Новые иконостасы Новгородской епархии. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Новые иконостасы Новгородской епархии.



Новые иконостасы Новгородской епархии.

Иконостас  - это икона Царствия Божия.

К убранству восточно-христианских храмов, наряду с фресковой живописью и мозаикой, принадлежит иконостас, получивший на русской земле особое развитие. Трансформация алтарной преграды в иконостас была длительным и постепенным процессом, начавшимся в Византии в V-VI вв. К XII столетию вошли в обиход узкие горизонтальные иконные фризы, которые украшали верхние части конструкций византийских алтарных преград - темплоны. На Руси сохранились два владимиро-суздальских «Деисуса» позднего XII в., которые, вероятно, входили в состав алтарной преграды. Из летописи известно, что около 1140 – 1150 годов повелением архиепископа Нифонта в Святой Софии на архитраве был устроен горизонтальный ряд из икон с двунадесятыми праздниками, оформленных в «кивот», который сгорел при пожаре. Позднее, около 1341 г. для темплона Софии Новгородской греческими мастерами был выполнен праздничный чин, состоящий из 12 сцен, написанных на трех горизонтальных досках. По мнению В.Д. Сарабъянова, несмотря на то, что не сохранилось ни одной собственно новгородской иконы домонгольского периода, можно говорить о том, что «такие иконы существовали, и структура новгородской алтарной преграды в этом отношении следовала византийской традиции».[1]

Итогом процесса постепенного превращения прозрачной невысокой архитектурной конструкции, являвшейся ранее символом отдельности Бога от всего тварного, в современный иконостас, становится понимание его как образа Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Обращенный лицевой стороной к основному пространству храма, иконостас являет собой образ небесного бытия, обоженной твари, вечности, куда стремится на своем духовном пути полнота верующих людей земной Церкви, находящих здесь свое спасение. Иконостас стал видимым символом - иконой Царствия Божия.

Тысячелетняя история русского православного государства оставила для потомков богатые традиции и высочайшие образцы церковной архитектуры и искусства. Однако, возвращенные Церкви после семидесяти лет богоборческой власти, храмы подчас полностью бывают лишены своего убранства. Перед Русской Церковью встала непростая задача воссоздания убранства храмового интерьера, для чего в первую очередь нужно было по крупицам собрать сведения о его главной составляющей - иконостасе.

 Настоятели храмов, наместники и игумены монастырей, а также специалисты (архитекторы, иконописцы, художники) несут большую ответственность за соответствие канону и художественному уровню возрождаемого церковного искусства. Для воссоздания исторического облика иконостасов исследователи должны основываться на двух основополагающих доказательных фактах. Во-первых, вещественных памятниках старины (иконах) и, во-вторых - документальных свидетельствах об иконостасах и их устройстве. В данной статье предполагается дать обзор некоторых наиболее характерных вариантов новых иконостасов Новгородской епархии.



Придел Святых Иоакима и Анны в Софийском соборе.

Великий Новгород.

Придел Святых Иоакима и Анны расположен к югу от диаконника главного алтаря. В древности на этом месте, находился кутейник – место хранения поминальных приношений, которые возлагали на гробы захороненных здесь святых в дни их памяти. «Достоверное упоминание о приделе благословенных родителей Богородицы, повторившего посвящение первого каменного храма новокрещеного Новгорода в 989 году, относится в летописи к началу XV века, но традиция связывает его появление со временем строительства собора».[10] В период около 1558 года по указу царя Иоанна Грозного, церковь Святых Иоакима и Анны была перестроена и расширена. Известно, что иконостас включал «двери Царские, сень и столбцы обложены серебром басменным, венцы сканые со вставки. Да по полям и меж святых вставки хрустальные. Да на дверех же крест хрустальной. 35 образов святых и праздников и пророков в деисусех обложены серебром … 3 образа местных…».[11] Существует версия, что это мог быть иконостас, установленный в приделе Рождества Богородицы во время капитального ремонта собора в 1831-1834 гг.

13 ноября 2001 года Владыка Лев рассмотрел эскиз и благословил написание иконостаса в придел Святых богоотец Иоакима и Анны. Проект был подготовлен иконописцем С.В. Куропаткиным под руководством Главного хранителя Софийского собора Т.Ю. Царевской.



Для создания гармоничного ансамбля было необходимо вписать новый иконостас между двумя историческими иконостасами Софийского собора. В связи с этим Иоакимо-Аннинский иконостас был задуман в стилистическую поддержку Рождественскому иконостасу XVI века и дополнен элементами Большого Успенского иконостаса. Ширина его составила 410 см., высота - 387 см.

Архитектурной особенностью придела являются его малые размеры и всего два арочных прохода в восточной части. Один из них, весьма широкий, предназначался  для Царских врат, а второй – узкий, с небольшим поворотом в толще стены - для входа в жертвенник. Пространство придела Святых Иоакима и Анны сегодня почти сливается с расположенным южнее Рождественским приделом благодаря большому арочному проему между ними, под которым на небольшом возвышении покоятся мощи святителя Никиты Новгородского в серебряной раке.

Праздничные иконы сгруппированы по четыре клейма на трех горизонтальных досках, как на древнем Успенском иконостасе Софийского собора. На иконах деисусного ряда написаны по два образа на одной доске. Этот прием позволил компактно вписать иконостас в столь малый объем придела. Образ Божией Матери иконографического типа «Умиление» из местного ряда является списком с краснофонной новгородской иконы XV века, находящейся в экспозиции галереи Палаццо Леоне Монтанари в Виченце. В иконостасе нет храмового образа, который традиционно должен располагаться справа от иконы Спасителя, поскольку образ со святыми Иоакимом и Анной расположен чуть правее, в иконостасе Рождественского придела, связывая в одну линию эти две придельные церкви. На месте храмового образа одна под другой расположены четыре пядничные иконы: Божия Матерь «Казанская», свт. Николай Чудотворец, св. вмч. Георгий Победоносец и свв. мчц. Параскева и Анастасия на одной доске. Это было обусловлено наибольшим почитанием этих святых в Новгороде. Образцом для написания Царских врат послужили врата начала XVI века, хранящиеся в собрании НГОМЗ (из Кирилловского уезда Новгородской губернии, (инв. №10911)).[12] На вратах в рост изображены литургисты святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. На двери входа в жертвенник располагается ростовой образ праотца Мелхиседека, с глубокой древности символизирующий прообраз евхаристической жертвы.

Крест, украшенный серебряной басмой и драгоценными камнями, над Троицей на фоне щелевидного окна в восточной стене придал всей композиции иконостаса завершенность и гармоничность.

 В течение одиннадцати лет тябловый трехъярусный с навершием иконостас был полностью завершен. Все иконы и Царские врата обложены серебряной басмой и украшены драгоценными камнями: голубыми топазами, огненным опалом и гранатами. Под иконы местного ряда изготовлены подвесные пелены с изображением голгофских крестов в технике древнерусского орнаментального шитья. В работе принимали участие иконописцы С.В. Куропаткин, Н.А. Юдина, ювелир Н.И. Камакин и золотошвейка О.Г. Вишнякова. 22 сентября 2012 года, в день празднования святых богоотец Иоакима и Анны, иконостас был торжественно освящен митрополитом Львом.

Великий Новгород.

Ктитором каменной церкви Успения Божией Матери в Колмово построенной в 1423 году, был Юрий Онцифорович, принадлежавший к боярскому роду Мишиничей, живших в Неревском конце Великого Новгорода.[15]  В XVI веке при архиепископе Макарии,  церковь была «возобновлена и обложена». По мнению реставратора Н.Н. Кузьминой, весь первый ярус здания со сводами и остатками двух восточных барабанов относится к одному строительному периоду – 1527 – 1528 гг., хотя особенности планового решения храма (квадратного, четырехстолпного, с одной апсидой) давали повод предполагать, что оно восходит к XIV столетию.[16]  С момента постройки до закрытия в 1933 году в храме находилось четыре алтаря и, соответственно четыре алтарных преграды. Сведений об этих иконостасах немного. Сохранился чертеж Вознесенского храма начала XIX века, судя по которому, иконостас вплотную примыкал к западной грани восточной пары столбов.[17]

По свидетельству протоиерея Владимира Духовского, иконостас Успенского храма был устроен в 1830 году на средства Приказа общественного призрения. Прежний иконостас, XVII века, при этом был разобран и взят в Новгородский музей (вероятнее всего речь идет все же об иконостасе XVI века, но с басменными окладами XVII века – прим. моё Л.Л.). В 1862 году Успенскую церковь посетил М.Толстой, который, помимо описания оригинальной архитектуры храма отметил, что «в третьей келии на втором этаже трапезной у окна лежат обломки деревянных карнизов и нижние части прежнего иконостаса… В пятой комнате – в порядке расставлены святые иконы, их немного. Устроители Новгородского музея, взяв множество икон из Колмовской церкви, эти иконы почему-то оставили здесь».[18]  

Из краткого каталога предметов церковного отдела в Новгородском музее древностей следует, что иконы из Успенского иконостаса хранились там продолжительное время. Все иконы были «писаны на дереве» и украшены серебряными с золочением басменными окладами. В каталоге возле описания каждой иконы сделана приписка: «Век XVI. Из Новгородской пригородной Колмовской церкви». Благодаря этому каталогу можно реконструировать древний иконостас Успенского храма. Центральный деисус составляли иконы  Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи. По сторонам от центральной композиции, вероятнее всего, находились попарно следующий иконы: арх. Гавриил и неупоминаемый в каталоге арх. Михаил,  апостолы Петр и Павел, святители - литургисты Иоанн Златоуст и Василий Великий, митрополиты Московские Петр и Алексий, мученники Косма и Дамиан, преподобные Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин (тоже присутствующий в каталоге в конце списка, но без упоминания о том, что образ взят из Колмовского храма), а также Петр Афонский и вероятно еще икона пр. Василия Мосийского в чудесах. Иконы праздничного и страстного цикла дополняют реконструкцию: Сретение, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень во Иерусалим, Распятие, Снятие со креста, Положение во гроб, Преполовение.[19] До настоящего времени из этого списка сохранились две иконы XVI века, хранящихся в собрании Новгородского музея-заповедника (зал №4). Это образ прп. Варлаама Хутынского из деисусного чина, около 1530 года (инв. № НГМ КП 2791), и икона «Благовещение» из праздничного ряда, того же времени (инв. № НГМ КП 10912). Обе иконы отличаются высоким уровнем исполнения и украшены серебряными басменными окладами.

 Из книги расхода и прихода сумм Успенской церкви можно узнать, что в 1882 – 1896 годах иконостас поновлял живописец Михаил Андреев, также написавший для него образ Рождества Христова. 

Об устройстве нового иконостаса в XIX веке известно из письменных источников. Подробное описание сделано архимандритом Макарием (Миролюбовым): «Середина иконостаса была устроена в виде Голгофы, а верх обведен карнизами. По обе стороны от вызолоченных деревянных Царских врат в первом ярусе шли по три иконы: Спасителя, святого Моисея, икона Спаса Нерукотворного, храмовая икона Успения Божией Матери, икона всех святых, образ святителя Николая Мирликийского и благоверного князя Александра Невского. Все иконы были в апликовых[20] ризах, украшены позолотой, серебром и бисером. Во втором ярусе, над Царскими вратами, находилась большая полукруглая икона Тайной вечери, а по сторонам в золоченых рамах иконы двунадесятых праздников. Посередине третьего яруса возвышался крест с изображением Распятия Спасителя, а по сторонам от него - Божией Матери и Иоанна Богослова. Венчал иконостас образ «Положение Иисуса Христа во гроб», в раме. Над южными пономарскими вратами была надпись: «Вниду в дом Твой Господи и поклонюся ко храму Святому Твоему» (Пс. 5:8),  - а над северными вратами: «Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дней» (Пс.92:6). Храмовая икона Успения Божией Матери отнесена архиепископом Макарием к 1303 году и названа чудотворной.[21]

В 1997 году Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Колмово была передана Русской Православной Церкви. Для возобновления богослужебной жизни был устроен временный иконостас из полиграфических икон, который просуществовал пятнадцать лет. В 2012 году по благословению правящего митрополита Льва прихожане начали сбор средств на написание нового иконостаса. Он был выполнен группой новгородских иконописцев, возглавляемой С.В. Куропаткиным, по проекту выпускницы Иконописной школы МДА Н.А. Юдиной. Образцом для создания проекта, послужил сохранившийся в новгородском музее иконостас церкви Свв. Петра и Павла в Кожевниках.

В течение четырех лет, иконописцы: С. Куропаткин, Н. Юдина, Н. Степанова (Мамаева), В. Ландо, А. Максимова (Копцева), В. Номеровская написали в лучших новгородских традициях XVI века двухъярусный тябловый иконостас, состоящий из местного и деисусного рядов с трехлопастным навершием с изображением Святой Троицы (по типу рублевской).

Иконостас имеет несколько особенностей. По желанию настоятеля храма протоиерея Николая Ершова, Царские врата сделаны шире, чем обычно.  Принятое решение прокомментировал отец Николай: «Это связано с тем, что на всенощную в праздник Успения Пресвятой Богородицы множеством служащих священников из алтаря износится Святая плащаница Божией Матери. Между Престолом и Царскими вратами совсем немного места, поэтому было принято решение немного расширить проем Царских врат».  

В центре деисусного чина (как в иконостасе церкви Свв. Петра и Павла в Кожевниках) находится икона «Спас в силах». Изображение Христа «в силах» является московской традицией. Решение предпочесть данный извод вместо традиционного для древнего Новгорода образа «Спаса на Престоле» было продиктовано стилистикой иконостаса, ориентированного на XVI век, когда велико было влияние Москвы, московских вкусов и предпочтений в программе новгородских иконостасов.

На сени врат, ведущих в жертвенник, написан образ Богородицы по типу «Никопея Кириотисса» (от греч. «Владычица-Победодательница»). Младенец изображен на лоне Богоматери без мандорлы, и Пресвятая Богородица поддерживает Его за плечи. К Божией Матери с Младенцем припадают святые преподобные отцы Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин со свитками в руках, являющиеся между собой сводными братьями.[22]

По желанию настоятеля фланкируют иконостас новгородские святые: святители Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Вяжищский; преподобные: Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский, Михаил Клопский, Антоний Леохновский и Савва Вишерский.

Великий Новгород.

С Новгородом и княжившим в нем Александром Невским связано начало почитания Владимира Святославича, крестителя Русской земли, как святого равноапостольного князя, т.е. равного по своим деяниям святым апостолам Христовым. Отправной точкой официального причисления к лику святых могла послужить победа на Неве над шведами, совершенная отрядом Александра Ярославича 15/28 июля 1240 года – в день памяти Владимира Крестителя. Новгородская летопись под 1311 годом сообщает о самом первом храме во имя этого святого: «Архиепископ Давыд постави церковь камену на воротех от Неревьского конца Св. Владимира». Он располагался в Детинце над воротами крепостной башни, получившей в дальнейшем от него название Владимирской. Церковь возобновлялась в 1461 году при архиепископе Ионе. К середине XVIII века она обветшала и была разобрана, оставив после себя лишь каменные фундаменты.

Нынешняя деревянная шатровая церковь, расположенная в северо-восточной части Новгородского Кремля, носит мемориальный характер и ни в коей мере не претендует на реконструкцию прежнего храма. На сегодняшний день актуальным остается мнение, что создание иконостаса для нового храма всегда заранее продуманное решение, «наиболее полно отражающее существующие предпочтения в типологии, общей композиции и сюжетно-иконографическом составе иконного наполнения алтарной преграды. В этом случае продумывается архитектурная композиция иконостаса, вопросы связи его с интерьером возведенного здания».[23] В данном случае было принято коллегиальное решение оформить иконостас нового храма в древнерусском стиле.

Убранство церкви Св. Владимира составляет одноярусный иконостас их четырех икон, невысоких расписных Царских врат, южной и северной дверей иконостаса. Иконы исполнены иконописцами мастерской им. Иоанна Дамаскина при Александро-Невской лавре (руководитель – кандидат искусствоведения, иконописец, реставратор Д.Г. Мироненко), а также иконописцами Софийского собора. За основу иконографии и художественного стиля были приняты хранящиеся в главных музеях страны лучшие и наиболее характерные образцы новгородской иконописи XIII – начала XIV века – эпохи почитания св. Владимира и создания первого храма в его честь. В программу и стилистику иконостаса заложена версия реконструкции иконостаса древнего храма.

Слева от Царских врат расположен образ «Богоматерь с Младенцем на престоле», с пророками на полях, предрекшими Воплощение Господне; справа – «Спас на престоле», с избранными святыми на полях (в их число, помимо традиционных святых воинов Георгия и Димитрия, особо почитавшихся в Новгороде святителей Климента и Николы, включены святой равноапостольный Кирилл учитель Словенский и Лев папа Римский – небесные покровители Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и Митрополита Новгородского и Старорусского Льва). Фланкируют иконостас на левом крыле «Святые Борис и Глеб» - первые русские святые благоверные князья, с которыми тесно связано почитание в Новгороде святого Владимира, и храмовый образ самого этого святого, представленный в княжеских облачениях, со свитком, текст которого призван напомнить о главном деянии равноапостольного князя – просвещении народов Руси учением Христовым.

Иконы имеют характерные для времени возведения древнего Владимирского храма цветные – красные или белые – фоны, отличаются открытым интенсивным колоритом, ясным рисунком, типичной для того времени строго фронтальной ориентацией изображений святых. Надписи с их именами следуют приемам старинной каллиграфии. На створках Царских врат изображено «Благовещение», на южной и северной дверцах – процветшие кресты с полуфигурами архангелов в медальонах, расположенных в средокрестьях. Дубовые тябла украшены крупной, четко читаемой резьбой, мотивами лозы и плетенок, восходящей к древним орнаментальным образцам, бытовавшим в Новгороде в XIII –XIV веках.[24]

Храм Святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси был освящен 26 июля 2016 года Митрополитом Новгородским и Старорусским Львом. Владимирская церковь в Детинце является уникальным новгородским архитектурным мемориалом, напоминающим жителям и гостям города о красоте и благолепии древнерусских храмов.

Воскресенский собор.

Старая Русса.

На берегу реки Полисть, при впадении в нее Пе­рерытицы, с давних пор существовала маленькая церковь в честь Покрова Богоматери. После шведского разорения она заменила погибшую старорусскую соборную церковь Бориса и Глеба, сооруженную некогда новгородскими купцами. В 1696 году, на месте маленькой деревянной церковки по благословению новгородского митрополита Корнилия, на иждивение соборного ста­росты М.Ф. Сомрова с прихожанами, был выстроен обширный ка­менный собор с главным алтарем в честь Воскресения Христова. Алтарь с южной стороны освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи, а с северной - в честь праздника Покрова Богородицы. Тем самым, храмоздатели сохранили память о древних, когда-то почитавшихся, церквях.

Русский поэт и писатель К.К. Случевский во время поездки в свите великого князя Владимира Александровича (1847-1909 гг.) по северо-западным и северным губерниям европейской России в качестве журналиста-бытописателя, написал путевые очерки, в которых он не только отразил динамичную и разнообразную жизнь русского Севера в царствование Александра III, но и дал описание несохранившихся ныне церквей и их иконостасов. Воскресенский собор в Старой Руссе Случевский характеризует как нарядный и богато украшенный: «Собор в два света, под круглым куполом с изображением Деисуса, на четырёх столбах, с пятиярусным иконостасом, иконы которого обрамлены витыми золотыми колонками; по стенам новые, выдержанные в тёмном тоне, живописные изображения. На одном из столбов копия с громадной поясной иконы Старорусской Божией Матери, под готическим балдахином с драпировкой из малинового бархата и многими привесками и искусственными цветами, пожертвованиями набожных людей».[25] 

Через сто лет собор был перестроен, но в 1906 году главный храм пришлось закрыть для богослужения, ввиду появившихся трещин в его сводах. В 1907 году, 8 сентября, храм был вновь освящен после капитального ремонта. Это было последнее переустройство собора.

В своей книге «Старая Русса» В.А. Пылаев описывает иконостас собора, но описание это относится к 1916 году. Во время ремонта 1905 года иконостас снимали, но затем он был восстановлен. «Светло в главной части собора. Впереди, в пять ярусов возвышается иконостас, завершаясь Распятием. Не древен этот иконостас. Очевидно, он устроен в начале прошлого столетия, когда перестраивался собор (в 1833 году), а в 1883 г. некоторые старые образа иконостаса были написаны вновь, другие пройдены колерами, на иных исправлены грунт и позолота. Самый иконостас был позолочен и украшен всевозможными карнизами и арабесками. Всё же проста, незамысловата отделка его, но она и хороша простотою своею. Стройно, рядами тянутся в нем св. иконы местные, двунадесятых праздников, апостолов, пророков и праотцев, вознося мысли богомольца к великим событиям явления Христова. В нижнем, местном ярусе есть и почитаемые горожанами св. иконы. Справа от царских врат стоит образ Фомина уверения, а по левую сторону образ Скорбящей Божией Матери - обычное изображение Богома­тери, окруженной страждущими людьми. (Под образом есть надпись «1773 г. обещанием сей образ старорусского посадского человека Василия Мартынова, сына Скорляшникова, и как по душу мою Бог пошлет, у коея церкви тело мое погребено будет и поставить святой образ вечно в церкви»)».[26]

В соборе находилось много икон с образами новгородских подвижников. Они были в иконо­стасе, на стенах храма и приделов. «В Предтеченском приделе небольшой образ нов­городских чудотворцев в сребропозлащённом окладе. В верхней части его Господь Вседержитель, Божия Матерь, Ни­колай Чудотворец и другие святые, а ниже образ Софии Премудрости Божией с предстоящими новгородскими чудо­творцами, или, там же, на северной стене - образ Господа Вседержителя с припадающими к Нему святыми - Варлаамом Хутынским и преп. Сергием Радонежским. Есть несколько образов и святителя Никиты».[27] Здесь же писатель упоминает еще об одном иконостасе «А в западном притворе, кроме многих образов древнего происхождения, находится интересный маленький иконостас. По-видимому - это памятник усердия какого-либо горожанина, желавшего иметь у себя дома любимое им подобие церкви».[28]

В XIX веке выдающийся русский архитектор В.П. Стасов значительно увеличил храм в ширину и высоту, привнеся в его облик элементы декора в псевдовизантийском стиле, добавил ещё один ярус колокольни и увенчал его шпилем. Убранство храма отличалось великолепием, стены украшала монументальная живопись. На фотографии В.М. Машукова 1901 г. видно, что центральный иконостас Воскресенского собора был пятиярусным. По документам 1910 г. известно, что высота его составляла около 6 саженей, а длина около 14 аршин. Это был иконостас барочного стиля, характерный для конца XVIII – начала XIX вв. В настоящий момент центральный иконостас составлен из полиграфических икон. Придельные церкви украшены новыми тябловыми с резьбой иконостасами в  2000 г. старорусским художником В.А. Фёдоровым (+2009 г.).

Придел Покрова Пресвятой Богородицы не имеет храмового образа. Поясные иконы местного ряда Спасителя и Богородицы «Одигитрии» находятся с двух сторон от Царских врат с ростовыми образами Иоанна Златоустого и Василия Великого. На двух других дверях изображены архидиаконы Стефан и Лаврентий. Фланкируют иконостас ростовые иконы местночтимых святых прпп. Константина и Космы Косинских. В деисусном ряду также есть иконы прпп. Саввы Вишерского, Варлаама Хутынского и святого страстотерпца царя Николая II и патриарха Тихона, чье прославление состоялось незадолго до написания иконостаса.

Придел Рождества Иоанна Предтечи украшает трехъярусный иконостас, выполненный в древнерусском стиле. В местном ряду примечательна икона Спасителя с восемью пророками в медальонах и припадающими прпп. Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. На иконе Богоматери Тихвинской автор изобразил в клеймах сцены Акафиста. Ростовой храмовый образ Иоанна Предтечи помещен на диаконскую дверь. Завершают местный ряд иконы свт. Николая Чудотворца и местночтимого святого прп. Антония Леохновского.

Праздничный ряд составлен из четырех досок, на которых художник написал по два праздника. В центре второго ряда расположена икона «Тайная Вечеря».

Храмы в лечебных учреждениях Великого Новгорода.

С начала 90-х годов по всей России началось движение православных врачей, которое пыталось осмыслить этические вопросы в медицине (отношение к абортам, репродуктивным технологиям, эвтаназии, коммерциализацию здравоохранения и др.). В 2007 году от Новгородской епархии на Всероссийский учредительный съезд православных врачей был направлен клирик церкви Святых благоверных князей Бориса и Глеба – протоиерей Алексий Борискин.[29] Через несколько лет из среды медицинских работников образовалось движение добровольцев и сестер милосердия. Они и составили ядро Общества православных врачей Великого Новгорода.

В городе действуют пять больничных храмов: в Областном онкологическом диспансере - храм иконы Божией Матери «Скоропослушница», в Центральной городской клинической больнице в 1-й клинике (бывшая «Азот») - храм Святых Косьмы и Дамиана, во 2-й клинике (бывшая ЦРБ) – храм Преподобного Варлаама Хутынского, в Детской областной больнице - храм Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, и в Областном наркодиспансере «Катарсис» - храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Также открыты часовни в Новгородской Областной клинической больнице в Колмово и в психиатрической больнице. Некоторые больничные церкви оформлены новыми иконостасами.

Новые иконостасы Новгородской епархии.

Иконостас  - это икона Царствия Божия.

К убранству восточно-христианских храмов, наряду с фресковой живописью и мозаикой, принадлежит иконостас, получивший на русской земле особое развитие. Трансформация алтарной преграды в иконостас была длительным и постепенным процессом, начавшимся в Византии в V-VI вв. К XII столетию вошли в обиход узкие горизонтальные иконные фризы, которые украшали верхние части конструкций византийских алтарных преград - темплоны. На Руси сохранились два владимиро-суздальских «Деисуса» позднего XII в., которые, вероятно, входили в состав алтарной преграды. Из летописи известно, что около 1140 – 1150 годов повелением архиепископа Нифонта в Святой Софии на архитраве был устроен горизонтальный ряд из икон с двунадесятыми праздниками, оформленных в «кивот», который сгорел при пожаре. Позднее, около 1341 г. для темплона Софии Новгородской греческими мастерами был выполнен праздничный чин, состоящий из 12 сцен, написанных на трех горизонтальных досках. По мнению В.Д. Сарабъянова, несмотря на то, что не сохранилось ни одной собственно новгородской иконы домонгольского периода, можно говорить о том, что «такие иконы существовали, и структура новгородской алтарной преграды в этом отношении следовала византийской традиции».[1]

Итогом процесса постепенного превращения прозрачной невысокой архитектурной конструкции, являвшейся ранее символом отдельности Бога от всего тварного, в современный иконостас, становится понимание его как образа Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Обращенный лицевой стороной к основному пространству храма, иконостас являет собой образ небесного бытия, обоженной твари, вечности, куда стремится на своем духовном пути полнота верующих людей земной Церкви, находящих здесь свое спасение. Иконостас стал видимым символом - иконой Царствия Божия.

Тысячелетняя история русского православного государства оставила для потомков богатые традиции и высочайшие образцы церковной архитектуры и искусства. Однако, возвращенные Церкви после семидесяти лет богоборческой власти, храмы подчас полностью бывают лишены своего убранства. Перед Русской Церковью встала непростая задача воссоздания убранства храмового интерьера, для чего в первую очередь нужно было по крупицам собрать сведения о его главной составляющей - иконостасе.

 Настоятели храмов, наместники и игумены монастырей, а также специалисты (архитекторы, иконописцы, художники) несут большую ответственность за соответствие канону и художественному уровню возрождаемого церковного искусства. Для воссоздания исторического облика иконостасов исследователи должны основываться на двух основополагающих доказательных фактах. Во-первых, вещественных памятниках старины (иконах) и, во-вторых - документальных свидетельствах об иконостасах и их устройстве. В данной статье предполагается дать обзор некоторых наиболее характерных вариантов новых иконостасов Новгородской епархии.






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.015 с.