Тема. Психическое развитие раннего возраста                                                    (от одного года до трёх лет). — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема. Психическое развитие раннего возраста                                                    (от одного года до трёх лет).

2019-10-25 141
Тема. Психическое развитие раннего возраста                                                    (от одного года до трёх лет). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема. Психическое развитие раннего возраста                                                    (от одного года до трёх лет).

План.

1. Психологическая характеристика раннего возраста.

2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

3. Умственное развитие.

4. Развитие личности.

5. Кризис 3-х лет.

1. Общая характеристика раннего возраста.  

 

Психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Трёхлетний малыш способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношение с окружающими людьми. При этом он владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения. Ребёнок трёх лет достаточно активен и понятен окружающим.                          Уже проявляются особенности его характера и темперамента.

На психическое развитие ребенка значительно влияет овладение прямой походкой.                                                                                                                       Программа локомоции («локо» – место, «моцио» – движение) еще не сложилась и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие.

Благодаря способности к передвижению, ребенок вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром, мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов.                                                                                                                  На психическое развитие ребенка в значительной (степени) мере влияет новое развитие предметных действий. Значение вещей, предметов постигается ребенком в раннем детстве.                                                                                                                           К концу раннего детского возраста (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности (рисование, пение, лепка, конструирование).    

                  

2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

Ведущей деятельностью раннего возраста является предметная деятельность (предметно-манипулятивная, предметно-орудийная)

Смысл предметной деятельности состоит в усвоении общественной функции предметов – это его скрытое свойство, включающее назначение предмета и способ употребления (например, ручка – писать)

    Психолог Новосёлова выявила /выделила/ 3 этапа формирования самостоятельной предметной деятельности ребёнка.

1 этап – /5, 6 – 9 месяцев/ - этап манипулятивных действий /хаотическое –разнообразное/ действие с предметами, направленные на ознакомление с их физическими свойствами: вкус, поверхность, звук.                                                    Манипуляции – хаотические разнообразные действия.

2 этап – начинается с 10-11 месяцев – предметно-специфические действия, направленные на достижение определённого результата: катание мяча, катание колесика и т.д.

3 этап – возникает на рубеже 1-го и 2-го года – орудийные действия – действия с предметами, орудиями.                                                                                                  Предметы, орудия - предметы, / которые берет человек в руку/ дополняющие руку новыми действиями /расческа, нож/.                                                                                     Орудийные действия самые сложные.

Гальперин выделил 2 этапа в развитии орудийных действий:

1 этап – ручное действие – действие ребенка совершаются так, как, если бы у ребёнка не было предмета.

2 этап – собственно-орудийные – действия ребёнка соотнесены со свойствами предмета /действия выполняются чётко, меньше ошибок/.

Кроме орудийных действий ребёнок осваивает ещё соотносящие действия – это действия с 2-мя или более взаимосвязанными предметами, которые нужно соотнести по форме, размеру, цвету /складывание пирамидок, матрёшек, накрывание крышкой – действия с игрушками, которые складываются./

К концу возраста  3-х лет из предметной деятельности выделяются два новых вида деятельности:

1-й – это игра /предметная деятельность переходит в игру, т.е. понарошку – дети внешне делают то же самое, но выполняют разную деятельность, роль отличает предметную деятельность от игры/. Например, играет с кубиками, куклами и шофер /я вожу кубики/.

2 – й – продуктивные виды деятельности /рисование, лепка, конструирование/ - наличие замысла и определение образов – продуктивный вид деятельности.

Социальная ситуация развития

1 – растет самостоятельность ребёнка / сам ходит, осваивает самостоятельные предметные действия/ и поэтому он психологически освобождается от власти взрослого.                                                                                 2 - это приводит к выделению себя как отдельного существа, т.е своего «Я».                                                                                                                                           3 – в то же время ребёнок нуждается во взрослом, взрослый выполняет важную роль в развитии ребёнка. 

Взрослый – это образец для подражания и ценитель детских    достижений. Ребёнок стремится к одобрению, похвале со стороны взрослого – это один из важных мотивов. Ребенок  стремится к одобрению; в этом возрасте старается быть похожим на взрослого.

М.А. Лисина выделила 4 формы общения ребенка и взрослого:

1. ситуативно-личностная ( до 6 мес.)                                                          (Ситуативно – в рамках данной ситуации, личностное – максимально открытое отношение.)                                                                                          2. ситуативно-деловая ( 6 мес. – 3 года )

(деловая – взрослый показывает ребенку действия с предметами)

На 3-м году жизни у ребенка впервые возникает потребность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками на ступень запаздывает от общения со взрослыми.

3. Умственное развитие в раннем возрасте.

К началу раннего детства ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать между предметами простейшие связи и использовать их. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которые происходят в связи с овладением предметной деятельностью, элементарными формами игры, рисованием и речью.                                                                                                                  

Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Большое развивающее значение в этом возрасте имеют автодидактические, т.е. самообучающие игрушки (матрешки, коробочки, кубики, мозаика и др.)

Восприятие.

 

Восприятиеэто доминирующая психическая функция, т.к. определяет развитие других психических процессов и характер поведения.                                   

 

Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

/по Выготскому/:

- Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает, ребенок находится во власти своего зрительного поля, от того, что там находится.)

- восприятие - «сплавленность действия», т.е.видеть предмет, взять его, и что-то с ним делать»

- восприятие - «сплавленность эмоций», т.е. эмоция возникает на реально происходящие события (приближение событий, праздников.)

- мышление ребенка носит наглядно-действенный характер, т.е. опирается на восприятие предметов.

 

До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать.                                                                                              Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

В этом возрасте восприятие становится целостным и предметным. Ребёнок опирается на три признака: форму, цвет, величину.

 

Развивается слуховое восприятие и фонематический звук – слух на звуки родного языка. К 2-м годам ребенок на слух различает все звуки родного языка. К 6-ти годам завершается фонематическое развитие.

 

В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание.                                                 

На третьем году жизни в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг – начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Она состоит в возможности использовать один объект в качестве заменителя другого. При этом вместо действия с предметами выполняются действия с их заменителями.    

Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.

Память.

 

В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.

Количество запоминаемой информации растет- объём памяти становится долговременной, к концу возраста /к 3-м годам/ ребёнок чётко узнаёт знакомых людей.

Развивается словесная память – ребёнок запоминает много слов /около 2-х тысяч. Память ребёнка раннего возраста носит непроизвольный характер.

 

Действия и мышление.

 

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным – является новообразованием возраста.

 

/наглядный – воспринимается зрительно, действенный – совершаются действия/. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком.

                                                                                                                          Мыслить – значит правильно действовать, найти нужный предмет и действие, который решит ситуацию, задачу, например, достать машинку из-под кровати шваброй.

  И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций.                            Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Эмоциональное развитие.

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов.                                 Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах.                

Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого.

  Эгоцентризм.     

 Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

  Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием.

Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Речь.

Речь – это сензитивный период в развитии ребенка этого возраста.

Развитие личности.

Личность – свойство быть особенным. Ребенок – формирующаяся личность – так рассуждали раньше, сейчас рассуждают – ребенок уже личность, это заложено в генетической программе, он обладает потенциалом, человек стремиться реализовать свой потенциал.

К сфере личности относится:

- мотивационно-потребностная сфера – ядро личности, её центр;

- волевая, эмоциональная сфера /эмоции и чувства/;

- самосознание /как человек осознает и оценивает себя, воспринимает себя/.

Мотивационно-потребностная сфера ребёнка раннего возраста                связана с неустойчивыми и приходящими желаниями, которые он не может сдерживать и контролировать и среди которых ему трудно выбирать.

Основное личностное новообразование – самосознание / сознание «Я», образ «Я»,

«Я» – отдельное существо.

«Я» - могу сделать сам.

Кризис 3 лет

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

В основе кризиса 3-х лет лежит противоречие между потребностью в самостоятельности и отсутствием возможности быть взрослым и самостоятельным.

Тема. Психическое развитие раннего возраста                                                    (от одного года до трёх лет).

План.

1. Психологическая характеристика раннего возраста.

2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

3. Умственное развитие.

4. Развитие личности.

5. Кризис 3-х лет.

1. Общая характеристика раннего возраста.  

 

Психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Трёхлетний малыш способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношение с окружающими людьми. При этом он владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения. Ребёнок трёх лет достаточно активен и понятен окружающим.                          Уже проявляются особенности его характера и темперамента.

На психическое развитие ребенка значительно влияет овладение прямой походкой.                                                                                                                       Программа локомоции («локо» – место, «моцио» – движение) еще не сложилась и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие.

Благодаря способности к передвижению, ребенок вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром, мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов.                                                                                                                  На психическое развитие ребенка в значительной (степени) мере влияет новое развитие предметных действий. Значение вещей, предметов постигается ребенком в раннем детстве.                                                                                                                           К концу раннего детского возраста (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности (рисование, пение, лепка, конструирование).    

                  

2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

Ведущей деятельностью раннего возраста является предметная деятельность (предметно-манипулятивная, предметно-орудийная)

Смысл предметной деятельности состоит в усвоении общественной функции предметов – это его скрытое свойство, включающее назначение предмета и способ употребления (например, ручка – писать)

    Психолог Новосёлова выявила /выделила/ 3 этапа формирования самостоятельной предметной деятельности ребёнка.

1 этап – /5, 6 – 9 месяцев/ - этап манипулятивных действий /хаотическое –разнообразное/ действие с предметами, направленные на ознакомление с их физическими свойствами: вкус, поверхность, звук.                                                    Манипуляции – хаотические разнообразные действия.

2 этап – начинается с 10-11 месяцев – предметно-специфические действия, направленные на достижение определённого результата: катание мяча, катание колесика и т.д.

3 этап – возникает на рубеже 1-го и 2-го года – орудийные действия – действия с предметами, орудиями.                                                                                                  Предметы, орудия - предметы, / которые берет человек в руку/ дополняющие руку новыми действиями /расческа, нож/.                                                                                     Орудийные действия самые сложные.

Гальперин выделил 2 этапа в развитии орудийных действий:

1 этап – ручное действие – действие ребенка совершаются так, как, если бы у ребёнка не было предмета.

2 этап – собственно-орудийные – действия ребёнка соотнесены со свойствами предмета /действия выполняются чётко, меньше ошибок/.

Кроме орудийных действий ребёнок осваивает ещё соотносящие действия – это действия с 2-мя или более взаимосвязанными предметами, которые нужно соотнести по форме, размеру, цвету /складывание пирамидок, матрёшек, накрывание крышкой – действия с игрушками, которые складываются./

К концу возраста  3-х лет из предметной деятельности выделяются два новых вида деятельности:

1-й – это игра /предметная деятельность переходит в игру, т.е. понарошку – дети внешне делают то же самое, но выполняют разную деятельность, роль отличает предметную деятельность от игры/. Например, играет с кубиками, куклами и шофер /я вожу кубики/.

2 – й – продуктивные виды деятельности /рисование, лепка, конструирование/ - наличие замысла и определение образов – продуктивный вид деятельности.

Социальная ситуация развития

1 – растет самостоятельность ребёнка / сам ходит, осваивает самостоятельные предметные действия/ и поэтому он психологически освобождается от власти взрослого.                                                                                 2 - это приводит к выделению себя как отдельного существа, т.е своего «Я».                                                                                                                                           3 – в то же время ребёнок нуждается во взрослом, взрослый выполняет важную роль в развитии ребёнка. 

Взрослый – это образец для подражания и ценитель детских    достижений. Ребёнок стремится к одобрению, похвале со стороны взрослого – это один из важных мотивов. Ребенок  стремится к одобрению; в этом возрасте старается быть похожим на взрослого.

М.А. Лисина выделила 4 формы общения ребенка и взрослого:

1. ситуативно-личностная ( до 6 мес.)                                                          (Ситуативно – в рамках данной ситуации, личностное – максимально открытое отношение.)                                                                                          2. ситуативно-деловая ( 6 мес. – 3 года )

(деловая – взрослый показывает ребенку действия с предметами)

На 3-м году жизни у ребенка впервые возникает потребность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками на ступень запаздывает от общения со взрослыми.

3. Умственное развитие в раннем возрасте.

К началу раннего детства ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать между предметами простейшие связи и использовать их. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которые происходят в связи с овладением предметной деятельностью, элементарными формами игры, рисованием и речью.                                                                                                                  

Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Большое развивающее значение в этом возрасте имеют автодидактические, т.е. самообучающие игрушки (матрешки, коробочки, кубики, мозаика и др.)

Восприятие.

 

Восприятиеэто доминирующая психическая функция, т.к. определяет развитие других психических процессов и характер поведения.                                   

 

Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

/по Выготскому/:

- Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает, ребенок находится во власти своего зрительного поля, от того, что там находится.)

- восприятие - «сплавленность действия», т.е.видеть предмет, взять его, и что-то с ним делать»

- восприятие - «сплавленность эмоций», т.е. эмоция возникает на реально происходящие события (приближение событий, праздников.)

- мышление ребенка носит наглядно-действенный характер, т.е. опирается на восприятие предметов.

 

До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать.                                                                                              Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

В этом возрасте восприятие становится целостным и предметным. Ребёнок опирается на три признака: форму, цвет, величину.

 

Развивается слуховое восприятие и фонематический звук – слух на звуки родного языка. К 2-м годам ребенок на слух различает все звуки родного языка. К 6-ти годам завершается фонематическое развитие.

 

В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание.                                                 

На третьем году жизни в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг – начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Она состоит в возможности использовать один объект в качестве заменителя другого. При этом вместо действия с предметами выполняются действия с их заменителями.    

Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.

Память.

 

В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.

Количество запоминаемой информации растет- объём памяти становится долговременной, к концу возраста /к 3-м годам/ ребёнок чётко узнаёт знакомых людей.

Развивается словесная память – ребёнок запоминает много слов /около 2-х тысяч. Память ребёнка раннего возраста носит непроизвольный характер.

 

Действия и мышление.

 

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным – является новообразованием возраста.

 

/наглядный – воспринимается зрительно, действенный – совершаются действия/. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком.

                                                                                                                          Мыслить – значит правильно действовать, найти нужный предмет и действие, который решит ситуацию, задачу, например, достать машинку из-под кровати шваброй.

  И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций.                            Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Эмоциональное развитие.

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов.                                 Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах.                

Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого.

  Эгоцентризм.     

 Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

  Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием.

Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Речь.

Речь – это сензитивный период в развитии ребенка этого возраста.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.