И других видениях Григория — — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

И других видениях Григория —

2019-11-11 109
И других видениях Григория — 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О МЫТАРСТВАХ

ПРЕПОДОБНОЙ ФЕОДОРЫ

И ДРУГИХ ВИДЕНИЯХ ГРИГОРИЯ —

УЧЕНИКА ПРЕПОДОБНОГО

ВАСИЛИЯ НОВОГО

(Заимствовано из разных душеполезных книг,

а также из рукописей, хранящихся в библиотеках

св. Афонской горы)

Составлено игуменом Антонием

 

Печатать дозволяется. Ярославль. 17 мая, 1892 года.

Цензоръ Протоиерей Н. Барский.

 

"Совета у всякого премудраго ищи,

и да не небрежеши о всяком совете полезном".

Кн. Товита, гл. 4, ст. 18.

Благочестивый читатель! Как против телесных недугов существуют у медицинской науки разные вспомогательные средства, которые, будучи употреблены благовременно и как следует, смягчают и ослабляют недуг, или же и совсем прогоняют его; так и против недугов душевных существует в нашей нравственно-религиозной литературе многое множество разнообразных тоже вспомогательных средств духовных, которые, подобно вещественным медицинским, будучи применены благовременно и разумно, приносят больному душой несомненную пользу: они также ослабляют душевные недуги, являя собой человеколюбивое христианское увещевание и утешение в скорби, или порождая истинное сокрушение о грехах и подавая надежду на полное прощение от Господа, при искреннем, со стороны болящего греховно, раскаянии, или же, наконец, представляя неложное изображение ужасных последствий греха здесь в этой жизни и страшных мучений в жизни будущей, совершенно истребляют в нас душевные недуги, заставляют нас бегать греха и вечной гибели. Но подобно тому, как телесные недуги, вследствие самых малейших ненормальностей в образе жизни, могут опять возобновляться, так и недуги душевные — грехи, при слабости вообще человеческой природы, могут, подобно недугам телесным, опять возобновляться и притом с большей силой и большим упорством. Потому-то Боговдохновенные и Богоносные врачи душ христианских, св. Отцы и учители Церкви, а также благочестивые подвижники, скорбя о немощах наших и радея о нашем спасении, изложили в своих богомудрых писаниях многообразные и многоразличные средства, целительные от грехов. Предлагаемая книга заключает в себе некоторую часть этих целебных от греха средств, стоит только благовременно и разумно воспользоваться ими. "Совета у всякого премудраго ищи, и да не небрежеши о всяком совете полезном ".

Ярославль, 1889 г.

Житие преподобного

Василия Нового,

И видение Григория, ученика его,

Второе чудо преподобного Василия.

Некий купец, также имевший много лавок и очень богатый, имел слугу, одержимого водяною болезнью. Слуга этот был болен уже давно, и на его выздоровление не было никакой надежды, так что ему угрожала близкая смерть. Тогда купец этот отправился к святому и начал просить его войти в дом его и посетить там больного, уже приближающегося к смерти. Преподобный Василий, не желая быть от него прославленным, вначале отказывался, но потом, тронутый его усиленными просьбами, согласился и пошел за ним: он застал больного уже при последних минутах жизни. Святой, возложивши свою руку на больного, вознес горячую молитву Богу, и больной тотчас же выздоровел. Все, видевшие это, прославили Бога, пославшего чрез Своего раба такое чудесное исцеление.

Впереди всех шла Пресвятая Богородица

Первой из всех, стоявших на правой стороне, пошла женщина, лицо Которой сияло, как солнце. Приблизившись к Господу, Она поклонилась Ему. Господь с радостью встретил Ее и, преклонивши пречистую главу Свою, сказал: "Войди, Святая Мать Моя, в радость Сына Своего, ибо все это — достояние Твое." Она же, поклонившись Господу и облобызав пречистые руки Его, весело и с радостью вошла в святой град; радость Ее воспели все Ангелы и праведники.

За учениками Христа шли святые мученики и мученицы

По повелению Божию, с правой стороны отделилось многое множество людей с сияющими, как солнце, лицами и в червленых одеяниях. Это были святые мученики и мученицы, проливавшие за имя Христово кровь свою. Приблизившись к Господу, они поклонились Ему; Господь принял их, радуясь и повелевая им войти во святой град Свой.

Благовестники

За исповедниками приблизились к городу благовестники; лица их блестели, как снег, ризы сияли, как золото блестящее; они тоже вошли в радость Господа своего.

Святители

После благовестников прошло немалое число других с сияющими, как солнце, лицами и в белых, как снег, ризах; на плечах у них были омофоры. Это — архиереи и святители, которым Господь велел войти в славу Свою. О них Ангелы тоже прославили Бога Вседержителя.

Воздержницы и постники

И опять с правой стороны приблизился к городу собор с белыми, как крин, лицами и поклонился Господу. Это были воздержницы и постники. Господь повелел и им войти в город.

Инокини смиренные

За иноками и постниками приблизились инокини, которые отказывались от всего мирского и последовали за Христом. Господь повелел им войти, и они, радуясь, вошли в город. Видя это, осужденные на левой стороне взывали: скольких благ мы лишены вследствие своего неразумения, ослепления и помрачения. Видя славу святых, дивный град, доброту Господню, они били себя по лицу и рвали волосы.

Праведники

Господь еще обратился к правой стороне, и оттуда пришли к Нему праведники с сияющими, как луна в темноте ночной, лицами, и они вошли в радость Господа своего.

Авраам, Исаак и Иаков

После праведников Господь призвал Авраама, Исаака и Иакова и 12 патриархов в белых ризах. Господь повелел им войти в святой град, и они вошли, радуясь и воспевая Бога. За ними прошло множество народа, все были похожи друг на друга исияли, как солнце. Господь похвалил их за чистоту души, ибо они сохранили себя неоскверненными от самого рождения. Когда они входили в град, все святые Ангелы воспевали Бога.

Пророки

За ними пришли все пророки, кроме Моисея и Аарона, пророки блестели, как звезды небесные, и вошли с радостью в город.

Милостивые и нищелюбцы

За пророками прошло множество людей: лица их были белы, головы пома заны елеем. Они поклонились Господу, и Он повелел им войти. Все, проведшие жизнь свою в слезах и посте и тем заслужившие бесконечные блага, вошли в город. Видевшие же их на левой стороне горько плакали.

Судьи Ветхого Закона

Затем пришли Моисей и Аарон; лицо Моисея прославлено было славой Божьей, ризы его блистали, как молния. С ним были Аарон, Елеазар и 12 мужей, которые пророчествовали некогда о Христе; между ними были все праведные судьи израильские, от Халева и до Гофаниила и до пророка Самуила. За ними Давид, царь и пророк, и все цари израильские, не бывшие в идолослужении, и все 12 колен израильских, последовавших закону Моисея и не поклонившихся языческим богам.

Первые послужившие Богу

Затем призвал Господь Адама, Авеля, Сифа, Эноса, Эноха, Ноя, Мельхиседека и прочих святых Своих, и всех избранников мужского и женского пола. Все они вошли в радость Господа своего, ибо Он повелел Своему приставнику дать им достойные места.

Юродивые Христа ради

Затем пришло несколько человек с блистающими лицами исмело вошли в святой град. Это были юродивые Христа ради, униженные, осмеянные люди, претерпевшие много зла, за что и удостоились радости.

Нищие духом

Господь повелел еще другим прийти с правой стороны, и к Нему приблизилось множество народа; на всех лица были прекрасны иризы блистали. Это были нищие духом. Они вошли в святой город.

Плачущие в молитвах

Затем явилось собрание, покрытое светлым облаком. Господь обратился к ним и сказал кротким голосом: "Войдите, войдите, любимцы Мои, в радость Господа своего; пожинайте плоды трудов своих." Это были покаявшиеся.

Кроткие

За ними пришел собор тихих и кротких; одеяние на них было светлое, иони вошли в святой город. Это были кроткие и смиренные.

Милостивые

После них призвал Господь других. И пришли к Нему в ризах червленых и с венками на главах; лица их покрыты были миром благовонным. Господь повелел войти им в святой град. Это были милостивые. Я видел их и видел неизреченную славу в святом городе, красоту палат и множество жилищ, которые нужно было наполнить. Вошедших было великое множество, но они, мне казалось, не наполнили ичетвертой части тех палат, которые были для них приготовлены.

Миротворцы

Опять посмотрел Господь на стоявших на правой стороне; из них отделился малый собор и приблизился к Господу; на всех одежда была бела, как хрусталь, и светлые лица, — это были миротворцы; они вошли во святой град.

Изгнанные за правду

Затем Господь призвал великий собор; в большой славе и чести, с веселыми и радостными лицами они вошли в святой город. Это были изгнанные за правду ипоруганные, и избиенные без вины; за все, что они перенесли за имя Христово, они вошли в радость Господа своего.

Девственники

После этого пришел великий собор; лица их были белее снега, а одежда сияла, как молния; в руках они держали золотые свечи. Этих также с радостью принял Господь и повелел им войти во святой город. Это были те, которые не осквернили своего девства.

Жены честные и непорочные

Опять посмотрел Господь на правых, и пришел к Нему малый собор; лица их были очень красивы и румяны, а одежда была бела, как снег, головы же украшены венцами. Они пришли и поклонились Господу, и Господь повелел им войти в святой город, а святые Ангелы за них прославляли Господа. Это были жены, которые честно и непорочно вышли замуж и не осквернили ложа своего, к тому же были милостивы и помогали другим, ходили в церковь на молитву, а потому и удостоились наслаждения вечными благами. Это я видел и спросил водившего меня святого Ангела: "Молю тебя, скажи мне, в этой вечной жизни может ли жена иметь своего мужа, если хочет, или муж жену, которые не скверно и в страхе Божьем провели свою жизнь?" На это Ангел отвечал: "Здесь нет желаний мирских; они пришли в вечную жизнь, где нет ничего плотского, житейского, но все они живут, как Ангелы Божие." Я опять спросил о многом другом, виденном прежде мною и сказанном мне; и все объяснил мне святой Ангел Божий по порядку и по имени о праведных и грешных, и кто чего достигнет, на ком какое покажется знамение, и кому какое от Бога будет дарование.

Затем я увидел, как святой крест поднялся с того места, на котором стоял, и, приблизившись к святому городу, остановился у ворот, где стоял Господь, призывавший Своих святых и вводивший их в святой город.

Об отвергшихся от Христа

После этого огненные Ангелы пошли на ту сторону, где были те христиане, которые во время гонения отверглись от Господа нашего Иисуса Христа. И их постигла та же учесть: они были брошены в огненное море. Они громко начали кричать, с мольбой взывая к Богу: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!" Но не были помилованы.

О разбойниках и убийцах

После этого Господь отделил другую часть, к которой принадлежали обагренные кровью, — это были разбойники и убийцы, уличенные в своих преступлениях; они имели терновые гвозди в своих телах, из лица их исходил гной, аноги их были искривлены. Господь разгневался на них; и их схватили Ангелы и бросили в огненное море. Они же кричали и плакали, и не получали ни от кого пощады. Были здесь и те, которые сами себя удавили, мечом или ножом закололись, — чем они оскорбили Бога, а дьявола возрадовали, а потому и будут мучимы вместе с дьяволом.

О ворах и мошенниках

После этого отделились другие и стали особо. Эта часть людей вся темна и с зловонием; одежда их разорвана, а на ногах козлиные кожи. Господь повелел Ангелам взять и этих: они связали им руки и ноги и бросили в огонь. Это были воры и мошенники. Чем больше их бросали Ангелы в огонь, тем сильнее разгорался он, и от пламени слышался страшный шум и гром, который, как будто, хотел дойти до небес, желая истребить всех; ввергаемые же грешники скоро опалялись, как сухие тростники.

О клятвопреступниках

Таким же образом отделились еще от стоявших по левую сторону Судьи и стали против Него. Из их уст выходили черви и вонючий запах; одежды их очернены дымом, а лица мрачны. На них разгневался Господь потому, что они были лжецами и клятвопреступниками и многим причинили вред, забывая о Боге: за это Господь и передает их в руки злых и немилосердных ангелов, которые схватили их и подвергли мучениям. В этих муках они просили пощады, но им не было помилования.

О прелюбодеях

После этого другую часть Господь отделил от левых и очень большую. На всех их была одежда, испачканная грязью, на головах ползали черви. Из глаз их исходила кровавая пена, лица были грозны. Сердца их точили черви, у ног висели пиявки, которые пили их кровь, а из ноздрей выходил смрад, как от мертвого трупа. Увидел их Господь и, разгневавшись, сказал: "Род прелюбодейный, в похотях своих блудивший, да пойдет он в муку вечную". Услышавши это, они все заплакали и закричали: "Помилуй нас, Боже, и пощади Свое создание, хотя мы и согрешили, но от Тебя не отступили, и не поклонялись богу чужому. И вот вострубил Ангел три раза, и Господь сказал: "Отойдите от Меня, проклятые, чтобы Я не видел вас; если бы вы слезы ваши и покаяние принесли прежде смерти вашей, то могли бы очиститься от грехов, а в муках и сам сатана кается! Нет, отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный!" И тотчас Ангелы схватили их и бросили стремглав в огненное море.

О монашествующих

Еще отделил Господь от левых полк очень большой. Это были по чину монахи; увидев их, я пришел в недоумение, как это бывшие иноками ради Христа, оказываются теперь на левой стороне. Лица их были мрачны, держали они светильники без масла и потухшие. На шеях их виднелись леность и небрежность в образе птиц — сов. Над ними висели задумчивость и неряшливость, как змеи, и непокорность, как тяжкое железо, обхватывала хребет их. Посмотрел Господь на них и разгневался за то, что одолели их страсти и что они не исполнили своего обещания и в своих помышлениях были рабами своим плотским страстям; они же начали сердечно взывать: "Помилуй нас, так как мы Тебя одного признавали и Святому Твоему имени служили день и ночь, Твоим именем прогоняли бесов и прорекали будущее". В ответ им был голос, поданный трубою: "Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный; вы не слушали прежде Моего голоса, теперь Я вас не слушаю." И опять злые Ангелы повлекли их насильно в огонь вечный и тяжелую муку. И сказал мне святой Ангел, что при окончании мира монашеский класс попадет в погибель, потому что мало таких, которые возлюбили труд, и смирение, и болезнь. В конце века начнется царство сатаны, который всякими кознями многих привлечет к себе, а больше всего таких, которые Христа ради, нищеты и смирения ничего не имели, эти скорее всех соблазнятся.

О многих других еретиках

Еще призвал Господь толпу еретиков, и пришли они и стали пред Ним лицами мерзкими и неприятными; на них также негодовал Господь и призвал прельстивших их. Тотчас явились два мужа очень мрачные, как сам сатана. Господь сказал им с гневом: "О, кто вас научил говорить, что во Мне осталось одно естество после плотского Моего пришествия? Не я ли Един Бог в двух естествах — в Божеском и человеческом, — как научили и утвердили св. Отцы, говорившие Моим Духом. Как же вы осмелились извратить учения и повеления их?" После этого позвал Господь на них мучителей, которые и этим сделали то же, что и прежним еретикам.

Молю же вас, братья и отцы, прочитавши это, пусть никто не усомнится в справедливости сказанного, помышляя, что грешному, недостойному, худому мужу не могли быть открыты такие тайны, которые от начала века никто из великих святых не сподобился видеть, а между тем многие из них сподобились получить от Бога величие дарования, каждый по своему достоинству. Открыл же мне все это Господь не потому, что я был достоин, а по молитвам св. отца моего Василия. Что удивляться Божию смотрению? Или вы не знаете, что тайну воскресения Своего Господь открыл прежде всего женщинам? И пастухи первые узнали о Его рождении, и неблагородные и необразованные рыбаки сделались проповедниками Его учения. И во многих Божественных Писаниях вы найдете замечательные и чудесные дарования многих святых. Одним давались откровения, другим иные чудеса, подобно тому, как и у Апостолов усматриваем различные дары Духа Святого. Я — последний из людей, и то, что мне было открыто, я здесь излагаю, дабы принести пользу тем, которые будут читать сие. Все это я не сам собою измыслил, но если, благодаря моему невежеству и грубости, вы здесь найдете что-либо неразумное, то не осуждайте ради этого всего моего писания. Мы не скроем того, что пишем это для читающих с сокрушенным сердцем и пишем истинно и неложно, в чем нам свидетель Бог, что мы это видели и слышали. Думаю, что никто из хорошо мыслящих не усомнится из изучивших ветхие и новые писания, где немало находится свидетельств об этом, и тем большую пользу получить. Мы же возвратимся к прежнему.

О иконоборцах и северянах

После этих отделил другой собор, но виду они были, как идолы, очень свирепы и страшны, друг друга, как собаки, кусая. Это были северяне и иконоборцы, которые говорили, что Господь наш Иисус Христос тело Свое снес с небес, а не от чистой крови Пречистой Владычицы нашей Богородицы Девы Марии родился, от Духа Святого. А потому и думают, что тело Господа нашего Иисуса Христа было нетленно прежде Его распятия. Господь разгневался на них и с гневом сказал: "Отойдите от Меня делающие неправду, потому что сами отвертись Меня, икону образа Моего обесчестили. Два действия Мои и две воли отвергли и тем многих ввели в погибель, где и сами будете. Я не пощажу вас", — сказал Господь, и отвратил пречистое лицо Свое от них, и тотчас внезапно на них напали ангелы огненные и били их огненными палками без пощады, разрывая и бросая их в море огня.

О евреях, распявших Христа

После этого велел Господь представить великий полк, бесчисленное множество, покрытых тяжкою тьмою. Лица их были покрыты гнойною кровью и большие бельма на глазах их, уши помазаны были смолою, а в руках они держали конские хвосты, ноги были искривлены и обуты в ослиные кожи. Они смотрели друг на друга и удивлялись сами себе и потому говорили: "О, горе нам: Тот, Которого Анна и Каиафа с Понтийским Пилатом на кресте распяли, хочет теперь судить живых и мертвых. О, злые соблазнители и прельстители, чрез которых мы прельстились и не уверовали в Него, а теперь попали в руки Его, и нет милующего нас. Мы безответны пред Ним. Сколько зла сделали мы Ему Самому и Его ученикам. Если бы мы уверовали в Него и крестились, как и многие другие из наших это сделали, которых мы теперь видим идущими в царство небесное, Он принял бы туда и нас."

Когда они это говорили, Господь ангельской трубой сказал к ним: "Не Я ли есть Господь Иисус Христос, сын Бога и Отца, преклонивший небеса, сошел и родился от Духа Святого и от Святой Девы Марии? На собраниях ваших учил вас и говорил: Я и Отец едины есть; и если не верите Мне, то верьте делам Моим; вы видели дела Мои, — мертвых воскресил, слепых просветил, хромые стали ходить, прокаженные очистились, расслабленные выздоровели, бесов изгнал и всякую болезнь и недуг исцелил. Вы же все это видели, но ослепились разумом. Меня послушать не хотели, а потому спастись, вечно жить и царствовать не можете; но еще больше скажу: за все, что сделал вам хорошее, вы распяли Меня на кресте и вонзили в ребро копье. Видите, вот руки и ребра Мои и теперь покрыты ранами, которые служат лучшим доказательством той свирепости, которую вы проявили ко Мне. Но не за это Я буду судить вас, а за то, что вы не послушали избранных учеников Моих, посланных обратить вас к покаянию; вы не захотели обратиться, но предпочли умереть в грехах." Слыша это, они начали плакать; одни били в грудь, а другие драли себе лицо, говоря: "Моисей, Моисей, тяжело нам! Где ты теперь? Приди, если ты заслужил милосердие от Бога и теперь избавь нас." Господь снова сказал им: "Вследствие вашего неверия в Меня, пусть невинных найдет Моисей, которого вы зовете на судный ответ, он обличит вас." При этих словах пред ними явился Моисей в великой славе. Они увидели его, тотчас узнали его и закричали: "О, Моисей, ты дал нам закон. Мы данный нам тобой закон сохранили, как ты нам заповедал, не только не приняли теперешнего Судью, но распяли и убили Его. Скажи нам теперь: Кто есть Этот, и почему ты не сказал о Нем в своем законе? Скажи нам об этом и избавь нас от рук Его, потому что видим, что мы все находимся в Его власти и нас постигло то, чего мы не ожидали. Хочет судить нас, и нет такого, который бы избавил нас; теперь помоги нам, находящимся в таком бедствии."

Моисей обличает евреев

Моисей отвечал им: "О, бессмысленные и черствые сердцем, сыны не Авраама, а дьявола. Не писал ли я вам в законах так: Пророка воздвигнет вам Господь Бог из братьев ваших, которого вы должны слушать, как меня, что-бы он не говорил вам. И будет всякая душа, которая не послушает Пророка того, изгнана из среды их. Что еще может быть яснее сказано вам! В другом месте закона сказано, что до тех пор будет царствовать князь из колена Иудина, пока придет Тот, для Которого это делается, и это есть ожидание народов. И много другого предсказывал, что было читаемо по субботам в собраниях ваших. Кого другого вы ждали? Действительно, вы заблуждались в советах ваших, и вследствие этого отнято у вас посещение Божие, настоящую же вашу веру вы унаследовали у язычников". Они отвечали: "Как могли мы веровать в Него, называвшего Себя Сыном Божиим, тогда как в твоем законе об этом ничего не было написано, и пророки об этом не говорили". Моисей сказал: "Я называл Его Пророком, как и себя, так как Он вочеловечился: Бог совершен и человек совершен — в этих двух естествах Он был совершен, но зависть, злоба и гордость ваша не позволили вам веровать в Него и, вследствие этого, в будущем вас ожидает — вечный огонь". Сказав это, Моисей отошел от них.

О мучителях и мстителях

После этого Господь отделил многих от находящихся по левую руку, и вот пришли лукавые; они были хуже других. Глаза их темнее и мрачнее, чем у прочих, на челе у каждого из них были подписи сатаны, в руках они держали дощечки, на которых было написано их отвержение. К ним Господь обратился с такими словами: "О, нечестивые, почему Меня вы оставили и Мое святое крещение осквернили, и к антихристу обратились и ему, ждущему вашей погибели, отдались?.. Чего хорошего от него вы ожидаете?.. разве вечной муки?.. Потому и не помилую Я вас, но вместе с ним отправлю вас мучиться; так как вы его возлюбили, так вот вам и награда за то!" Святые Ангелы, схватившие их, по слову Божию, отвели в бездну, в которой обитает сам сатана. Их крики были слышны оттуда. Я это видел и внимательно прислушивался к воплям и стонам их. Они с болезнью молили о помощи, и больно мне было слышать это.

О Диоклетиане

Вдруг я услышал голос, как рев льва, кричавшего и стонавшего: кто-то, скрежеща зубами, кричал: "О ужас, о ужас! О, распятый Боже, не я один, но вместе с другими я не разумел Твоего вочеловечения и отверг Тебя, не желая слышать даже Твоего имени... и вот теперь вижу, что Ты Един Вышний Господь Иисус Христос. Здесь, находясь в неволе, я, бывший враг Твой, Тебя Господа и Бога исповедую... О, горе тому, кто Тебя не любил, и Твоего пришествия на землю не принимал!.. О, горе тем, которые Тебя, истинного Бога, не видели, не уверовали в Тебя и не крестились!.. О, горе тем, которые не познали Тебя и Твоих заповедей не исполняли!.. О, горе мне, так как и я погибаю в этом ужасном пламени до конца меня умучившем!.. О, благодетельница смерть!.. где ты?.. О, если бы ты пришла и избавила меня от тяжелой этой болезни. Кто мог думать, чтобы случилось со мной что-либо подобное? Увы, увы, как тяжки эти мучения"!.. Я также внимательно прислушивался к этим крикам, как и ко всем прежде описанным тяжелым воздыханиям и горьким стонам. Я спросил Ангела, водившего меня: "Кто это подвергается таким страшным мучениям?.." Ангел отвечал: "Это Диоклетиан — мучитель христианский."

Конец суда Божия

Тотчас кончился страшный Суд Божий, и страшные муки в преисподних земли затворились. Я услышал неподражаемое пение Ангелов, хвалящих Праведного Судию. Когда Ангелы, певшие эти божественные песни, явились, то Господь вошел в один святой великий град и вместе с Ним Ангелы: врата города этого затворились. Господь, севший на престол славы Своей, повелел Ангелам принести все разумные сокровища небесные. По мановению Божественному явились все святые и получали из руки Господней, по числу добродетелей своих, особые дарования.

Дарование ученикам

После сих были призваны Господом ученики и Апостолы. Господь и им дал бессмертные дары. Наградив их неувядающими венцами, Господь даровал каждому из них почести по мере добродетели их.

Божия церковь

Потом я увидел пред церковью Божией преддверие, помост которого светился чистым золотом; по этому помосту ходили юноши, имеющие очень привлекательный вид. Они были в сане диаконском: обязанность их была приготовить церковь. Широта церкви была приблизительно около трех тысяч стадий; церковь имела вид креста и представляла собой громаднейшее здание с четырьмя куполами; внутри ее было три алтаря; по сторонам ее четыре улицы; все здание ее было невещественно, но было создано рукою Божией; все здесь было сделано из чистого золота и дорогих камней, блиставших как солнце. Прозрачность стен церкви давала возможность находящимся внутри видеть всех тех, которые были вне, а находящимся вне можно было видеть всех, стоявших внутри. Помост в церкви и все то, что находилось внутри алтаря, завесы и трапезы, словом, все было такое, что невозможно описать, но можно сказать, что вся церковь была исполнена Духом Святым. Вместо обыкновенных мраморных столбов поддерживали церковь облака. Юноши, приготовив все, громко возгласили: "Благослови, Владыко!"... Господь сидел на Своем дивном престоле, а двенадцать Ангелов, по шести с правой и по шести с левой стороны, сидели на своих престолах. Господь, обратившись к дьяконам, сказал: "Призовите сюда всех избранных Моих". И тотчас Ангел вострубил, голос трубы говорил: "Приидите, благословенные Отца Моего, в церковь славы святой Моей, да совершим новую жертву веселия." В этот же момент все святые начали входить в церковь. Пресвятая Владычица наша Богородица, встав с чудного престола Своего, подошла к Сыну Своему, Господу нашему Иисусу Христу. На Ней были дивные одежды и венец, дарованный Господом, покрывал Ее голову, как Святое Писание говорит: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна и преукрашена. Потом пришли 70 Апостолов, сияя неподражаемым светом, а за ними и все преподобные и праведные, которые удостоились сей великой славы. Воздав хвалу Богу, каждый из них стал на свое место во святой церкви, ибо все места были с надписью, кому из преподобных или праведных они назначены. Тотчас воссиял необыкновенный свет в сердцах их, многие из них не могли воздержаться от радости и воспели благодарственные песни. Вдруг я вижу: Господь восстает со Своего чудного престола, желая совершить тайную службу... Херувимы и Серафимы со страхом и трепетом, паря вокруг Него, служили Ему и пели трисвятую песню. Прочие же Ангелы, которых было бесчисленное множество, стояли вокруг престола Господа. Двенадцать Апостолов тоже служили с Господом и произносили возгласы, после которых пели Ангелы... Когда Ангелы окончили пение, то святые отвечали им. Когда пришло время общения святого, то Господь причастился от духовной манны живота Своего. И тогда открыл страшные тайны Своего присносущия всем избранным своим. Тотчас все уразумели всю сокровенную мудрость непостижимого учения и прославили все, и сопричастники и братья, Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, и снова испытали новое торжество. После сего ушли оттуда все святые и все дочери нового Сиона, града Иерусалима. Когда Господь наш Иисус Христос направился в Свои чудные палаты, которые находились на восток от святого града Сиона, то Херувимы и Серафимы в ожидании стояли пред необыкновенными и величественными вратами, ведущими в них. В этом дивном чертоге раздавалось пение Ангельское. Пред чертогом стояло несколько трапез, на которых находилась разная пища невещественная. Была здесь трапеза для двенадцати Апостолов, были трапезы и для праведников и для святых; словом, место было назначено каждому. Господь вышел из Своего чудного чертога, в который никто не может никогда войти; Он был окружен бесчисленным множеством Ангелов, которые пели хвалебные песни. Господь сел за трапезу, а за Ним уселись все, каждый на своем месте. Святые юноши прислуживали за трапезой. Святые Ангелы пели радостные песни в продолжение всего обеда. Господь, обратившись ко всем святым, сказал: "Братья мои и друзья, и все угодившие Отцу Моему и Мне, обедайте и насытьтесь вечных Моих благ, которые приготовлены вам от сложения мира". Все, услышав это, возвеселились радостью великой. Все ели эту невещественную пищу и пили невещественное вино. Все поставленное на трапезе не убывало, как это обыкновенно бывает на земных столах, но было также в целости, как будто никто и не прикасался.

Эдемский рай

Насытившись духовным веселием, первым поднялся Господь, за Ним и все святые. Господь взял с Собой всех святых и отправился в чудный и дивный сад, находящийся на востоке, который и есть рай Эдемский, Богом насажденный, из которого изгнан был Адам за то, что не исполнил заповеди Божией. Войдя внутрь, все изумились виденному и, испытавши великую радость, веселились и наслаждались благовонными, чудными и неизреченными райскими цветами. Ангелы же дивно, несказанно пели аллилуйя и другие божественные песни. Слушая их, я изумился как и преподобным, певшим благодарственные песни Богу. Они все больше и больше радовались, видя обширность и красоту рая. Показавши им все Богосозданное, и жилища, и обещанное святым отечество, Господь возвратился в город, из которого пришел.

Слова Господни Григорию

После этого я опять увидел Господа со всеми небесными Ангелами и святыми. И все, вошедшие с Господом в небесный город, сошли с Ним прославленными больше прежнего; не согрешу сказавши, что они были подобны Божеству; радость была видна в них и веселье. И вот Господь, стоя у врат святого города, обратился, к нам тихим и кротким взором и подозвал к Себе. Мы скоро сошли со своего высокого места и, со страхом приблизившись к Нему, поклонились пречистым Его стопам. Господь сказал ко мне тихими и кроткими божественными устами: "Вот, Григорий, по молитве угодника Моего Василия, Я показал тебе все, и ты постарайся другим передать, чтобы и им это послужило на пользу и на спасение. Я говорю тебе, что если кто не последует Моему святому Евангелию и всему тому, что написано в нем, не будет жить во веки, но будет мерзок и возненавиден будет Отцом Моим и Мною. Кто не захочет Меня слушать и Мне служить, тот окажется сыном геенны огненной. Если кто трудами, постом и другими добродетелями будет подвизаться, но не войдет дверьми Евангелия Моего, тот вор и разбойник. Ты же сознательно посмотри на все и подробно обо всем тебе показанном передумай, постарайся умножить порученный талант и спасти свою душу и сделать другим пользу; не скрой в землю доброты своей сердечной, духовного серебра Моего, но сообщи многим верующим: многие, услышав от тебя все это, спасутся, убоятся злых, будут стремиться ко всему доброму и благому; весь мир и все то, что в мире, все временное и доставляющее только одно удовольствие греховное, они всею душою возненавидят, а напротив, постараются выполнить все Мои заповеди, наиболее же все пожелают вечных благ и совершат все для своего спасения. Если же, все это услышав, они не постараются покаяться, то ты, конечно, не будешь виноват, а они по делам своим будут судимы". И я ответил: "Владыка Господи, как я смогу это исполнить, будучи нечист душой, скверен сердцем, помрачен умом? Как я смогу рассказать для меня непонятные и неизреченные тайны, если Ты не дашь мне ни херувимских уст, ни серафимского разума: ведь всего этого и ум небесных и земных сил постигнуть не может!..." Со страхом и трепетом произнес я эти слова. И сказал Господь: "Я знаю, что ты не можешь этого сделать, но Я пошлю благодать Мою, которая вселится в тебя, просветит сердце твое, возбудит желание любви ко Мне и подаст силу и память, чтобы все подробно постигнуть и потом написать обо всем этом для свидетельства всем церквам и на пользу всех язычников. Блажен тот, который простым умом и чистым сердцем это поймет и постарается избегать всего злого, прилепляться ко всему благому, что уготовано от века праведным. Горе тому, кто не радеет о благом, кто не верует во все это, кто не слышит всего сказанного. Горе тому, кто сомневается: он не будет причастником всех спасаемых. Сыновья и наследники царствия небесного те, которых имена написаны в книгах жизни, они примут с радостью и чистым сердцем, с любовью прочитают, постараются выполнить написанное, передадут другим; пользу сделают себе и другим принесут пользу. Те же, которые в мире только заботятся о мирском, которые побеждены суетными мыслями, в которых царствуют одни плотские похоти, те, наверно, не только не примут его, но еще посмеются и поругаются. Кто же осмелится оклеветать Бога, будучи сам очевидцем такого откровения, какого никто из святых не видел и в писании нет? "Но, — скажут миролюбцы, — неужели этот более Петра и Павла, Моисея и Даниила, и прочих всех святых великих и всех славных пророков, богоносных отцов и вселенских учителей, если от тех никто не узнал подобных неизреченных тайн, которые сокрыты от всех?" Будут поносить тебя, укорять, ты же оставь укоры без внимания, передай устно и письменно, передай потомству все показанное тебе; передай церквам моим и всем верующим. Скажи представителям церкви: и большому, и среднему, и меньшему, что Я скоро приду и должное воздаяние принесу с Собой. Блаженны те, которые направят жизнь ко спасению души. Горе тому, кто не сумеет уберечь порученного ему стада. Эту заповедь даю вам всем, щадя вас, чтобы вы не пострадали по неведению своему. Если вы всячески не постараетесь спасти души, но обратитесь к суетному и ко всем скоропреходящим прелестям жизни сей, полюбивши одни тленные и мирские вещи, пренебрегшие врученной вашей заботливости и попечению души людей, то в царство небесное не приму вас и благ вечных не дам вам. Избегайте страстей ваших, да не похитит вас смерть негодными и без покаяния, ибо тогда и вера мало пользы принесет. Вот Я, Господь Бог, Который любит правду, изливает милость и человеколюбие; благодать Моя открыта созданию Моему, особенно тем из людей, которые веруют в Меня. Для спасения людей Я был распят, ради них Я много пострадал от непокорных иудеев. Я милостив ко всем, искренно кающимся, и отпускаю им все грехи: по смерти же нет уже больше покаяния, нет пользы в слезах и молениях. Что может тогда сделать для себя грешник, нераскаявшийся при жизни?... На суде Своем Я строг и строго накажу согрешавшего. Я об этом говорил раньше и теперь повторяю то же самое. Не Я обличаю в грехах ваших, но сами вы на Суде Моем посрамитесь. Я ничего не утаю от вас того, что могло бы послужить вам на пользу. Я дал вам свободную волю и предоставил вам добровольно избирать то, что вы пожелаете; если хотите, избирайте жизнь вечную в царствии небесном или вечные муки в аду. Вот Я, Господь Иисус Христос, во веки живой с Отцом Моим и Святым Духом". Все это Господь сказал мне, чтобы я передал всем людям, которые не могут, нося еще тело,


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.