Герменевтический проект Поля Рикёра — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Герменевтический проект Поля Рикёра

2019-10-25 170
Герменевтический проект Поля Рикёра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Большое влияние на развитие герменевтического проекта оказывают идеи Поля Рикёра (р. 1913), особенно его исследования проблемы понимания действия, центральной в современной демаркации гуманитарных и социальных наук.

 

Мышление Поля Рикёра, как и многих других современных французских философов, определяется, прежде всего, "историей влияния" феноменологии Э. Гуссерля и экзистенциальной онтологии М. Хайдеггера.

П. Рикёр начал свою философскую карьеру как феноменолог. Очень рано феноменология соединилась у него с психоанализом З. Фрейда. Для мышления Рикёра характерно также влияние структурализма и герменевтики.

 

Существенным теоретическим достижением П. Рикёра является легитимация множественности интерпретаций. Он отмечает, что множественность интерпретаций и даже конфликт интерпретаций являются не недостатком или пороком, а достоинством понимания, и вводит специальное понятие для позитивного осмысления множественности интерпретаций — понятие "текстуальной полисемии".

Несомненным достижением философии Рикёра является также перенесение герменевтической модели в область социальных исследований. Рикёровская теория действия является на сегодняшний день одной из самых актуальных. Анализ социального мира с помощью методов герменевтики чрезвычайно необходим в современных условиях, хотя возможность уподобления социальной практики тексту остается спорной.

Темы для обсуждения

 Специфика "герменевтических ситуаций".

 Романтическая герменевтика Фридриха Шлейермахера.

 Историческая герменевтика Вильгельма Дильтея.

 Систематизация канонов герменевтики Эмилио Бетти.

 Классическая и современная герменевтика: критерии разделения.

 Философская герменевтика Ганса-Георга Гадамера.

 Герменевтический проект Поля Рикера.

Литература

Богин Г. И. Филологическая герменевтика. — Калинин, 1982.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991.

Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона. Феноменологическая интерпретация "Филеба". — СПб., 2000.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. — М., 1988.

Гафаров Х. С. Философская герменевтика Ганса-Георга Гадамера. — Мн., 2003.

Герменевтика и деконструкция. — СПб., 1999.

Герменевтика: история и современность. — М., 1985.

Горский В. С. Историко-философское истолкование текста. — Киев, 1985.

Дильтей В. Описательная психология. — СПб., 1996.

Дильтей В. Собрание сочинений в 6 Т. — Т. IV. Герменевтика и теория литературы. — М., 2001.

Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. — М., 1991.

Михайлов А. А. Современная философская герменевтика. — Мн., 1984.

Познание и язык. Критический анализ герменевтических концепций. — М., 1984.

Проблемы философской герменевтики. — М., 1990.

Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. — М., 1996.

Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. — М., 1995.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки герменевтики. — М., 1995.

Ставцев С. Н. Введение в философию Хайдеггера. — СПб., 2000.

7.6. Религиозная философия
в контексте современной культуры

Религиозная философия и философия религии:
общее и особенное

Одним из основных направлений философской мысли современности является религиозная философия.

Следует различать предметное поле религиозной философии и философии религии: в рамках философии религии предметом осмысления является религия наряду с такими феноменами культуры, как наука, искусство и т. д. «Разговор о боге» и религии здесь идет с точки зрения их постижения критически мыслящим субъектом, собственным разумом, не довольствующимся просто верой. В этом отношении философия религии — порождение Нового времени, когда стало возможным рассуждать о боге и религии не только через откровение, как в предшествующую эпоху, а с помощью разума.

Парадоксальное противостояние разума и веры, неразрывно связанных друг с другом, явилось предпосылкой различных интерпретаций отношения между философией и религией. Религиозная вера стала специфической чертой и объединяющим началом средневековой культуры, причем различных ее форм, в том числе и философии. Философские размышления выступали как истолкование Священного писания, непререкаемого источника истины. В этом была основная задача формирующейся религиозной (христианской) философии, где приоритетным началом выступает вера, а не разум. Традиция, вера, культура богослужения, Библия и Священное писание, церковные каноны являлись основными ценностями для христианской религиозной философии. Если в рамках философии религии Бог, религия являются предметом философского осмысления, не подчиненного признанным авторитетам, критического анализа с позиций разума наряду с другими формами культуры, то в религиозной философии религия является единственным источником богопознания. Так, в русской философии XIX—XX вв. большое влияние приобретает не рационалистическая линия, а противоположная ей, предполагающая, что всякая философия в основе своей религиозна. Поэтому для В. Соловьева, например, философия религии есть религиозная философия, обосновывающая христианское мировоззрение. По мнению С. Н. Булгакова, «всякая подлинная философия мифична и постольку религиозна, и поэтому невозможна иррелигиозная, «независимая», «чистая» философия. С точки зрения П. А. Флоренского, «философия все свое берет от культа» и как только она начинает притязать на самостоятельность, то хиреет, извращается и перестает быть нужной. Н. Бердяев также подчеркивал, что «философия всегда в сущности питалась от религиозного источника» и ее трагедия состоит в том, что она не может и не хочет внешне зависеть от религии, но, отрываясь от религиозного опыта, она неизбежно истощается, удаляется от бытия.

В контексте европейской культуры ХХ в. в религиозной философии основными доминантами продолжают оставаться Бог, религия, что характерно для подходов видных представителей неотомизма, в том числе французского философа Жана Маритена (1882—1973), а также французского религиозного философа Этьена Жильсона (1884—1978).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.