Влияния социальной среды на правовую культуру личности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Влияния социальной среды на правовую культуру личности

2019-11-11 161
Влияния социальной среды на правовую культуру личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На сегодняшний день понятие «правовая культура» встречается повсеместно. Наверняка, о нем в той или иной степени слышал каждый гражданин. Но лишь единицы знают, что данное понятие обозначает. В связи с этим, мы считаем уместным раскрыть его содержание.

Фербер И. Е. определяет правовую культуру как систему ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности [14]. Это определение наделяет понятие «правовая культура» общими чертами. Однако понятие «правовая культура» возможно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества. В узком смысле - это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством.

Правовая культура включает в себя такие элементы, как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов - законодательные органы, суд, прокуратуру, полицию, пенитенциарные учреждения.

Теперь, когда мы уже имеем представление о понятии «правовая культура», мы задаемся вопросом - как же соотносятся понятие «правовая культура» и понятие «социальная среда»? Под социальной средой в широком смысле понимают общественные условия, оказывающие на личность прямое или косвенное воздействие. Имеются в виду те общественные условия, которые детерминируют поведение человека, формируют его отношение к тем или иным общественным институтам, в том числе и к праву. Так как мы рассматриваем взаимосвязь данных понятий в масштабе личности, имеет смысл раскрыть понятие «социальная микросреда». Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.

На наш взгляд, рассматриваемые понятия тесно взаимосвязаны. Вновь обратимся к определению правовой культуры, из которого следует, она формируется именно в процессе социального взаимодействия, то есть в процессе взаимодействия личности с другими членами общества путем обмена информацией, знаниями и т.д. Следовательно, приходим к выводу о первичности созревания социальной среды, и производном характере процесса формирования в ней правовой культуры личности. Именно социальная среда влияет на формирование правовой культуры, а не наоборот. Вот простой пример: человек, оказываясь в непривычной, новой социальной среде (например, в новом коллективе), со временем принимает ее установки и ценности. Следуя логике приведенных рассуждений, мы можем говорить о гораздо большей степени влияния социальной среды на правовую культуру личности, нежели о влиянии правовой культуры на социальную среду. Последнее весьма незначительно, даже почти незаметно. Для большей наглядности рассмотрим данную гипотезу на примере различных социальных групп, а именно на примере молодежи, лиц, отбывающих наказания, и государственных служащих [15].

В первую очередь, рассмотрим такую социальную группу, как лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы (без преломления к различным категориям личностей преступников и совершенным ими общественно опасным деяниям). Поведение осужденных во многом определяется их отношением к праву, государству, государственным органам, должностным лицам, социуму, сформировавшемся еще до их помещения в пенитенциарные учреждения. Человек, попадающий в эту социальную среду, со временем разделяет те мнения и взгляды, которые «царят» здесь, можно сказатьначинает жить по «законам зоны». И в этой ситуации иное поведение не только не будет воспринято, но и будет жестоко наказано.

Можно ли здесь говорить о возможности воспитания в осужденном каких-либо пусть даже небольших задатков правовой культуры? Попробуем ответить на этот вопрос... Будем отталкиваться о того, что правовая культура складывается из таких факторов, как глубокие правовые знания, уважение к закону и правомерное поведение. Примем за исходные данные особенности социальной среды исправительного учреждения: собственный общественный строй, иерархия, особые правосознание (причем в большей степени негативное) и система «ценностей».

Каким образом можно изменить данную ситуацию: трансформировать «воровские ценности» в общественно полезные, основанные на морали и нравственности, отрицание норм права в правобоязнь и в правоуважение, неприятие социума в полезное взаимодействие с ним?

Одним из средств исправления осужденных является воспитательная работа. В соответствии с ч. 1 ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня. Основными направлениями воспитания осужденных являются нравственное, трудовое, физическое, правовое воспитание и т.д. Полагаем необходимым в большей мере обратить внимание именно на правовое воспитание осужденных, так как правовое воспитание направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения. Лица, уже совершившие преступления, обладают деформированным правосознанием. Правовое воспитание, на наш взгляд, должно быть направлено на его коррекцию и развитие.

Следующая социальная группа - молодежь. Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств. Какой же интерес представляет данная социальная группа для нашего исследования? Молодежь - это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры. В силу вот этих психологических качеств молодые люди чаще всего не стремятся накапливать знания о праве и формировать собственную систему ценностей. Что касается наличия уважения к закону и правомерного поведения, в молодежной среде наблюдается такое явление как снижение значимости фундаментальных ценностей, которое влечёт за собой и криминализацию сознания молодых людей на почве престижного потребления.

Мы считаем, что здесь уместно поставить вопрос о повышении качества правового воспитания молодежи, особое внимание уделяя ранним этапам формирования личности молодого человека. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества, что в значительной степени будет способствовать формированию и развитию в России правового государства. Как можно добиться повышения качества правовоспитания? Это возможно посредством совершенствования форм правового воспитания. Мы считаем, что необходимо пропагандировать ценность права через средства массовой информации, необходимо вовлекать молодежь в законотворческий процесс, усилить роль молодежных объединений в осуществлении общественного контроля, что будет способствовать повышению уровня самовоспитания молодых людей.

И наконец, следующая интересующая нас социальная группа -государственные служащие. Государственные служащие - работники, исполняющие те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.  Какие особенные черты характеризуют данную социальную группу? Законодательством о государственной службе установлены требования для государственных служащих, предъявляемые при поступлении на государственную службу. Они касаются возраста, уровня квалификации претендующего на замещение должности государственной службы, состояния его здоровья и т.д [16]. Особые требования, предъявляемые законом к квалификации лиц, поступающих на государственную службу, касаются знания государственного языка, уровня профессионального образования, стажа и опыта работы по специальности, уровня знания Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Следовательно, государственные служащие, имеющие глубокие познания в законодательстве, порой не только применяющие его и участвующие в законотворческом процессе, руководствуясь Законом и основывая все свои действия в том числе и на моральных нормах, прежде всего служат обществу и государству, укрепляя законность и уважение к праву.

Правомерное поведение госслужащих - это неотъемлемая часть их должностных обязанностей. Обратимся к нормативным актам, регулирующим деятельность госслужащих, а именно Кодексу судейской этики, Типовому кодексу этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации, Кодексу профессиональной этики адвоката.

Кодекс судейской этики представляет собой обязательные для каждого судьи правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и во внесудебной деятельности, основанные на высоких нравственно-этических требованиях. Кодексом судейской этики установлено: «Судебная защита прав и свобод человека может быть обеспечена только компетентным и независимым правосудием, осуществляемым на началах справедливости и беспристрастности. Такое правосудие предполагает соблюдение каждым судьей правил профессиональной этики, честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, проявление должной заботы о сохранении как своих личных чести и достоинства, так и достоинства и авторитета судебной власти. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности. Данным Кодексом установлено: «Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления».

Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии.

Таким образом, мы видим, что профессиональное правосознание государственных служащих формируется на законодательном уровне путем принятия различных кодексов профессиональной этики. Обязательность исполнения правил поведения, установленных такими нормативными актами, обеспечивается юридической ответственностью: к лицам, нарушившим данные правила поведения применяется дисциплинарная и иные виды ответственности.

Однако, несмотря на то, что принято достаточное количество этических кодексов, законодательно установлены требования, ограничения, запреты, ответственность, в некоторых случаях уголовная, представители приведенном нами примере, первична все-таки правовая культура как каждого отдельного государственного служащего, так и всего государственного органа. И чтобы не оставалось в этом никаких сомнений, полагаем, что определяющим в формировании правовой культуры любой группы индивидов - это прочная морально-нравственная основа воспитания личности, на каждом этапе ее социализации.

Подводя итог нашему небольшому исследованию, можем сделать вывод о том, что социальная среда несомненно оказывает большое влияние на правовую культуру личности, так как личность усваивает те установки, ценности и правила, которые приняты в социальной среде, где она существует и развивается (деградирует). Но не следует забывать, что любую социальную группу как раз и формируют отдельные личности, и уровень правовой культуры этой группы в целом будет напрямую зависеть от ее уровня в сознании и поведении каждого отдельного индивида.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая культура – это часть культуры общества, которая создавалась в период всего его развития, и включает в себя нажитый опыт предыдущих поколений и прочих мировых культур.

Согласно истории, правоприменительная и правотворческая деятельность эффективна только в том случае, когда в этих процессах вышестоящее место занимает интеллектуальная работа, организующее, созидательное творчество. Анализируя эти сознательные и созидательные процессы в правоприменении и правотворчестве, объясняется понятие правовой культуры и правосознания. Правовая культура довольно тесно пересекается с духовной нравственностью и политическими видами культур.

В первую очередь, естественно, поведенческой, которая связана с воспитанием людей, их адаптированностью к уважению, организованности, дисциплине, порядку и законам страны. Невозможно называть культурным того человека, который не подготовлен в правовом отношении.

Также важным элементом правовой системы общества является юридическая культура – обязательное условие для нормального функционирования страны. Правовая культура поддерживает все соответствующие ценности, которые в данный момент существуют в государстве. Однако при этом учитывается и опыт мировой.

 Правовая культура – это не только деятельность людей в правовой сфере, но также за её пределами, которая так или иначе имеет отношение к применению правовых знаний. На сегодняшний день правовые знания востребованы многими специальностями, науками и дисциплинами как гуманитарного, так и негуманитарного направления. Данные знания востребованы в тех областях, где существуют юридические нормы и законы, недаром практически во всех ВУЗах нашей Родины образовательная программа учащихся включает в себя правовую, поскольку без нее не обходится ни одна профессия, ни один вид деятельности. Не последнее место правовая культура занимает в реализации знаменитого правового принципа «что законом не запрещено, то разрешено». Человек с недостаточным уровнем нравственности и правовой культуры без труда может пойти путем злоупотребления таким принципом. Или же он просто не будет до конца понимать, что именно разрешено, а чего делать не стоит.

 В нашей стране данная аксиома, в силу правовой неграмотности большинства наших граждан, уже породила и продолжает порождать существенные негативные последствия. Даже несмотря на то, что в условиях рыночных отношений, которые предполагают предприимчивость субъектов и их личную инициативу, она просто необходима. Первоочередной задачей проведения реформ в нашем государстве должно быть усиление морального, а также культурного фактора. Это поможет навести порядок в стране, повысить сознательность и ответственность каждого гражданина, утвердить идеи дисциплины и законности, преодолеть юридический, политический и нравственный нигилизм.

Культура является духовной базой всех преобразований. Здесь большое значение приобретает правовая культура и правовое воспитание населения. Не зная своих прав и не имея привычки соблюдать закон, невозможно решать серьезные проблемы. Кроме всего прочего, правовая культура является понятием многоуровневым. Существует таковая всего общества и отдельно взятого индивида, культура разнообразных групп и слоев населения, работников государственного аппарата, должностных лиц, а также профессиональная культура, внешняя и внутренняя. Еще Гегель говорил о несовпадении практической и теоретической культуры. Что же касается правовой, то сюда входят такие показатели, как уважение законов, четкая и отлаженная работа правоохранительных органов, юридическая грамотность населения, прочные правовые традиции. А также широкий спектр прав и свобод граждан и их гарантии, развитая правовая система, полноценное законодательство, достигнутый уровень правового сознания и многое другое, что определяет развитие и жизнь государства.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.