Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-10-25 | 119 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Мы переходим к происхождению без причины – ни из себя, ни из другого. Нашими оппонентами в данном случае будут чарваки, представители древнеиндийской школы материалистов-атеистов. Пожалуйста, не путайте их со шраваками (что на санскрите означает «слушатели», «ученики»), следующими по пути Будды.
Если бы действительно существующие явления могли возникать без причины, тогда ни одна попытка объяснить причинно-следственную связь не была бы состоятельной. Как такое вообще возможно, чтобы из какой угодно причины мог возникнуть какой угодно результат? Всё что угодно могло бы возникнуть из всего чего угодно.
6:99 Если бы у происхождения не было причины,
Тогда всё что угодно могло бы возникнуть из всего чего угодно.
Чтобы собрать урожай, не нужно было бы всё, что обычно необходимо:
То есть сотни вещей, таких как сбор семян и прочее.
В таком случае почему мы можем воспринимать любые явления? Если причинно-следственной связи не существует, тогда нет причины, чтобы определённый объект-явление приводил к восприятию, и для того чтобы в этом мире что-то возникло и функционировало, тоже нет причины. Поэтому воззрение об отсутствии причины является очевидным абсурдом.
6:100 Если бы у живых существ не было никаких причин,
Тогда так же как цвет и аромат небесной утпалы, они бы тоже не воспринимались.
Однако в обычном опыте они ясно воспринимаются.
Поэтому знайте, что, так же как и для ума, для обычного опыта тоже есть причина.
Примечание. Может возникнуть вопрос, как школа с таким на первый взгляд абсурдным воззрением может стать популярной. На страничке в Википедии, посвящённой воззрению чарвак, говорится, что их воззрение не так уж оторвано от жизни, как это представляет Чандракирти, а озабоченность чарвак проблемами древнеиндийской эпистемологии и логики вполне понятны и сегодня:
|
Эпистемологический аргумент чарвак можно объяснить на примере огня и дыма. Камал утверждает, что когда есть дым (средний термин), то обычно сразу приходят к выводу, что он вызван огнём (больший термин в логике). И хотя зачастую это верно, но, как утверждают чарваки, не обязательно универсально верно (т. е. везде и всегда). К дыму могут привести и другие причины. Согласно эпистемологии чарвак, если не доказана безусловность взаимосвязи двух явлений (наблюдения и вывода), то это неопределённая истина. Как считают последователи этой индийской философии, такие методы рассуждения, а именно поспешные выводы и заключения, могут приводить к ошибкам. Чарваки утверждают, что полное знание достижимо, если нам известны все результаты наблюдений, все предпосылки и условия. При этом отсутствие каких-то условий не получится посредством восприятия установить однозначно, поскольку они могут быть скрыты от нас или у нас нет возможности их обнаружить. Чарваки признают, что каждый человек в повседневной жизни полагается на рассуждения, но, согласно их пониманию, действуя слепо, мы ошибаемся. Иногда наши выводы верны и ведут к успешным действиям, но иногда они ошибочны и приводят к ошибкам. В таком случае, утверждают чарваки, истина не является неизменным свойством процесса рассуждения, а лишь его отдельным случайным результатом. Следует быть скептиками и подвергать сомнению то, что нам известно на основе собственных выводов, следует ставить под сомнение собственную эпистемологию.
В связи с этим можно спросить, а правильно ли Чандракирти определяет чарвак как «приверженцев происхождения без причины». Или точнее сказать, что они «придерживаются воззрения, согласно которому, человек не в состоянии объяснить все детали происхождения полностью». В Википедии отмечено, что отчасти проблема в том, что мы не знаем на самом деле их убеждений:
|
После XII в. традиция чарваки прерывается. То, что здесь изложено, основано на сведениях, полученных из вторых рук, – на знании, которое ученики получали от наставников, поскольку трактатов по философии чарваки не обнаружено. Чаттерджи и Датта объясняют, что наше понимание этой философии фрагментарно и во многом основано на критике её идей другими школами, что не представляет живую традицию:
И хотя материализм в той или иной форме присутствовал в Индии всегда, и фрагментарные упоминания о нём встречаются в Ведах, буддистских текстах, эпосах и более поздних философских трактатах, но ни одного систематизированного труда по материализму нам не найти, и нет ни одной организованной школы его последователей, как бывает у других философских школ. Но почти в любом из трактатов других школ воззрения материализма предложены для опровержения. Наши знания об индийском материализме базируются в основном на этих работах.
Конечно, для Чандракирти в данном случае цель состоит в опровержении действительно существующего происхождения, поэтому, даже если чарваки и не верили в действительно существующее происхождение без причины, Чандракирти хочет подчеркнуть, что такое воззрение было бы абсурдно. Может показаться, что их отрицание абсолютных метафизических истин роднит воззрение чарваки с мадхьямакой, особенно в свете сомнений чарвак относительно эпистемологии и достоверности логических выводов. Как отмечено в Википедии:
Чарваки отвергали метафизические концепции, такие как перерождение, внетелесная душа, действенность религиозных ритуалов, иные миры (рай и ад), судьбу и накопление посредством действий добродетели или порока. В объяснении природных явлений чарваки отказывались ссылаться на сверхъестественные причины.
Очевидно, что эти воззрения чарвак относительно условной истины (если, конечно, они на самом деле такие) очень сильно расходятся с тем, что считалось общепринятым в Древней Индии. Но остаётся неясным, действительно ли чарваки были нигилистами и отрицали общепринятые явления, или, может быть, они бы приняли воззрение Чандракирти о взаимозависимом происхождении для объяснения этих общепринятых явлений. Поскольку в письменном виде их работы не сохранились, то, возможно, мы так никогда и не узнаем ответа.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!