Два Покровских храма бывшего Зверино-Покровского монастыря. Великий Новгород. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Два Покровских храма бывшего Зверино-Покровского монастыря. Великий Новгород.



Первое упоминание о древней Покровской церкви в летописи относится к 1148 г. и связано с пожаром – «зажже громъ церковъ святыя Богородица в Зверинцине монастыре».[2] Далее летописи фиксируют постройку храма в 1300 и в 1335 гг. Первый каменный храм был построен в 1399 г. и освящен архиепископом Иоанном II (Порфирьевым) в день празднования Покрова Божией Матери. Архимандрит Макарий (Миролюбов) писал: «Последующая судьба Покровской церкви мало известна. Известно только, что еще в 1615 году, после шведского разорения, храм в Зверине монастыре был не Покровским, а в честь Положения ризы Богоматери».[3] По описи 1682 года церковь носила то же посвящение.[4]

Сохранилось упоминание о древней праздничной иконе из иконостаса собора, оставленное архимандритом Макарием: «В Зверине женском монастыре, кроме нынешней храмовой иконы Покрова пресв. Богородицы древней, но возобновленной и обложенной ризою, находится в ряду местных икон Покровской церкви прежняя храмовая икона, празднуемая в день положения честных риз. На иконе, пред Божиею Матерью во весь рост, изображен Влахернский храм с дверьми. Руки у Божией Матери сложены вместе в молящемся (молебном) положении пред Спасителем. Вокруг иконы по краям изображены: по правую сторону Ап. Фома, Пророк Иона, Кирик, Гедеон и Мария, а по левую – преп. Герасим, Ксенофонт, св. Евгения, Феодосия и Агафия. Икона сия замечательна как по своей величине (3 арш. 14 ½ вершк.), так и по древнему письму и басменному на ней окладу».[5]

В 1994 – 1996 гг. интерьер древнего храма был оформлен новым иконостасом, написанным художниками В.С. и Н.Г. Кутковыми. Резьбу по дереву выполнил писатель, филолог-русист и общественный деятель Д.М. Балашов (+2000). Иконостас храма выглядит несколько необычно из-за архитектурных особенностей интерьера. Низко нависающие деревянные связи не позволяли второй ярус иконостаса сделать сплошным, поэтому мастера разработали его особую конструкцию.

Иконописец поделился своими воспоминаниями: «Состав святых определил владыка Лев. По его словам, он исходил из того, чтобы в местном чине иконостаса, в основном, были написаны те святые, которых на тот момент не было в иконостасах епархии. В местном ряду по сторонам от Царских врат композиционно выделяются два больших поясных образа – широко почитаемого на Руси святителя Николая Мирликийского и новгородского святого, Саввы Вишерского. Присутствие образа преподобного продиктовано нахождением его мощей рядом в большом Покровском храме. Рядом с ним находится храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, праздник которой совпадает с днем памяти этого святого .



Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» оказалась необходимой по той причине, что в малом Покровском храме настоятель протоиерей Игорь Беловенцев с благословения архиерея решил проводить литургии для детей из Воскресной школы. При входе в храм, ребенок видит на иконе также входящей в храм и трехлетнюю Марию.

С севера и юга в иконостасе имеются еще две дополнительные двери. Дверь с северной стороны с ростовым образом первого новгородского святителя Иоакима Корсунянина ведет в жертвенник, а с южной также с ростовой иконой святителя Ионы с моделью Покровского храма в руке – в небольшое изолированное от алтаря помещение.

В проемах жертвенника и диаконника праздничные иконы с боковых сторон обрамляют новопрославленные на тот момент святые: патриарх Тихон, блаженная Ксения Петербургская, праведный Иоанн Кронштадтский, великомученица княгиня Елисавета. Все иконы написаны темперой по левкасу в палеологовском стиле».

Иконостас малого Покровского храма является одним из первых писаных иконостасов новообразованной новгородской епархии.

Нынешний большой Покровский собор Зверина монастыря был сооружён на рубеже ХIХ-ХХ вв. Согласно архимандриту Макарию, монастырь получил свое название оттого, что «здесь князья новгородские потешались некогда охотою и травлею звериною и содержали самый зверинец. Об этом зверинце упоминается в летописи еще в 1069 году».[6] В ХVIII-ХIХ веках Зверин монастырь имел статус девичьей обители.

Новый собор вплотную примыкал к западной стене древней церкви Покрова Божией Матери, от которой и получил своё название. Он был построен на месте разобранного теплого придела с двумя престолами Святителя Ионы Новгородского и иконы Богоматери «Всех скорбящих радости» устроенного в 1804 году епископом Евгением (Болховитиновым).[7] Освящение нового большого собора 30 сентября 1901 г. совершил архиепископ Гурий (Охотин). Древняя же Покровская церковь была тогда переименована в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Новые пределы первоначально сохранили свое посвящение: в южном нефе - во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», а в северном - в честь свт. Ионы, архиепископа Новгородского, который в 1995 году, переосвящен в честь новгородского святого преподобного Саввы Вишерского, чьи мощи были перенесены 28 марта из д. Савино, и в настоящее время почивают в храме у северной стены.[8] Храм представляет собой характерный образец православного собора рубежа ХIХ-ХХ вв, декорированного в духе эклектики с мотивами древнерусского зодчества XVII в.[9] 



В конце 1990 годов программу современного иконостаса разработала А.Н. Трифонова по типу русских иконостасов последней четверти XVIII – начала XIX вв. Расположение икон составлено по описи прежнего иконостаса начала XX в. Проект, конструкция и резной декор двухярусного иконостаса Покровского собора бывшего Зверина монастыря был разработан на основе иконостаса Преображенского собора города Белозерска новгородскими реставраторами 000 «Фреска» по проекту Т.И. Анисимовой и А.В. Шорина. Преображенский иконостас конца XVIII – начала XIX века по стилю относится к переходному периоду от барокко к классицизму. Изготовление столярной конструкции иконостаса и деревянной резьбы выполнили: А.В. Шорин, Е.П. Сидоров, Н.В. Титов. Левкашение и золочение выполнили Т.И. Анисимова, В.П. Сидоров, Д.Ю. Квятковский. Иконы написаны в московской иконописной мастерской под руководством её директора И.Ю. Дрождина. Непосредственными исполнителями иконописных работ стали художники-изографы А.П. Кучинский и А.В. Мещеряков.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.005 с.