Патриарх Гермоген (1606-1612) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Патриарх Гермоген (1606-1612)

2019-10-25 776
Патриарх Гермоген (1606-1612) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Он был канонизован в 1913 году антиохийским патриархом.

19 мая 1606 г. народ на Лобном месте избрал царем Василия Ивановича Шуйского3. Чтобы больше народ не смущался и не колебался, он велел перенести останки царевича Димитрия из Углича в Москву. Для того послан был ростовский митрополит Филарет Никитич. Мощи царевича Димитрия перенесены были в Архангельский собор. Здесь мать его, инокиня Марфа, всенародно каялась в своих грехах и просила простить ее и не подвергать ее проклятью. И царь Василий простил ее от имени всего государства «ради святых мощей, ради страстотерпца». Тут же был прославлен новый святой, ибо в первый день исцелились 13 человек, и во второй 12 больных. Учредили ему празднества в день рождения, в день кончины и в день перенесения мощей.

Теперь надо было избрать патриарха. Жив был еще Иов, но он был дряхл и слеп. Он не пожелал вернуться. Царь указал на митрополита Казанского Гермогена, истового борца за отечество и православие, пострадавшего за него высылкой в родной город Казань. Гермоген был против женитьбы на католичке Марине Мнишек православного царя. За это и был

подвергнут прещениям. "Царь (ЛжедмитриЙ I) повелел митрополита сослати в Казань и тамо святительский сам с него сняти и в монастырь заключити". В конце июня 1606 года он был избран патриархом. 3 июля в Успенском соборе состоялась интронизация Гермогена. Его отличала образованность, нравственная чистота, патриотизм и непоколебимая стойкость в зашите своих воззрений.

Год рождения его неизвестен, но родился не позднее 1530 года. О происхождении разные мнения. Соловьёв говорит, что он из рода Голицыных; митрополит Макарий (Булгаков) считает, что он из донских казаков, Платонов отрицает и то и другое, он считает, что патриарх Гермоген происходит из бояр Шуйских. Карташов склонен причислить его к посадским людям, В миру будущий патриарх носил имя Ермолай. Учителем, вероятно, был знаменитый Герман Казанский. Ученику он передал любовь к книжности. Первые достоверные сведения о нём относятся к 1579 году, когда произошло явление чудотворной Казанской иконы. Тогда он был приходским священником церкви свт. Николая. Он удостоен был чести взять от земли явленную чудотворную икону и перенести в церковь святителя Николая Тульского. Им же было составлено краткое сказание о явлении иконы и о чудесах от неё, отосланное потом в Москву1, Ермолай овдовел, принял постриг и назначается настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря2. Иов возводит его в Казанские митрополиты. 17 лет он был на этой кафедре. Главной заботой митрополита было просвещение инородцев. Для новокрещённых он устроил особую слободу с церковью, чтобы их не теснили мусульмане. Им сооружен Преображенский храм того же монастыря.

При нем совершилось в 1595 г. обретение и открытие мощей казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. А еще раньше, в 1592 г., Гермоген перенёс мощи своего учителя архиепископа Германа, умершего в Москве от гнева Ивана Грозного, в Казань, в Свияжский монастырь. Иван нарек Германа митрополитом, но Герман был против опричнины. Царь разгневался на это. После этого архиерея выгнали из архиерейского дома, а затем его нашли мертвым. Особое внимание Гермоген уделял чествованию русских воинов, погибших при взятии Казани, на костях которых встала христианская и русская Казань. Он собирал сведения о павших под Казанью и получил благословение святителя Иова ежегодно поминать их на обеднях в первую субботу после Покрова3. В Казани в честь русских воинов был построен памятник, к-оторый сейчас осквернен казанскими татарами, и есть опасение, что он будет совершенно уничтожен. Вы знаете, что татары не смирились после взятия Казани, война шла еще почти 50 лет. В течении этого времени были постоянные востания: казанские, марийские.

3 июля 1606 г. Гермоген был посвящен в сан патриарха русскими святителями. В каноничности его поставления никто не сомневается. На его долю выпал тяжелый крест. Время было смутное. В первые же дни правления царя Василия Шуйского (1606 - 1610)4 распространяется весть, что Димитрий жив и бежал из Москвы. Князь Григорий Шеховской,

любимец бывшего царя Лжедмитрия I, успел похитить царскую печать и присланный воеводой в Путнвль. тотчас объявил об этом (царь, дескать, жив, а Шуйский - самозванец). Против Шуйского восстали города Путивль1, Чернигов, Стародуб, Новгород-Северский, Белгород и др". Явился Иван Болотников, который смущал крестьян и поднимал крестьянскую войну. Он был человек весьма бывалый, который несколько лет был на галлерах. Он разбил царский войска. А затем восстали города средней России: Орел, Тула, Калуга, Рязань и др. Болотников дошел до села Коломенское3. Беда для Василию Шуйского. Но патриарх твердо стоит за царя. Болотников отбит. Патриарх предал проклятию Болотникова и его единомышленников.

Затем явился царик4 Лжедмитрий II. Личность его не установлена5. Вскоре Лжедмигрий в Тушино. Его признала Марина Мнишек. Его опять окружили латиняне, иезуиты и дали инструкцию: как править, как ввести унию. Пан Мнишек признал его зятем. Надо сказать, что наши архипастыри во главе с патриархом оказали в эту смутную эпоху великую услугу отечеству. Все мы знаем великого патриота Гермогена, но не все знают следующих архипастырей, прошу запомнить: псковский епископ Геннадий будучи не в силах предотвратить измены города скончался от горести в 1609 г.; новгородский митрополит Исидор во время осады города шведами воодушевлял горожан, лично поднимался на стены и служил молебны; софийский протопоп Амос засел на своем дворе и с горожанами долго отбивался от врагов, пока не погиб в пожаре; Галактион Суздальский умер в изгнании; Иосифа Коломенского литовцы под руководством пана Лисовского, знаменитого разбойника, взяли в плен по разорении Коломны, и долго таскали за собой, привязывали к пушке когда осаждали город, чтобы устрашить население, пока он не был отбит и возвращен своей пастве; Феоктист Тверской после взятия Твери в 1608 году Самозванцем, был отвезен в Тушино, а когда сбежал, был убит в дороге; Ефрем Казанский (который был местоблюстителем) страхом святительской клятвы удержал в верности жителей города Свияжска.

Престиж князя Шуйского падал, и 17 июля 1610 года он был свергнут и насильно пострижен л монашество. Был увезён поляками. По низложении царя начинается исключительное служение патриарха Родине и Церкви. Власть теперь перешла к семи боярам во главе с князем Мстиславским, Эти бояре хотели пригласить королевича Владислава на русский престол. А Гермоген настаивал на возвращении Шуйского, или, если это невозможно, на избрании русского царя или православного, например, князя Василия Голицына или четырнадцатилетнего отрока Михаила Романова. Бояре победили. Тогда патриарх уступил с условием принятия Владиславом православия. Это надо было сделать

до прибытия в Москву8. Кроме того патриарх требовал от Владислава, чтобы он женился на русской (не на Марине Мнишек), требовал не сноситься с папой, не допускать католических миссионеров, чтобы не было на Руси костёлов, чтобы Православие оставалось национальной

религией. Наконец, сошлись на том, чтобы новый царь венчался от патриарха, чтобы он почитал иконы и мощи русских святых, не строил костёлов, а о православии царя уже умалчивалось.

Делегация во главе с Филаретом, отцом Михаила Романова, отправилась под Смоленск к Сигизмунду III. Патриарх был против допуска поляков в Москву, которые просились в Москву под предлогом защиты русских от тушинского вора. Поляки ненавидели патриарха, потому что он был бунтовщиком против них. Под Смоленском делегация оказалась под давлением. Сигизмунд требовал, чтобы царём признали его самого. Патриарх был категорически против, он стал угрожать разрешением клятвы русских в пользу королевича Владислава, угрожал призывом к открытой защите русской веры и государственности. Во время одного из споров в гневе один из бояр, Салтыков, замахнулся даже ножом на патриарха. Гермоген не испугался и на месте проклял боярина. Он раскаялся и получил прощение патриарха. Однако, это было притворством, и этот боярин стал личным врагом патриарха. На следующий день Гермоген собрал народ в Успенский собор и убеждал против признания Сигизмунда. Филарет же также заявлял, что без разрешения патриарха не может делать уступок польской стороне. Тогда их отправили в глубь Польши в плен, в Мариенбург.

Гермогена взяли под стражу на патриаршем дворе. Ему удавалось передавать грамоты по городам с призывом к ополчению, к освобождению Москвы. От него требовали, чтобы он распустил народ, но после отказа его подвергли ещё большим лишениям. В ответ народ во вторник Страстной седмицы 1611 года устроил погром поляков в столице, их громили в Москве два дня. Поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле и Китай-городе. Вся Москва выгорела. Во время пожара поляки низложили Гермогена и, сняв с него святительские одежды, заключили его на подворье Кирилле - Белозерского монастыря, где его охраняло 50 человек. На его место пригласили низложенного Игнатия. Гермоген испытывал страшные стеснения на подворье. Ему запрещали разговаривать с частными лицами, держали под домашним арестом. "В пище и питии был весьма опечален". С ним обращались крайне грубо.

Под Москвой появилось ополчение Ляпунова. Гермогена стали упрашивать уговорить его уйти. Это было тщетно. Его обещали заморить злой смертью, голодом. Патриарх находит возможность обратиться к нижегородцам с грамотой, в которой просит сообщить митрополиту Ефрему Казанскому, чтобы он отправил в полки и в казацкое войско послание не присягать сыну Марины Мнишек, которого она родила от Лжедмитрия II4, которого хотели возвести на русский престол^. Сами же нижегородцы должны были писать об этом во все города, чтобы те писали в полки6. Патриарх призывал казаков прекратить грабежи. Нижегородское ополчение во главе с Мининым и Пожарским завершило дело, которое начал Гермоген. Когда поляки узнали о нижегородском ополчении, от патриарха потребовали, чтобы он остановил его. Патриарх ответил: "Да будут благословенны борцы за Родину, а изменники да будут

прокляты". После этого враги стали морить его голодом, по одному документу "меташа стадальцу Христову нечеловеческую пищу: на неделю сноп овса да немножко воды". А было ему более 80 лет. 17 февраля 1612 года он скончался мученической смертью. Впрочем, о кончине Гермогена версии различны. К нему никого не пускали, так что никто с точностью не может сказать от чего он скончался.

Митрополит Макарий дает несколько версий о способе его убийства. В первом источнике: «Скончался мученически 17 ян_варя 1612 года, от зноя затхошася1». В грамоте от 1613 года: «В заточении уморили». В третьем документе: «Гермогена во храмине пусте, яко во гробе затвориша, сей же зело озлоблен, в велицем заточении к Богу отъиде». В четвертом, рукописи: «И оттоле начаша его морити гладом, и умориша его гладкою смертию». В послании архимандрита Дионисия: «Во изгнании нужне умориша». В грамоте об изгнании Михаила: «В заточении посадя, злою мучительскою смертию не христиански уморили». По польским известиям, которые приводит историк Бартыш Каменский, «Гермоген патриарх лишен достоинства, а потом 17 февраля удавлен был». По устоявшемуся церковному преданию он уморен голодом.

Как только весть о его убийстве и сожжении Москвы разнеслась по Руси, ТСЛ стала во главе освобождения родины. Архимандрит Дионисий и келарь Палицын посылали грамоты разным городам с мольбой о спасении. Таких грамот известно три. Первыми отозвались нижегородцы. Из Казани принесена Казанская икона Божией матери. 22 октября 1612 освобожден Китай-город. 27 ноября освобожден Кремль и вся Москва2. Осажденный Кремль сдался через месяц, с тех пор появился русский праздник Казанской иконы Божией Матери. Через год, 21 февраля 1613 года, был избран на царство Михаил Романов. Сначала Гермоген был погребён в Чудовом монастыре, а затем в Успенском соборе. Тело его оказалось нетленным, поэтому оно не было опущено в землю. Оно было поставлено в особой гробнице сверх соборного помоста. В 1812 году французы кощунственно выбросили его останки из гроба, но после изгнания они были найдены целыми на полу и были положены в прежнюю гробницу. При Александре III, во время ремонта, упавший со стены камень пробил надгробие, но тело святителя не было повреждено. В народной памяти он считался святым, мучеником. Это и послужило основанием для его канонизации 12 мая 1913 года.

А теперь я познакомлю вас с одним скандальным документом. Всеми русскими источниками Гермоген прославляется как твердый адамант и непоколебимый столп православия, кроме одного летописца. Это автор хронографа XVII века, автор-летописец неизвестен. Макарий Булгаков, как человек обстоятельный, не опускает, не прячет ни одного летописного источника и приводит его4. Там говорится, во-первых, что Гермоген был нравом груб, нескоро разрешал подвергавшихся запрещению, не умел различать быстро добрых и злых, был доверчив и благосклонен больше к людям льстивым и лукавым. Что же на это скажет исследователь5? Он честно признает, что за неимением данных мы ничего сказать не можем. Во-вторых, хронограф говорит, будто бы патриарх во всем верил словам мятежников против Василия Шуйского. Макарий с этим категорически не согласен. Он пишет, что против этого вся деятельность патриарха: он непреклонно защищал Василия Шуйского, даже когда он был свергнут. В этом хронограф XVII века не прав. В-третьих, когда по низложении Василия Шуйского Москва попала в руки супостатов, тогда только патриарх захотел показать себя непреоборимым пастырем о народе, но было уже поздно. Макарин пишет: «Патриарх сразу выступил против врагов». Впрочем, и этот летописатель сознается, что Гермоген «бысть словесен1 муж и хитроречив, но не сладкогласен, о Божественных же словесех всегда упражняшеся, и вся книги Ветхаго Завета и Новыя благодати, и уставы церковныя, и правила законный до конца извыче».

ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ (1619 - 1633).

В миру Феодор Никитич Романов. Во главе посольства под Смоленском он вёл себя очень мужественно: отказался вновь присягать Владиславу, требовал перекрещивания Владислава, не соглашался сдавать Смоленск Сигизмунду, не соглашался остановить ополчение. В октябре 1611 года посольство было арестовано и отправлено на восемь лет в Мариенбург. Его авторитет был высок в Русской Церкви, ввиду его роли в смутное время и исповеднического плена в Польше. Поэтому его и называли кандидатом в патриархи, а пока он был в плену Церковью правил Ефрем Казанский3, который совершил венчание на царство в Неделю Православия в 1615 году Михаила Феодоровича Романова. После этого акта авторитет Филарет ещё более вырос. В молитвослове было установлено поминовение Филарета на ряду с царским именем. Рядом с царским именем удостоен имени Великого государя и Филарет. Он именовался так: Филарет, Великий Государь Московский и всея Руси". Пока он ещё не патриарх!

Феодор Никитич Романов - Юрьев родился около 1553 года, скончался в 1633, в возрасте 80 лет. Он принадлежал к очень видному боярскому роду. Первая супруга Ивана Грозного была из дома Романовых. В 1600 году Романовых обвинили при Борисе Годунове в хранении отравного зелья. Его нашли при обыске. Борис Годунов боялся, что Романовы имеют больше прав на власть и расправился с Романовыми. Всех государевых изменников сослали в дальние города. Феодора Никитича заключили в Антониев-Сийский монастырь в 90 верстах от Холмогор4. Насильно постригли в монахи с именем Филарета. Жену с именем Марфа5 сослали в Заонежские погосты6, а детей их, Михаила и сестру его, умершую после, с семьёй их родственника князя Черкасского и тёткой сослали на Белоозеро7. По свидетельству иностранцев будущий патриарх отличался красотой, изяществом и был щеголеват. Он сильно тосковал по семье в монастыре. Судьба семьи ему не была известна и для неё он желал скорой смерти, как избавления от страданий. "Чаю, жена моя и сама рада тому, чтобы Бог дал им смерть". Лжедмитрий I освободил его, потому что считал своим родственником.

В 1606 году Филарет был возведён в Ростовского митрополита. В 1608 году войска Лжедмитрия II взяли Ростов. Митрополит-вместе с гражданами Ростова заперся в соборе, готовясь к мученической смерти. Враги, взяв собор, осквернили храм и истребили множество ростовчан. Филарета схватили, сияли с него святительские одежды и босого, в одной свитке, повели в Тушино, к тушинскому вору, Лжедмитрию. подвергая разным поруганиям. Но Лжедмитрий устроил ему царский прием, как мнимому родственнику. Он облек его в святительские одежды, дал ему чиновников и сделал его нареченным патриархом Московским и всея Руси при живом Гермогене. Макарий Булгаков пишет: «Кажется даже, что Филарету было дано не только имя патриарха, но предоставлена была и патриаршая власть в тех областях церковных, которые уже принадлежали Лжедмитрию II1. По крайней мере, из единственной грамоты Филарета, данной им в то время, видно, что он считал в своем патриаршестве область суздальскую, которая признавала власть самозванца». Но вор ему до конца не доверял. За ним была организована слежка. Филарет сам не дорожил этим саном. И Гермоген понимал это и считал последнего жертвой самозванца, даже посылал ему благословения.

Филарет был отбит у тушинцев в 1610 году. Лжедмитрий II в декабре 1610 года был убит под Калугой, служившими ему татарами, князем Урусовым. Наша Лавра с сентября 1608 года выдержала 16-месячную осаду 30.000-го польского войска, имея защитников 2300 человек. Враги долны были отступить2, обзывая ее «вороньим гнездом». Наша Лавра пожертвовала на нужды отечества в то Смутное время свыше 65.000 рублей и, кроме того, множество ценных вещей из ризницы и церковной утвари. Однажды, когда казаки за службу затребовали деньги, а их не было, начальник монастыря архимандрит Дионисий из ризницы велел отдать казакам святительские одежды. Даже казаки устыдились3 и не приняли церковную утварь. Лавра все отдавала: открывала амбары для голодных москвичей, платила казакам, финансировала царя Василия Шуйского. Не забывайте имя великого архимандрита Дионисия. Дионисия мы плохо знаем, а именно прп. Дионисий возглавлял оборону Лавры. Он был бесподобным человеком. В период межпатриаршья - между 1612 и 1619 годами - он был в опале. Об этом я еще раскажу вам. Макарий Булгаков говорит, что его можно назвать вторым, после Гермогена, патриотом русской земли в Смутное время. Вот кто такой Дионисий.

В Москве в Смутное время голод, дороговизна. Гермогеи созвал вельмож и купцов в Успенский собор it увещавал, уговаривал их снизить цены. Не подействовало. Тогда патриарх сам открыл в Москве Троицкие амбары. Народ винил во всем царя Ивана Шуйского: в голоде, в бедствиях. Патриарх стоял за него непреклонно: плакал, увещевал, заклинал стоять за царя. Но увы. Когда же Василия Шуйского 17 июля 1610 года лишили власти и насильно постригли в монахи, причем обеты давал за него князь Василий Тюфякин4, патриарх крайне скорбел и продолжал называть Шуйского царем5. Шуйский был увезен в плен. Когда Василия Шуйского низложили, Филарет возглавил делегацию для переговоров о Владиславе. Бояре признали Владислава, и Владислав стал официально русским царем, и москвичи целовали крест Владиславу. Потом вдруг вступает в игру Сигизмунд, и Сигизмунд требует от Филарета, чтобы эта делегация признала царем Сигизмунда. Под Смоленском на делегацию оказывается давление со стороны Сигизмунда. За отказ признать Сигизмунда Филарет был отправлен в плен в глубь Польши.

По Деулинскому перемирию 1616 года Филарет вернулся из плена1 и стал в 1619 году2 патриархом и в Москве началось двоевластие. Его сын, царь Михаил, был робок и кроток, неопытен в делах, потому отец стал руководить московскими делами, внешними и внутренними. Соловьев пишет: о делах докладывалось обоим государям, решалось обоими, иностранные послы представлялись обоим вместе, подавали двойные грамоты, подносили двойные подарки. Филарет был властным как в церковных, так и в государственных делах, умел показать свою власть. Но, как оставил свидетельство астраханский архиепископ Пахомий, "до духовного чина был милостив и не сребролюбив". У него был богатый двор, не уступавший царскому двору. Достаточно сказать, что у него одних стольников было около 500 человек. Действительно, Великий Государь.

В 1619 году Филарет получил дела от временно управлявшего патриархией Крутицкого митрополита Ионы, который допустил много насилий. Одно из таких насилий было допущено над справщиками богослужебных книг, над монахами Арсением Глухим, Антонием и Дионисием, (тем самым Дионисием, который руководил обороной нашей Лавры) и попом Иваном Наседкой5. Они указали на ряд ошибок не только в старых изданиях, но и книгах, напечатанных при местоблюстителе архиепископе Ионе. Конечно, он был взбешен и оскорблён. К тому же на справщиков поступил донос из Лавры от головщика Логина и уставщика Филарета. Оба они были люди едва грамотные. Между прочим, Филарет был как-то ответственен за издание одного из Требников, поэтому он возмутился. Оба они считали себя знатоками церковных чинов и богослужения. Филарет гордился тем, что уже сорок лет был уже уставщиком, а Логин величался, гордился своим сильным голосом и искуством пения6.

Архимандрит Дионисий отличался величайшей кротостью. Он не был таким, какими бывают начальники монастырей, в этом была его беда. Однажды, когда Дионисий читал в церкви поучение братии и народу, Логин подошел к нему, вырвал у него книгу7, и уронил аналой. Дионисий, не сказав ни слова, только перекрестился и пошел на крылос. Но головщик начал еще кричать и плевать на своего настоятеля, вырвал у него посох, изломал посох и бросил ему в лицо. И все это на глазах у народа. Дионисий оставил крылос, пошел к образу Пресвятой Богородицы и проплакал всю утреню.

В доносе говорилось будто они еретически изменили в Требнике конечные славословия молитв (многие молитвы, обращённые к одному из Лиц Святой Троицы оканчивались славословием Троице, а не одному лицу, что было явно нелепо и неустранено) и опустили слова "и огнем" в чине водосвятия на Крещение Господне (в чине великого освящения воды в молитве "И освяти воду сию Духом Твоим Святым" у нас ещё добавлялось "и огнем". Справщики якобы хотели "огонь из мира извести").

Справщики были осуждены на соборе 1618 г. за то, что они «Духа Святаго не исповедуют, яко огнь есть». Некоторые заточены в монастырь1. Их подвергли истязаниям. Некоторые (ловкий люд) просили с Дионисия 500 рублей, за что обещали прекратить дело. Дионисий отвечал: «Денег не имею, да и давать не за что». Запретили священнодействовать, а Дионисия заключили в Новоспасский монастырь и наложили епитимью по тысяче поклонов в день. Другую тысячу он делал сам, по своей охоте. «И велено было его здесь (в Новоспасском монастыре) бить и мучить сорок дней и в дыму ставить на полатех2. А митрополит Иона (местоблюститель) нередко в праздничные дни велел приводить узника на патриарший двор, а иногда привозить верхом, и здесь заставлял его класть поклоны под открытым небом пред народом, тогда как сам вместе со властями пировал за трапезой. Чернь в Дионисия бросала грязью. Иногда Дионисий стоял скован в подвале дома митрополита с утра до вечера. Ему не давали ни капли воды, даже в жаркие дни. И так продолжалось целый год». И так поступали с человеком, который столько сделал для церкви в злую годину, едва ли не больше всех после патриарха Гермогена.

Патриарх Филарет сразу же после посвящения 2 июля 1619 года вместе с иерусалимским патриархом Феофаном на соборе снова велели пересмотреть дело справщиков. На соборе присутствовал и молодой царь Михаил. Дионисий Троицкий стоял в ответе более восьми часов. Дионисий победил. (Конечно, к ним был благосклонен новый патриарх. Если бы не был, то и дело не пересматривали бы). Все товарищи были восстановлены в правах и остались справщиками. После формального сношения с Востоком в 1625 году Филарет велел замарать во всех требниках прибавку и "огнем" и никогда не читать её" в молитвах. Карташов считает, что с этого началось исправление книг. "Так началось видоизменение русского обряда в Московских пределах по образцу греческому", что в юго -западной Литовской земле давно уже было распространено.

Не все были согласны с исправлением требника, но что интересно, раскола не было. Иерусалимский патриарх Феофан также указал на неправильность русского обычая причащать мирян троекратно (во имя Отца, и Сына, и Святого Духа), и патриарх установил единократное причащение мирян, что сохраняется и по сей день, с этим тоже были не согласны, но раскола не произошло.

В другом случае прав был митрополит Иона, но победило мнение патриарха, мнение крайне консервативное. В 1620 году Филарету поступила жалоба от московских священников на митрополита Иону, будто Иона не разрешил перекрещивать двух принявших православие поляков, а велел против обычая только миропомазать их и допустил ко Причащению. Патриарх заинтересовался, так как сам вёл переговоры с поляками о правилах принятия Владиславом православия. Филарет, выступая на соборе, доказывал, что католическое крещение - не крещение, "а паче осквернение" и указывал, что патриарх Игнатий за то и извергнут, что не перекрестил Марину Мнишек и показывал на то, что Гермоген также требовал крещения Владислава. Патриарх, настрадавшийся от поляков, и не имевший никакого богословского образования, говорил: "латиняне-папёжники суть сквернейшие и лютейшие из всех еретиков, ибо они приняли в свой закон проклятые ереси всех древних еллинских ересей, жидовских, агарянских и еретических вер и со всеми погаными язычниками, со всеми проклятыми еретиками общее мудрствуют и действуют3". Католиков называл сущими псами и ведомыми врагами Божиими. Иона был просто раздавлен такой аргументацией4. Он смирился, просил прощения и получил разрешение на архиерейское служение. Собор постановил перекрещивать не только католиков, но и белоруссцев (и православных в том числе), так как там преобладала обливательная форма крещения. Карташов заключает: "Так был подтверждён и обобщён и раньше практиковавшийся, но не везде, русский обычай перекрещивания латинян, и дезинфекция была строгой. В 1623 - 24 году было принято всего несколько белоруссцев".

Итак, исправление и печатание богослужебных книг оставалось главным делом Филарета. Макарий Булгаков пишет: "При Филарете Никитиче из Московской типографии вышло больше книг нежели сколько было напечатано их от её начала". Справщики трудились усердно, но им не доставало знакомства с греческими текстами, без сличения с которыми нельзя было ручаться за верность исправления.

При Филарете была учреждена Тобольская кафедра с архиепископом Киприаном во главе в 1620 году для миссионерства в Сибири. При нем были прославлены двое святых: святой Макарий Унженский1 и Авраамий Галицкий. В начале 1625 году в Россию приехал посол от персидского шаха Аббаса грузин Урус-Амбек и, между прочим, преподнёс патриарху ларец, а в нем великого и славного Христа срачица, риза Господня. Шах её украл в Грузии. Освидетельствовав поднесённый подарок и убедившись, что это ризы Господни, что от них получают исцеления, патриарх с собором признал подарок подлинной ризой Господней, поставил в ковчеге в Успенском соборе и установил в честь этого события праздник 26 марта.

Политическая сторона деятельности Филарета была виднее и даже важнее церковной. Это сознавали и современные ему иерархи2. Это видно из отзыва того же астраханского архиерея. Он пишет: "Сей Филарет возрасту и сану3 был среднего, Божественная Писания отчасти разумел, нравом опальчив (гневен) и мнителен, а владетелен4 таков был, яко и самому царю боятяся его. До духовного же чина милостив был и не сребролюбив. Боляр же и всякаго чина царского синклита зело точаше заточеньми необратными и инеми наказании. Всякими же царскими делами и ратными владел, а в грамотах и челобитных писали его имя с -вичем- (так именовали только бояр)11. И одевался он по-боярски. "Мантия его была похожа на боярскую шубу, борода и усы ровно подстрижены. Волосы тоже полудлинные. Раз в два месяца к нему приходил чудовский иеромонах и за 8 алтын6 подстригал бороду, волосы и усы.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.