Патриарх Иоасаф II (1667 – 1672) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Патриарх Иоасаф II (1667 – 1672)

2019-10-25 350
Патриарх Иоасаф II (1667 – 1672) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О его жизни до патриаршества мало известно. Даже о месте рождения его не знаем. Можно лишь догадываться о месте его рождения по его прозвищу «новоторжец»7 - город с таким названием находится в Тверской области.

В 1654 - 56 гг. он был архимандритом в Рождественском монастыре Владимира. Это было знаменательное время. В 1654 году во время никоновских реформ, что особенно было почетно для старообрядцев, была страшная моровая язва, истребившая в некоторых местах поголовно все население. В 1655-56 гг. был страшный голод. А в довершении паники на небе появилась хвостатая звезда и кровавые столпы, что было интерпретировано старобрядцами по-своему.

В 1656 - 66 гг. Иоасаф - наместник, архимандрит нашей Лавры. Царь проникся к нему особым уважением после того, как во время трёхдневного поста и молитв архимандрита и братии Лавры русское войско победило поляков. Царь был очень благодарен. Государь называл за это настоятеля "небесным человеком и земным ангелом". А Карташов считает, что Иоасаф был избран благодаря дряхлости и незаметности. Почему Алексею Михайловичу нужен был такой патриарх? Чтобы он не мешал царю, потому что государь был измотан борьбой с Никоном и ему нужна была серая личность, которая не вмешивалась бы в государственные дела. И автор статьи «Иоасаф II» в «Словаре книжников» пишет также, что «его роль била скорее почетной, чем действительной».

Но это слишком категорическое суждение несправедливо. Он правил пять лет и сделал не мало. При нем работал Большой Московский собор. Собор отменил подсудность духовенства светским чиновникам, запретил признавать нетленные тела обязательно святыми без достоверных освидетельствований. Собор запретил работать, торговать и судить в праздничные дни, установил для духовных лиц единообразное одеяние. Собор запретил священникам при совершении брака ехать впереди свадебного поезда с крестом, если поезд сопровождался скоморохами, пением, музыкой, гудением. Собор отменил перекрещивание католиков по совету греков. Участие патриарха не всегда было пассивным на соборе. Некоторые советы восточных патриархов были не выполнены. Он игнорировал открытие духовных училищ против раскольников, игнорировал учреждение новых епархий, кроме Белгородской. Именно Иоасафу пришлось проводить в жизнь решения Большого Московского Собора 1666-67 года. Вот основные деяния Иоасафа:

1. В 1668 году им были наказаны священники, началось преследование священников, служивших по старым книгам и придерживавшихся старых обрядов. Собор закончился в 1667 году, а в 1668 г. он приступил к реализации его постановлений.

2. Продолжалось исправление и издание богослужебных книг, начатое еще при Филарете. При нем были составлены Симеоном Полоцким и изданы два катехизиса: Большой и Малый. Были восстановлены устные проповеди в церквах.

3. В 1671 году был заложен Спасский монастырь на Амуре - центр миссионерской деятельности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Миссионерская проповедь достигла Даурии. На Севере христианство проповедано комизырянам и самоедам, даже на Новой Земле.

4. К внешнеполитическим делам патриарха относится просьба к турецкому султану восстановить на престоле восточных патриархов, которые были на Московском Соборе: Антиохийского Макария и Александрийского Паисия. Он также просил прощения для Паисия Лигорида за нарушение церковных правил у нового иерусалимского патриарха Досифея. Просьба патриарха была удовлетворена.

5. В иконописании он остановил вторжение итальянской иконописи.

Узаконил византийский стиль иконописи. По этому вопросу обращался к царю и Симону Ушакову, который был придворным изографом. Иоасаф продолжил исправление богослужебных книг по греческим образцам.

При нем окончательно образовался раскол. Также, как в 1000 году, когда ожидали второго пришествия, раскольники ждали кончины мира. В 1668 году крестьяне забросили поля. На Пасху 1669 года ожидали второго пришествия, началась повальная паника. Крестьяне уходили в леса, бросали дома на произвол судьбы. Делали себе гробы, ложились в них и запощевались. Исповедовались друг у друга и пели друг над другом заупокойные песни. По деревням, лесам, болотам неслась заунывная жуткая песня. Вот ее содержание:

«Древян гроб, сосновен,

Ради мене строен,

В нем буду лежати

Трубна гласа ждати.

Ангелы вострубят,

Из гробов возбудят.»

Аввакум звал к очищению в огне - к самосожжению, которое называлось языком того века «гарью». Аввакум не считал это самоубийством2. Он говорил: «Сжегше телеса своя, души же в руци Божий предавше, ликовствуют со Христом во веки веков самовольныя мученики». Первая гарь3 относится к началу 70-х годов, к 1672 году. Она была в Нижегородском уезде, на Керженце. А в 1682-83 гг. в ответ на казнь Аввакума и других вождей состоялись гари в Поморье21. Год кончины патриарха был отмечен массовым самосожжением старообрядцев. Сгорело 2000 человек. И именно в год его кончины была открыта Нижегородская епархия6.

ОТКРЫТИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ В СВЯЗИ С РАСКОЛОМ СТАРООБРЯДЧЕСТВА.

Она открыта в 1672 году. В 1667 году на соборе было определено открытие новых епархий, в связи с расколом. Большие епархии затрудняют их объезд. В частности, решили открывать епархии за счёт патриаршей области, которая была необыкновенно велика. Патриарх не хотел делиться ею. Но собор прошёл, об открытии новых епархий замолчали, а раскол рос с необыкновенной быстротой. Спустя десять лет после осуждения раскола насчитывалось до десяти тысяч, готовых умереть за старую веру. Он распространялся как лесной пожар, более всего на Восток, где меньше всего властей, на Урал, в Поволжье. Распространялся в обширных епархиях, неудобных для епископского контроля, для обозрения. Нижегородский край, принадлежавший патриаршей области, представлял собой удобный край для раскола при отсутствии там архипастыря. Кто же мешал открыть кафедру? Патриарх. Шли годы после собора, а епископа всё не назначали. И правительству приходилось выжидать удобного случая, чтобы открыто говорить об учреждении епархии. В 1672 году такой случай предоставился.

В этом году 17 февраля умер патриарх Иоасаф, а Питирим - его преемник назначен 7 июля 1672 года. Между двумя этими датами и была открыта нижегородская кафедра. Пока не успели избрать нового патриарха, Алексей Михайлович созвал собор в Патриаршей Крестовой Палате и заявил, что в Нижнем до сего времени нет архиерея, отчего по его царскому прискорбию там умножились раскольники, и для искоренения "новопрозябших" государь предложил открыть нижегородскую епископию. Соборяне поддержали единогласно, и 24 марта 1672 года на Нижегородскую и Алатырьскую3 митрополию был назначен Филарет, бывший архимандрит Рождественского монастыря Владимира. Это первый митрополит. За патриархом были оставлены два богатых нижегородских монастыря: Благовещенский в Нижнем Новгороде и Дудин монастырь на Оке.

ПАТРИАРХ ПИТИРИМ (1672-1673)

Он правил всего десять месяцев. Умер 19 апреля 1673 года. Уроженец Суздаля. Насельник Спассо-Евфимьего монастыря, затем его архимандрит. Затем архимандрит Новоспасского монастыря. С 1656 по 1664 годы митрополит Крутицкий.

После удаления Никона, находясь на Крутицкой кафедре, он был местоблюстителем патриаршего престола с 1658 по 1664 годы. Все думали, что он будет патриархом. Во время суда над Никоном он явился одним из его врагов и обвинителей. Питирим думал, что эти его заслуги зачтутся. Но патриархом был избран в 1667 году Иоасаф. С 1664 года Питирим -патриарх петирим митрополит Новгородский. Он стал главой Церкви после Иоасафа, с 7 июля 1672 года. Патриархом он стал в преклонных летах4. Правил менее одного года.

В 1656 году Алексей Михайлович отправился на войну со шведами. В его свите был Питирим, тогда Крутицкий митрополит. В Полоцке он встретился с начинающим карьеру, известным замечательным литератором Симеоном Полоцким5, который приветствовал царя торжественным стихом. Здесь есть строки посвященные и Питириму; «И твое святительство хвалим буди, Питириме, освященный митрополите, всегда и ныне, яже на сей войне всячески потрудился еси, всегда утверждая bojjhctbq сладкими словесы. дабы несумненно шли воевати за веру, ты же о сем приносил всегда святую оферу6». Исследователи спорят: может быть, он проповедывал среди войска.

Никон в 1659 году упрекнул царя за то, что он по царскому желанию позволил митрополиту Питириму совершить в Вербное воскресение "Шествие на осляти"7, считая это прерогативой только патриарха. Никон в 1662 году, в Неделю Православия, торжественно проклял местоблюстителя Питирима за во-первых, шествие на осляти, во-вторых, за поставление Мефодия8, епископа Мстиславского, и в-третьих, за досадительное и поносительное к себе слово.

В другой раз Никон жаловался на то, что его хотел отравить иеродиакон Феодосии, подосланный Крутицким митрополитом Питиримом1, его заклятым врагом. Феодосии подвергнут пытке, но как заключают многие, «это темное дело осталось невыясненным»2. У Макария о том сказано в книге 7, с. 176. «Никон писал, - говорит Макарий, - что Питирим хотел его, дескать, чаровством отравить, но Никон (как он сам пишет) «бесцем камнем и индроговым песком отпился. Да и иных со мной четырех старцев испортил... Лежал немало без памяти, едва не помер, а старцы по три дня лежали и тем, чем я, отпилися. И ныне животом скорбен, и впредь не знаю, что будет»».

В 1673 году он скончался, а в 1674 г. был избран на патриарший престол патриарх Иоаким.

 

ПАТРИАРХ ИОАКИМ ("МАЛЫЙ НИКОН") (1674-1690)

ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ

Родился в 1620 году4 в дворянской семье Савёловых (в миру Иван Савелов) и как дворянин служил в войске на границе с Польшей. Его предок был посадником5 в Великом Новгороде6.

Сначала он был далёк от Церкви, богословского образования не имел и был, по мнению раскольников, неграмотным7. Когда ему было 45 лет он потерял жену и детей и постригся в Киевском монастыре. Патриарх Никон в 1657 году назначил его строителем в Иверский монастырь на Валдае, населенный разными племенами. Только там он начал учиться грамоте. Благодаря Ртищеву переведен в Москву и назначен строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского. Потом он был архимандритом Чудова монастыря в Кремле, где приобрёл дружбу придворных бояр и царя Алексея Михайловича. В 1673 году стал митрополитом новгородским, а в 1674 году избран патриархом. Его главные усилия были направлены против западного влияния, которое распространялось через Польшу и присоединенную Малороссию. Во главе латинствующих в Москве был настоятель Заиконоспасского монастыря Сильвестр Медведев. Это был первый ректор Московской Академии, он разработал устав. Он был учеником Симеона Полоцкого. Против него восстал патриарх Иоаким во время спора о времени пресуществления Св. Даров. Патриарх призвал на помощь братьев Лихудов из Греции. В 1685 году они стали преподавать в Славяно-греко-латинской Академии. Когда же Софья пала в борьбе с Петром, Медведева обвинили в покушении на жизнь патриарха и отдали под суд. Это официальный приговор. Собор приговорил его к смертной казни, а для увещевания был направлен в Лавру и здесь сидел в узилищах. Его убеждали.

К иностранцам патриарх был враждебен. Из Москвы были изгнаны все иезуиты. Это первое изгнание. Школяры Академии дружили со школярами иезуитской Академии. Патриарх не хотел обедать за одним столом с иноверцами, запрещал обращаться к немецким докторам, а своих не было. Польских послов, пожелавших присутствовать на службе патриарха, не допустил в Успенский собор, несмотря на просьбу царей Петра и Иоанна.

При нем совершилось присоединение Киевской митрополии к Московской патриархии. В 1685 году на Киевском соборе князь Четвертинский Гедеон был избран митрополитом. Прежние митрополиты не хотели воссоединяться с Москвой, но вот появился московский человек. Для поставления он явился не в Константинополь, а в Москву, и его посвятили в митрополиты. Посвящая его, Иоаким подтвердил права и привилегии малороссийского духовенства, обеспечивающие им некую автономию. Потом патриарх постепенно урезывал их, сравняв потом с другими русскими епархиями, хотя до сих пор киевский митрополит в Синоде является первым после патриарха. Константинопольскому патриарху за это дали большой куш. Юго-Западные митрополии в вопросе о пресуществлении Св. Даров придерживались западных учений'. Патриарх добился от малороссийских иерархов в 1689 году того, чтобы они изъявили полное согласие с Москвой.

Был суров к раскольникам. Раскольники отвечали тем же. Во время спора с раскольниками в Грановитой палате старообрядческий протопоп Никита таскал за бороду Афанасия, архиепископа Холмогорского, который в прошлом был старообрядцем. После этого, выскочив на улицу, кричал "Победихом, победихом!". Соблазн был велик, его схватили, поместили в сруб и сожгли. Это был Никита Пустосвят.

Иоаким настойчиво преследовал и Никона. В 1676 году он перевёл его в Кирилло-Белозерский монастырь, более суровый, и не соглашался перевести его в Воскресенский монастырь. Лишь Феодор Алексеевич разрешил его вернуть в Новый Иерусалим.

Патриарх участвовал и в политической жизни страны. Он способствовал уничтожению местничества. Он не хотел венчать на царство Иоанна Алексеевича (хотел поставить на царство 10-летнего Петра в обход 15-летнего Ивана2), пока стрелецкий бунт не заставил признать обоих. Но он все равно был против двоецарствия. Иоаким оговаривался: "Многоначалие есть зло!" Насколько мог противодействовал Софье венчаться на царство. Востанию стрельцов он посвятил «Слово благодарственное о избавлении Церкви от отступников», где описывается ход событий, когда восставший «во град Кремель идти устремишася и по палатам царским со свирепством и великим шумом придти не убоялися»3. Духовных стремился поставить в независимость от светской власти.

По смерти была попытка его прославить. Близкий к нему человек, архимандрит Новоспасского монастыря Игнатий', написал его житие, риторически украшенное множеством чудес Иоакима при жизни и по смерти. Попытка была неудачной.

 

ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ

При Иване IV их род переселен2 в Можайский уезд. Он служил в армии, как дворянин, в киевских странах. По смерти жены и четырех детей3 в 1652 году он постригся в киевском Межигорском монастыре4. В 1657 году покинул Малоросиию. Вы знаете, Никон устроил три монастыря: Воскресенский, КиЙский и Иверско-Валдайский. Так вот, Никон просил его, будущего патриарха, поступить в основанный Никоном Волдайский Иверский монастырь5. Иоаким откликнулся и стал пользоваться особым вниманием патриарха. Из ВолдаЙского монастыря в 1664 году он поставлен архимандритом придворного кремлевского Чудого монастыря. В 1672 году он уже митрополит новгородский. Близок он был и к Ртищеву, особенно к отцу Феодора Ртищева, который был в Новоспасском монастыре. И Ртищев ему содействовал. Фактически с этого 1672 года, когда стал митрополитом Новгородским, Иоаким управлял всей Церковью при больном Питириме6. Хотя среди современников бытовало мнение, что до монашества он был безграмотен. Один из вождей раскола так говорил: «Патриарх Иоаким мало грамоте умеет»7. Зато родственники патриарха (а среди его родственников были и ученые - речь идет о братьях, потомках Савеловых, которые занимались исследовательской работой) поддерживали легенду, что он учился в Киевской Духовной Академии, потому что его портрет был там среди знаменитых выпускников. Сейчас никто этому не верит, не поддерживает этой версии, а откуда его портрет в этой Академии среди выпускников - неизвестно.

Было составлено «Житие» вскоре по смерти патриарха. В этом Житии говорится, что в детстве «егда приспе время, вдаша его в научение грамоте, и божиею благодатию изучися писанию книжнаго чтения». Авторство жития не установлено. Какое то отношение к его составлению имел Тобольский митрополит Игнатий со знаменитой фамилией Римский-Корсаков. Он был почитателем Иоакима. Чем известен этот Игнатий? Он умер в 1701 году, просился на покой, потому что сошел с ума. Он известен среди архиереев тем, что сошел с ума, и в этом состоянии много бранился, обличал. Вот тогда то и избрали на Тобольскую кафедру Димитрия Ростовского.

За волю, жесткий характер Иоакима называли «малым Никоном». Что он сделал как Никон? Помните, Никон был озабочен значимостью своего сана, так и «малый Никон» был озабочен желанием возвысить статус первоиерарха.

На соборе 1677 года добился закрытия нелюбимого монашеством Монастырского приказа при молодом Федоре Алексеевиче8.

На соборе 1678 года обсуждался вопрос о чине «Шествия на осляти» в неделю Ваий, который символически знаменовал вход Господень в Иерусалим и совершался за Спасскими вратами около собора Василия Блаженного. Этот чин играл определенную политическую роль. В нем отражалось величие патриаршего сана и смирение пред ним царя, который вел за повод осля. Патриарх Иоаким на этом соборе усилил значение этого чина, запретив его проведение всем лицам духовного звания кроме патриарха. Обычай совершать этот чин был и в епархиях. Начальники уездов вели за повод лошадь, на которой восседал местный владыка. Иоаким воспретил это шествие вне Москвы.

Иоаким решил смирить и исправить Никона, который продолжал в ссылке, в Ферапонтовом монастыре, называть себя патриархом. Никон устроил на озере близ Ферапонтова монастыря каменный остров (был маленький бугорок на озере). Он привез на стругах камень и сделал большую площадку, и поставил там большой крест с надписью: «Никон, Божией милостью патриарх, постави сей крест Господний, будучи в заточении за слово Божие и за Святую Церковь на Белеозере в Ферапонтовом монастыре в тюрьме». Но тюрьма там была очень вольная. Он там жил очень вольно, даже привольно. Сейчас этот крест восстановлен. Почитатели поставили новый крест с металлическим основанием. Вологодский иерарх совершил освящение. Такую же надпись Никон вырезал на всей своей посуде. Никон не признавал патриархом Иоакима и не называл его так, так же как и предшественника Иоакима, Питирима. Как же смирил Никона Иоаким? Он перевел его в Кирилло-Белозерский монастырь, и там поставлены были стрельцы с дубинами. У Никона оставались еще две патриарший печати: одна с изображением воскресения Христова и другая, принадлежавшая патриарху Иосифу. Иоаким хотел завладеть, отнять у него эти печати, послал людей, но Никон не отдал.

Иоаким боролся против польско-латинского влияния, был ярым противником католиков. Он отказывался, как в древние времена, обедать за одним столом с иностранцами. Запрещал обращаться больным к немецким врачам. Громил "эллинский, блудный, гнусный обычай брить бороду2 и даже постригать волосы". На соборе в 1690 году добился полного осуждения латинствующих. Был наложен запрет на сочнения митрополита Киевского Петра Могилы. Патриарх наложил запрет на сочинения Симеона Полоцкого, латинствующего, и епископа Лазаря Бороновича. В 1690 году были высланы из москвы иезуиты. Ими был приобретен дом в Немецкой слободе, открыта школа. Нетерпимый Иоаким добился их изгнания.

При нем осужден на казнь настоятель Заиконоспасского монастыря Сильвестр Медведев. Осудили за хлебопоклонную ересь, за то, что он как киевлянин, как латинствующий4 не соглашался с православным мнениием о преложении Св. Даров (когда происходит пресуществление Св. Даров). Киевляне и Сильвестр Медведев стояли на западной точке зрения, точке зрения католических ученых. Сильвестр Медведев был направлен для воспитания в ТСЛ, для переубеждения. Здесь он томился, как и Максим Грек. Три года его томили. Он не отрекся. И ему отрубили голову.

Еще акции патриарха против Запада. Он запретил покупать и продавать иконы на бумажных листках, особенно немецкия5, еретическия.

Он запретил однажды допустить в храм польских послов, желавших посмотреть патриаршую службу в Успенском соборе, хотя их направил сам государь. Он ответил им: «Еретикам во святилище быти невходно». В своем Духовном завещании он вспоминал о своем прошлом: «Егда на крымских татар российския царския полки ходиша, аз смиренный молих и доносих начальетвующия еже бы еретикам-иноверцам над христианами в полках начальниками не быти» и перед смертью заклинал «еже бы иноверцам-еретикам костелов римских, кирх немецких и татарам мечетей в своем царствии и обладании всеконечно не давати строити нигде. И новых латинских, иностранных обычаев, и в платии перемен по-иноземски не вводити».

Против западного, католического прозелетизма при активной поддержке патриарха в 1681 году на Печатном Дворе начала действовать Школа Греческого чтения, языка и письма, имевшая через пять лет 233 ученика1, а в 1687 году в Заиконоспасском монастыре открылась Славяно-Греко-Латинская Академия2 во главе с братьями Лихудами, как центр православных школ всего Востока. Иоаким сам выбирал место для строительства здания Академии и следил за строительством здания школы.

Суров он был и к раскольникам. Последних он называл «блядословцами». Архиепископ Холмогорских Афанасий (Любимов) написал против старообрядцев книгу. Название ей дал патриарх Иоаким: «Щит веры». Название книги - установка читателю: «Сим щитом читатели православные от блядословцев защищайтеся». С блядословцами он не церемонился. Преследовал, пытал, казнил, подталкивал к самосожжению. Вот цитата из «Истории Русской Церкви»4 митрополита Макария: «При Иоакиме произошли первые гари в Поморье5». На казнь Аввакума в 1682 году староверы ответили массовыми гарями. В 1682-83 годах в местечке Доры близ Каргополя6 «первее сгореша самосожжением 70 человек»7. Второе - 17 человек, третий раз - 350 человек». В 1687 году8 в Палеостровском монастыре9 произошло самое крупное самосожжение, в котором погибло 2700 человек, среди них и организатор сожжения Игнатий, бывший черный дьякон Соловков. Он учил, что с 1666 года «на Москве царствует титин - т.е. преисподний бес10». Единственное спасение от его пут -самосожжение1. Колличество жертв исчисляется в сотнях и тысячах. В 1691 году старообрядческий собор, происходивший заочно (по списку), осудил самосожжение как грех самоубийства12. Инициаторм осуждения стал инок Евфросин.

В рамках борьбы со старообрядчеством в 1677-78 годах патриарх Иоаким вместе с собором рассматривал дело об освидетельствовании мощей св. благоверной княгини Анны Кашинской, в результате чего было установлено упразднить ее почитание как святой. Декалонизация была проведена. Обнаружили, что она крестилась двумя перстами. А потом, в начале XX века, в 1909 году, ее снова прославили. Запомните, Иоаким добился ее деканонизации, как ревностный и последовательный борец со староверчеством.

Если был столь упорным в проведении своей линии патриарх, то и раскольники были такими же упертыми. Об этом свидетельствует известный диспут в Грановитой палате в 1682 году1. В Грановитой палате состоялась пря. От никониан выступал бывший раскольник Афанасий (он был первым холмогорским архиепископом, который написал «Щит веры»), а от раскольников выступил Никита Добрынин, выходец из Суздаля, по прозвищу никониан Пустосвят. Никита Пустосвят таскал за бороду Афанасия Холмогорского, когда не хватало аргументов. После этого, 11 июля 1882 года, Никите отрубили голову2, а других вождей раскола отправили в дальнюю ссылку.

 

ПАТРИАРХ АДРИАН. (1690 -1700)

ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ

Адриан, в мире Андрей, десятый патриарх всероссийский (родился 2 октября 1627 года, умер 16 октября 1700 года). Уроженец Москвы. Будучи еще архимандритом Чудовского монастыря, Адриан сумел обратить на себя внимание патриарха Иоакима, поставившего его (1686) митрополитом казанским и свияжским. В патриархи Адриан возведен 24 августа 1690 года. Он был крайним приверженцем старины и противником реформ Петра Великого. Так, например, он написал резкое послание против бритья бороды. Отношения его с царем были неприязненны, тем не менее, патриарх не мог не признать справедливости многих указаний Петра на неустройства в церковном управлении. Так, в данной им 26 декабря 1697 года Рождественского (Владимирского) монастыря архимандриту Иосифу инструкции старостам поповским или благочинным смотрителям, мы видим заботы о церковном благочинии, о снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, о наблюдении, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы суд отправлялся не иначе, как при старостах, и т. д. Те же стремления обнаруживает распоряжение (1698), запрещающее устраивать новые монастыри без государева указа4. При патриархе Адриане было два собора: один в 1697 году по поводу дьячка Михеева, предлагавшего новые догматы касательно крещения и других обрядов, другой в 1698 году по поводу дьякона Петра, утверждавшего, что папа есть истинный пастырь. В его же патриаршество происходила известная борьба двух учений об евхаристии - братьев Лихудов и Сильвестра Медведева. Патриархом Адрианом написано было несколько поучений, посланий и грамот, из коих некоторые были напечатаны; из них важнейшие: представленная в палату об уложении "Записка о святительских судах" и "Грамота о бороде"

 

ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ

Происходит борьба двух партий. Партия молодого Петра (в 1690 году ему уже было 1 8 лет, уже совершен переворот, Софья уже была удалена от власти в 1689) и его матери вместе с духовенством. До смерти его матери Петр не был еще всевластен. Она скончалась в 1694 году. С 1689 по 1694 годы правила Наталья Нарышкина. Тем не менее во время выборов патриарха в 1690 году партия Петра желала иметь первоеирархом псковского митрополита Маркелла, терпимого к иностранцам'. Мать Петра, Наталья, и духовенство добились поставления Адриана. Адриан сразу же, во время речи при поставлени, провозгласил борьбу с католичеством, протестанством и расколом. В

«Окружном послании» новый патриарх грозил церковным наказанием за табакокурение,

брадобритие и ношение немецкой одежды.

По смерти матери Петр вступил в полные права управления страной. Его

преобразования в этот начальный период:

1. Между 1694 и 1696 годами он отменил обряд Шествия на осляти, который иерусалимским патриархом Досифеем в письме царю в 1705 году был назван «комедией и игрой папежской».

2. В 1694-95 годах Петр учредил «Всешутейший и Всепьянейший собор»2, высмеивающий церковную иерархию. Главой этого собора стал учитель Петра Никита Зотов.

3. Петр отменил обычай печалований патриарха за осужденных4.

А что можно сказать об образовании патриарха? Ничего. Если Иоакима Карташов называет самоучкой, то Адриана он же называет неучем5. Ему был присущ страх перед образованностью. Не читай, дескать много книг, иначе впадешь в ересь6. Он изгнал братьев Лихудов, потому что они преподавали латынь7 и философию. Досифей писал царю: «Чем у вас забавляются братья Лихуды? Философию преподают - это опасно». Поэтому их изгнали.

Патриарх собрал собор против дьякона Петра Артемьева. Это был сын суздальского попа. Он учился у Лихудов. Один из братьев Лихудов когда поехал в Венецию прихватил с собою этого поповича, и вот он там учился, на Западе, в Венеции. И там поддался, как пишет Карташов, «чарам латинизма». Вернувшись, Петр свел дружбу с иезуитом Терпеловским1 и другими ксензами. Петр служил дьяконом при Петропавловской церкви, и, как доносил местный священник патриарху, «после Евангелия он читал поучение, похвалял в вере поляки, лях, Литву"; прочитал молитву «Отче наш» на амвоне по-римски... носит он на себе вместо животворящего креста машонку, а в ней образок латынянина Антония Подвиянина3, еретика суща; глаголет нахождение Духа Святаго от Отца и Сына; исповедывался и приобщался у иезуитов; патриархов называет потеряхами4. И мнози вслед его в прелести уклонишься». Написали отцу его в Суздаль. Родной отец из Суздаля пытался образумить сына, а дьякон писал к отцу неистово латинствующие словеса. Собор 1698 года осудил его, лишил сана и отправил в Соловки, где тот через два года скончался. Петр не противостоял патриарху и собору, так как он не питал любви к католикам5. Симпатии Петра клонились к протестанству.

Показательный случай. В Вене6 в 1698 году, во время первой поездки заграницу, Петру показали иезуитский Коллегиум. Петр дерзал о просвещении России, на Западе это было известно - ему показали образцовую школу: вот, мол, ты заведи такую школу. При осмотре он сказал прямо: «Знаю, что иезуиты большей частью люди ученые, но не для меня, ибо я знаю, что они сколько не кажутся набожными, однако их вера служит только покровом обогащению...».

Другое дело Григория Талицкого и связанного с ним тамбовского митрополита Игнатия. Григорий Талицкий написал сочинение, или, как тогда говорили, имел тетрадки, где доказывал, что Москва - Вавилон, а Петр - антихрист. Это созвучно учению раскольников. Его арестовали. На допросе он показал, что его тетрадки слушал тамбовский митрополит. Он приезжал в Москву и там слушал тетрадки Григория Талицкого. Бывал умилен, плакал от умиления и приговаривал: «Павловы твои уста». Донесли. Арестовали, не только автора, но и его слушателя. Хотели лишить митрополита сана. Патриарх тянул время, отговаривался. И только после смерти Адриана, в октябре 1700 года, Игнатия лишили сана, расстригли в Ивашку7 Шангина и сослали в Соловки. Этот факт свидетельствовал о бессилии духовной власти. Патриарх пытался спасти его, попытка не удалась. А к концу правления Адриана сошли на нет все успехи Иоакима в отношении во светской властью8.

В феврале 1696 года патриарха, как тогда говорили, зашиб паралич. В 1698-99 годах он вовсе отошел от управления. Делами Церкви управлял архидиакон Иона и секретарь патриарха иеромонах Чудова монастыря Карион Истомин. Петр дважды из вежливости посещал его и вел с ним беседы о нуждах Церкви, к примеру о Славяно-Греко-Латинской Академии, которая уже была названа «Славяне-Эллинская». Петр был не доволен состоянием школы и напоминал болевшему: «В ней мало учатся10, никто ее как подобает не надзирает». Поэтому, как писал один чиновник11 Петру. «Школа, государь, которая была под призрением патриарха... зело в ней живущий с полтораста человек скорбят и всего лишаются. И учиться в ней невозможно: потолки, и печи, и иное строение отвалилися». Вот в каком состоянии была школа при неуче патриархе. Так печально кончалась Академия, а как она замышлялась!

ИСТОРИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ И УСТАВ СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКОЙ АКАДЕМИИ.

Государь Феодор Алексеевич подписал в 1682 году грамоту об учреждении Академии. Авторство этой грамоты приписывают западнику Симеону Полоцкому либо его ученику Сильвестру Медведеву. По грамоте Академии представлялись большие права и привелегии. Грамота состоит из 18 пунктов2. Вот некоторые из них.

1. Предполагалось преподавать, как в западных университетах, грамматику, пиитику, риторику, диалектику, философию (умозрительную3 и естественную4) и богословие: созерцательное и деятельное5, а также церковное и гражданское право6. Предполагалось и изучение свободных искусств (астрономия, музыка...).

2. Академию предполагалось поместить в Заиконоспасском монастыре, здесь построить здания на казенный счет. Академии предписывалось 7 монастырей и одна царская волость со всеми угодьями, мельницами, и еще несколько пустошей - на содержании монастырей и учащихся. Сверх того, желающие могли жертвовать в Академию на пищу и одежду учеников. Царь обещал Академии свою библиотеку.

3. Глава Академии назывался блюстителем7. Он обязательно из русских или греков.

4. Греки, если хотят быть руководителями, должны представить свидетельство о православии от восточных патриархов, и кроме того, должны быть испытаны в вере. Малороссы, чтобы быть учителями, также должны представить свидетельства о православии и дать присягу в православии.

5. Ученики принимаются из всех сословий, но только православные. А учиться дома у иностранных учителей греческому, польскому и латинскому языкам воспрещается без разрешения ректора9.

6. Во время учебы учащийся освобождается от светского суда, кроме уголовных преступлений. Есть свой академический суд, чинит его ректор с учителями. Учитель также подлежит академическому суду.

7. За усердную продолжительную службу при Академии - особая пенсия учителям от щедрот царских, И отличные ученики по представлению ректора получают награду от государя. По окончании курса они будут пожалованы чинами и причтены к благородному сословию10.

8. Иностранцы, поступающие на царскую службу, испытываются в вере" блюстителем Академии и учителями. Негодные высылаются заграницу.

9. Блюститель и учителя наблюдают, чтобы в народе не было распрей, непристойных толков о вере12. Иноверцы, принимающие православие, записываются в особые книги, хранящиеся в Академии у блюстителя. За ними ведется наблюдение - если изменят православию - ссылка в Сибирь.

10. Академии следить, чтобы в домах не было запрещенных книг и чтобы неучившиеся свободным наукам не вступали в состязание о вере.

Вероятно, при составлении этого Устава руководствовались уставами западных университетов. Поэтому предполагают, что сочинил этот устав Симеон Полоцкий, или его ученик, с которым они живали в одной келье в Заиконоспасском монастыре, Сильвестр Медведев. По смерти Феодора Алексеевича в 1682 году случился бунт стрельцов, который остановил движение этого устава. После бунта к Софье2 со стихотворными сочинениями обратились два инока «О водворении наук» - т.е. об учреждении этой Академии. Первым просителем был чудовский монах Карион Истомин, вторым - настоятель Заиконоспасского монастыря - иеромонах Сильвестр Медведев. Итак, в январе 1685 года Сильвестр представил Софье грамоту царя Феодора. Но как пишет историк Смирнов «вероятно вследствии влияния патриарха Иоакима, который неблагоприятно смотрел на Медведева, привелегии Академии не были учреждены руками царей Петра и Иоанна4».

В 1685 году в Москву прибывают братья Лихуды, которые и возглавали Академию. В 1687 начались занятия.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.