Лекция 5. Философия эпохи Нового времени ( XVI - XVIII вв. ). — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Лекция 5. Философия эпохи Нового времени ( XVI - XVIII вв. ).

2019-11-11 151
Лекция 5. Философия эпохи Нового времени ( XVI - XVIII вв. ). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИЯ 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI - XVIII вв.).

ПЛАН ЛЕКЦИИ

 

1. Предпосылки формирования, предметные области и характерные черты философии Нового времени

2. Эмпиризм

3. Рационализм

4. Философия Просвещения

1.

    Само понятие «Новое время» было предложено гуманистами эпохи Возрождения, которые разделили всю историю человечества на три периода:

древний – от начала времен и до установления веры в единого Бога в Римской империи, то есть до 4 века нашей эры

средний – от установления веры в Единого Бога и до начала Реформации

и, собственно, период нового времени, берущий свое начало от 1517 г. то есть, от начала Реформации.

Ренессанс не учитывается.

Следует отметить, что в современной мировой науке нет единого подхода к определению верхней границы периода Нового времени, она варьируется от Великой Французской революции 1789 г. и до российской революции 1917 г.

Впрочем конкретные временные границы не имеют для нас особого значения, так как в рамках нашей дисциплины мы обращаем внимание не столько на конкретные исторические события, сколько

на смену мировоззрения,

изменение предмета философии и

появление новых способов постижения изменившегося предмета познания.

Причем если в отношении предмета в философии может сохраниться преемственность, то в отношении форм мышления может обнаружиться разрыв традиций. Именно этот разрыв и свидетельствует о том, что в истории философии начался новый этап. Таким образом, вопрос о периодизации является вопросом специфики предмета и способа философского мышления.

Таким образом, исходным пунктом философии Нового времени для нас будут идеи Ф. Бэкона (1561-1626) и Р. Декарта (1596-1650), как ученых – разработчиков новых методов познания. Завершением данного этапа европейской философии будет служить философия Французского Просвещения, т.к. следующая за ней, немецкая классическая философия, начинающаяся с творчества И. Канта, содержит критику методологии как философии Нового времени, так и философии Просвещения. Таким образом, философия Нового времени охватывает период с 16 – по 18 век нашей эры.

Здесь следует немного отойти от темы, и отметить, что изменение мировоззрения и способа мышления никогда не происходит на пустом месте, обычно их смене способствует ряд социокультурных и социально-экономических предпосылок.

Ключевой предпосылкой формирования философии Нового времени явилась Реформация. Напомню Вам, что Реформация – это социально-политическое движение против феодализма, возникшее в XVI в. в Западной Европе и принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти.

Официальной датой начала Реформации принято считать 31 октября 1517 г., когда доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил на дверях местного собора 95 тезисов, направленных против злоупотреблений католической церковью властью и верой.

Истинной же причиной Реформации являлась борьба между представителями нового капиталистического и старого феодального способа производства. На охране феодализма стояла римская католическая церковь, поскольку, во-первых, она сама выступала крупнейшим феодалом, владея несметным количеством земель и сотнями тысяч прикрепленных к ней крестьян. Во-вторых, католической церкви было выгодно поддерживать раздробленность каждого из европейских государств, так как государствами, находящимися состоянии феодальной раздробленности, намного легче управлять, манипулируя на разногласиях местных баронов, герцогов и королей.

Но это же состояние феодальной раздробленности инициировало постоянные войны между странами, препятствовало развитию экономики, усложняло торговлю, тормозило научно-технический прогресс.

Быстро распространяясь в странах Европы, Реформация привела к отделению церквей национальных государств от Рима и, следовательно, их политической и духовной независимости и образованию новой формы христианства – протестантизма – веры, отвергающей посредническую роль церкви при взаимодействии человека и Бога.

Протестантизм, получивший особое распространение в странах Западной Европы, изменил моральный идеал, возвысил семейную и общественную жизнь человека. Образец эпохи Средневековья это аскет, монах, убегающий от искушений мира, образцовый протестант – это прежде всего полезный гражданин общества, который демонстрирует свое благочестие, исполняя семейные и общественные обязанности.

Вполне естественно, что подобные установки формируют активную гражданскую позицию всех слоев населения и в результате приводят к первым буржуазным революциям. Так, в 1609 г. совершилась буржуазная революция в Нидерландах, за ней последовала английская. Позже волна буржуазных революций прокатилась практически по всей Европе.

Первые буржуазные революции в свою очередь определяют одну из предметных областей философии Нового времени – Социальную философию, в это время актуальными становятся вопросы справедливого политического и социального устройства – создаются и развиваются теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж Руссо), теории разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье).

Провозгласив равенство всех людей перед Богом, Реформация допустила представителей низших социальных слоев к получению образования, ведь каждый христианин должен был уметь читать и трактовать Библию, переведенную к тому времени на национальные языки.

Таким образом, еще одним последствием Реформации явилось массовое открытие школ для всех социальных слоев, что существенно повысило общий уровень грамотности населения и привело к поступлению в университеты талантливых детей бедноты,.

Параллельно открываются новые колледжи, факультеты при университетах и новые университеты, с подлинно научной, освобожденной от средневековых догм, программой.

Развитие системы образования способствовало не только повышению общего уровня грамотности, но и череде научных открытий. Ряд современных наук, таких как, физика, астрономия, химия получили свое подлинно научное рождение именно в эти годы.

Следует отметить, что наука Нового времени опирается на практику материального производства: Галилео Галилей описал явление резонанса и создал составной микроскоп, Эванджелиста Торричелли изобрел ртутный барометр, Отто фон ГЕрике – воздушный насос, Жан-Батист Дени впервые осуществляет переливание крови, изобретают арифмометры Блез Паскаль и Готфрид Лейбниц. И. Ньютон сформулировал основные законы классической механики.

Достижения науки существенно меняют общественное сознание в отношении человека. Если в эпоху Средневековья человек был слаб, немощен, отягощен первородным грехом и не имел собственной субъектности, в эпоху Ренессанса под влиянием возрождения античной науки и искусства   «человек объявлялся свободным и равным Богу», то в Новое время, под влиянием множества научных открытий в области, физики, математики, химии, «человек рассматривается как маленькое звено в величественном механизме природы».

Эмпиризм.

 

Фр. Бэкон (1561-1626) – родоначальник эмпиризма. «Новый Органон» и «Новая Атлантида».

Главные задачи познания – практические результаты деятельности человека (новые изобретения, развитие экономики) Отсюда известное высказывание Ф.Бэкона: «Знание – сила!».

    Пути исследования:

    «Метод муравья» - исследователь похож на муравья, который тащит в муравейник то, что ему попадётся.

«Метод паука» - исследователь как паук ткёт из себя паутину, в отрыве от опыта, конструирует реальность.

«М етод пчелы» (истинный), - пчела, собрав пыльцу/нектар, перерабатывает получая новое качество – мёд. Так и исследователь, собирая, классифицируя нужные факты, обобщая их, получает новое знание.

Т.о., лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, с использованием рационалистических приемов познания.

    Однако ученый отмечает несовершенство человеческого разума, что раскрывается в его учении об идолах.

Виды знаков (Т. Гоббс)

· сигналы – звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений (пение птиц, рычание хищников, мяукание и т.д.);

· естественные знаки – «сигналы» природы (гром, молния и т.д.);

· сигналы - метки – различные знаки, придуманные человеком для обозначения своих целей и намерений;

· произвольные знаки общения – слова национальных языков;

· знаки в роли «меток» - слова, служащие метками для самого исследователя (а не знаками вещей для других). Это знаки межлюдского общения, используемые для личного употребления. специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон);

· знаки знаков – общие понятия.

 

Вслед за Бэконом Гоббс повторяет, что знание есть сила. Достигается оно путем научных исследований. Помогает в этом философия, которая, по его мнению, должна служить практическим интересам и потребностям людей.

Третьим, крупнейшим, после Бэкона и Гоббса, представителем эмпиризма Нового времени выступает Дж. Локк (1632-1704) «Опыт о человеческом разуме»

С точки зрения Дж. Локка – человек получает знание из опыта, посредством деятельности органов чувств. Идеи и понятия не являются врожденными, а имеют опытное происхождение.

В момент своего рождения душа человека представляет собой чистый лист бумаги. Этот лист заполняется по мере практической и познавательной деятельности.

Основная задача гносеологии – исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

1. Особенности и основные направления философии Нового времени

2. Рационализм

3. Эмпиризм

4. Особенности философии эпохи Просвещения.

5. Основные направления философии эпохи Просвещения.

 

ЛЕКЦИЯ 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI - XVIII вв.).

ПЛАН ЛЕКЦИИ

 

1. Предпосылки формирования, предметные области и характерные черты философии Нового времени

2. Эмпиризм

3. Рационализм

4. Философия Просвещения

1.

    Само понятие «Новое время» было предложено гуманистами эпохи Возрождения, которые разделили всю историю человечества на три периода:

древний – от начала времен и до установления веры в единого Бога в Римской империи, то есть до 4 века нашей эры

средний – от установления веры в Единого Бога и до начала Реформации

и, собственно, период нового времени, берущий свое начало от 1517 г. то есть, от начала Реформации.

Ренессанс не учитывается.

Следует отметить, что в современной мировой науке нет единого подхода к определению верхней границы периода Нового времени, она варьируется от Великой Французской революции 1789 г. и до российской революции 1917 г.

Впрочем конкретные временные границы не имеют для нас особого значения, так как в рамках нашей дисциплины мы обращаем внимание не столько на конкретные исторические события, сколько

на смену мировоззрения,

изменение предмета философии и

появление новых способов постижения изменившегося предмета познания.

Причем если в отношении предмета в философии может сохраниться преемственность, то в отношении форм мышления может обнаружиться разрыв традиций. Именно этот разрыв и свидетельствует о том, что в истории философии начался новый этап. Таким образом, вопрос о периодизации является вопросом специфики предмета и способа философского мышления.

Таким образом, исходным пунктом философии Нового времени для нас будут идеи Ф. Бэкона (1561-1626) и Р. Декарта (1596-1650), как ученых – разработчиков новых методов познания. Завершением данного этапа европейской философии будет служить философия Французского Просвещения, т.к. следующая за ней, немецкая классическая философия, начинающаяся с творчества И. Канта, содержит критику методологии как философии Нового времени, так и философии Просвещения. Таким образом, философия Нового времени охватывает период с 16 – по 18 век нашей эры.

Здесь следует немного отойти от темы, и отметить, что изменение мировоззрения и способа мышления никогда не происходит на пустом месте, обычно их смене способствует ряд социокультурных и социально-экономических предпосылок.

Ключевой предпосылкой формирования философии Нового времени явилась Реформация. Напомню Вам, что Реформация – это социально-политическое движение против феодализма, возникшее в XVI в. в Западной Европе и принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти.

Официальной датой начала Реформации принято считать 31 октября 1517 г., когда доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил на дверях местного собора 95 тезисов, направленных против злоупотреблений католической церковью властью и верой.

Истинной же причиной Реформации являлась борьба между представителями нового капиталистического и старого феодального способа производства. На охране феодализма стояла римская католическая церковь, поскольку, во-первых, она сама выступала крупнейшим феодалом, владея несметным количеством земель и сотнями тысяч прикрепленных к ней крестьян. Во-вторых, католической церкви было выгодно поддерживать раздробленность каждого из европейских государств, так как государствами, находящимися состоянии феодальной раздробленности, намного легче управлять, манипулируя на разногласиях местных баронов, герцогов и королей.

Но это же состояние феодальной раздробленности инициировало постоянные войны между странами, препятствовало развитию экономики, усложняло торговлю, тормозило научно-технический прогресс.

Быстро распространяясь в странах Европы, Реформация привела к отделению церквей национальных государств от Рима и, следовательно, их политической и духовной независимости и образованию новой формы христианства – протестантизма – веры, отвергающей посредническую роль церкви при взаимодействии человека и Бога.

Протестантизм, получивший особое распространение в странах Западной Европы, изменил моральный идеал, возвысил семейную и общественную жизнь человека. Образец эпохи Средневековья это аскет, монах, убегающий от искушений мира, образцовый протестант – это прежде всего полезный гражданин общества, который демонстрирует свое благочестие, исполняя семейные и общественные обязанности.

Вполне естественно, что подобные установки формируют активную гражданскую позицию всех слоев населения и в результате приводят к первым буржуазным революциям. Так, в 1609 г. совершилась буржуазная революция в Нидерландах, за ней последовала английская. Позже волна буржуазных революций прокатилась практически по всей Европе.

Первые буржуазные революции в свою очередь определяют одну из предметных областей философии Нового времени – Социальную философию, в это время актуальными становятся вопросы справедливого политического и социального устройства – создаются и развиваются теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж Руссо), теории разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье).

Провозгласив равенство всех людей перед Богом, Реформация допустила представителей низших социальных слоев к получению образования, ведь каждый христианин должен был уметь читать и трактовать Библию, переведенную к тому времени на национальные языки.

Таким образом, еще одним последствием Реформации явилось массовое открытие школ для всех социальных слоев, что существенно повысило общий уровень грамотности населения и привело к поступлению в университеты талантливых детей бедноты,.

Параллельно открываются новые колледжи, факультеты при университетах и новые университеты, с подлинно научной, освобожденной от средневековых догм, программой.

Развитие системы образования способствовало не только повышению общего уровня грамотности, но и череде научных открытий. Ряд современных наук, таких как, физика, астрономия, химия получили свое подлинно научное рождение именно в эти годы.

Следует отметить, что наука Нового времени опирается на практику материального производства: Галилео Галилей описал явление резонанса и создал составной микроскоп, Эванджелиста Торричелли изобрел ртутный барометр, Отто фон ГЕрике – воздушный насос, Жан-Батист Дени впервые осуществляет переливание крови, изобретают арифмометры Блез Паскаль и Готфрид Лейбниц. И. Ньютон сформулировал основные законы классической механики.

Достижения науки существенно меняют общественное сознание в отношении человека. Если в эпоху Средневековья человек был слаб, немощен, отягощен первородным грехом и не имел собственной субъектности, в эпоху Ренессанса под влиянием возрождения античной науки и искусства   «человек объявлялся свободным и равным Богу», то в Новое время, под влиянием множества научных открытий в области, физики, математики, химии, «человек рассматривается как маленькое звено в величественном механизме природы».


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.