Лекции по истории Русской Церкви на 4 курсе мдс — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Лекции по истории Русской Церкви на 4 курсе мдс

2019-10-25 376
Лекции по истории Русской Церкви на 4 курсе мдс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЮДИН ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ

ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ НА 4 КУРСЕ МДС

ПАТРИАРШИЙ ПЕРИОД

ЛИТЕРАТУРА.

ВВЕДЕНИЕ

ПАТРИАРХИ ПЕРВОГО ПАТРИАРШЕГО ПЕРИОДА.

ПРИЧИНЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ПАТРИАРШЕСТВА.

УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА

ПАТРИАРХ ИОВ

ПАТРИАРХ ИГНАТИЙ

ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН

ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ УНЖЕНСКИЙ.

ПАТРИАРХ ИОАСАФ I

ПАТРИАРХ ИОСИФ

ПАТРИАРХ НИКОН

ПЕРИОД ЖИЗНИ ДО ПАТРИАРШЕСТВА.

ПАТРИАРШИЙ ПЕРИОД

СУД НАД НИКОНОМ

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.

ПОЧИТАНИЕ НИКОНА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАСКОЛА. ПРОТОПОП АВВАКУМ.

«СОЛОВЕЦКОЕ СИДЕНИЕ»

ПАТРИАРХ ИОАСАФ II

ОТКРЫТИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ В СВЯЗИ С РАСКОЛОМ СТАРООБРЯДЧЕСТВА

ПАТРИАРХ ПИТИРИМ.

ПАТРИАРХ ИОАКИМ ("МАЛЫЙ НИКОН")

ПАТРИАРХ АДРИАН

ИСТОРИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ И УСТАВ СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКОЙ АКАДЕМИИ

ОКОНЧАНИЕ ПАТРИАРШЕГО ПЕРИОДА И ОБЗОР XVII ВЕКА

 

ПАТРИАРШИЙ ПЕРИОД

ЛИТЕРАТУРА

Из авторов общих сводных трудов, которые изучали, исследовали, освещали этот период, можно выделить:

1. Н.М. Карамзин «История государства Российского»

2. Филарет Черниговский «История Русской Церкви», период третий

3. Андрей Муравьев «История Русской Церкви», СПб, 1838 г.

4. труд Макария (Булгакова), митрополита Московского (+1882), который заканчивает свою историю 1666 годом - Великим собором, так что Патриарший период - в области его исследования. Книга шестая.

5. Это также и А. В. Карташев - "Очерки по истории Русской Церкви" т. 1 - очень оригинальный труд;

6. и небезызвестный Н.Д.Тальберг «История Русской Церкви» - труд явно компилятивный.

7. П.В. Знаменский

Добросклонский

9. Из наших современников рекомендуется книга протоиерея Льва Лебедева - "Москва патриаршая". Он говорит о патриархе Никоне: "Он самый великий человек, самая ключевая личность в истории патриаршества". Митрополит Антоний (Храповицкий) говорил, что патриарх Никон - самый великий человек в русской истории. На соборе 1917 года было много противников патриаршества, а митрополит Антоний предложил соборянам поехать в Новый Иерусалим, почтить память Никона. Там он соборянам прочёл большой доклад о величии патриарха Никона. На этом соборе было два особых почитателя патриарха Никона: Антоний (Храповицкий) и проректор МДА епископ Иларион (Троицкий).

10. Из самых новых книг Богданов А.П. «Русские патриархи», т. 1,2 М. 1999

11. Из старых книг могу назвать также Боголюбский Н.С. «Московская иерархия. Патриархи». М. 1895

12. Четыркин «Жизнеописания патриархов 1589-1700» СПб.: 1893

ВВЕДЕНИЕ

Выделяют особый Патриарший период. Вспомните традиционную периодизацию. Вспомните также периодизацию Голубинского, умершего в 1912 г. Напомню вам, его периодизация была введена в школу как обязательная в 10-е годы XX века. Традиционную периодизацию Синод рекомендовал забыть и ввел в качестве официальной периодизацию Голубинского. По Голубинскому церковная история делится на три периода: Киевский1, Московский и Петербургский. Следовательно, Голубинский не выделяет особо Патриарший период.

Историк XX века Смолич Игорь Корнильевич. Он так пишет о патриаршем периоде. Он повторяет мысль Голубинского о периодизации. Итак, вслед за Голубинским, Смолич пишет4: "Время патриаршества (1589 1700) не составляет отдельного периода. Его отличие от предшествовавшего периода носит чисто формальный характер. Почему? Потому что, во-первых, патриарх не получил больше чем митрополит властных полномочий; и во-вторых, неизменной осталась и вся структура церковного управления, начиная с верхушки и заканчивая исполнительными органами. Единственным новшеством стало увеличение числа приказов (ведомств) при патриархе, которые не имели почти отношения к общему церковному управлению, а явились, главным

образом. следствием богатых земельных пожалований царей в XVII веке, в особенности при патриархе Филарете ". Таково частное мнение Голубинского и Смолича.

В 1448 году русская церковь de facto стала независимой от Константинополя. 460 лет она была неотъемлемой частью греческой церкви, и вот 413 лет она самостоятельная. (Смотрите, мы находимся почти посередине, а уж нам так кажется, что мы всегда самостоятельные). De jure она независима именно с 1589 (с учреждения патриаршества), когда в 1589 году греческий патриарх поставил русского патриарха, то есть признал во главе Русской Церкви равного себе собрата.

Первый патриарший период (с 1589 года) длился 111 лет. а с 1700 года Церковь управляется коллегиально - Синодом, то есть собранием, но независимости она не лишилась; а в 1917 начинается второй патриарший период, продолжается и поныне. Так вот. мы предметом своего изучения имеем первый патриарший период.

ПРИЧИНЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ПАТРИАРШЕСТВА.

Научное освещение этого события подробно изложено в книгах:

1. Шпаков3 А.Я. «Государство и Церковь в их взаимных отношениях. Царство Феодора Ивановича. Учреждение патриаршества в России». Одесса4, 1912

2. Николаевский3 П.Ф. «Учреждение патриаршества в России» СПб, 1880

3. Каптерев6 Н.А. «Характер отношений России к православному Востоку». Сергиев Посад. 1914. Это дореволюционные. А нынешний:

4. Синщына7 Н.Д. «От митрополита Ионы до патриарха Иова», она написала эту статью в сборнике «Церковь, общество и государство в феодальной России» М., 1990, с.121-151. Что характерно для последнего автора? Она рассматривает учреждение патриаршества как завершающий этап длительного процесса становления автокефалии Русской Церкви, как юридическое закрепление её реального состояния.

Некоторые историки XVIII - XIX вв.: князь Щербатов, Карамзин, Костомаров дело утверждения патриаршества приписывали исключительно честолюбию Бориса Годунова, который, будучи еще только правителем при Феодоре Иоанновиче, столкнулся с

Кто смотрит телевизор знает, что по «Времени» объявили, что уральские ювелиры сотворили новую шапку Мономаха - один к одному со старой шапкой. Будто бы ко дню рождения нашего президента, которому исполняется сейчас 50 лет. Журналист заявил, что впервые эта шапка упоминается 500 лет назад. Какое это имеет значение для нас? Именно в конце XV века была создана письменная легенда, будто этой шапкой венчался на престол Димитрий, внук Ивана III. Иван III венчал его этой шапкой в 1498 г. Идея в том, будто бы Константин Мономах1 подарил своему внуку, Владимиру Мономаху, шапку Мономаха в знак преемства императорской власти. Москва - третий Рим. Венец великих князей и царей в 1721 г. переходит к императорской короне. Шапкой Мономаха венчали до 1721 г., до Петра I. Петра I венчали в 1721 г. другим венцом - императорской короной. На самом деле шапка Мономаха создана среднеазиатскими мастерами - ювелирами в XIV столетии2 и подарена ханом Узбеком Ивану Калите. Первое письменное упоминание о шапке Мономаха - 1341 г. В 1341 г. умер Иван Калита, и в его завещании фигурирует шапка Мономаха. Создана она в Средней Азии, мусульманами, а вот соболиная опушка с навершием креста была дополнена русскими мастерами. Это образ идеи: Москва - третий Рим.

Русские государи уже носили титул царя. т.е. императора. Следовательно, по греческой концепции власти, при государе русском находились первосвятители самого высокого ранга, т.е. патриархи. Это устойчивая греческая концепция: подле императора должен находиться патриарх. Это стало догматической истиной. Мы видим это на протяжении всей истории православной церкви. И это продолжалось, даже в Советской России. В 1941 г., когда эвакуировали нашу высшую духовную власть, её сначала отправили, было, на Урал, но митрополит Алексий (Симанский) добился того, чтобы перевести стрелки и вывести патриархию не в Оренбург, а в Ульяновск. А Ульяновск находится рядом с Куйбышевым, где находилось в годы войны советское правительство. Это азбучная истина: где светская власть, там и церковная.

В то время как Русская Церковь крепла и делалась национальной, христианский мир на Юго-Востоке и в Западной Европе испытывал тяжёлые перемены. Патриархи Константинополя менялись султанами за червонцы, а когда их не было - резиденция патриарха разрушалась; София превратилась в мечеть. Константинополь терял власть над другими Церквами, Сербская и Болгарская Церкви сумели отстоять автокефалии, их главы назывались патриархами. В России также давно хлопотали о самостоятельности. Здесь давно жаловались на слабое просветительское влияние митрополитов из греков, на вмешательство в церковные дела императоров. Флорентийская уния вселила недоверие у русских к чистоте православия у греков. Иван Грозный сказал: "Наша вера не греческая, а христианская". Это послужило толчком к образованию самостоятельной митрополии в 1448 году. Падение Царырада развязало руки русским. Весь православный мир был завоёван мусульманами, только Русская Церковь растёт и величается. Москва - Третий Рим (а Никон заявил: Москва - Второй Иерусалим). В 1547 году Иван IV венчается на царство3, а по представлению самих греков при царе должен быть патриарх. Но Иван не торопился с учреждением патриаршества. Он боялся соперничества со стороны патриарха4. А благочестивый царь Феодор Иванович пошел на это.

Сами греки просят милостыни, они всегда бедны, а бедные родственники всегда излишне величают покровителей. Они называют русского царя вторым Константином, самодержцем всего христианского мира. С просьбой о помощи обращаются и сами патриархи к Московским митрополитам, приписывая им высокие титулы, например Всесвященнейщий, Набожнейший.

УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА.

В 1587 году митрополита Дионисия, заточенного в Хутынский монастырь, сменил человек Бориса Годунова архиепископ Ростовский Иов. Еще при митрополите Дионисии, в 1586 году, в Москву явился Антиохийский патриарх Иоаким V. Это первый визит патриархов в Россию. Ему устроили весьма торжественный приём. Ехал он через Львов, Смоленск. 2 июня смоленский воевода извещал государя Феодора Ивановича, что едет патриарх Антиохийский и «с ним людей четырнадцать и коней девятнадцать». Встретили его 5 июня за 15 верст до Смоленска, поставили ему почетного корма в изобилии. Иоаким имел уже случай убедиться в щедрости русского царя. Еще Иван Грозный послал ему бархатную соболью шубу и рухляди на 10 золотых. В ответ восточный гость высказал пожелание «лично видеть царский зрак и слышать сладчайший глас его» и послал ему в ответ зуб св. мц. Анастасии и другие реликвии. Теперь сбылась его мечта «лицезреть солнце вселенной»3. Он писал в грамоте царю4: «Великое дело - видеть великого православного царя, ибо писано: если кто видел небо, и небо небеси, и все звезды, а солнца не видал - тот еще ничего не видел. Солнце же наше в нынешние дни - ваша царская милость. И кто видит царское лице, возрадуется и прославит Бога, давшего тебя утверждением просвещения Восточной Церкви Христовой, как солнце над всеми звездами». Ну кто тут не подкупится на такую лесть.

17 июня Иоаким прибыл в Москву. Ему отведены палаты на Никольском крестце5, в доме Шереметьева. Сюда отправили ему царские дары: мед, квас и калачи. Это был немалый гость, впервые Москва удостаивалась чести приема восточного патриарха. 25 июня был парадный приём у царя Феодора Ивановича, но митрополита Дионисия здесь не было. Русский митрополит считал, что патриарх должен нанести ему визит, а поскольку его не было, то митрополит не хотел "шапки ломать". Несмотря на июнь, Иоакима везли в санях, волоком7. Царь принял его сидя на троне в царском облачении с боярами. При входе гостя он поднялся, сошёл с трона и взял благословение патриарха. Иоаким вручил ему в дар мощи разных святых и рекомендательное письмо Константинопольского и Александрийского патриархов с просьбой о помощи Иоакиму в размере 8000 золотых для покрытия долга. Ему была оказана по московским понятиям очень большая честь - его пригласили к царскому столу. А пока его проводили в Успенский собор, чтобы подавить бедного гостя блеском и роскошью8. В соборе митрополит Дионисий сошёл с кафедры на сажень и поспешил первым благословить патриарха. Опешивший патриарх "слегка поговорил, что приличнее сперва благословить митрополита, поговорил, да и перестал". Он слушал литургию стоя без облачения у заднего столпа собора. За царским обедом Иоаким получил богатые дары. Вот так московские дипломаты создали благоприятную атмосферу для вопроса о русском патриаршестве. Патриарх вспомнил о своей бедности, зависимости и о своём долге.

На следующий день к нему был послан Борис Годунов1. Патриарх признал, что в России утвердить патриаршество "пригоже", обещал посоветоваться с остальными патриархами, "то дело великое, всего собора, а мне без этого совета учинить дело невозможно". Переговоры быстро кончились. Патриарх что-то получил и уехал, не явившись к митрополиту на прощание". С Иоакимом был послан на Восток подьячий Огарков, который вёз богатые дары патриархам. Целый год не было ответа с Востока. Наконец явился грек Николай с просьбой о милостыне и с вестью о том, что патриархи обсуждают вопрос о патриаршестве.

Тем временем султан сверг Константинопольского патриарха Иеремию"1 и отобрал за долги его кафедральный собор и все патриаршие дома. Он не имеет места, где приклонить главу. Иеремию II приютили в Молдавии валашские господари. Ему было не до Москвы. Но находясь в изгнании, он вспомнил о Москве, о том, что там накормят. Он едет туда, но с пустыми руками. Разведав, что Иеремия - патриарх4, в Москве устроили приём. Митрополит Иов выражает почтение и приязнь к патриарху. Он направил депутацию спросить о здоровье. 21 июня 1588 г. был приём у царя. Патриарх ехал на осляте. Царь встал с трона, отошел немного, взял благословение и спросил "здоров ли он дорогой ехал?" Он отвечал: "Божией милостью и твоим государевым жалованием. Как только твои очи увидели, так всё позабыли и до царства твоего дошли здоровы". Патриарх подарил царю панагию в виде ковчега с мощами, а затем царице такую же. Царь в ответ одарил патриарха с лихвой. Потом царь простился, не пригласив гостя к столу. Обед отослали домой. Иеремию отослали к Годунову. Когда русские узнали, что у него нет ничего утешительного относительно патриаршества, его со спутниками оставили как бы под почётным арестом на целые месяцы (время для раздумий - русские брали измором). Иеремия был категорически против патриаршества. Русские придумали хитрую уловку. Годунов говорит: "Владыка, если бы ты захотел и остался здесь патриархом, мы бы тебя имели патриархом". Он согласился, клюнул5. "Хорошо, ты будешь нашим и Вселенским патриархом, но московская кафедра занята нашим митрополитом, поэтому ты будешь жить во Владимире6". Иеремия не захотел ехать в захолустье. Он понимал, что патриарх без царя - одна декорация без силы и значения. Но обещание поставить патриарха уже было дано, и под давлением русских Иеремия поставил Иова патриархом.

При поставлении патриарха было три кандидата: митрополит Иов, ростовский архиепископ Варлаам, архиепископ новгородский Александр. Так случилось, что победил Иов - любимчик Бориса Годунова. 26 января 1589 года состоялась интронизация патриарха в Успенском соборе Кремля. Царь вручил новоизбранному Иову, как полагалось, посох митрополита Петра, украшенный особым нарядным одеянием. Затем был обед. Каким был этот обед для Иеремии? Как пишет один историк «парад был первоклассным». Грека поразило богатство сервировки: вся посуда золотая, кубки с европейскими винами.

Сопровождавший Иеремию митрополит' написал: "За этой богатой трапезой не было и не видел я какого-либо серебряного или медного сосуда, но все сосуды этого стола были золотые. Блюда, кубки, стаканы, чаши, подсвечники - всё вообще было из золота!"

30 января Иов ставит в митрополиты своих конкурентов. Как это напоминает XX век. В начале февраля 1589 года патриарха Иеремию просят прибыть в Троице - Сергиеву Лавру. Голубинский пишет об этом визите3: "Патриарху Иеремии так понравилось угощение монастыря, что вместо одного дня, или двух предполагавшихся дней, он прожил в нем пять. дней. Сохранились воспоминания: акомические жалобы восточных гостей на то, что из уважения к ним в монастыре до такой степени продолжительно совершались службы церковные, что они от усталости (греки - наши учителя!) приходили в оцепенение, и что их угощали великолепнейшими питиями, но в таком виде, до такой степени холодными, что они почти не могли их пробовать, и что, вообще, чрезвычайно пышная встреча в сущности представляла для них немалую пытку. Павел Алепский оставил замечание: "У этих русских железные ноги".

Отвечает ли такое учреждение патриаршества каноническим нормам? Шпаков в 1912 году издал книгу «Учреждение патриаршества в России»4. Я вам ее настоятельно рекомендую. Написал ее канонист, а не историк. Вот что он пишет3: «Учреждение патриаршества так, как оно произошло, совершенно не отвечало каноническим правилам. Даже среди свиты Иеремии оно вызывало нарекание, да и сам патриарх действовал против воли, не хотя, исполняя лишь настойчивое желание московского царя». Греки скорбели, что Иеремия обведен вокруг пальца, вовлечен в невыгодную сделку и нарушение канонов. Шпаков продолжает: «Московскому правительству, Москве нужно было укрепить на вечные времена, канонизировать происшедшее нововведение. А для этого непременно требовалось добиться признания московского патриарха вселенским собором». Наконец, нужно было определить место нового патриарха в диптихе православных патриархов. Московские власти новыми щедрыми подарками намекали Иеремии на ответную благодарность. Его заваливали подарками и подвигали к мысли, что надо выдать грамоту. Иеремии в Лавре кроме образа, ковшей, чары, атласа, бархата и соболей, дали еще 100 рублей денег, а его спутнику митрополиту Иерофею Монемвасийскому 20 рублей, и архиепископу Арсению Элассонскому8 тоже перепало. Но Иеремия после всех этих подарков делал вид, что ему невдомёк.

Наступил Великий Пост, и Иеремия просится домой, но Борис Годунов ласково, но настойчиво уговаривает его задержаться, дескать, на Руси нет дорог и весенняя распутица помешает путешествию. Это повод. От Иеремии требуют документального оформления учреждения патриаршества. Карташов пишет: «Без нее (уложенной грамоты) сам Иеремия мог заколебаться и отступить под давлением греческой оппозиции». Но Иеремия не догадывался об этом. Весь Великий Пост он сидел и, наконец, догадался, и уложенная грамота была подписана греками. Чтобы впредь патриарх поставлялся достаточным числом митрополитов и архиепископов, к двум прежним митрополитам прибавили ещё двух митрополитов - Крутицкого10 и Казанского, которым стал архимандрит Казанского Преображенского монастыря Гермоген. будущий патриарх. Учредили шесть архиепископий: в Твери. Вологде, Суздале, Нижнем Новгороде, Рязани и Смоленске. К двум существующим епископиям добавили еще шесть: в Пскове, Белозерске, Устюге, Ржеве, Дмитрове и Брянске. А в царской канцелярии готовили Уложенную грамоту2, где утверждалось об учреждении русского патриаршества якобы с согласия всего Востока, с 32 подписями3: Иеремии, Иова, митрополитов и архиепископов, а также греков: Иерофея Монемвассийского, Арсения Элассонского и архимандрита Христофора. Сопротивление при подписании оказал Иерофей4. «Что это за грамота и что я должен в ней подписывать'1», - недовольно проворчал он. Русский чиновник Щелкалов: «Тут написано как вы поставили патриарха и как пришли сюда». А митрополит: «Тогда почему же не написать ее по гречески, и почему не дать предварительно выслушать'.'6. Карташов пишет: «Очевидно, он не переваривал: Москва - третий Рим»7. Сам стоя на уровне греческого папизма, он всерьез боялся папизма русского. Он увидел, что русские считают себя главой православия и хотели бы усвоить и поглотить в себе вселенский патриархат»8. Иерофей признает, что он в конце концов подписал грамоту только из страха чтобы его не утопили в Москве-реке. Видимо, царские власти попугивали Иерофея, как ослушника царской воли, и Иеремия должен был заступиться и даже «для успокоения совести друга совершил обряд заклятия на русских, если бы они учинили схизму». Получив хартию, греки получили отпуск домой.

Перед дорогой греков встретил царь и богато одарил их, на головы гостей опять пролился золотой дождь. Феодор Иванович даже взял Иеремию за руку, возвел на свой трон и усадил рядом с собой. А один из спутников Иеремии, митрополит Арсений, не пожелал ехать домой. Он встал перед царём на колени и молил оставить его в России. Царь сдержал своё слово, и Арсений спокойно дожил свой век богатым архиереем в Суздале9. (Получив разрешение от царя оставаться в Москве, Арсений поселился недалеко от царского дворца в Кремле. В 1597 году Арсений стал архиепископом Архангельского собора в Московском Кремле. В 1599 году царь Борис Годунов пожаловал архиепископу Архангельскому земли в Боровском, Клинском и Московском уездах. Арсений на получаемые с этих земель доходы построил несколько храмов в Москве, в том числе церковь во имя Чуда архистратига Михаила в московском Андрониковом монастыре. В течение последующих лет Арсений постоянно выделял средства на строительства новых храмов и церквей в Подмосковье.

Автор записок «Описание путешествия в Московию» (1588 — 1589 гг.). Во время смуты Арсений принимал участие почти во всех происходивших государственных переворотах. Он принимал участие в венчании Лжедмитрия I на царство, в том числе лично возложил на него шапку Мономаха. Также архиепископ Архангельский принимал участие в короновании Марины Мнишек, жены царя-самозванца. Присутствовал при расправе с Лжедмитрийем I и избрании нового царя — Василия Иоанновича Шуйского. При нём же появился и Лжедмитрий II. Во время пожара в Кремле Арсений тоже пострадал, огонь добрался и до его дома. В 1611 году Арсений возглавил московское православное духовенство, в качестве главы которого вел переговоры с королем Сигизмундом III. В конце 1612 года, считается, что ему явился образ преподобного Сергия Радонежского, предсказавший конец российских бедствий в ближайшем времени. В конце года Арсений со всем московским духовенством встречал русское войско. А в мае 1613 года он встретил Михаила Феодоровича Романова с его матерью и сопроводил их до царских гробниц, где отслужил молебен. Его же подпись поставлена на грамоте об избрании нового царя Михаила Феодоровича, в венчании которого Арсений также участвовал. В 1613 году он стал архиепископом Тверским и Кашинским, с сохранением титула архиепископа Архангельского. Предположительно в 1615 году был назначен на Суздальскую кафедру, где получил титул архиепископа Суздальского и Тарусского. После этого он был освобожден от служения в Архангельском соборе, поэтому титул архиепископа Архангельского потерял. В 1620 году архиепископ Суздальский участвовал в постановлении «О крещении латынь и о их ересех». В 1625 году Арсений принимал участие в расследовании чудотворного воздействия Казанской иконы Божией Матери. В этом же году Арсений Элассонский скончался и был погребен в суздальском кафедральном Рождественском соборе. В 1660 году над его могилой построили деревянную гробницу и написали его образ, в некоторых храмах начали появляться иконы с его ликом. В 1668 году Суздальский архиепископ Стефан обрёл нетленные мощи Арсения Элассонского. В Кайдаловских святцах конца XVII века отмечены дни памяти святителя (29 апреля) и обретения его мощей (28 апреля). Канонизирован в 1982 году с включением имени в Собор Владимирских святых). В мае 1589 года гости выехали из Москвы. По дороге их часто и богато кормили. Смоленский воевода отправил в Оршу10 80 вёдер медовухи и много съестных припасов, чтобы они безбедно доехали до Валахии. В дороге Иеремию догнал курьер и дал ему 1000 рублей на сооружение разрушенной патриархии и передал царское послание турецкому султану Мураду, чтобы тот не обижал его. Иеремия долго добирался домой. В Польше был в гостях у католического вельможи кардинала Яна Замойского". Иеремия остановился во Львове и санкционировал братства, утвердил устав Львовского братства, где было сказано, что братство независимо от епископата. В Молдавии Иеремия получил от воеводы, господаря молдавского Петра Мирчича еще 2.000 золотых на восстановление Патриархия.

Вернулся Иеремия домой весной 1590  года. 9 мая 1590 года он созвал в Константинополе собор высших восточных иерархов, на котором присутствовали ещё два патриарха - Антиохийский и Иерусалимский. Таким образом, собор из трёх патриархов, 42 митрополитов, 19 архиепископов. 20 епископов единодушно утвердил действия патриарха Иеремии и выработал соборную грамоту. Этим Собором русскому патриарху Иову было дано пятое место (после Иерусалимского). Когда русским донесли о сем, они были очень недовольны. Ведь Москва - третий Рим, и ей подобает первое место в православном мире. Ну ладно, «ввиду особых исторических заслуг Константинопольского патриарха ему можно было бы уступить; ввиду особой важности и значения Александрийского патриарха, носившего титул «Папы и Судьи Вселенной» ему тоже можно было бы уступить, ну а третье место по праву непременно должно было, по мнению русских, принадлежать московскому патриарху'». Наконец, русских озаботило то, что новый Александрийский патриарх Мелетий Пигас2 порицал Иеремию, что он поставил в Москве патриарха, не посовещавшись с восточными патриархами. Поставление Иова Пигас называл незаконным, а собор 1590 года неполным3 и выражал уверенность, что «то, что ты (обращение к Иеремии) сделал по принуждению, по рассуждению уничтожишь словесно и письменно».

Царь Феодор Иванович решил хлопотать о пересмотре решений собора 1590 года -чтобы передвинуть место (хотя бы на третье). И царь распорядился поминать патриарха третьим. Шпаков пишет: «Нужно заметить, что Москва работала не покладая рук, и отправляла на Восток посла за послом с грамотами и подарками». Наконец 12 февраля 1593 года открылся собор, как называют его литературные памятники «великий и целосовершенный». На нем присутствовали Иеремия Константинополький, Мелетий Пигас4, Софроний Иерусалимский и многие другие высшие восточные иерархи5. Собор открыл Мелетий Пигас. В речи он выражал полное одобрение учреждению патриаршества6 и сопроводил свою речь пространным ученым рассуждением о соответствии его каноническим правилам. Но как Пала и Судья Вселенной Мелетий не находит возможным дать патриарху третье место, что, дескать, противоречило бы канонам. Признает его пятым, после Иерусалимского. Соборная грамота была подписана всеми членами собора и отправлена в Россию с русским дьяком. Мелетий послал еще своих людей в Москву с поздравлениями, чувствуя, по-видимому, за собою какую-то вину за пятое место. Царю он писал: «Тебе за твои подвиги следует быть увенчанным двойной диадемой: одну ты имеешь от предков, другую же представляем тебе мы» - он послал в подарок царю диадему VI века. Послал он также Иову посох Иоакима Александрийского, который патриаршествовал 79 лет, проживши свыше 100 лет, несмотря на то, что испил яд. Карташов пишет: «Подарки, видимо, не приняли. В музеях Москвы их не находим. Патриархи их никогда не употребляли». Как видим, Мелетий совершенно изменил свой прежний взгляд на дело учреждения патриаршества. А что касается его нарочитых (он послал двоих: архимандрита Неофита и чтеца Иоанна), то они были приняты не только сухо, но как пишет Шпаков «претерпели даже немало бед, до тюремного заключения включительно». Мелетий три года ждал своих людей (они были даже ему родственниками), не дождался и вот пишет9: «Теперь, когда после трех лет мы ожидали архимандрита, ожидали с ним некоего вспоможения нуждам Церкви, вместо всего этого вернулся только чтец: бедный, задолжавший, объявляя, что архимандрит наш заточен там». Конец неизвестен.

Итак, учреждение патриаршества юридически закреплено актами вселенских соборов 1590 и 15931. Для этого потребовалось 7 лет2. В церковном отношении учреждение патриаршества не сопровождалось существенными переменами - это мнение известного канониста XIX века Суворова. Знаменитый канонист Павлов конкретизирует3: «В сущности наши патриархи оставались теми же митрополитами, какие были у нас до учреждения патриаршества, и отличались только титулом - Святейший и некоторыми особенными принадлежностями архиерейского облачения, а не правами власти». Что же получили патриархи? Митра с крестом, мантия из бархата, зеленого и красного цвета, саккос с наперсником. Вот поэтому Смолич и говорит, что нет нужды начинать новый Патриарший период, потому что это тот же митрополичий период4. «Однако, - пишет Шпаков3, - большой церковный блеск патриарха... и другое выдвинули вопрос о двоевластии, соотношении двух начал: церковного и государственного». Впоследствии эта централизованная власть церковная стала притязать даже на превосходство над государственной властью, а потом, при Петре, пошла наперекор его реформам. Отсюда Шпаков делает вывод, что справедливо эта власть была упразднена. Так Шпаков оправдывал Синодальную систему, как и другие канонисты, другие историки: так учили, вообще, в школах церковных до 1917 года.

Партия русских патриотов в учреждении патриаршества видела лучшее украшение Русской Церкви и возвышение русского царства во всей вселенной. Русский летописец назвал приезд Иеремии делом, внушённым свыше от Св. Духа. Сам Иеремия будто бы соглашался с такой оценкой совершённого дела. Но не так на него смотрела греческая партия. Она, правда, сочувственно отзывалась о личных качествах царя и царицы, хвалила русского царя за миролюбие, простоту, кротость и находила в нем большое сходство с византийским императором Феодосией Младшим, а царицу Ирину сравнивали с прекрасной Пульхерией. В Борисе Годунове греческая партия не отрицала присутствие великого ума, правда, на всё способного. Но во влиянии Годунова на управление, в отношениях его к Иеремии и учреждении патриаршества она видела большую хитрость и насилие. Один из митрополитов-спутников Иеремии - Иерофей - открыто заявлял, что Иеремия был обманут и против своего желания посвятил патриарха. По возвращении из России греки со скорбью писали, что вселенский патриарх своими поступками в Москве унизился сам и уронил Церковь в глазах всего Востока.

ПАТРИАРХ ИОВ (1589 - 1605)

В миру Иоанн. Он умер в 1607 году. Он был патриархом непожизненно. Канонизован на Архиерейском соборе в октябре 1989 года. Патриарх происходил из посадских людей Тверской области города Старицы. Мальчика обучил грамоте и всему благочинию архимандрит местного монастыря Герман. Потом юноша принял иночество здесь же с именем Иов. Тут на него обратил внимание государь Иоанн IV, который отобрал новую вотчину у своего брата Владимира Старицкого. Иов был великолепным чтецом и певцом, имел вокальные данные. Карташов называет его артистом среди людей бесталанных, а биограф называет его: "Прекрасен в пении и в чтении, яко труба дивна, всех веселя и услаждая". "Иов государским благорассмотрением в тойже обители поставлен бысть архимандритом". В 1571-72 году настоятельствовал в московском Симоновой монастыре, в 1575-79 - в Новоспасском, в 1581 году уже Коломенский епископ, в 1586 - Ростовский архиепископ. С 1587 стал митрополитом Московским. О личных свойствах его мы узнаём из повести середины XVII века, из "Истории о первом Иове патриархе". Из неё узнаём, что он владел редким знанием Св. Писания и богослужебных книг, служил всегда наизусть и с особым чувством, вёл воздержную жизнь, строго постился, отличался смирением и кротостью. Патриаршество его не изменило, он остался тем же кротким человеком. Когда Борис Годунов воцарился "многим кознодейством", патриарх не стал обличником Бориса1, а только плакал и молился и просил народ "дабы престали от всякаго зла делати, паче же от доводов и ябедничества". Иов мужественно ополчился против самозванца Димитрия в 1605 году. Патриарх "с горькими слезами глаголаше народу, что он знал Отрепьева давно, как он в Чудове монастыре был, и как в келье у него жил.

Ещё о личных качествах патриарха Иова. В обращении он был мягок, милосерд, был нестяжателен. Всё раздавал нищим и храмам. После смерти у него нашли 15 рублей. Он никогда не брал в рот вина и ежедневно совершал для себя Литургию. Чтобы возвеличить Церковь, он канонизовал в 1588 году Василия Блаженного, в 1591 году Иосифа Волоцкого, в 1595 году Казанских святителей Гурия и Варсонофия. В 1598 году в Новгороде открыты мощи преп. Антония Римлянина, в 1600 году прославлен Корнилий Комельский. Мощи святителя Германа Казанского перенесены в город Свияжск. Мощи святителя Филиппа в 1591 году из Отроч монастыря перенесены были на Соловки и установлено местное празднование. Также местное празднование было установлено Даниилу Московскому. Он привёл в исполнение соборное уложение 1589 года, по которому следовало быть в России четырём митрополитам, шести архиепископам (в Вологде, в Суздале, в Нижнем, в Смоленске, Рязани и Твери). Из шести архиепископов были поставлены пять. Место шестого, нижегородского занимал Арсений, которого также называли Архангельским, потому что ему было указано проживать при Архангельском соборе. В 1602 году, впрочем, была открыта и шестая архиепископия, но не в Нижнем, а в Астрахани. Из восьми запланированных епископий было открыто только две: Псковская и Корельская. Патриарх проявлял заботы о поддержании благочиния в низшем духовенстве, причём им подтверждались указанные в Стоглаве меры. Он рекомендует двуперстие. Иов проявляет заботу о распространении и поддержании Православия среди инородцев.

Вскоре, в 1605 году, умирает его покровитель Борис Годунов. К Москве подходит самозванец. Москва изменила его пятнадцатилетнему сыну Бориса Годунова Феодору. Первого июня она признала самозванца. Самозванец потребовал истребления его врагов. Потому убили Феодора и его мать. Сестру Ксению отдали самозванцу. Патриарха, как человека Годунова, свергли, схватив его во время богослужения в Успенском соборе и ограбив его патриарший дом. Он просил, чтобы его отпустили в Успенский монастырь на родину. Его туда отправили на убогой крестьянской телеге. Патриархом стал архиепископ рязанский Игнатий. Новые власти правили всего два года. После их свержения, после заточения Игнатия в Чудов монастырь, Иов не вернулся на кафедру, он ослеп от всех этих передряг. Он умер в 1607 году и погребён в Старицком монастыре, а при Никоне в 1652 году его останки были перенесены в Успенский собор.

 

ПАТРИАРХ ИГНАТИЙ (1605 - 1606)

Русская Церковь не включает его сегодня в диптихи, он не поминается в числе патриархов в чине Торжества Православия в первую неделю Великого Поста. Если считать его патриархом, то в первый патриарший период у нас было 11 патриархов. По национальности он грек. Неизвестно откуда он прибыл - то ли с Кипра, то ли с Афона. Есть сведения, что он был епископом города Эриссо, рядом с Афоном. Арсений Элассонский против привлечения его к униатству, он не считает его униатом, вернее не столь ярым униатом, как считали его прежние исследоватетели: Макарий Булгаков и другие. Вероятно, у него было увлечение униатством в Риме, но не в сильной форме.

Когда он прибыл в Москву - историки спорят. Одни (Карташов) говорят, что он прибыл на венчание Феодора Иоанновича в 1584 г., а другие (Макарий) - в 1598 г. С 1605 г. - архиепископ Рязанский. Как раз накануне въезда в Москву самозванца он поставлен архиеп. Рязанским. А в 1605 г., когда самозванец был в Туле, он выехал на встречу самозванцу в Тулу и присягнул ему. И с самозванцем вступил в Москву, и ему как патриарху предносили посох и крест1. А 24 июня 1605 г. собор избрал его в патриархи по указанию самозванца. Есть версии, что до собора Игнатий дважды добивался от ссыльного Иова благословения на п<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.