Отрадное явление въ церковной жизни Вятской паствы. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Отрадное явление въ церковной жизни Вятской паствы.

2019-10-25 128
Отрадное явление въ церковной жизни Вятской паствы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

13 августа сего 1908 года священникомъ единоверческой церкви г. Вятки, Терентиемъ Широкихъ, присоединенъ къ св. православной церкви, на правахъ eдинoвеpия, крестьянинъ Бахтинскаго прихода, Троицкой волости, Вятскаго уездa, деревни Костинской, Алексий Феодоровъ Петуховъ, 82-летний старецъ. Крестьянинъ А. Ф. Петуховъ былъ первымъ и главнымъ начетчикомъ-руководителемъ местнаго раскола; свою деятeльнocть онъ началъ въ качестве раскольническаго начетчика съ 60 годовъ минувшаго столетия. Какъ человекъ умный, начитанный, строго воздержный и, при томъ, зажиточный, онъ скоро сталъ виднымъ человекомъ въ обществе старообрядцевъ и православныхъ, пользовался большимъ почетомъ и дoвериeмъ среди местнаго населения. На него, какъ на одного изъ ярыхъ защитниковъ раскола и до некоторой степени опаснаго человека для православной церкви, было обращено особое внимание бывшихъ о.о. епархиальных миссионеровъ: протоиереевъ С. Н. Кашменскаго и В. И. Мышкина и ныне здравствующаго о. протоиерея Н. А. Тихвинскаго, бывшаго въ то время въ должности помощника епархиальнаго миссионера. Благодаря частымъ беседамъ последняго, у начетчика Алексия Петухова, Синцова, А. Т. Зубарева и другихъ представителей раскола, ныне единоверцевъ, явилось сомнение въ своемъ уповании и зародилось непреодолимое желание разыскать истину. И вотъ съ этою целию начались ихъ путешествия въ Москву, Киевъ, Казань и другия места, где хранятся дорогие памятники древности, и особенно въ Нижний-Новгородъ, какъ центръ живого обмена мыслей между православиемъ и старообрядчествомъ, чрезъ посредствомъ публичныхъ беседъ, производимыхъ православными миссионерами съ раскольническими начетчиками, во время Нижегородской ярмарки. Много здесь потрудились и сделали большую услугу искателямъ истины—старообрядцамъ, въ местахъ ихъ постояннаго жительства, братские учителя и ученики: покойный Мамаевъ, Суворовъ и Е. К. Зубаревъ, ныне епархиальный миссионеръ въ г. Костроме, живший долгое время въ близкихъ отношенияхъ съ начетчикомъ А. Ф. Петуховымъ. Плодомъ этихъ путешествий, публичныхъ и частныхъ беседъ на месте, въ 1899 году в г. Вятке было присоединение одновременно ко св. православной церкви, на правахъ единоверия, более 100 человекъ и этимъ положено начало существующему ныне въ Вятке единоверию. Начетчикъ же А. Ф. Петуховъ, по разнымъ причинамъ и недоразумениямъ, а главное по склонности къ любоначалию, присущему всемъ руководителямъ раскола, еще 9 летъ прожилъ въ расколе после присоединения своихъ друзей и товарищей по путешествиямъ и изысканиямъ св. истины. Въ числе 100 человекъ, присоединившихся въ 1899 году, были два его родные сына съ семьями, а два остались при немъ и до сихъ поръ еще остаются въ расколе.

Въ последние годы начетчикъ А. Ф. Петуховъ, видя ростъ единоверия въ своей местности и полное распадение когда-то крепкаго союза своего общества, а главное сознавая что общество ихъ безблагодатно и что онъ рискуетъ умереть безъ всякой надежды на получение вечнаго спасения, еще разъ пожелалъ побеседовать съ о. Широкихъ. Предъ беседой онъ говорилъ наедине со своимъ прежнимъ другомъ А. Л. Синцовымъ (ныне городскимъ головой). Разговоръ ихъ, по словамъ А. Л. Синцова, заключался въ следующемъ: «скажи, Христа ради, Алексей Львовичъ, обратился ко мне Алексей Феодоровичъ, вполне ли ты убежденъ въ святости православной церкви и нетъ ли у тебя какихъ либо колебаний»

Я сказалъ: «да, Алексей Феодоровичъ, я уверяю тебя, что я искренно присоединился ко св. церкви, а после присоединения, какъ бы еще более укрепило мои убеждения и не дало места въ сердце моемъ никакимъ колебаниямъ Саровское торжество, на которомъ я, по милости Божией, удостоился быть очевидцемъ дивныхъ чудесъ, совершавшихся по молитве угодника Божия Серафима. Изъ виденнаго можно было убедиться, что благодать Св. Духа действуетъ въ церкви православной такъ же, какъ и до летъ патриарха Никона». После часовой беседы съ о. Терентиемъ Широкихъ, начетчикъ Петуховъ заявилъ со слезами на глазахъ, что онъ уже дальше оставаться въ разделении съ церковию не можетъ. Выслушавъ такое заявление, о. Широкихъ предложилъ ему и всемъ присутствующимъ въ доме встать и помолиться Богу и положить установленный «началъ». Чинъ присоединения начетчика Петухова былъ совершенъ на дому, такъ какъ по старческой немощи онъ не могъ ехать въ храмъ. Предъ исповедию А. Ф. со слезами просилъ у присутствующихъ прощенья, не забылъ испросить прощенья и взаимно простить отсутствующихъ его родныхъ и знаемыхъ. Во время исповеди и совершения надъ нимъ таинства миропомазания слезы обильной струей текли изъ глазъ старца и изъ глубины наболевшей души вырывались молитвенные вопли: «Господи, прими мя! Господи, прости мя! Боже, милостивъ буди мне грешному»... Старецъ съ особымъ чувствомъ повторялъ за о. Широкихъ слова молитвы предъ св. причащениемъ. Крестнымъ отцомъ, по его просьбе, былъ его другъ и советник Вятский мещанинъ Алексей Львовичъ Синцовъ. Поздравляющихъ его съ принятиемъ св. таинъ старецъ со слезами радости благодарилъ. Разделивъ скромную трапезу съ почтеннымъ старцемъ и преподавъ ему нужныя наставления, о. Широкихъ отбылъ со своими спутниками въ г. Вятку. На прощании старецъ просилъ не забывать его и чаще навещать.

Присоединение начетчика А. Ф. Петухова, какъ слышно, произвело большой переполохъ въ местной старообрядческой среде, такъ какъ весьма многие изъ старообрядцевъ указывали на него, какъ на образецъ преданности старообрядчеству. По словамъ о. Терентия Широкихъ, за время его шестилетняго знакомства съ начетчикомъ Алексеемъ Петуховымъ, ему не разъ приводилось убеждаться въ томъ, какое сильное влияние имелъ А. Ф. Петуховъ на старообрядцевъ; многие изъ нихъ, после беседъ о. Широкихъ съ Петуховымъ, говаривали: батюшка, если нашъ Алексей Феодоровичъ убедится въ истине православной церкви и присоединится къ ней, то намъ не устоять въ старообрядчестве. И о. Широкихъ высказываетъ теперь убеждение, что присоединение А. Ф. Петухова многимъ старообрядцамъ развяжетъ руки.

Приходскимъ священникамъ церкви Бахтинской Вятскаго уезда и Быстрицкой Орловскаго уезда, въ районе которыхъ протекла деятельность начетчика А. Ф. Петухова, а также вообще миссионерамъ следуетъ обратить на этотъ отрадный фактъ должное внимание и воспользоваться имъ при ведении беседъ со старообрядцами.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.