Место и роль Программы в обучении дошкольников — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Место и роль Программы в обучении дошкольников

2019-10-30 281
Место и роль Программы в обучении дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа «Калейдоскоп профессий» предполагает систематическую образовательную деятельность через организацию тематической «недели профессии» (4 неделя месяца): образовательное развитие в форме интегрированных познавательных занятий с детьми разных возрастных групп в комплексе с воспитательными мероприятиями, игровой и трудовой деятельностью в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду. За один учебный год дошкольник познакомится с 9-15 профессиями[1].

Учебная нагрузка на занятии согласно возрастной группы (2 младшая группа – 15 мин., средняя группа – 20 мин, старшая группа – 25 мин, подготовительная группа - 30 мин).

По типу такие занятия могут быть: индивидуальные - 1- 4 детей; индивидуально-групповые - до 8 детей; групповые - до 15 детей; фронтальные.

Реализация принципа интеграции в тематическом планировании, характеризуется объемностью, многоуровневостью, многомерностью видов и форм детской деятельности, позволяющих максимально проявиться природным задаткам детей; широтой информационно-познавательного поля, объединяющего различные отрасли знаний и помогает понять взаимосвязь со всем. Основой планирования является познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность дошкольников, которые наиболее ярко отражают процесс саморазвития ребенка.

Таким образом, организовывая в ДОУ образовательно-воспитательную деятельность по Программе «Калейдоскоп профессий», дошкольник познакомится более чем с 60 профессиям.

Цель программы – формирование мировоззрения детей дошкольного возраста путем познания мира профессий.

Задачи:

- развитие у ребенка личностной «целостной картины» о мире взрослых;

- осознание социальной значимости труда, понимание экономических законов и проблем общества и средств их решения;

- готовность к творческой деятельности и самореализации в условиях рыночных отношений;

- сформированность трудолюбия как базовой качества личности, инициативности, склонности к предпринимательству;

- социализация личности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- формирование у дошкольников первичной мотивации к выбору профессии.

     Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры Программы

Основой программы стали следующие принципы:

- принцип гуманности и демократизации педагогического взаимодействия;

- принцип целостности педагогического процесса, комплексности цели;

- принцип активности и партнерства в педагогическом взаимодействии.

    При разработке программы, к ней выдвигались следующие требования:

1. Актуальность и проблемность.

2. Рациональность (взаимосвязь целей, задач, содержания, технологии и результата).

3. Реалистичность (проста и доступна во внедрении).

4. Личная творческая и социальная направленность.

   Парциальная программа «Калейдоскоп профессий» направлена на   формирование мировоззрения дошкольников путем познания мира профессий.

   Для обеспечения принципа преемственности между звеньями дошкольного и начального образования нами были разработаны «Авторская программа вариативного образовательно-воспитательного курса «Калейдоскоп профессий» (для учащихся 1-2 классов). Вторая программа является логическим продолжением первой.

Для эффективного планирования воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с миром профессий была разработана «Концептуальная схема организации образовательно-воспитательной работы по формированию мировоззрения детей путем познания мира профессий», которая раскрывает цель, адекватные задачи, специфические принципы, методы и методические приемы, интерактивные формы работы с детьми, педагогами, родителями (Приложение 1).

        Формирование мировоззрения ребенка о мире профессий происходит при внедрении комплекса образовательно-воспитательных мероприятий в ДОУ. Поэтому при организации педагогической работы необходимо учитывать факторы оптимизации воспитательно-образовательной деятельности в становлении личности детей, а именно: социальные, психологические, медико-физиологические и педагогические (Приложение 2).

Просветительская работа с родителями по вопросам социализации ребенка заключается в создании условий для осознания ими личностного смысла отцовства, ответственности семьи за настоящее и будущее ребенка. С этой целью была разработана «Модель взаимодействия педагогов и родителей в процессе формирования мировоззрения ребенка путем познания мира профессий» (Приложение 3).

Эффективность сотрудничества с родителями формируется при использовании широкого арсенала форм взаимодействия:    открытые занятия, проблемно-аналитические беседы, психолого-педагогические тренинги, круглые столы, диспуты, консультации (Приложение 4).

       Специфика функционирования детского сада предусматривает ограниченный круг людей, которые работают с детьми. Поэтому детям всегда интересно пообщаться в рамках класса с новым человеком. Для этого надо заранее оформить «Банк профессий родителей» и предоставить возможность каждому из родителей, согласно запланированной темы, представить собственную мини-презентацию о своей профессии. Данные о профессиях родителей по группе объединяются в общий альбом, что значительно расширяет возможности общения с различными специалистами (Приложение 5).

В Типовой образовательной программе «От рождения до школы» предусмотрено формирование у дошкольников следующих видов труда: самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, общественно-полезный труд, труд в природе, уважение к труду взрослых. Ознакомление с миром профессий напрямую связана с темой «Уважение к труду взрослых», содержание работы, которой формулирует пути её решения (Приложение 6).

Планирование учебного материала на год построено с учетом принципа тематического подхода, и предполагает активное участие детей в его систематизации «Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с миром профессий» [2] (Приложение 7). Для ознакомления детям предлагаются профессии доступные их пониманию на данном возрастном периоде, которые способствуют формированию и раскрытию творческого потенциала дошкольников, развитие их способностей, умение самостоятельно и активно познавать окружающий мир.

Для детей младшей группы предлагаются для ознакомления профессии работников детского сада и ближайшего окружения: воспитатель, помощник воспитателя, дворник, повар, врач, прачка, швея, водитель. Те профессии, которые дети могут ежедневно наблюдать и делать собственные выводы. Эти профессии более бытовые и доступны пониманию маленького ребенка.

Дети средней группы знакомятся с профессиями сферы обслуживания: продавец, парикмахер, почтальон, врач, медицинская сестра; с рабочими профессиями: хлебороб (тракторист, комбайнер), строитель, а также военный и музыкант. Детям этого возраста интересны и понятны профессии, связанные со строительством (крановщик, слесарь, маляр, электрик, плотник и др.); люди искусства - музыканты в связи с музыкальным инструментом, на котором он играет (пианист, гитарист, трубач, барабанщик и др.).

Региональный компонент программы подразумевает ознакомление детей с наиболее тяжелыми профессиями – шахтер, металлург, указывая на особые черты характера людей данных профессий, неблагоприятные условия труда. Необходимо с детства прививать любовь и уважение к людям тяжелого труда.

Детям старших групп предлагаются для ознакомления:

• профессии социально значимые для общества: фермеры (пасечник, агроном, доярка, зоотехник); милиционер, инспектор ГАИ, пожарный, сотрудник МЧС, профессии работников воздушного транспорта (пилот, штурман, бортпроводник), космонавт, врач (разные специализации), ветеринар;

• профессии, связанные с искусством: литератор (поэт, писатель, редактор, издатель, иллюстратор), артист цирка, актер театра и кино, музыкант, художник;

· военные специализации по родам войск (наземные, воздушные, морские войска);

• профессии, связанные с наукой: ученые (химик, физик, астроном, конструктор), программист, учитель.

Важно сформировать у детей представление о том, что людям- производителям эффективно работать помогают ученые, инженеры-изобретатели, конструкторы, которые благодаря своим открытиям, изобретениям совершенствуют современное производство.

Осознать общественную значимость труда ребенку помогают беседы и дидактические игры типа «Чья работа важнее?», «Все для всех», «Экономическая азбука», «Профессии моих родителей» и др. Они имеют больше морально-этический характер, чем познавательный, поэтому целесообразно их проводить в летний период, так как больше времени предоставляется для индивидуального общения с детьми.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, поэтому представления об окружающем мире, социальной действительности формируются через разнообразные игры: сюжетно-ролевые «Семья», «Поликлиника», «Супермаркет», «Защитники», «Строители» и др.; дидактические игры «Что для чего?», «Чей это инструмент?», «Хорошо – плохо» и др.; строительно-конструктивные игры; подвижные игры сюжетного характера «Невод», «Рыбки и рыбки», «Краски», «Светофор», «Где мы были мы не скажем, что делали покажем»; физкультурные досуги «Школа юных пожарных», «Академия пешехода» и др.

Любая профессия, которая познается вместе с детьми, содержит мировоззренческий компонент - причем, не просто в отдельных темах занятий или бесед с детьми, а в самом подходе к определению смыслового поля, которое будет предлагаться детям. С целью повышения эффективности педагогической работы, была разработана «Схема организации педагогического процесса по приобщению детей к миру профессий» (Приложение 8).

     Использование проблемно-поисковых, интерактивных методов организации работы по формированию мировоззрения ребенка в условиях детского сада способствовало разработке «Матрицы организации «Недели профессии» ( Приложение 9).


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.