Курганы без погребального инвентаря — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Курганы без погребального инвентаря

2019-09-26 155
Курганы без погребального инвентаря 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из 200–250 курганов, которые можно отнести к армориканской культуре бронзового века, только чуть более сотни предоставили археологам погребальный инвентарь, по которому можно было бы причислить курганы к первой или второй группе. Некоторые курганы разграблены в древности или уже в более позднее время. И только на основании их архитектурного стиля мы с определенной долей достоверности датируем их бронзовым веком. Если эти курганы расположены рядом с другими насыпями, содержащими типичный материал, мы можем предположить, что они принадлежат к одной группе. Подобные комплексы курганов часто относятся ко второй группе; по крайней мере, условно можно причислить к этой группе все курганы, в которых не обнаружено погребального инвентаря.

Есть, однако, курганы, где, несмотря на аккуратность раскопок, не было найдено ни внутренней камеры, ни какой-то определенной структуры. Иногда археологи находили лишь небольшую груду камней, глины или песка – это наводит на мысль о груде камней в кургане Кервингар, расположенном симметрично по отношению к двум другим маленьким второстепенным гробницам. Эти фальшивые сооружения когда-то решили считать имитацией погребений – кенотафами, воздвигнутыми в память о почивших.

Ни в коем случае не отвергая совершенно эту версию, следует также обратить внимание на курганы, у которых нет камер, но в которых погребальный инвентарь, а порой и фрагменты костей смешаны с земляной насыпью или собраны в одном определенном месте. Как в случае с курганами, в которых имеется камера, этот рассеянный материал включает как поздненеолитические артефакты (фрагменты керамики, кремневые орудия, топоры, подвески), так и осколки гончарных изделий, похожих на те, что были найдены в камерах курганов бронзового века. Это позволяет предположить, что две эти культуры существовали одновременно.

Наряду с курганами иногда встречаются небольшие насыпи, содержащие маленькие прямоугольные гробницы. В редких случаях там был обнаружен погребальный инвентарь, по большей части эти гробницы пустовали. Возможно, они предназначались для людей, не обладавших властью или состоянием.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГРУППАМИ КУРГАНОВ

Существование двух групп курганов, содержимое которых так разительно отличается, вызывает ряд проблем. Гипотеза дифференциации захоронений в зависимости от пола – гробницы для мужчин содержат оружие, женские – керамику – представляется несостоятельной, поскольку в ряде случаев рядом с керамикой находили мужские скелеты. Более того, географическое распространение этих двух групп курганов показывает явные различия, несовместимые с упомянутой гипотезой. Таким образом, наиболее правдоподобной представляется версия о хронологической последовательности.

Курганам первой группы свойственны некоторые архаичные черты, например наличие в них кремневых наконечников для стрел, булавок, напоминающих нам об унетицкой культуре начала раннего бронзового века, а также артефактов из мышьяковистой меди. С другой стороны, из курганов второй группы исчезли каменные предметы, все найденное в них оружие – из настоящей бронзы, в рисунках на гончарных изделиях появляются мотивы среднего бронзового века. С архитектурной точки зрения две группы курганов близки друг другу, но совершенно не похожи в том, что касается погребального инвентаря. Да, кинжалы более или менее похожих типов, однако не было «переходных» случаев, чтобы, например, сосуд с четырьмя ручками был найден вместе с наконечниками для стрел.

Носители армориканской курганной культуры, должно быть, столкнулись с традиционными неолитическими группами. Возможно, при возведении гробниц они даже использовали труд местных жителей, которые предпочитали делать это в соответствии с мегалитическими традициями. Напротив, некоторые группы неолитической традиции (например, карнакская группа) более или менее точно восприняли погребальные ритуалы курганной культуры.

ИСТОКИ И СВЯЗИ

Относительно просто отыскать целый ряд связей с этой культурой в большинстве европейских центров бронзового века. Влияние унетицкой культуры выдает присутствие типичных для нее булавок. Керамика имеет сходство с адлербергской культурой, хотя в то же самое время следует признать, что все гончарные изделия, используемые в тот период, в той или иной степени обнаруживают «фамильное сходство». Одно то, что это – курганная культура, уже указывает на родство с важнейшими курганными культурами Центральной Европы. Были попытки обнаружить возможный источник распространения этой культуры сухопутным маршрутом с промежуточными точками в Дордони и Сен-Мено или связать ее с находками в Жиронде, однако все эти связи представляются неявными.

Самая тесная связь у бретонской курганной культуры, пожалуй, существует с уэссекской культурой – культурой Англии. Те же типы кинжалов, иногда украшенные крошечными золотыми гвоздиками, «точильные камни» и ограниченное количество сопоставимых кремневых наконечников для стрел, которые, впрочем, не представляют собой близкую параллель. Это сходство иногда считают признаком того, что бретонская культура происходит от уэссекской, а иногда, наоборот, признаком происхождения уэссекской культуры от армориканских курганов. Существует гипотеза общего происхождения от германской курганной культуры. Армориканские кинжалы и их аналоги в уэссекской культуре подверглись сравнению с кинжалами из Эльбо-Одерской группы, выяснилось, что некоторые находки, особенно в Па-де-Кале и Нормандии, могут являться вехами, отмечающими путь распространения культуры. Следует, однако, заметить, что эти связующие звенья спорадичны, и трудно провести параллель с типичными примерами из двух групп армориканских курганов.

Рис. 41. Боевой топор с рукоятью из Керсуффле, Морбиан 1 9

В любом случае Ла-Манш был не только дорогой, по которой курганная культура пришла в Бретань. Он также во все времена был главной дорогой, с помощью которой осуществлялись контакты со странами родственной культуры. С антропологической точки зрения следует отметить, что схема кургана в Кергониу близка к протонордическим типам – факт, подтверждающий возможность северного происхождения культуры. Этот источник также объясняет происхождение и некоторых артефактов (рис. 41).


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.