Церковь Святого равноапостольного князя Владимира. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Церковь Святого равноапостольного князя Владимира.

2019-10-25 221
Церковь Святого равноапостольного князя Владимира. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Великий Новгород.

С Новгородом и княжившим в нем Александром Невским связано начало почитания Владимира Святославича, крестителя Русской земли, как святого равноапостольного князя, т.е. равного по своим деяниям святым апостолам Христовым. Отправной точкой официального причисления к лику святых могла послужить победа на Неве над шведами, совершенная отрядом Александра Ярославича 15/28 июля 1240 года – в день памяти Владимира Крестителя. Новгородская летопись под 1311 годом сообщает о самом первом храме во имя этого святого: «Архиепископ Давыд постави церковь камену на воротех от Неревьского конца Св. Владимира». Он располагался в Детинце над воротами крепостной башни, получившей в дальнейшем от него название Владимирской. Церковь возобновлялась в 1461 году при архиепископе Ионе. К середине XVIII века она обветшала и была разобрана, оставив после себя лишь каменные фундаменты.

Нынешняя деревянная шатровая церковь, расположенная в северо-восточной части Новгородского Кремля, носит мемориальный характер и ни в коей мере не претендует на реконструкцию прежнего храма. На сегодняшний день актуальным остается мнение, что создание иконостаса для нового храма всегда заранее продуманное решение, «наиболее полно отражающее существующие предпочтения в типологии, общей композиции и сюжетно-иконографическом составе иконного наполнения алтарной преграды. В этом случае продумывается архитектурная композиция иконостаса, вопросы связи его с интерьером возведенного здания».[23] В данном случае было принято коллегиальное решение оформить иконостас нового храма в древнерусском стиле.

Убранство церкви Св. Владимира составляет одноярусный иконостас их четырех икон, невысоких расписных Царских врат, южной и северной дверей иконостаса. Иконы исполнены иконописцами мастерской им. Иоанна Дамаскина при Александро-Невской лавре (руководитель – кандидат искусствоведения, иконописец, реставратор Д.Г. Мироненко), а также иконописцами Софийского собора. За основу иконографии и художественного стиля были приняты хранящиеся в главных музеях страны лучшие и наиболее характерные образцы новгородской иконописи XIII – начала XIV века – эпохи почитания св. Владимира и создания первого храма в его честь. В программу и стилистику иконостаса заложена версия реконструкции иконостаса древнего храма.

Слева от Царских врат расположен образ «Богоматерь с Младенцем на престоле», с пророками на полях, предрекшими Воплощение Господне; справа – «Спас на престоле», с избранными святыми на полях (в их число, помимо традиционных святых воинов Георгия и Димитрия, особо почитавшихся в Новгороде святителей Климента и Николы, включены святой равноапостольный Кирилл учитель Словенский и Лев папа Римский – небесные покровители Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и Митрополита Новгородского и Старорусского Льва). Фланкируют иконостас на левом крыле «Святые Борис и Глеб» - первые русские святые благоверные князья, с которыми тесно связано почитание в Новгороде святого Владимира, и храмовый образ самого этого святого, представленный в княжеских облачениях, со свитком, текст которого призван напомнить о главном деянии равноапостольного князя – просвещении народов Руси учением Христовым.

Иконы имеют характерные для времени возведения древнего Владимирского храма цветные – красные или белые – фоны, отличаются открытым интенсивным колоритом, ясным рисунком, типичной для того времени строго фронтальной ориентацией изображений святых. Надписи с их именами следуют приемам старинной каллиграфии. На створках Царских врат изображено «Благовещение», на южной и северной дверцах – процветшие кресты с полуфигурами архангелов в медальонах, расположенных в средокрестьях. Дубовые тябла украшены крупной, четко читаемой резьбой, мотивами лозы и плетенок, восходящей к древним орнаментальным образцам, бытовавшим в Новгороде в XIII –XIV веках.[24]

Храм Святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси был освящен 26 июля 2016 года Митрополитом Новгородским и Старорусским Львом. Владимирская церковь в Детинце является уникальным новгородским архитектурным мемориалом, напоминающим жителям и гостям города о красоте и благолепии древнерусских храмов.

Воскресенский собор.

Старая Русса.

На берегу реки Полисть, при впадении в нее Пе­рерытицы, с давних пор существовала маленькая церковь в честь Покрова Богоматери. После шведского разорения она заменила погибшую старорусскую соборную церковь Бориса и Глеба, сооруженную некогда новгородскими купцами. В 1696 году, на месте маленькой деревянной церковки по благословению новгородского митрополита Корнилия, на иждивение соборного ста­росты М.Ф. Сомрова с прихожанами, был выстроен обширный ка­менный собор с главным алтарем в честь Воскресения Христова. Алтарь с южной стороны освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи, а с северной - в честь праздника Покрова Богородицы. Тем самым, храмоздатели сохранили память о древних, когда-то почитавшихся, церквях.

Русский поэт и писатель К.К. Случевский во время поездки в свите великого князя Владимира Александровича (1847-1909 гг.) по северо-западным и северным губерниям европейской России в качестве журналиста-бытописателя, написал путевые очерки, в которых он не только отразил динамичную и разнообразную жизнь русского Севера в царствование Александра III, но и дал описание несохранившихся ныне церквей и их иконостасов. Воскресенский собор в Старой Руссе Случевский характеризует как нарядный и богато украшенный: «Собор в два света, под круглым куполом с изображением Деисуса, на четырёх столбах, с пятиярусным иконостасом, иконы которого обрамлены витыми золотыми колонками; по стенам новые, выдержанные в тёмном тоне, живописные изображения. На одном из столбов копия с громадной поясной иконы Старорусской Божией Матери, под готическим балдахином с драпировкой из малинового бархата и многими привесками и искусственными цветами, пожертвованиями набожных людей».[25] 

Через сто лет собор был перестроен, но в 1906 году главный храм пришлось закрыть для богослужения, ввиду появившихся трещин в его сводах. В 1907 году, 8 сентября, храм был вновь освящен после капитального ремонта. Это было последнее переустройство собора.

В своей книге «Старая Русса» В.А. Пылаев описывает иконостас собора, но описание это относится к 1916 году. Во время ремонта 1905 года иконостас снимали, но затем он был восстановлен. «Светло в главной части собора. Впереди, в пять ярусов возвышается иконостас, завершаясь Распятием. Не древен этот иконостас. Очевидно, он устроен в начале прошлого столетия, когда перестраивался собор (в 1833 году), а в 1883 г. некоторые старые образа иконостаса были написаны вновь, другие пройдены колерами, на иных исправлены грунт и позолота. Самый иконостас был позолочен и украшен всевозможными карнизами и арабесками. Всё же проста, незамысловата отделка его, но она и хороша простотою своею. Стройно, рядами тянутся в нем св. иконы местные, двунадесятых праздников, апостолов, пророков и праотцев, вознося мысли богомольца к великим событиям явления Христова. В нижнем, местном ярусе есть и почитаемые горожанами св. иконы. Справа от царских врат стоит образ Фомина уверения, а по левую сторону образ Скорбящей Божией Матери - обычное изображение Богома­тери, окруженной страждущими людьми. (Под образом есть надпись «1773 г. обещанием сей образ старорусского посадского человека Василия Мартынова, сына Скорляшникова, и как по душу мою Бог пошлет, у коея церкви тело мое погребено будет и поставить святой образ вечно в церкви»)».[26]

В соборе находилось много икон с образами новгородских подвижников. Они были в иконо­стасе, на стенах храма и приделов. «В Предтеченском приделе небольшой образ нов­городских чудотворцев в сребропозлащённом окладе. В верхней части его Господь Вседержитель, Божия Матерь, Ни­колай Чудотворец и другие святые, а ниже образ Софии Премудрости Божией с предстоящими новгородскими чудо­творцами, или, там же, на северной стене - образ Господа Вседержителя с припадающими к Нему святыми - Варлаамом Хутынским и преп. Сергием Радонежским. Есть несколько образов и святителя Никиты».[27] Здесь же писатель упоминает еще об одном иконостасе «А в западном притворе, кроме многих образов древнего происхождения, находится интересный маленький иконостас. По-видимому - это памятник усердия какого-либо горожанина, желавшего иметь у себя дома любимое им подобие церкви».[28]

В XIX веке выдающийся русский архитектор В.П. Стасов значительно увеличил храм в ширину и высоту, привнеся в его облик элементы декора в псевдовизантийском стиле, добавил ещё один ярус колокольни и увенчал его шпилем. Убранство храма отличалось великолепием, стены украшала монументальная живопись. На фотографии В.М. Машукова 1901 г. видно, что центральный иконостас Воскресенского собора был пятиярусным. По документам 1910 г. известно, что высота его составляла около 6 саженей, а длина около 14 аршин. Это был иконостас барочного стиля, характерный для конца XVIII – начала XIX вв. В настоящий момент центральный иконостас составлен из полиграфических икон. Придельные церкви украшены новыми тябловыми с резьбой иконостасами в  2000 г. старорусским художником В.А. Фёдоровым (+2009 г.).

Придел Покрова Пресвятой Богородицы не имеет храмового образа. Поясные иконы местного ряда Спасителя и Богородицы «Одигитрии» находятся с двух сторон от Царских врат с ростовыми образами Иоанна Златоустого и Василия Великого. На двух других дверях изображены архидиаконы Стефан и Лаврентий. Фланкируют иконостас ростовые иконы местночтимых святых прпп. Константина и Космы Косинских. В деисусном ряду также есть иконы прпп. Саввы Вишерского, Варлаама Хутынского и святого страстотерпца царя Николая II и патриарха Тихона, чье прославление состоялось незадолго до написания иконостаса.

Придел Рождества Иоанна Предтечи украшает трехъярусный иконостас, выполненный в древнерусском стиле. В местном ряду примечательна икона Спасителя с восемью пророками в медальонах и припадающими прпп. Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. На иконе Богоматери Тихвинской автор изобразил в клеймах сцены Акафиста. Ростовой храмовый образ Иоанна Предтечи помещен на диаконскую дверь. Завершают местный ряд иконы свт. Николая Чудотворца и местночтимого святого прп. Антония Леохновского.

Праздничный ряд составлен из четырех досок, на которых художник написал по два праздника. В центре второго ряда расположена икона «Тайная Вечеря».

Храмы в лечебных учреждениях Великого Новгорода.

С начала 90-х годов по всей России началось движение православных врачей, которое пыталось осмыслить этические вопросы в медицине (отношение к абортам, репродуктивным технологиям, эвтаназии, коммерциализацию здравоохранения и др.). В 2007 году от Новгородской епархии на Всероссийский учредительный съезд православных врачей был направлен клирик церкви Святых благоверных князей Бориса и Глеба – протоиерей Алексий Борискин. [29] Через несколько лет из среды медицинских работников образовалось движение добровольцев и сестер милосердия. Они и составили ядро Общества православных врачей Великого Новгорода.

В городе действуют пять больничных храмов: в Областном онкологическом диспансере - храм иконы Божией Матери «Скоропослушница», в Центральной городской клинической больнице в 1-й клинике (бывшая «Азот») - храм Святых Косьмы и Дамиана, во 2-й клинике (бывшая ЦРБ) – храм Преподобного Варлаама Хутынского, в Детской областной больнице - храм Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, и в Областном наркодиспансере «Катарсис» - храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Также открыты часовни в Новгородской Областной клинической больнице в Колмово и в психиатрической больнице. Некоторые больничные церкви оформлены новыми иконостасами.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.