Соотношение оришей и католических святых — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Соотношение оришей и католических святых

2019-10-30 176
Соотношение оришей и католических святых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

В сантерии вслед за религией Ифе сложилось представление о некой сверхсущности, которая находится абсолютно надо всем и управляет жизнью всего мира. Эта высшая Сущность предстает в трех проявлениях: Создатель (Olofi), который общается напрямую с оришами; Олоддумаре, в котором заключены все законы и элементы окружающей жизни; Олорун – жизненная сила, энергия Вселенной, ассоциирующаяся с Солнцем.

Таким образом, и это крайне важно для рассмотрения вопроса о синкретизме религии йоруба с католицизмом, в сантерии изначально существовало свое представление о «Троице»: Олофи – Бог Отец, Олоддумаре – Бог Сын; Олорун – Бог Дух Святой. Разумеется, эта привязка носит весьма условный характер, но сходство очевидно.

Рассмотрим эту систему подробнее. Последователи сантерии так же, как и йоруба, верят в Верхнего бога – создателя, который стоит в иерархии выше всех остальных богов. При этом есть три различных имени, каждое содержит различные характеристики и иногда различные интерпретации этого Верховного божества: Олоддумаре, Олорун и Олофи. Олоддумаре – основание всего Бытия, Олорун – создатель Вселенной, а Олофи – само создание. Если Олоддумаре (а также его отражение Олорун) управляет Вселенной, то Олофи является его более близкой к человечеству сущностью, которая ассоциируется в сантерии с образом Иисуса Христа. Олоддумаре так же, как в религии йоруба, не является объектом поклонения. Не существует его отдельного культа. Общение же идет непосредственно только с Олофи, и то не на прямую, а посредством оришей.

По сравнению с религией йоруба в сантерии намного меньше божеств низшего порядка, то есть оришей. Но при этом они более функциональны или, если так можно выразиться, многофункциональны.

У каждого бога сантерии есть связь с неким растением так же, как и в Африке, которые используются в ритуалах и лечебных практиках. Поклонение каждому отдельному орише также связано с подношением ему специфической, пригодной только для него одного ритуальной еды, животных, предметов, барабанных ритмов и танцев.

Одним из важных аспектов сантерии является практика ритуальных жертвоприношений (ebbo). Жертвоприношения приносятся конкретным оришам. В качестве жертвоприношений используются фрукты, различная еда, алкогольные напитки. Как было сказано выше, у каждого ориши есть травы и животные, с которыми он ассоциируется. Таким образом, в подношениях фигурируют закрепленные за тем или иным оришей представители флоры и фауны.

В сантерии практикуется три вида жертвоприношений животных:

 

1. Для снятия наложенного проклятия.

2. Для получения помощи в делах.

3. Для посвящения в сантерию[540].

 

Различные ориши отвечают в сантерии за разные сферы деятельности. Обратимся к таблице:

 

Именно эта духовная система и вступила в синтетическую реакцию с католической религиозной системой на острове.

Каким образом в сознании людей могло произойти замещение прежних ценностей новыми, а главное, как в принципе был возможен подобный синтез? На наш взгляд, говоря о религиозном синкретизме, мы всегда говорим о социокультурном феномене. Латиноамериканский регион всегда отличался своими мультикультурными особенностями, представляя собой сплав трех цивилизаций: индейской, европейской и африканской. Разные народы с разными уровнями развития пересекались на латиноамериканском субконтиненте, оказывая влияние друг на друга, осуществляя культурную взаимоэкспансию. Безусловно, силы сторон были не равны.

Европейская цивилизация по всем параметрам стояла выше, и индейской, и африканской. Своей мощью она пыталась, по возможности, уничтожить культурную, в том числе и религиозную, самобытность слаборазвитых народов, стараясь навязать свою цивилизационную модель, в которой им отводилась самая низкая социальная ступень.

Стоит учитывать и тот фактор, что испанское католичество всегда отличалось высокой степенью веры и миссианской направленностью. Основной причиной этого было желание Католической церкви не допустить распространения на колониальной территории протестантизма, который активно занимал все новые позиции как в Европе, так и на американском континенте. Уже 4 мая 1493 года папа Александр VI своей буллой «Inter Caetera» закрепил за испанскими королями право обращения жителей Нового Света в католицизм: «Поэтому, досконально приняв во внимание все вышеуказанное, и особенно необходимость возвеличивания и распространения католической веры, должны вы приступить, уповая на милость Божью, к подчинению упомянутых островов и материков и их жителей и обитателей, как то подобает католическим королям и правителям, по примеру ваших предков, и обратить их в католическую веру. Мы же восхвалим пред Господом это ваше святое и достойное намерение; и, желая, чтобы оно было выполнено должным образом и чтобы самое имя нашего Спасителя утвердилось в упомянутых странах, ревностно будем поощрять вас ради славы Господней»[541].

Следует обратить внимание на то, что Куба в числе первых подверглась испанской колонизации и, как отмечает известный латиноамериканист К. А. Хачатуров, нашествию миссионеров католических орденов: «Индейцы избежали купели евангелизации – их просто уничтожили, и сегодня на Кубе едва теплится аборигенная религиозная культура индейцев абакуа. Колонизаторы запретили все религии, кроме католической»[542]. Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: вся ударная сила католицизма на Кубе пришлась именно на завезенное чернокожее население.

Завезенное из Африки население, как известно, практически сразу начало отстаивать свои права. Бунты рабов были обычным делом в колониальный период развития Латинской Америки. Колонизаторы прекрасно понимали, что религия является одной из объединительных основ для этих выступлений. Именно религия выступала в качестве цементирующего фактора, не дававшего афроамериканцам окончательно пасть духом и принять свою участь. Иными словами, пока были живы их боги, были живы и они сами.

И все же противостоять отлаженной машине католицизма низко развитым выходцам из Африки было довольно сложно. Медленно католицизм занимал все новые и новые позиции, что было обусловлено несколькими факторами, главные из которых, на наш взгляд, – страх и отдаленность от родины. Говоря о страхе, мы имеем в виду страх за свою жизнь: практикующий раб-сантеро мог быть просто убит исповедующим католицизм белым хозяином. Не менее важен и второй фактор – отдаленность от этнической родины. Экспансия другой религии на своей территории, безусловно, переносится иначе, нежели на чужой.

Таким образом, появление сантерии было обусловлено следующими основными причинами:

 

1. Первичное усвоение католицизма неграми-рабами.

2. Смена поколений.

3. Адаптация к новым условиям жизни.

 

Как замечает Ф. Ортиз, «никто не преподавал Библию на Кубе ни чернокожему населению, ни белому»[543]. В первую очередь данное замечание важно относительно именно черного населения острова, которое на протяжении долгого времени находилось в рабстве. Очевидно, что библейские принципы о равенстве людей никак не укладывались в систему рабовладения, существовавшую на Кубе. Было просто бессмысленно объяснять рабам, что они равны со свободными людьми, так как это противоречило здравой логике. Результатом же стало элементарное незнание неграми Священного Писания, то есть основы основ христианской религии.

Хотя работорговцы заставляли негров принимать христианство, делали они это не в полную силу, не заботясь о глубине восприятия новой религии чернокожим населением. Это происходило, с одной стороны, потому, что они не слишком хотели оплачивать труд священников, а с другой – потому, что африканские традиции, прежде всего танцы, практикуемые рабами, не имели в понимании испанцев ярко выраженного религиозного характера.

К данным трем причинам можно добавить и четвертую, которая, на наш взгляд, также оказала весьма существенное влияние на формирование рассматриваемой религии: прагматизм. В сборнике Евангелистического миссиологического общества приводится весьма интересный пример того, как современные африканцы принимают христианство, оставаясь при этом приверженцами и своей местной религии:

«Я сидел в африканском доме, заполненном молящимися людьми. Это был глинобитный дом с соломенной крышей, размером в пятнадцать шагов от одной стены до другой. Некоторые сидели на стульях, расставленных по кругу, многие на табуретах, а кто-то и просто на полу. Где-то через полчаса молитв нервная женщина по имени Такванья вошла в дом. Заняв пустой стул рядом со мной, она зашептала на своем языке: “Я хочу стать баптисткой”. Я вежливо кивнул. После активных песнопений, молитв и проповеди те, кто еще не принял путь Иисуса Христа, были приглашены сделать это. Такванья сказала (на этот раз публично): “Я хочу стать баптисткой”. Я был удивлен, когда старшие сказали, что они будут молиться за сестру и направят ее на путь Иисуса. Позже я узнал от Такваньи и местного церковного главы, что она была тяжело больна на протяжении нескольких месяцев. Она была в отчаянии. Ее родственники – не-христиане, наблюдавшие за изменениями тех, кто принял веру, сказали ей, что если бы она была баптисткой, она могла бы исцелиться. Такванья, воспринимающая баптизм как магический ритуал, нежели как участие в смерти, похоронах и воскрешение Иисуса, решила попробовать “христианский путь”»[544].

Приведенная история ярко свидетельствует о том, что в ряде случаев формальное принятие чужой религии может быть обусловлено такими обстоятельствами, как тяжелая болезнь или схожими с ними. В случае с йоруба, попавшими в рабство и отвезенными на Кубу, этот фактор тоже должен учитываться. При этом он имел место именно на первом этапе развития сантерии, то есть в период принятия католицизма в целях самосохранения йоруба как социокультурной общности.

Со временем же принятие католицизма теряло свой первоначальный смысл, и нахождение в рамках этой религии начинало восприниматься как само собой разумеющееся.

На вопрос, почему кубинцы делают выбор в пользу сантерии, ответ звучит следующим образом: «Католическая вера не является такой “немедленной”, как религия йоруба. Хотя она такая же добрая, терпеливая и духовная. В католицизме человек, просящий что-либо у святого, не может быть уверен, что получит это. В религии йоруба у человека есть возможность знать ответ немедленно, будь он положительный или отрицательный. То есть в католицизме ты молишься и надеешься, а в сантерии – получаешь быстрый ответ»[545].

При этом никто не отказывается от посещения католических месс и, даже наоборот, сантеристы стремятся на них. Следующий респондент журнала «Mundo Negro» сообщил: «Я посещаю восемь церквей, так как имею ту же духовность, что и вы. Когда я прихожу в церковь, то прошу Бога помочь мне с моими проблемами. Я не вижу его в виде какого-то образа, я вижу его как всё: Бог – это всё, и находится во всем. Я не персонифицирую его ни как черного, ни как белого. Можно называть его богом, Олодумаре, Иеговой. Именно за это я и люблю сантерию»[546].

Таким образом, мы видим все тот же утилитарный подход к религии. В данном случае можно говорить о синкретизме, как о некоей религиозной всеядности, неразборчивости. Принятие другой религии в этом контексте становится не манифестацией смены системы духовных координат, но всего лишь способом решить свои собственные проблемы.

Отдельного внимания заслуживает вопрос организационной структуры сантерии как религиозного института. Являясь неофициальной религией сантерия не имеет четко оформленной организационной структуры. Являясь «личной религией», она концентрируется в группах верующих, собранных в односемейном (общинном) доме (ile-ocha), который является аналогом церкви. Во главе такой общины (дома) стоит бабалао или же непосредственно владелец жилища (старейшина). Внутри общины также есть соответствующее разделение (иерархия): сантеро/а (Бабалоча (мужчина), Ийалоча (женщина)) и Бабалаво.

Между домами существует определенная конкуренция, которая связана с престижностью той или иной общины и количеством ее членов.

Сформировавшись без каких-либо регулирующих элементов, сегодня сантерия пытается институционно оформиться. Для этого создаются различные организации, претендующие на главенствующую и руководящую роль. Организационная комиссия по подготовке Ежегодного послания, различные организационные инстанции бабалао, бабалочас и ийалочас на сегодняшний день функционируют по сетевому принципу. Они контролируют религиозные общины, подготовку к общесантеристским торжествам и праздникам и так далее.

Таким образом, мы можем говорить о попытке ведущих сантеро Кубы взять под контроль обладающие широкой независимостью отдельные религиозные общины на острове. Безусловно этот факт свидетельствует об определенном уровне развития сантерии как религии. Если до сегодняшнего дня она существовала стихийно, опираясь на традицию и глубокие народные корни, то сейчас среди сантеристской элиты возникает понимание необходимости оформления организационной структуры с развитым аппаратом. То есть сантерия прошла этап своего становления, этап развития «снизу», и теперь вступает в фазу институализации.

С начала 1990-х годов, когда Куба вступила в так называемый «особый период в мирное время» власти дали ощутимое послабление верующим. Религия хотя и осталась отделенной от государства, но активизировался процесс открытия храмов различных конфессий. В 1998 году Кубу посетил Иоанн Павел II. В 2004 году на Кубе побывал Вселенский Патриарх Варфоломей, а в 2008 году – будущий Патриарх Всея Руси митрополит Кирилл. Второе дыхание получила и сантерия.

В связи с этим хотелось бы напомнить, что сантерия обращается в первую очередь к тем, у кого есть какие-либо жизненные проблемы, которые невозможно разрешить без вмешательства или посредничества третьих лиц, и также к тем, чьи жизни по тем или иным причинам находятся в опасности и кому требуется магическая защита. По мнению Ф. Фрохока[547], именно поэтому основной контингент сантеро – это игроки, контрабандисты, воры, торговцы наркотиками (то есть контингент, который особенно активизируется в смутные, сложные времена).

Данное утверждение представляется спорным, если не сказать – неверным. Личные наблюдения автора позволяют сделать вывод о том, что среди последователей сантерии представлены самые разные социальные группы населения, в том числе в большом количестве женщины и дети. Не редким явлением на улицах острова является присутствие женщин самых разных возрастов, одетых в белые одежды с ярко-красным цветком на груди или в волосах (символ посвящения). Таким образом, мнение Ф. Фрохока представляется предвзятым и связанным с несколько ангажированным представлением о населении Кубы в целом.

Существует мнение, что именно сантерия является ключом и к тайне «непотопляемости» Фиделя Кастро. Как известно, спустившиеся с гор Сьерра-Маэстры партизаны во главе с Ф. Кастро (1959 год) были не чужды сантерии. Довольно скоро стало ясно, среди них было много людей, исповедующих эту религию. Одной них была и Селия Санчес, которая со времен партизанской войны служила бессменным личным секретарем Фиделя Кастро вплоть до своей смерти в 1979 году. Кубинские сайтерос уверены, что Верховный Главнокомандующий пользуется высочайшим покровительством африканских богов. В январе 2008 года сантеро Антонио Кастейнда заявил агентству Reuters: «Боги йоруба защищают больного Фиделя Кастро от колдовства и желают, чтобы он продолжал руководить Островом Свободы»[548]. Следует отметить, что Кастейнда сделал это заявление сразу после его избрания депутатом Национального собрания Кубы. В парламент этого сантеро избрали как президента Культурной ассоциации йоруба Кубы, деятельность которой поддерживается правительством[549]. Одним из самых известных сантеро из ближайшего окружения Фиделя Кастро называют Реце Вальехо, который долгие годы был его личным врачом.

В 1990-е годы сантерию, как реальную силу, способную влиять на общественное мнение, пытались вовлечь в политический процесс и, в частности, в кубино-американский конфликт. В разгар кризиса вокруг истории с возвращением на Кубу шестилетнего Элиана Гонсалеса в Майами начало циркулировать анонимное письмо, в котором утверждалось, что Фидель Кастро получил послание от одного из кубинских бабалаво, утверждавшего, что Элиан является воплощением ориши Элеггуа. В. Бетанкур, бабалаво и оракул Ифе, проживавший в Гаване, якобы заявлял, что мальчик является «избранным»[550].

На Кубе существует «легенда», согласно которой в шесть лет Кастро серьезно заболел. Потерявшая последние надежды на спасение сына мать Кастро послушала совета негритянки, работавшей у нее служанкой, и призвала на помощь сантерос. Считается, что Кастро находится под покровительством ориша Аягуна.

Разумеется, эти сведения являются всего лишь народными легендами, но тем не менее некоторые факты говорят о том, что они имеют под собой некоторое основание. Известно, что после победы Кубинской революции Католическая церковь подверглась жесткому прессингу со стороны новой власти. По отношению к католическим священникам применялись репрессии, а сама Церковь была объявлена «пособницей контрреволюции». При этом в отношении сантерии подобных шагов предпринято не было. Некоторые кубинцы отмечают тот факт, что официальными цветами «Движения 26 июля» были красный и черный, которые в сантерии ассоциируются с оришей Элеггуа[551].

Все это свидетельствует о том, что кубинское общество насквозь пронизано культурой сантерии именно в духовном плане. Несмотря на возможность обретения культом Ифе своей первоначальной сущности и очищения его от католической составляющей, этого не происходит. Более того, в сантерии некоторые католические обряды считаются обязательными. Без их прохождения человек не может считаться последователем сантерии. Так, для того чтобы стать сантеристом, необходимо пройти обряд крещения. После смерти по усопшему служат девять католических месс, которые также являются обязательными.

Доказательством духовной спайки является и использование католической атрибутики (в первую очередь в виде статуэток святых) непосредственно в африканских ритуалах. То есть в день празднования того или иного ориши на церемонии обязательно присутствует его католический «двойник». Алтарь в любом доме, где практикуется сантерия, представляет собой смесь двух традиций.

Как отмечает X. Гуанче, сантеристы, имея опыт распространения своей религии в самых тяжелых условиях, в условиях запретов со стороны католицизма, а также будучи прагматиками (в том смысле, что вся их религиозная деятельность связана с земными делами, а не направлена на будущее спасение) не испытывают проблем с «раздвоением» религиозного сознания: они в той же степени обожают католических святых, как и африканских оришей[552]. Таким образом, не приходится говорить о маскировке, сокрытии образов оришей за ликами католических святых. Сантерия сегодня – цельная религиозная система, сформировавшаяся и утвердившаяся.

Кубинская сантерия – уникальное явление, появившееся в результате сплава мировой и этноцентрической религий. И именно в этом двуединстве она и может рассматриваться как самобытная синкретическая религия. Несмотря на присутствие формальных признаков двоеверия, то есть параллельного сосуществования католицизма и религии Ифе, сантерия имеет глубинную духовную платформу, которая на сегодняшний день является монолитной и не может рассматриваться как непрочная эклектичная конструкция. Элементы католицизма в сантерии не играют роль фасада, а представляют собой неотъемлемую часть религиозной традиции, являются составляющей единой религиозной системы.

Кубинская сантерия распространяется и за пределами Острова Свободы: десятки тысяч сантеристов живут сегодня на территории США, в Майами, где эта религия получает новое звучание. Все это лишь еще раз говорит о том, что в современном глобализирующемся мире со стирающимися культурными границами латиноамериканский религиозный синкретизм требует тщательного изучения и пристального внимания как важнейший элемент межцивилизационной интеграции в Западном полушарии.

Значимость изучения афрокубинской религиозной традиции понимает и католическое духовенство. Безусловно, тенденция к размыванию католицизма и растворения его в народных верованиях не может не вызывать беспокойства. Более того, этот вопрос тщательно изучается в духовных учебных заведениях на Кубе. Согласно секретарю Конференции католических епископов Кубы, кубинские семинаристы изучают предмет «Религиозная социология», в котором акцент делается на содержании африканского синкретизма[553].

В 1997 году в семинарии «San Basilio Magno» (г. Сантьяго-де-Куба) главным викарием архиепископства Гаваны К.М. де Сеспедесом была открыта кафедра афрокубинских исследований. Во время церемонии открытия викарий заявил, что культура и религия африканского происхождения являются «главным вызовом» для Католической церкви, а также отметил, что сожалеет о том, что до этого Церковь уделяла этому вопросу недостаточное внимание.

Уже не первое десятилетие на Кубе остро стоит вопрос касающийся отношения, в первую очередь, интеллектуалов, к сантерии. Многие известные кубинские авторы, такие как Ф. Ортис, Л. Кабрера, Р. Лачатаньере, И. Барреаль, Т. Робайна и другие на протяжении десятилетий продвигали мысль о примитивном характере сантерии, идею о том, что ее необходимо «победить», в первую очередь, путем повышения уровня образованности населения. Сантерия рассматривалась ими именно как примитивная религия, стоящая ниже, чем то же христианство.

По мнению ряда современных исследователей, подобная постановка вопроса не является корректной. С их точки зрения, проблема заключается не в отсталости сантерии, а в неспособности католической иерархии предложить адекватный ответ. Так, например, Католическая церковь на Кубе, во многом изолированная от общекатолических мировых теологических тенденций, никак не использует потенциал так называемой «черной теологии», которая могла бы оказать серьезное воздействие на чернокожее население острова и привлечь его в лоно Церкви.

Сантерия сегодня является неотъемлемой, естественной составляющей духовной жизни Кубы. При этом наиболее развитой можно считать ее вариацию, получившую название Регла да Оча, которая и была рассмотрена в данной главе. Но следует иметь в виду, что существует и еще как минимум два направления афрокубинской религии на острове: Регла де Пало (другая вариация сантерии с уклоном в черную магию и спиритуализм) и Абакуа, которая позиционируется как «тайное общество».

Сантеристами, по наблюдению автора, является подавляющее большинство чернокожего населения Кубы. Стоит отъехать на несколько десятков километров от Гаваны, как это становится ясно со всей очевидностью. Почти во всех домах можно найти алтари сантерии, горшки, в которых живут ориши, а также специальные «внешние» алтари, которые находятся перед входом в дома. Часто они устраиваются в специальных выемках в стене около входной двери, в которых находятся фигурки католических святых и оришей. Впрочем, та же картина наблюдается и в самой Гаване, хотя и в меньших масштабах (в столице Кубы алтари, как правило, находятся в домах или во внутренних дворах).

На улицах кубинских городов практически повсеместно можно видеть людей в белых одеждах со специфическими цветными бусами, которые обозначают ориша-покровителя. Бусы выполнены в цветах, которые свойственны тому или иному орише. Белая одежда носится только в первый год после посвящения, а затем заменяется на обычную. При этом бусы носить необходимо на протяжении всей жизни. Как правило, после первого года бусы перемещаются с шеи сантериста на запястье или в карман.

В любом городе Кубы открыты многочисленные магазины для исповедующих афрокубинские религиозные культы. Если чисто католические лавки располагаются исключительно при церквях (и то не при всех), то магазины сантерии в большом количестве имеются повсеместно, а покупателей в них не меньше, чем в обычных продуктовых отделах.

Пренебрежительное отношение к официальному католицизму видно и по чисто внешним признакам. Так, наблюдая службу в Кафедральном соборе в Гаване во время Святой Недели (одного из важнейших католических праздников), автор видел полупустой храм, хотя с проповедью к пастве обращался лично архиепископ Гаваны, глава Католической церкви на Кубе Ортега.

Изучение религиозного синкретизма, в том числе на примере кубинской сантерии, представляется крайне актуальным направлением в современном религиоведении, так как в эпоху глобализации и религиозного плюрализма необходимо понимание возможных механизмов смешения духовных практик различной направленности, прогнозирование дальнейшего развития духовной жизни человечества.

 

Протестантизм

 

В ранние периоды колониальной истории Кубы, наряду с католицизмом, на острове происходило активное распространение еще одной ветви христианства – протестантизма. Изначально католическая Испания всячески препятствовала этой тенденции, пытаясь закрепить свое господство, в том числе и в духовной сфере. Важность этого заключалась в том, что протестантизм с самого начала нес в себе угрозу абсолютизму, покушаясь на саму идею абсолютной власти монарха. Колонии же должны были находиться в жестком подчинении к метрополии. Ко всему прочему, католицизм пытался закрепить свое влияние в южной части американского континента, отдав на откуп протестантам северные территории.

Первые сведения о деятельности протестантов на Кубе относятся к 1741 году, когда остров находился под властью Британской империи. Но согласно Протестантской энциклопедии официально протестантизм проник на Кубу в третьей четверти XIX века, когда в 1871 году Епископальная церковь, находившаяся в США, направила в Гавану своего пастора. В 1873 году Методистская епископальная церковь начинает активную работу среди кубинцев, проживавших во Флориде. Уже через десять лет, в 1883 году в священный сан посвящаются два этнических кубинца – Энрике Б. Самелльян и Аурелио Сильвера, которые возвращаются на Кубу для распространения методизма[554].

Своего рода «золотой век» протестантизма на Кубе наступил в период оккупации американскими войсками в 1898 году. Протестантские миссионеры пришли на остров вместе с американской армией. К тому времени, когда американское военное правление на Кубе закончилось в мае 1902 года, огромное количество протестантских организаций различного толка успело начать свою деятельность, включая северных и южных баптистов, южных методистов, пресвитериан, членов епископальной церкви, Последователей Христа, квакеров, пентекосталистов и конгрегационалистов. В феврале 1902 года собралась первая общая для ряда организаций конференция с целью установления сфер влияния основных протестантских организаций на Кубе. В результате этого деления получилась следующая картина: Северные баптисты получили две восточные области острова (Камагуэй, Орьенте), южные баптисты – четыре западные области (Пинар дель Рио, Гавана, Матанзас, Лас Вильяс), квакеры и методисты разделили между собой часть западных областей, пресвитериане и конгрегационалисты определили сферой своего влияния западную часть острова, члены епископальной церкви закрепили за собой Матанзас и Сантьяго-де-Куба [555].

Вслед за наиболее мощными и организованными протестантскими организациями на Кубу последовали и другие. В последующие годы на острове появились представители таких объединений, как баптисты Доброй воли, Свидетели Иеговы, христианские Ученые, Адвентисты седьмого дня, Церковь Назарея, Менониты, Группа Джидеона, Армия Спасения, Церковь Бога и другие.

Поражение Испании в 1898 году неожиданно открыло Кубу для американского политического контроля, полномасштабного проникновения на остров, а также религиозной экспансии. Миссионеры являлись частью обширного американского притока в Кубу, наряду с военными, дипломатами и бизнесменами. Американцы несли с собой и свои духовные ценности, привитие которых являлось неотъемлемой частью вбирания Кубы в сферу своего влияния. Религиозный фактор стоял здесь на одном из первых мест. Как отмечал известный американский политический и общественный деятель того периода генерал Оливер Отис Говард, «Мы должны поднять их щедрой и благородной христианской серией усилий. Это наша данная Богом миссия, и весь христианский мир смотрит, чтобы увидеть, соответствует ли великая американская республика этому напряжению»[556].

Именно в духе высказывания генерала Говарда и действовали американские протестанты, которые своей миссией видели поднятие общего уровня духовной культуры кубинцев. За этими сугубо гуманистическими целями, очевидно, крылись цели политические, которые преследовала американская администрация на острове.

По сути, после того, как «Рузвельт “спас” Кубу от испанской империи, протестанты попытались спасти Кубу от романского католицизма»[557]. Протестантские издания конца XIX века трактовали американскую интервенцию на Кубу как «акт провидения» и ответ на «македонский зов». Как отмечают американские авторы Г. Ладерман и Л.Д. Леон, «фактом является то, что 95 % ресурсов, необходимых для укрепления протестантизма на Кубе пришло из Соединенных Штатов»[558].

Действительно, низкий уровень образования, неразвитость системы образования в целом, отсутствие нормальной системы здравоохранения и социального обеспечения подготовили протестантским организациям широкое поле деятельности, позволили занять многие кластеры общественного бытия.

Протестантские организации активно спонсировали многие социальные программы, также программы в области сельского хозяйства и промышленности (в первую очередь, образовательного характера). Ими было основано несколько престижных школ начального и среднего уровня, бизнес-школ, а также учреждений высшего образования. Особенно активно реализовывались программы по изучению английского языка, как среди взрослого, так и среди детского населения острова. Протестанты руководили многими приютами, амбулаториями, клиниками, и больницами.

Связи между различными протестантскими церквями в первой половине XX столетия можно охарактеризовать как экуменические. Между различными течениями не было разногласий, способных развести их по разные стороны баррикад. Наиболее же благоприятные условия для протестантов на острове сложились в 1940-е годы, когда согласно новой Конституции Кубы провозглашался светский характер государства и гарантировалась свобода вероисповедания. К этому времени у протестантов на Кубе уже существовала сеть учебных заведений, выходили периодические печатные издания, были свои радиопрограммы. Так, например, в 1938 году был создан Кубинский Совет христианского образования.

В результате в 1941 году протестантскими течениями было принято решение об объединении в единую организацию. В августе 1940 года формируется Федерация евангелической кубинской молодежи (FEJECU). 29 мая 1941 года создается Кубинский Совет Евангелических Церквей. Солидарная позиция методистов и пресвитериан привела к проведению в октябре 1946 года первого Евангелического теологического семинара Матанзаса, к которому в 1951 году присоединилась и Епископальная церковь Кубы. В 1950-е годы ведя активную миссионерскую работу на острове, протестанты начали издавать периодические издания «Евангелические заметки» и «Мир».

При этом часть протестантских Церквей продолжала держаться независимо. В первую очередь это касается баптистов. В результате в 1949 году они объединились в свой семинар в Сантьяго-де-Куба.

Активизация протестантов на острове дала положительный для этих организаций (и США) эффект: к началу 1950-х годов примерно четыреста тысяч кубинцев принадлежали к одному из протестантских течений, представленных на Кубе. К этому же времени протестантские проповедники превзошли численностью католических священников, а протестантские церкви превзошли численностью церкви католические[559].

Таким образом, к середине XX века Протестантская церковь на Кубе была одной из самых крупных и влиятельных во всей Латинской Америке[560].

По мнению американского исследователя Д. Яремко протестантские церкви на Кубе довольно скоро попытались если не отделиться от своих североамериканских прародителей, то закрепить свое право на самостоятельность и национальную идентичность: «В пределах духовного измерения кубинского национализма, кубинские пасторы продолжали свою долгую борьбу с американскими миссиями за индигенизацию протестантизма. Хотя и миссионеры и кубинцы были согласны с идеей «кубинизации», при этом они преследовали каждый свои собственные цели…»[561]. Как представляется, несмотря на эти попытки, протестантизм на Кубе в любом случае слишком крепко был связан с Соединенными Штатами Америки, чтобы полностью отделиться от них как в духовном, так и в организационном плане.

После переворота 10 марта 1952 года, когда к власти пришел Ф. Батиста, протестанты заняли аполитичную позицию по отношению к новому режиму, основанную на теологии пиетизма[562]. Ориентирование на стратегию индивидуального, личного спасения ограждало протестантизм от политических потрясений в оценочном плане. Основным было невмешательство власти в дела Церкви. Безусловно, в данном случае прослеживались двойные стандарты, но подобная позиция позволяла протестантизму сохраниться в условиях внешних социально-политических изменений.

В то же время, как отмечает современный кубинский автор протестантской ориентации Н. Фернандес, подобная позиция имела и серьезные негативные последствия: «Первого января 1959, мы не обладали теологией, которая смогла бы интерпретировать общественные, экономические и политические изменения, которые несла с собой Революция. В тот момент у нас было понятие о Боге, привнесенное с Севера. Это была, скорее, пиетистская интерпретация, которая не давала действовать и погружала нас в сонный спиритуализм, лишенный жизни»[563].

Следует отметить, что новая протестантская теология, направленная на совмещение христианских ценностей с идеями марксизма, развивалась на Кубе не автономно, но под влиянием европейского протестантизма, в частности работ Д. Боноэффера, Э. Брунера и К. Барта. Среди собственно кубинских протестантских теологов, которые начали разрабатывать новую концепцию, адаптированную к социалистическим условиям, следует выделить С. Арсе, Ф. Родеса, А. Ама, X. Рамона де ла Пас, Р. Сепеду.

Революция на Кубе произошла в тот момент, когда протестантизм на острове достиг своего расцвета и был готов осваивать новые территории, распространять свое влияние на все более широкие народные массы.

К 1959 году на Кубе было около 60 000 человек протестантского вероисповедания[564].

Сразу же после победы Ф. Кастро заявил, что у него нет никаких проблем с протестантами, так как в отличие от католиков они намного лояльнее к преобразованиям, проводимым новым правительством[565].

Уже 15 января 1959 года, Ф. Кастро встретился с объединенной делегацией представителей протестантских конфессий Кубы А. Гонсалесом Сеисдесом, Р. Фернандесом Себальосом и Х.М. Санчесом. На встрече лидеры протестантов заявили, что их не устраивает монополия католиков на образование, установившееся на острове. По данным издания «La Voz Bautista» команданте ответил им, что сам лично поддерживает отделение Церкви от государства и установление равноправных возможностей для всех религиозных конфессий[566].

Как отмечает Дж. Гордон Мелтон, изначально протестанты «приветствовали Кастро, революция которого в 1959 году свергла жесткую диктатуру»[567].

В целом после победы Революции среди протестантов были распространены позитивные настроения, связанные с их надеждами на распространение своего влияния на Кубе. Как отмечает пресвитериа<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.