Образ птицы и обращение к ветру — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Образ птицы и обращение к ветру

2019-12-21 168
Образ птицы и обращение к ветру 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Большинство птиц в причётах связанно с людьми, адресатом и плачеей, но птицы встречаются и в другом ряду. В поминальных плачах общим местом является обращение к стихиям: плачея просит ветры буйные, пески жёлтые послушаться её желания и помочь вернуть умершего, после чего обычно следует сетование на себя, забывшую, что с того свету белого нет возврата. В числе одушевлённых стихий встречаются и птицы. Б. Б. Ефименкова отмечает, что обращение к гусям присутствует в причитаниях, собранных в районах Кокшенги, Уфтюги (левый приток Сухоны) и прилегающей части Сухоны. Записи МЦТНК Череповецкого района показывают, что такое обращение отсутствует на территории запада Вологодской области.

Фрагмент бывает распространённым и сюжетным: уточняется откуда прилетают птицы («Из-за морюшка си...ой...инего» [Ефименкова, 1980, №50, 155]), как они садятся сначала на церковь, потом спускаются ниже, на круту могилушку. Этот рассказ сохраняется и в записях 2000 г.: «Да из-за морюш/и/ка си…ох..(него) / Да прилитите, серы гуси, да/ Уж/и/ вы сетите серы..ох…(гуси) / Да на с/ы/вятое-то Бу…ох..ев/ы/цо, / Да походите, серы гуси, / Да по с/ы/вятому-то Бу…ох..ев/ы/цо/ Да розышшите, серы гуси,/ Да крутую-то моги…луш/и/ку» (см. прил., с. 243). Внесение образа птиц меняет структуру обращения: гуси не просто занимают место в ряду стихий, а становятся посредниками между человеком и природой, к которой он обращается: «Ой, вы роспорхните, серы гуси, / Ой, да жёлтые те песочики, / Ой, да серые камешочики! / Ой, да вы розбейте, серы гуси, / Ой, да гробовую дощеченьку!» [Ефименкова, 1980, №27, с.121-122]. Гуси становятся силой, приводящей в движение недвижимые объекты. Не сами по себе развеиваются пески земли, не сами разбиваются гробовые доски, а как бы одушевлённые серыми гусями, как будто эти птицы и есть души предметов и стихий.

В некоторых случаях структура обращения более сложная. Обращение к гусям и к ветрам могут следовать друг за другом, причём каждому будет соответствовать определённое действие: «Прилетите-то, гуси серые, да / Розгребите пески желтые / На крутые да могилушки / У моего чады милого да / Дуньте-то ветры восточные / Росшибите гробову доску, да»[132]. Плачея просит серых гусей развеять могилу, а гром – разбить гробовую доску: «Прилетите, серы гуси,/ Розгребите, роспорхайте,/ Вы крутую могилушку,/ Дуньте, громы-те сильные,/ Розбейте гробову-ту доску,/ Да дуньте ветры-те буйные, / Сдуйте с лица полотёнышко» (см. прил., с. 243). Причём к грому обращаются с глаголом, обычно адресованным ветру, что свидетельствует об однородности образов стихий в ряду обращений.

Здесь гуси, туча и ветры представлены как самостоятельная сила, а пески, камни, доска – как объект её действия. Нетрудно заметить, что первые суть от неба, вторые – от земли. Туча и ветер непредметны, они движение, дыхание, душа, как и птицы с точки зрения символики. При этом их материальность ощутима: молния должна именно расколоть доску, ветер – сдуть полотенце с лица умершего, гуси – по камешку рассеять землю.

Связь птицы и стихий не случайна. А. Н. Афанасьев упоминает, что птица – «мифический образ ветра», «в феврале месяце нечистые вылетают из ада в виде ветра» [Афанасьев, 2002-1, с.324]. Происходит уподобление по признаку скорости: стремительность и лёт объединяют ветер с птицей. Родство птицы и стихий отмечает и А.Н. Веселовский, сравнивая параллелизм «птица движется, мчится по небу, стремглав спускаясь к земле; молния мчится, падает, движется, живёт» и отождествление «птица приносит на землю огонь-молнию, молния – птица» [Веселовский, 2006, с.421]. Чаще буре уподоблялись хищные птицы.

Обращает на себя внимание власть гусей вернуть умершего, пусть этого и не происходит. Пролёт гусей служит маркером смены сезонов, а лето и зима –трансформация оппозиции жизнь-смерть. Возможно, именно с этим связана амбивалентная роль гусей в сказках (перемещение протагониста в мир мёртвых к Бабе-Яге и возвращение его в мир живых), значимость гусей-лебедей в обрядовом фольклоре. Способность этих птиц быть вестниками и умирания, и воскресения природы побуждает осиротевших людей обращаться к ним с просьбой о возвращении близких.

Гусь в некоторых традициях олицетворяет мировой хаос, кроме того, это древнейший солярный знак [См. Жарникова, 1994], а в легендах о сотворении мира часто выступает в роли сотворца и антагониста Бога: достаёт землю со дна мирового океана, утаивает часть за щекой и, соперничая с демиургом, творит другую землю, в противовес основной, холодную и мёртвую. В свою очередь ветер «в народных представлениях наделяется свойствами демонического существа» [СМ, с.86], обитает в далёких местах, например, «за морем». Отождествление гусей и ветра закономерно.

Важность образа «гуся-лебедя» в мифопоэтическом восприятии мира подтверждается и частотностью образа в фольклорных текстах разных жанров, и устойчивостью мотива птицы в вышивке, керамике, резьбе, и древностью (образ водоплавающей птицы зафиксирован в петроглифах Онежского озера и побережья Белого моря. В частности, на это указывает С. В. Жарникова в статье «Образы водоплавающей птицы в русской народной традиции» [Жарникова, 1994, с. 114]. Важна также символика цвета. Как смешение всех хроматических цветов серый по семантике близок к бесцветному. Отсутствие качеств сродни безличности образа гусей. Воздуху и духам присуща невидимость, соотносимая с бесцветностью. Мировой хаос также лишен цвета, который есть следствие порядка и разделения. Смутность, неясность серого, его бесцветность при потенциальном включении в себя всех земных цветов соответствует тревоге и печали вестников хаоса.

В христианской символике значение серого цвета конкретнее, что даёт новые ключи к пониманию образа. Как смешение белого, цвета невинности, и чёрного, цвета вины, серый цвет считается символом земной смерти и духовного бессмертия [Словарь символов, с. 457]. Кроме того, это цвет пепла, который связан с похоронными обрядами. Пепел соотносим с прахом, поэтому серый – цвет праха, но и знак освободившейся души.

Образ серых гусей переходит и в рекрутские причёты, более поздние по времени образования. От И. Г. Поздеевой были записаны два причёта в которых плачея обращается к гусям с вопросом или просьбой передать весточку. Первый мать причитает, когда гуси летят из стороны, где служит сын, второй – если они летят в обратную сторону (см. прил., с. 238). В рекрутских причётах роль инобытия выполняет служба в армии, и гуси выступают как медиаторы, связывающие два мира. Способность возвращать оплакиваемого, слишком архаичная для более реалистичных рекрутских причётов, утрачивается, и гуси выступают в традиционной для всех птиц роли вестников.

Связь гусей с ветром в причётах обусловлена обращением к загробному миру, контактом с душами умерших. С точки зрения художественного восприятия текста, обращение к стихиям реализует страх и преодоление его, одиночество среди людей и власть (попытку управления) по отношению к миру явлений, сменяющуюся осознанием своего бессилия и возвращением плачеи в мир живых. Явившись из обозначения ветра, образ серых гусей в причитаниях, вбирает в себя и другие значения, является одним из самых запоминающихся. Для птицы, участвовавшей в создании мира, но в качестве антагониста, логично быть связанной с неприятными закономерностями мира, в частности с необратимостью смерти. Множественность образа создаёт впечатление безличности стихии и печали, а значит, невозможности их ни уговорить, ни победить.

 

***

 

Птица (как носитель вести с того света и посланница этого) – символ границы между мирами и возможности эту границу пересечь. В причётах реализуются два основных мифологических значения образа птицы: душа и медиатор. Свойства птицы передвигаться в недоступной человеку стихии, воздухе, которая отделяет землю (где живут) от неба (куда посмертно попадает душа) переносятся на овеществлённый образ души, покинувшей тело. Главным здесь становится функционально важный признак – крылья.

Это общее значение реализуется в образах, отнесённых, в первую очередь, к адресату, а также к самой плачее и стихиям, то есть к персонажам и силам, задействованным в переходе границы между мирами. Разным птицам соответствуют разные роли: «чистые» птицы (ласточка, голубь, лебедь) связываются с оплакиваемым (всегда прекрасным и безгрешным – таким он должен быть, чтобы его не отринули земля и небо, новая среда обитания), кукушка, грешная и несчастная, – с самой плачеей, а смутные и древние гуси – с непреодолимой силой мирового порядка.

Птица связывает землю и небо (воздух). Водоплавающие птицы (лебедь) связаны также с водой, которая сама по себе символ границы. Способность соединять разные стихии необходима для символа перехода, контакта разных миров, потому образ птицы так часто встречается в текстах, связанных с инициацией. На это накладывается более поздний ряд ассоциаций – возможность пересечь границу не оценивается уже как заданность, с птицей связывается не только возможность, необходимость, но и свобода пересечь границу. Птице доступно то, что недоступно человеку.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.