Лет назад                     Крышень вернулся на Русь — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Лет назад                     Крышень вернулся на Русь

2019-10-25 119
Лет назад                     Крышень вернулся на Русь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Примерно год назад я познакомился с книгой “ Запретная археология ”, автор которой находится в этом зале. И к счастью, у меня к этому времени уже сформировались определенные убеждения по поводу того, какое место занимает Ведическое Знание в рамках современной науки, или современного мировоззрения в целом. Я не знаю, каковым было бы мое впечатление, если бы я познакомился с этой книгой, ну скажем, 20 лет назад, в годы моего обучения. В настоящее время я просто должен выразить свое мнение: это – титанический труд двух выдающихся ученых Института Бхактиведанты Майкла Кремо и доктора Томпсона. Я думаю, что этот труд произведет революцию в современной науке, и в течение последующих лет мы увидим как эта революция будет осуществляться не только в научном мире, но и в жизни общества в целом.

Я впервые увидел автора. Раньше я в какой-то степени был знаком лишь с его книгой. И я очень советую ученым, которые хотят действительно беспристрастно составить свое суждение о месте, которое занимает Ведическая философия, познакомиться с этой книгой (или в ее полном варианте “Запретная археология” или в сокращенном варианте“ Скрытые истории человеческой расы ”).

Как и просили меня организаторы этой Конференции, я сделаю небольшой историко-философский экскурс. Я воспитывался в семье ученых, мои родители были биологи. Отец был доктор наук, очень, я бы сказал, самоотверженный учёный. Он работал в институте биохимии Академии Наук. Он там проводил буквально дни и ночи. Работал в субботу и воскресенье и в праздники, чем доставлял огромное беспокойство дирекции института, вахтёрам, уборщицам и т. д. И естественно, он очень хотел, чтобы я также был учёным. Как-то раз, когда я уже заканчивал школу, он привёз меня на площадку перед главным зданием Московского университета на Ленинских Горах, где памятник Ломоносову (между физическим и химическим факультетами). И он мне сказал тогда: “Вот твоя цель. Ты должен поступить в Московский Университет, закончить его и стать учёным”. Он, собственно говоря, готовил меня к этому всю мою жизнь.

Я закончил физический факультет и пытался последовать по стопам отца, который с детства готовил меня к тому, чтобы я попытался понять тайну жизни. Сам он делал это как биолог, но меня биология как-то особенно не привлекала. Мне казалось, что это не слишком точная наука, как бы качественного характера. Мне очень нравился математический подход. И поэтому я надеялся, что с помощью физики и математики я смогу решить эту проблему. Вернее, принять какое-то посильное участие в решении проблем о загадках жизни (продления жизни и т. д.).

После окончания МГУ (теоретической кафедры квантовой физики) я убедился, что современная наука, по сути, не может решить фундаментальные проблемы человечества (происхождение жизни на Земле, происхождение Вселенной). Это не может сделать даже теоретическая физика – наиболее развитая, наиболее совершенная система в ряду естественных наук. В принципе, она даже не ставит перед собой таких задач и не может ставить.

Если рассмотреть физику в целом, то в ней имеются определённые теории. Например, математические модели, которые описывают взаимодействие различных структур на разных уровнях – атомов, молекул или элементарных частиц. И даже, если когда-нибудь учёным физикам удастся довести до логического завершения какую-нибудь из этих теорий, это всё равно не решит фундаментальные проблемы человечества.

Я достаточно быстро понял это и поэтому стал чувствовать, что моя дальнейшая научная карьера потеряла для меня интерес. Тогда я учился в аспирантуре и занимался исследованием спектров ядерного магнитного резонанса. У меня уже было около 10 публикаций в различных научных журналах. Однако особенного энтузиазма у меня уже не было, и я начал искать альтернативную теорию, которая могла бы приблизить нас к решению фундаментальных проблем о самом смысле человеческой жизни.

В моей жизни был один интересный момент. После окончания университета у меня была куча хронических болезней и врачи меня никак не могли вылечить. Родители водили меня по различным профессорам-консультантам, я каждое лето ездил по санаториям. Мне было около 20 лет, когда я понял, что в общем-то надо искать что-то другое. И после окончания МГУ я, по совету некоторых своих друзей, попытался следовать различным системам оздоровления. Может быть, вы слышали, есть система голодания Брега, система Шелтона и другие системы, которые тогда были популярны у нас в стране. Я почувствовал, что это без всяких лекарств приносит мне облегчение. Без особого медицинского вмешательства я чувствовал себя всё лучше. Эти системы, как вы, наверное, знаете, основаны на естественном питании (в основном, на вегетарианстве) и на определённых гигиенических правилах. Поль Брег, скажем, рекомендует периодическое голодание, разгрузки организма от шлаков и т. д.

Это был первый толчок, который направил меня на дальнейшие поиски. И через несколько лет я познакомился с системой йоги. Я стал заниматься в группе хатха-йоги. И я увидел много общего в этих методах. Эти современные учёные-натуропаты, которыми я увлекался в то время, фактически многие идеи подхватили из системы йоги. Идею вегетарианского питания, чистого образа жизни и т. д.

На одной из встреч я услышал о том, что один специалист по различным системам йоги будет читать лекцию. У него было имя, которое я тогда не запомнил, но сейчас он уже известен как Анатолий Федорович Пиняев. Я попал на его лекцию и услышал о Ведической философии. О том, что в общем-то фундаментальные проблемы человечества как в философском, так и в практическом плане, по сути, уже решены. Они были решены тысячи лет назад и труды, так сказать, учебники, в которых излагается это знание, называются “Веды”. (Отсюда, кстати, и происходит русское слово “ведать”. Ведь русский язык, как и старославянский, произошёл от санскрита. Это довольно-таки известный факт, что Ведическая культура – это древнейшая культура человечества.)

Это было для меня откровением. Я стал регулярно посещать лекции, достал себе “Бхагавад-Гиту” на английском языке и стал её читать. И действительно, я нашёл там ответы на основные вопросы, которые я не мог найти на протяжении всей своей предшествующей жизни. Я кратко постараюсь изложить основные теоретические выводы, к которым я пришёл за эти прошедшие годы.

Ведическая философия – это, можно сказать, всеобъемлющая философия Абсолютной Истины, которая даёт ответы на все основные вопросы. Хотя у нас в настоящее время нет трудов по некоторым конкретным разделам знания (скажем, по той же теоретической физике), но есть труды Ведические – по медицине, математике, архитектуре, и многим другим разделам знания. Ведическая философия, в отличие от современной науки, даёт единый подход к решению проблем бытия в целом.

Если мы рассмотрим современную систему знания, то увидим, что она характеризуется разорванностью. Скажем, если взять естественные науки (химия, биология), то в каждой из них существуют свои определённые теории, своя парадигма, свои понятия. И между разными науками имеется очень и очень существенный разрыв. Скажем, между физикой и химией. Хотя, казалось бы, это – очень близкие науки, они, по сути, изучают то же самое, но немного на разном уровне. И как известно, даже такие близкие науки, как физика и химия, очень трудно состыковать. Физики изучают очень простые объекты, скажем, элементарные частицы, атомы или, в лучшем случае, молекулы. Фактически, в случае трёх частиц, трёх атомов уже невозможно применение точных математических методов, если вы знаете проблему трёх тел. И поэтому в такой науке как химия, где приходится иметь дело с миллиардом атомов и молекул, физические методы практически не применимы. Здесь необходима уже другая методология, другой подход.

Если мы рассмотрим разрыв между химией и биологией, то здесь вообще уже принципиально очень трудно что-то состыковать, кроме отдельных разделов. Возьмем, к примеру, генетику, которая является одним из наиболее развитых направлений в биологии. Ей на молекулярном уровне удаётся, в некоторой степени, объяснить законы наследственности. Но в целом, биология и химия — это уже разные науки. И эта несостыковка различных областей материалистической науки тем более очевидна, если мы выйдем за пределы естественных наук и войдем в сферу гуманитарных наук. Будь то философия, история, филология и т. д.

Кстати, психология, по-моему, занимает сейчас особое место. Я попутно хочу сказать, что психология, одна из редких наук, которая в очень многих местах стыкуется с Ведическими Знаниями, с Ведической философией. Если здесь будет Шкопоров Николай Борисович, кандидат психологических наук, я думаю, он нам об этом расскажет.

Так вот, между естественными и гуманитарными науками, по сути, пропасть. Это как разные ветви знания, и ученые одного направления как правило не понимают ученых другого направления. Когда я учился в университете, у нас было несколько высокомерное отношение к гуманитариям, мы считали, что это ненастоящие ученые. Я думаю, что у гуманитариев было аналогичное отношение к естественникам. Эта разорванность для современного научного подхода очень характерна, и об этом знает любой человек, который имеет дело с научными теориями.

Характерным признаком несовершенства нашего подхода является то, что современная наука основывается на определенных концепциях, на определенной парадигме, которая далека от совершенства. Так вот, Ведические Знания, Ведическая философия свободна от этого недостатка. Она имеет единый универсальный подход ко всем проблемам, ко всем разделам человеческого бытия. Причем не только материального бытия, но и бытия духовного.

Я кратко во второй части хочу рассказать об особенностях Ведического подхода.

 

В. В. Данилов:

Владимир Георгиевич, пожалуйста расскажите о самом виновнике сегодняшнего торжества – о Шриле Прабхупаде.

В. Г. Критский:

В конце. Просто, если я с этого начну, то меня не так поймут. Поймут как человека, который зациклился на своей вере. И поэтому я решил предварительно немного рассказать о том, каким образом я пришел к своим убеждениям.

Так вот, Ведическая концепция меня поразила. И она поражает каждого, кто знакомится с Ведическими произведениями. Даже хотя бы одно произведение – “Бхагавад-Гита”, которое я начал читать в 80-м году, отвечает на все принципиальные вопросы человеческой жизни. В “Бхагавад-Гите” вы не найдете, предположим, теории элементарных частиц или Периодической системы элементов Менделеева. Но в “Бхагавад-Гите” вы найдете ответы на вопросы: Что надо делать? Как надо жить? Как решать свои проблемы? Это меня потрясло. И на самом деле это именно то, что нужно человеку.

Человеку обычному, который не является профессиональным ученым, может быть и необязательно иметь полную логичную теорию строения, скажем, элементарных частиц или систему элементов Менделеева. Ему гораздо важнее решить свои практические проблемы жизни. Вот как сейчас у нас в стране имеются определенные проблемы – социальные, политические, экономические. И многие люди сейчас пребывают в состоянии разочарованности и подавленности. С одной стороны прошлый строй был нехорош, но и сейчас многим жить очень тяжело. Это пример того, как люди, не знакомые с духовным Ведическим Знанием, оказываются в полной растерянности. Потому что, современное образование не дает им той самой базы, которую должно давать современное образование.

Независимо от того – будет человек ученым или нет, он должен знать ответы на основные вопросы. Что такое жизнь? Кто я есть? Что с человеком происходит после смерти? И т. д. И Ведическая философия как раз с этого начинает. В “Бхагавад-Гите” (во 2 главе) Кришна начинает Свои поучения такими словами: “По мере того, как душа живет в теле, от детства к юности до глубокой старости она...”

Вот это и есть фундамент Ведического Знания: мы — не тело, мы — душа. Нас в школе учили наоборот — души нет, Бога нет, человек произошел от обезьяны и т. д. Мы в это верили, хотя доказательств этому предоставлено не было. Как мы знаем, прочитав “Запретную археологию”, это все, по сути неверно.

Современные научные данные опровергают происхождение человека от обезьяны и другие материалистические посылки. Нас же в школе и в институте учили тому, что не соответствует действительности.

Ведическая философия начинается с такого положения как реинкарнация (перевоплощение души). Этот закон гласит, что наша жизнь не кончается со смертью, потому что мы — не тело, мы — духовное существо. И душа не умирает со смертью тела, она покидает это тело и рождается вновь. Об этом, в принципе, говорят все религии мира, а Ведическая философия объясняет это наиболее полно, наиболее подробно и, я бы сказал, наиболее научно.

Есть философское произведение “Веданта-сутра”, которая является квинтэссенцией всего Ведического Знания. “Веданта-сутра” начинается такими словами: “Теперь в человеческой форме жизни нам пора задать вопрос – что такое “истина”?” По сути, этому должны научить в школе. Что такое истина? Мы же думали, что нас учат в школе какой-то истине. Следующий стих “Веданта-сутры” говорит: “Абсолютная истина — это то, из чего все истекает, это — источник всего сущего”.

Вот это другая, как бы фундаментальная, или даже еще более фундаментальная концепция того, что существует Абсолютная истина или Брахман, который является источником всего сущего. И все, что мы видим — это различные эманации, скажем, материальные вселенные. Различные планеты, различные формы жизни — люди, животные, растения — это также определенные эманации Абсолютной Истины, или Брахмана. Вначале вы можете сомневаться, что это действительно так. Но в дальнейшем Ведическая философия дает способ проверки.

И вот, что самое важное и самое, на мой взгляд, удивительное. Нас учили, что все религии основаны на слепой вере. Что вы не докажете, скажем, подлинность существования Исуса Христа — может Он был, а может и нет. Так нас учили в школе. И вообще, какая разница, дескать, всё это пустые догмы, в которые верят наивные люди. Самое печальное, что так учат до сих пор. Я спрашивал школьников; в некоторых школах до сих пор, к сожалению, таким образом промывают детям мозги. Хотя, фактически, доказательств этому нет никаких.

Ведическое Знание не просто дает какие-то догмы. Оно дает еще и способ их проверки. Для этого Веды дают уникальную систему гносеологии, которая существенно выходит за рамки современной гносеологии, т. е. с этой точки зрения, я считаю, Ведическое Знание должно найти себе место в современной науке.

Рассмотрим, например, эволюцию различных форм жизни. Теория эволюции Дарвина предполагает, что различные формы жизни развивались на протяжении миллионов лет от низших форм до высших. И это, в общем, кажется логичным. Почему же теория эволюции все-таки получила распространение? Потому что, действительно, в каких-то древних находках были обнаружены формы жизни, которые мы сейчас не наблюдаем (какие-то динозавры, ихтиозавры и прочее). Поэтому казалось очень логичным, что в древние эпохи существовали иные биологические формы. На первый взгляд, эволюционные теории, типа теории эволюции Дарвина, теории происхождения Вселенной, действительно имеют под собой какие-то основания считаться соответствующими действительности. Это пример подхода современной науки, который Веды очень обоснованно критикуют, считая его весьма примитивным. Он основан на так называемом “пратьякша”.

Согласно Ведической философии существует несколько методов восприятия знания и познания истины. И “пратьякша” — первый из них. Он основан на чувственном восприятии, т. е. познании мира посредством органов чувств. Но, фактически, этот метод очень несовершенен. И любой человек (для этого не обязательно быть ученым), который имеет образование в рамках 2-3-х классов средней школы, знает, что этот метод не совершенен, потому что существует множество явлений, которые никак не вписываются в этот метод, так как они недоступны нашему чувственному восприятию (скажем, электромагнитное поле или инфракрасное излучение), но тем не менее они реально существуют.

Второй метод познания, как утверждают Веды — “анумана” — логическое заключение. На деле это означает, что через определенные логические выводы, или дедуктивным методом, мы можем прийти к определенному результату. Но этот метод тоже несовершенен, т. к. наши логические выводы основаны на изначальных аксиомах. Они строятся на той системе знаний, той парадигме, которую мы сами кладем в основу. В качестве доказательства я могу привести пример.

Современная наука на протяжении последних столетий (нашего-то века уж точно) основывается исключительно на материалистических посылках, которые утверждают, что первична материя, а сознание — вторично. Так ли это на самом деле? Даже честный материалист заявит, что это вопрос спорный. Однако этому учат детей, фактически, по всему миру, кроме очень редких духовных учебных заведений (семинарий или воскресных школ). Даже в США, где на долларе можно прочесть “In God we trust”, учат тому же. Это говорит о глубоких противоречиях в рамках современного мировоззрения, современного мышления людей. Они формально объявляют веру в Бога, фактически не веря в Него. Потому что учат детей противоположному: материя — первична, а сознание — вторично и т. д.

Веды говорят, что наиболее совершенным методом познания Истины является третий метод – шакта, что означает восприятие знания из авторитетного источника. В отличие от таких, так называемых духовных авторитетов, каким, например, является та же самая Библия, Ведические произведения невозможно охарактеризовать как постулаты, несущие лишь слепую веру и не имеющие доказательств. И тем не менее, вы не сможете прочитать о Ведах ни в одном современном учебнике. Почему? Да просто потому, что это Знание не содержит в себе Западной системы мышления. Оно, фактически, является революционным.

Так уж нас учили, что все эти духовные постулаты: существование души, Бога, жизнь после смерти – все это слепая вера, не имеющая доказательств. На самом деле, все это имеет доказательства. Но доказательства не такие простые и не за пять минут. И для того, чтобы убедиться и для того, чтобы действительно построить такое доказательство человек должен очень активно использовать свой разум. Нужно понять, что все это “духовное” (существование души, существование Бога и т. д.), или, как это называют Веды, трансцендентная реальность, выходит за рамки нашего чувственного восприятия. Это понятно. Но если мы не видим душу, не верим в ее существование, это не значит, что ее нет.

Как убедиться в существовании души? Веды утверждают – для того, чтобы убедиться в существовании души, также как и других вещей, которые недоступны нашему восприятию, мы должны изменить свое сознание. Мы должны расширить свое восприятие. Это очень интересный момент, потому что современная наука строится на предпосылках, что все мы равны в смысле восприятия мира. Предположим, я вижу стол, так же и вы его видите, и любой другой человек видит его. Но оказывается, что кто-то может видеть, скажем, биополе. А кто-то не может. Да, для экстрасенса видеть биополе – это не проблема, большинство же обычных людей его не видят. Это факт, нравится нам это или нет. То же самое касается и других вещей.

Духовное видение, духовная реальность тоже доступны не всем. Наш ум – это своего рода прибор. Наука считает, что мы можем оперировать любыми материальными приборами. Но посредством материальных приборов действительно трудно (хотя и существуют некоторые данные) зарегистрировать существование души и доказать, что мы — не тело, а душа, находящаяся внутри тела.

Но дело в том, что есть очень мощный прибор, который может зарегистрировать существование души. Этот прибор — наш разум. Наш разум — это тоже прибор, это тоже определенный аппарат, который мы можем использовать для того, чтобы воспринимать ту реальность, которая не доступна обычному, сенсорному восприятию. Но для того, чтобы этот прибор действовал наиболее эффективно, человек должен выполнять определенные нормы, определенные предписания. Говоря техническим языком, он должен содержать этот прибор в определенной чистоте. Даже сквозь микроскоп можно не разглядеть какую-нибудь бактерию, если у него мутное стекло. И его приходится тщательно протирать.

Тот прибор, который есть у нас, наш ум или разум, должен быть настроен определенным образом, для того, чтобы он мог воспринимать ту реальность, которая существует вне нас. Если этот прибор не настроен, то души вы не увидите. О Боге-то здесь уж и речи нет. Скорее всего, вы просто будете считать, что, да — мир есть. И я вижу стол, вижу стул, но я не вижу душу, т. к. она, в общем-то, относится к разряду религиозных предрассудков. Все это не имеет доказательств.

И вот Веды, как и другие Писания мира, говорят о том, что для того, чтобы содержать свой ум в соответствующей чистоте, чтобы видеть трансцендентальную реальность, человек должен соблюдать определенные принципы поведения. Эти принципы имеются во всех Писаниях, и вы их прекрасно знаете. В Библии это — не убий», не укради», не прелюбодействуй» и т. д. Это лишь некоторые из Десяти заповедей, данные в Библии. Аналогичные заповеди имеются и в Ведах. Может быть они иначе выражены, другим языком, но суть та же самая.

Для нас, последователей этого учения, существует четыре основных принципа. Это: отказ от мясной пищи, что соответствует заповеди не убий»; отказ от принятия одурманивающих веществ; отказ от незаконного секса («не прелюбодействуй»); отказ от азартных игр. Вы сами можете убедиться, что эти Ведические заповеди аналогичны заповедям Библии.

Для того, чтобы человек мог реально видеть трансцендентную реальность, он должен следовать этим заповедям. И тогда его аппарат (ум, разум) будет находиться на определенном уровне чистоты. Чтобы его, так сказать, оптические линзы были достаточно чисты.

Фактически, вся Ведическая система познания строится на восприятия знания из авторитетного источника. Этот метод называется øàáäà. Итак, мы можем познать истину, найдя авторитетный источник знания. Этот источник существует. Разумеется, вы можете сказать, что существуют разные источники знания, разные теории, разные философии. Но не каждый источник выдерживает проверку на его истинность. Веды дают такой критерий, по которому мы можем проверить авторитетность нашего источника. Через определенный метод, метод духовного очищения, мы можем убедиться, что данный источник действительно является авторитетным.

Я кратко изложил вам суть Ведической гносеологии. Думаю, вы согласитесь, что она выходит за рамки стандартной, так сказать, гносеологии. Вы, наверно, помните, как это преподносилось нам в институте: рисуются два кружочка — субъект и объект. Субъект — это личность, объект — это предмет. Субъект изучает объект и их взаимовлияние. Итак мысленно представьте себе субъект, объект и отношения между ними, которые излагаются в любой философии. В Ведической системе знания эти два кружочка дополняются сверху большим кругом. Из этого круга исходят лучи (что-то напоминающее солнце). И эти два маленьких кружочка — субъект и объект — всего лишь два луча, которые исходят из одного общего большого источника. Как я вам уже напоминал, это – Брахман. Абсолютная Истина это Брахман. Источник всего сущего.

Фактически, Ведическая картина мира является гораздо более полной и совершенной, чем современная научная картина. Она возможность единого подхода ко всем проблемам человечества. И не только к абстрактным духовным проблемам, но и к проблемам материальным (например, проблемы экономического развития или политические). И кроме того, она дает человеку перспективу будущего бытия после окончания бытия земного.

Я познакомился со всем этим, как я уже сказал, 16 лет назад. Первая книга, которую я прочитал, была “Бхагавад-Гита, как она есть” Бхактиведанты Свами Прабхупады. Спустя много лет (где-то 2 или 3 года назад) я увидел книгу “Запретная археология”. Я подумал, что “Бхагавад-Гита”, через “Запретную археологию”, воплотилась для современных людей, для современных ученых. Этот труд, замечательный, выдающийся труд двух ученых (одного из которых вы видели только что) – Майкла Кремо и доктора Ричарда Томпсона, воплотился в осязаемую, телесную оболочку. В книге “Запретная археология” очень серьезно и научно доказывается несостоятельность современных научных представлений относительно теории эволюции. Дело в том, что теория эволюции является краеугольным камнем современных научных воззрений. На ней основывается всё. Если убрать этот камень, то материалистическое здание современной науки основательно покачнется, зашатается и, в конечном счете, развалится.

Когда я начал читать “Бхагавад-Гиту”, то, к счастью, сразу понял, что она действительно дает ответы на все основные вопросы. Хотя и совершенно с иных позиций. Потому-то для тех, кто прошел нашу стандартную советскую школу или институт, все это несколько сложно. Но, к счастью, уже тысячи людей прошли этот путь. И с их помощью вам гораздо проще будет ознакомиться с этим Ведическим Знанием. Они откроют вам более доступные пути постижения величайшей мудрости о смысле человеческой жизни.

Начав читать “Бхагавад-Гиту”, я впервые увидел фотографию Бхактиведанты Свами Прабхупады. И сначала мне показалось, что человек этот не очень красив. Таковы были мои представления, мое мышление. Все чисто материальное. Я судил о человеке по его внешности. Но когда я начал читать “Бхагавад-Гиту” и стал получать ответы на свои вопросы, я понял, что за этой внешностью скрыта величайшая личность, величайшая душа, которая является истинным спасением для человечества. Христиане называют Спасителем Исуса Христа. Мы же можем сказать, что в современную эпоху Спасителем Человечества является Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Надо сказать, что до того, как я начал читать “Бхагавад-Гиту”, я читал Библию. Причиной послужили мои сомнения. Тогда я уже видел, что материалистическая система знаний не дает ответы на основные вопросы. В ней существует множество противоречий. В Библии мне очень нравились поучения Исуса Христа. Они мне весьма импонировали. Однако, получив довольное основательное образование, я не видел в них ответа на свои вопросы. Я не видел в них целостной логической системы, которая давала бы ответы на все вопросы. Эти ответы я получил лишь год или два спустя, начав читать “Бхагавад-Гиту”.

Я думаю, этот пример довольно характерен. Многие люди, пройдя такую материалистическую систему образования в школе и в институте, имеют определенные предрассудки, определенные взгляды, которые были им привиты.

То знание, которое дают нам Веды, стало нам доступно, фактически, лишь благодаря уникальной деятельности Бхактиведанты Свами Прабхупады. Мы знаем, что Ведическое Знание стало известно в западном мире около 200 лет назад, когда началось завоевание Индии Великобританией. Тогда появились первые индологи, которые начали изучать Ведическую культуру. Большинство из них воспринимали Веды как набор каких-то абстрактных мифов, легенд, гимнов. Правда, в книге “Ведическая археология” Стефана Роузана приводятся примеры отдельных, очень редких индологов, которые все же были в состоянии воспринять Ведическое Знание таким, каким оно и является. Лишь единицы могли оценить уникальность Ведической культуры. Большинство же индологов восприняли Веды именно так, как я сказал – “все это мифы, сказки для маленьких детей”. Фактически, они не могли понять потому, что не были готовы к этому. Знать, это не их судьба. И вот, благодаря деятельности Бхактиведанты Свами Прабхупады, это уникальное Знание стало доступно всему человечеству, получившему стандартное материалистическое образование.

В заключение, я хочу сказать два слова о первом визите Прабхупады в Москву. Сам я тогда был еще далек от Ведической культуры. Но, по крайней мере, мне довелось общаться с двумя людьми, которые встречались с Прабхупадой. Первый из них – Анатолий Федорович Пиняев. Он явился для меня, как бы, первым наставником. Я слушал его лекции по Ведической философии. Вторым был профессор индологии Григорий Григорьевич Котовский. Он беседовал с Прабхупадой. Эта, ставшая уже исторической, беседа вошла в книгу “Наука самоосознания”.

Фактически, Прабхупада в Москве познакомился всего с двумя людьми. И один из них – профессиональный ученый, индолог, материалист по убеждениям. Можете себе представить, материалист очень высокого уровня, профессор, встретился с представителем Ведической культуры. Состоялась очень интересная, уникальная историческая дискуссия. Я вам очень советую прочитать эту книгу.

И с другой стороны – молодой тогда еще человек, Анатолий Пиняев. Он тогда был студентом института. И он воспринял Прабхупаду как Учителя. Он почувствовал в его словах силу, почувствовал истину. Затем он стал передавать эти Знания другим. В том числе и мне.

Когда я беседовал с Котовским, мне открылись некоторые очень интересные детали, упущенные в книге “Наука самоосознания”. Правда, они упоминаются в другой книге. Возможно, кто-то из вас читал книгу “Прабхупада”, где рассказывается об этой встрече Шрилы Прабхупады с Котовским. Котовский, как он сам рассказывал, прекрасно тогда понимал что это была за встреча. Был 1971 год, расцвет нашей советской системы. До крушения тоталитарного коммунистического режима оставалось долгих 20 лет. И, разумеется, встреча крупного ученого с религиозным деятелем такой организации, как Общество Сознания Кришны, духовным учителем (которого органы массовой информации представили у нас чуть ли не агентом ЦРУ) казалась тогда вещью совершенно невозможной. Котовский понимал, что при той системе, которая у нас в то время существовала, ему никто не даст официального разрешения на эту встречу. И Прабхупаде не дадут никакой возможности где-либо выступить. Не только перед какой-то аудиторией, перед учеными – ему не дадут возможности выступить даже перед дворниками и домохозяйками.

И несмотря на это, профессор Котовский, к его чести, решился на эту встречу. Он недавно выступал на радио “Кришналока” (если вы знаете, в Москве существует такая радиостанция). Тогда-то он и рассказал нам об этом. Правда, мне еще раньше довелось услышать это из личных бесед с ним.

В то время Котовский прекрасно понимал ситуацию. И осознавал тот риск, на который он шел. Из Индийского посольства ему позвонил секретарь Бхактиведанты Свами Прабхупады и сказал: “В Москву приехал духовный учитель Бхактиведанта Свами и хотел бы с вами встретиться. Он приехал в Москву именно с целью этой встречи”.

Котовскому были даны буквально считанные минуты для того, чтобы дать ответ. Котовскому, как профессиональному индологу, довелось неоднократно до этого бывать в Индии, и он уже знал и об Обществе Сознания Кришны и об его основателе, Бхактиведанте Свами Прабхупаде. Григорий Григорьевич прекрасно понимал ситуацию. Он знал, что идет на огромный риск. Однако, как профессор сам позднее признался, “интеллигентское нутро” не позволило ему отказаться. Котовский понимал, что он не в силах ответить отказом человеку, который пересек океан и прибыл в Россию специально для того, чтобы встретиться с ним. Итак, к чести профессора и к нашему счастью, он согласился.

Эта встреча уникальна. Она представляет собой диалог двух систем, двух философских мировоззрений. Я весьма советую вам прочитать книгу “Наука самоосознания”. Там эта беседа, по утверждению самого Котовского, представлена очень точно.

Встреча была назначена на неприсутственный, так сказать, день, когда в институте почти никого не бывает. И в начале нигде никакого шума по поводу этой встречи не было. Однако, со временем, на Западе опубликовали текст этой беседы, которая была записана скрытым магнитофоном. И, наконец, ее текст попал в руки КГБ. Котовского вызвали для разговора. Он рассказал все честно, как на духу. И, в общем, для него это все осталось без последствий. Если не считать, что из руководителя отдела он превратился в обычного научного сотрудника. Тем не менее, его не посадили и не услали в Сибирь. Так что, все кончилось более или менее благополучно. Такова краткая история этого исторического визита Прабхупады в Россию.

В заключение я хочу рассказать, также очень кратко, о некоторых обстоятельствах исторической миссии Шрилы Прабхупады.

В 1922 году, будучи еще молодым человеком, Абхай Чаран вместе со своим другом попал на встречу со знаменитым духовным учителем того времени Бхактисиддхантой Сарасвати. До этого Абхай неоднократно бывал на подобных встречах. Но они не вдохновляли его, т. к. святость так называемых “учителей” казалась ему сомнительной. Однако, на этот раз он был просто потрясен. Величие, спокойствие и мудрость Учителя поразили его. Он почувствовал, что это – его Учитель.

На первой же встрече Бхактисиддханта Сарасвати сказал Абхаю: “Вы – интеллигентный молодой человек. Почему бы вам не попробовать представить сознание Кришны на Западе в англоязычных странах?”

Абхай настолько серьезно отнесся к этому указанию, что посвятил этому всю свою жизнь. Очень интересно, что в Ведах дается предсказание, что в настоящую эпоху – Кали-югу, эпоху ссор и разногласий, – Ведическое Знание распространится по всему миру. И Шрила Прабхупада, по видимому, явился начинателем осуществления этой миссии.

Позвольте на этом закончить свое небольшое выступление. Благодарю всех за внимание.

 

В. В. ДАНИЛОВ:

Я надеюсь, что для участников Конференции будет весьма интересным доклад кандидата психологических наук, Директора Института Бхактиведанты, автора книги Ведическая психология", совершившей буквально революцию не только в области психологии, но и в области методологии.

 

Шкопоров Николай Борисович:

 

ПЕРСПЕКТИВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ

РЕФОРМЫ В СТРУКТУРЕ

СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

 

С давних времен людей интересовала природа души. Считалось, что душа является основой субъективного мира человека. Постепенно оформилась и наука о душе ("псюхе" — с древнегреческого), психология. Однако, с развитием естествознания, которое приобрело ориентацию на механическое движение тел и части


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.