. О психологической прозе / Л. Гинзбург. – Л., 1968.

8. Забабурова, Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа / Н.В. Забабурова. - Ростов, 1982.

9. Прево, Ж. Стендаль / Ж. Прево. - М.-Л., 1960.

10. Реизов, Б.Г. Стендаль. Годы учения / Б.Г. Реизов. - Л., 1968.

11. Реизов, Б.Г. Стендаль: Философия истории. Политика. Эстетика / Б.Г. Реизов. - Л., 1974.

12. Реизов, Б.Г. Стендаль. Художественное творчество / Б.Г. Реизов. - Л., 1978.

13. Фрид, Я. Стендаль / Я. Фрид. – М., 1958.

14. Эпштейн, М. О стилевых началах реализма / М.О. Эпштейн // Вопр. литературы. - 1977. - № 8.

 

 

Практическое занятие № 4-6

Проблема характера в «Человеческой комедии» О. Бальзака («Гобсек», «Отец Горио», «Евгения Гранде»).

Литературная программа, изложенная в «Предисловии к «Человеческой комедии».

Литература

1. Бальзак, О. Предисловие к «Человеческой комедии» / О. Бальзак // Бальзак, О. Собр. соч. в 24 т. Т.1. / О. Бальзак. - М.: Правда, 1960. - С. 21-38.

2. Зарубежная литература 19 века. Реализм: хрестоматия историко-литературных материалов. - М., 1990.

3. Бальзак, О. Гобсек. Отец Горио. Евгения Гранде / О. Бальзак /любое издание/.

4. Бахмутский, В.Я. «Отец Горио» Бальзака / В.Я. Бахмутский. - М., 1970.

5. Гинзбург, Л. О психологической прозе / Л. Гинзбург. – Л., 1968.

6. Гриб, В. Мировоззрение Бальзака. Художественный метод Бальзака / В. Гриб // Гриб, В. Избранные работы / В. Гриб. - М., 1956.

7. Грифцов, Б.Л. Как работал Бальзак / Б.Л. Грифцов / - М., 1958.

8. Ионкинс, Г. Э. Оноре Бальзак. Биография писателя / Г. Э. Ионкинс. - М.: Просвещение, 1988.

9. Кучборская, Е.П. Творчество Бальзака / Е.П. Кучборская. - М., 1970.

10. Лилеева, И. Жизнь Бальзака / И. Лилеева // Бальзак, О. Собр. соч. в 24 т. Т.1. / О. Бальзак. - М.: Правда, 1960. - С. 3 - 21.

11. Моруа, А. Прометей или Жизнь Бальзака / А. Моруа. - М.: Радуга, 1983.

12. Обломиевский, Д.Д. Основные этапы творческого пути Бальзака / Д.Д. Обломиевский. - М., 1967.

13. Резник, Р. О.Бальзак и его произведения / Р.О. Резник // Бальзак, О. Избранное / О. Бальзак. - М.: Просвещение, 1985. - С. 330-344.

14. Реизов, Б. Г. Бальзак / Б. Г. Реизов. - Л., 1960.

15. Реизов, Б.Г. Творчество Бальзака / Б. Г. Реизов. - М., 1958.

16. Цвейг, С. Бальзак / С. Цвейг. - Л., 1960.

17. Чичерин, А.В. Произведения О. Бальзака «Гобсек», «Утраченные иллюзии» / А.В. Чичерин. - Л., 1982.

18. Эпштейн, М. О стилевых началах реализма / М.О. Эпштейн // Вопр. литературы. - 1977. - № 8.

 

Практическое занятие № 7-8

Поэтика новелл П. Мериме.

Литература

Мериме, П. Маттео Фальконе. Этрусская ваза. Венера Илльская. Кармен. Арсен Гийо. Локис /любое издание/.

1. Виппер, Ю.Б. Проспер Мериме / Ю.Б. Виппер // Мериме, П. Собр. соч. в 4 т. Т.1. / П. Мериме. - М., 1983.

2. Виппер, Ю.Б. Творческие судьбы и истории / Ю.Б. Виппер. – М., 1990.

3. Луков, В.А. Изучение системы жанров в творчестве зарубежных писателей. Проспер Мериме / В.А. Луков. - М., 1983.

4. Луков, В.А. Проспер Мериме / В.А. Луков. - М., 1984.

5. Михайлов, А.Д. Предисловие к 1 – 6 т. / А.Д. Михайлов // Мериме, П. Собр. соч. в 6-ти т. / П. Мериме. - М., 1963.

6. Михайлов, А.Д. Проспер Мериме в своих письмах / А.Д. Михайлов // Письма к незнакомке / П. Мериме. – М., 1991.

7. Фрестье, Ж. Мериме / Ж. Фрестье. - М., 1987.

 

Практическое занятие № 9-10

«Госпожа Бовари» Г. Флобера.

1. Что является предметом изображения в романе? Объясните смысл подзаголовка.

2. Охарактеризуйте фабульную основу романа, ее соотнесение с сюжетом, эстетическое содержание «времени» и «пространства» как категорий сюжета.

3. Персонажи романа как система. Их группировка и содержательные функции.

4. Функция пейзажных зарисовок (найти их в романе, проанализировать).

5. Ваше восприятие романа, Ваши суждения и оценки, их аргументация.

6. Какова, с Вашей точки зрения, позиция автора? Как она проявляется и с помощью каких приемов закреплена в тексте? Почему, на Ваш взгляд, сюжет и герои романа именно таковы?

Выпишите из текста романа «Госпожа Бовари» примеры портретной характеристики Эммы в восприятии различных героев романа. Сопоставить три портрета героини.

Литература

1. Флобер, Г. Госпожа Бовари /любое издание/.

2. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевроп. литературе / Э. Ауэрбах. - СПб.: Универ. кн., 2000. - 511с.

3. Г. Флобер о литературе, искусстве, писательском труде. В 2 т. - М., 1984.

4. Иващенко, А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции / А.Ф. Иващенко. – М., 1955.

5. Набоков, В. В. Гюстав Флобер (1821-1880). «Госпожа Бовари» / В.В. Набоков // Набоков В. Лекции о зарубежной литературе / В.В. Набоков. - М., 1998. - С.183-238.

6. Саррот, Н. Флобер – наш предшественник / Н. Саррот // Вопр. литературы. - 1997. - Вып.3. - С. 225-243.

7. Храповицкая, Г.Н. Гюстав Флобер / Г.Н. Храповицкая // Храповицкая, Г.Н. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.) / Г.Н. Храповицкая, Ю.П. Солодуб. – М., 2005.

 

Практическое занятие № 11

Ш. Бодлер «Цветы зала»

1. Эстетические взгляды Ш. Бодлера.

2. Анализ композиции сборника «Цветы зла».

3. Анализ стихотворений «Соответствия», «Дон Жуан в аду», «Падаль»: тематика, система образов, художественные средства, концепция мира, человека, искусства.

4. Трудности перевода стихов Бодлера на русский язык.

Практическое занятие № 12

«Пьяный корабль» Артюра Рембо

1. В чем состоял смысл ясновидческих опытов Артюра Рембо?

2. Прокомментируйте название стихотворения. Какие литературные ассоциации оно у вас вызывает?

3. Какие эмоции и ощущения возникали у вас при чтении текста? Почему?

4. Как вы думаете, "пьяный корабль" – это поэтическая метафора или символ? Каково смысловое наполнение этого образа в стихотворении?

5. Проанализируйте поэтические приемы, которые использует Рембо в 8 – 11 четверостишиях

6. Какие черты поэзии Рембо дают основания считать его предтечей символистов?

7. Почему Рембо называл истинного поэта "множителем прогресса"?

 

Литература

 

1. Балашов Н.И. Рембо и связь двух веков // А. Рембо Стихи. М.: Наука, 1982. С. 185-300.

2. Балашова Т.В. Французская поэзия XX века. М, 1982.

3. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М.: Изд-во Московского университета, 1993. С. 5-62.

4. Обломиевский ДД. Французский символизм. М., 1973.

5. Анализ стихотворения "Пьяный корабль", сделанный Е. Витковским, см. на сайте: http://www.trworkshop.net/faces/vitkovski.htm.

 

Сатирическая картина мира

Практическое занятие № 15

Поэтика романа «Джейн Эйр» (1847):

 

1. Краткий обзор творчества сестер Бронте.

2. Идеалы свободы и независимости в характере главной героини. Независимая женщина в романе – кто она?

3. Способы раскрытия образов героев. К какой поэтике вы бы их отнесли – романтической или реалистической? Почему?

4. Отношения Джейн с мистером Рочестером.

5. Рочестер как романтический, байронический герой: способы раскрытия этого образа.

6. Приметы готического романа в «Джейн Эйр».

Литература:

1. Тугушева М.П. Шарлотта Бронте: очерк жизни и творчества / М. Тугушева. - М.: Художественная лит., 1982. - 191 с.

2. Вульф В. «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал» // http://royallib.ru/book/vulf_virdginiya/dgeyn_eyr_i_g..

3. Гражданская З. Роман Шарлотты Бронте "Джен Эйр" // Джен Эйр: роман / Ш. Бронте. – Красноярск, 1992. - С. 5-11; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.ru/INOOLD/BRONTE/janeair.txt (29.11.2013).

4. Образ женщины в романе Бронте "Джейн Эйр" и его последующие интерпретации в мировой литературе [Электронный ресурс] // LiVEJORNAL: [сайт]. – 2007. – URL: http://kuzn-eroshenko.livejournal.com/1467.html (29.11.2013).

5. Соколова Е.А. Эволюция женских романтических образов в творчестве Шарлоты Бронте // Учен. зап. Шадрин. гос. пед. ин-та. - 2006. - Вып. 10. - C. 25-44. - Библиогр.: c. 44-45.

6. Соколова Н.И. Романы Шарлоты Бронте: (пробл. личности) // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – М., 1988. – С. 86–96.

7. Соколова Н.И. Шарлотта Бронте. Эстетика. Концепция личности в творчестве: автореф. дис. … канд. филол. наук / Соколова Н.И.; Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. - М., 1990. - 16 с.

8. Шайтанов И. "Джен Эйр" - роман классической эпохи // Джен Эйр: роман / Ш. Бронте. – Улан-Удэ, 1994. - С. 490-493.

9. Гениева Е. Неукротимый дух // Джен Эйр: роман. Стихотворения / Ш. Бронте. - М., 1990. – С. 5-14.

10. Тугушева М. Ужель та самая Джейн Эйр?: [к столетию романа Ш. Бронте "Джен Эйр»] // Лит. газ. - 1997. - № 45. - С. 13

11. Соколова Е.А. Архетип злодея в романе Шарлотты Бронте "Джен Эйр" // Архетип: культурол. альманах 1996. - Шадринск, 1996. - С. 59-62.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: если успеем

Практическое занятие № 10

Поэзия У. Уитмена

 

1. Творческая биография У. Уитмена в контексте эпохи и национальной истории, автобиографические мотивы в «Листьях травы». Уитмен и аболиционизм. Уитмен и Гражданская война Севера и Юга. Тема труда в сборнике.

2. История создания поэтического цикла «Листья травы», основные редакции, реакция современников.

3. Состав и композиция сборника, основные циклы и их тематика.

4. Философская концепция книги У. Уитмена и трансцендентализм:

– У. Уитмен и Р. У. Эмерсон;

– идея единства человека и окружающего мира, смысл заглавия «Листья травы»; влияние восточной философии на содержание сборника;

– стихотворение «Песнь о себе» в контексте доктрины «доверия к себе» (self reliance) Р. У. Эмерсона.

– тема бессмертия, круговорота бытия;

– тема природы и цивилизации.

5. Главные поэтические образы сборника: река, море, трава, ночь, сон и др., мифологизм поэзии У. Уитмена.

6. Своеобразие лирического героя.

7. Особенности поэтики У. Уитмена (традиции и новаторство):

– библейский стих, синтез поэзии и прозы;

– «каталогизация»;

– художественно-изобразительные средства (метафоры, метонимии, символика и др.).

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

По курсу

Зарубежная литература XIX в. (Реализм)

1. Социально-исторические и эстетические предпосылки становления реализма. Основные этапы его развития, история термина и понятия реализм.

2. Реализм как метод. Принципы изображения действительности и типизации в реализме. Реализм и романтизм.

3. Время появления и периодизация французского реализма, его специфика. Основные представители.

4. Статьи Ф.Стендаля как первые реалистические манифесты.

5. Романтические герои и реалистические обстоятельства в новелле Ф. Стендаля «Ванина Ванини».

6. Смысл названия и система образов романа Ф. Стендаля «Красное и черное». Развитие характера Жюльена Сореля под влиянием внешних обстоятельств.

7. «Пармская обитель» Ф. Стендаля: проблема героя и жанра (роман – обозрение, политический роман). Автор и его герои: Фабрицио, Джина, Ферранте Палла.

8. Эстетика П. Мериме и периодизация его творчества. Проблематика, система образов и композиция романа «Хроники времен Карла IX».

9. Экзотические новеллы П. Мериме. Анализ новеллы «Кармен».

10. Психологические новеллы П. Мериме: хронотоп, характеры. Анализ 1 новеллы (на выбор).

12. О. Бальзак как явление мировой литературы. Системность и историзм в эстетике и поэтике писателя. Концепция общества как целостного организма. Предисловие к «Человеческой комедии» как эстетический манифест реализма XIX века.

13. Повесть «Гобсек» О. Бальзака. Особенности композиции. Образ главного героя, структура романа.

14. «Отец Горио»  О. Бальзака. Проблема молодого героя, структура романа. Шекспировская тема в романе.

15.«Шагреневая кожа» О. Бальзака как философский роман.

16. Г. Флобер. Особенности творческого развития и характер эстетики писателя. Образ мадам Бовари из одноименного романа Флобера.

17. Композиционные и жанровые особенности романа «Госпожа Бовари» Г. Флобера. Образ Шарля Бовари. «Провинциальные нравы» в романе.

18. «Простая душа» Г. Флобера  – иронический итог размышлений писателя  о человеке и его призвании.

19. Английская литература 30-70 –х годов XIX в. Особенности социально-политического развития и литературный процесс 30-70–х годов XIX в. Понятия «викторианства» и «викторианского романа».

20. Общая оценка и периодизация творчества Ч. Диккенса. Роман «Оливер Твист». История создания, проблематика романа.

21. Особенности структуры и «вечные образы» в «Посмертных записках Пиквикского клуба»  Ч. Диккенса. Сатира и юмор в романе как «комическом эпосе».

22. Роман Ч. Диккенса «Домби и сын»: композиция, конфликт, проблема воспитания, система образов.

23. Эстетические и литературно-теоретические взгляды У.М. Теккерея (1811-1863). Творчество 1840-х годов. Характеристика «Книги снобов» (1847).

24. Роман «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея: композиция, жанр, система образов, роль автора и Кукольника.

25. Драматургия романа Ш. Бронте «Джейн Эйр» и особенности его композиционно-повествовательного строения: диалог и несобственно- прямая речь, психологизм и авторские описания.

26. Социальные конфликты, романтическое и реалистическое начала в романе Э. Бронте «Грозовой перевал».

27. Конфликт личности и общества и его «женский» аспект в европейских романах 2 половины XIX  века (писатели и произведения на выбор); социальное и психологическое в жанре романа.

32. Литературное развитие США после 1848 г. Особенности литературной ситуации. Вклад позднего романтизма в развитие эстетики реализма. Аболиционизм и художественные открытия Г. Бичер-Стоу.

33. Роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Основные проблемы, система образов в романе.

34. Проблема творческого метода У. Уитмена: романтическое, социально-аналитическое и критическое, обобщающее и символическое в его творчестве. Особенности поэтических принципов У. Уитмена (на примере 3-4 стихотворений поэта).

35. Сборник У. Уитмена «Листья травы». Концепция человека. Человек – Природа – Космос. Синтез реализма и романтизма.

36.  Г. Гейне. Политические мотивы в лирике 1840-х годов. Стихи последних лет. «Романсеро» - ирония и жизнеутверждающие мотивы.

37. Политические и эстетические взгляды Ш. Бодлера. Сборник «Цветы зла»: смысл названия, композиция, тематика циклов. Человек и мир в лирике поэта. Бодлер в России.

38. Поэзия А. Рембо. Анализ 1-2 стихотворений на выбор.

40. Город как воплощение буржуазной цивилизации (Париж в романах Бальзака, Лондон у Диккенса) – на выбор.

История зарубежной литературы XIX века (Реализм)

Курс, 5 семестр

Преподаватель: Бурцева Е.А.

 

Лекций – 24 ч., практических занятий – 30 ч., КР, экзамен

Тематика лекционного курса:

1. Введение. Особенности реализма как художественного метода. Его влияние на развитие мирового искусство. Принципы реализма.

2. Французский реализм.

3. Творчество Ф. Стендаля. «Красное и черное».

4. Творчество Бальзака.

5. Творчество П. Мериме.

6. Творчество Флобера.

7. Шарль Бодлер. Артюр Рембо.

8. Английский реализм.

9. Творчество Диккенса.

10. Творчество Теккерея.

11. Творчество сестер Бронте.

12. Американский реализм.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.