Указъ, какъ должно глаголати псалмы на — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Указъ, какъ должно глаголати псалмы на

2019-10-25 92
Указъ, какъ должно глаголати псалмы на 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По пути.

____

ЗАМѢТКА.

 

Въ iюнѣ 1903 года наше Заонежье посѣтилъ В. И. Срезневскiй. «Край, въ которомъ случилось мнѣ побывать», ‑ пишетъ онъ по поводу этого посѣщенiя, ‑ «полонъ старины; это какой-то случайно уцѣлѣвшiй [1] осколокъ давняго времени».*) И дѣйствительно это такъ. Архитектура домовъ съ вышками и свѣтелками, съ узорчатыми балконами и часто галлереями вокругъ всего дома, съ узорчатыми же и раскрашенными оконными косяками; отчасти одежда и рѣчь жителей; многiе обычаи въ жизни семейной и общественной, ‑ все это, при внимательномъ наблюденiи, переноситъ вашу мысль въ далекое прошлое этого края, а отъ этого прошлаго – къ тому, откуда и когда пошла здѣсь русская земля и стала есть. Неудивительно, послѣ этого, что русскiя мѣста нашей Олонiи, и чаще всего Заонежье, привлекали и привлекаютъ ученыя силы для ихъ изслѣдованiя и изученiя. Но все это силы въ большинствѣ случаевъ не мѣстныя, преслѣдующiя въ своихъ трудахъ спецiально научныя цѣли, мало относящiяся къ улучшенiю и возвышенiю культуры нашего края. Между тѣмъ въ высшей степени желательно было бы всестороннее изученiе мѣстнаго края мѣстными силами и, главное, для мѣстныхъ цѣлей, въ цѣляхъ подготовки правильнаго и твердаго фундамента для истинно гражданской жизни населенiя. Если сорокъ слишкомъ лѣтъ тому назадъ относительно Россiи вообще говорили: «При современномъ сознанiи крайней необходимости просвѣщенiя[2] темныхъ массъ народа, при теперешней заботѣ объ устройствѣ народныхъ училищъ, крайне необходимо, между прочимъ, предварительное изученiе историческаго развитiя и склада той простонародной умственной почвы, которую предстоитъ нравственно обработывать; этимъ изученiемъ опредѣлятся настоящiе умственные недостатки и потребности народа и укажется характеръ и прiемы самой умственной культуры или сущность и направленiе народно-образовательной системы»**), ‑ то это должно не только сказать, а громко провозгласить теперь и въ частности относительно Олонецкой губернiи.

* * *

Маленькая находка.

24-го и 25-го сентября 1905 г., мнѣ пришлось быть въ с. Сѣнной губѣ Петрозаводскаго уѣзда. Въ смыслѣ сохраненiя остатковъ старины это село очень интересно. Безусловно важно и то, что здѣсь находятся и любители старины во главѣ съ о. настоятелемъ прихода В. С. Ржановскимъ. У него нерѣдко можно встрѣтить старинную книгу, рукопись и т. п. Въ этотъ разъ мнѣ пришлось ознакомиться у него съ старинною скорописью. Книжечка эта, ‑ въ 1/16 долю листа, исполненная скорописью на синей бумагѣ, содержитъ въ себѣ молитвы, заговоры и наговоры, носящiе на себѣ несомнѣнные слѣды перiода двоевѣрiя русскаго народа. – Написана эта книжка въ концѣ XVIII в., старообрядцемъ или лицомъ придерживавшимся старообрядчества. Начертанiе имени I сусъ (вм. Iисусъ), упоминанiе о хожденiи посолонь, выраженiя во вѣки вѣкомъ (вм. вѣковъ) истинный Христосъ, все это и нѣкоторыя другiя подробности письма говорятъ за это.

Особенности письма этой книжки слѣдующiя: заглавныхъ буквъ (даже въ такихъ словахъ, какъ Богъ, Господь, Богородица), какъ и знаковъ препинанiя (за исключенiемъ точки) не имѣется; союзъ и пишетъ, какъ i; слова, начинающiяся съ и имѣютъ не и, а i (напр., iсполнилъ, iмя), ѣ и е употребляются безразлично; в пишется какъ II, ж, какъ греческое ми; мягкiй знакъ въ срединѣ словъ отсутствуетъ; предлоги отъ словъ не отдѣляются (напр. измуки вм. изъ муки, вновъ домъ вм. въ новъ домъ и т. п.), цыфры арабскiя.

Далѣе приводимъ самое содержанiе книжки, не соблюдая до точности ея орфографiи, какъ не имѣющей существеннаго значенiя.

* * *

Указъ, какъ должно глаголати псалмы на

Всякое прошенiе.

Егда возстанутъ злiи человѣцы, глаголи псалмы 14, 41, 68, 129, 139.

Молитва къ тому же: Владыко человѣколюбче помилуй мя благости твоея ради, не остави мя заблудитися твоея воли; не предаждь мене Господи, предлежи моему искушенiю на пагубу.

Егда на путь пойдешь, глаголи псаломъ первый: «Блаженъ мужъ.»

На бой пойдешь, глаголи псаломъ 2: «Вскую шаташася языцы».

О помощи глаголи псаломъ 3: «Господи, что ся умножиши врази мои».

Путемъ идучи, глаголи псаломъ 4: «Внегда призвати ми, услыша мя Богъ правды моея».

Како царю служити, глаголи псаломъ 5: «Глаголы моя внуши Господи».

Отъ немощи, ‑ надъ водою, которая по солони идетъ, ‑ глаголи псаломъ 6: «Господи, да не яростiю твоею обличиши мене».

Отъ окормленiя, надъ водою стоящей, глаголи псаломъ 7: «Господи Боже на тя уповахъ».

‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑

*) Поѣздка въ Петрозаводскъ и Заонежье. В. И. Срезневскаго. СПБ. 1904 г. стр. 1‑2.

**) Журналъ Министерства Народнаго Просвѣщенiя 1863 года, январь, отд. IV, стр. I.

С. А. Лосевъ.


Лосев С. А. По пути // Олонецкие губернские ведомости. 1906. № 87. С. 2.

 

 

С. 2

По пути.

____

 

(Продолженiе см. № 86).

Маленькая находка.

Всякое прошенiе.

Надъ отрокомъ, еже болитъ, глаголи псаломъ 8: «Господи, Господь нашъ, яко чудно имя твое по всей земли».

Друга ради не буди тать, глаголи псаломъ 9: «Исповѣмся тебѣ, Господи, всѣмъ сердцемъ моимъ».

За злого друга, да Господь тя отъ него избавитъ, глаголи псаломъ 10: «На Господа уповахъ, како речете души моей».

Отъ дому злодѣя, да попереши врага своего, глаголи псаломъ 11: «Спаси мя, Господи, яко оскудѣ преподобный».

Егда на водѣ плывеши и боишися, пой псаломъ 12: «Доколѣ, Господи, забудеши мя до конца», и водою машсе.

Отъ уроковъ пой псаломъ 13: «Рече безуммъ въ сердцѣ своемъ», и мойся водою.

За зла друга пой порану псаломъ 14: «Господи, кто обитаетъ въ жилищи твоемъ».

Егда идеши на чужую землю, по вся дни пой псаломъ 15. «Сохрани мя, Господи, яко на тя уповахъ».

Больного ради надъ масломъ пой псаломъ 16: «Услыши, Господи, правду мою».

Боляще, надъ медомъ пой псаломъ 18: «Возлюблю тя, Господи крепосте моя».

Егда хощеши князю служити, пой надъ масломъ по три дни псаломъ 18: «Небеса повѣдаютъ славу Божiю».

Для зла сосѣда пой псаломъ 19: «Услышитъ тя Господь въ день печали».

Для злыхъ людей и ссоръ пой псаломъ 20.

О снѣ хощеши вѣдати по три раза на день за семь дней пой псаломъ 21: «Боже, Боже мой, вонми ми».

Аще хощеши отъити отъ всякаго зла пой по семи разъ на день псаломъ 22: «Господь пасетъ мя».

Отъ скорби и туги пой псаломъ 23: «Господня есть земля и исполненiя ея.»

Егда въ темницы сидиши, пой псаломъ по семи дней 24: «Къ тебѣ, Господи, воздвигохъ душу мою.»

Егда во гнѣвѣ людемъ пребываеши и по водѣ плывеши, пой псаломъ по три раза на день 25: «Суди ми, Господи, яко азъ не злобою моею ходихъ.»

Егда въ людской молвы пребываеши, изъ муки избавитъ тя Господь Богъ, пой псаломъ 26: «Господь просвѣщенiе мое.»

Егда въ новъ домъ идеши, пой псаломъ 86: «Основанiя его на горахъ святыхъ.»

А. С. Лосевъ.


Лосев С. А. По пути // Олонецкие губернские ведомости. 1906. № 90. С. 3.

 

 

С. 3

По пути.

____

 

(Продолженiе см. № 87).

 

Кого змiя уязвитъ.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Азъ Павелъ гонитель бысть и каменiемъ метахъ на честныя сосуды. Изыдахъ ревностiю своею въ Киликiю и абiе ту ехидна изыде отъ тое плоты и обвѣсися на деснѣй руцѣ, азъ же, Духъ святый имый, отрясъ е на восходящiй пламень; азъ же ничтоже злая прiимъ отъ сея вещи и на сонъ се ми обрати. Пришелъ архангелъ Михаилъ, возгласи ми ангелъ Павелъ, рабе Господни, возстани и прiими книги сiя и обрящеши въ нихъ написана ображенiя, написано не о единомъ страждущемъ мя, не со мнозѣхъ. Наутре, возставъ, прiимъ сiю, разумѣхъ и обрѣтохъ въ ней написана сице. Заклиная васъ шестiедесяти и пяти половина змѣина, ползающихъ на земли, и Господи нашего Iсуса Христа, сотворшаго небо и землю и море, ибо престолъ Его неподвижимый во огненную рѣку исходящую; подножiе Господи нашего Iсуса Христа во множество святыхъ апостолъ Его, прiимши власти отъ него наступати на змiя и скорпiя и на всякую силу вражiю, змiю вредящую, и всилиска асцида, змiю облаковидную, змiю дубовосходную, змiю огневидную, змiю власяную, змiю слѣпую безочевидную, змiю стретчу, змiю черну, змiю ехидну мѣдяну, имущую ядъ въ одной челюсти, скорпiя вдохновенiе дiавольское аще ухопитъ человѣка, невозможно есть исцѣлитися ему; аще къ породовѣ изгиблющеся идѣже приснѣ вѣрнаго и благодатнаго Павла запрещенiя идѣже проповѣдуется звѣрей ради всякаго году, змiя всякаго рода умретъ, а врежденнаго ту исцѣлятъ во славу Божiю. Аминь.

Возьми сосудъ чистой воды и сосудъ чистой, молитву сiю рекъ трижды, и у болящаго помажь мѣсто, идѣже изъѣдено, предъ образомъ Божiимъ.

 

По пути.

____

 

(Продолженiе см. № 90).

Молитва боевая.

 

Господи Боже, благослови Отче. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа и нынѣ и присно и во вѣки вѣкомъ аминь. Какъ сотворилъ Господь Саваоѳъ небо и землю и утвердилъ и уставилъ словомъ своимъ и ни на чемъ же, но самъ сдержалъ своимъ повелѣнiемъ. Тако утверди, Господи, мене раба и на твердомъ камени предъ всѣми моими недруги и супостаты и отъ всякаго удару руки и тяготы, отъ каменя и отъ желѣза, и отъ укладу и булату, и отъ вервiикъ, и отъ ременя, и отъ огня, и отъ воды и ото всякаго древа: дуба и вяза, и отъ товалчаны, и отъ желомостины, и отъ сердечины, и отъ четвертины, и отъ нащепа, и отъ ращепа и отъ прицѣлины, и отъ подворотни, и отъ всякаго разнаго оружiя; какъ Его Господа Бога распинали жидове и ко кресту пригвоздиша и копiемъ въ ребра прободоша, и по лицу его биша, и уста желчiя напоиша. И грыжею, и щипотою, и опохолiю нутреною и тѣлесною, жилною, и костянною, и суставною. Какъ лежатъ въ земли мертвыя кости человѣческiя, и звѣриныя, и птичiи, и лошадиныя, не чуютъ всѣ никакой болѣзни, ни щипоты ни уразу, ни опухоли ни нутреннiя, ни тѣлесныя, ни жилнiя, ни суставныя, ни костянныя отъ всякаго удару и уразу и отъ камени и желѣза укладу и булату отъ вервiя и ременя, и отъ огня, и отъ воды и отъ всякаго разнаго древа на земли подъ небесами: отъ дуба отъ вяза, и отъ товолги, и отъ желомостины, и отъ сердечины, и отъ нащепа и расщепа и отъ прицѣлины, и отъ подворотни, и отъ всякаго разнаго удару оружiя, и отколѣ нибудь со хмелевой перовины обвивается около тычины легко было около меня раба всякое разноличнее оружiе камень и желѣзо, и укладъ, и булатъ, и веревка, и ремень, огонь и вода, и всякое древо: вязъ и товолга, и желомостина, и сердечина, и четвертина, нащепа и расщепа, и прицѣлины и подворотня и всякое разное оружiе отнынѣ и до вѣку и до гробовой доски. И буди мое тѣло крѣпчае камени и всякаго желѣза на рабѣ Божiи (имя рекъ). И сiи мои слова крѣпки и симъ словамъ моимъ аминь.

 

По пути.

____

 

(Продолженiе см. № 93).

 

Отъ грыжи всякiя, а говори 3-жды на сѣмянное масло.

Господи, благослови отче. Госпоже пресвятая Богородице, святыя ангели и архангели безплотныхъ силъ небесныхъ и воеводы, закройте государи своими нетлѣнными ризами и отъ всякаго человѣка помогите и пособите отъ уразу и отъ удару, и отъ вязу и отъ клену, и отъ ясну и отъ дубу, и отъ товолги, и отъ ребины, и отъ березы, и отъ илму, и отъ липы, и отъ древа отколотаго, отъ нащепа и ращепа, и отъ ожега, и отъ стега, и отъ востраго, и отъ веревки, и отъ тупого, и отъ серетинъ, и отъ конда, и отъ кнута, и отъ плетей, и отъ всякаго власа мужеска и женска, и отъ всякаго древа, какое бы на роду было межа небомъ и землею, и отъ всякiя крови и молока яловненя, и отъ всякiя скотины и собачтей крови, и мѣди, и желѣза, и отъ огня и воды, и отъ всякаго порченiя нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ аминь.

По пути.

____

 

(Продолженiе см. № 94).

 

По пути.

____

ЗАМѢТКА.

 

Въ iюнѣ 1903 года наше Заонежье посѣтилъ В. И. Срезневскiй. «Край, въ которомъ случилось мнѣ побывать», ‑ пишетъ онъ по поводу этого посѣщенiя, ‑ «полонъ старины; это какой-то случайно уцѣлѣвшiй [1] осколокъ давняго времени».*) И дѣйствительно это такъ. Архитектура домовъ съ вышками и свѣтелками, съ узорчатыми балконами и часто галлереями вокругъ всего дома, съ узорчатыми же и раскрашенными оконными косяками; отчасти одежда и рѣчь жителей; многiе обычаи въ жизни семейной и общественной, ‑ все это, при внимательномъ наблюденiи, переноситъ вашу мысль въ далекое прошлое этого края, а отъ этого прошлаго – къ тому, откуда и когда пошла здѣсь русская земля и стала есть. Неудивительно, послѣ этого, что русскiя мѣста нашей Олонiи, и чаще всего Заонежье, привлекали и привлекаютъ ученыя силы для ихъ изслѣдованiя и изученiя. Но все это силы въ большинствѣ случаевъ не мѣстныя, преслѣдующiя въ своихъ трудахъ спецiально научныя цѣли, мало относящiяся къ улучшенiю и возвышенiю культуры нашего края. Между тѣмъ въ высшей степени желательно было бы всестороннее изученiе мѣстнаго края мѣстными силами и, главное, для мѣстныхъ цѣлей, въ цѣляхъ подготовки правильнаго и твердаго фундамента для истинно гражданской жизни населенiя. Если сорокъ слишкомъ лѣтъ тому назадъ относительно Россiи вообще говорили: «При современномъ сознанiи крайней необходимости просвѣщенiя[2] темныхъ массъ народа, при теперешней заботѣ объ устройствѣ народныхъ училищъ, крайне необходимо, между прочимъ, предварительное изученiе историческаго развитiя и склада той простонародной умственной почвы, которую предстоитъ нравственно обработывать; этимъ изученiемъ опредѣлятся настоящiе умственные недостатки и потребности народа и укажется характеръ и прiемы самой умственной культуры или сущность и направленiе народно-образовательной системы»**), ‑ то это должно не только сказать, а громко провозгласить теперь и въ частности относительно Олонецкой губернiи.

* * *

Маленькая находка.

24-го и 25-го сентября 1905 г., мнѣ пришлось быть въ с. Сѣнной губѣ Петрозаводскаго уѣзда. Въ смыслѣ сохраненiя остатковъ старины это село очень интересно. Безусловно важно и то, что здѣсь находятся и любители старины во главѣ съ о. настоятелемъ прихода В. С. Ржановскимъ. У него нерѣдко можно встрѣтить старинную книгу, рукопись и т. п. Въ этотъ разъ мнѣ пришлось ознакомиться у него съ старинною скорописью. Книжечка эта, ‑ въ 1/16 долю листа, исполненная скорописью на синей бумагѣ, содержитъ въ себѣ молитвы, заговоры и наговоры, носящiе на себѣ несомнѣнные слѣды перiода двоевѣрiя русскаго народа. – Написана эта книжка въ концѣ XVIII в., старообрядцемъ или лицомъ придерживавшимся старообрядчества. Начертанiе имени I сусъ (вм. Iисусъ), упоминанiе о хожденiи посолонь, выраженiя во вѣки вѣкомъ (вм. вѣковъ) истинный Христосъ, все это и нѣкоторыя другiя подробности письма говорятъ за это.

Особенности письма этой книжки слѣдующiя: заглавныхъ буквъ (даже въ такихъ словахъ, какъ Богъ, Господь, Богородица), какъ и знаковъ препинанiя (за исключенiемъ точки) не имѣется; союзъ и пишетъ, какъ i; слова, начинающiяся съ и имѣютъ не и, а i (напр., iсполнилъ, iмя), ѣ и е употребляются безразлично; в пишется какъ II, ж, какъ греческое ми; мягкiй знакъ въ срединѣ словъ отсутствуетъ; предлоги отъ словъ не отдѣляются (напр. измуки вм. изъ муки, вновъ домъ вм. въ новъ домъ и т. п.), цыфры арабскiя.

Далѣе приводимъ самое содержанiе книжки, не соблюдая до точности ея орфографiи, какъ не имѣющей существеннаго значенiя.

* * *

Указъ, какъ должно глаголати псалмы на

Всякое прошенiе.

Егда возстанутъ злiи человѣцы, глаголи псалмы 14, 41, 68, 129, 139.

Молитва къ тому же: Владыко человѣколюбче помилуй мя благости твоея ради, не остави мя заблудитися твоея воли; не предаждь мене Господи, предлежи моему искушенiю на пагубу.

Егда на путь пойдешь, глаголи псаломъ первый: «Блаженъ мужъ.»

На бой пойдешь, глаголи псаломъ 2: «Вскую шаташася языцы».

О помощи глаголи псаломъ 3: «Господи, что ся умножиши врази мои».

Путемъ идучи, глаголи псаломъ 4: «Внегда призвати ми, услыша мя Богъ правды моея».

Како царю служити, глаголи псаломъ 5: «Глаголы моя внуши Господи».

Отъ немощи, ‑ надъ водою, которая по солони идетъ, ‑ глаголи псаломъ 6: «Господи, да не яростiю твоею обличиши мене».

Отъ окормленiя, надъ водою стоящей, глаголи псаломъ 7: «Господи Боже на тя уповахъ».

‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑

*) Поѣздка въ Петрозаводскъ и Заонежье. В. И. Срезневскаго. СПБ. 1904 г. стр. 1‑2.

**) Журналъ Министерства Народнаго Просвѣщенiя 1863 года, январь, отд. IV, стр. I.

С. А. Лосевъ.


Лосев С. А. По пути // Олонецкие губернские ведомости. 1906. № 87. С. 2.

 

 

С. 2

По пути.

____

 

(Продолженiе см. № 86).

Маленькая находка.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.