Аюр-веда и современная медицина — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Аюр-веда и современная медицина

2019-10-25 119
Аюр-веда и современная медицина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К настоящему времени, современное медико-биологическое направление науки достигло известных успехов в изучении структуры живого, а так же в целевых исследованиях, направленных на поиски эффективных методов поддежания жизнедеятельности человека. Научно-технический прогресс, ознаменовавший наш век, естественим образом оказал свое доминирующее влияние и на сферу гуманитарных знаний. Молекулярная биология и экология, атомная физика и биологическая химия, генетика и современная медицина — вот лишь немногий перечень направлений науки, стоящих на защите здоровья и жизни человека. Тем не менее, несмотря на огромный потенциал знаний и методов современной науки, ряд кардинальных вопросов, касающихся жизнедеятельности биологических систем, до сих пор остается невыясненным.

Сейчас, сталкиваясь с проблемными вопросами изучения феномена жизни, мы все чаще пытаемся вернуться к золотым крупицам опыта всего человечества. Отброшен назад узкий механистический подход к организму человека. Прогрессивная медицина пытается освоить те методы профилактики и лечения, которые рассматривают организм в целостном единстве с окружающей его средой. Медицина изучает сейчас экологические и социальные аспекты здоровья человека. Вновь на первый план выступает вопрос о возникновения жизни на Земле, как знании, позволяющем глубже понять принцип организации всего живого.

Один из проблемных вопросов, касающийся методологии современного научного подхода к изучению того или иного явления природы, является относительная непригодность сенсорных систем человеческого организма в качестве анализаторов для оценки факторов проявления физических сил окружающего мира. В некоторм роде каждый из наших органов чувств можно уподобить ситу, задерживающему только маленькую часть всей доступной информации. Наше представление об окружающем мире ограничено, потому что ограничен тот диапозон энергий на которые мы в состоянии реагировать.

Мы способны ощущать только те виды энергии. которые наши органы чувств могут обнаружить и превратить в нервные импульсы. Совершенно ясно, что организм не в состоянии обработать все приходящие извне сигналы.

К примеру, восприятие непосредственной информации об окружающем мире, получаемой с помощью электромагнитных волн, существенным образом ограничено видимой частью спектра, составляющей только одну десятиквадрильонную часть всего диапазона электромагнитных волн, которые мы можем исследовать с помощью физических приборов. Но даже внедрение современных инструментальных методов исследования, в ряде важнейших вопросов не дает желательного результата. Современная физика затрудняется в определении природы основных параметров существования материи вообще — пространства и времени. До сих пор не выяснен вопрос: каким образом нервная система достигает соответствия создаваемого ею чувственного образа реальным свойствам предметов внешнего мира?

 Этот вопрос встает перед исследователями потому, что сигналы — нервные импульсы, посылаемые рецепторами по проводящим путям в кору больших полушарий головного мозга, — совершенно отличны от стимулов, действующих на эти рецепторы. Мы до сих пор не знаем, каким образом кодируются свойства стимулов и как мозг расшифровывает этот код, воссоздавая образ внешнего мира.

И, наконец, сознание — главнейший признак живых организмов. Нейробиолог Дж. Эклс писал: “До сих пор никому не удалось разработать нейрофизиологическую теорию, которая объясняла бы, каким образом огромное колличество процессов, происходящих в мозгу, объединяется и воспринимается как единое сознание. Отдельные мозговые процессы, в сущности, представляют собой индивидуальные акты взаимодействия бесчисленных нейронов, замкнутых в сложные цепи, и потому сохраняют свою обособленность. ” Сейчас изучению природы сознания уделяется достаточно много внимания, но предмет этих исследований остается закрыт для теоретиков этой сферы знания.

Элементарное наблюдение за процессами окружающего мира, накопление и передача этой информации последующим поколениям привело к возникновению основ науки. Изначально эти знания использовались для поддержания существования общества в целом и поэтому затрагивали фактически все аспекты жизни. Одной из древнейших систем, отражающей основные напрввления современных научных изысканий, являются Веды. В этой упордоченной религиозно-философской системе рассматривались все стороны существования общества — от правильной системы питания до социально-экономической политики. Считается, что шесть философских школ: пурва-миманса, веданта (или уттара-миманса), санкхья, восьмиступенчатая йога, ньяя и вайшешика дали основу древнеиндийской медицине, астрономии, астрологии, поэтике и архитектуре. Сведения по медицине встречаются во многих литературных памятниках. Древнейшими медицинскими трактатами по медицине традиционно считаются Атрейа-Самхита, Агнивеча-Тантра, Бхела-Самхита и другие сочинения, которые, к сожалению, не дошли до нас. Три сочинения, так же общепринятые в практике аюрведы являются Чарака-Самхита, Сушрута-Самхита и Вагбхата-Самхита.

Аюрведа — это не только традиция, в русле которой создавались различные медицинские трактаты, это определенное мировоззрение. Здоровье в ней не самоцель, а средство достижения цели человеческого бытия. Основой всех страданий, в которых страдания физического тела лишь часть всех аффективных реакций, Веды рассматривают причинно-следственный закон, или по-другому — закон кармы. Как в физике существуют законы взаимодействия физических тел, так и существуют законы психических взаимодействий. Психическая деятельность человека естественным образом отражается на объектах физической природы, которая в дальнейшем формирует условия пребывания организма. Ощутимо изменить эти условия возможно лишь зная и действуя в гормонии с законами природы, которые возникли до возникновения человечества.

Практическое применеие знаний, заключенных в Ведах, дает непереоценимый эффект в достижении здоровья и психо-эмоциональной стабильности. Во многих оздоровительных системах с успехом применяются те или иные методики, взятые из приемов классической йоги: лечебное голодание, дыхательные упражнения, диета, медитация, рефлексотерапия, психо-суггестивное воздействие. Ведическая философия немало внимания уделяет и социальным взаимоотношениям внутри общества. Сюда относятся определенные правила этикета, контроль эмоциональной деятельности, соблюдение правил личной гигиены. Все это благоприятно сказывается на здоровье в целом.

Ведическая мудрость напоминает, что духовное возрождение человека начинается с получения знаний, Человек всегда стремится к расширению своего сознания. Есть истины, которые нельзя выразить математическими законами или химическими формулами. Антинаучно утверждать, что сознание — есть следствие взаимодействия органических и неорганических химических веществ, составляющих тело человека.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Следует отметить, что несмотря на то, что современной наукой создаются все более чуткие приборы, предназначенные для изучения окружающего мира, некоторые ученые небезуспешно обращаются к изучению сознания, где данный феномен является и объектом и субъектом познания.

Сейчас, благодаря работе, проделанной А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, мы имеем прекрасную возможность ознакомиться с древнейшей научно-философской и религиозной традицией, которая всесторонне представлена в его трудах.

Согласно Ведам существует три способа постижения реальности: пратьякша, анумана и шабда.

Пратьякша — непосредственное постижение, где средством являются сенсорные системы организма. Как правило, этот метод не способен четко отразить объективную реальность из-за несостоятельности органов чувств.

Другой метод — анумана — изучение путем размышлений и логических построений так же не может считаться совершенным, так как в этом случае субъект оперирует установками и понятиями, полученными с помощью тех же узкоспецифических сенсорных систем. Человеческий организм не существовал до возникновения Вселенной, напротив он является ее порождением. Каждый атом, принадлежащий данному физическому телу одновременно принадлежит Вселенной и подчиняется ее законам, существовавшим задолго до появления человека. Мы являемся частью целого и поэтому не способны познать целое путем арохи — восходящего знания.

Ведическое знание называют шабда-праманой, или шрути.

Этот процесс знаний нисходящий. Считается, что физическая мудрость существовала изначально как принцип материального проявления и его духовная сущность. С развитием современной цивилизации, знание об окружающем стало приобретать чисто утилитарную направленность, что сместило приоритеты в сторону увеличения потребностей человека к тем или иным видам комфорта. К примеру: выпуская красивые пластмассовые предметы, производитель сбрасывает в окружающую среду токсические вещества, сокращающие жизнь человека, ради которого выпускается эта продукция. Этот парадокс возникает как следствие неправильного применения знания. Источник удовлетворенности человека — это процесс духовного развития, в котором сгорают отрицательные качества личности, что позволяет гармонично развиваться и обществу в целом.

Простейшие методы развития — это получение знаний из первоисточников. Истины, раскрытые в книгах Шрилы Прабхупады, легко доступны каждому человеку. Изучая их, любой может достичь состояния гармонии со своим внутренним миром, который является источником внешней деятельности личности. Ибо все болезни тела возникают вначале как дисбаланс тонких энергий, к которым относится и наша ментальная деятельность.

Постигая Знания, данные человеку из Мира Антиматериального, и расширяя свое сознание, человек может избавиться от многих проблем, возникающих от элементарной безграмотности в вопросах проявления законов, окружающего нас мира. Лишь применение сведений, содержащих идеи об Антиматериальном происхождении и Антиматериальной сущности жизни, позволит науке действительно служить интересам личности и человека.

* * * * * * *

В. В. ДАНИЛОВ:

Ведущий сотрудник Института Ведической Философии предлагает нам доклад, который, с моей точки зрения, способен в корне изменить представления о методах получения знаний, принятых в современной науке.

Степанищев Александр Степанович:

НАУКА И ВЕДИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

Наука в древней культуре представляла собой гармоничную, целостную систему знаний. Эта система уравновешивала духовные и материальные стороны жизни человека, она давала человеку точные представления о смысле жизни, о причине явлений, о мире и своем положении в нем. Человек находился в гармонии с природой и всем мирозданием. Но постепенно равновесие этой системы было нарушено и духовная сторона стала предаваться забвению. Материальная наука получила признание как единственный источник подлинного знания о мире, и по мере того как сфера этой науки расширялась, авторитет духовной науки неуклонно падал.

Уже в VI в. до н. э. большинство представителей греческой науки считали причиной всего сущего одни лишь материальные начала. Отвечая на вопрос о происхождении мира, они, наследуя знания древних, использовали понятия первичных элементов, из которых строится и состоит мир. Но у них уже не было единства во взглядах, каждый выдвигал и развивал свою собственную идею. Фалес (640-546 до н. э.) считал, что первичной субстанцией является вода, Анаксимен (550-480 до н. э.) и Диоген (499/98 — 428/27 до н. э.) — воздух, Анаксимандр (610-547 до н. э.) — апейрон, Гераклит (544-483 до н. э.) — огонь. Эмпедокл (487/82 — 424/23 до н. э.) к трём названным элементам прибавил землю. Пифагор (580-500 до н. э.) основу всего существующего видел в числе, его девиз: “Все есть число”. Числа являются сущностью вещей, а вся вселенная — гармония чисел. Пифагорейцы рассматривали числа как образующие элементы материи. Платон (427-347 до н. э.) ставил вопрос о природе и структуре математики. Он различал реальный мир и мир идей. Осознавая абстрактный характер математических объектов, он полностью относил их к области идей. Именно в мире идей его ученики искали истинное знание. Аристотель (384-322 до н. э.) считал, что все существующее в мире образовано из четырех исходных элементов: земли, воды, огня и воздуха. Он интересовался в основном природой математики и ее связью с реальным миром. Для него существование математического объекта установлено, если удается его построить. Обладать знанием — значит провести рассуждение, способное объяснить. Упорядочив и систематизировав знание, Аристотель одновременно заложил основы разделения науки на отдельные дисциплины.

В конце средних веков произошла подмена понятия “наука” понятием “естествознание”. Эта “новая наука” начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, получаемых экспериментальным путем. Рене Декарт (1596-1650) представлял себе мир как воплощенную геометрию и свою механистическую физику строил лишь на понятиях протяженности, формы и движения. Он был убежден, что силы, вызывающие движение, подчиняются неизменным математическим законам. Так как форма сводится к протяженности, то протяженность можно выразить в математических терминах, и потому мир (который есть не что иное, как протяженность и движение) можно математизировать.

Как и Декарт, Галилео Галилей (1564-1642) считал, что в мире действуют простые и неизменные математические законы. Он описал и применил свой новый экспериментальный метод в своих работах по изучению движения и свободного падения тел. Он полагал, что всякая наука должна строиться по образцу математики: ее результаты должны выводиться из аксиом дедуктивными рассуждениями. В то время как для Декарта основополагающие принципы физики были чистыми построениями разума, Галилей полагал, что они должны основываться на опыте, экспериментальных фактах, наблюдениях. Он считал, что на смену качественному аристотелевому подходу должно прийти количественное описание явлений.

Под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение человека. С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные, частные науки. В результате этого утратилось понимание истинной цели науки как науки о мире в целом, а действительности — как единого целого. Рационализм и прагматизм превратились в единственно господствующую форму образования и воспитания, что привело к переоценке интеллектуальных ценностей. Это в свою очередь повлекло за собой все большее превращение ученого в специалиста, который теряет представление о жизни в целом, а порой и в функционера, который не знает, являются ли результаты его работы позитивными или негативными. Из-за отсутствия со стороны частных наук достаточного внимания к этой общей для них всех цели наступил кризис науки, который был не только кризисом достоверности научного знания, но кризисом идеи о рациональном постижении мира.

Объединить частные науки в систему, основанную на единых принципах мечтали не однажды. На протяжении всей истории человечества философы и мыслители искали единый, универсальный метод, который был бы применим всюду как путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету. Они стремились найти некую единую фундаментальную причину, которая является основой всех явлений во вселенной. Взгляды ученых основываются на предположении, что вселенную можно постичь с помощью чисел и математических формул. Поэтому они ищут единое и универсальное математическое описание природы.

Эти поиски ведутся с переменным успехом. Много раз ученые полагали, что подобная единая теория у них уже в руках. В начале девятнадцатого столетия Лаплас (1749-1827), размышляя над законами Ньютона (1643-1727), заявил, что все явления природы есть всего лишь математические следствия небольшого числа неизменных законов. В прошлом столетии появилось множество новых понятий и открытий, которые впоследствии были объединены в одну науку — физику, а та простая картина законов природы, которую предлагал Лаплас, устарела. В нашем веке Эйнштейн затратил много усилий на разработку значительно более сложной единой теории. Его цель состояла в том, чтобы объяснить все явления, происходящие во вселенной, как следствия колебаний в некотором фундаментальном едином поле. Но снова новые открытия, появившиеся в физике, уже не вписывались и в эту теорию. Необычайно запутанный поток новых открытий, произошедших в течение нескольких десятилетий делал перспективу поиска конечной теории все более и более нереальной. И тем не менее, попытки найти единую теорию природы не прекращаются. Многие современные ученые с оптимизмом ожидают развития некоторой теории, которая сможет объяснить окружающую действительность с помощью единого поля, подчиняющегося универсальному закону.

НАУЧНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

В основе поиска единого объяснения явлений природы лежат две основные гипотезы. Первая из них состоит в том, что различные явления природы гармонично вытекают из некоторого конечного, единого источника, а вторая — что природу можно целиком описать с помощью чисел и математических законов. Вторая гипотеза выражает фундаментальный методологический подход современной науки, в то время, как первая имеет философский характер. Без философии частные науки слепы, потому что теряют свою объективную и единую методологическую основу. Они теряют также и всякую связь между собой, вследствие чего, отражая многообразие действительности, не могут отразить ее единства. Объективной основой объединения научного знания является единство мира, его целостность и гармоничность. Убежденность в том, что природа обладает заложенным в нее единством, придает многим ученым уверенность в полной осуществимости программы ее рационального объяснения.

Одним из важнейших средств исследования является наблюдение или эксперимент. Несомненно, что наблюдение дает некоторое начальное знание. Но на основании опыта невозможно было бы получить знание о ненаблюдаемых сущностях, таких, как радиоволны, или ввести абстрактные понятия, такие, как закон инерции. Ничего нельзя объяснить, указав на нечто как на факт опыта или удостоверившись, что некоторое утверждение охватывает ряд экспериментальных данных. Опыт сам подлежит объяснению, и это объяснение составляет задачу теории. Теория как система основных идей той или иной отрасли знания и как форма организации научного знания, выходит далеко за пределы опыта и именно поэтому она вносит вклад в его объяснение. По способу приобретения и организации знания можно выделить два основных типа теорий: эмпирические и дедуктивные.

Эмпирические теории имеют большой фактуальный базис, на основании которого методом индукции выводятся и формулируются эмпирические законы, которые выступают обобщением этого эмпирического материала. При этом надо иметь ввиду, что для любого определенного множества данных имеется неограниченное число теорий, которые могут их объяснить, и не существует одного-единственного пути от данных к теориям. То есть метод индукции неопределенен. Эмпирические законы не объясняют явлений, которые они обобщают и область их применения должна ограничиваться теми же условиями (время, место и обстоятельства), при которых они были получены.

Дедуктивны е теории имеют исходные логически неопределяемые понятия и утверждения, которые являются основными в данной теории. Это аксиомы и постулаты или начала и принципы. Все остальные понятия и утверждения определяются через основные при помощи логических и математических правил, образуя систему следствий. Это теоремы и законы. Путь от основных понятий и утверждений дедуктивной теории к ее проверяемым следствиям является единственным в своем роде. То есть метод дедукции однозначен.

Теорией называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, то есть такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних. В современной науке под теорией понимается гипотетико-дедуктивная система, то есть множество формул, порождаемых с помощью логики и математики группой начальных предположений. Некоторые из первоначальных предположений научной теории именуются гипотезами. Гипотезы представляют собой предположения о реальной действительности. Некоторые из этих гипотез, входящих явным или неявным образом в научную теорию, являются чисто математическими по своей природе в том смысле, что они обусловливают математические характеристики рассматриваемых понятий. Другие имеют более или менее непосредственное конкретное содержание в том смысле, что касаются свойств реальных систем, о которых предполагают, что они реально существуют.

Научная теория не является результатом индуктивного синтеза. Любая научная теория является гипотетико-дедуктивной системой, то есть системой, основанной на гипотезах или утверждениях, которые идут дальше наблюдений. Поэтому построение научных теорий является творческим процессом. Такие теории отправляется от определенной совокупности гипотез и развертываются дедуктивным способом. Метод построения научных теорий таким путем называют аксиоматическим. Аксиоматический метод кратчайшим путем ведет к сути любой теории и является лучшим из имеющихся способов формулирования теории.

Большинство математиков рассматривают аксиоматику как идеальную форму для математических теорий, в частности в алгебре. Ее роль возрастает и в других областях математики. Эта форма идеальная, но не совершенная. Во-первых, не существует какой-либо окончательной системы аксиом. Всегда в принципе возможны более глубокие уровни аксиоматизации. Во-вторых, любая содержательная теория просто не может быть совершенной, даже если она и представлена аксиоматически.

В 1931 году австрийский математик Курт Гёдель сконструировал истинное арифметическое высказывание, которое, как он доказал, нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то есть нельзя вывести дедуктивным путем из аксиом арифметики ни само это высказывание, ни его отрицание. Другими словами, всякая непротиворечивая система аксиом, охватывающая арифметику натуральных чисел, не может содержать все формулы той области, которую намереваются систематизировать. Любая такая система, если она непротиворечива, необходимо является неполной. А если система непротиворечива и полна, то ее нельзя полностью аксиоматизировать. Правда, всегда можно построить более мощную систему аксиом, которая будет охватывать большее число утверждений, чем предшествующая теория. Но и в этом случае она будет неполной. Поэтому не может быть никакой совершенной системы аксиом. Все, что мы можем — это строить все более лучшие системы аксиом.

Это открытие Гёделя произвело в научном мире эффект разорвавшейся интеллектуальной бомбы. Результат, полученный Гёделем, выходит далеко за пределы узких рамок арифметики. Уже одного этого было бы достаточно, чтобы разрушить восходящее к Лейбницу и Декарту мнение, будто множество выводимых формул совпадает с множеством истинных формул. Но оставалась надежда, что выводимость лишь на немного меньше истинности, что недоказуемыми являются только экзотические формулы гёделевского типа, в которых зашифрованы утверждения, относящиеся к самим этим формулам. Но через пять лет был получен значительно более сильный результат — польский математик Тарский доказал, что само понятие истинности логически невыразимо. Это означает, что методология, в основе которой лежит дедуктивный метод, уже не может претендовать на получение истины. Теорема Тарского, включающая в себя теорему Гёделя как частное следствие, устанавливает существование различия между истинностью и выводимостью. Таким образом, мы с необходимостью приходим к выводу о том, что методология современной науки в принципе не может быть основой для получения фундаментального и истинного знания о мире.

На этом этапе осознания несовершенства современной научной методологии было бы естественным обратиться к древним и надежным источникам знания, которыми мы до сих пор пренебрегали в наших научных исследованиях. Одним из таких источников являются Веды. Признав ограниченность и несовершенство современных научных теорий, мы сможем объединить рациональное зерно современной науки с более широким знанием, содержащимся в Ведах. Это не только позволит нам достичь необходимого прогресса в понимании природы, но и даст нам множество идей, способных стимулировать современные исследования материи и ее взаимодействий.

ВЕДИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Когда живое существо утрачивает свою связь со Всевышним Господом, оно попадает под влияние Его материальной энергии. Оно теряет знание о своей духовной природе, о своем изначальном вечном предназначении и погружается в обусловленное материальное существование. Находясь в плену материального существования, живое существо испытывает всевозможные страдания. Введенное в заблуждение, оно не достигает ни счастья, ни вечности. Причина страданий кроется в его порочных желаниях господствовать над природой. Силы материальной природы заставляют живое существо деградировать, превращая его жизнь в ад и обрекая на вечные муки. Наказание приходит всякий раз, когда люди забывают о Боге и строят на земле безбожную цивилизацию.

Чтобы возродить сознание живого существа создаются богооткровенные писания. В том или ином виде они периодически появляются в человеческом обществе согласно времени, месту и обстоятельствам. Поэтому, чтобы обрести истинное счастье человек должен обратиться к этим священным писаниям и почерпнуть из них трансцендентное знание. Вырваться из неведения материального существования, которому присущи рождение, болезни, старость и смерть, и вернуться в свое изначальное положение могут помочь Ведические писания, Веды.

Слово “ Веда ” в переводе с санскрита означает знание. Веды не являются творением человеческой мудрости. Ведическое Знание приходит из духовного мира. Сам Шри Кришна, Верховная Личность Бога, как Кришна-дваипайана Вйаса дал нам Ведическую литературу. Он разделил Веды на четыре части, затем Он разъяснил их в Пуранах, а для людей с более низкими умственными способностями Он написал “Махабхарату”, центральную часть которой составляет “ Бхагавад-гита”. Затем вся Ведическая литература была обобщена в “Веданта-сутре”, для понимания которой будущими поколениями Он написал комментарий под названием “Шримад-Бхагаватам”.

Согласно Ведической традиции, Веды абсолютны и авторитетны. Чтобы понять их, нет нужды прибегать к другим источникам — все необходимое содержится в них самих. Ведическое Знание считается вечным, но из-за того, что материальный мир находится в постоянном движении, учение Вед нуждается в том, чтобы его постоянно утверждали заново. Ведические принципы принимают без доказательств, так как в них не может быть ошибок. Это Знание непогрешимо и совершенно, потому что нисходит по цепи совершенной ученической преемственности духовных учителей, начинающейся с Самого Шри Кришны.

Веды сравнивают с древом желаний, так как они содержат все Знание, которое может быть доступно человеку. Они рассматривают вопросы, связанные с материальными потребностями, и с духовным осознанием. Веды — источник всех Знаний, в них содержатся систематизированные основы Знания по всем предметам человеческой деятельности: религиозной, экономической, социальной, политической, военной и медицинской сферах, физике, метафизике, химии и прочих предметах.

В наше время Ведическую литературу представил великий ученый, философ и мыслитель, А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. В совершенстве владея Ведической методологией, он перевел с санскрита и подробно прокомментировал главные Ведические тексты: “Бхагавад-гиту” и “Шримад-Бхагаватам”, а также “Чаитанйа-чаритамриту” и другие книги, в которых изложена изначальная Ведическая наука постижения Бога, бхагавата-дхарма. В учении Вед, изложенном в книгах Шрилы Прабхупады, можно выделить три основные темы, которые на санскрите называются самбандхой, абхидхейей и прайоджаной. Самбандха — это наши взаимоотношения с Богом, абхидхейа — деятельность в рамках этих взаимоотношений, а прайоджана — высшая цель, или совершенство. Эти три категории универсальны: их можно обнаружить в учениях всех религий мира. Они составляют суть духовного Знания и являются универсальными категориями, с которыми имеют дело все религии мира.

Согласно Ведической гносеологии существует три возможных метода познания. Первый метод, пратйакша (эмпирическое чувственное восприятие), нуждается в поправках извне. Например, нашему глазу Солнце представляется величиной с монету, но астрономические расчеты свидетельствуют, что чувства обманывают нас — Солнце во много раз больше Земли.

Второй метод, анумана (теории, выводимые из фактов), не может привести к познанию того, что лежит за пределами сферы логически постижимого. Согласно Ведам, процесс анумана сам по себе никогда не может привести к совершенному Знанию. Веды утверждают, что объекты, не относящиеся к материальной природе, не могут быть познаны экспериментально. Поэтому их называют ачинтйа (непостижимые). Все, что относится к ачинтйа, невозможно постичь с помощью отвлеченных размышлений или логических построений.

Третий метод, шабда (слушание Ведической литературы), считается самым надежным и важным. Поскольку люди ограничены и несовершенны, не могут быть совершенными и их ощущения, а также воздвигаемые ими теории и предположения. Веды называют четыре причины, по которым любое знание, не относящееся к категории шабда, будет несовершенным. Во-первых, сколь бы одарен и педантичен ни был человек, он не в состоянии избежать ошибок: человеку свойственно ошибаться. Во-вторых, люди склонны впадать в иллюзию. В шастрах говорится, что всякий материально обусловленный человек пребывает в иллюзии, если воспринимает себя в категориях национальной, расовой, религиозной или родовой принадлежности. Первый шаг человека в трансцендентном знании, согласно Ведам, есть осознание того, что его сущность не имеет отношения к временному материальному телу. В-третьих, чувства каждого человека ограничены, или несовершенны. Например, в темной комнате мы не можем видеть даже собственных рук. И наконец, Веды утверждают, что каждый человек склонен к обману. Человек, который осмеливается учить других, является обманщиком, потому что его знание несовершенно.

Ведическое Знание есть шабда — Знание, услышанное от высшего авторитета, поэтому оно считается совершенным. Например, если ребенок хочет узнать, кто его отец, он должен обратиться к матери. Он может опросить всех мужчин, но гораздо проще спросить об этом у своей матери, авторитет которой в этом вопросе неоспорим. Другими словами, если человек имеет возможность получить информацию из достоверного источника, ему нет необходимости утруждать себя независимыми исследованиями. Метод шабда, в котором мы принимаем авторитет, абсолютно необходим, если мы хотим узнать о предметах, находящихся за пределами сферы действия чувств и логики.

Восприятие трансцендентного знания из уст человека, компетентного в нем — это стандартный метод познания, устанавливаемый самими Ведами. Материальное знание относится к тому, что находится внутри материальной вселенной, а трансцендентное знание говорит о том, что находится за ее пределами. Веды указывают на высшую изначальную истину в равной мере недоступную как для непосредственного восприятия (пратйакша), так и для индуктивного метода (анумана). Когда человек получает трансцендентную информацию из уст компетентного человека, он обретает счастье и больше ни в чем не нуждается. Он возвышается над двойственностями материального мира. С другой стороны, человек, следующий эмпирической традиции, склонен рассматривать все, что выходит за рамки чувственно воспринимаемого или логически постижимого, как предмет слепой веры, догмы или интуиции.

Шабда (слушание компетентного человека) открывает сферу Знаний, недоступных научной методологии. Это единственный метод, позволяющий узнать то, что непознаваемо в нашем обусловленном состоянии. Чтобы узнать, кто его отец, у ребенка нет иного выхода, кроме как спросить у своей матери. Здесь не помогут ни вера, ни убеждения, ни чувства, единственный путь — это выслушать того, кто знает. “Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Самореализованные души способны дать тебе Знание, ибо они видят истину”. По Ведической традиции идеальным учителем, гуру, может быть только тот, кто “увидел истину”.

Существует определенная связь между сущностью Ведического Знания и способом его постижения (предметом и методом). Чтобы понять эту связь, необходимо рассмотреть Ведическую концепцию учителя (гуру) и ученика (шишйа). Ученик должен не просто искать совершенных Знаний в Ведической литературе, он должен лично получать их от квалифицированного учителя, с которым его связывают особые отношения. Буквальное значение слова гуру — “тяжелый”, и истинный гуру должен быть тяжелым, нагруженным Знаниями. Лучший пример взаимоотношений учителя и ученика содержится в “Бхагавад-гите”. Арджуна, поставленный перед необходимостью сражаться со своими друзьями и родственниками, пал духом. Поэтому он обратился к гуруКришне, которого Веды признают Верховной Личностью, знатоком и составителем их самих. “Я уже не вижу, в чем же мой долг, укажи мне верный путь. Теперь я Твой учени


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.