Краткосрочная дополнительная — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Краткосрочная дополнительная

2019-11-11 123
Краткосрочная дополнительная 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«П АМЯТЬ НА ВЕКА»

                                                                    Целевая группа: 9-13 лет

                                                                 Срок реализации программы: 24 часа

 

Составители:

Савченко Ольга Васильевна,

Шнайдер Наталья Ивановна,

МясниковаИрина Николаевна,

Гаража Наталья Борисовна

педагоги дополнительного образования

 

 

Таврическое, 2019

 

 

 

Паспорт программы

 

Название программы Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Память на века»
Учреждение, реализующее программу УДО «Центр дополнительного образования имени В.Ф.Бибиной» Таврического района Омской области Адрес:646800, Омская область, Таврический район, Площадь Победы,10
Автор составитель программы Савченко Ольга Васильевна, Шнайдер Наталья Ивановна, Мясникова Ирина Николаевна, Гаража Наталья Борисовна педагоги дополнительного образования УДО «Центра дополнительного образования имени В.Ф.Бибиной»
Аннотация Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Память на века» включает в себя работу по пропаганде и развитию  патриотических чувств, основанных на ознакомлении с памятниками боевой славы и создании альбома.
Год разработки программы 2019 г.
Кем и когда утверждена программа На основании решения методического совета № 13                  от 08.04.2019
Программа принята в новой редакции к реализации в новом учебном году 2019 году
Направленность программы Туристско-краеведческая
Вид программы по степени авторства Авторская
Охват детей по возрастам 9-13 лет
Сроки реализации программы 24 часа
Вид программы в зависимости от территориальных особенностей Экскурсионный, учрежденческий.

 

 

Содержание  

1. Пояснительная записка к программе

2. Учебно-тематическое планирование

3. Содержание программы

4. Контрольно-оценочные средства

5. Условия реализации программы

6. Список летературы

 

Пояснительная записка

 

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Память на века» туристско-краеведческой направленности дает возможность каждому обучающему получить дополнительные знания о историко-монументальных памятниках родного края.

Актуальность программы.

Сегодня одной из актуальных задач государства и общества является проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине. Программа представляет собой объединённый комплекс социально-воспитательных и спортивных мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания детей. Общеразвивающая программа «Память на века» отличается от общеобразовательной программы тем, что в ней нет жёсткого объёма содержания, она даёт возможность отойти от шаблонности традиционных уроков, самостоятельно строить рассуждения, развивает умение анализировать, даёт возможность самостоятельно находить информацию, составляя доклады, ведя поисковую работу.

Программа адресована обучающимся 9-13 лет. Условия набора в коллектив: свободный. Предполагаются занятия два раза в неделю по 2 часа. Общее количество часов 24 часа. Наполняемость в группах составляет до 12 человек.

Цель программы: развитие в личности патриотических чувств, основанных на ознакомлении с традициями нашего народа и памятниками боевой славы.

Задачи:

- расширить круга знаний об историческом прошлом и настоящем  родного края;

- воспитывать чувства бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;

-сформировать чувства патриотизма и гордости за свой край, район, село.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

· формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе общественно полезной, исследовательской, творческой и других видах деятельности.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

· умение организовывать совместную деятельность с педагогами и сверстниками, работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

· развитие исследовательских действий, включая навыки работы с информацией (поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации);

Познавательные УУД:

  • умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности её решения;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;
  • самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • развивать умение участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет

 

Результаты по направленности программы:

Обучающийся должен знать:  историческое прошлое и настоящее родного края, навыки работы с полученной информацией, традиции своего народа и памятники боевой славы на территории района, общечеловеческие понятия доброты, вежливости, нравственности, патриотизма.

Обучающийся должен уметь: самостоятельно выполнять творческие задания, находить нестандартные решения в разных ситуациях, творчески подходить к любому заданию, работать с текстовым редактором, искать информацию в сети Интернет, уметь совместно работать с педагогами, сверстниками, индивидуально и в группе.

 

 

Учебно-тематическое планирование программы

 

№ раздела и темы Название темы Количество часов
1 Вводное занятие   1
2  Военно-патриотическая игра «Знамя Победы»   2
3 «Подвиг твой бессмертен» имена Тавричанцев в годы Великой Отечественной Войны  2
4 «Бессмертный полк»   2
5 Памятники Великой Отечественной Войны на территории Таврического района 4
6 Исследовательская работа «Память на века»   6
7 Виртуальная экскурсия «Туристическая карта памятных мест Таврического района» 2
8 Работа над альбомом «Память на века»   4
9 Презентация  альбома«Память на века»   1

Содержание программы

1. Тема (1 час): Вводное занятие.

Теория: Инструктаж по технике безопасности, правила поведения в объединении, правила работы с инструментами и материалами, необходимыми для работы. Знакомство с общей структурой программы, её содержанием, формами и видами работ. Обсуждение тем коллективных и самостоятельных работ, форм предоставления материалов и критерии.

Форма проведения: беседа, открытое обсуждение полученной информации, мини-викторина.

 

 Тема (2часа): Районное мероприятие военно-патриотическаяигре «Знамя Победы» посвященная 74ой годовщине ВОВ.Практика: Способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием школьников в рамках военно-спортивных игр.

 Форма проведения: квест.

 

2. Тема (2 часа): «Подвиг твой бессмертен» имена Тавричанцев в годы ВОВ.

Теория: Воспитание чувства глубокого уважения и благодарности к подвигу земляков участников Великой Отечественной войны.

Практика: Посещение мемориального комплекса находящегося на площади Победы в районном поселке Таврическое.

Формы проведения: библиотечное занятие, экскурсия.

Термины: мемориальный комплекс, постамент.

 

3. Тема (2 часа): Шествии «Бессмертный полк».

Теория: Познакомить обучающихся с историей возникновения акции «Бессмертный полк», «Георгиевская лента». Социальная значимость всероссийской акции «Бессмертный полк»,«Георгиевская лента».

Практика: Подготовка штандартов с фотографиями фронтовиков и георгиевских лент. Праздничное шествие в строю Бессмертного полка».

Форма организации: беседа, прослушивание аудио записи, акция.

Термины: Акция, Всероссийская акция «Бессмертный полк», штандарт.

4. Тема (4 часа): Памятники ВОВ на территории Таврического района 

Теория: Вовлечь обучающихся в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способность работать в естественной среде.

Практика: Наглядность, доступность.

Форма проведения: экскурсия.

Термины: достопримечательность. 

 

5. Тема (6 часов): Исследовательская работа «Память на века»

Практика: Найти, изучить и описать памятники, мемориалы, героям – землякам расположенные на территории Таврического района Омской области. Изучить историю создания памятников. Анализ роли памятников в современной жизни.

Формы проведения: демонстрация презентации, разговор в круге, исследования, сбора информации, обработка информации, анализа и сравнения, обобщения

Термины: стела, монумент, скульптура, барельеф, обелиск.

 

6. Тема (1 час): Виртуальная экскурсия«Туристическая карта памятных мест Таврического района».

Теория: закрепление и обобщение полученных ранее знаний.

Практика: созданием экскурсионного маршрута «Туристическая карта путешественника по Таврическому району»

Формы проведения:виртуальная экскурсия, подводящий диалог, услышать друг друга, анализ.

 

7. Тема (3часа): Изготовление альбома «Память на века»

Практика: оформление страниц альбома, дизайн обложки, ламинированние, скрепление страниц.

 

8. Тема (1час): Презентация готового альбома.

Практика: Показ готового альбома «Память на века».

 

 

По направленности программы

Теоретическая подготовка  овладел менее чем 30% объёма знаний, предусмотренных программой объём усвоенных знаний составляет более от 30% до 70%  освоил весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период Владение специальной терминологией  избегает употреблять специальные термины сочетает специальную терминологию с бытовой специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием Практическая подготовка   овладел менее 30% до 70% предусмотренных умений и навыков объём усвоенных умений и навыков составляет 30% ребёнок овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

Метапредметные результаты

Познавательные не может самостоятельно оценивать правильность выполнения поставленной задачи выполняет поставленные задачи с помощью педагога самостоятельно выполняет поставленные задачи Коммуникативные не поддерживает диалог и не может отстаивать свою точку зрения участвует в диалоге, но не может отстаивать свою точку зрения участвует в диалоге, понимает чужую точку зрения и аргументированно отстаивает свою Регулятивные не умеет организовывать совместную деятельность, не имеет навыков работы с информацией Имеет навыки работы с информацией, но не умеет работать совместно умеет организовывать совместную деятельность, обладает исследовательской деятельностью, обладает навыками работы с информацией  

Личностные результаты

Активность Участие в общественной жизни образовательного учреждения и  общественно-полезной деятельности

показатель проявляется редко

показатель проявляется периодически

показатель проявляется постоянно

Идентичность Сформированность гражданской идентичности: любви к Родине, своему краю, осознания уважения культуры и традиций Мораль знание основных моральных норм, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы

 

Список литературы

 

 

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года. № 1726-р).

3. СанПиН 2.4.4.3172-14

4. Край наш Таврический. Хроника -Омск: Издатель Загурский С.Б., 2009.-228 с.

 

5. По зову отчизны. Тавричанцы на фронтах Великой Отечественной войны: сборник. Ред.-сост. Б.А. Сетчинов.- Омск: Издательский дом «Наука», 2015.-346с. (Это надо живым: кн. 1).

 

6. По зову отчизны: сборник. Ред.-сост. Б.А. Сетчинов.- Омск: Издательский дом «Наука», 2015.-346с. (Это надо живым: кн. 4).

 

7. Они приближали Победу. Тавричанцы. Труженики тыла. –Омск: Изд. ИПЗагурский С.Б., 2014. Кн.5 -436 с. – (Это надо живым).

 

8. Великому подвигу Тавричанцев- вечная слава. МУК «ТЦМБ» им. Рябинина К.А.; сост. В.А.Арсенова и Т.В.Сидоренко, ред. Л.А.Рокуш. Таврическое,2018.72с.

Интернет источники

 

 

1)http://9may.ru Наша Победа,    созданный при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  РФ.      В рубрике «От Советского Информбюро», в которой опубликованы сводки с фронта по каждому из дней войны. Есть тут и множество военных песен, представленных в виде текста и в формате МР3, военные плакаты, сведения о войне из разных СМИ, а также подлинные, лишь недавно рассекреченные документы того времени. Кроме того, в наличии потрясающий фронтовой альбом с десятками впечатляющих работ, включая знаменитый кадр водружения флага над Рейхстагом, снятый Евгением Халдеем.

  2) «С Днем Победы» http://victory-day.ru

 История праздника, о том, как проводился в разные годы военный парад, откуда взялась георгиевская ленточка и каково ее назначение? Ознакомиться с поэзией тех лет, рецептами фронтовых кухонь? Посмотреть фотографии — как архивные, так и современные.

  3) Победители  — Солдаты  Великой Войны

(http://www.pobediteli.ru/index.html). Проект «Победители был создан ещё к 

60-летию Победы. Авторы захотели поимённо поблагодарить живущих рядом с нами солдат Великой Войны и рассказать об их подвиге. С этой целью информация о всех живущих ныне ветеранах разбита по регионам их сегодняшнего проживания. Особый интерес представляет и мультимедийная карта войны.

4) http://www.poklonnayagora.ru/expo.html- сайт Центрального музея Великой Отечественной войны. Музей находится на Поклонной горе в г. Москва. Сайт полностью посвящён Великой Отечественной войне. 

5)http://www.299.su/- полностью посвящён Великой Отечественной войне. В меню сайта есть такие разделы: Оккупационная политика; Период коренного перелома; Третий период войны; Окончание войны; Последние дни войны; Они дошли. http://secretnazi.ru/radovae-soldata-145fhc.php- «Уроки войны. Уникальные фотоматериалы».

6) http://www.world-war.ru/ - «Непридуманные рассказы о войне». Идея создания проекта «Непридуманные рассказы о войне» принадлежит известному московскому священнику протоиерею, церковному писателю, доктору геолого-минералогических наук, профессору Глебу Александровичу Каледе. Он был призван в Красную Армию в начале Великой Отечественной войны. С декабря 1941 года находился в действующих частях и в качестве радиста дивизиона гвардейских минометов «Катюш» участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны. На страницах сайта публикуются непридуманные рассказы о войне непосредственных участников событий. На этом сайте собрана коллекция песен, оставшихся нам от Советской эпохи. Все они некогда были популярны и широко известны в городах и селах нашей необъятной Родины. Некоторые из них и сегодня знают практически все, кто родился и вырос в нашей стране, а другие, наоборот, давно забыты за давностью лет. Эти песни - памятник нашего недавнего прошлого, в котором наша страна пыталась построить социалистическое общество.

7)http://ped-kopilka.ru/ - образовательный портал «Учебно-методический кабинет». Это сайт для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей. На портале можно получить много интересной и полезной информации, а также обменяться с коллегами своим педагогическим опытом и мастерством. Выбрав в рубрике «Внеклассная работа» подрубрику «Школьные праздники», можно найти сценарии к различным календарным и школьным праздникам. Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? С помощью этого рассказа можно в доступной форме рассказать своим детям о войне. В этом рассказе представлена хронология основных событий Великой Отечественной войны.

8) Электронные адреса сайтов, посвященных войне:

http://battle.volgadmin.ru/ - сайт посвящён Сталинградской битве 

(17.07.1942 - 02.02.1943)

http://velikvoy.narod.ru / - здесь можно скачать видео и песни о Великой 

Отечественной войне

http://www.1941-1945.ru/ - Вторая мировая война, герои, техника

http://gpw.tellur.ru/ - всё о Великой Отечественной войне

http://ab25.narod.ru/f13.htm - стихи о войне. Прошлое и настоящее

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3315178/   - Великая Победа. 

Коллекционное издание (2 DVD). Диски можно заказать в Интернете.

Этот телевизионный документальный проект, посвящённый участникам 

Великой Отечественной войны, представляет собой уникальный видеоархив воспоминаний участников и свидетелей Великой Отечественной войны - генералов, простых солдат, работников тыла. В каждой серии ветераны ВОВ вспоминают свою жизнь до войны и во время войны. Все сложности, радости и будни военного времени - в рассказах участников событий. Война в воспоминании оставшихся в живых ветеранов. Это наша история, наша память и наша слава. 

http://www.ozon.ru/context/catalog/id/1094669/ - на этом сайте войне 

можно заказать по Интернету книги о Великой Отечественной 

http://www.bookend.ru/lern/interaktivnaja_ehnciklopedija_velikoi.html

- Интерактивная энциклопедия Великой Отечественной Войны: От Кремля до Рейхстага - грозное и трагичное повествование о Великой Отечественной войне в форме виртуальной экскурсии в сопровождении профессионального военного историка. 

Около 1200 редких фото, неповторимых документов, выше 120 

хроникальных видеофрагментов объединены в 31 новеллу.

Под звуки сигнала воздушной тревоги лучи прожекторов высвечивают на 

черном экране заглавие "От Кремля до Рейхстага", а потом по экрану медленно проплывают небольшие фото композиции, открывающие каждую из новелл.

http://www.directmedia.ru/d_catalogue/about.phtml?id=692-Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия.

 

                                                                      Приложение

План заполнения карточки памятника

 1. Наименование памятника.

 2. Адрес памятника (область, район,  населенный пункт, местонахождение – на территории населенного пункта: при въезде, в центре, на окраине; за пределами населенного пункта на расстоянии к югу, северу, востоку, западу; на территории сквера, парка, аллеи; на холме, склоне, в низине, на уровне рельефа населенного пункта и пр.).

 3. Вид памятника (памятник надгробный, памятный знак, памятное место, мемориальная доска, скульптура, бюст, место жизни Героя или выдающегося деятеля).

4. В чьем пользовании находится памятник (организация, которой заявлен памятник).

 5. Значение памятника (государственного, местного значения).

 6. Описание объекта (внешние признаки и индивидуальные особенности).

 7. Имеет естественные границы -  природные, берег водоема, обрыв, овраг и пр.; искусственные границы – ограда  деревянная, металлическая, стена каменная, кирпичная, вал и пр.

8. Время создания и дата установления памятника.

9. Исторические события, связанные с установлением памятника (указать источники информации).

 10. Предания, легенды, связанные с памятником или памятным местом (указать источники информации).

11. Из какого материала сделан памятник (белокаменный, бронзовый, гранитный, мраморный, чугунный, бетонный и пр.).                    

12. Форма и размеры памятника  (в линейных мерах, причем вначале указывается высота, затем ширина, потом толщина. Если  памятник имеет малую толщину, то измеряется только высота и ширина)..

 13. Ф.И.О. создателей памятника (скульптор, архитектор, спонсор и пр.). 14. В каком состоянии находится памятник в момент составления паспорта (техническое и эстетическое). Сохранность (если имеются повреждения подробная их описать с указанием размеров). 

15. В какой литературе и что написано о данном памятнике.

16. Какая работа проведена по охране памятника.

17. Предложения по использованию памятника (проведение памятных мероприятий, акций по защите, уборке, охране, привлечению внимания к его состоянию). 

18. Дата заполнения паспорта.

 

Исторический турнир, посвящённый Великой Отечественной войне

«Страницы Великой Отечественной...»

 Цель: познакомить обучающихся с многообразием литературы по военной тематике, которая поможет им осознать величие народного подвига и его место в истории Отечества

В турнире участвуют 2 команды, выбираются капитаны, ведущие и жюри. В турнире могут принять участие и болельщики, их ответы принесут дополнительные баллы команде. Организаторам турнира следует заранее подготовить призы для участников, подготовить книжную выставку по теме турнира.

Ведущий: Война... Страшное слово. Двадцать семь миллионов человеческих жизней заплатил наш народ за победу. Во многих семьях жива память о войне, о близких, не вернувшихся с кровавых полей. Но как ни ужасна война, все же она обнаруживает духовное величие человека, бросающего вызов своему сильнейшему врагу - смерти. Наш турнир посвящён Великой Отечественной войне. Все вопросы рассчитаны на знание школьного материала. Главное в ответах - умение логически мыслить, чёткость и правильность в изложении материала.

Первый тур «Блиц-ответ»

1. Назовите, что это такое: крест с загнутыми под прямым утлом концами, государственная эмблема фашистской Германии? (Свастика.)

2. Назовите даты начала и окончания Второй мировой войны. (1 сентября 1939 г. - 2 сентября 1945 г.)

3. Назовите фамилии солдат, которые водрузили знамя Победы над рейхстагом. (Егоров и Кантария.)

4. Когда был подписан договор о ненападении между СССР и Германией? (23 августа 1939 г.)

 5. Назовите лучший советский танк времён войны. (Т-34.)

6. Назовите народное название реактивных систем, которые были на вооружении артиллерии. (Катюша.)

7. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

8. Назовите участников большой тройки. (Сталин, Черчилль и Рузвельт.)

 9. Назовите города, первыми испытавшие на себе атомный удар. (Хиросима и Нагасаки.)

10. Назовите орган управления войсками. (Штаб.)

11. Город, где проходил в 1945 году судебный процесс над главными фашистскими преступниками. (Нюрнберг.)

12. Сколько дней продолжалась оборона Дома Павлова в Сталинграде? (158 дней.)30

13. Кто такой Бенито Муссолини? (Основоположник итальянского фашизма.)

14. Назовите тайную полицию, контрразведку Германии. (Гестапо.)

Вопросы викторины

1. Каким городам после Великой Отечественной войны присвоено почётное звание "Город-герой"? (Москва, Ленинград, Сталинград, Тула, Киев, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Минск, Брест.)

2. Каких полководцев и военачальников Великой Отечественной войны вы знаете? (Г. К. Жуков, А. М. Василевский, И. С. Конев, Р. Я. Малиновский, К. К. Рокоссовский, М. Е. Катуков, С. К. Тимошенко, Л. А. Говоров, Ф. И. Толбухин, И. Т. Пересыпкин, К. А. Вершинин, С. С. Бирюзов, В. Ф. Трибуц.)

3. Что такое "дорога жизни" и какой город она спасала? (По дороге, проложенной по льду Ладожского озера, зимой 1942/43 г. эвакуировали жителей осаждённого Ленинграда и подвозили продукты.)

4. Назовите имя героя, который закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота? (Александр Матросов.)

 5. Кто такие панфиловцы? (Воины 316-й стрелковой дивизии под командованием И. В. Панфилова, отличившиеся в оборонительных боях под Москвой осенью 1941 г., в частности в неравном бою против фашистских танков у разъезда Дубосеково.)

6. Что такое партизанское движение? (Вооруженная борьба, которая ведётся на территории, занятой противником.)

7. Кто такие Кукрыниксы? (Художники М. В. Куприянов, П. Н. Крылов и Н. А. Соколов, во время войны выступавшие как авторы плакатов, карикатур и политических шаржей.)

 9. Какие книги о Великой Отечественной войне вы читали?

 

Вопросы викторины:

а) Назовите самую почётную награду среди солдат. (Медаль "За отвагу")

б) Впервые эта форма информации появилась во время боев у озера Хасан, а наиболее широкое распространение нашла в период Великой Отечественной войны. (Боевой листок)

 в) Все песни во время войны были написаны откликом на происходящее, а одна из них по специальному заказу. Что это за песня? ("Шумел сурово Брянский лес")

г) Когда прошел парад Победы на Красной площади? (24 июня 1945 года)

д) Назовите дату выхода наших войск на границу СССР. (26 марта 1944 г. на границу с Румынией)

Финал. Задание: В Тегеране на встрече глав 3-х государств Сталину был вручен подарок от английской королевы для жителей Сталинграда за их стойкость и мужество. Что ему было вручено? (Меч)

Суперигра. Вопрос: Что подарили нам солдаты, разгромившие фашистскую Германию? (Мир)

 

 

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.