Смерть святой Феодоры и видения мытарств души. Вторая половина XIX в. Неизвестный художник — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Смерть святой Феодоры и видения мытарств души. Вторая половина XIX в. Неизвестный художник

2019-10-25 125
Смерть святой Феодоры и видения мытарств души. Вторая половина XIX в. Неизвестный художник 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смерть святой Феодоры и видения мытарств души. Вторая половина XIX в. Неизвестный художник

Чернила, карандаш, темпера, полото. 69,7x52,3

 

Поступило из коллекции П. И. Щукина в 1905 г.

Аналогичный сюжет кат. 138 Картинки кат. 137, 138 иллюстрируют сюжет, взятый из «Жития пр. Василия Нового», написанного его учеником Григорием. В нем повествуется о смерти св. Феодоры, исходе ее души из тела и путешествии души в сопровождении двух Ангелов по воздушной лестнице, каждая из 20 ступеней которой являла различные виды мучений грешников, посылаемых за сквернословие, чревоугодие, убийство, блуд, пьянство и др.

   

Сюжет известен в печатном лубке: Ровинский I, т. 3, № 728; т. 4, с. 546. В многочисленных миниатюрах к «Житию пр. Василия Нового»  встречаются изображения мытарств души. Рисованные картинки совершенно самостоятельны в композиционных решениях.

 

 

 

 

 

 

 

О МЫТАРСТВАХ

ПРЕПОДОБНОЙ ФЕОДОРЫ И ДРУГИХ ВИДЕНИЯХ ГРИГОРИЯ —

УЧЕНИКА ПРЕПОДОБНОГО ВАСИЛИЯ НОВОГО

(Заимствовано из разных душеполезных книг, а также из рукописей, хранящихся в библиотеках св. Афонской горы)

Житие преподобного

Первое чудо преподобного Василия.

Однажды, когда я по своему обыкновению зашел к нему, он быстро, как будто кем-то подтолкнутый, встал с места, взял в руки посох свой и, захвативши меня с собой, направился к одному дому, находящемуся в части города, называемой Софийской. В этом доме жил один купец, имевший много лавок. Он был очень богат, бездетен и слеп, как телесными, так и духовными очами. Духовными был слеп от своего большого богатства, а телесными от тяжкой, неизлечимой болезни. Он имел много слуг, и дом его был полон всяким богатством. Между его слугами был один, по имени Феодор, человек целомудренный и добродетельный, который был духовным сыном преподобного. Человек этот пользовался большим расположением хозяина, который очень часто заходил к нему беседовать и советоваться по разным, занимавшим его вопросам, как из мира духовного, так и из мира вещественного, а так же и по своим домашним делам. Эта дружба возбудила зависть во многих близких к ним людях, и вот один из них, побуждаемый и наставляемый бесом, отправился к волхву, который научил его вбить в одном тайном и темном месте железные гвозди, чтобы нанести этим болезнь Феодору. И действительно, Феодор от этого заболел тяжкой и мучительной болезнью и уже почти был близок к смерти. И вот прозривши это, преподобный пришел туда и, видя Феодора, сильно мучащегося от этой болезни, взял свечу и отправился в то помещение, запертое замком, где были вбиты причинившие болезнь гвозди. Взявши ключ, преподобный отпер двери, вошел во внутрь и повынимал один за другим все вбитые гвозди. Тотчас же болезнь Феодора прекратилась; он выздоровел и стал служить нам. Увидя это, купец и все бывшие при этом в доме его, удивились внезапному и беспричинному выздоровлению Феодора, а услышавши о святом, так чудесно исцелившем Феодора, прославили имя Божие и с того времени стали почитать преподобного Василия, как святого, вследствие чего многие стали обращаться к нему и всегда получали духовную помощь.

Чудное видение Григория, ученика преподобного

Василия

 

В ту же самую ночь, когда я почивал на ложе своем, вдруг увидел себя на каком-то плодородном, светлом и прохладном поле, украшенным всевозможными прекрасными цветами. Тихий и прохладный ветерок веял по этому полю, над которым носился какой-то светлый Дым, испускающий благоухание и ароматы. Когда я стоял там и дивился на все кругом, радуясь в сердце своем, вдруг подходит ко мне какой-то муж светлый и прекрасный, в белой одежде, имея в руке своей жезл, и, приблизившись ко мне, спросил: "Что стоишь здесь и удивляешься, смотря на все?" Я отвечал ему, что я не знаю, как я вдруг очутился здесь. Тогда он мне сказал: "Это молитва отца твоего духовного привела тебя сюда, чтобы ты увидел то, о чем просил". "Что же я просил, Господи?" Он ответил: "Когда ты говорил, что глубока и искренна вера евреев, а угодник Христов Василий на это ответил, что они отвержены Богом, то ты просил показать тебе какое-нибудь знамение, и вот Господь исполняет твое желание; следуй теперь за мной, и я тебе покажу веру каждого народа и какая из них какую силу имеет пред Богом." Затем, взявши меня, пошел на восток.

Вдруг появилось облако, подняло нас и вознесло на высоту неимоверную, и казалось мне, что все это не во сне, а наяву, тогда увидел я какую-то страну дивную, странную и непонятную, и пока я удивлялся ей, облако отступило от нас, и мы очутились на каком-то незнакомом поле, светлом и прекрасном. Земля на этом поле была чистая и прозрачная, как лед или стекло, и видны были оттуда все концы мира сего. Там были юноши с огненными лицами, сладко и благозвучно поющие и пением своим славословящие в Троице Единого Бога. После этого пришли на какое-то место страшное, как будто объятое огнем Божиим. Увидя это место, я пришел в ужас, и мне казалось, что меня привели сюда, чтобы сжечь здесь, но потом я заметил, что место это не горит, а только светится светом пламенным. Затем увидел я тут юношей крылатых, дивно красивых и светлых; они двигались, при помощи крыльев, куда хотели, летали на высоту, и были они в белых, как снег одеждах. И подумал я о них, что это ангелы Божии, невещественно ходящие и кадящие высший жертвенник, т.е. место духовного огня, от которого огонь для службы Божией. Пока я думал об этом, вдруг очутился у какой-то страшно высокой горы, на которую мы с большим трудом поднялись. Тогда повелел мне светоносный муж посмотреть к востоку, где я увидел другое поле, необъятно большое и страшное, блестящее, как золото. Когда увидел я это, сердце мое наполнилось неизреченной радостью. Затем увидел я какой-то город, чудный и обширный, от которого я пришел в умиление и простоял несколько часов, как будто в забытье. Когда стоял я на вершине этой горы, удивляясь и изумляясь всему увиденному мною, то спросил своего проводника: " Господи, что это за город, такой обширный и странный, при виде которого ум мой помрачился?" Тогда он ответил мне: "Это вышний Иерусалим, это есть Сион нерукотворный; он также велик, как свод небесный в ширину и длину; построен он не из смолы, не из мрамора, не из дерева, или стекла, так как все это тайные вещи, ты же видишь, что он кажется чистым и блестящим, как золото, а построен он из 12-ти каменьев. Красота и благолепие города таковы, что их глаз человеческий не видел и ухо не слышало, и мысль не может представить, и ни человеческий, ни ангельский ум не в состоянии постигнуть. Высота стены его, мне кажется, не менее трехсот локтей, или даже более, но никак не меньше этого. Ворот в нем двенадцать, прочно построенных и крепко запертых; каждые из этих ворот одинаковы с каждым из двенадцати честных каменьев и блестят, как лучи солнечные". Размышляя об этом чудном и дивном видении, я невольно сказал сам себе: "Если город этот снаружи представляется таким дивным и чудесным, то кто же может описать и кто может себе представить то, что находится внутри его!" И, придя в удивление и ужас от этого видения, я невольно спросил провожавшего меня ангела Господня: "Господи, какой это город и кто живет в нем, кто царь в этом городе и кто построил его, как он называется и какая это страна и зачем мы пришли сюда?" Тогда ответил мне сей светлый юноша: "Этот город великого царя, о котором чудесно предсказал Давид; создал его Господь наш Иисус Христос, по окончании Своей земной жизни и после Своей чудесной смерти, а по вознесении Своем на небеса к Богу, Отцу Своему, приготовил его святым Своим ученикам и Апостолам и тем, кто чрез проповеди их уверовал в Него, как сказал Сам Господь в Евангелии Своем: " в доме Отца Моего обители многи суть, если же нет, пойду и уготовлю вам место" Это вот и есть то обширное и дивное жилище, которое Он обещал им и всем возлюбленным Его и с усердьем хранившим Его заповеди. Имя ему — Новый Сион, град христианский, град высшей митрополии. Немного обождав, увидишь ты и живущих в нем, и не только людей, но и Царя их, ради Которого ты пришел сюда. Тогда узнаешь обо всем и увидишь, как всякий верующий в Сына Божия жив будет учением святых Его учеников, повелениями и заповедями святых и богоносных отцов, и верою во Святую Соборную Церковь Божию. Неверующий же в это не будет пользоваться жизнью вечною, а будет предан вечному огню." Пока мы говорили это, вдруг явился по середине города холм высокий, как гора; вершина этого холма казалась блестящей, как раскаленное железо, и на ней сиял крест дивный, освещая кругом, а на кресте голубь белый, как снег, и сияющий светом неописанным. Видя это, я удивился. Тогда с неимоверной высоты, блестя как молния, спустился на этот город юноша и начал все приготовлять и украшать, как будто готовясь к встрече Царя. Вслед за ним на город спустился другой юноша, который нес престол чудный и поставил его на вершине того холма, для ожидаемого Царя, а после этого послышался громкий голос, говорящий: "Вот Царь хочет придти в град сей с силою и славою великою." Вслед затем спустились с высоты четверо юношей, светлых и благолепных, держащих на руках по большой свече, сильным и невещественным огнем горящей, и запели согласно: "возсея благодать Твоя, Господи, прииде слава святых Твоих, вышний Сын живого Бога". После них еще юноша спустился на город, говоря: "Вот суд и воскресение мертвых будет и воздаяние каждому от праведного Судии наступит." Вслед за тем с высоты спустился столп огненный, из которого был слышен голос грозный, и пламень огненный разливался по всему воздуху; столп этот не остановился над городом, но опустился на мир и рассеялся на все четыре конца земли и объял всю вселенную. После этого был слышен голос, говорящий: "Вот содетельная сила Вышнего, которая соберет всякое творение", — и раздался этот голос над всеми костями человеческими, и стали собираться кость к кости, сустав к суставу и член к члену. Затем еще спустился юноша, держа в руке своей свиток огненный, послание Господне к сатане, в котором сказано: "Окончилось владычество твое, ибо прошли уже три года, которые даны были тебе царствовать по всей земле". Стал юноша тот пред сатаною и прочитал это послание, а затем с гневом повлек его из царских дворов и положил голову на краю земли, чтобы изверг он из себя всю злобу, погибель, гнев, неистовство, ярость, весь яд злой, всякую нечистоту, всякую неправду и всякие ереси, так как приблизился конец его, и он будет сожжен со всем своим воинством. Потом видел я, как полки сил небесных на конях огненных по воздуху разъезжали, и послышался вопль мучительный, плач и рыдания многочисленные и ужасные: эти огненные всадники гоня пред собою, убивали всех тех, которые прельщались учением антихриста, во время его владычества на земле. Затем видел я, как полки воинов благообразных сошли на землю и стали приготовлять к пришествию Господню. Среди них был один юноша, отличавшийся благообразием и державший в руке трубу золотую, а с ним двенадцать других юношей, с такими же золотыми трубами. Когда они сошли на землю, затрубил пред ними их главный начальник, и звук трубы его раздавался от одного до другого конца вселенной, за ним затрубили двенадцать других юношей, и такой раздался гром от звука труб их, что земля заколебалась, как море. Тогда тела облекли собою кости, лежащие в земле, но жизни не было в них.

Потом затрубил во второй раз их начальник, и тотчас же открылись гроба и все, от начала мира умершие, вышли из гробов. И вот спустилось бесчисленное, как песок на берегу моря, множество юношей, которые направились к восставшим из мертвых, чтобы душу каждого человека направить в свое тело. После этого раздался в третий раз звук трубный, отчего ужаснулось небо и земля, и все мертвые стали живы, и каждый из них осенен был той добродетелью, которой был славен на земле. Тогда моря, реки, озера, болота, леса и чащи со страхом возвратили целыми всех тех, которые погибли в них, отчего появилось бесчисленное множество человеческих существ, как песок морской. Возрастом все были равны между собою, муж стоял вместе с своею женой, и всякий народ, каждое колено и каждый род были соединены между собою. Не понимая таинства воскресения, я был объят страхом и с трепетом думал: "были в персть превращены и вдруг стали целы", и удивлялся, видя, как у некоторых из них лица сияли, как звезды, а у других сияние было меньше, чем у первых, подобно тому, как сказал божественный Апостол: "звезда от звезды отличается славою". У одних лица сияли, как луна в темную ночь, у других, как дневной свет, у тех, как железо раскаленное, искры рассыпающее, у этих, как солнце. У одних лица были, как снег, у других же, как волна морская, а у иных белые и румяные, как цвет. У каждого из них была книга в руке, а на челе каждого была надпись. У одних было написано: "пророк Господень", у других — "проповедник Божий", у тех — "Апостол Христов", у этих — "мученик Господень", кто — "Евангелист", кто — "исповедник Господень", один — "воздержавшийся Господа ради", другой — "святитель Господень", тот — "праведник", тот — "преподобный Иисуса Христа", и много всяких надписей было видно, указывающих добродетели восставших из мертвых: "нищий духом", "смирен сердцем", "претерпевший Господа ради в пустыне", "кроток Господа ради", "милостив и добр", "чист сердцем", "миротворец", "изгнанный правды ради", "зависти ради и лести пострадавший", "нищету и напасть претерпевший Господа ради", "праведный пресвитер Господень", "честно послуживший службу духовную", "девственник Господень чистый", "положивший душу за ближнего своего", "сотворивший правду", "научивший добру", "сохранивший ложе не оскверненным", "покаянием Господу угодивший" — и много других различных добродетелей написано было на челе у восставших из мертвых. Также написаны были и пороки каждого из восставших: "злоба", "лукавство", "нечистота", "скаредство" и разные другие грехи и беззакония. У одних было написано на темени, а у других казалось написанным в воздухе над головою, чтобы всем были видны грехи и беззакония их. Согрешившие же в христианстве и без исповеди скончавшиеся казались скверными и нечистыми, с темными мрачными лицами, и было их много. У одних лица были, как земля с пеплом смешанная, у тех, как гной, у этих казались изгнившими до конца, и черви кишели на лицах их; у одних лица были черные, как у самого сатаны, у тех, как кожа аспидова, у этих, как кожа ехиднина, а у некоторых, как кожа ослиная; одни были покрыты с головы до ног гноем смердящим. Все они, друг к другу обращаясь, говорили: "О, горе нам! ибо это есть последний день пришествия Христова, про которое мы знали еще до кончины нашей и теперь восстали, чтобы получить каждому из нас по делам нашим. О, горе нам несчастным и грешным, ибо мы осквернены и помрачены; Господь накажет нас! О, горе нам, ибо мы только теперь познали стыд и позор наш."

И много говорили они, укоряя себя и проклиная день и час своего рождения, и стояли, ожидая с поникшей головой приговора праведного Судии.

Многие стояли, говоря: "Кто есть Бог, и кто Христос? Мы не знаем; мы многих богов имеем: мы угодили им, и они должны почтить нас", — говорили они самонадеянно.

Множество других стояли, говоря: "Если Бог закона Моисея воскресит нас, мы получим от него много добра, так как мы рассеяны были по всей вселенной, потому что кроме этого Бога иного не хотели признать. Если Сын Человеческий придет судить нас, горе нам будет: мы возненавидели Его, хулили, ругали, делали Ему много зла и предали смерти; учеников Его убивали, не веря им и не признавая их Учителя. Теперь мы тоже сомневаемся, может ли Он придти судить, как бог. Вместе с нами и Он будет судим за то, что говорил: Я Сын Божий и равен Ему. Хорошо было бы, если бы мы видели Его здесь и обличили Его во лжи, ибо Он считал Себя нашим Судьею. Господь же сказал, что никого не будет судить, но суд даст Сыну Своему. И не раз Он назвал Себя Сыном Божиим; но мы хорошо знаем, что Бог говорил Моисею на горе Синайской; тот же никогда не видел бога." Когда иудеи разговаривали между собою об этом, ждали праведного Судию и хотели Его видеть, они просили друг друга: "Если кто увидит здесь Христа, возьмите Его, и мы представим Его пред Бога."

Другие Израильтяне стояли во множестве и говорили: "Горе нам, верующим не в признаваемого законом Бога, но в алгуя, астартия, старофу, в двух златых тельцов и прочих богов языческих. Мы не знали, откуда приключилось с нами несчастие.

На некоторых из стоявших явились червленые слова: на мужчин — муж убийца, на женщин — женщина убийца; на других написано было: тать или татица, т.е. вор или воровка, блудник или блудница, идолослужитель или идолослужительница, мытарь и хищник, детогубец и детогубица, завистник и гневный; на некоторых написано было: суров и сердит, злосердый и немилостивый, жадный и сребролюбивый; на других: еретик, духоборец, манихей, савелиан, павлекиан, яковитин, оригенит, маркиянит, богомил и вообще придерживающиеся какой-нибудь ереси, изобличаемой надписью. И все некрещеные, или после христианского крещения согрешившие, или умершие без исповеди стыдились, видя на себе обличения, и плакали горько, стеная. Все смотрели на это и изумлялись. И вот являются Ангелы с сияющим крестом, поющие божественную песнь; они ставят крест на престол в виду всех воскресших из мертвых. Народ изумлялся красоте креста, иудеи же молча смотрели на него и трепетали от страха; на лицах их виден был стыд. Ударяя себя по лицу, они говорили: "Недоброе знамение видим мы в явившемся во славе; это знамение Распятого! Если Он придет судить нас, как мы встретим Его или где скроем себя: мы ведь много зла сделали не только Ему Самому, но и верующим в Него?" И вот, когда иудеи, рыдая говорили это, водивший меня Ангел сказал: "Видишь ли, как они начали трепетать, смотря на честный крест?" Я стоял на высоком месте, и мне казалось, будто я носился в воздухе; видел все от края до края вселенной; все слышал, даже то, о чем говорили где-нибудь лишь шепотом, доносилось до моих ушей; я все помнил, что бы кто ни говорил. После этого я услышал говор, большой шум и страшный звук, и испугался. Но водивший меня Ангел святой сказал мне: "Не бойся, еще больше этого увидишь." И вот, святые Ангелы расступились пред Судьею, Который шел судить всех и воздать каждому за беззаконие, обличаемое надписью на челе. Начали являться страшные бесчисленные силы пред престолом Судии. Видя это, я еще больше устрашился. Но святой Ангел снова ободрил меня, сказавши, что я должен внимать всему разумно, ибо происходившее пред моими глазами послужит в пользу мне. Не успел он окончить своих слов, как вдруг блеснула молния, послышался свыше страшный голос, и земля сотряслась. Те, на которых были светлые лица, не только не устрашились, но еще больше стали радоваться и веселиться: они тихо и молча приблизились к престолу Судии, сияя красотой, которой удивился бы всякий человек. На идолопоклонниках же и неверных виден был страх и мрачные лица. Когда явился крест и они поняли, что Христос хочет судить всех, упали духом и устыдились, тогда как все верные от Авраама до Христа не боялись, а радовались. Израильтяне до появления креста называли какого-то великого бога; но, увидевши сияющий паче солнца крест Господень и понявши, какой веры он служит знамением, возопили: "О горе нам! Иисус Христос, Которого прославляют христиане, хочет судить всех!" И лица их омрачились и исполнились стыда; а верующие радовались и кланялись кресту, зная, что он есть именно тот, на котором Господь пригвожден был по Своей воле. В это время вдруг явилось светлое облако с молнией и, осенивши божественный крест, долго оставалось на нем; как только оно поднялось туда же, откуда снизошло, вокруг креста обвился пречудный украшенный венец. Иудеи и агаряне при виде его удивились и вострепетали, идолослужители, мучившие святых, от страха и изумления не могли слова произнести. Христиане же исполнились великою радостью и, поднявши руки вверх, прославляли Господа. И вот заблистала молния, послышался шум, гром, явились Ангелы и Архангелы, весь воздух наполнился ими, — всех объял трепет. Ангелы с благоговением пришли и остановились на приготовленном для судилища месте. Грешники поняли, что все их тайные помышления сделаются известными; ибо Господь сказал: нет такой тайны, которая не будет обнаружена. Престол Божий не на земле стоял, но в воздухе, на высоте около 40 локтей, и Ангелы ходили не по земле, а носились в воздухе. Одни из них стояли на восточной стороне, другие — на южной, третьи — на северной, четвертые — на западной. Все они отличались один от другого: одни были белые, как свет солнечный, другие были подобны пламени или золоту блестящему, или красному цвету. Разделившись на четыре части, они наполнили всю поднебесную; земля же наполнена была людьми. За ними появилась огненная колесница, вокруг которой шли шестокрылатые многоочитые херувимы, взывавшие: "Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и землю славы Твоей." Ангелы воскликнули: "Благослови, Отче вседержителю, благословен грядый во имя Господне Иисус Христос, Слово соприсносущное Отцу." От их славословия содрогнулись небо и земля. Пришедшие с колесницей окружили престол Божий. Евреи и агаряне, слыша, что Ангелы наравне с Богом Отцом славят и Господа нашего Иисуса Христа, начали рыдать, говоря: "О, горе нам! Мы не ждали Его, и Он пришел."

 

Благовестники

За исповедниками приблизились к городу благовестники; лица их блестели, как снег, ризы сияли, как золото блестящее; они тоже вошли в радость Господа своего.

Святители

После благовестников прошло немалое число других с сияющими, как солнце, лицами и в белых, как снег, ризах; на плечах у них были омофоры. Это — архиереи и святители, которым Господь велел войти в славу Свою. О них Ангелы тоже прославили Бога Вседержителя.

Воздержницы и постники

И опять с правой стороны приблизился к городу собор с белыми, как крин, лицами и поклонился Господу. Это были воздержницы и постники. Господь повелел и им войти в город.

   

Инокини смиренные

За иноками и постниками приблизились инокини, которые отказывались от всего мирского и последовали за Христом. Господь повелел им войти, и они, радуясь, вошли в город. Видя это, осужденные на левой стороне взывали: скольких благ мы лишены вследствие своего неразумения, ослепления и помрачения. Видя славу святых, дивный град, доброту Господню, они били себя по лицу и рвали волосы.

Праведники

Господь еще обратился к правой стороне, и оттуда пришли к Нему праведники с сияющими, как луна в темноте ночной, лицами, и они вошли в радость Господа своего.

Авраам, Исаак и Иаков

После праведников Господь призвал Авраама, Исаака и Иакова и 12 патриархов в белых ризах. Господь повелел им войти в святой град, и они вошли, радуясь и воспевая Бога. За ними прошло множество народа, все были похожи друг на друга исияли, как солнце. Господь похвалил их за чистоту души, ибо они сохранили себя неоскверненными от самого рождения. Когда они входили в град, все святые Ангелы воспевали Бога.

Пророки

За ними пришли все пророки, кроме Моисея и Аарона, пророки блестели, как звезды небесные, и вошли с радостью в город.

Милостивые и нищелюбцы

   

За пророками прошло множество людей: лица их были белы, головы пома заны елеем. Они поклонились Господу, и Он повелел им войти. Все, проведшие жизнь свою в слезах и посте и тем заслужившие бесконечные блага, вошли в город. Видевшие же их на левой стороне горько плакали.

Судьи Ветхого Закона

Затем пришли Моисей и Аарон; лицо Моисея прославлено было славой Божьей, ризы его блистали, как молния. С ним были Аарон, Елеазар и 12 мужей, которые пророчествовали некогда о Христе; между ними были все праведные судьи израильские, от Халева и до Гофаниила и до пророка Самуила. За ними Давид, царь и пророк, и все цари израильские, не бывшие в идолослужении, и все 12 колен израильских, последовавших закону Моисея и не поклонившихся языческим богам.

Первые послужившие Богу

Затем призвал Господь Адама, Авеля, Сифа, Эноса, Эноха, Ноя, Мельхиседека и прочих святых Своих, и всех избранников мужского и женского пола. Все они вошли в радость Господа своего, ибо Он повелел Своему приставнику дать им достойные места.

Юродивые Христа ради

Затем пришло несколько человек с блистающими лицами исмело вошли в святой град. Это были юродивые Христа ради, униженные, осмеянные люди, претерпевшие много зла, за что и удостоились радости. Нищие духом

Господь повелел еще другим прийти с правой стороны, и к Нему приблизилось множество народа; на всех лица были прекрасны иризы блистали. Это были нищие духом. Они вошли в святой город.

Плачущие в молитвах

Затем явилось собрание, покрытое светлым облаком. Господь обратился к ним и сказал кротким голосом: "Войдите, войдите, любимцы Мои, в радость Господа своего; пожинайте плоды трудов своих." Это были покаявшиеся.

Кроткие

За ними пришел собор тихих и кротких; одеяние на них было светлое, иони вошли в святой город. Это были кроткие и смиренные.

Милостивые

После них призвал Господь других. И пришли к Нему в ризах червленых и с венками на главах; лица их покрыты были миром благовонным. Господь повелел войти им в святой град. Это были милостивые. Я видел их и видел неизреченную славу в святом городе, красоту палат и множество жилищ, которые нужно было наполнить. Вошедших было великое множество, но они, мне казалось, не наполнили ичетвертой части тех палат, которые были для них приготовлены.

Миротворцы

Опять посмотрел Господь на стоявших на правой стороне; из них отделился малый собор и приблизился к Господу; на всех одежда была бела, как хрусталь, и светлые лица, — это были миротворцы; они вошли во святой град.

   

Изгнанные за правду

Затем Господь призвал великий собор; в большой славе и чести, с веселыми и радостными лицами они вошли в святой город. Это были изгнанные за правду ипоруганные, и избиенные без вины; за все, что они перенесли за имя Христово, они вошли в радость Господа своего.

Девственники

После этого пришел великий собор; лица их были белее снега, а одежда сияла, как молния; в руках они держали золотые свечи. Этих также с радостью принял Господь и повелел им войти во святой город. Это были те, которые не осквернили своего девства.

Жены честные и непорочные

Опять посмотрел Господь на правых, и пришел к Нему малый собор; лица их были очень красивы и румяны, а одежда была бела, как снег, головы же украшены венцами. Они пришли и поклонились Господу, и Господь повелел им войти в святой город, а святые Ангелы за них прославляли Господа. Это были жены, которые честно и непорочно вышли замуж и не осквернили ложа своего, к тому же были милостивы и помогали другим, ходили в церковь на молитву, а потому и удостоились наслаждения вечными благами. Это я видел и спросил водившего меня святого Ангела: "Молю тебя, скажи мне, в этой вечной жизни может ли жена иметь своего мужа, если хочет, или муж жену, которые не скверно и в страхе Божьем провели свою жизнь?" На это Ангел отвечал: "Здесь нет желаний мирских; они пришли в вечную жизнь, где нет ничего плотского, житейского, но все они живут, как Ангелы Божие." Я опять спросил о многом другом, виденном прежде мною и сказанном мне; и все объяснил мне святой Ангел Божий по порядку и по имени о праведных и грешных, и кто чего достигнет, на ком какое покажется знамение, и кому какое от Бога будет дарование.

Затем я увидел, как святой крест поднялся с того места, на котором стоял, и, приблизившись к святому городу, остановился у ворот, где стоял Господь, призывавший Своих святых и вводивший их в святой город.

Об отвергшихся от Христа

После этого огненные Ангелы пошли на ту сторону, где были те христиане, которые во время гонения отверглись от Господа нашего Иисуса Христа. И их постигла та же учесть: они были брошены в огненное море. Они громко начали кричать, с мольбой взывая к Богу: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!" Но не были помилованы.

О разбойниках и убийцах

После этого Господь отделил другую часть, к которой принадлежали обагренные кровью, — это были разбойники и убийцы, уличенные в своих преступлениях; они имели терновые гвозди в своих телах, из лица их исходил гной, аноги их были искривлены. Господь разгневался на них; и их схватили Ангелы и бросили в огненное море. Они же кричали и плакали, и не получали ни от кого пощады. Были здесь и те, которые сами себя удавили, мечом или ножом закололись, — чем они оскорбили Бога, а дьявола возрадовали, а потому и будут мучимы вместе с дьяволом.

О ворах и мошенниках

После этого отделились другие и стали особо. Эта часть людей вся темна и с зловонием; одежда их разорвана, а на ногах козлиные кожи. Господь повелел Ангелам взять и этих: они связали им руки и ноги и бросили в огонь. Это были воры и мошенники. Чем больше их бросали Ангелы в огонь, тем сильнее разгорался он, и от пламени слышался страшный шум и гром, который, как будто, хотел дойти до небес, желая истребить всех; ввергаемые же грешники скоро опалялись, как сухие тростники.

О клятвопреступниках

Таким же образом отделились еще от стоявших по левую сторону Судьи и стали против Него. Из их уст выходили черви и вонючий запах; одежды их очернены дымом, а лица мрачны. На них разгневался Господь потому, что они были лжецами и клятвопреступниками и многим причинили вред, забывая о Боге: за это Господь и передает их в руки злых и немилосердных ангелов, которые схватили их и подвергли мучениям. В этих муках они просили пощады, но им не было помилования.

   

О прелюбодеях

После этого другую часть Господь отделил от левых и очень большую. На всех их была одежда, испачканная грязью, на головах ползали черви. Из глаз их исходила кровавая пена, лица были грозны. Сердца их точили черви, у ног висели пиявки, которые пили их кровь, а из ноздрей выходил смрад, как от мертвого трупа. Увидел их Господь и, разгневавшись, сказал: "Род прелюбодейный, в похотях своих блудивший, да пойдет он в муку вечную". Услышавши это, они все заплакали и закричали: "Помилуй нас, Боже, и пощади Свое создание, хотя мы и согрешили, но от Тебя не отступили, и не поклонялись богу чужому. И вот вострубил Ангел три раза, и Господь сказал: "Отойдите от Меня, проклятые, чтобы Я не видел вас; если бы вы слезы ваши и покаяние принесли прежде смерти вашей, то могли бы очиститься от грехов, а в муках и сам сатана кается! Нет, отойдите от

Меня, проклятые, в огонь вечный!" И тотчас Ангелы схватили их и бросили стремглав в огненное море.

О монашествующих

Еще отделил Господь от левых полк очень большой. Это были по чину монахи; увидев их, я пришел в недоумение, как это бывшие иноками ради Христа, оказываются теперь на левой стороне. Лица их были мрачны, держали они светильники без масла и потухшие. На шеях их виднелись леность и небрежность в образе птиц — сов. Над ними висели задумчивость и неряшливость, как змеи, и непокорность, как тяжкое железо, обхватывала хребет их. Посмотрел Господь на них и разгневался за то, что одолели их страсти и что они не исполнили своего обещания и в своих помышлениях были рабами своим плотским страстям; они же начали сердечно взывать: "Помилуй нас, так как мы Тебя одного признавали и Святому Твоему имени служили день и ночь, Твоим именем прогоняли бесов и прорекали будущее". В ответ им был голос, поданный трубою: "Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный; вы не слушали прежде Моего голоса, теперь Я вас не слушаю." И опять злые Ангелы повлекли их насильно в огонь вечный и тяжелую муку. И сказал мне святой Ангел, что при окончании мира монашеский класс попадет в погибель, потому что мало таких, которые возлюбили труд, и смирение, и болезнь. В конце века начнется царство сатаны, который всякими кознями многих привлечет к себе, а больше всего таких, которые Христа ради, нищеты и смирения ничего не имели, эти скорее всех соблазнятся.

О многих других еретиках

Еще призвал Господь толпу еретиков, и пришли они и стали пред Ним лицами мерзкими и неприятными; на них также негодовал Господь и призвал прельстивших их. Тотчас явились два мужа очень мрачные, как сам сатана. Господь сказал им с гневом: "О, кто вас научил говорить, что во Мне осталось одно естество после плотского Моего пришествия? Не я ли Един Бог в двух естествах — в Божеском и человеческом, — как научили и утвердили св. Отцы, говорившие Моим Духом. Как же вы осмелились извратить учения и повеления их?" После этого позвал Господь на них мучителей, которые и этим сделали то же, что и прежним еретикам.

Молю же вас, братья и отцы, прочитавши это, пусть никто не усомнится в справедливости сказанного, помышляя, что грешному, недостойному, худому мужу не могли быть открыты такие тайны, которые от начала века никто из великих святых не сподобился видеть, а между тем многие из них сподобились получить от Бога величие дарования, каждый по своему достоинству. Открыл же мне все это Господь не потому, что я был достоин, а по молитвам св. отца моего Василия. Что удивляться Божию смотрению? Или вы не знаете, что тайну воскресения Своего Господь открыл прежде всего женщинам? И пастухи первые узнали о Его рождении, и неблагородные и необразованные рыбаки сделались проповедниками Его учения. И во многих Божественных Писаниях вы найдете замечательные и чудесные дарования многих святых. Одним давались откровения, другим иные чудеса, подобно тому, как и у Апостолов усматриваем различные дары Духа Святого. Я — последний из людей, и то, что мне было открыто, я здесь излагаю, дабы принести пользу тем, которые будут читать сие. Все это я не сам собою измыслил, но если, благодаря моему невежеству и грубости, вы здесь найдете что-либо неразумное, то не осуждайте ради этого всего моего писания. Мы не скроем того, что пишем это для читающих с сокрушенным сердцем и пишем истинно и неложно, в чем нам свидетель Бог, что мы это видели и слышали. Думаю, что никто из хорошо мыслящих не усомнится из изучивших ветхие и новые писания, где немало находится свидетельств об этом, и тем большую пользу получить. Мы же возвратимся к прежнему.

О иконоборцах и северянах

После этих отделил другой собор, но виду они были, как идолы, очень свирепы и страшны, друг друга, как собаки, кусая. Это были северяне и иконоборцы, которые говорили, что Господь наш Иисус Христос тело Свое снес с небес, а не от чистой крови Пречистой Владычицы нашей Богородицы Девы Марии родился, от Духа Святого. А потому и думают, что тело Господа нашего Иисуса Христа было нетленно прежде Его распятия. Господь разгневался на них и с гневом сказал: "Отойдите от Меня делающие неправду, потому что сами отвертись Меня, икону образа Моего обесчестили. Два действия Мои и две воли отвергли и тем многих ввели в погибель, где и сами будете. Я не пощажу вас", — сказал Господь, и отвратил пречистое лицо Свое от них, и тотчас внезапно на них напали ангелы огненные и били их огненными палками без пощады, разрывая и бросая их в море огня.

О евреях, распявших Христа

После этого велел Господь представить великий полк, бесчисленное множество, покрытых тяжкою тьмою. Лица их были покрыты гнойною кровью и большие бельма на глазах их, уши помазаны были смолою, а в руках они держали конские хвосты, ноги были искривлены и обуты в ослиные кожи. Они смотрели друг на друга и удивлялись сами


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.