Придел Святых Иоакима и Анны в Софийском соборе. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Придел Святых Иоакима и Анны в Софийском соборе.



Великий Новгород.

Придел Святых Иоакима и Анны расположен к югу от диаконника главного алтаря. В древности на этом месте, находился кутейник – место хранения поминальных приношений, которые возлагали на гробы захороненных здесь святых в дни их памяти. «Достоверное упоминание о приделе благословенных родителей Богородицы, повторившего посвящение первого каменного храма новокрещеного Новгорода в 989 году, относится в летописи к началу XV века, но традиция связывает его появление со временем строительства собора».[10] В период около 1558 года по указу царя Иоанна Грозного, церковь Святых Иоакима и Анны была перестроена и расширена. Известно, что иконостас включал «двери Царские, сень и столбцы обложены серебром басменным, венцы сканые со вставки. Да по полям и меж святых вставки хрустальные. Да на дверех же крест хрустальной. 35 образов святых и праздников и пророков в деисусех обложены серебром … 3 образа местных…».[11] Существует версия, что это мог быть иконостас, установленный в приделе Рождества Богородицы во время капитального ремонта собора в 1831-1834 гг.

13 ноября 2001 года Владыка Лев рассмотрел эскиз и благословил написание иконостаса в придел Святых богоотец Иоакима и Анны. Проект был подготовлен иконописцем С.В. Куропаткиным под руководством Главного хранителя Софийского собора Т.Ю. Царевской.

Для создания гармоничного ансамбля было необходимо вписать новый иконостас между двумя историческими иконостасами Софийского собора. В связи с этим Иоакимо-Аннинский иконостас был задуман в стилистическую поддержку Рождественскому иконостасу XVI века и дополнен элементами Большого Успенского иконостаса. Ширина его составила 410 см., высота - 387 см.

Архитектурной особенностью придела являются его малые размеры и всего два арочных прохода в восточной части. Один из них, весьма широкий, предназначался  для Царских врат, а второй – узкий, с небольшим поворотом в толще стены - для входа в жертвенник. Пространство придела Святых Иоакима и Анны сегодня почти сливается с расположенным южнее Рождественским приделом благодаря большому арочному проему между ними, под которым на небольшом возвышении покоятся мощи святителя Никиты Новгородского в серебряной раке.

Праздничные иконы сгруппированы по четыре клейма на трех горизонтальных досках, как на древнем Успенском иконостасе Софийского собора. На иконах деисусного ряда написаны по два образа на одной доске. Этот прием позволил компактно вписать иконостас в столь малый объем придела. Образ Божией Матери иконографического типа «Умиление» из местного ряда является списком с краснофонной новгородской иконы XV века, находящейся в экспозиции галереи Палаццо Леоне Монтанари в Виченце. В иконостасе нет храмового образа, который традиционно должен располагаться справа от иконы Спасителя, поскольку образ со святыми Иоакимом и Анной расположен чуть правее, в иконостасе Рождественского придела, связывая в одну линию эти две придельные церкви. На месте храмового образа одна под другой расположены четыре пядничные иконы: Божия Матерь «Казанская», свт. Николай Чудотворец, св. вмч. Георгий Победоносец и свв. мчц. Параскева и Анастасия на одной доске. Это было обусловлено наибольшим почитанием этих святых в Новгороде. Образцом для написания Царских врат послужили врата начала XVI века, хранящиеся в собрании НГОМЗ (из Кирилловского уезда Новгородской губернии, (инв. №10911)).[12] На вратах в рост изображены литургисты святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. На двери входа в жертвенник располагается ростовой образ праотца Мелхиседека, с глубокой древности символизирующий прообраз евхаристической жертвы.



Крест, украшенный серебряной басмой и драгоценными камнями, над Троицей на фоне щелевидного окна в восточной стене придал всей композиции иконостаса завершенность и гармоничность.

 В течение одиннадцати лет тябловый трехъярусный с навершием иконостас был полностью завершен. Все иконы и Царские врата обложены серебряной басмой и украшены драгоценными камнями: голубыми топазами, огненным опалом и гранатами. Под иконы местного ряда изготовлены подвесные пелены с изображением голгофских крестов в технике древнерусского орнаментального шитья. В работе принимали участие иконописцы С.В. Куропаткин, Н.А. Юдина, ювелир Н.И. Камакин и золотошвейка О.Г. Вишнякова. 22 сентября 2012 года, в день празднования святых богоотец Иоакима и Анны, иконостас был торжественно освящен митрополитом Львом.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.