Т.М. Стручаева, И.В. Шиянова, В.В. Стручаев — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Т.М. Стручаева, И.В. Шиянова, В.В. Стручаев

2019-11-11 206
Т.М. Стручаева, И.В. Шиянова, В.В. Стручаев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Т.М. Стручаева, И.В. Шиянова, В.В. Стручаев

БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Примерные программы урочной и внеурочной деятельности

Белгород

2014


УДК 372.8

ББК 74.261

  С - 87

Печатается по рекомендации РИС ОГАОУ ДПО Белгородский институт развития образования и Белгородского регионального информационно-консультационного центра «Перспективная начальная школа»

С - 87      Стручаева Т.М.      Белгородоведение в начальной школе: примерные программы урочной и внеурочной деятельности / Т.М. Стручаева, И.В. Шиянова, В.В. Стручаев. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. – 21 с.

 

Сборник содержит примерную программукраеведческого модуля по окружающему миру для учащихся 1-4 классов «Белгородоведение в начальных классах» и примерную программу внеурочной деятельности с младшими школьниками «Мой край – родная Белгородчина». Описываются цели, задачи, содержание, тематическое планирование и результаты реализации регионального модуля в начальной школе.

Адресуется учителям начальной школы, специалистам дополнительного образования, методистам, руководителям общеобразовательных учреждений в практической работе при разработке рабочих программ по краеведению.

 

УДК 372.8

ББК 74.261

 

© Стручаева Т.М., Шиянова И.В.,

Стручаев В.В., 2014

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Место краеведения в «Примерной программе по учебным предметам» для начальной школы по окружающему миру.................................... 4

 

Примерная программа краеведческого модуля по окружающему миру для учащихся 1-4 классов «Белгородоведение в начальных классах»................................................................................................................ 6

 

Примерная программа внеурочной деятельности «Мой край – родная Белгородчина»....................................................................................... 12

 

 


Место краеведения

В «Примерной программе по учебным предметам»

Примерная программа

 краеведческого модуля по окружающему миру

Для учащихся 1-4 классов

«Белгородоведение в начальных классах»

 

 

Пояснительная записка

 

Цель изучения региональной программы «Белгородоведение в начальных классах» - формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области; формирование метапредметных УУД.

Основные задачи реализации краеведческого содержания:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта и топографической принадлежности;

- формирование личностных, метапредметных и предметных УУД на основе регионального краеведческого материала;

- развитие умений работать с разными источниками информации;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России;

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Содержание краеведческого модуля по разделам и темам

Раздел «Человек и общество»

1. География Белгородской области. Родной регион - Белгородская область, его местонахождение на карте. Соседи Белгородской области. Белгород - столица Белгородской области. Административное деление региона. Символы Белгородской области и муниципальных территорий.  День рождения Белгородской области - 6 января 1954 года. Национальный состав народа, населяющего регион. Некоторые обычаи и характерные особенности быта.

2. История Белгородской области. Яркие и важные события в истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана. Белгородская засечная черта. Крепость на Белой горе. Города-крепости на территории края. Святыни родного края.

3. Белгородская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Курская битва. Прохоровское танковое сражение 1943 года. Белгород – город первого салюта. День города Белгорода - 5 августа. Военные памятники на территории Белгородской области. Музей «Курская дуга». Музей-диарама «Курская битва. Прохоровское направление». Третье ратное поле России – Прохоровка. Звонница. Музей Прохоровского танкового сражения. Белгород и Старый Оскол – города воинской славы России.

4. Культура Белгородской области. Достопримечательности родного края. Архитектура. Православные храмы Святого Белогорья. Святитель Иоасаф. Памятники культуры и истории края. Региональные музеи. Учреждения культуры и образования. Спортивные комплексы. Народные промыслы края. Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники.

5. Ими гордится Белгородская земля. Русский актер М.С. Щепкин. Музыканты Г.Я. Ломакин, С.А. Дегтярев, М.Г. Эрденко. Философ Н.В. Станкевич. Писатель В.Я. Ярошенко. Выдающийся инженер В.Г. Шухов. Генерал армии Н.В. Ватутин. Дважды Герой Социалистического Труда В.Я. Горин. Художник С. Косенков. Олимпийская чемпионка С. Хоркина. Белгородские волейболисты  - олимпийцы. Чемпион мира Федор Емельяненко.

6. Моя родословная. Семья и семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. История семьи в истории родного края.

Раздел «Человек и природа»

7. Времена года в нашем крае. Особенности погоды, природные изменения, занятия населения в разные времена года.

8. Формы земной поверхности. Особенности поверхности родного края (равнины, холмы, возвышенности, овраги).

9. Водоемы родного края. Реки Оскол, Северский Донец, Ворскла, Псел, Везелка, Тихая Сосна. Белгородское и Староосколькое водохранилища и их назначение. Озера, пруды и болота нашего края и их использование в жизни белгородцев.

10. Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Мел и его использование в строительстве. Песок и глина. Железная руда. Основные месторождения железной руды на Белгородчине. Губкин – город горняков. Старооскольский электрометаллургический комбинат.

11. Почва. Белгородчина – одна из черноземных областей России. Земельные ресурсы и их использование. Развитие отраслей  сельского хозяйства на Белгородщине: полеводство, овощеводство, садоводство.. Агропромышленные холдинги.

12. Растительный мир лесостепной зоны. Краткая характеристика растений родного края (деревья, кустарники, травы). Грибы Белгородской области.

13. Животный мир лесостепной зоны. Ж ивотные(дикие и одомашненные) Белгородской области.

14. Единство живой  и неживой природы.Природные сообщества (лес, луг, водоем) Белгородской области. Взаимосвязи в сообществе растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Использование человеком богатств природы.

15. Охрана природных богатств. Красная книга Белгородской области. Заповедники и заказники Белгородской области. Участки заповедника «Белогорье». Леса и парки.  Региональная программа «Зеленая столица». Правила поведения в природе.

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методические комплексы курса «окружающий мир» по приоритетным образовательным программам в Белгородской области: «Школа России», система Л.В. Занкова, «Начальная школа ХХI» века, «Перспективная начальная школа»: учебные и рабочие программы, учебники, рабочие тетради, методические руководства для учителя, электронные приложения, хрестоматии.

Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014. – С приложением на DVD.

«Мой край – родная Белгородчина»: Рабочая краеведческая тетрадь для учащихся 1-4 классов школ Белгородской области. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014.

Дневник ученика. – Белгород, 2013 – 2014.

Дневник юного путешественника. – Белгород, 2013.


Дополнительная литература для учителя

Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 410 с., ил.

Белгородская энциклопедия / Гл. ред. В.В. Овчинников. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2000. – 464 с.: ил.

Декада белгородоведения в начальных классах: Методическое пособие для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня / под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2011. – С приложением на DVD.

Животный мир Белгородской области / [А.В. Присный, И.Ф. Седин, В.В. Червоный и др.; под ред. А.В. Присного]. – Белгород: Белгородская обл. тип., 2012. – 400 с.: ил.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Методическое пособие / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. науч. ред. А.В. Присный. – Белгород, 2004. – 352 с.

Мой край: Книга для чтения по истории и природе Белгородской области для учащихся 4 классов / Составители: Н.Г. Овчарова, Б.И. Осыков. – Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977. – 78 с.

Музей в образовательном пространстве школы и вуза: Учебное пособие /  Под общей ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2013. – С приложением на DVD.

Овчинников В.В., Гильман Л.Я. Белгород – город воинской славы. – Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2007. – 380 с.: ил.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 2 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

Петин А.Н., Новых Л.Л., Петина В.И., Глазунов Е.Г. Экология Белгородской области: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. - М.: Изд-во МГУ, 2002. – 288 с.: ил.

Петин А.Н., Сластина Т.В. География Белгородской области. Методическое пособие для учителей географии. 8-9 классы. – Белгород: БелРИПКППС, 2005. – 82 с.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010.

Растительный мир Белгородской области / Чернявских В.И., Дегтярь О.В., Дегтярь А.В., Думачева Е.В. – Белгород: Белгородская областная типография, 2010. – 472 с.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. География Белгородской области. Природа. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в двух частях. Часть 1. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. География Белгородской области. Население и хозяйство. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы в двух частях. Часть 2. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В.География Белгородской области. Природа. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В.География Белгородской области. Население и хозяйство. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

Хижняк А.А. Природные ресурсы земли Белгородской. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1975. – 128 с.

Система контроля

Контрольные задания (вопросы, тесты) по модулю «Белгородоведение» включаются в текущие и итоговые контрольные работы учащихся. В завершении обучения в 4 классе проводится викторина или краеведческая олимпиада (по усмотрению учителя) внутри учащихся класса. Полученные учащимися предметные результаты учитываются при выставлении итоговой отметки школьнику за учебный год.

Материально-техническое оснащение  образовательного процесса

1) Натуральные живые пособия;

2) Гербарии, коллекции;

3) Изобразительные наглядные пособия;

4) Географические и исторические карты;

5) Предметы быта и культуры, исторические и современные;

6) Экскурсионное снаряжение;

7) Музейные экспонаты;

8) Компьютер, мультимедийный проектор;

9) Электронное приложение к урокам;

10) Литература по белгородоведению

 

Приложение 1.

Примерная программа внеурочной деятельности

«Мой край – родная Белгородчина»

 

Пояснительная записка

Для учащихся младшего школьного возраста родной край – это окружающее пространство, присвоенное им с детства. Территориально-бытовая и природно-географическая среда, духовные и материальные связи с родными местами являются мощными источниками воспитания патриотизма, накладывают отпечаток на национальный характер, язык, культуру, формируют чувство личной причастности и ответственности за все происходящее в родном крае.

Цель программы внеурочной деятельности «Мой край – родная Белгородчина» - формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области; создание условий для развития и применения метапредметных УУД.

Основные задачи реализации краеведческого содержания:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта и топографической принадлежности;

- обогащение духовного мира и нравственного опыта учащихся, формирование патриотических и гражданских личностных качеств на основе регионального краеведческого материала, формирование ценностного отношения к культурно-историческому и природному наследию региона;

- развитие умений работать с разными источниками информации, развитие творческих способностей учащихся;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России;

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.

В основу работы положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, поликультурный мир, семья, личность, духовность и традиционные религии.

Планируемый воспитательный результат:

· имеют представление об уникальности родного края как части России;

· владеют основами методики проведения поисково-исследовательской деятельности;

· умеют общаться с людьми, вести краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный материал;

·  имеют представление о вкладе родного края в развитие России;

· продолжают овладевать элементарными навыками научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление выставок и экспозиций;

· знают историю своей семьи ее традиции, реликвии, родословную;

· знают историю своей школы, традиции своего образовательного учреждения;

· знают основные события в истории своего населенного пункта, района и Белгородской области.

Планируемый воспитательный эффект:

· формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям региона как части России;

· осознание личной сопричастности к истории края, страны, гордости за великие достижения;

· проявление активной жизненной позиции.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа внеурочной деятельности ориентирована на становление таких личностных характеристик выпускника, как: любящий свой народ, свой край и свою страну, уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

За основу планирования и отбора содержания взят предмет «Окружающий мир».

Формы и методы работы: интегрированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий, беседы, праздники, краеведческие исследования, акции, защита презентаций, походы и экспедиции по родным местам, фестивали, краеведческие конференции, создание и работа школьных музеев, конкурсы, краеведческие викторины, написание сочинений, подготовка портфолио по краеведению и др.

Место проведения: класс, музей, библиотека, Дом культуры, предприятия, парк, лес, луг, река, зоопарк и др.

 


Учебно-тематический план (68 часов)

Варианты реализации примерной программы:

1). 3-4 классы – 1 час в неделю по 34 часа в год.

2) 3 класс (или 4 класс) – 2 часа в неделю – 68 часов в год

 

п/п

Темы

Количество часов

Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 4 2 2
2. География Белгородской области 6 2 4
3 История Белгородской области 12 4 8
4. Белгородчина в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945 гг. 8 2 6
5 Природа родного края 12 4 8
6 Развитие экономики родного края 8 2 6
7 Культура Белгородской области 12 4 8
8 Подготовка и проведение итоговых занятий 6 2 4
  Итого 68 22 46

Содержание программы внеурочной деятельности

Вводное занятие.

Цели и задачи занятий по программе «Мой край – родная Белгородчина». Посещение школьной библиотеки, знакомство с литературой по краеведению.

Природа родного края.

Времена года в нашем крае. Особенности погоды, природные изменения, занятия населения в разные времена года.

Практические работы: наблюдения за любимым уголком природы в разные времена года, оформление фотоальбома.

Водоемы родного края. Реки Оскол, Северский Донец, Ворскла, Псел, Везелка, Тихая Сосна. Белгородское и Староосколькое водохранилища и их назначение. Озера, пруды и болота нашего края и их использование в жизни белгородцев.

Практические работы: экскурсия на водоем, оформление материалов после экскурсии.

Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Мел и его использование в строительстве. Песок и глина. Железная руда. Основные месторождения железной руды на Белгородчине. Губкин – город горняков. Старооскольский электрометаллургический комбинат.

Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встречи с работниками горнодобывающей промышленности.

Белгородчина – одна из черноземных областей России. Земельные ресурсы и их использование. Развитие отраслей сельского хозяйства на Белгородщине: полеводство, овощеводство, садоводство, животноводство. Агропромышленные холдинги.

Практические работы: экскурсия на сельскохозяйственное предприятие, встречи с работниками сельскохозяйственных предприятий; экскурсия в краеведческий музей.

Природные зоны на территории родного края. Характерные особенности лесостепной и степной зон.

Практические работы: экскурсии в парк, лес, на луг, поле; работа с гербарием растений родного края. Экскурсия в краеведческий музей.

Растения и животные Белгородской области. Использование человеком богатств природы. Правила поведения в природе.

Практические работы: экскурсия в зоопарк, дендрарий, заповедник, живой уголок, зимний сад, ботанический сад БелГУ; оформление классной газеты и альбома по результатам экскурсий; экскурсия в краеведческий музей.

Природные сообщества (лесные и лугово-степные сообщества, водно-болотные угодья) Белгородской области. Взаимосвязи в сообществе грибов, растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Единство живого и неживого в природе.

Практические работы: экскурсии в лес, парк, на лугово-степные участки, водоем; оформление маршрутных листов путешествий; подготовка гербария и альбома лекарственных растений родного края; экскурсия в краеведческий музей.

Охрана природных богатств. Красная книга Белгородской области. Особо охраняемые природные территории Белгородской области. Участки заповедника «Белогорье». Леса и парки. Региональная программа «Зеленая столица».

Практические работы: экскурсия в зоопарк, поездка в заповедник, проведение акции «Помогите птицам» и других природоохранных акций.

Подготовка и проведение итоговых занятий.

Подведение итогов занятий. Проведение краеведческих викторин, олимпиад и конкурсов. Организация выставки портфолио.

Практические работы: подготовка портфолио «Мой край – родная Белгородчина», проведение выставок.


Примерные темы внеурочных занятий

1. Мой край – частица великой России.

2. Белгородская область на карте и глобусе.

3. География Белгородской области.

4. Растительный мир родного края.

5. Животный мир родного края.

6. Рельеф родного края.

7. Водоемы родного края.

8. Полезные ископаемые Белгородской области.

9. Белгородские черноземы.

10. Экология родного края. Особо охраняемые природные территории.

11. Развитие промышленности на Белгородчине.

12. Развитие сельского хозяйства региона.

13. Занятия городского и сельского населения Белгородской области.

14. Православие. Небесный покровитель земли Белгородской – Святитель Иоасаф.

15. Они прославили Белгородскую землю.

16. История Белгородской области.

17. Белгород и Старый Оскол – города воинской славы России.

18. Прохоровка - Третье ратное поле России.

19. История моей семьи в истории Белгородской области.

20. Достопримечательности Белгородской области.

21. Музеи – хранители истории Белгородского края.

22. Учреждения культуры Белгородской области.

23. Традиции и обычаи Белгородской земли.

24. Народные промыслы Белгородского края.

25. Образовательные учреждения региона.

26. Знаменательные события в истории Белгородской области (за текущий год).

27. Семь чудес Белгородчины.

 

Рекомендуемая литература

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Методическое пособие / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, А.В. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 2 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2012.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ Под ред. А.В. Горского. - М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010.

Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.  – 223 с.

Нечаев М.П. Диагностические методики классного руководителя: метод пособие / М.П. Нечаев, И.Э. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии: сб. метод. разработок / Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: Просвещение, 2010.

Степанов Е.Н. Диагностические методики, используемые при моделировании воспитательной системы / Е.Н. Степанов // Воспитание школьников. – 2007.№4. – С. 22-27.

Моделируем внеурочную деятельность обучающихся: методические рекомендации: пособие для учителей ОУ. / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова, Ю.В. Ребикова, Л.Н. Чепышева. - М.: Просвещение, 2014. – 92 с.

Рекомендуемая краеведческая литература

Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014. – С приложением на DVD.

«Мой край – родная Белгородчина»: Рабочая краеведческая тетрадь для учащихся 1-4 классов школ Белгородской области. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014.

Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 410 с., ил.

Белгородская энциклопедия / Гл. ред В.В.Овчинников. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2000. – 464 с.: ил.

Декада белгородоведения в начальных классах: Методическое пособие для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня / под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2011. – С приложением на DVD.

Дневник юного путешественника. – Белгород, 2013.

Животный мир Белгородской области / [А.В. Присный, И.Ф. Седин, В.В. Червоный и др.; под ред. А.В. Присного]. – Белгород: Белгородская обл. тип., 2012. – 400 с.: ил.

Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. науч. ред. А.В. Присный. – Белгород, 2004. – 352 с.

Лимаров А.И., Ткаченко А.И. Белгород вчера и сегодня.- Белгород: Изд-во «ЛитКараВан», 2009. – 128 с., ил.

Мой край: Книга для чтения по истории и природе Белгородской области для учащихся 4 классов /Составители Н.Г. Овчарова, Б.И. Осыков. – Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977.- 78 с.

Музей в образовательном пространстве школы и вуза: Учебное пособие /  Под общей ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2013. – С приложением на DVD.

Овчинников В.В., Гильман Л.Я. Белгород – город воинской славы. – Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2007. – 380 с.: ил.

Овчинников В.В. Земля Белгородская: легенды, тайны, чудеса, были, небыли, сказы / Фото Л.Я. Гильман. – Белгород: Белгород. обл. тип., 2011. – 264 с., ил.

Петин А.Н., Новых Л.Л., Петина В.И., Глазунов Е.Г. Экология Белгородской области: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. - М.: Изд-во МГУ, 2002. – 288 с.: илл.

Петин А.Н., Сластина Т.В. География Белгородской области. Методическое пособие для учителей географии. 8-9 классы. – Белгород: БелРИПКППС, 2005. – 82 с.

Растительный мир Белгородской области / Чернявских В.И., Дегтярь О.В., Дегтярь А.В., Думачева Е.В. – Белгород: Белгородская областная типография, 2010. – 472 с.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. География Белгородской области. Природа. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в двух частях. Часть 1. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. География Белгородской области. Население и хозяйство. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы в двух частях. Часть 2. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В.География Белгородской области. Природа. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В.География Белгородской области. Население и хозяйство. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

Хижняк А.А. Природные ресурсы земли Белгородской. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1975. – 128 с.

 

Стручаева Тамара Михайловна

Шиянова Ирина Владимировна

Стручаев Виталий Васильевич

Т.М. Стручаева, И.В. Шиянова, В.В. Стручаев

БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Примерные программы урочной и внеурочной деятельности

Белгород

2014


УДК 372.8

ББК 74.261

  С - 87

Печатается по рекомендации РИС ОГАОУ ДПО Белгородский институт развития образования и Белгородского регионального информационно-консультационного центра «Перспективная начальная школа»

С - 87      Стручаева Т.М.      Белгородоведение в начальной школе: примерные программы урочной и внеурочной деятельности / Т.М. Стручаева, И.В. Шиянова, В.В. Стручаев. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. – 21 с.

 

Сборник содержит примерную программукраеведческого модуля по окружающему миру для учащихся 1-4 классов «Белгородоведение в начальных классах» и примерную программу внеурочной деятельности с младшими школьниками «Мой край – родная Белгородчина». Описываются цели, задачи, содержание, тематическое планирование и результаты реализации регионального модуля в начальной школе.

Адресуется учителям начальной школы, специалистам дополнительного образования, методистам, руководителям общеобразовательных учреждений в практической работе при разработке рабочих программ по краеведению.

 

УДК 372.8

ББК 74.261

 

© Стручаева Т.М., Шиянова И.В.,

Стручаев В.В., 2014

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Место краеведения в «Примерной программе по учебным предметам» для начальной школы по окружающему миру.................................... 4

 

Примерная программа краеведческого модуля по окружающему миру для учащихся 1-4 классов «Белгородоведение в начальных классах»................................................................................................................ 6

 

Примерная программа внеурочной деятельности «Мой край – родная Белгородчина»....................................................................................... 12

 

 


Место краеведения

В «Примерной программе по учебным предметам»


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.