Патриарх Московский и всея Руси — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Патриарх Московский и всея Руси

2019-11-11 129
Патриарх Московский и всея Руси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литургия.

Пострижение при посвящении в чтецы перед диаконской хиротонией.

Итак, поздняя литургия в этот день пройдет архиерейским чином. Пусть это добавляет мне работы в дни, когда и без того писать много, но не сам ли я сетовал, что на моих глазах происходит мало? Вот, Господь и дает мне такую возможность. Так иначе, а я иду на позднюю литургию, дабы иметь возможность написать обо всем.

Утро, я собираюсь и иду в храм. Погода вполне под стать празднику, ясная, пусть и ветреная. Вот, и храм. Народу в храме немного. В центре действительно уже установлен архиерейский амвон. На нем лежат сразу несколько орлецов, что могло бы означать, что служба пройдет с чином встречи. На амвоне обычном уже установлены аналои с иконами для чтения входных молитв и разложены орлецы. Проходит еще некоторое время, прежде чем начинается служба. Спустя какое-то время после начала чтения часов открывается завеса. На амвон выходят иподиаконы с подсвечником и архиерейским жезлом. Значит чина встречи не будет. Действительно, вскоре открываются Царские врата и на амвон выходит правящий архиерей в сопровождении о.Антония Новицкого и диаконов. Начинается традиционное чтение входных молитв, в которых духовенство испрашивает благословение Божие на совершение литургии. Архиерей прикладывается к иконам на аналоях при чтении особых тропарей. После этого, испросив прощения у верующих («примирившись со всем миром» - сказано об этом в книгах) и благословив народ на три стороны, он уходит в алтарь. Царские врата закрываются и чтение часов продолжается. Тем временем, народу становится несколько больше, хоть все равно храм полупуст.

Проходит какое-то время. Читающий переходит к чтению 6 часа (но по ошибке прочитывает псалмы 3 часа). В это время Владыка Феогност, уже облачившись, выходит в центр храма, в сопровождении о.Антония Новицкого и о.Александра Корниенко. В центр выходит ставленник, над которым архиерей прочитывает молитву, после чего выстригает из его головы несколько прядей волос. Это совершается посвящение в чтецы. После совершения молитвы на ставленника надевается та называемая малая фелонь – уменьшенная копия священнической, используемая лишь при посвящении в чтеца. При этом ему дается книга Апостольских посланий, и он читает. Затем над ним читается еще одна молитва и он облачается в стихарь, а грудь обвязывается орарем, как это всегда бывает у иподиакона. После окончания совершения чина в центр выносится умывальница и архиерей умывает руки и вытирает полотенцем. Последнее вешается на плечи ставленнику, и он идет на солею, где будет стоять до Херувимской песни.

Наконец, чин завершен. Псаломщик читает конечную молитву 6 часа. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Антоний) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко!» - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Иподиакон, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором

псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

На литургии поет один верхний хор. На ранней литургии поет один верхний хор. В это время архиерею подносится кресло, в которое он садится, сидя во время пения антифонов. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Поется песнь «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» Ее поет уже верхний хор. Архиерей встает и кресло уносится. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя (в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

И снова звучат заповеди блаженства, точнее, это вернее назвать не заповедями, а свидетельством о похвале, что ждет исполняющим волю Божию. Разъяснение того, что же означают эти слова, звучат так часто, что я начинаю сомневаться – стоит ли писать это снова. Однако эти слова – очень важны. Нищета духа – эта фраза дает повод неверующим злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Плачущие – это не плачущие, вообще, как злословят неверующие, но плачущие, видя мерзость своих грехов. Однако «печаль мирская производит смерть, а плач по Богу – жизнь…». И здесь речь не об унынии, лишающем сил, но о плаче деятельном, подвигающем на борьбу со злом в себе. Такому человеку, занятому оплакиванием своих грехов, некогда судить других, а потому он стяжает кротость, незлобие и даже благодарит обличающих его, ведь 90% обличений и поношений, которым мы подвергаемся – справедливы, но наша гордость мешает нам видеть это. А такой человек ясно видит это и благодарит напоминающих ему об этом. Жаждущий правды – это жаждущий оправдания Божия, жаждущий исполнения воли Божией в себе, жаждущий того, чтобы на нем Бог исполнил все, что пожелал. Таким образом, человек такой жаждет спасения и особенно жаждет достижения праведности не мнимой, но подлинной. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это Мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный.

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. В центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием (рипиды не использовались из-за того, что в алтаре было мало народу), диакона с кадилом, протодиакона о.Евгения Габова с Евангелием, а также и прочего духовенства. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре. Во время пения антифона Владыка снова сидит, вставая в последний момент. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. В этот момент хор подхватывает пение и снова, в который раз, начинает со слов «Спаси ны….». И снова духовенство пропевает те же слова. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство. Затем начинается пение тропарей и кондаков. Традиционно хор поет тропарь Успению Божией Матери, а также тропарь и кондак[218] празднику Иоанна Предтечи. Кондак же Успению Божией Матери (храмовый) громко пропевает духовенство. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем местным хором, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение верхнего хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом, на греческом языке.

Возглашает прокимен и читает апостольское чтение архидиакон Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Сначала – чтения праздника. Отрывок из Книги Деяний Апостольских: 1В Антиохии[219], в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин[220], и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.

2Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

3Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

4Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию[221], а оттуда отплыли в Кипр; 5и, быв в Саламине[222], проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.

6Пройдя весь остров до Пафа[223], нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, 7который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.

8А Елима волхв (ибо то́ значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.

9Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, 10сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?

11И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.

12Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

13Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию[224], в Памфилии[225]. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.

14Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую[226] и, войдя в синагогу в день субботний, сели.

15После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

16Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.

17Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, 18и около сорока лет времени питал их в пустыне.

19И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.

20И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.

21Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.

22Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.

23Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

24Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.

25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.

26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.

27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие,

читаемые каждую субботу, 28и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.

29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.

30 Но Бог воскресил Его из мертвых.

31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.

32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, 33как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.

34А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно.

35Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление.

36Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; 37а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.

38Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; 39и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.

40Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: 41смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам.

42При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.

43Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.

44В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.

Проповедь апостола Павла о Христе. Здесь эти слова цитируются в связи со ссылкой на проповедь Иоанна Крестителя, почитаемого ныне. Здесь, пожалуй, излишне что-либо добавлять.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, 2ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.

3Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены, 4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы,- не говорю "вы",- похвалившись с такою уверенностью.

5Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.

6При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

7Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

8Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.

10Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 11так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; 13ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, 14молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.

15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!

Глава 10.

1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.

2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.

3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.

4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы 5и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, 6и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.

7 На личность ли смо́трите? || Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.

8Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.

9Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.

10Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,- 11такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.

12Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.

13А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и

до вас.

14Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.

15Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, 16так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.

17Хвалящийся хвались о Господе.

18Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.

Милосердие не только восполняет нужды ближних, но заставляет многих хвалить Бога по слову Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего Небесного». Дело, конечно же. не в том, чтобы специально показывать – какие мы благочестивые, ибо это погибельный путь, идущий которым, падает жертвой гордости. Поступающих так фарисеев сам Господь постоянно обличал. Но кто исполняет заповеди Евангелия на деле, думая не о своей репутации (ибо такой человек людям мирским будет казаться «дурачком». над которым они будут потешаться, подчас оскорблять и унижать), но о спасении души своей, того и Бог почтит. А здесь вспоминаются слова преподобного Серафима Саровского: «Чадо, молю тебя – стяжи дух мирен и тогда тысячи душ спасутся позади тебя». Как бы такой человек ни скрывал свои подвиги. как бы ни прятался от людей, а дела его не скроются, а чтущие Бога люди, видя дела эти, будут хвалить Бога, ведущего этого человека по пути спасения. А для прочих это будет живой пример исполнения заповедей не на словах, а на деле. Именно поэтому этот текст читается нам, гораздым на одни слова….

«Аллилуиа» - возглашает голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой. Дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея во время перед чтением Апостольского послания снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Рипиды при чтении держатся над Евангелием. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Марка): 1Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

2Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?

3Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.

4Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.

5И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. 6И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.

7И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

8И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.

10И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.

11И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

12Они пошли и проповедовали покаяние; 13изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

14 Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,- 22дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; 23и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.

31Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного,- ибо много было приходящих и

отходящих, так что и есть им было некогда.

32И отправились в пустынное место в лодке одни.

Повествование о самом событии, положенном в основу празднике. Что тут сказать? «Сказано: не нарушай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои. А я говорю – не клянись ни небом, потому что оно – престол Божий, ни землей, потому что оно – подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он – град Великого царя, ни собой не клянитесь, потому что не можете ни единого волоса сделать белым или черным. Но да будут слова ваши «да» - да, «нет» - нет, а что сверх того, то от лукавого ….». Лучших слов не найти….

Евангелие (от Марка): 1И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

2И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

3Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

4А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

5И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

6Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

7Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, 8Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

9И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

10Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

11И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

12Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

13Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

14И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр, 17Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы", 18Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19и Иуду Искариотского, который и предал Его.

20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.

21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.

22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.

23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?

24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то́; 25и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; 26и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.

27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.

28Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; 29но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

31И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

32Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

33И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

34И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Господь многих исцеляет и многих освобождает от власти злых духов. Вероятнее всего, имеется в виду тот случай, что упоминается в Евангелиях от Матфея и Луки, где Он изгоняет беса из немого человека, который после освобождения от духа тьмы начинает говорить (после чего, как упоминается у Евангелиста Луки, некая женщина восклицает: «Блаженно чрево, носившее тебя и сосцы, питавшие Тебя») или нет? Однако же здесь также фарисеи, оставаясь в неверии, пытаются обосновать свое ожесточение против Него, придумывая отговорки, дескать, «он изгоняет бесов силой веельзевула, князя бесовского». И Господь говорит те же слова – если диавол диавола изгоняет, то полки бесовские разделились между собой, а тогда пришел их конец…. Притом, дело Божие и дело бесовское познается по плодам. «Вор не приходит, разве как чтобы украсть, убить и погубить, Я же пришел, чтобы (овцы) имели жизнь и имели с избытком» - В этом слове Христа заключается весь смысл этих отличий. А Действия духов тьмы, если и несут улучшения, то всегда временные, либо вовсе, мнимые – человек лишь перестает чувствовать боль, в то время как болезнь продолжает прогрессировать. Потом обольщение отходит и выясняется, что оно принесло один вред, так как цель сатаны – уловить человека и унести за собой в ад. Дело же Божие – спасение человека и Бог, не желая зла человеку, если творит добро, то оно явно. «Не может дерево худое приносить плоды добрые, как не может дерево доброе приносить плоды худые…. не собирают смокв с терновника и не собирают винограда с репейника …». И далее Господь констатирует факт – слова иудейских вождей, клевещущих на него – есть хула на Духа Святаго.

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. Как и все эти дни, после начала нестроений с Константинопольским патриархатом, на ектении провозглашались призывы к молитве о единстве Церкви и устранении нестроений, расколов и ересей. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Разумеется, не обходится без ектении об усопших, конечное славословие которой произносит сам архиерей. Сразу началась ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обу<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.