Годы учёбы в начальной школе. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Годы учёбы в начальной школе.

2019-10-25 219
Годы учёбы в начальной школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

   В нашем селении (рабочем посёлке)- Омутнинском заводе была школа, в те годы она называлась МИНИСТЕРСКОЕ 2х КЛАССНОЕ УЧИЛИЩЕ, С ПЯТИ ГОДИЧНЫМ СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ (5 КЛАССОВ) И ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ.

  Школа от нашего дома находилась на расстоянии 3,5 квартала. ЗДАНИЕ ШКОЛЫ БЫЛО ДЕРЕВЯННОЕ, ОДНОТАЖНОЕ с большими окнами. Школа стояла на углу улиц Петропавловской и Соборной. От Единоверческой церкви один квартал и от Православной церкви - Собора тоже один квартал. Окна школы были обращены на запад - на Соборную улицу и на восток. Вход в школу был с южной стороны с Петропавловской улицы по широким лестницам.

 

НИЖЕ ПРИВОЖУ ПЛАН ЗДАНИЯ ШКОЛЫ.

 

ПЛАН!!!

 

Первый раз в первый класс.

Осенью 1915года, как и моих старших братьев и сестёр, меня определили учиться в 1а класс начальной школы, мне было около 8 лет. НЕ ПОМНЮ, кто из нашей семьи привел меня в школу, но некоторые моменты из первого года обучения остались в моей памяти. На стене, в общем коридоре школы висел большой портрет царя Николая 2го Романова и рядом портрет царицы - Марии Александровны. Посреди коридора школы к поперечной балке была прикреплена ИКОНА. В КАЖДОМ КЛАССЕ В УГЛУ ТАКЖЕ БЫЛА ИКОНА. Парты в классах на 2 ученика с откидной доской и с углублением для чернильницы. Учились в школе только мальчики. Девочки вероятно учились в женской гимназии. Учились только в одну смену с восьми часов утра. После трёх уроков была большая перемена с перерывом ½ часа. НИКАКИХ БУФЕТОВ И ЗАВТРАКОВ В ШКОЛЕ НЕ БЫЛО. Каждый ученик приносил для себя кусок хлеба с куском сахара или что-нибудь из домашней выпечки. Ручной звонок подавался к началу и концу урока. Утром перед началом первого урока все учащиеся школы становились в коридоре перед иконой НА МОЛИТВУ. В передних рядах ученики 1го класса, за ними 2- 3- 4 и замыкающий -5 класс. Учительницы (наставницы) становились по бокам и сзади после 5го класса. Начиналась молитва (царю небесный, достойно и др.) с поклонами. После общей молитвы все расходились по своим классам. В класс входила учительница (или учитель): все вставали и приветствовали своего учителя. Затем всё обращались лицом к иконе и вместе с учителем делали три поясных поклона, и начинался урок. Продолжительность урока 45 минут. Почему-то в моей памяти не запечатлелись моменты (в 1й год учёбы) как я собирался в школу, путь до школы и обратно домой.

 

Мой первый учитель.

   Когда я начал учиться в 1ом классе, у нас был учитель (мужчина), а не учительница, но не помню я, как его звали. По внешнему виду он был среднего роста и средних лет, худощав с болезненным лицом.

ЩЕЛЧОК В ЛОБ.

О нашего учителя на уроке чистописания я получил щелчок в лоб (двумя пальцами). ДЕЛО БЫЛО ТАК: шёл урок чистописания, писали букву “У” заглавную и рядом с ней маленькую “у”, ТО ЕСТЬ “Уу”. Учитель ходил по рядам и смотрел, кто как пишет. Вот он остановился возле меня и смотрит, как пишу я. Хвостик маленькой буквы “у” не получался у меня так, как было изображено на доске. Не помню что сказал мне учитель, я повернул к нему своё лицо, в это время он двумя пальцами правой руки (больш. и указ.) ДАЛ МНЕ В ЛОБ ЩЕЛЧОК, сказав при этом “У, БОЛВАН”. К весне этого же года, примерно, в апреле наш учитель 1го класса умер, болел он не долго. Кажется, он умер от “чахотки”- туберкулёза. Жил он рядом со школой во флигеле школы. Нас, учащихся 1го класса, проводили к гробу проститься с покойным, а потом всем классом мы приходили в церковь (в собор) на панихиду (погребение), гроб с телом нашего учителя стоял в церкви. После смерти нашего учителя 1го класса преподавателем была учительницы, имя и фамилию её я не помню.

 

Преподавание закона Божия.

Со 2го класса преподавался закон Божий по учебнику - закон Божий. Кроме учебника- закон Божий была книга небольшого формата - Евангелие, в этом учебнике текст был написан на славянском языке. Закон Божий всегда преподавал священник из православной церкви - собора. Когда я учился во 2м классе закон Божий преподавал священник Отец Николай не более двух уроков в неделю.

Из всех учителей в начальной школе очень хорошо запечатлелась в моей памяти учительница - ЕЛИЗАВЕТА ПАВЛОВНА КОЗЛОВА. Это была строгая, добрая и требовательная учительница, образ её до сих пор в моей памяти.

 В ФЕВРАЛЕ 1917года СВЕРШИЛАСЬ ФЕВРАЛЬСКАЯ БУРЖУАЗНО- ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - СВЕРЖЕНИЕ ЦАРИЗМА В РОССИИ, я учился во 2ом классе. Данная революция в системе преподавания ничего не изменила. Осень 1917года я начал учиться в 3м классе, в России продолжался период двоевластия- буржуазное правительство и Совет депутатов трудящихся. 25 окт. 1917года (ст. стиль) СВЕРШИЛАСЬ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Обе революции как-то в моей памяти отразились смутно, но после Октябрьской революции в начале 1918года в школах было отменено преподавание закона Божия, были изъяты из школ учебники по закону Божию, позднее (к осени 1918года) учебник - Родная речь был заменён новым учебником. Все иконы из школы были изъяты.

  В период школьных лет (2-3-4 классы) в моей памяти отразились следующие моменты:

1) Точно не помню, я учился во 2 или в 3м классе из здания основной школы НАШ КЛАСС БЫЛ ПЕРЕВЕДЁН В ЗДАНИЕ БЫВШЕЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ КОМАНДЫ (по улице Соборная). Здание это было 2х этажное, мы учились на 2 этаже. ТОГДА НАШЕЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ БЫЛА ЕЛИЗАВЕТА ПАВЛОВНА КОЗЛОВА. Это была замечательная, строгая, но душевная учительница. В тот период она была уже в пожилом возрасте, с большой проседью её волосы были заправлены в куфту. В те годы в школах была не предметная система, т.е. один учитель вёл все уроки: и математику, и русский язык, и другие предметы. На всю жизнь запомнился мне урок арифметики, это было в здании полицейской команды: ЕЛИЗАВЕТА ПАВЛОВНА вызвала одного ученика к доске решить задачу, он сообразить не может, Елизавета Павловна обращается ко мне “ПОДСКАЖИ С МЕСТА КАК НУЖНО РЕШИТЬ”, я встаю, но решить не могу, она говорит мне- ВСТАВАЙ НА КОЛЕНИ, стоя за партой я опускаюсь на колени, далее она обращается к другому ученику - он также, как и я, решить не может, и ставит его на колени также за партой, опять обращается ко мне, я встаю говорю - не знаю как решить, она снова ставит меня на колени. Потом выводит к доске сильного ученика, и он заканчивает решение задачи. После решения задачи она разрешает нам сесть за парту. Елизавета Павловна любила наказать, но всё вкладывала в душу ученика, чтоб он всё понял, всё уяснил.

 

Моё непосещение школы.

  Я с большим нежеланием шёл в школу, мне страшно не хотелось учиться, и я придумал: не буду ходить в школу, но буду создавать у всех домашних впечатление, что я хожу в школу и утром вместо школы я уходил из дома к соседям- к Макаровым. У них был сын года на 1,5 моложе меня, имя Николай, он ещё не учился. И вот с этим Николаем у них во дворе и в ночлежной для приезжих крестьян я проводил те часы, пока ученики не возвращались из школы. Выходило время, я слышал на улице голоса учеников, возвращающихся из школы. Из соседнего двора возвращался домой и я.Так продолжалось дня 3 или 4, и моя “тайная школа” была раскрыта. Старший сын соседей Макаровых Алексей пришёл к нам в дом и рассказал моим родителям, как я провожу дневное время у них в дому и на дворе, и со мной всегда сумка с учебниками и тетрадями. Дома меня спросили, где я провожу время, я признался. Мой строгий отец не ругал и не бил меня. Но на следующий день он сам лично повёл меня в школу. Шла последняя перемена, отец ушёл в учительскую и всё рассказал учительнице нашего класса. Когда начался урок учительница позволила мне войти в класс и сесть за свою парту. Я снова начал учиться, но мне было стыдно и неудобно перед родителями и перед учительницей за свой поступок. К этому необходимо добавить следующее: мне очень не хотелось учиться только потому, что всё, что преподносили в школе на уроках, для меня всё было как –бы большой тяжестью в познании, я чувствовал себя в каком-то страхе, что я не одолею того, что задают. И надо сказать, что всё в учении мне давалось преодолевать с трудом, с большим напряжением, и это создавало во мне учебный школьный страх, я шёл в школу неохотно, в каком-то страхе, как на каторгу.

Привожу примеры моих школьных способностей:

А) ПРОЧТЕНИЕ ПО БУКВАРЮ СЛОВА - СОЛОМА.

Согласно заданию я читал слово - СОЛОМА. И по слогам и отдельно по буквам я читал это слово, но прочесть его не мог. Моя Мама и старший брат Николай смотрели на меня и решили мне помочь. Брат говорит “что зимой едят коровы”- я, подумав, ответил- БРЮКВУ, брат говорит- “коровы зимой едят солому или сено”. А почему я сказал- брюкву- а вот почему- утром я выбегал на двор и видел, как корова на дворе старалась поглодать кем-то выброшенный остаток брюквы.

Б) РЕШЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАЧ.

Во 2 или в 3 классах начальной школы на дом задавались письменные задачи по учебнику арифметики и примеры. Если примеры я решал неплохо и выполнял их без всякой помощи, то письменные задачи мне никак не удавалось решить. И тут на помощь я всегда просил мою любимую Маму. Выслушав мою просьбу, не отрываясь от своих дел по кухне, Мама просила прочесть по учебнику условие задачи - я читал, Мама, обращаясь ко мне, говорила “подумай, что нужно решить первым вопросом в задаче”. Я никак не мог сообразить, в конце концов, Мама подсказывала. Несмотря на все наводящие вопросы по задаче с её стороны я самостоятельно не мог решить ни одной задачи. Мне было обидно до слёз, я шёл в школу, задание было выполнено, но не своими силами, это меня угнетало.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.