Церковь Успения Божией Матери в Колмово. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Церковь Успения Божией Матери в Колмово.



Великий Новгород.

Ктитором каменной церкви Успения Божией Матери в Колмово построенной в 1423 году, был Юрий Онцифорович, принадлежавший к боярскому роду Мишиничей, живших в Неревском конце Великого Новгорода.[15]  В XVI веке при архиепископе Макарии,  церковь была «возобновлена и обложена». По мнению реставратора Н.Н. Кузьминой, весь первый ярус здания со сводами и остатками двух восточных барабанов относится к одному строительному периоду – 1527 – 1528 гг., хотя особенности планового решения храма (квадратного, четырехстолпного, с одной апсидой) давали повод предполагать, что оно восходит к XIV столетию.[16]  С момента постройки до закрытия в 1933 году в храме находилось четыре алтаря и, соответственно четыре алтарных преграды. Сведений об этих иконостасах немного. Сохранился чертеж Вознесенского храма начала XIX века, судя по которому, иконостас вплотную примыкал к западной грани восточной пары столбов.[17]

По свидетельству протоиерея Владимира Духовского, иконостас Успенского храма был устроен в 1830 году на средства Приказа общественного призрения. Прежний иконостас, XVII века, при этом был разобран и взят в Новгородский музей (вероятнее всего речь идет все же об иконостасе XVI века, но с басменными окладами XVII века – прим. моё Л.Л.). В 1862 году Успенскую церковь посетил М.Толстой, который, помимо описания оригинальной архитектуры храма отметил, что «в третьей келии на втором этаже трапезной у окна лежат обломки деревянных карнизов и нижние части прежнего иконостаса… В пятой комнате – в порядке расставлены святые иконы, их немного. Устроители Новгородского музея, взяв множество икон из Колмовской церкви, эти иконы почему-то оставили здесь».[18]  

Из краткого каталога предметов церковного отдела в Новгородском музее древностей следует, что иконы из Успенского иконостаса хранились там продолжительное время. Все иконы были «писаны на дереве» и украшены серебряными с золочением басменными окладами. В каталоге возле описания каждой иконы сделана приписка: «Век XVI. Из Новгородской пригородной Колмовской церкви». Благодаря этому каталогу можно реконструировать древний иконостас Успенского храма. Центральный деисус составляли иконы  Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи. По сторонам от центральной композиции, вероятнее всего, находились попарно следующий иконы: арх. Гавриил и неупоминаемый в каталоге арх. Михаил,  апостолы Петр и Павел, святители - литургисты Иоанн Златоуст и Василий Великий, митрополиты Московские Петр и Алексий, мученники Косма и Дамиан, преподобные Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин (тоже присутствующий в каталоге в конце списка, но без упоминания о том, что образ взят из Колмовского храма), а также Петр Афонский и вероятно еще икона пр. Василия Мосийского в чудесах. Иконы праздничного и страстного цикла дополняют реконструкцию: Сретение, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень во Иерусалим, Распятие, Снятие со креста, Положение во гроб, Преполовение.[19] До настоящего времени из этого списка сохранились две иконы XVI века, хранящихся в собрании Новгородского музея-заповедника (зал №4). Это образ прп. Варлаама Хутынского из деисусного чина, около 1530 года (инв. № НГМ КП 2791), и икона «Благовещение» из праздничного ряда, того же времени (инв. № НГМ КП 10912). Обе иконы отличаются высоким уровнем исполнения и украшены серебряными басменными окладами.



 Из книги расхода и прихода сумм Успенской церкви можно узнать, что в 1882 – 1896 годах иконостас поновлял живописец Михаил Андреев, также написавший для него образ Рождества Христова. 

Об устройстве нового иконостаса в XIX веке известно из письменных источников. Подробное описание сделано архимандритом Макарием (Миролюбовым): «Середина иконостаса была устроена в виде Голгофы, а верх обведен карнизами. По обе стороны от вызолоченных деревянных Царских врат в первом ярусе шли по три иконы: Спасителя, святого Моисея, икона Спаса Нерукотворного, храмовая икона Успения Божией Матери, икона всех святых, образ святителя Николая Мирликийского и благоверного князя Александра Невского. Все иконы были в апликовых[20] ризах, украшены позолотой, серебром и бисером. Во втором ярусе, над Царскими вратами, находилась большая полукруглая икона Тайной вечери, а по сторонам в золоченых рамах иконы двунадесятых праздников. Посередине третьего яруса возвышался крест с изображением Распятия Спасителя, а по сторонам от него - Божией Матери и Иоанна Богослова. Венчал иконостас образ «Положение Иисуса Христа во гроб», в раме. Над южными пономарскими вратами была надпись: «Вниду в дом Твой Господи и поклонюся ко храму Святому Твоему» (Пс. 5:8),  - а над северными вратами: «Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дней» (Пс.92:6). Храмовая икона Успения Божией Матери отнесена архиепископом Макарием к 1303 году и названа чудотворной.[21]



В 1997 году Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Колмово была передана Русской Православной Церкви. Для возобновления богослужебной жизни был устроен временный иконостас из полиграфических икон, который просуществовал пятнадцать лет. В 2012 году по благословению правящего митрополита Льва прихожане начали сбор средств на написание нового иконостаса. Он был выполнен группой новгородских иконописцев, возглавляемой С.В. Куропаткиным, по проекту выпускницы Иконописной школы МДА Н.А. Юдиной. Образцом для создания проекта, послужил сохранившийся в новгородском музее иконостас церкви Свв. Петра и Павла в Кожевниках.

В течение четырех лет, иконописцы: С. Куропаткин, Н. Юдина, Н. Степанова (Мамаева), В. Ландо, А. Максимова (Копцева), В. Номеровская написали в лучших новгородских традициях XVI века двухъярусный тябловый иконостас, состоящий из местного и деисусного рядов с трехлопастным навершием с изображением Святой Троицы (по типу рублевской).

Иконостас имеет несколько особенностей. По желанию настоятеля храма протоиерея Николая Ершова, Царские врата сделаны шире, чем обычно.  Принятое решение прокомментировал отец Николай: «Это связано с тем, что на всенощную в праздник Успения Пресвятой Богородицы множеством служащих священников из алтаря износится Святая плащаница Божией Матери. Между Престолом и Царскими вратами совсем немного места, поэтому было принято решение немного расширить проем Царских врат».  

В центре деисусного чина (как в иконостасе церкви Свв. Петра и Павла в Кожевниках) находится икона «Спас в силах». Изображение Христа «в силах» является московской традицией. Решение предпочесть данный извод вместо традиционного для древнего Новгорода образа «Спаса на Престоле» было продиктовано стилистикой иконостаса, ориентированного на XVI век, когда велико было влияние Москвы, московских вкусов и предпочтений в программе новгородских иконостасов.

На сени врат, ведущих в жертвенник, написан образ Богородицы по типу «Никопея Кириотисса» (от греч. «Владычица-Победодательница»). Младенец изображен на лоне Богоматери без мандорлы, и Пресвятая Богородица поддерживает Его за плечи. К Божией Матери с Младенцем припадают святые преподобные отцы Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин со свитками в руках, являющиеся между собой сводными братьями.[22]

По желанию настоятеля фланкируют иконостас новгородские святые: святители Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Вяжищский; преподобные: Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский, Михаил Клопский, Антоний Леохновский и Савва Вишерский.






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.005 с.